Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологическое влияние структурных элементов коммуникативного процесса на перераспределение ресурсов власти в организации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с существовавшей «объективной» однонаправленностью властной системы социалистических организаций большая часть отечественных исследований (примерно до середины 90-х годов) обуславливала зависимость распределение властных ресурсов от эффективности трудовой деятельности и, как следствие, вклад каждого индивида в эту деятельность. Современные (после 93−94гг.) отечественные исследования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Анализ коммуникативного процесса и ресурсов власти в организации
    • 1. Сущность и основные социально-психологические особенности процесса коммуникации в организации
  • Социально-психологическая характеристика процесса коммуникации
  • Особенности коммуникативного процесса в организации
  • Модель процесса коммуникации
    • 2. Сущность и основные социально-психологические особенности феномена власти в организации
  • Социально-психологическая характеристика ресурсов власти
  • Особенности власти в организации
    • 3. Начальные пути воздействия на перераспределение ресурсов власти
  • Коммуникативные вариации в организации
  • Изучение возможной ситуации в организации 7/
  • Глава II. Социально-психологическое воздействие процесса коммуникации на перераспределение ресурсов власти в организации
    • 1. Экспериментальная методика проведения исследования социально-психологического влияния структурных элементов коммуникативного процесса на перераспределение ресурсов власти в организации
  • Структурный анализ изучаемых объектов 7 $
  • Общая характеристика методов исследования
  • Программа проведения практических мероприятий
    • 2. Выявление закономерностей влияния структуры коммуникативных сетей на перераспределение ресурсов власти в организации
  • Анализ результатов экспериментальной части исследования
  • Разработка модели процесса социально-психологического влияния 122 структуры коммуникационных сетей на перераспределение ресурсов власти в организации
  • Социально-психологические механизмы профилактики 126 возникновения неконтролируемых неформальных потоков коммуникации, влияющих на перераспределение ресурсов власти

Социально-психологическое влияние структурных элементов коммуникативного процесса на перераспределение ресурсов власти в организации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

За короткий период развития в России рыночных отношений, предпринимательства, коммерции возникает интерес людей к сфере управления, так как искусство управления состоит в непосредственной связи с конкурентоспособностью, выживанием и развитием любой экономической общности. Под этим искусством подразумевается создание системы организующих, регулирующих и координирующих воздействий на деятельность людей, направленных на решение стоящих перед ними задач. Если раньше при господствующем наличии государственной монополии на производство и продажу подавляющего числа товаров деятельность организаций базировалась на жёстких централизованных структурах производства, то сегодня, она, во многом, основывается на незакреплённых формально отношениях сотрудников, что оказывает специфическое влияние на общеорганизационную деятельность. Если эти отношения начинают носить не спонтанный, а упорядоченный характер, то цели личности или группы личностей, управляющей этим процессом, с большой вероятностью отличаются от формально закреплённых общеорганизационных целей, что сразу же придаёт негативный оттенок влиянию на общеорганизационную эффективность. Но на сегодняшний день в связи с появлением свободного предпринимательства наличие таких более гибких отношений между сотрудниками организаций практически невозможно исключить. Таким образом, мы можем говорить о наличие следующей проблемы в сфере функционирования организации: с одной стороны, изменения в потоках циркуляции информации вредят эффективности деятельности организации, с другой стороны, наличие таких изменений фактически неизбежно. Отсюда основным решением этой проблемы и, как следствие, темой нашего диссертационного исследования может стать выявление социально-психологического аспекта неформальной циркуляции информации, а также разработка модели по диагностике и снижению негативного влияния последствий наличия этих отношений.

Так как указанная проблема включает в себя ряд других проблем, то проблемное поле данного исследования можно дополнить.

Во-первых, установление неформальных потоков информации в организации крайне трудно зафиксировать по причине ограниченности доступа в круг участвующих в этой циркуляции. Отсюда сложно говорить об их практическом изучении и выявлении закономерностей, подтверждённых на практике.

Во-вторых, в связи с тем, что изучение неформальных потоков информации носит лабораторный характер, то не совсем правомерно говорить о том, что структура этих потоков, выделенная в лабораторных условиях, аналогична или даже идентична реальной структуре в организациях.

Высокая значимость этой проблемы объясняется потребностью членов любой организации в стабильности их деятельности, а также потребностями в безопасности, сохранении имеющихся условий материальной жизни.

Для создания и особенно поддержания в организации адекватной атмосферы для деятельности необходимо разработать социально одобряемую систему воздействия на поведение личностей, которая заключается в формировании особого типа отношений, а именно отношений власти. Одним из ключевых вопросов отношений власти является распределение ресурсов власти. При этом особую важность приобретают не только вопросы ресурсов власти, но и формальные, а особенно неформальные потоки информации в существующей системе властных отношений. Гибкие и действенные способы властного воздействия позволяют создавать устойчивую систему отношений между людьми. Важность изучения ресурсов власти и коммуникаций в организациях определяется, прежде всего, практическими интересами, связанными с обеспечением правильного и грамотного управления человеческими ресурсами в организации. Таким образом, ресурсы власти и процесс коммуникации являются основными категориями диссертационного исследования.

В литературе проблема власти представлена достаточно широко. Однако эти отношения обычно исследовались через призму государства, например, у таких учёных, как Ф. М. Бурлацкий, А. А. Галкин, Д. А. Керимов, Н. И. Конрад и других. В зарубежной литературе проблема ресурсов власти изучена достаточно широко работами М. Вебера, П. Блау, Р. Даля, Д. Истона, М. Крозье, Г. Лассуэла, Р. Мартина, Т. Парсонса, Б. Рассела и многих других. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволил выделить следующие специфические черты проведённых ранее исследований:

— В связи с существовавшей «объективной» однонаправленностью властной системы социалистических организаций большая часть отечественных исследований (примерно до середины 90-х годов) обуславливала зависимость распределение властных ресурсов от эффективности трудовой деятельности и, как следствие, вклад каждого индивида в эту деятельность [12, 15, 51]. Современные (после 93−94гг.) отечественные исследования отношений власти в организации достаточно субъективны, то есть, направлены на изучение конкретных организаций [24, 27]. В данном же диссертационном исследовании мы рассматривали вопросы перераспределения ресурсов власти как очень гибкий и изменчивый процесс, зависящий от протекания процесса коммуникации.

— Отношения власти как специфический тип социально-психологических отношений, являющиеся неотъемлемой частью любого вида человеческой деятельности, практически не нашли отражения и в крупных работах зарубежных ученых. Отношения власти обычно исследовались политологами, историками и касались действий не малых, а больших групп, таких, как, например, государство (работы Вебера, П. Блау, Р. Даля, Д. Истона, М. Крозье, Г. Лассуэла, Р. Мартина, Т. Парсонса, Б. Рассела и многих других) [76, 86, 95, 101]. Данные разработки зарубежных ученых в отношении проблемы власти во многом противоречат друг другу, их создатели часто стоят на принципиально противоположных точках зрения относительно природы власти и ее применения в различных социальных структурах. Кроме того, концепции, представленные зарубежными авторами, разработаны для развитых западных стран. В связи с этим для проведения исследования перед нами стоит задача адаптации зарубежных концепций для российской действительности, а также серьезная методологическая проблема взаимоувязки различных концепций власти и поиска своей оригинальной синтезированной концепции.

— Исследования коммуникативного процесса широко представлены работами как отечественных, так и зарубежных авторов: Борева В. Ю., Коваленко А. ВГайды А. В, Вершинина С. Е., Шульца В. JL, Роджерса Б., Шерковина Ю. А. и др. Однако в этих исследованиях [13, 19, 98 и др.] основное внимание уделяется вопросам массовых коммуникаций, либо исследования сетей коммуникации (Grichunas, Byers Р, Страссман, Мильнер, Robbins S. и др.) носят лабораторный характер. Поэтому одной из задач данного диссертационного исследования является адаптация изученных характеристик коммуникативного процесса на организационном уровне.

В целом, можно сказать, что проблема воздействия на организационные каналы коммуникации как средство перераспределения ресурсов власти в организации относится к малоисследованной области социально-психологического знания, что ставит перед исследователем достаточно трудные проблемы. Исследование взаимосвязи между процессом циркуляции информации и распределением ресурсов власти должны привести к разработке новых, более эффективных методов управления. Перечисленные выше группы авторских работ явились необходимой информационной базой при проведении нашего исследования, без которой выполнение поставленной цели оказалось бы недостижимым.

В соответствии с замыслом исследования в качестве цели исследования избрано:

Выявление основных закономерностей и разработка модели социально-психологического влияния структуры коммуникативных сетей на перераспределение ресурсов власти в организации.

Объект исследования.

Распределение ресурсов власти в организации (ресурсы власти существуют как реальность, признаются нами конечными и изменчивыми).

Предмет исследования.

Закономерности социально-психологического влияния структуры коммуникационных сетей на перераспределение ресурсов власти в организации.

Исходя из основных теоретических разработок, а также из приведенного объекта и предмета исследования мы формулируем задачи настоящего исследования. Задачи исследования.

1. Исследовать структурно-динамическую модель процесса коммуникации в организации.

2. Провести анализ специфики взаимосвязи процессов циркуляции информации и распределения ресурсов власти в организации.

3. Выявить основные закономерности влияния структуры коммуникационных сетей на перераспределение ресурсов власти в организации.

4. Разработать модель влияния коммуникативного процесса на перераспределение ресурсов власти в организации.

5. Выявить совокупность социально-психологических механизмов, с помощью которых могут быть нивелированы недостатки функционирования структурных элементов коммуникативного процесса.

Гипотеза исследования.

Независимо от общих характеристик организации (её размеров, длительности существования и сферы деятельности) существует закономерное влияние структуры коммуникационных сетей на перераспределение ресурсов власти в организации. Методы исследования.

В исследовании были использованы следующие методы сбора социально-психологической информации: сравнительный анализ, формализованное интервью, лонгитюдное исследование, проблемно-аналитическая деловая игра, метод экспертных оценок.

Метод обработки полученных данных — компьютерные табуляграммы (парное распределение данных), каждая из которых отражает сочетание ответов по двум вопросам.

Основные положения, выносимые на защиту (рабочие гипотезы):

1. Социально-психологическая специфика коммуникативного процесса является определяющим фактором распределения властных ресурсов в организации;

2. Влияние структуры коммуникативных связей на перераспределение ресурсов власти не зависит от:

— размера организации;

— временных характеристик её существования.

3. Личностные особенности членов организации оказывают значительное влияние не только на характер коммуникативного процесса, но и на объём и качество обладания ресурсами власти.

4. Недостатки функционирования структурных элементов коммуникативного процесса могут быть нивелированы с помощью социально-психологических механизмов как на стадии существования недостатков, так и на стадии их потенциального возникновения, для чего необходимо осуществлять мониторинг процессов циркуляции информации.

Настоящая диссертация включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.

В заключение этого параграфа можно сделать следующие выводы:

Анализу должны подвергаться все нюансы коммуникативного процесса организационной деятельности, включая даже незначительные на первый взгляд детали.

Больший эффект приносит профилактика возможного направления процесса циркуляции информации, чем анализ непосредственной ситуации. Для руководителя может оказаться результативным, например, проведение проблемно — аналитической игры.

В результате проведённого исследования были, во-первых, выявлены основные закономерности, во-вторых, разработана модель социально-психологического влияния структуры коммуникационных сетей на перераспределение ресурсов власти в организации, что позволило, с одной стороны, раскрыть сущность изученного процесса, с другой стороны, наметило основные направления дальнейшего развития проблемы.

После анализа результатов проведённого исследования мы получили подтверждение нашей основной гипотезы, что независимо от общих характеристик организации (её размеров, длительности существования и сферы деятельности) существует закономерное влияние структуры коммуникационных сетей на перераспределение ресурсов власти в организации. Также получили своё подтверждение и рабочие гипотезы.

— Характер коммуникативных процессов является определяющим фактором распределения властных ресурсов в организации;

— Влияние структуры коммуникативных связей на перераспределение ресурсов власти не зависит от:

— размера организаций;

— временных характеристик её существования.

— для эффективной деятельности организации необходимо тщательно изучать, контролировать и прогнозировать взаимосвязь процессов циркуляции информации и распределения ресурсов власти).

Также в процессе исследования были получены и неожиданные результаты, такие, например, как неподтверждение нашего предположения что при наличии неформальной структуры коммуникаций ключевой фигурой должен быть обязательно неформальный лидер.

Таким образом, мы можем сделать четыре основных теоретико-практических вывода, полученными в результате проведённого исследования:

1. Существует зависимость между изменениями направленности коммуникативных потоков и потоками ресурсов власти. При изменении конфигурации коммуникативных сетей происходит перераспределение властных ресурсов независимо от внутренних ресурсов организации (от её размеров, профиля деятельности и т. д.).

2. При воздействиях на каналы коммуникаций происходит перераспределение властных ресурсов независимо от временных рамок. Кроме того, можно сделать вывод, что процесс перетекания власти не зависит от конкретных её носителей.

3. Возможна локализация и остановка перераспределения ресурсов власти, происходящее от воздействия на каналы коммуникации.

В процессе исследования был сделан анализ литературы по изучаемой тематике, без которого проведение исследования оказалось бы невозможным.

Кроме того, в диссертационном исследовании впервые рассматриваются вопросы перераспределения властных ресурсов в контексте воздействия на коммуникативный процесс, выделения латентных переменных такого социально-психологического воздействия, а также условия управления таким воздействием. Это дало возможность разработки принципиально нового подхода к вопросу перераспределения властных ресурсов на основе вариации изменений компонентов процесса циркуляции информации. Подобное воздействие предполагает разложение коммуникативного процесса на составляющие, их изменение и как следствие выявление закономерных изменений таких характеристик властных ресурсов, как объём, вес, широта, максимум и минимум. Таким образом, полученные результаты представляют собой новый метод регулирования перетекания ресурсов власти и могут быть применены в качестве методологической основы для новых исследований.

При этом не исследованными ранее вопросами можно считать:

I. На теоретическом уровне:

1. Всесторонний комплексный анализ ресурсов власти через систему коммуникаций.

2. Выявление специфики социально-психологического влияния на перераспределение ресурсов власти через изменение структурных элементов коммуникативных сетей.

3. Предложение социально-психологической интерпретации протекания процесса циркуляции информации в организации.

II. На эмпирическом уровне:

1. Комплексный анализ организационной структуры и неформальной системы коммуникаций организации.

2. Разработка новой модели закономерного изменения равновесия властных ресурсов. Установление и анализ роли, которую при этом играет каждое отдельное изменение компонентов коммуникативного процесса.

3. Проведена апробация предложенной модели на примере зависимости перераспределения властных ресурсов трёх организаций, различных по структуре, размеру и другим характеристикам.

4. И, как итог, новым представляется сам замысел и реализация научного интереса в исследовании распределения властных ресурсов в контексте управления процессом циркуляции информации. Настоящее диссертационное исследование направлено, прежде всего, на улучшение социально-психологического климата организации через управление неформальными потоками информации. По «объективным» причинам ранее у российских учёных этот компонент существования организации практически не вызывал внимания. В современных же российских организациях в связи с из возросшей гибкостью и способностью к изменениям потоки коммуникаций, особенно неформальные, приводят к дестабилизации деятельности организации.

Применение на практике знаний о закономерных изменениях властных ресурсов (выделенные в отличающихся друг от друга организациях) позволит существенно снизить возможность возникновения социально-психологического конфликта, как следствие избежать напряжённости социально-психологического климата в организации и, наконец, исключить необходимость применения трудоёмких и дорогостоящих методов по анализу и разрешению возможной конфликтной атмосферы в организации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Межгрупповое взаимодействие: Социально-психологические проблемы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
  2. Г. М. Психология социального познания. — М.: Аспект Пресс, 1997.
  3. Г. М., Богомолова Н.Н, Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.
  4. В.А., Ростовцев ПС, Артёмова О.В. Опыт лонгитюдного исследования использования времени. — М.: Наука, Социологические исследования № 2, 1999.
  5. А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России): Т. 1. От прошлого к будущему. 2-е изд., перераб., доп. — Новосибирск: Сиб. Хронограф, 1997.
  6. Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. — М.: ИПК госслужбы, 1996.
  7. Е.П., Тихомандрицкая О. А. Социальная психология. Хрестоматия. — М.: Аспект Пресс, 2000.
  8. Н.А. Философия свободы и смысл русского коммунизма.- М.: СварогиК, 1997.
  9. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Перевод с англ. Под общ. ред. Мацковского М. С. -Лениздат, 1992.
  10. В.М. Коллективная рефлексология. — Пг.: Колос, 1921.
  11. А.А. Личность в общении. М.: Педагогика, 1983.
  12. В.В., Ковалёв А. Г., Панфёров В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. — М.: Мысль, 1983.
  13. В.Ю., Коваленко А. В. Культура и массовая коммуникация. М.: Наука, 1986.
  14. .М. Современная когнитивная психология. — М., 1982.
  15. А.И., Келле В. Базис и надстройка и механизмы социальной деятельности людей. — Филос. науки. 1979.
  16. В. Н. Зазнобина Н.П. Основы управленческого взаимодействия. -М., 1994.
  17. В.Н., Савичев В. Л. Развитие навыков делового взаимодействия. -М., 1994.
  18. В.Н., Тышковский А. В., Филиппов А. В. Организационно — психологическая модель проведения групповой дискуссии. -Психологический журнал № 2, 1990.
  19. Гайда А. В, Вершинин Е., Шульц В. Л. Коммуникация и эмансипация. Критика методологических основ социальной концепции Ю. Хабермаса, — Свердловск: Изд. Уральского университета, 1988.
  20. К. Дж. Социальная психология как история. Социальная психология: Саморефлексия маргинальности. — М.: 1995.
  21. Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе. — Л.: Лениздат, 1990.
  22. Дипломный проект Дубровской О. В., Анализ социальной структуры организации в сфере международного гостиничного бизнеса. — М., 1996 г.
  23. В.Л. Теория организаций. М.: Институт молодёжи, 1995.
  24. Ю.М., Петровская Л. А., Соловьёва О. В. Введение в практическую социальную психологию, М.: Смысл, 1999.
  25. А.Л., Поздняков В. П. Российские предприниматели в современной социальной структуре. — М.: Наука, Социологические исследования № 5, 1994.
  26. Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус. — М.: Наука, Социологические исследования, 1995, № 3.
  27. Л.Г. Культура и социальная структура. — М.: Наука, Социологические исследования, 1996, № 3.
  28. В., Ковальзон М. Я. Теория и история. — М., 1981.
  29. Кон И. С. Социология личности. — М.: Политиздат, 1967.
  30. Ф., Боен Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг: гостеприимство и туризм. — М.: Юнити, 1998.
  31. Р.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985.
  32. Г., О’Доннел Управление, Системный и ситуационный анализ управленческих функций, том 1, 5. — М.: Библиотека менеджера, 1993. 3 5. Купер К. Индивидуальные различия. — М.: Аспект Пресс, 1999.
  33. Г. Психология народов и масс. — СПб., 1995.
  34. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.
  35. .Ф. Категория общения и деятельности в психологии. — Вопр. филос, 1979.
  36. В.П. Групповые интересы и властно-управленческий аппарат: к методологии исследования (часть вторая). — М.: Наука Социологические исследования, № 7, 1997.
  37. Массовая информация и коммуникация в современном мире. Ч.1 — М.: ИНИОН, 1990.
  38. Массовая информация и коммуникация в современном мире. Ч. П — М.: ИНИОН, 1991.
  39. М.Х., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ.-М.: Дело, 1992.
  40. В.В., Кравченко И. И., Осипова Е. В. и др. Власть. Очерки современной политической философии Запада. — М.: Наука, 1989.
  41. М.Н. Человеческое общение. — М.: Политиздат, 1988.
  42. Олицкий А. А, Методологические проблемы теории организации и диалектика. Материалистическая диалектика и пути развития естествознания. — М.: Наука, 1982.
  43. А.Ю. Управленческое общение: Практические советы. — М.: Экономика, 1990.
  44. Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства. — М.: Экономика, 2000.
  45. Л., Джон О. Личность, Теория и исследование. — М.: Аспект Пресс, 1999.
  46. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. -М.: Изд-во МГУ, 1982.
  47. Л. Г. Чикер В.А. Организационная социальная психология. — - Петербург: Речь, 2000.
  48. Предприятие: стратегия, структура, положение об отделах и службах, должностные инструкции. Под ред. Казаковой К. А. и др. — М.: Экономика, Норма, 1997.
  49. А.И. Организации: системы и люди. — М.: Прогресс, 1982.
  50. А.И., Социология организаций. — М.: Прогресс, 1980.
  51. А.И. Историческое познание. — М., 1982.
  52. . Организация коммуникаций. — М.: Мир, 1984.
  53. .А. Социология социальной коммуникации. Изд. Удмуртского университета. — Ижевск, 1996 г.
  54. Е.В. Социальная психология. Курс лекций. Серия Высшее образование. — Москва — Новосибирск. 1999 г.
  55. Г. Эргономическое проектирование деятельности и систем- под ред. канд. психол. наук Назарова А. И., том 4. — М. Мир, 1991.
  56. Д.С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1989.
  57. Н. Социология. — М.: Феникс, 1994.
  58. Э.А. Основы теории организации. — М.: Аудит. Изд. объединение Юнити, 1998.
  59. B.C. Сочинения в двух томах.
  60. .Т., Лапин Н. И. Социальное проектирование. — М., 1982.
  61. Н.Д. Практикум по психологии. Обитая социальная психология. — МИА Москва, 1997.
  62. Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. — М.: Дело ЛТД, 1993.
  63. В.И. Основы построения организационных систем. — М.: Экономика, 1991.
  64. С. Социология. — М.: Наука, 1994.
  65. Д. Управляй или подчиняйся! Проверенная техника эффективного менеджмента. — М.: Фонд За экономическую грамотность, 1992.
  66. В. Власть. Основы кратологии. — М.: 1995.
  67. Ховен фон У. Стратегия развития организационных структур фирм. Проблемы теории и практики управления. — 1990. — № 2.
  68. Р.Х. Социально-психологические основы управления: Руководитель и педагогический коллектив. — М.: Просвещение, 1990.
  69. B.C. Научное познание как деятельность. — М., 1984.
  70. Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. — М.: Мысль, 1973.
  71. П. Социология социальных изменений. Пер. с нем. — М.: Аспект Пресс, 1996,
  72. В.А. Методология и процедуры социологических исследований. — Тарту, 1968.
  73. В.А. Взаимосвязь социологического и социально- психологического подходов к исследованию образа жизни. Психология жизни и образ жизни. Отв. Ред. Е. В. Шорохова. — М.: Наука, 1987.
  74. Allport F. Theories of perception and the concept of structure. — N.Y., 1955.
  75. Abrams M. Social Surveys and Social Action. — London, 1951.
  76. Aheame J., Keynote address. In: R Hall, J. Fragola and W. Luckas. — Conference record for 1981 IEEE standards workshop on human factors and nuclear safety, N. Y.: IEEE, 1982.
  77. Barthes R. Mythologies, — P, 1957.
  78. Beardshow J., Palfreman D. The organization in its environment. — Great Britain, Pitman, 1990.
  79. Blau. P. Exchange and power in social life. — N.Y., 1964.
  80. Broadbent D. E. Levels, hierarchies, and the locus of control. — Quarterly Journal of experimental Psychology, 29, 181−201, 1977.
  81. Branswic E. Perception and the representative design of psychological experiments. Berkely. — Los Angeles: University of California Press, 1956,
  82. Byers P, Organizational communication, — N, Y., 1997.
  83. Chapanis A. Design of controls. In: H.P. Van Cott ahd P.G. Kincade, Human engineering guide to equipment design. — N, Y: Mc Graw-Hill, 1972,
  84. Crosier M. The bureaucratic phenomenon, — London, 1964,
  85. Dahl R. Power. International encyclopedia of the social siences. — N.Y., 1968, Vol.12.
  86. Etzioni A. A comparative analysis of complex organizations. — N. Y. 1961.
  87. French J. R., Raven B. The bases of social power. Group dynamics: Reseach and theory. — London, 1960.
  88. Gouldner A. Patterns of Industrial Bureaucracy. — Glencoe, 1954
  89. Habermas and modernity. — Cambridge, 1985.
  90. Hanes L.F., O’Brien J.F., Di Salvo R. Control room design: lessons from TMI. — IEEE Spectrum, 19 (6), 46−52 (1982).
  91. Hannaman G.W., Spurgin A.J. Systematic human action reliability procedure (NP-3583). — Palo Alto, CA: Electric Power Research Institute.
  92. Kelman H. Attitudes are Alive and Well and Gainfully Employed in the Sphere of Action. — Amer. Psychol. Vol. 29, 1974.
  93. Martin R. The sociology of power. — London, 1977.
  94. Mc Guire W. The nature of attitudes and attitude change. The handbook of social psychology. Ed. by G. Lindzey und E. Aronson. — London, 1969.
  95. McGoldric H. And Davies G. International Retailing: Trends and Strategies. — 1. ondon: Pitman, 1995.
  96. Morgan Gareth. Image of Organizations. — Beverly Hills, Calif.: Sage, 1986.
  97. Norman D.A. Categorization of action slips. — Psychological review, 88, 1−15, 1981.
  98. Olsen M.D. Structural changes: the international hospitality industry and firm. — International Journal of Contemporary Hospitality Management, Vol. 3, 1991.
  99. Parsons T. The social system. -London, 1951.
  100. Payne St, L, The Art of Asking Questions. — Princeton University Press, 1951.
  101. Pine R. J, Technology transfer in the hotel industry, Ph, D, thesis, — Bradford University, UK, 1991,
  102. Phatak Arvind V, International Management: concepts & cases. — Cincinnati, Ohio: International Thompson Publishing (ITP), 1997.
  103. Rogers M. F. Instrumental and infi^ a — resources: The bases of power. — Amer. J. ScioL, 1974. Vol. 79, № 6.
  104. Rogers M. The bases of power. — Amer. J Social. 1976. Vol. 79, № 6.
  105. Schein Edgar. Organizational Culture and Leadership. Second edition- San Francisco, Calif: Jossey-bass, 1992.
  106. Torrington D., Weightman J. and Jones K. Effective Management: People and Organization. -Prentice-Hall, 1989.
Заполнить форму текущей работой