Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характерологический профиль студентов педагогического института на основе сравнения со студентами технологической академии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опросу подверглись студенты педагогических вузов: Лесосибирского педагогического института Красноярского государственного университета и Иркутского государственного педагогического института в количестве 520 человек и студенты технических вузов: Лесосибирского технологического института Красноярской государственной технологической академии, Камышинского технологического института Волгоградского… Читать ещё >

Характерологический профиль студентов педагогического института на основе сравнения со студентами технологической академии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Опросу подверглись студенты педагогических вузов: Лесосибирского педагогического института Красноярского государственного университета и Иркутского государственного педагогического института в количестве 520 человек и студенты технических вузов: Лесосибирского технологического института Красноярской государственной технологической академии, Камышинского технологического института Волгоградского государственного технического университета, Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, всего 515 респондентов.

Результаты опроса позволили нам увидеть следующее:

У педагогов доминирующими чертами являются демонстративноэкзальтированные черты, у инженеров-технологов — гипертимо-педантичные.

В среднем признаки акцентуаций более ярко выражены у педагогов. У инженеров-технологов более представлена невротичность чем у педагогов и педантичность, у педагогов — демонстративные черты и циклотимные. Экзальтированность также более характерна для педагогов.

Нас интересовал вопрос: чем обусловлены эти различия в профилях характеров педагогов и инженеров, для ответа на который была предпринята попытка определить некоторые корреляты.

А. Е. Личко отмечает тенденцию смягчения акцентуаций с возрастом. Сравнивая профили характеров студентов Ш-го и V-ro курсов филологического факультета, мы обнаружили незначительное снижение некоторых показателей акцентуаций характеров.

Понизился уровень гипертимности и повысилось значение неуравновешенной акцентуации. Постоянными остались лишь значения тревожности и демонстративности.

Обнаруженная зависимость характера от фактора времени подтвердилась в процессе анализа профилей студентов дошкольного факультета заочного отделения, средний возраст которых 23 года и 36 лет (см. рис. 2).

С возрастом статистически значимо повысились показатели эмотивности (с 41 до 49,6 баллов, t-Стьюд = 3.41 при р < 0,001), педантичности (с 32,8 до 40, t-Стьюд = 2,54 при р < 0,01), дистимности (с 22,4 до 41, t-Стьюд = 7,81 при р < 0,001), снизились показатели гипертимности (с 60 до 46,4, t-Стьюд = 8,9 при р < 0,001).

Таким образом, нами подтверждена тенденция смягчения акцентуаций характеров с возрастом.

Однако незначительные изменения в характерах, обнаруженные в процессе анализа их профилей у студентов Ш-го и V-ro курсов, не дают нам оснований делать вывод о том, что характерные профессиональные черты личности формируются в процессе обучения в институте. Несмотря на значительный временной промежуток (от 23 до 36 лет) доминирующие черты профиля характера не меняются. По-прежнему преобладают демонстративность, экзальтированность и эмотивность.

Такое постоянство профессиональных черт характера является основанием для предположения, что интуитивно человек выбирает профессию, которая соответствует не столько его потребностям заниматься тем или иным видом деятельности, сколько чертами характера, уже сложившимися ранее. Именно они, на наш взгляд, в большей мере и определяют выбор. Конечно, как и в любой общественной сфере, и здесь есть фактор случайности, однако жизнь вносит свои коррективы и учителями остаются лишь те, кто соответствует по основным характерологическим чертам требованиям этой деятельности и позволяет им находиться в зоне психологического комфорта. Например, демонстративные черты и экзальтированность позволяют учителю безболезненно выполнять некоторые функции, связанные с общением, а педантичность инженеров делать тонкую, точную работу, чертежи и схемы.

Чем же характеризуется человек демонстративного типа? К. Леонгард отмечает у него легкость в установлении контактов, стремление к лидерству. Учительская профессия позволяет такой личности удовлетворять потребность в признании и общении. Высокая приспособляемость к людям вместе с тем сочетается со склонностью к интригам, самоуверенностью, высокими притязаниями и конфликтностью. Способность активно при этом защищаться невротизирует процесс общения между учителем и детьми в школе, а также общение между коллегами. Однако обходительность, артистичность, способность увлечь других, неординарность мышления и поступков позволяет учителю эффективно решать педагогические задачи. Наряду с этим эгоизм, лицемерие, хвастовство и леность — вторая непривлекательная сторона личности демонстративного типа. И чем выше показатель акцентуации, тем больше выражены негативные стороны демонстративности.

Экзальтированному типу свойственны высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но открыто не конфликтуют. Внимательны и проявляют чувство привязанности к друзьям и близким. Учитель с экзальтированными чертами характера способен к состраданию и искреннему чувству. Чертами, которые мешают быть ему эффективным воспитателем, являются паникерство, подверженность сиюминутным настроениям.

На основании выявленных тенденций мы посчитали необходимой и возможной не коррекцию некоторых особенностей характера у будущих учителей, а их оптимизацию, полагая, что научение субъектов общения саногенной рефлексии будет способствовать выбору ими оптимальных программ поведения согласно требованиям ситуации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой