Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психопрофилактика и психокоррекция женщины в период беременности и родов: Медико-социальные проблемы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время во многих странах Западной Европы и в США формируется и развивается движение за гуманизацию родов и обращения с новорожденным. Это связано с повышением интереса к психотерапии, психологии личности и семьи. Ряд научных исследований последних лет позволяет по-новому взглянуть на указанные проблемы. Это прежде всего работы зарубежных исследователей — Р. Ассаджиоли, Ж. К. Грабер, С… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ. ОЖИДАЮЩЕЙ РЕБЕНКА
    • 11. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ, ОЖИДАЮЩЕЙ РЕБЕНКА
    • 1. 7 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОСЛОЖНЕНИЙ В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ И РОДОВ
      • 1. 3. НАРУШЕНИЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОС ТИ ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ И В ПОСЛЕРОДОВОМ ПЕРИОДЕ
        • 1. 3. 1. Современные подходы к проблемам психопрофилактики в родовспоможении
    • 2. Нервно-психические расстройства у женщин в до- и послеродовой период
      • 1. 3. 3. Невротические состояния
    • 4. Психопаталогические состояния
    • 1. 4. ПОСТНАТАЛЬНАЯ ДЕПРЕССИЯ (ПНД)
    • 1. 4. 1. СИМПТОМЫ И ОСОБЕННОСТИ (ПНД)
    • 1. 4. 2. Этиология ПНД
    • 1. 5. ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЖЕНЩИН В ПЕРИОД БЕРЕМЕННОСТИ И ПОСЛЕ РОДОВ
  • ГЛАВА 2. РЕЗЕРВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
    • 2. 1. ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПОДХОДОВ
    • 2. 2. ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАХ
    • 2. 3. ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ НА ТЕОРИЮ ИЗМЕНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ
    • 2. 4. ИССЛЕДОВАНИЕ СФЕРЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО ЧЕРЕЗ СНОВИДЕНИЯ БЕРЕМЕННЫХ И РОЖЕНИЦ
  • ГЛАВА 3. ЭВОЛЮЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЖЕНЩИНЫ ПРИ
  • ФОРМИРОВАНИИ РОЛИ МАТЕРИ
    • 1. ЭВОЛЮЦИЯ Я-КОНЦЕМЦИИ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ РОЛИ МАТЕРИ
      • 3. 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ДОМИНАНТЫ МА ТЕРИНСТВА 255 * 3.2.1. Доминанты беременности и инстинкт материнств
      • 3. 3. ПРОГРАММА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОМИНАНТЫ МАТЕРИНСТВА
      • 3. 4. АНАЛИЗ ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДОМИНАНТ БЕРЕМЕННОСТИ, РОДОВ И ВСКАРМЛИВАНИЯ И ИХ ВЗАИМОСВЯЗИ
  • ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ ПРИ БЕРЕМЕННОСТИ И РОДАХ
    • 4. 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ И ПСИХОПРОФИЛАК ГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
    • 4. 2. ОБЩИЕ ИНСТРУКТИВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ «ГЛОРИЯ»
    • 4. 3. ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЛЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ. ОЖИДАЮЩЕЙ РЕБЕНКА
    • 4. 4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОПРОФИЛАК ГИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ

    4.5. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И НАБЛЮДЕНИЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОГРАММЫ «ГЛОРИЯ» ГЛАВА 5 ПСИХОГИГИЕНА. ПСИХОПРОФИЛАКТИКА, ПСИХОКОРРЕКЦИЯ СЕМЬИ В ПЕРИОД ОЖИДАНИЯ И РОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА, КАК КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ОСНОВА РАЗВИТИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    5.1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОГИГИЕНЫ СЕМЬИ. ОЖИДАЮЩЕЙ РЕБЕНКА

    2. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

    5.3. ПСИХОГИГИЕНА ПЕРСОНАЛА, РАБОТАЮЩЕГО В СФЕРЕ РОДОВСПОМОЖЕНИЯ

    5.3.1. Психологический анализ деятельности акушерок

    5.3.2. Математико-статистическая обработка данных

    5.3.3. Анализ результатов экспериментального исследования

    5.4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ И ПСИХОКОРРЕКЦИИ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН И РОЖЕНИЦ

  • Психопрофилактика и психокоррекция женщины в период беременности и родов: Медико-социальные проблемы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

    Актуальность темы

    Одним из актуальных вопросов современности является психическая и физическая полноценноегь будущего поколения. Этот гезис подтверждается принятой распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2000 г. № 1202-р «Концепцией охраны здоровья населения Российской Федерации на период до 2005 года», Постановлением Минтруда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 г. № 1 «Положением о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации», а также целым рядом социальных программ поддержки материнства и детства на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

    По данным Российского министерства здравоохранения, в 1992;1999 годах: 25% родов имели осложнения- 20% рожденных детей имели различного рода отклонения от нормыв 15% случаев роды проходили с использованием хирургического вмешательства- 15% детей имели врожденную патологию. Только в 15% наблюдений имело место нормальное течение родов.

    Все остальные дети, составляют группу риска и имеют основания для приобретения хронических заболеваний в будущем.

    За счет превышения смертности над рождаемостью страна потеряла в 1999 г. 924,4 тыс. своих граждан, а в первом полугодии 2000 г. — 522,7 тыс. В целом с 1992 г. по 1.07.2000 г. депопуляция стала причиной сокращения населения России на 6 млн. 371,3 тыс. человек, что выводит медико-демографическую проблему на уровень национальной безопасности страны со всеми ее составляющими — политической, экономической, государственной [Медицинская газета, № 6, 2000 г.].

    Настоящее диссертационное исследование — это документальное отображение усилий автора в организации и систематизации научных данных, которые гак млн иначе связаны с проблемой рождения повой человеческой жизни, связаны с организацией и функционированием (при активном участии автора) в России «Ассоциации перинатальной психологии и медицины», возникновение которой продиктовано той ситуацией в акушерстве, психологии и психотерапии, которая позволила объединить свои усилия и поиски врачей, психологов и психотерапевтов. Трудность этого объединения состояла в том, что специалисты этих трех направлений опираются на различные фундаментальные основы, разные, иногда почти противоположные парадигмы, цели и задачи.

    С одной стороны, медицина развилась до таких диагностических и фармакологических высот, что может контролировать сложнейшие функции человеческого организма. С другой стороны, при этом успешность родов и здоровье потомства систематически ухудшаются.

    До последнего времени в нашей стране изучение беременности, родов и новорожденных часто сводилось к изучению физиологических процессов, соответствующих данным периодам, а сознание новорожденного рассматривалось как «чистый лист бумаги», на который только с началом внеутробной жизни начинали наноситься «первые записи».

    Из-за боязни инфекции младенец стал разлучаться с матерью в первые дни после рождения. Отношение к новорожденному как к существу, обладающему лишь физиологическими потребностями, привело, в конечном счете, к тому, что были ослаблены непосредственно материнские инстинкты, материнское «чутье», и нарушена психоэмоциональная связь отца с ребенком.

    Поэтому самой важной задачей, стоящей перед медициной и психологией, применительно к проблемам здорового материнства и детства, является формирование новых методов и форм психопрофилактики женщин в период вынашивания и рождения ребенка.

    Таким образом, актуальность темы определяется:

    — необходимостью обобщения накопленного автором в различных регионах России положительного опыта психопрофилактики и психокоррекции при беременности и родах;

    — неразработанностью и противоречивостью теоретических и методологических положений в трудах зарубежных и отечественных ученых;

    — отсутствием системы подготовки кадров в области перинатальной психологии и организационного механизма государственной поддержки системы психопрофилактики в родовспоможении.

    Традиции психопрофилактики в родовспоможении описаны в многочисленных источниках с древнейших времен до наших дней. Это и культовые, и культурные традиции, оберегающие эмоциональную сферу беременной женщины и роженицы, и нравственные этические законы взаимоотношений мужа и жены в период беременности и родов, этнографические параллели и различия в вопросе психологической поддержки женщины в этот важный период жизни у разных народов мира.

    Роды, хотя и являются нормальной естественной функцией организма женщины, в то же время служат тяжелым испытанием для нее, ее организма и психики. Неподготовленная женщина подходит к родам с отрицательными эмоциями, непониманием и чувством беспомощности. На этом фоне ее естественные реакции в схватках — напряжение мышц тела и задержка дыхания, приводят к боли и усилению страха. Соответствующая дородовая подготовка способна снять или уменьшить эти отрицательные факторы.

    Система обезболивания родов после предварительной апробации была введена в медицинскую практику в 1951 году, когда был опубликован приказ Министра здравоохранения СССР о внедрении «системы психопрофилактического обезболивания родов». Система включала целый комплекс методик предупреждения родовых болей, разработанных с учетом их механизма. правила поведения персонала в родовспомогательных учреждениях и создание специального охранительного режима для беременных, максимально исключающих ятрогении и психические травмы. Однако реально эта работа сводится к формальной беседе лечащего врача с беременной на очередном приеме. Большинство акушеров-гинекологов, проводящих психопрофилактику, не могут уделять ей должного внимания, так как слишком загружены лечебной работой, а кроме того, многие из них не обладают специальными знаниями в области психологии и не могут выполнять данную работу квалифицированно. В последние годы участились случаи ятрогений. Врачи своими беседами не уменьшают, а усиливают страхи у женщин, излишне акцентируя их внимание на патологии. Это является следствием общеметодологической позиции современной медицины, направленной на устранение патологии, и рассматривающей роды как процесс, аналогичный болезни. Эффективность психопрофилактики также снижают несоблюдение лечебно-охранительного режима в роддомах и отсутствие в их штатах психолога. Кроме того, подготовка беременных к родам начиналась, как правило, с 32-й недели беременности, основное внимание уделялось технической стороне и обезболиванию родов, не учитывались особенности мировоззрения женщин, не затрагивался ряд факторов, вызывающих эмоциональное напряжение и тревогу у женщин, совершенно не проводилась работа с мужьями и по гармонизации семейных отношений. Подготовка велась по чисто медицинским аспектам, к ней не были подключены знания, накопленные в области психологии, а поэтому не исключалась вероятность грубых психологических ошибок. По мнению ряда исследователей-психологов, в России еще не разработано по-настоящему комплексной методики подготовки семейных пар к родам и воспитанию ребенка.

    В настоящее время во многих странах Западной Европы и в США формируется и развивается движение за гуманизацию родов и обращения с новорожденным. Это связано с повышением интереса к психотерапии, психологии личности и семьи. Ряд научных исследований последних лет позволяет по-новому взглянуть на указанные проблемы. Это прежде всего работы зарубежных исследователей — Р. Ассаджиоли, Ж. К. Грабер, С. Гроф, Ф. Бертин, Т. Верни, Х. Нинель, Л. Нильсон, С. Фанти и др. Среди отечественных ученых это — Э. К. Айламазян, В. В. Абрамченко, В. А. Ананьев, А. С. Батуев, Н. П. Бехтерева, В. В. Бойко, Г. И. Брехман, А. И. Брусиловский, Л. И. Вассерман, К. Гайдебран, Н. А. Гармашова,.

    A.И.Захаров, Ю. Змановский, Д. Н. Исаев, Б. Д. Карвасарский, Н. Н. Константинова, В. А. Марченко, Б. Е. Микиртумов, Р. Ж. Мухамедрахимов, В. Н. Панферов, В. П. Потапов, В. Д. Рыжков,.

    B.Ф.Сержантов, Л. И. Спивак, Д. Л. Спивак, А. П. Федоров, Г. Г. Филиппова, Э. Г. Эйдемиллер и др.

    Большинство книг, статей, материалов и документов по родовспоможению посвящены патологии беременности, психотерапевтическим и психологическим осложнениям после родов.

    Остаются недостаточно изученными аспекты развития целостной Я-концепции женщины при формировании роли матери и влиянии этих процессов на психический мир плода и ребенка. Мало внимания уделено в литературе влиянию творческой активности на психоэмоциональный мир семьи, беременной и роженицы. Требует научного осмысления интеграция положительного опыта, теоретических и методических наработок в области психопрофилактики в родовспоможении и рождении новой семейной культуры ожидания ребенка.

    Наконец, мало изученными остаются роль и функции государственного управления системой психологических услуг при реализации демографических программ воспроизводства населения.

    В основу диссертационного исследования положены следующие концептуальные положения, вытекающие из анализа состояния медико-социальных проблем родовспоможения:

    1. Психическое и физическое здоровье человека начинается задолго до рождения — со здоровья матери, отца, со здорового климата в семье и обществе в целом.

    2. Комплексная программа психопрофилактики в дои послеродовом периоде должна включать в себя механизмы, позволяющие не только подготовить беременную к успешным родам, но и к материнству.

    Цель исследования. Целью исследования явилась разработка методологической основы и новых принципов психогигиены семьи в период ожидания и рождения ребенка и психопрофилактической, коррекционной работы клинического психолога и медперсонала с эмоциональной и мотивационной сферой беременных и рожениц в системе родовспоможения.

    Основные гипотезы исследования.

    1. Медико-социальные проблемы семьи, ожидающей ребенка, как совокупность экзогенных и эндогенных психотравмирующих факторов, приводят к росту уровня тревожности у беременных женщин, что снижает успешность родов и требует психологической поддержки семей, ожидающих ребенка.

    2. Разработка и реализация комплексной программы психопрофилактики и психокоррекции, психологическая подготовка беременных, членов их семей и медицинского персонала позволяют существенно снизить влияние стрессогенных факторов и обеспечить успешность родоразрешения.

    Задачи исследования. Цель исследования и основные гипотезы определили следующие задачи:

    — выявить роль психологических методов профилактики и коррекции при беременности и родах на основе анализа трудов отечественных и зарубежных ученых и практиков;

    — изучить психотравмирующие факторы, вызывающие у беременных и рожениц психосоматические отклонения, состояния внутреннего напряжения и дискомфорта;

    — выявить закономерности и особенности психологического процесса формирования роли матери;

    — разработать и обосновать комплексную программу психопрофилактики (ППП) в период беременности и родов;

    — обосновать и сформулировать основные задачи, принципы, этические нормы психопрофилактической работы психолога в родильном доме (женской консультации);

    — разработать практические рекомендации по совершенствованию психопрофилактической работы при беременности и родах и повышению общей перинатальной культуры в обществе.

    Объект исследования. Личность и психоэмоциональное состояние женщины в период беременности и родов.

    Предмет исследования. Методы психопрофилактики и коррекции эмоционального состояния беременной женщины и роженицы.

    Методы исследования.

    1. Для исследования уровня тревожности использовались:

    — шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина;

    — шкала психической тревожности Немчина-Норакидзе;

    — тест ММР1.;

    2. Для исследования склонности к депрессиям использовалась методика «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО) (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов), адаптированная для исследуемого контингента.

    3. Изучение типа психологической зашиты осуществлялась с помощью методики «Психологическая диагностика индекса жизненного стиля» (МПЗ) Келлермана-Плучика. Методика измеряет 8 типов психологической защиты: отрицание, вытеснение, компенсация, реактивное образование, проекция, интеллектуализация, регрессия.

    4. Изучение состояния выраженной депрессии выявлялось на основе теста «Шкала депрессии». Тест адаптирован Т. И. Балашовой.

    5. Метод анализа продуктов деятельности. Использовались экспрессивный (на заданную тему), вариант этого проективного метода (Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М., 1999). В качестве единиц для анализа рисунков мы избрали: 1). эмоции и чувства, 2) их связь с конкретными жизненными ситуациями и физическими ощущениями, 3) интрапсихические конфликты, 4) эмоциональные травмы.

    В обработке данных учитывалось мнение А. Анастази о применении проективных методик как клинических процедур с соотнесением результатов с другими исследованиями, касающимися жизненного пути личности (Anastasi А., 1982).

    Основой психокоррекции эмоционального состояния женщины в период беременности и родов в данном исследовании явился психодинамический подход (Freud А., 1948; Freud S., 1956; Klein M., 1959)/.

    Цель данного подхода — создать объективные условия для снятия внешних социальных преград на пути развертывания интрапсихического конфликта. Эта задача решается в нашем исследовании с помощью арт-терапии, телесно-ориентированной терапии, семейной психокоррекции. Использовались следующие элементы этих методов:

    1) создание тематических проективных рисунков (темы: страх, боль, тревога), создание целевых программных рисунков (темы: роды, ребенок), эмоционального содержания;

    2). анализ рисунков с целью отреаг ирования эмоционального содержания;

    3) дыхательный тренинг (обучение различным видам дыханияклассические упражнения в телесно-ориентированной терапии);

    4) голосовой тренинг-развитие голосового аппарата для усиления вербализации эмоций и чувств с целью взятия под контроль эмоциональных состояний.

    Теория социального научения (Bandura А., 1976., Бандура А., 2000) явилась вспомогательной теоретической моделью для анализа процессов саморегуляции. Она подходит к объяснению человеческой активности в терминах непрерывной реципрокной интерактивности между когнетивными, поведенческими и внешними детерминантами. В такой концепции человек и его окружение являются взаимно влияющими детерминантами.

    Опираясь на этот подход, нами разработана программа личностной эффективности (ПЛЭ) применяемая в семейной психокоррекции.

    При этом мы придерживаемся обоснованной многими авторами современной тенденции в развитии психотерапии, которая заключается в интефации принципов и методов различных подходов. (Карвасарский Б.Д. с соавт., 1999; Александров А. А., 2000).

    Анализ и обработка данных исследования проводилась качественно (дифференциация материалов по группам) и количественно (вычисление средних величин, среднеквадратичного отклонения, различий между выборками, корреляционный анализ). При статистической обработке данных использовался пакет программ Microsoft Office.

    Теоретической и методологической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии личности, семейной психологии, перинатальной медицины, психотерапии, валеологии, психоанализа, теории инстинктов, трансперсональной психологии, теории социального научения, психопрофилактики беременности и родов, а также законы, указы Президента Российской Федерации, постановления правительства Российской Федерации, нормативные и инструктивные документы, прикладные разработки по данной проблеме.

    В работе над диссертацией применялись методы научного обобщения, системного анализа, социологических обследований, экспертных оценок, психолого-математического моделирования, психологического, исторического и логического анализа, психологического тестирования и анкетирования.

    Применение теоретических взглядов многих ученых-психологов, психотерапевтов, медиков к анализу большого количества эмпирических фактов, предоставляемых практической деятельностью (в том числе и автора), позволили выработать собственное личностное и профессиональное отношение к выбору новых теоретических позиций и существенно расширили возможности понимания и трактовки эмпирических фактов.

    В качестве информационной базы использованы статистические данные Государственного комитета Российской Федерации по статистике, данные федеральных и региональных органов управления, передовой опыт субъектов Российской Федерации, данные о состоянии рождаемости, смертности, здоровье населения России, различные аналитические и справочные материалы.

    Научная новизна диссертационной работы. Представленная работа является одной из первых в современной отечественной психологической науке попыток комплексного исследования психологических методов профилактики и коррекции при беременности и родах, их научного обоснования и выявления факторов, тенденций и условий дальнейшего развития.

    В процессе исследования получены следующие результаты, характеризующие научную новизну диссертационной работы:

    — исследованы медико-психологические и социальные причины формирования осложнений в период беременности и родов;

    — обоснована необходимость изменения социального стереотипа отношения к беременности и родам как к «болезни «;

    — впервые в отечественной психологии проведен анализ эмоционального состояния женщин в период беременности и родов и показано, что успешность родоразрешения взаимосвязана с ситуативным поведением матери и разноуровневыми характеристиками ее индивидуальности;

    — исследованы особенности трансформации личности женщины в период беременности и родов и освоения ею роли матери. Выявлено, что материнство сопровождается изменением не только ценностных ориентаций, но и мотивационной, эмоциональной сферы, преобразованием ряда свойств, относящихся к коммуникативному, творческому компоненту личности;

    — обоснована необходимость формирования новых форм и норм психопрофилактической работы с исследуемым контингентом,.

    • соответственно требованиям современности;

    — выявлена роль индивидуально-личностных детерминант и психоэмоциональных особенностей ролевой адаптации женщины;

    — доказано, что формирование позитивного климата в семье, рождение семейных ритуалов и микрокультуры семьи являются благоприятным фоном для прохождения женщиной этапа беременности и родов. Особая роль в этом принадлежит мужу — будущему отцу, его созидательному участию в вынашивании и рождении ребенка;

    — впервые в медицинской и социальной психологии разработана, научно и экспериментально обоснована и апробирована комплексная методология психологической профилактики и коррекции эмоционального состояния женщины в период оерсмснности и родов как совокупность оригинальных взаимосвязанных психокоррекционных технологий;

    — обосновано, что результаты исследования вносят вклад в развитие направления психологии человека, касающегося изучения феномена социально-психологической адаптации и реализации социальных ролей (роль матери, отца) как механизма эволюции личности при достижении целостности;

    — разработан ряд оригинальных классификаций, схем, таблиц, графиков, диаграмм, иллюстрирующих и интерпретирующих основные положения и выводы диссертационного исследования.

    Разработанные или развитые общетеоретические, методические и организационные положения, по мнению автора, создают в совокупности целостную научную основу решения указанных задач.

    Практическая значимость работы определяется тем, что реализация апробированных подходов и научных результатов исследования является вкладом в научно-методическую базу диагностической практики, психологического консультирования, психопрофилактики и • психокоррекции, ориентированных на решение проблем беременности, родов и становления личности матери и ребенка в перинатальном периоде.

    Обоснованность разработанных в диссертации методических подходов и положений подтверждается тем, что многие из них доведены до стадии внедрения и нашли практическое применение в работе учреждений родовспоможения (родильные дома, женские консультации, поликлиники) в Санкт-Петербурге и в других городах.

    Научные разработки, выводы и рекомендации, а также авторские психологические технологии, отраженные в главах диссертации, могут 9 служить основой для дальнейших исследований и определения путей развития нового научного направления — перинатальной психологии.

    Практическая значимость проведенного диссертационного исследования состоит также в том, что отдельные результаты могут быть использованы: учеными и научными коллективами, исследующими проблемы женской психологии, психологии семьи, родовспоможения, психологии личности, перинатальной психологии и медицинымедицинскими учреждениями по родовспоможениюженщинами детородного возрастабеременными и роженицамистудентами акушерских колледжей, медицинских и психологических факультетов вузов.

    Новые авторские технологии. Психопрофилактическая программа, включающая механизмы психокоррекции и саморегуляции;

    2. Технология выявления зон психического напряжения (стрессоров) с помощью авторского опросника ПТС;

    3. Психокоррекционная технология КТ, включающая элементы диагностики и коррекции эмоциональной сферы семьи, ожидающей ребенка.

    4. Программа развития личностной эффективности родителей (ПЭЛ) в период ожидания ребенка. включает — первичную диагностику эффективности.

    — тренинговый цикл.

    — вторичную диагностику перед родами).

    Представленные в работе материалы:

    1. Существенно расширяют знания о значимых эмоциональных проблемах беременной и роженицы;

    2. Уточняют теоретические положения психопрофилактики и медико-психологического сопровождения беременной и роженицы;

    3. Выявляют роль макро и микросоциальных факторов в формировании культуры деторождения.

    Положения, выносимые на защиту.

    1. Демографический кризис в стране связан с медико-социальными проблемами семей, ожидающих ребенка, с развитием социально-культурного стереотипа отношения к беременности и родам, как к тяжелому, мучительному процессу. Это диктует необходимость организации и проведения психопрофилактических мероприятий, повышающих статус семьи, материнства и отцовства, а также уровень перинатальной культуры в обществе.

    2. Социально-психологическая адаптация женщины к периоду беременности и родов представляет собой динамический механизм, обеспечивающий развитие ее личности и освоение новых социальных норм и ролей. При этом роль матери является главнейшей и способствует интеграции личности женщины.

    3. В структуре процесса развития адаптационных ресурсов женщины, ожидающей ребенка, важнейшее место занимают творческие арт-терапевтические и телесно-ориентированные технологии, позволяющие осуществлять коррекцию эмоциональных состояний беременных и психокоррекцию в период родов.

    4. Мишенью психокоррекции и психопрофилактики являются страх и тревожность, как основные психотравмирующие факторы. Предложенная автором комплексная программа психологической профилактики и коррекции позволяет существенно снизить уровень тревожности и увеличить успешность родоразрешения.

    5. С целью повышения уровня организационного и профессионального обеспечения системы родовспоможения определена направленность повышения квалификации медицинского персонала и психологов роддомов и женских консультаций.

    Апробация результатов исследования.

    Основные положения данного исследования докладывались на международных, межрегиональных научно-практических конференциях, симпозиумах и семинарах:

    — 1997—2001 г. (г. Санкт-Петербург) — Ежегодные межрегиональные научно-практические конференции по проблемам перинатальной психологии и медицины (организаторы: Академия медико-социального управления и НИИ акушерства и гинекологии им. Д. О. Отго);

    — 1997 г. (г. Волгоград, МАПО, кафедра акушерства и гинекологии. Семинар «Перинатальная психология»);

    — 1998;2000 г. (г. Москва, институт психотерапии) — Конференции по вопросам психотерапии и психокоррекции;

    — 1998 г. (г. Хельсинки) — Конференция по проблемам материнства и детства;

    — 1999 г. (г. Санкт-Петербург, институт практической психологии «Иматон») — Семинар «Методы практической психологии при работе с семьей, ожидающей ребенка».

    — 2000 г. (г. Новосибирск) — Семинар для врачей и психологов «Перинатальная психология в акушерской практике»;

    — 2000 г. (г. Кисловодск) — Семинар для психотерапевтов и психологов «Методы перинатальной психологии в психопрофилактике беременных»);

    — 2000;2001 гг. (г. Пермь) — Семинар для врачей-акушеров, гинекологов и психологов «Перинатальная психология в акушерстве»;

    — 2001 г. (Санкт-Петербург) — 1 международный конгресс «Новые медицинские технологии».

    Материалы диссертации используются автором в учебном процессе.

    Северо-Западной Академии государственной службы при Президенте.

    Российской Федерации, Академии медико-социального управления, Акушерского колледжа (г. Санкт-Петербург) по дисциплинам: медицинская психология, психология семьи, история психологии, перинатальная культурология.

    Публикации по теме отражают основное содержание диссертации.

    Основные положения исследования представлены автором в монографиях, брошюрах и статьях, тезисах докладов, общее количество которых составляет около 40 наименований (общим объемом более 70 печатных листов).

    Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения (выводов и предложений), списка литературы и приложений. Она изложена на 415 страницах машинописного текста (без литературы и приложений). Работа содержит 27 рисунков, 8 схем и диаграмм и 32 таблицы.

    13.Выводы и рекомендации, полученные в диссертации, могут быть полезны учреждениям здравоохранения (родильные дома, женские консультации), высшим и средним специальным образовательным учреждениям (медицинские колледжи, медицинские вузы, факультеты психологии университетов и т. п.) для успешного использования и изучения методов психологической профилактики и коррекции при беременности, родах и в послеродовой период.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    .

    На основании проведенного автором диссертационного исследования проблем психопрофилактики в родовспоможении можно сделать следующие обобщающие выводы:

    1. Медико-социальные проблемы семьи, ожидающей ребенка, демографический кризис в обществе, могут выступать как стрессогенные факторы и приводить к нарушению психического здоровья беременной и будущего ребенка. Это обосновывает необходимость создания психопрофилактической службы в родильных домах и женских консультациях, решающей л задачи диагностики и коррекции, просвещения, консультирования и научных исследований. Важнейшим психопрофилактическим принципом работы с беременными и роженицами является учет их индивидуальных особенностей, а также характера личностного реагирования на трудные ситуации, способности к самоорганизации. Основными этическими нормами психолога в род. доме являются компетентность, профессиональная и социальная ответственность, уважение к человеческим правам и достоинствам членов семьи, ожидающей ребенка.

    2. Беременность и роды являются для женщин временем значительных пси* хосоциальных и физиологических перемен, которое нередко сопровождается депрессивными состояниями различной степени выраженности и относятся к кругу психосоматических. В этой связи медицинское обслуживание пациенток, независимо от особенностей психических проявлений депрессии, рекомендуется осуществлять путем тесного взаимодействия акушеров, психологов, психотерапевтов.

    3. Теоретико-методологический анализ подходов к исследуемой проблеме позволил установить:

    — наиболее плодотворным направлением изучения психопрофилактики и психокоррекции беременных и рожениц является его исследование в контексте традиций культуры деторождения с древнейших временизучение психопрофилактики и психокоррекции как процесса всесторонней подготовки к родам позволяет использовать личностно-ориентированный подход к беременной женщине и роженице, суть которого — обращение к психологии личности и работа с психическими особенностями беременных в акценте на эмоциональное состояниев структуре процесса развития ресурсов личности женщины, ожидающей ребенка, важнейшее место занимают творческие, арг-терапевтические и телесно-ориентированной технологии, позволяющие заниматься коррекцией эмоциональных состояний беременных женщин и психокоррекцией в период родов.

    Сравнение групп беременных прошедших ППП и не прошедших ППП выявило, что подготовленные женщины имею более высокую успешность родов и показатель новорожденных (по Апгар). Уровень подготовки к родам и материнству оценивается по характеру реагирования на темы «ребенок», «роды», «Я-мать» и др. Эти темы находят отражение в осознанных размышлениях и планах, а также в неосознанных реакциях, (сфера бессознательного — сны, рисунки, психосоматические реакции). У подготовленных женщин эти темы имеют позитивно-ориентированный контекст и являются хорошей базой для формирования эффективной стратегии поведения и реализации роли матери.

    Авторскую технологию — коррекционный тест (КТ) мы рассматриваем как систему профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психического здоровья беременной женщины (и ее мужа), формирование адекватного родительского поведения, создание позитивного эмоционального фона при ожидании ребенка. Авторский метод центрированного рисунка «План родов» позволяет проследить особенности формирования ответственности за родовой акт и закрепить позитивные установки rio отношению к рождению ребенка у матери и отца. Символическое решение такой задачи через рисование способствует стабилизации эмоционального состояния, укреплению веры в себя и свои силы. Женщины, осознанно работавшие с «Планом родов», показывают наилучшие результаты в родах.

    7. Авторский метод анализа рисунков женщин позволяет выявить скрытые внутриличностные деструктивные процессы, связанные с эмоциональными травмами, неэффективным жизненным опытом и установками по отношению к себе, окружающим и реализации себя в материнстве. Это способствует формированию более точных личностноориентированных стратегий психокоррекции.

    8. Разработанная автором комплексная программа психопрофилактики и психокоррекции привела к положительным эффектам в коррекции эмоциональных состояний, подготовке к роли матери и развитии чувства материнства у беременных и рожениц, что позволило снизить травматизм, осложнения при родах. Эта программа предполагает также проведение социально-ориентированных мероприятий, играющих психогигиеническую роль в развитии культуры семьи и деторождения.

    9. Разработанная автором концепция психопрофилактики и психокоррекции при подготовке беременных к родам содержит следующие основные положения:

    — о совокупности принципов, факторов и условий ППП;

    — об особенностях могивационной и эмоциональной сфер и креативности, как способа адаптации беременных и их подготовки к родам и материнству;

    — о функциональных этапах, методах и формах психопрофилактики и психокоррекции;

    — о разработке эффективных стратегий психологического сопровождения и гуманизации процесса родовспоможения.

    10.Практическая значимость полученных результатов состоит в том, что они доведены до вида, пригодного к применению при решении задач психологической адаптации и компенсации в период беременности и родов. Кроме того, практичность исследования подтверждается внедрением его результатов в реальную деятельность целого ряда родильных домов различных регионов России (Санкт-Петербург, Чебоксары, Пермь, Новосибирск, Кисловодск, Екатеринбург, Иваново, Нальчик и др.).

    11.Развитие идей перинатальной психологии привело к необходимости формирования перинатальной культуры современного общества. Она может быть представлена в формировании общественных стандартов, норм, ритуалов, привычек, стереотипов мышления, гуманистического подхода к периоду вынашивания и рождения ребенка.

    12.Созданная автором и возглавляемая им Ассоциация перинатальной психологии Санкт-Петербурга позволяет, благодаря привлечению научной общественности и практиков к обмену научно-практическим опытом, решать проблему междисциплинарности перинатальной психологии и существенно расширить горизонты научных исследований.

    Показать весь текст

    Список литературы

    1. В.А. Проблема научности в психиатрии. СПб., СпбГУ, 1998.
    2. В.В. Современные методы подготовки беременных к родам. СПб., 1991.
    3. В.А. Психология личности. Учебное пособие, 2-е изд. СПб., Изд-во Михайлова В. А., 2001, 191 с.
    4. С., Керлинг К., Фолкнер Ч. и др. Миссия НЛП (новейшие американские психотехнологии). М., 2000, 252 с.
    5. H.A. Психофизиологические аспекты сверхмедленной ритмической активности головного мозга. М., Наука, 1979. С. 214.
    6. Е.В., Денисов А. Г. Коррекция психологического состояния перед родами в условиях акушерского стационара. Волгоград, 1997.
    7. Ю.А. Пограничные психические расстройства/УМ., «Зевс», 1997
    8. .Г. Человек как предмет познания. Л., ГУ, 1968. — 341 с.
    9. Г. М. Методы исследования межличностного восприятия.—М., МГУ, 1984. 141 с.
    10. Ю.Анохин П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., Медицина, 1975.11 .Анохин Л. В., Коновалов O.E., Медведева О. В. Особенности формирования молодых семей в условиях социально-экономических реформ. /Здравоохранение РФ, № 2, 1997, С. 40−41.
    11. Н.Г., Долгина ГТ., Китаева Е. В. //В кн : Предболезнь и факторы повышенного риска в психоневрологии.// Л., 1986
    12. З.Анциферова Л. И. Системный подход к изучению функционирования и развития личности / Проблемы исследования личности. М., Наука, 1982. -с. 140—147.
    13. A.M. Влияние психопрофилактической подготовки к родамна течение родового акта вообще и первого периода в особенности. Фрунзе, 1955.
    14. А.Е. Неврозы, неврозоподобные состояния и психозы при беременности, в родах и в раннем послеродовом периоде // Календарь психотерапевта. № 1(7). СПб., 1996.
    15. А.Е., Мясникова Г. П., Пророкова В. К. Невротические состояния в раннем послеродовом периоде // Акушерство и гинекология № 3, 1980.
    16. H.A. Физиологическое кровообращение во внутриутробном периоде. М., 1960.
    17. Р. Психосинтез./ Пер с англ. М., Рефл-бук: К., Ваклер, 1997, 320 с.
    18. Ата-Мурадова Ф. А. Эволюция генетических систем мозга в популяциях человека и практические аспекты. /Человек в системе науки. 1989, С. 216 229.
    19. Баз Л.Л., Баженова О. В. Исследование восприятия психологической поддержки беременными женщинами // Психологический журнал. Т. 15, № 1, 1994 с.
    20. А. Теория социального научения. СПб., Евразия, 2000.
    21. A.C. Анатомия. Физиология. Психология человека. Краткий иллюстрационный словарь. СПб., 1998.
    22. A.C., Станкевич Л. Н., Сафронова М. Н., Самойлова В. А. и др. Обнаружение факторов риска беременности с помощью электроэнцефалографического обследования II Сборник материалов конференции «Перинатальная психология в родовспоможении». СПб., 1997.
    23. A.C. Психическое и физическое здоровье молодежи. // Сборник материалов по перинатальной психологии. СПб., 2000 г.
    24. A.C. Взаимосвязь состояния матери и развития ребенка в перинатальном периоде // Сборник материалов конференции «Перинатальная психология и медицина 2001» СПб., 2001 .(в печати)
    25. Я.Е., Рак С.Л., Самардакова Г. А. Психозы послеродового периода // Врачебное дело. Киев, № 9, 1974.
    26. Ч. Беременность и материнство. СПб., 1997.
    27. Н.И. Обезболивание родов (психопрофилактика болей в родах). Томск, 1970.
    28. Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многопрофильного исследования личности (в клинической медицине и психогигиене). М&bdquo- 1976.
    29. Бескровная и др. Клинические особенности течения родов при психопрофилактической подготовке беременных. JI., 1995.
    30. А. Воспитание в утробе матери. СПб., 1992.
    31. Н.П. Здоровый и больной мозг человека / Издание второе/ J1., Наука., 1988. 262 с.
    32. З.А. / кн.: Материалы I съезда акушеров и гинекологов Грузинской ССР, 1974.
    33. И.И., Кузнецова Н. И., Осколкова С. Н. Реактивные депрессии в свете иммунобиологических исследований // Материалы IV Советско-Финляндского симпозиума по проблеме депрессий. М., 1983.
    34. В.В., Оганян K.M., Копытенкова О. И. Социально защищенные инезащищенные семьи в изменяющейся России. СПб, Сударыня, 1999.
    35. В.В. психология образа жизни (поведение) и коммуникативная то-лерентность: посмотри, оцени себя и других. /В кн. «Валеология человека. Здоровье-любовь-красота». Т. 5, СПб, 1997, С. 185−206.
    36. Болезни и дисфункции нервной системы при беременности и в послеродовом периоде / Под ред. A.C. Деева. Рязань, 1994.
    37. Ю.В. Психотренинг. Социодинамика, ифы, упражнения. СПб., 1994.
    38. И.М. Психологические аспекты трансформации Я-концепции беременной женщины // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей. СПб., 1999.
    39. Брачность, рождаемость семьи за три века./Сб. Статей под ред. А.Г. Виш-невича, И. С. Кона. М., Статистика, 1979, С. 189.
    40. Г. Э. Соотношение наследственных и экзогенных факторов в этиологии психозов послеродового периода. JI., 1978.
    41. Г. Э. Проблема психозов послеродового периода. Л., 1978а.
    42. Г. Э. Прогнозирование течения психозов послеродового периода: Автореф. докт. дис. Л., 1980.
    43. А.И. Жизнь до рождения. М., 1984.
    44. В.И. Психические расстройства, сопровождающиеся нарушени-<• ем менструальной функции // Акушерство и гинекология. 1989. № 6.
    45. В.Г. Особенности медико-генетического консультирования в акушерско-гинекологической клинике. (В сб. Материалов конференции по перинатальной психологии 20−22 марта 1997 г.), СПб., 1997.
    46. И.З. Система профилактического обезболивания родов. М., 1963 г.
    47. Л.М., Новиков Е. И., Шабанов A.B., Воеводин Ю. Е. Стресс как причина невынашивания беременности. СПб., 1999.
    48. В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
    49. Ф.Р., Прядко Н. Г. Психосуггестивная программа для плода и беременной // Вестник гинекологии и психотерапии, № 2, 1992.
    50. В.И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология. СПб., Сотис, 1999,320 с.
    51. Н.Л., Константинова H.H. Введение в перинатальную медицину. М., 1978.
    52. Д., Страуб Г. Эмпауэрмент, искусство творить такую жизнь, какую вы хотите. М., РИЦ «Россия Молодая», 1992.
    53. Г. А. Суггестия: теория и практика. СПб., 1995.
    54. A.C. Системная концепция психики и общей психологии. Ростов на Дону, 1994.
    55. Е.А., Бойцова Ю. А., Спивак Д. Л. Измененное психическое состояние при родах // Сборник материалов конференции, 1999, СПб., 2000 г.64.1'римак Л. П. Резервы человеческой психики: Введение психологию активности. М., Политиздат. 1989. 319 с.
    56. О.В., Кича Д. И. и др. Здоровье основной раздел программы медико-социальной характеристики семьи./Здравоохранение РФ, 1997, № 1, С. 26−30.
    57. С. За пределами мозга. Пер. с англ. 2-е изд. М., 1993.
    58. H.H., Царегородцев Г. И. Психосоматическая проблема // Философские науки, 1990. № 12, С. 22−31.
    59. Гурьянова J1. С., Железнова Ю. Б. Рождение в радости. СПб., 1997.
    60. Е. И., Обысова Е. С. Максимович-Амбодик. М., 1976.
    61. H.H. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний. М., МГУ, 1992. 192 с.
    62. H.H. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. М., МГУ, 1985, 287с.
    63. B.C. Чувства, влечения, эмоции. Под ред. В. М. Смирнова. J1., Наука, 1974, 258 с.
    64. В.Ф. Маски депрессии // Медицина, № 7, 1987.
    65. Дик-Рид Г. Роды без страха. СПб., 1996.
    66. И.В. Диагностика и лечение невротических расстройств у беременных женщин // Сборник материалов конференции «Перинатальная психология в родовспоможении». СПб., 1997.
    67. И.В. О повышении эффективности работы курсов по дородовой подготовке // Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей: Сб. материалов конференции, СПб., 1999.
    68. И.В., Лазарева И. П. Здоровые роды — счастливый малыш. СПб., 1998.
    69. М.И. Метод психопрофилактики болей в родах. Киев, 1955.
    70. Д.И. Психика и мозг: результаты и перспективы исследований // Психологический журнал, № 6, 1990, С. 3−15.
    71. В. В. Психиатрия и психосоматическая медицина.—СПб., 1995, 115 с.• 81. Елисеев О. П. Конструктивная психология и психодиагностика личности.1. Псков, 1994.
    72. А.И. Ребенок до рождения и психотерапия послеродовых психологических травм. СПб., 1998. 88. Захаров А. И. Что нужно знать родителям до рождения ребенка. СПб., 1994.
    73. Т.В., Костюк Э. В. Роль материнского сывороточного скрининга в профилактике врожденных и наследственных заболеваний // Им-муноферментный анализ в системе лабораторной диагностики. М., 1994.
    74. К. Эмоции человека / Пер. с англ. М.: МГУ. 1980. 440 с.
    75. В.А. Нейрофизиология функциональных состояний человека. Л., Наука, 1986. 172 с.
    76. Е. И. Предпосылки качеств матери у беременных женщин (III триместр)// Перинатальная психология в родовспоможении: Сб. материалов конференции. СПб., 2000.
    77. И.Б., Мжаванадзе Э. Г., Абрамченко В. В. Психологические методы исследования в акушерской практике // Вестник гинекологии и психотерапии, № 2, 1992.
    78. .Д. Медицинская психология. JL, 1982.
    79. .Д. Психотерапия. М., 1985.
    80. И. Б. Психические состояния при нормальном и осложненном течении беременности: Автореф. канд. дис. СПб., 1995.
    81. .Д. Неврозы. 2-е издание. М., 1990.
    82. В.Н. Теория сновидений. J1., 1983.
    83. E.H. Опухоли головного мозга и беременность. Клинические материалы: Автореф. докт. дис. М., 1964.
    84. C.B. Психология современной семьи. М., Просвещение, 1988, 208 с.
    85. Н.П., Смагин С. Ф. Депрессивные расстройства в период беременности и после родов, (в печ.) Сб. материалов АМСУ, Спб., АМСУ, 2001 — 0,5 п.л.) (в соавт., лично авт. — 0,3 п.л.).
    86. Коваленко Н. П «Современные вопросы кризисной и перинатальной психологии» (2-я межд. конф. «Ноология, экология ноосферы, здоровье, гуманизм» 22−25 янв. 1997 г.) / Сб. трудов. СПб., 1997. — 0,3 и.л.
    87. Коваленко Н. П Арт-психология в клинической практике (в сб. статей конф. «Арт-психология и терапия», июнь 1997 г.) / Сб. материалов конф., ин-т гриппа, СПб., 1997 0,3 п.л.
    88. Коваленко Н. П Арт-герапевтические методики в психопрофилактической программе «Глория» (на конф. по перинатальной психологии 29−30 мая 1999 г., СПб.) / Сб. материалов конф. СПб., Печатный Двор, 2000 -0,4 п.л.
    89. Коваленко Н. П Арт-тераневтические подходы в перинатальной психологии (на научн. Российск. конф. по экологической психологии, Москва.) -М., 1999- 0,3 пл.
    90. Коваленко Н. П Арт-терапия. Лечение творчеством (1 Международный конгресс «Новые медицинские технологии» 8—12 июля 2001, СПб) / Сб. тезисов докл. СПб., Лицей, 2001, 0,2 п.л. (в соавт., лично авт. — 0,1 п.л.).
    91. Коваленко Н. П Аюрведические принципы в современной психокоррекции и психотерапии (Науч. конф. «Целостность человека и личности в мире современного знания», Липецк.) Липецк, Липецкий ГТУ, 1999 -0,3 п.л.
    92. Коваленко Н. П Дородовая стимуляция памяти интеллекта (В сб. материалов конференции по перинатальной психологии, СПб., 26—30 мая 2000) / СПб., АМСУ, Ясный свет, 2001—0,5 п.л. (в соавт., лично авт О, Зп.л.
    93. Коваленко Н. П Клиническое применение адаптивного биоуправления (1 Международный конгресс «Новые медицинские технологии», 8—12 июля 2001, СПб) / Сб. докладов СПб., Лицей, 2001 — 0,4 п.л. (в соавт., лично авт. — 0,2 пл.).
    94. Коваленко Н. П Комплексная психокоррекция эмоционального состояния беременных и рожениц (Междунар. конф. «Психология на рубеже веков: наука, практика, преподавание. Тула.) ТГУ, Тула, 1999 г. — 0,3 п.л.
    95. Коваленко Н. П Комплексный метод психофизической подготовки женщин к родам «Глория» АМСУ, СПб., 1997 1,0 п.л.
    96. Коваленко Н. П Комплексный метод психофизической подготовки семей к родам (методическое пособие на видеокассете). СПб., 1998 0,8 п.л.
    97. Н.П. Особенности психопрофилактики беременных женщин (Конф. по перинатальной психологии 29−30 мая 1999 г., СПб.) / Сб. материалов конф. СПб., Печатный Двор, 2000 — 0,8 п.л.
    98. Н.П. Перинатальная психология (2-е издание). СПб., БИС, 2001. — 11,3 п.л.
    99. Н.П. Перинатальная психология (теория, методология, опыт) СПб., изд-во СПбГУ, 2001. — 24,0 п.л. (в соавторстве с Абрамчен-ко В.В., лично авт. — 18 пл.).
    100. Н.П. Перинатальная психология и психокоррекция (I Международный конгресс «Новые медицинские технологии» 8—12 июля 2001, СПб) / Сб. тезисов докл. СПб., Лицей, 2001 — 0,2 п.л. (в соавт., лично авт. — 01 пл.).
    101. Н.П. Перинатальные матрицы с точки зрения перинатальной # психологии. (В сб. материалов конференции по перинатальной психологии. СПб, 26—30 мая 2000 г.) / СПб., АМСУ, Ясный свет, 2001 0,8 п.л.
    102. Н.П. Применение биорегуляторов в клинической практике (1 международный конгресс «Новые медицинские технологии» 8—12 июля 2001, СПб.)/ Сб тезисов докл. СПб., Лицей, 2001 — 0,2 пл. (в соавт., лично авт.-0,1 пл.).
    103. Н.П. Программа групповых занятий для врачей, акушерок и беременных. СПб., 2001. — 0,2 п.л.
    104. Н.П. Профилактика и лечение наркозависимости (1 Между-Ф народный конгресс «Новые медицинские технологии» 8—12 июля 2001,
    105. Н.П. Психологическая служба в роддоме (в сб. статей Всероссийской конф. «Факты в защиту мира», 1996) / Сб. материалов конф. М., 1996−0,5 п.л.
    106. Н.П. Психологическая служба в родильном доме. Межрегиональная конференция «Перинатальная психология в родовспоможении». СПб., 20−22 марта 1997 г.) / Сб. материалов конференции АМСУ, СПб., -0,4 пл.
    107. Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов (конф. по перинатальной психологии 27 мая 1998 г., СПб.) / Сб. материалов конф., АМСУ, СПб., 1998−0,5 пл.
    108. Н.П. Психологическое консультирование. Уч. пособие. -СПб., Изд-во АМСУ, 2001 1,0 пл.
    109. Н.П. Психология успеха. СПб., Ясный свет, 2000 — 9,0 пл.
    110. Н.П. Результаты экспериментального исследования психо-травмирующих событий в период беременности (междунар. науч. конф. «В защиту жизни. Перинатальная психология», СПб.) / Сб. материалов• конф., АМСУ, СПб., 1998 0,3 пл.
    111. Н.П. Роль базовых перинатальных матриц в профилактикеневрозов (В сб. материалов конференции по перинатальной психологии.
    112. СПб., 26—30 мая 2000 г.)/ СПб. АМСУ, «Ясный свет», 2001 0,2 п.л. (всоавт., лично авт. 0,1 пл.).
    113. Н.П. Сборник статей «Опыт психологического консультирования (беседы с психологом)» Изд-во журн. «Зеркало», СПб., 1996 4,0 пл.
    114. Н.П., Лузин И. Г. Системный подход в семейной психотерапии (В сб. материалов конференции по перинатальной психологии, СПб., 26—30 мая 2000) / СПб., АМСУ, Ясный свет, 2001 0,15 пл. (в соавт, т лично авт.—0,1 пл.).
    115. Н.П. Современные представления о причинах возникновения родовой боли (В сб. материалов конференции по перинатальной психологии, СПб., 26—30 мая 2000) / СПб., АМСУ, Ясный свет 0,3 пл. (в соавт., лично авт. — 0,1 пл.).
    116. Н.П. Структура сознания с точки зрения перинатальной психологии (междунар. науч. конф. «В защиту жизни. Перинатальная психология», СПб.) / Сб. материалов конф., АМСУ, СПб., 1998 0,2 пл.
    117. Н.П. Перинатальная психология. СПб., Полиграфия, 1999. — 1 5,0 пл.
    118. Н.П. Перинатальная психология. СПб., 2000.
    119. Н.П. Психологическая служба в родильном доме // Сборник материалов конференции «Перинатальная психология в родовспоможении». СПб., 1997.
    120. В.В. Истоки осознания: Теория и практика интегративных психотехнологий. Минск, 1995.
    121. С. И., Демикова Н. С., Семанова Е. Наследственные синдромы и медико-генетическое консультирование. М., 1996.• 144. Кокс Т. Стресс. М., 1981.
    122. М.Е. Система внутриутробного обучения в цикле психопрофилактической подготовки беременных // Сборник материалов конференции «Перинатальная психология в родовспоможении». СПб., 1997.
    123. Комплект методик для диагностики индивидуально-личностных и социально-психологических особенностей старшеклассников / Под ред. B.C. Щербатова. Хабаровск, 1993.
    124. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.
    125. А. К., Хуторская Н. И. Мотивы сохранения женщинами случайной беременности // Перинатальная психология в родовспоможении: Сб. материалов конференции. СПб., 2000.
    126. Ц. П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978.
    127. Ц.П., Дмитриева Н. В. Социодинамическая психиатрия. М., 2000.
    128. Л.А. Психология самореализации личности: брачно-семейные отношения. СПб., Издательство СпбГУ, 2000, 292 с.
    129. В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. Минск-Москва, Харвест ACT, 2000.
    130. Л.В. Психологическое исследование. Методические рекомендации по проведению. СПб., 1995.
    131. КушнаренкоЕ.В., Батуев A.C., Быстрова К. С. Реакция новорожденных на обонятельные стимулы // Сборник материалов конференции «Перинатальная психология и нервно-психическое развитие детей 2000"СПб., 2001, с. 90.
    132. И. П. Курс акушерства. М., 1882.
    133. A.B. Эрзяйкин П. А. Сон и сновидения. Екатеринбург, 1996.
    134. В. Эффективность психотерапии: критерии и результаты оценки/Психотерапия: от теории к практике. СПб., 1995.
    135. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1994.
    136. Ю.П. Физиология боли. Киев. 1986.
    137. К. Л., Качаева М. А. Острые депрессии у женщин // Материалы IV советско-финляндского симпозиума по проблемам депрессий. М., 1983.
    138. А.Е., Иванов Н. Я. Патохарактерологический опросник для подростков. Краткое руководство. М.- СПб., 1994.
    139. A.A. Рождение человека. Минск, 1992.
    140. A.A. Семейные обряды и верования русских Заонежья. Петрозаводск, 1993.
    141. Лой А. Н. Сознание как предмет теории познания. Киев: Наукова думка. 1988, 247 с.
    142. Г. Х. Психологические аспекты внутриутробного периода психосексуального развития (на конф. по перинатальной психологии 20−22 марта 1997 г. СПб) сб. Материалов конф. СПб., 1997.
    143. В.В. Социодинамическая психиатрия. М., 2000.
    144. Г. Б., Ветчанина Е. Г., Пронина Т. А. Перинатальные проблемы, связанные с психоэмоциональным стрессом при беременности и их коррекция // Перинатальная психология и медицина. Иваново, 2001.
    145. В.Л., Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984. 192 с.
    146. Д.М., Сахаров Е. А. Пограничные нервно-психические расстройства при беременности // Казанский медицинский журнал. № 2, 1989.
    147. А. Клиническая онтоисихология. Пермь, 1995, С. 4−10.
    148. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М., Наука. 1981.
    149. .Е., Кощавцев А. Г., Поздняк В. В. К вопросу о влиянии состояния матери на развитие ребенка / Сборник материалов конференции «Перинатальная психология». СПб., 2000.
    150. Д.Д. Обезболивание родов. М., 1985.
    151. A.A. Очерки гинекологической психиатрии. Кишинев, 1962.
    152. Г. В., Ромасенко В. А. Нервные и психические болезни. М., 1977.
    153. С.Н. Клиническое применение современных антидепресантов. СПб., 1995.
    154. В.В., Дрогалина Ж. А. Вероятностная модель бессознательного. // Психологический журнал, 1984. № 6, С. 111−122.
    155. Р. П. О материнстве. М., 1985.
    156. Е.В., Дыгало H.H., Маслова JT.H. Длительная модификация стрессорной реактивности воздействиями в пренатальном онтогенезе // Онтогенетические и генетико-эволюционные аспекты ней-роэндокринной регуляции стресса. Новосибирск, 1990.
    157. Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л., 1983.
    158. . П. Первые шаги естественного воспитания, или детство без болезней. Л., 1990.
    159. Обезболивание родов / Под ред. А. П. Николаева. Л., 1964.
    160. М. Возрожденные роды. М., 1994.
    161. Основы социальной работы: Учебник. /Отв. Ред. П. Д. Павленок. М., ИНФРА-М, 1998, С. 145, 146.
    162. Очерки акушерской патологии и оперативное акушерство. М., 1953.
    163. А.Г., Беляев Г. С., Лобзин B.C., Копылова H.A. Аутогенная тренировка. Л.: Медицина, 1973, 216 с.
    164. В.Н. В поисках целостного подхода к психологии человека // Вестник Российского государственного научного фонда. № 1, 1996.
    165. В. Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал. 'Г. 8, № 4. 1987.
    166. В.Н. Психология человека: душа и тело. Организм и психика. Функции психики. СПб, 1997, 105 с.
    167. Н. Позитивная семейная психотерапия. М., 1994.
    168. ПернуЛ. Я жду ребенка. М., 1989.
    169. М., Абабков В. А. Новый подход к анализу семейных процессов в стрессогенных условиях. / Социальная и клиническая психиатрия, № 2, 1997, с. 5—12.
    170. В.Р. Особенности проявления и коррекции агрессивного поведения у женщин: Автореф. докт. дис. Л., 1992.
    171. К.И. О значении гипноза в акушерстве и гинекологии. Доклад на 7-м Всесоюзном съезде акушеров-гинекологов, М., 1927.
    172. К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор. М., 1930.
    173. Полустационарные формы психиатрической помощи. /Под ред. С. Б. Семичова. М., Медицина, 1988.
    174. Практикум по инженерной психологии и психологии труда. Л., 1983.
    175. В.К., Мясникова Г. П., Архангельский А. Е. Клиническая характеристика психозов в раннем послеродовом периоде. // Акушерство и гинекология, № 7, 1980.
    176. Психика и роды. /Под ред. профессора Э. К. Айламазяна. СПб, АОЗТ «Яблочко СО», 1996.
    177. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Пособие для врачей и психологов, СПб., 1999.
    178. Психология личности в грудах зарубежных психологов. СПб., Питер, 2000.
    179. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., Питер, 2000.-480 с.
    180. Психология: Словарь / Ред. A.B. Петровский, М. Г. Ярошевский, 2-е издание, испр. и доп. М., Политиздат, 1990. 494с.
    181. О. Миф о рождении героя. М., «Рефл-бук», «Ваклер», 1997, 252 с.
    182. A.A. Психология человека от рождения до смерти. Психологическая энциклопедия. СПб, изд. Дом «Нева», М., «Олма-Пресс», 2002, 650 с.
    183. В. Дернер Г. Гету Ф. Значение высшего развития мозга для онтогенеза животных и людей. //В кн: Онтогенетические и генегикоэво-люционные аспекты нейроэндокринной регуляции стресса. 1990, с. 67−77
    184. Рождение ребенка в обычаях и обрядах. Страны зарубежной Европы. М., Наука, 1999.
    185. В. Гормонотерапия. М., 1988.
    186. В. Е. Гипнотерапия // Руководство по психотерапии /Под ред. В. Е. Рожнова. Ташкент, 1979.
    187. В.Е. Руководство по психотерапии. М., 1985.
    188. Е.С. Графические методы в практической психологии СПб, Речь, 2001.
    189. Л.В., Толмачевская O.A., Прилепская В. Н. Клиническая характеристика психических нарушений, наблюдаемых в амбулаторно-поликлиническая в гинекологической практике. // Акушерство и гинекология, № 10, М., 1991.
    190. М.Н. Экспериментальное исследование эмоциональных реакций человека. М., 1996.
    191. В.П. Измененные состояния сознания // Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты. М., Аграф, 1997. с. 107—109.
    192. В.Д. Клинико-психологические особенности астенических состояний у беременных женщин, их психотерапия и фармакотерапия. Ав-тореф. канд. дис., СПб., 1992.
    193. Л.Л. Воспроизводство населения и демографическая политика в СССР. М. 1987. С. 17.
    194. Г. Я. Развитие головного мозга в ранние периоды онтогенеза: последствия некоторых воздействий. /Соросовский образовательный журнал. Т. 6, № 1, 2000, С. 37−43.
    195. В.Д. Профилактика и лечение неврологических расстройств у женщин до и в период беременности. СПб., 1995.
    196. В.Д. Профилактика и лечение неврологических расстройств у женщин до и в период беременности. СПб, Знание, 1995.
    197. С. Депрессия: вопросы и ответы. М., 1998.
    198. В.П. Психический мир будущего. Симферополь: КИТ, 1998,400 с.
    199. Сатир Вирджиния. Психотерапия семьи. СПб., Ювента, 1999.
    200. Е.А. Лечение пограничных нервно-психических расстройств при беременности //Вопросы охраны материнства и детства. № 11/2, М., 1989.
    201. Е. А. Пограничные нервно-психические расстройства при беременности и их коррекция: Автореф. канд. дис. Л., 1990.
    202. А. М. Неврозы и их лечение. М.: Медгиз. 1959. 366 с.
    203. Г. Очерки об адапционном синдроме. Перевод с англ. М., 1960, 254с.
    204. В.В. О диагностических и прогностических возможностях методики Люшера // Методы психологического исследования проблемы и поиски путей реализации, М., 1986.
    205. С.Б. Предболезненные психические расстройства. Л., 1987.
    206. Л.С. Телесно-ориентированная психотерапия. Хрестоматия. СПб. РОФ «Практическая психотерапия». 2000, 285 с.
    207. М., Саарма И. Семейное дело. Таллинн, 1997.
    208. П.В. Начальные проявления психических расстройств у летного состава. СПб., Воен.мед.академия, 1995.
    209. А.Г. Особенности ЭКГ женщин с неблагоприятным течением беременности // Сборник материалов конференции Перинатальная психология и нервно психическое развитие детей 2001. СПб., 2001, с. 90
    210. П.В. Адаптивные функции эмоций // Вопросы филологии. № 2, 1996. с. 5−9.
    211. П.В. Светлое пятно сознания // Вестник РАН. № 9. 1999, С. 785−789.
    212. П.Г. Психиатрия. СПб., 1996.
    213. Л.Ф. О психотерапевтической тактике в профилактике и лечении больных с одним из вариантов психических нарушений в послеродовой период// Акушерство и гинекология. № 6, 1980.
    214. Л.Н. Метод цветовых выборов. Модифицированный тест Лю-шера. Методическое руководство. М., 1990.
    215. Л.Н. Пособие по применению психологической методики ММР1. М., 1971.
    216. Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (ММРГ). Речь, 2000, 219 с.
    217. С.А. Российская семья и три законопроекта по ее охране. М., ОАО «НПО Издательство «Экономика». 1999, С. 102.
    218. Д.Л., Спивак Л. И., Вистранд К. Измененные психические состояния при физиологических родах // Физиология человека, № 4, 1997, С.147−153.
    219. Д.Л. Измененные состояния сознания: психология и лингвистика. СПб, «Ювента», 2000.
    220. Л. И. Измененные состояния сознания у здоровых людей //Физиология человека. № 1, 1988.
    221. Л. И. Психика и роды. СПб., 1996.
    222. Л. И., Кропотов Ю. Д., Спивак Д. Л., Севастьянов А. В. Вызванные потенциалы при голотропном дыхании // Физиология человека. № 1, 1994, С. 44—48.
    223. Л.И., Пузенко В. Ю., Медведев С. В., Поляков Ю. И. Нейрофизиологические корреляты измененного состояния сознания при гипнозе. // Физиология человека,. № 6, 1990, С. 21—26.
    224. Л.И., Щеглова И. Ю. Спивак Д.Л. Нервно-психические расстройства при беременности и в родах. СПб., 1996.
    225. Л.И., Райский В. А., Виленский Б. С. Осложнения психофармакологической терапии. Л., Медицина, 1988. 168с.
    226. А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат. 1972, 301 с.
    227. . Разговор с матерью. СПб., 1992.
    228. Н.В. Эндомитриоз как новая болезнь цивилизации. Пермь, 1997, 180 с.
    229. Ю.К. Психология жизненных кризисов и значимых событий. // Психологический журнал, № 5, 1993, С. 141 —143.
    230. Д., Алишани А. 9 месяцев и вся жизнь. СПб., 1999.
    231. Стрифон-Каплан-Уильямс. Работа со сновидениями. М., Изд-во Трансперсонального института, 1997. 192 с.
    232. Г. В. Медико-демографические показатели и жизненный уровень населения России./Проблемы соц. гигиены и истории медицины. № 3, 1997, С. 7−10.
    233. В.А. Психология лечебного процесса. Л., Медицина. 1984, 191 с.
    234. A.C., Пчелина А. Л. Затяжные эндогенные депрессии. \ Материалы IV советско-финляндского симпозиума по проблеме депрессии, М., т 1983.
    235. В.Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. М., 1986.
    236. Ю.В., Кулинич С. И. Парадигма адаптации и психосоматический генез патологических состояний плода. /В сб. Материалов конференции по перинатальной психологии и медицине, г. Иваново, 6−8 июня 2001 г./, Иваново, 2001, С. 44−50.
    237. И.И. Беременность и роды при органических заболеваниях центральной нервной системы. М., 1974.1. 265. Филиппова Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез. М., 1999.
    238. Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии, А Вопросы психологии, № 2, 2001.
    239. Г. Г. психология материнства. М., Изд. Института психотерапии. 2002, 240 с.
    240. Философские проблемы теории адаптации. / Ред. Г. И. Царегородцев, М., Мысль. 1975. 242 с.
    241. Фрейд 3. Толкование сновидений, Минск, 1997.
    242. Фрейд З. Я и Оно / пер с нем. // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х годов середина 30-х годов XX в.) /Ред. II. Я. Гальперин, А. Н. Ждан, М&bdquo- МГУ. 1980. С. 184—211.
    243. О. Г. Гигиена беременной. М., 1989.
    244. М.М. Механизмы нормальной и патологической условно-рефлекторной деятельности. Л. Медицина. 1972. 223 с.
    245. Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч Д. Спилбергера. Л., ЛНИИТЕК, 1976.
    246. Т. Т. Изучение эффективности психопрофилактики обезболивания в родах. Одесса, 1958.
    247. Дж. А. Юнгианское толкование сновидений. Практическое руководство, СПб., 1996., С. 50−56.
    248. Р. Н. Клинико-иммунологические сопоставления у рожениц и родильниц с поздним токсикозом. Автореф. докт. дис. Киев, 1981.
    249. К. Невроз и личностный рост. Спб., 1997.
    250. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 198,. 272 с.
    251. М. В. Психотерапия ранних токсикозов беременных: Автореф. канд. дис. Харьков, 1971.
    252. Н. П. Синдром «только что родившегося ребенка» //Сборник материалов конференции «Перинатальная психология в родовспоможении», СПб., 1997.
    253. В.Г. Адренергическая инервация матки //Л., Наука, 1988.
    254. В.Г. Эндокринология репродукции // СПб., 1991.
    255. М.В. Новые методы психотерапии при невынашивании беременности. /Пермь, Изд. полиграф. Компл. «Звезда», 2001, С. 44−57.
    256. .В. Судебная психиатрия. М., 1997.
    257. И.Г. Аутогенная тренировка. /Пер. с нем. М., Медицина, 1985, 31с.
    258. И. Ю. Психические расстройства в акушерско-гинекологической клинике. // Социальная и клиническая психиатрия, № 3. 1994.
    259. И.Ю. Особенности психического состояния и психотерапевтическая помощь беременным при yi-рожающем самопроизвольном аборте. Автореферат диссертации канд. мед. наук, Л., 1992.
    260. Ю.И. Пренагальная общность //Человек, № 6, 1993, С. 24−37.
    261. Э. Г., Юстицкис В. Семейная психотерапия. СПб., 1999.
    262. Эм В. Д. К клинике эндогенных психозов, возникающих в послеродовом периоде // Советская медицина, № 3, 1997.
    263. М., Кейрс М., Ренфрью М., Нейлсон Д. Руководство по эффективной помощи при беременности и родах. СПб., 1999.
    264. Э., Лишшик К. Нейроэндокринная регуляция адаптационной деятельности. Будапешт, 1967.
    265. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М., 1997.
    266. Юнг К. Г. Божественный ребенок. СПб., 1996.
    267. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., Наука, 1996.
    268. А.Г. Музыка и роды. // Сборник докладов конференции «Перинатальная психология в родовспоможении». 1997.
    269. Е.Л. Развитие творческого потенциала личности как цель образования // Мир психологии. № 2, 1996.
    270. Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного творческого развития // Вопросы психологии. № 4, 1997.
    271. К. К., Менделевич Д. М. Клинический опросник для выявления невротических состояний. Казань: Казанский Государственный мединститут, 1978, 24 с.
    272. Averiii J. R., Thomas-Knowls С. Emotional Cretivity // International review of studies on emotion/Ed. by K.T.Strongman. Vol. 1., 1991.
    273. Beck A. T. An inxentory for measuring depression // Psychiatry. 1961. Vol. 4.
    274. Buck R. Motivation, emotion and cognition: A developmental-interactionistview// Ibid. 1991.• 303. Chertok L. Psychosomatic methods in painless childbirth. History, theory andpractice. London, 1959.
    275. Cohen L. S. Psychological aspects of pregnancy. New York, 1994.
    276. Damasio F.R. Decartes Error: Emotion, Reason, and the Human Brain. N.Y.: G.P. Putmans Sons. 1994, h. 173−183.
    277. Deikman A/ Deautomatization and the mystic experence // Altered states of consciousness / Ed/ Ch/ Tart/ Garden City, New York: Anchor Books? Doubleday and Co. 1969. P.256.
    278. Deirman A. Deautomatization and the mystic experience // Altered state of consciousness / Ed. Ch. Tart. Garden City, New York: Anchor Books / Doubleday and Co. 1969. p.25−46.
    279. Fifer W.P. Neonatal Preference of Mother’s Voice /Perinatal Development: A Psychobiological Perspective Eds. N Krasnego et al., N.Y.: Acad. Press, 1987, p. 111−115.
    280. American Psichoanalytic Association, 1977, v. 25, p. 1 15−140.
    281. Fromm E. Primary and secondary process in waking and in altered states of consciousness // Journal of Altered States of Consciousness. 1978— 1979. № 2. P. 115—129.
    282. Gardner H. Multiples intelligence’s: The theory in practice. New York, 1993.
    283. Gardner H. The mind’s new science: A history of the cognitive revolution. NY: Basic Books. 1987. 430 p
    284. Garfield S.L. The practice of brief psychotherapy. New York, 1989.• 315. Gaylin W. Feeling our vital signs. New York, 1979.
    285. Gill M. Hypnosis as altered and regressed state of consciousness //
    286. Бессознательное / Ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассин. (• Тбилиси, 1978. Т.2. с.152−161.
    287. Goldstein L., Stolzfus N. Psychoactive drug-induced changes of interhemisphenc EEG amplitude relationships // Agents and Action. 1973. № 3. P. 124—132.
    288. Goleman D. Emotional intelligence. New York, 1995.
    289. Grof S. The adventure of self-discovery. Dimensions of consciousness and new perspectives in psychotherapy and inner exploration. Albany: State University of NY Press. 1988.321 p.
    290. Handley D. Syndrome «bluese» at depression of pregnancy. Boston, 1977.
    291. Izard С. E. The psychology of emotions. New York, 1991.
    292. Kanfer F.H., Grimm L.G. Managing Clinical Change. A Process Model of Therapy // Behavior Modification. 1980. № 4. p. 419−444.
    293. Kaplan H., Sadock B. Pocket Handbook of Clinical Psychiatry. Baltimore, 1996.
    294. Kemper Th. D. An introduction to the sociology of emotions // International review of studies on emotion/Ed. by K.T.Strongman. Vol. 1., 1991.
    295. Krippner S. Postmodernity and consciousness studies. New York, 1995. m 326. Krippner S., Winkler M. Postmodernity and consciousness studies // Thejournal of Mind and Behavior. 1995.№ 3.p.255−280.
    296. Kumar R. Complications at pregnancy // New York, 1982.
    297. Lubin-Plozza В., Poldinger W. Psychosomatic Dicorders in General Practice. Bazel, 1985.
    298. Macfariane A. The Psychology of Childbirth. Cambridge, 1977.
    299. Mithen S. The prehistory of mind. London: Thames and Hudson. 1996. 288 p.
    300. Mohan P., Zador P. Discontinuity in a life cycle: the death of Trinidad Bhojpuri // Language. 1986. № 2. P. 291—319.
    301. Murphy M., Donovan S. The physical and psychological effects of meditation. A Review of contemporary meditation research with a comprehensive bibliography. 1931 —1988. Oakland: Esalen Institute. 1988. 187 p.
    302. Orlinsky D.E., Howard K.I. Process and outcome in psychotherapy // Handbook of Psychotherapy and Behavior Change / Eds. S.L. Garfield. A.E. Bergin. New York. 1986.
    303. Patmore A. Stresspeak: a message from the mind // Network. 1997. № 6. P. 7—19.
    304. Perrez M. Psychotherapeutic methods between scientific foundation and everyday knowledge // New Ideas in Psychology. 1989. Vol.7.№ 2. p. 133−145.
    305. Rossi E. Altered states of consciousness in everyday life: the ultradian rhythms // Handbook of state of consciousness / Eds B. Wolman, M. Ulman. NY: Van Nostrand Reinhold Company. 1986. P. 97—132.
    306. Roy M., Pitkin M. D. The Year Book of Obstetrics and Gynecology. Chicago, London, 1980.
    307. Salovey P., Mayer J. D. Emotional intelligence // Imagination, Cognition and Personality. 1990. № 9.
    308. Seva A. The Psychological and psychopathological effects of high mountains // The European handbook of psychiatry and mental health / Ed. A. Seva. Barselona Zaragoza: Anthropos / Prensas Universitarias de Zaragoza. 1991. P. 2249—2252.
    309. Sheehan D.V., Soto S. Recent development invent of panic disorders //Acta Psychiant Scand, 1987.
    310. L. 1. Spivac D. L. Wistrand K.-R. New psychic phenomena related tonormal childbirth // The European Journal of Psychiatry. 1993. № 4. P. 239— • 243.
    311. Tart Ch. A comparsion of suggested dreams occurring in hypnosis and sleep // The International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis. 1964. № 4. P. 263—289.
    312. Tart Ch. States of consciousness. El Cerrito (CA): Psychological Processes, Inc. 1983. 305 p.
    313. Tart Ch. Transpersonal potentialities of deep hypnosis // Journal of Transpersonal Psychology. 1970. № 1. P. 27—40.
    314. Tesce J. The modularity of mind and the construction of spirit // Studies in Science and Theology. 1995. Vol. 3. P. 200—207.
    315. Ward A.J. Prenatal stress and childhood psychopathology /Child Psychiatry and human Development, 1991, v.22, p. 97−110.
    Заполнить форму текущей работой