Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности структур интегральной индивидуальности у экстравертированных и интравертированных студентов гуманитарного вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На новой теоретической основе — с позиции принципа интегратизма — подверглась радикальному пересмотру структура психологических типов экстраверта и интроверта. Впервые обосновывается мысль о том, что одной из причин становления экстраверта и интроверта являются разнонаправленные реципрокные отношения между природными и социальными уровнями интегральной индивидуальности. Показано, что разноуровные… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Традиционная и современная характеристика психологических типов экстраверта и интроверта
    • 1. 1. Многообразие подходов к анализу психологических типов экстраверта и интроверта
    • 1. 2. Понятие об интегральной индивидуальности
    • 1. 3. Рабочая гипотеза
  • Глава 2. Организация и методики исследования
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методика комплектования экстравертированных и интровертированных групп испытуемых
    • 2. 3. Методики диагнистики разноуровневых свойств интегральной индивидуальности
    • 2. 4. Общий перечень разноуровневых показателей интегральной индивидуальности
  • Глава 3. Результаты исследования
    • 3. 1. Результаты отбора студентов экстравертированного и интровертированного типов поведения
    • 3. 2. Характеристика интегральной индивидуальности студентов экстравертированного типа
    • 3. 3. Характеристика интегральной индивидуальности студентов интровертированного типа
    • 3. 4. Сопоставление структур интегральной индивидуальноти экстравертированных и интровертированных студентов
    • 3. 5. Надтиповая возрастная структура интегральной индивидуальности студентов гуманитарного вуза
  • Выводы

Особенности структур интегральной индивидуальности у экстравертированных и интравертированных студентов гуманитарного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема индивидуальности, пройдя сквозь века, не потеряла своей актуальности вплоть до наших дней. Ее многовековую историю и стабильность отчасти можно объяснить тем, что человеческая деятельность вообще и педагогическая в частности с самого начала является универсальной и творческой. Человек в такой деятельности выступает активным субъектом познания, обучения, воспитания и развития (К.А. Абульханова-Славская, 1997; Б. Г. Ананьев, 1969; М. Я. Басов, 1924; A.B. Брушлинский, 1994; В. В. Белоус, 1995; И. Б. Котова, 1994; B.C. Мерлин, 1986; A.B. Петровский, 1984; С. Л. Рубинштейн, 1959; Б. М. Теплов, 1961 и многие другие). Творческий труд человека неразрывно связан с его свободой, а быть свободным — это значит быть индивидуальным, неповторимым, уникальным. Особую значимость древнейшая проблема индивидуальности приобретает в период нарастающей демократизации и гуманизации современных систем образования российского общества. В психологической науке сложились разные подходы к познанию индивидуальности. Традиционный путь — поэлементный и собирательный. Именно так на протяжении столетия создавался психологический тип экстраверта и интроверта. Главный недостаток поэлементного описания индивидуальности заключается в том, что психологическая характеристика экстраверта и интроверта становится субъективной, противоречивой и, естественно, неуправляемой в развитии.

Другой путь научного поиска — интегративный, основанный на познании взаимосвязей и взаимодействия переменных целого и базирующийся на законах управления развитием целостной индивидуальности. Именно этот вариант характеристики психологических типов экстравертированных и интровертированных студентов гуманитарного вуза реализован нами в предлагаемой работе. У истоков интегрального познания индивидуальности в отечественной психологической науке стояли С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев,.

B.C. Мерлин, а в настоящее время этот подход успешно разрабатывается в трудах A.B. Брушлинского, В. М. Русалова, В. В. Белоуса, Т. Ф. Базылевич, А. И. Щебетенко, М. Р. Щукина и многие др.

Говоря о разных путях познания экстравертов и интровертов, мы далеки от мысли рассматривать их независимо друг от друга. Напротив, интегративный подход к индивидуальности покоится на описательном или поэлементном, не существует без него и придает ему гармонию и порядок. Однако в познавательном аспекте создание собирательного портрета экстраверта и интроверта первично, необходимо и составляет исходный материал для более глубокого проникновения в суть индивидуальных различий.

Научная биография психологических типов экстраверта и интроверта насыщена многообразием различных точек зрения, исторически сменявших друг друга. Родившись в недрах гуморальной теории темперамента, она продолжила свое развитие среди психоморфологов и только на психофизиологическом уровне, а точнее — на основе интегративной деятельности мозга эти психологические понятия получили научное истолкование. За этот период времени накопился Монблан фактического материала и первая серьезная попытка его обобщения была предпринята в экспериментальных работах учеников B.C. Мерлина — в трудах В. В. Белоуса, В. П. Бояринцева, Р. И. Аллагулова, Т. П. Палкина, А. К. Карповой, Е. А. Силиной и др. Так, В. В. Белоус убедительно показал, что между ортогональными симптомокомплексами экстраверсии-интроверсии и эмоциональности существует функциональная инвариантная зависимость. Но это затрагивало лишь психодинамический уровень интегральной индивидуальности и не выходило за его пределы. Между тем психологические портреты экстравертов и интровертов студенческого возраста не исчерпываются свойствами темперамента. Их составляющими являются свойства разных уровней индивидуальности, однако взаимодействие между ними не попадали в фокус исследовательского внимания.

В предлагаемой работе сделан шаг к обоснованию интегральной индивидуальности у экстравертированных и интровертированных студентов гуманитарного вуза, путем раскрытия взаимосвязей между ее базальными разноуровневыми характеристиками.

Методологической основой диссертационного исследования явились принципы теории систем и основные положения теории интегральной индивидуальности (П.К. Анохин, Л. Берталанфи, B.C. Мерлин).

Объект исследования: особенности структуры интегральной индивидуальности у экстравертированных и интровертированных студентов гуманитарного вуза.

Предмет исследования: функциональная взаимосвязь разноуровневых свойств интегральной индивидуальности у экстравертированных и интровертированных студентов, находящихся в естественных условиях гуманитарного образования.

Цель исследования: экспериментальное изучение и выявление общего и специфического в структурах интегральной индивидуальности у экстравертированных и интровертированных студентов гуманитарного вуза.

В соответствии с целью работы была выдвинута общая рабочая гипотеза исследования: структура интегральной индивидуальности экстравертированных и интровертированных студентов гуманитарного вуза определяется общими и специфическими закономерностями, влияющими на успешность усвоения программ высшего профессионального образования.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:

1. Выделить две группы студентов с экстравертированным и интровертированным типом поведения.

2. Дать интегральную характеристику экстравертированным студентам и выявить условия, лежащие в основе становления этого психологического типа.

3. Раскрыть интегральную характеристику шпровертированных студентов и выявить условия, лежащие в основе становления этого психологического типа.

4. Сравнить интегральные структуры экстравертов и интровертов и выявить в них общее и отличное.

5. Описать структуру интегральной индивидуальности студентов независимо от принадлежности их к психологическим типам экстравертов и интровертов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В основе формирования интегральной индивидуальности студентов экстравертированного типа лежат реципрокные отношения между природными и социальными уровнями интегральной индивидуальности. Разноуровневые свойства интегральной индивидуальности образуют линейное пространство.

2. В основе формирования интегральной индивидуальности студента интровертированного типа лежат реципрокные отношения между социальными и природными уровнями интегральной индивидуальности. Разноуровневые свойства интегральной индивидуальности образуют нелинейное пространство— косинусоиду.

3. Надтиповая структура интегральной индивидуальности студентов гуманитарного вуза независимо от принадлежности к психологическим типам экстравертов и интровертов выражается нелинейной зависимостью (синусоида) и характеризуется преобладанием высших регуляторов поведения над низшими детерминантами поведения.

4. Функциональные взаимоотношения между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности обеспечивает экстравертированным и интровертированным студентам гуманитарного вуза успешность усвоения государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Научная новизна и теоретическая значимость работы.

На новой теоретической основе — с позиции принципа интегратизма — подверглась радикальному пересмотру структура психологических типов экстраверта и интроверта. Впервые обосновывается мысль о том, что одной из причин становления экстраверта и интроверта являются разнонаправленные реципрокные отношения между природными и социальными уровнями интегральной индивидуальности. Показано, что разноуровные свойства экстраверта образуют линейное пространство, интроверта — нелинейное пространство. Обоснована надтиповая структура интегральной индивидуальности у студентов гуманитарного вуза независимо от принадлежности к экстравертам и интровертам. На новом фактическом материале прослеживается решение биосоциальной проблемы и ее решающее значение в становлении уникальных структур интегральной индивидуальности студентов гуманитарного вуза. Еще раз убедительно показана универсальность теории интегральной индивидуальности в исследовании проблем педагогической психологии.

Практическая значимость работы Для образовательных систем предлагаются рекомендации по управлению развитием интегральной индивидуальности в зависимости от психологических детерминант человеческого поведения. Полученные данные имеют существенное значение в психодиагностике и психокоррекции, в оптимизации образовательного процесса, в повышении уровня подготовки специалистов высшей квалификации, в практике проведения судебнопсихологических экспертиз, отбора и подбора кадров в государственные и коммерческие структуры и так далее.

Достоверность исследования обеспечивается достаточным объемом выборки испытуемых, применением математической статистики и вычислительной техники. Статистическая обработка фактического материала осуществлялась на основе корреляционного и факторного анализов с использованием персонального компьютера типа ШМ-РС 386 по программе Statistika for Windows.

Апробация и внедрение работы.

Результаты исследования докладывались на научно-практической конференции Ставропольского отделения Российского психологического общества (г. Ставрополь, 1997) — на Международном конгрессе «Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (г. Пятигорск, 1996,.

1998) — на итоговой научной конференции профессорско-преподавательского персонала Пятигорского государственного лингвистического университета (г. Пятигорск, 1995 — 1998) — на заседаниях кафедры психологии ПГЛУ (1994.

1999).

Диссертационный материал используется в практике преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла в Пятигорском государственном лингвистическом университете.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения и библиографии.

Выводы.

1. Структура интегральной индивидуальности экстравертированных и интровертированных студентов гуманитарного вуза существенно варьирует в зависимости от характеристики их по отдельным мерилам и по взаимосвязи комплекса свойств. В первом случае мы имеем неопределенный, противоречивый и собирательный портрет экстраверта или интроверта, во втором — уникальную и неповторимую структуру, не только описание, но и объяснение причин непохожести людей и принадлежности их к различным психологическим типам.

2. В основе интегрального портрета экстраверта лежат реципроктные отношения между природным и социальным. Разноуровневые свойства интегральной индивидуальности экстраверта образуют линейную зависимость (последовательная смена одних свойств другими).

3. В основе интегральной индивидуальности интроверта лежат реципрокные отношения между социальным и природным. Разноуровневые свойства интегральной индивидуальности интроверта образуют нелинейную зависимость.

4. Благодаря взаимному уравновешению разноуровневых свойств интегральной индивидуальности представители экстравертированных и интровертированных типов поведения достаточно успешно усваивают образовательные программы высшего гуманитарного цикла.

5. Статистически обосновано и экспериментально показано существование надтиповой структуры интегральной индивидуальности, сущестующей независимо от психологических типов экстраверта и интроверта и отражающей возрастную структуру интегральной индивидуальности студентов гуманитарного вуза.

6. Надгиповая (возрастная) структура интегральной индивидуальности студентов— это не перечень и не набор психологических характеристик, а иерархическое единство различных психологических образований индивидуальности, подчиняющееся законам субординации и координации.

7. Структура интегральной индивидуальности студента гуманитарного вуза представляет собой диалектическое единство общего и особенного. Постижение этих закономерностей является залогом успешного управления развитием интегральной индивидуальности студентов гуманитарного вуза.

Заключение

.

В коллективной монографии В. В. Белоуса и А. И. Щебетенко «Психология интегральной индивидуальности» подчеркивается важность и актуальность дифференцированного и интегративного подхода к характеристике возраста. «Именно с этих позиций, — отмечают авторы, — следует пересмотреть традиционные психологические характеристики дошкольника, младшего школьного возраста и расширить фронт работ по интегральному изучению подростка, ранней юности, студента и т. д.» (В.В. Белоус и А. И. Щебетенко, 1996, с. 130−131). В центре внимания представленного исследования — интегральная индивидуальность студента экстравертированного и интровертированного типов поведения. На новой теоретической и методической основе — с позиции соотношения низшего и высшего, природного и социального рассматриваются традиционные психологические типы экстраверта и интроверта. Осуществленное системное исследование классических типов экстраверта и интроверта имеет первостепенное методологическое, теоретическое и прикладное значение.

В методологическом отношении затронутая нами проблема соотношения низших и высших регуляторов человеческого поведения своими корнями уходит в древнейшую проблему развития материального мира, а в современном научном познаниии — в проблему иерархического построения сложноорганизованных объектов действительности. Частное приложение принципа иерархии к психологической^ характеристике студентов гуманитарного вуза еще раз подчеркивает универсальность категорий системной проблематики.

Теоретический аспект диссертационной работы касается сложнейшей психологической проблемы — проблемы соотношения биологического и социального и ее роли в дифференциальной педагогической психологии. Вокруг этой проблемы до сих пор не утихают споры и каждый раз приходится сталкиваться с различным пониманием этого вопроса. На сегодняшний день накоплен солидный фактический материал, в котором проливается свет на проблему соотношения биологического и социального с позиции положений теории интегральной индивидуальности. Сюда относятся прежде всего диссертационные исследования К. В. Макаровой, Т. В. Копань, А. А. Осиповой, Ф. М. Шидаковой, J1.B. Мищенко и многих других сотрудников лаборатории В. В. Белоуса.

Во всех этих работах раскрывается специфика возрастных структур интегральной индивидуальности и затрагивается биосоциальная проблема на определенной ступени возрастного развития. Так, в исследовании К.В.

Макаровой рассматривается соотношение биологического и социального, образующее структуру интегральной индивидуальности, у детей подросткового возраста из неблагополучной и благополучной среды обитания.

Оказалось, что в структурах интегральной индивидуальности подростков из неблагополучного социума доминирует психодинамический фактор, а в структурах интегральной индивидуальности подростков из благополучной микросреды — фактор общения. В работе Т. В. Копань установлен не менее любопытный факт: у городских и сельских старшеклассников с низкой мотивацией достижения успеха поведение преимущественно регулируется низшими уровнями интегральной индивидуальности. У таких же городских и сельских школьников с высокой мотивацией достижения успеха поведение детерминируется высшими уровнями интегральной индивидуальности. В нашем исследовании раскрыта специфика соотношения природного и социального у студентов гуманитарного вуза вообще и в зависимости от v принадлежности к экстравертированным и интровертированным типам поведения в частности.

B.C. Мерлин неоднократно подчеркивал динамичный характер структур интегральной индивидуальности в зависимости от многообразия объективных и субъективных детерминант человеческого поведения. Это положение B.C. Мерлина на новом экспериментальном материале убедительно подтверждается в излагаемом научном труде. Нами прослеживается динамичность структуры интегральной индивидуальности студентов в зависимости от внутренних установок индивида. В частности, показано, что интегральные индивидуальности студентов экстравертированного и интровертированного типов уникальны и каждый из них подчиняется специфическим психологическим закономерностям.

Наконец, практическая сторона разработанной нами темы заключается в том, что в руках педагогов оказывается интегральный портрет экстраверта и интроверта, с опорой на которые создается возможность свободного выбора путей управления развитием целостной индивидуальности студента в чрезвычайно разнообразных условиях образовательной деятельности.

Задача предстоящих исследований — обоснование особенностей структур интегральной индивидуальности в многообразных видах человеческой деятельности и в зависимости от множества вариаций человеческого фактора. В этом мы видим перспективность проделанной нами работы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А. О субъекте психической деятельности: Методологические проблемы психологии.- М.: Наука, 1973.-288с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.- М.: Мысль. 1991.-300с.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем.
  4. Вступ.ст. A.M. Боковикова. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.-296с.
  5. Алл агулов Р. И. Структура свойств темперамента подростка в зависимости от типа и возраста: Автореф.дис. канд.психолог.наук.-Л., 1975.-20с.
  6. Э.Г. Разноуровневые связи памяти в структуре интегральной индивидуальности: Автореф.дис.. канд.психолог.наук. Пермь, 1996.-18с.
  7. .Г. Человек как предмет познания.-Л.: 1969.-339с.
  8. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380с.
  9. .Г. Избранные психологические труды, в 2т. Т.1.-М.: Педагогика, 1980.-232с.
  10. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем.-М., 1971.-61с.
  11. Л.И. Методологические проблемы психологииразвития // Принцип развития в психологии/ Отв. ред. Л. И. Анцыферова.1. М., 1978.- с. 3−20.
  12. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. -М.: Наука, 1978.-400с.
  13. Л.И., Завалишина Д. Н., Рыбалко Е. Ф. Категория развития в психологии // Категории материалистической диалектики в психологии/ Отв.ред. Л. И. Анцыферова. -М.: Наука, 1988. С, — 22−55.
  14. В.Г. О диалектике детерминации психического развития // Принципразвития в психологии/ Отв.ред. Л. И. Анцыферова. -М., 1978.- С. 21−38.
  15. А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. -М.: МГУ, 1986.-96с.
  16. А.Г. Психология личности. -М.: Изд-во МГУ, 1996.-367с.
  17. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля //Психологический журнал. -1984.-Т.5 № 3.— С,-152−162.
  18. Т.Ф. Типологический анализ произвольных действий в структуре целостной индивидуальности: Автореф. дис. док. психолог.наук. -М., 1994.—46с.
  19. А.К. Некоторые особенности индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников: Автореф. дис.. канд.психолог.наук. -М., 1968.-16с.
  20. М.Я. Избранные психологические произведения /Под ред.В. Н. Мясшцева, В. С. Мерлина.- М.: Педагогика, 1975.- 432с.
  21. В.В. Психофизиологическая характеристика некоторых типов темперамента: Автореф. дис.. канд.психолог.наук. -М., 1968.-20с.
  22. В.В. Психологические симптомокомплексы и инварианты темперамента: Автореф. дис.. док.психолог.наук.- М., 1982.- 38с.
  23. В.В. Темперамент и деятельность: Учеб. пособие /Пятигорск, гос. лингвист. ун-т.-Пятигорск, 1990.- 119с.
  24. В.В., Щебетенко А. И. Психология интегральной индивидуальности /Пятигорск, лингъистич .ун-т. -Пятигорск, 1995 .-160с.
  25. В.В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность /Пятигор.лингвистич.ун-т.- Пятигорск, 1996.- 203с.
  26. Берталанфи фон Л. Общая теория систем критический обзор // Исследования по обшей теории систем /Ред. В. Н. Садовский и Э. Г. Юдин. -М.:Прогресс, 1969.-С.23−82.
  27. Берталанфи фон Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник. -М.: Наука, 1973 .-268с.
  28. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.-309с.
  29. А.А. Личность и общение.- М.: Педагогика, 1983.- 271 с.
  30. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Издательство «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-392 с.
  31. Л.О. Соотношение структуры и элементов // Вопросы философии. -1963.-№ 5.
  32. Л.Д. Психологический симптомокомплекс, обусловленный инертностью нервных процессов: Автореф. дис. канд. психолог, наук,-М., 1970.- 15с.
  33. Введение в психологию / Под. общ. ред. проф. А. В. Петровского.- М.: Издательский центр «Академия», 1996.-496с.
  34. М. В. Кремянский В.И. Специфика биологических структур // Структура и форма материи. М., 1967.
  35. Е.Ю. Личность и индивидуальность в трудах В.С.Мерлина (Историко-психологическое исследование): Автореф. дис. канд. психолог.наук.- Пермь, 1994.- 22 с.
  36. В.А. Системные описания в психологии. -Д.: ЛГУ, 1984.-175с.
  37. Ш. М. Влияние темперамента на продуктивность речемыслительной деятельности школьников в спокойной и стрессовых ситуациях: Автореф. дис. канд.психолог.наук.-Ростов-на-Дону, 1991.-20с.
  38. Э.А. Способности и индивидуальность. М: «Прометей», 1993.-306с.
  39. Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению индивидуальности: от Оствальда и Павлова к современным исследованиям //Психологическийжурнал.- 1995.-Т.16. № 1.-С. 64−74.
  40. Э.А., Изюмова С. А., Кабардов М. К. Кадыров Б.Р. Матова МА. Печенков В. В., Суворова В. В. Тихомирова И.В., Туровская З.Г., Юсим
  41. Е.Д. Опыт комплексного исследования учащихся в связи с некоторыми проблемами дифференциации обучения / Вопросы психологии. 1991 .№ 2.- С. 132−140.
  42. Дж. Нейропсихология темперамента //Иноотранная психология -1993.- Т.1. № 2.- С. 24−35.
  43. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. -М.: Наука, 1970.-272 с.
  44. У. Психология.- М.: Педагогика, 1991.- 368 с.
  45. Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и теоретические проблемы.- М.: Смысл, 1993.- 456 с.
  46. Д.Л., Ванярхо В. Г. Синергетика и методология системных исследований // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1989,-С.283−303.
  47. М.С., Марютина Т. М. Онтогенетика индивидуальности человека // Вопросы психологии. 1990. -№ 3. — С. 9−16.
  48. A.A. Динамика структуры индивидуальных свойств мастера ПТУ в зависимости от овладения педагогической деятельностью: Автореф. дис.. канд. психолог, наук. -Л., 1982. 21с.
  49. И.А. Педагогическая психология.- М., 1997.- 298 с.
  50. В.П. Возможна ли поэтическая антропология. М., 1994.
  51. Интегральная индивидуальность: структура и функция (Межвуз. сб.науч.трудов) Пятигорск.гос. пед. ин-т иностр. языков- Отв. ред. В. В. Белоус, — Пятигорск, 1994.- 148 с.
  52. М.К. Роль индивидуальных различий в успешности овладения иностранным языком: Автореф. дис.. канд. психолог. наук, — М., 1983.-22с.
  53. М. С. Эткинд А.М. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии.- 1989.-№ 4- С. 5−15.
  54. .Р. Склонности и их индивидуально-природные предпосылки: Автореф.. док.психолог.наук. -М., 1990.-38с.
  55. P.C., Никольский С. А. Социобиология: критический анализ.-М.: Мысль, 1988.-203 с.
  56. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от свойств нервной системы.- Казань: Изд-во КГУ, 1969.- 278 с.
  57. Е.А. Психология: Учебник для школы. М.: «Культура и спорт" — Изд. объединение «ЮНИТИ», 1997.-287с.
  58. А .Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970.-391 с.
  59. В.П. Становление индивидуальности: Социол.аспект.-М.: МГУ, 1993.-141с.
  60. Я.Л. Дифференциация социальной психологии и некоторые проблемы психологии развития //Генетичеокие проблемы социальной психологии / Под ред. Я. Л. Коломинского, М.1И.Лисиной.-Минск, 1985.- С. 3−8.
  61. Т.В. Экспериментальное исследование структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников с различной мотивацией достижения успеха: Автореф.. канд.психолог.наук.-Ростов-на-Дону, 1996.- 17с.
  62. .Б. Современное состояние и перспективы развития психологии //
  63. Теоретические и прикладные проблемы психологии: Материалы научной конференции / Ставропольский гос. ун-т- Ред. кол.: В. П. Озеров, В. В .Белоус, Л. Л. Бочкарев, Е. В. Улыбина, К. В. Масалова.- Ставрополь, 1997.- С. 9−14.
  64. .Б. Личность: Актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. 1997. -№ 6. — С. 58−68.
  65. .И. Психофизиология личности (Физиологические подходы к изучению активного субъекта). М.: ВИНИТИ, 1990.-162с.
  66. В.И. Очерк теории интегративных уровней: // Проблемы методологии системного исследования / Ред. И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин. М., 1970.- С. 385−410.
  67. Э. Строение тела и характер.- М.: Педагогика-Пресс, 1995. 608с.
  68. А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности человека: Автореф. дис. докт.психолог.наук. -М., 1984, — 39 с.
  69. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. -3-е изд. М.: Политиздат, 1986.-399с.
  70. В.А. Невербальное поведение Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1986, — 136 с.
  71. А.Ф. Классификация личностей.- М., 1923, — 368 с.
  72. Леви-Стросс К. Структурная антропология /Пер. с франц.- М.: Наука, 1985.-536с.
  73. Е.В. История психологии отношений: Автореф. дис. док. психолог.наук.- СПб., 1995.- 39 с.
  74. А.Н. Проблемы развития психики, -4-е изд.-М.: МГУ, 1981.-584с.
  75. А.Н. Грани проблемы индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности / Ред. кол.: Б. Ф. Ломов и др. Л.-М.: 1985.-Вып.З.-С. 17−23.
  76. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии.-1975.2-С. 31−45.
  77. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.-М.: Наука, 1984.-444с.
  78. К. Н. Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта,-Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993. 415 с.
  79. К.В. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности подростка в зависимости от социальных условий жизнедеятельности: Автореф. дис.. канд.психолог.наук.-Ростов-на-Дону, 1992.-18с
  80. М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс. 1992.-415с.
  81. А. Психология бытия / Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1977.-304с.
  82. Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Редакторы-составители П. Фресс, Ж.Пиаже. М.: Прогресс, 1975.-Вып.5. -С. 196−283.
  83. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности.- М.: Просвещение, 1985 .-319с.
  84. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности.-М.: Педагогика, 1986.- 254 с.
  85. B.C. Пехлецкий И. Д., Белоус В. В. О некоторых относительно постоянных характеристиках темперамента // Типологические исследования по психологии личности / Перм.гос.пед.ин-т- Под ред. В. С. Мерлина.- Т.48, вып. 4. Пермь, 1967.- С. 16−34.
  86. М., Мако Д., Тахара И. Теория иерархических многоуровневых систем.- М., 1973.
  87. Л.В. Динамика структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от специфики учебной деятельности: Автореф. дис.. канд.психолог.наук. Ростов-на-Дону, 1993.-20с.
  88. В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.-356с.
  89. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
  90. В.Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности // Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицина. -М., 1978. С.295−336.
  91. .А. Очерки теории интегративной антропологии.- Москва-Майкоп: Изд-во Адыгейского ун-та, 1995.- 202 с.
  92. В.Г. Темперамент личности и фиксированная установка.-Тбилиси: Мецниереба, 1970. 109 с.
  93. Н.Ф. Структура и симметрия // Системные исследования. Ежегодник. -М., 1969.
  94. Н.В. Тип темперамента и стиль совместной учебной деятельности: Автореф. дис. канд.психолог.наук. Тбилиси, 1988. — 21 с.
  95. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255с.
  96. A.B. Введение в психологию. М., 1995.
  97. . Психология, междисциплинарные связи и система наук // Материалы XVIII Международного психологического конгресса. М., 1966.
  98. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.-255с.
  99. Проблема интегрального исследования индивидуальности и еепедагогические аспекты: Межвуз.сб.науч.трудов /Перм.гос.пед.ин-т- Под ред. В. В. Белоуса. Пермь, 1984. — 104 с.
  100. Проблемы интегрального исследования индивидуальности / Перм.гос. пед. ин-т- Под ред. В. В. Белоуса. Пермь, 1981.
  101. Психологическая наука в России XX столетия: Проблемы теории и истории: Коллективная монография / Под ред. А. В. Брушлинского. -М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1997. 573 с.
  102. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Под ред. Н. И. Пейсахова. Казань: Изд-во ЮГУ, 1977.-296с.
  103. Психология индивидуальности в трудах В. С. Мерлина и ее развитие в современном человекознании: Коллектив авторов: В. В. Белоус, Е. А. Климов, Б. А. Никитюк, В. В. Орлов, А. И. Щебетенко и др./ Под ред. В. В. Белоуса. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ, 1998. — 186 с.
  104. Равич-Щербо И. В. Предисловие // Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред. И.В.Равич-Щербо.-М., 1988. С. 3−13.
  105. Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Трубников В. И., Белова Е. С., Кириакиди Э. Ф. Психологические предикторы индивидуального развития // Вопросы психологии. 1996. 2 — С. 42−54.
  106. C.JI. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира / АН СССР. Ин-т философии. -М.: Изд-во АН СССР, 1957. 328с.
  107. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423 с.
  108. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. — 352с.
  109. В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека//Психологический журнал. 1989.-Т. 10, N 1-С. 10−21.
  110. В.Н. Основания общей теории систем. М.: Наука, 1974.-279с.
  111. A.K. Зависимость индивидуального стиля и успешности усвоения иностранного языка студентами неязыкового вуза от разноуровневых свойств интегральной индивидуальности: Дис.. канд. психолог, наук. -Ростов-на-Дону, 1992.- 199 с.
  112. В.И., Исаев Е. И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.-384с.
  113. Г. А. Основы формальной теории целостности (Часть первая) // Системные исследования: Методологические проблемы. Ежегодник, 1979.-С. 73−127.
  114. Я. Роль темперамента в психическом развитии / Пер. с польск. -М.: Прогресс. 1982.- 231 с.
  115. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Учпедгиз, 1961 .-535с.
  116. .М. Избранные труды. В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика. 1986.
  117. B.C. Актуальные вопросы разработки общей теории систем // Система. Симметрия. Гармония / Под ред. В. С. Тюхтина, Ю. А. Урманцева. -М., 1988. С.10−38.
  118. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.-451с.
  119. Р.И. Биохимическая индивидуальность. М., 1960.-295с.
  120. .С. Самоуправляемые системы и причинность,— М.: Мысль, 1972.-254с.
  121. И.Т., Гуревич П. С. Человековедение»»// Человек. -1994. № 1.--С. 5−10.
  122. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения исследования и применение). СПб.: Питер-Пресс, 1977.-608с.
  123. Человек в системе интегральной индивидуальности: Межвуз.сб.науч. трудов / Пятигорск гос.пед.ин-т иностр. языков- Под ред. В. В. Белоуса. -Пятигорск, 1993.-131с.
  124. Человек как интегральная система: Межвуз.сб.науч.трудов / Ростов.-на-Дону гос.пед.ин-т- Под ред. В. В. Белоуса.- Ростов-на-Дону, 1988.-130с.
  125. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический журнал.- 1993.-Т.14, № 5.-С. 3−12.
  126. В.Э. Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» //Психологический журнал. 1995.-Т.16, № 2, — С,-15−26.
  127. Шарден де Тейяр. Феномен человека.-М.: Наука, 1987.- 240с.
  128. Ф.М. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности студентов на разных ступенях обучения: Автореф.дис.. канд.психолог. наук. Ростов-на-Дону, 1991.-16с.
  129. В.И. Феномен множественной личности в структуре индивидуальности человека с позиций парадигмы системного подхода: Автореф.дис. канд.психолог.наук.- Алматы, 1996.-23 с.
  130. E.H. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М.- Ставрополь, 1991.
  131. E.H., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. -Ростов-на-Дону, 1995.
  132. Т.И. Возрастные особенности становления волевой регуляции // Интегральная индивидуальность: структура и функция: Межвуз.сб. науч. трудов / Пятигорск, пед. ин-тиностр.яз.- Отв.ред. В. В. Белоус.-Пятагорск, 1994, — С. 76−102.
  133. А.И. Структура динамических характеристик общительности //Вопросы психологии. 1984. -№ 3, — С. 128−132.
  134. А.И. Динамическая характеристика общительности в формировании готовности к педагогической деятельности: Дис.. канд. психолог, наук. М., 1984. — 207 с.
  135. А.И. Полисистемный подход в исследовании интегральной индивидуальности // Дефектология. Психофизиология.
  136. Дифференциальная психофизиология: Тез.докл. к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989, — С. 162−163.
  137. В.А. Интегратизм путь от простого к сложному в познании явлений жизни // Вопросы философии. — 1970. -N11.
  138. A.M. От свойства к взаимодействиям: Становление системной ориентации в психологии личности // Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник. -М., 1982.-С. 284−300.
  139. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности: Методол.пробл. соврем.науки. М.: Наука, 1978. — 391 с.
  140. Г. П. Экспериментальное исследование структуры интегральной индивидуальности у корабельных специалистов в экстремальной деятельности: Автореф. дис. канд. психолог, наук. Ставрополь, 1997. -22с.
  141. A.M. Взаимодействие личности и общества в системе социального контроля // Социальная психология личности. М., 1979. -С. 138 164.
  142. М.Г. История психологической науки / Под ред. проф. А. И. Мелуа. СПб: Изд-во Межд. фонда ист. науки, 1995.-352 с.
  143. Adler, A. Understanding Human Nature. N.Y., 1927. — 286 p.
  144. AI lport, G.W. Personality and Social Encounter. Boston, 1960. — 386 p.
  145. Argyle, M. the Psychology of Interpersonal Behaviour. Vol. 2. New York:1. PengiumBook, 1967.
  146. Buss, A.H., Plomin, R.A. Temperament: Early Developing Personality Traits. -New Jersy: Erlbaum, Hillsdale. 1984.
  147. , R.B. (Ed). Handbook of Multivariable Experimental Psychology. -Chicago, 1966. 959.
  148. Cattell, R.B. Warburton, J.W. with the assistance of Damarin, J.L. and Sweney, a.b. Objective Personality and motivation Tests. Urbana, 1967.- -840 p.
  149. Eysenck, H.J. The Structure of Human Personality. London, 1971.-476p.
  150. Eysenck, M. Human Memori: Theory, Research and Individual Differences. -N.Y. 1977.-367 p.
  151. Guilford, J.P. The nature of human intelligence. N.Y.-1967.
  152. Jung, K. Psychologische Typen. Lon., 1927.
  153. Kelly, G. A. A Theory of Personality. New York: Norton company, 1955.- -556 P- •
  154. Koffka, K. Principles of Gestalt psychology. New York: Harcourt, Brace, 1935.
  155. Levi-Strauss K. Anthropologie structurale deux. Paris. — 1973.
  156. Moreno, J.L. Grundlagen der Sociometrie. Wege zur Verordnung der Gesellschaft. Koeln, 1954.- 358 s.
  157. Piaget J. Le structuralisme.- Paris. 1968.
  158. Sheldon, W.N. The varieties of temperament (A psychol. of constitutional differences). Ed. 4. — 1942.
  159. Stem, W. Die defferentielle Psychologie in intren methodischen Grundlagen. -Leipzig, 1921.-B. IX.-545 s.
  160. Strelau, J. Temperament, Personality, Activity. L., N.Y. -1983.
  161. Thurstone, L.L. Multiple-factor analysis.- Chicago, 1947.
Заполнить форму текущей работой