Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нарушения мышления при открытой органической врожденной ринолалии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как подчеркивает В. А. Калягин, в мыслительном процессе заикающихся отчетливо прослеживается значительная эмоциональная окрашенность, склонность к сомнениям и перебору вариантов. Во время и после выполнения задания заикающиеся часто выражают неудовлетворенность качеством своих ответов, стараясь смягчить предполагаемую критику в свой адрес по этому поводу. Основным мотивом такого поведения автор… Читать ещё >

Нарушения мышления при открытой органической врожденной ринолалии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При наличии общих черт в формировании мышления у детей с разными формами речевой патологии отмечаются определенные особенности интеллектуальной деятельности. Исследуя состояние мыслительных процессов у детей с открытой органической врожденной ринолалией, И. А. Уракова выявила неравномерность в развитии различных форм мышления[1].

Если невербальное мышление у детей этой категории сформировано в соответствии с возрастной нормой, то на уровне вербального мышления отмечается недоразвитие отдельных сторон мыслительной деятельности. Автор приходит к выводу, что несформированность вербального мышления у детей этой категории обусловлена недоразвитием всех компонентов речевой системы.

Нарушения мышления при моторной алалии

У детей с моторной алалией развитие интеллектуальной сферы характеризуется неравномерностью и диспропорциональностью. Это выражается в несоответствии уровня умственного и речевого развития (показатели интеллектуального развития выше, чем показатели речевого), в диспропорции в развитии вербального и невербального интеллекта (невербальный интеллект по своим количественным и качественным показателям значительно превышает развитие вербального интеллекта). При этом само развитие невербального интеллекта также диспропорционально (могут отмечаться мозаичные нарушения невербального мышления, обусловленные избирательной недостаточностью отдельных корковых функций).

В сфере вербального мышления у детей с моторной алалией, при сохранности способности к усвоению всех мыслительных операций, отмечается недостаточность обобщений. При решении интеллектуальных задач для детей характерна преимущественная опора на непосредственные представления, оперирование общими признаками подменяется установлением функциональных и ситуативно-конкретных связей между предметами. Кроме того, отражением несформированности обобщений является их нестойкость, когда в привычной ситуации (знакомом задании) дети правильно подбирают обобщающее слово, а в нетипичной ситуации (новый вариант задания) опираются на ситуативные и наглядные признаки.

Для детей с моторной алалией характерны и трудности реализации мыслительных процессов, требующих речевого опосредования, опоры на развернутую речевую деятельность. Так, у детей описываемой группы отмечается несформированность рассуждений, недостаточная осознанность, доказательность мышления; трудности вербализации причинноследственных связей при правильном их установлении и даже результата решения интеллектуальной задачи.

На протекание мышления и его результаты у детей с алалией влияет несформированность знаний, при этом более выражена неполноценность усвоения и воспроизведения вербализованных знаний, не подкрепленных непосредственным опытом. Это отражает недостаточно развитую способность к чисто вербальному научению. Не менее труден для таких детей переход с прагматического уровня знаний (т.е. знаний практического характера) на теоретический, понятийный[2].

Вопрос о состоянии невербального мышления у детей с моторной алалией является дискуссионным. Так, А. Н. Корнев считает, что невербальные интеллектуальные способности при неосложненной моторной алалии не только не отстают от нормы, но и в некоторых аспектах даже несколько превышают способности нормально говорящих детей. Состояние невербального интеллекта в данном случае имеет серьезное прогностическое значение.

Несколько иную точку зрения высказывает Е. Ф. Соботович, которая считает, что при моторной алалии отмечаются избирательные нарушения отдельных сторон невербального интеллекта, обусловленные дефинитарностью тех или иных высших психических функций. Состоянию одних мыслительных операций может соответствовать норме, состояние других, опирающихся нарушенные виды праксиса, гиозиса, симультанного и сукцессивного синтезов, значительно отстают в развитии.

Отрицательное влияние на процесс и результаты мышления у детей с моторной алалией оказывают нарушения самоорганизации деятельности, затрагивающие преимущественно эмоционально-волевую и мотивационную сферы, что проявляется в отсутствии или быстрой утрате интереса к интеллектуальной деятельности. У большей части детей отмечается психофизическая расторможенность, отвлекаемость, дети быстро приступают к выполнению задания, по оценивают ситуацию поверхностно, не вникая в ее суть. Несколько реже отмечается заторможенность, медленное включение в деятельность.

Нарушения мышления при заикании

При заикании не отмечается собственно нарушений мышления, однако психологическая симптоматика этого речевого расстройства влияет на протекание интеллектуальной деятельности. Своеобразие протекания мыслительных процессов отмечается у заикающихся в школьном, подростковом и взрослом возрасте. При выполнении заданий, направленных на исследование вербального мышления, у заикающихся отмечаются специфические затруднения. Они проявляются в виде неадекватных ответов: многословия, словесной бедности, тавтологии, смысловых ошибок. Отмечается отсутствие единого принципа действия, когда заикающиеся выполняют одни пробы на абстрактнологическом уровне, другие — на основе конкретно-ситуационных и даже латентных признаков.

Однако указанные нарушения не являются признаками недостаточности интеллектуальной деятельности заикающихся, так как выполнение этих заданий у них протекает особым образом. Возникающие вначале недостаточно осмысленные ответы сменяются затем вполне адекватными, т. е. трудности имеют фазовый, временный характер[3]; при внешней помощи и стимуляции к контролю ошибки успешно коррегировались заикающимися[4].

Также Н. Н. Станишевская указывает на изменение иерархии мотивов в интеллектуальной деятельности заикающихся, при которой происходит перенесение мотива и контроля на выполнение речевого действия, носящего в случае решения интеллектуальной задачи вспомогательный характер. Инструкция, данная экспериментатором, дополнялась самоинструкцией — поиском облегченных решений с нахождением легких для произнесения слов. В результате решение любой задачи не облегчалось, а усложнялось, поскольку заикающиеся решали две задачи — собственно мыслительную и речевую.

Как подчеркивает В. А. Калягин, в мыслительном процессе заикающихся отчетливо прослеживается значительная эмоциональная окрашенность, склонность к сомнениям и перебору вариантов. Во время и после выполнения задания заикающиеся часто выражают неудовлетворенность качеством своих ответов, стараясь смягчить предполагаемую критику в свой адрес по этому поводу. Основным мотивом такого поведения автор считает повышенную неуверенность заикающихся в себе, в своих способностях.

При этом обнаруживалась зависимость умственной работоспособности от эмоционального отношения к деятельности: при волнении снижаются продуктивность и качество выполнения заданий, усиливается невнимательность.

  • [1] Уракова И. А. Сравнительная психологическая характеристика ринолаликов и детей с нормальной речью //Дефектология. 1972. № 2
  • [2] Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. М., 2003; Ковшиков В. А., Элькин Ю. А. К вопросу о мышлении у детей с экспрессивной «моторной» алалией // Дефектология. 1980. № 3; Власенко И. Т. Особенности словесного мышления у взрослых и детей с нарушениями речи. М. 1990; Корнев А. Н. Основы логопатологин детского возраста; клинические и психологические аспекты. СПб., 2006
  • [3] Ангушев Г. И. Исследование взаимосвязи психических функций у здоровых и заикающихся подростков // Вопросы психологии. 1974. № 4
  • [4] Станишевская //. Н. Психологическое исследование личности взрослых больных, страдающих заиканием // Клиника и терапия заикания / под ред. Г. В. Морозова. М., 1984
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой