Представления о мире и человеке в работах философов Возрождения
Философское учение. Понимание философской концепции Николая Кузанского невозможно вне контекста его математических и астрономических идей. Николай Кузанский впервые в истории выдвинул предположение о бесконечности Вселенной и единстве природы всех ее объектов. В этом смысле бесконечность Вселенной есть бесконечность Бога, поскольку в каждом даже микроскопическом создании есть частица Бога. Многие… Читать ещё >
Представления о мире и человеке в работах философов Возрождения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Николай Кузанский
Рис. 4.1. Николай Кузанский
Николай Кузанский, настоящее имя Николай Кребс (нем. Nicolaus Krebs, Nikolaus von Kues, Chnfftz, лат. Nicolaus Cusanus, 1401 — 1464) — немецкий теолог, математик, кардинал Римской католической церкви. Николай (рис. 4.1) родился в немецкой деревне Кус (по названию которой он и получил имя). Сведений о ранних годах Кузанского не сохранилось. Известно, что он в подростковом возрасте сбежал из дома и поселился у графа Теодориха фон Мандершайда, который стал его покровителем. Учиться он начал в Бернкастеле, а продолжил в Гейдельбергском университете и школе церковного права в Падуе, где в 1423 г. получил степень доктора канонического права. После завершения образования, Кузанский возвратился в Германию, где в 1426 г. принял сан священника. В это же время он знакомится с трудами гуманистов, что приводит его к мысли о реформе церкви. Эта идея сопровождала его на протяжении всей жизни, несмотря на продвижение в иерархии церковных служителей. Николай Кузанский стал кардиналом и на склоне лет, приехав в Рим, взялся за осуществление церковных реформ, но смерть в 1464 г., помешала осуществиться многим его планам в этом направлении.
Николай Кузанский известен не только как теолог, но и как математик и астроном. Он предположил существование других миров и наличие на них жизни, так как в бесконечной Вселенной может быть все. Он предложил реформу календаря, поскольку считал, что Юлианский календарь страдает неточностями. При жизни Кузанского эта реформа проведена не была, и календарь был откорректирован только в 1582 г. папой Григорием XIII. В математике для него основной проблемой изучения стала квадратура круга. В физике он известен как изобретатель рассеивающей линзы для очков.
Основные труды: «О неином», «Об уме», «О бытии-возможности», «Об ученом незнании», «О квадратуре круга», «О соизмерении прямого и кривого».
Философское учение. Понимание философской концепции Николая Кузанского невозможно вне контекста его математических и астрономических идей. Николай Кузанский впервые в истории выдвинул предположение о бесконечности Вселенной и единстве природы всех ее объектов. В этом смысле бесконечность Вселенной есть бесконечность Бога, поскольку в каждом даже микроскопическом создании есть частица Бога. Многие ученые считают это пантеизмом, но это не буквальный пантеизм. Бог, по мнению Кузанского, действительно существует во всем, он душа и разум мира — но сумма всех вещей не есть Бог, он значительно шире. Ключом к пониманию этого положения служит его учение о квадратуре круга. Мир приближается к Богу, являясь его инобытием, но никогда их границы не совпадут. По аналогии с этим Кузанский объясняет и сущность постижения истины в трактате «Об ученом незнании»: человеческий разум конечен — истина бесконечна. При этом подобное меряется подобным, соответственно человеческий разум не может познать истину, но может бесконечно к ней приближаться.
Человек Кузанскому представляется как микрокосм, многие историки философии в этой связи относят его учение к возрождению идей античных авторов. Вместе с тем, он отождествляет человека и с Богом, но с человеческим Богом, а также с человеческим в человеке. По сути, в человеке есть все, как и в любом явлении бытия, в соответствии с его пропорцией к миру, при этом в человеке всего (универсума) больше, так как его доля в мировом космосе велика. «Человеческая природа — такая природа, которая была помещена над всеми творениями Бога и лишь немного ниже ангелов. Она заключает в себе умственную и чувственную природу и стягивает в себе всю Вселенную…»[1]. Человек в данном случае представлен как единство чувственного и разумного, связанных рассудком. Разум есть отражение бесконечного, но бесконечное (Бог) немыслимо вне воплощения (мира). С помощью ощущений человек познает мир, образы которого достраиваются при участии воображения. Рассудок в процессе познания упорядочивает восприятие с помощью категорий, полученных в ходе обобщения результатов чувственного восприятия. К области рассудочной деятельности относятся и математические понятия, которые являются наиболее продуктивным способом познания мира. Кузанский считал, что конечность мира обуславливает его познаваемость в отличие от бесконечного и непознаваемого Бога. К познанию бесконечного стремится разум, управляющий рассудочной деятельностью, только он имеет возможность постигать совпадение противоположностей и отделять истину от заблуждений. При этом нужно иметь в виду, что ни одна человеческая истина не может оказаться незыблемой и не подлежать сомнению. По мере продвижения к Абсолюту многие истины могут быть опровергнуты. Эта идея сходна с возникшей в XX в. концепцией К. Поппера о фальсификации научных теорий.
Подводя итог рассмотрению философских воззрений Николая Кузанского, можно сказать, что они значительным образом повлияли на развитие европейской науки, особенно в области сближения философии с естественными науками и подготовили почву для последующих физико-математических объяснений мира и человека в нем.
- [1] Антология мировой философии. Т. 2. М., 1970. С. 69.