Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование мотивационно-волевой сферы спортсменов в теннисе

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В изучении данной проблемы существует подход, основанный на принципе подкрепления: если выполнение задачи приводит к хорошим последствиям, люди пытаются повторить данное поведение для получения позитивного результата. И наоборот, если выполнение почему-либо приводит к неприятным последствиям, люди пытаются не повторять данное поведение, во избежание больших негативных последствий. В спортивном… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические принципы исследования мотивации и воли
    • 1. 1. Исследования сущности мотивации
    • 1. 2. Понятие о воле и ее функциях
    • 1. 3. Взаимосвязь мотивов и воли
    • 1. 4. Проблема мотивации и воли в спорте
  • ГЛАВА II. Эмпирическое исследование
    • 2. 1. Организация эмпирического исследования
    • 2. 2. Анализ результатов исследования
  • ГЛАВА ІІІ. Методические рекомендации по формированию мотивационно-волевой сферы спортсменов в теннисе
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Список использованной литературы

Приложения … 43

Формирование мотивационно-волевой сферы спортсменов в теннисе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Статистические данные свидетельствуют о том, что регулярно занимаются спортом не более 15 — 20% молодежи в возрасте от 15 до 20 лет. Этот очень неутешительный показатель говорит о том, что проблема мотивации и воли к занятиям спортом среди молодежи являются чрезвычайно актуальными. Обзор литературы по проблеме позволяет утверждать: исследований психологии воли и мотивации в спорте недостаточно; практически не изученной является эта тема в большом теннисе. Такая ситуация определила необходимость более детального анализа теоретических аспектов психологических особенностей мотивационно-волевой сферы спортсменов-теннисистов. Итак, тема нашего исследования определена как «Психология воли и мотивации в большом теннисе» .

Объект исследования — мотивационно-волевая сфера спортсмена-теннисиста.

Предмет исследования — мотивационно-волевая сфера личности как психологический феномен.

Цель исследования — изучить психологические особенности мотивационно-волевой сферы спортсменов, занимающихся большим теннисом.

Гипотеза исследования: мотивационно-волевая сфера спортсменов-теннисистов имеет своеобразные психологические особенности, которые формируются под воздействием личностных характеристик.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования определены следующие задания:

— представить теоретический анализ исследований воли и мотивации к спорту в междисциплинарном аспекте;

— провести эмпирическое исследование мотивационно-волевой сферы спортсменов-теннисистов;

— выполнить качественный анализ результатов и сделать выводы.

Формирование волевых качеств происходит в течение всей жизни, но особенно важными являются ранние годы жизни человека, когда под воздействием семьи, личного примера родителей и других воспитателей закладываются навыки волевой регуляции поведения как целенаправленной регуляции активности человека. Спорт в данной ситуации существенно дополняет воспитательную работу, выступает тренировочной площадкой для испытания характера и личностных особенностей человека.

Теоретико-методологической основой исследования выступил анализ мотивационно-волевой сферы личности в контексте разных подходов, которые отображают ее междисциплинарный характер; рассмотрение мотивации как базового принципа существования человека в биологической парадигме (А.Уоллес, З. Фрейд и др.). Психологический подход к исследуемому явлению определил обращение к мотивационным концепциям (Б.М.Ананьєв А. Г. Асмолов, Д. Макклеланд, Г. Олпорт, Х. Хекхаузен и др.).

В спортивном мире мотивации достижения посвящены работы Р. Уэйнберга, О. В. Родионова, Е. Н. Гогунова, Е. А. Прокопенко и др. Заслуживают внимания исследования В. А. Сальникова, индивидуальным особенностям спортсменов в структуре спортивной деятельности.

В изучении данной проблемы существует подход, основанный на принципе подкрепления: если выполнение задачи приводит к хорошим последствиям, люди пытаются повторить данное поведение для получения позитивного результата. И наоборот, если выполнение почему-либо приводит к неприятным последствиям, люди пытаются не повторять данное поведение, во избежание больших негативных последствий.

Среди исследований отечественных ученых проанализированы работы А. Титович, Р. Стасюка, М. Солончук, А. Заикина, Л.Акимова.

Практическая значимость исследования заключается в углублении знаний по проблеме психологии воли и мотивации в большом теннисе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.Н. Психология спорта: Курс лекций. — Одесса, 2004. — 125 с.
  2. .А., Курамшин Ю. Ф. Педагогика и психология физической культуры: Учебное пособие. — СПб.: ЛГОУ, 1999. — 352с.
  3. О.І., Туриніна О.Л. Загальна психологія: Навч. посібник. — К.: Логос, 2004. — 140 с.
  4. В.К. Психологические механизмы мотивации человека.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1990. — 288 с.
  5. Е.Н. Психология физического воспитания и спорта. — М., 2002. — 287 с.
  6. Р. 48 законов власти. — Пер. с англ. Е. Я. Мигутиной. — М.: РИПОЛКЛАССИК, 2001. — 576 с.
  7. С.С. Мотивація діяльності. — Луцьк, 1998. — 187 с.
  8. Е.П. Психофизиология физического воспитания (факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности). — М.: Просвещение, 1983. — 223 с.
  9. Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб., 2000. — С.14−37.
  10. Ильин Е. П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.
  11. В.И. Студенческий спорт и жизнь. — М.: «Аспект пресс», 1995. — 244 с.
  12. В.И. Мотивы поведения и деятельности. — М.: Наука, 2001. — 158 с.
  13. С.Д. Общая психология. — М.: Рефл-бук, 1999. — 528 с.
  14. С.Д. Розвиток психіки в онтогенезі: В 2 т. — К.: Форум, 2002. — Т.1. — 319 с. — Т.2. — 335 с.
  15. С.Д., Носенко Е. Л. Експериментальна психологія (дидактичний тезаурус): Навч. посібник — К.: МАУП, 2002. — 128 с.
  16. А. Самоактуализация // Психология личности: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузыря. — М., 1982.
  17. , Ю. Н. Методология компетентностного подхода в подготовке специалистов физической культуры и спорта // Научные и методические проблемы физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры. Выпуск 16: Ежегодный сборник научных и научно-методических работ преподавателей и сотрудников ФГОУВ-ПО ?ВГАФК?. — Волгоград: ВГАФК, 2010. — С. 31−39.
  18. Р.М. Воспитание как составляющая деятельности спортивного педагога : учеб. пособие для образоват. учреждений высш. проф. образования по направлению 32 100 «Физическая культура» и для студентов высш. учеб. заведений, обуч. по направлению подготовки 32 100.62 «Физическая культура» и специальности 32 101.65 «Физическая культура и спорт» / Р. М. Мурзинова, В. В. Воропаев. — М.: КНОРУС, 2011. — 93
  19. Основы спортивной психологии (учебное пособие, с грифом УМО) Москва, Изд-во «Советский спорт», 2010. — 208 с.
  20. Особенности механизма мотивационного процесса в спорте // Журнал «Вестник спортивной науки» № 3. — 2010 г. — М.: Изд-во «Советский спорт» — С.15−19.
  21. Практическая психодиагностика / Под ред. Райгородського Р. Я. Самара: Издательский Дом «Бахрам-М», 2002. — 672 с.
  22. Психологія особистості: Словник-довідник / За ред. П. П. Горностая. — К.: Рута, 2001. — 320 с.
  23. Психолого-педагогические аспекты научного обеспечения подготовки спортсменов. — Краснодар, 1986. — 120 с.
  24. Психологический словарь / Под общ.ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  25. Психофизиологические основы здоровья (учебное пособие, с грифом РАЕ) Москва, Изд-во «Эксмо», 2010. — 286 с.
  26. Практикум по спортивной психологии / Под ред. И. П. Волкова. — СПб: Питер, 2002. — 285 с.
  27. А.А., Коломинский Я. Л. Общая психология. — СПб., 1999. — С. 216 — 233.
  28. А.В. Влияние психологических факторов на спортивный результат. — М., 1983. — 112 с.
  29. С.Л. Основы общей психологии. — СПб.:Питер, 2004. — 713с.
  30. А.С. Психология: Курс лекций. — К.: Лекс, 1996. — 208 с.
  31. В.А. Возрастное и индивидуальное в структуре спортивной деятельности: Монография. — Омск: Изд — во СибАДИ, 2000. — 160 с.
  32. Н.Б. Психология спортивной карьеры: Учебн. пособ. — СПб., 1999. — 607 с.
  33. В. В. Самосознание личности. — М., 1983. — 288 с.
  34. Г. Законы подражания. -СПб., 1992. — 491 с.
  35. Теория и организация адаптивного самовоспитания (учебно-методическое пособие)(Гриф МАНПО) Сургут: ИЦ СурГУ, 2009. — 190 с/
  36. Р.С. Основы психологии спорта и физической культуры. Пер. с англ. Гончаренко Г. — К.: Олимп.лит., 2001. — 334 с.
  37. И. С. Проблема формирования мотивации достижения в спортивной деятельности подростков [Текст] / И. С. Федулов // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 119−121.
  38. , В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов. — М.: Советский спорт, 2010. — 392 с.
  39. Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 2002. — 487 с.
  40. .В. Основы спортивной психологии. Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2010. — 208 с.
Заполнить форму текущей работой