Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Представления о мире и человеке в работах философов Возрождения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Философское учение. Понимание философской концепции Николая Кузанского невозможно вне контекста его математических и астрономических идей. Николай Кузанский впервые в истории выдвинул предположение о бесконечности Вселенной и единстве природы всех ее объектов. В этом смысле бесконечность Вселенной есть бесконечность Бога, поскольку в каждом даже микроскопическом создании есть частица Бога. Многие… Читать ещё >

Представления о мире и человеке в работах философов Возрождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Николай Кузанский

Николай Кузанский.

Рис. 4.1. Николай Кузанский

Николай Кузанский, настоящее имя Николай Кребс (нем. Nicolaus Krebs, Nikolaus von Kues, Chnfftz, лат. Nicolaus Cusanus, 1401 — 1464) — немецкий теолог, математик, кардинал Римской католической церкви. Николай (рис. 4.1) родился в немецкой деревне Кус (по названию которой он и получил имя). Сведений о ранних годах Кузанского не сохранилось. Известно, что он в подростковом возрасте сбежал из дома и поселился у графа Теодориха фон Мандершайда, который стал его покровителем. Учиться он начал в Бернкастеле, а продолжил в Гейдельбергском университете и школе церковного права в Падуе, где в 1423 г. получил степень доктора канонического права. После завершения образования, Кузанский возвратился в Германию, где в 1426 г. принял сан священника. В это же время он знакомится с трудами гуманистов, что приводит его к мысли о реформе церкви. Эта идея сопровождала его на протяжении всей жизни, несмотря на продвижение в иерархии церковных служителей. Николай Кузанский стал кардиналом и на склоне лет, приехав в Рим, взялся за осуществление церковных реформ, но смерть в 1464 г., помешала осуществиться многим его планам в этом направлении.

Николай Кузанский известен не только как теолог, но и как математик и астроном. Он предположил существование других миров и наличие на них жизни, так как в бесконечной Вселенной может быть все. Он предложил реформу календаря, поскольку считал, что Юлианский календарь страдает неточностями. При жизни Кузанского эта реформа проведена не была, и календарь был откорректирован только в 1582 г. папой Григорием XIII. В математике для него основной проблемой изучения стала квадратура круга. В физике он известен как изобретатель рассеивающей линзы для очков.

Основные труды: «О неином», «Об уме», «О бытии-возможности», «Об ученом незнании», «О квадратуре круга», «О соизмерении прямого и кривого».

Философское учение. Понимание философской концепции Николая Кузанского невозможно вне контекста его математических и астрономических идей. Николай Кузанский впервые в истории выдвинул предположение о бесконечности Вселенной и единстве природы всех ее объектов. В этом смысле бесконечность Вселенной есть бесконечность Бога, поскольку в каждом даже микроскопическом создании есть частица Бога. Многие ученые считают это пантеизмом, но это не буквальный пантеизм. Бог, по мнению Кузанского, действительно существует во всем, он душа и разум мира — но сумма всех вещей не есть Бог, он значительно шире. Ключом к пониманию этого положения служит его учение о квадратуре круга. Мир приближается к Богу, являясь его инобытием, но никогда их границы не совпадут. По аналогии с этим Кузанский объясняет и сущность постижения истины в трактате «Об ученом незнании»: человеческий разум конечен — истина бесконечна. При этом подобное меряется подобным, соответственно человеческий разум не может познать истину, но может бесконечно к ней приближаться.

Человек Кузанскому представляется как микрокосм, многие историки философии в этой связи относят его учение к возрождению идей античных авторов. Вместе с тем, он отождествляет человека и с Богом, но с человеческим Богом, а также с человеческим в человеке. По сути, в человеке есть все, как и в любом явлении бытия, в соответствии с его пропорцией к миру, при этом в человеке всего (универсума) больше, так как его доля в мировом космосе велика. «Человеческая природа — такая природа, которая была помещена над всеми творениями Бога и лишь немного ниже ангелов. Она заключает в себе умственную и чувственную природу и стягивает в себе всю Вселенную…»[1]. Человек в данном случае представлен как единство чувственного и разумного, связанных рассудком. Разум есть отражение бесконечного, но бесконечное (Бог) немыслимо вне воплощения (мира). С помощью ощущений человек познает мир, образы которого достраиваются при участии воображения. Рассудок в процессе познания упорядочивает восприятие с помощью категорий, полученных в ходе обобщения результатов чувственного восприятия. К области рассудочной деятельности относятся и математические понятия, которые являются наиболее продуктивным способом познания мира. Кузанский считал, что конечность мира обуславливает его познаваемость в отличие от бесконечного и непознаваемого Бога. К познанию бесконечного стремится разум, управляющий рассудочной деятельностью, только он имеет возможность постигать совпадение противоположностей и отделять истину от заблуждений. При этом нужно иметь в виду, что ни одна человеческая истина не может оказаться незыблемой и не подлежать сомнению. По мере продвижения к Абсолюту многие истины могут быть опровергнуты. Эта идея сходна с возникшей в XX в. концепцией К. Поппера о фальсификации научных теорий.

Подводя итог рассмотрению философских воззрений Николая Кузанского, можно сказать, что они значительным образом повлияли на развитие европейской науки, особенно в области сближения философии с естественными науками и подготовили почву для последующих физико-математических объяснений мира и человека в нем.

  • [1] Антология мировой философии. Т. 2. М., 1970. С. 69.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой