Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика процесса социализации при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взаимосвязь между особенностями представления подростков о себе и их принадлежностью к реальной социальной группе относится, на наш взгляд, к числу наиболее интересных, и, вместе с тем, еще недостаточно изученных областей психологии. Те изменения, которые произошли и происходят в последние годы в нашей стране затронули все макросоциальное окружение личности: политическую систему… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ
    • 1. 1. Подход к проблеме социализации в культурангропологии и социологии
    • 1. 2. Особенности изучения процесса социализации в психологии
    • 1. 3. Нарушения и отклонения в процессе социализации
  • Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В
  • ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
    • 2. 1. Общая характеристика психологических исследований отрочества
    • 2. 2. Психофизиологическое развитие подростка
    • 2. 3. Особенности познавательной сферы в подростковом возрасте
    • 2. 4. Развитие личности в подростковом возрасте
    • 2. 5. Общение подростка со взрослыми и сверстниками
  • Глава 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ
    • 3. 1. Описание методов исследования
    • 3. 2. Анализ полученных результатов
    • 3. 3. Сравнительный анализ динамики социализации подростков

Динамика процесса социализации при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Диссертация посвящена одной из наиболее дискуссионных в современной психологии проблем — проблеме социализации и ее динамике при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту.

АКТУАЛЬНОСТЬ темы

исследования связана с возрастающим интересом психологов, социологов, педагогов к процессу социализации подростков. Интерес к данной проблеме вызван тем, что в современном обществе продолжают происходить экономические, политические и социальные изменения, которые, безусловно, влияют на процесс социализации и социально-психологической адаптации всех групп населения. Нам представляется важным обратить внимание на подростков, поскольку именно им предстоит не только адаптироваться к новым условиям жизни общества, но и активно влиять на них.

Взаимосвязь между особенностями представления подростков о себе и их принадлежностью к реальной социальной группе относится, на наш взгляд, к числу наиболее интересных, и, вместе с тем, еще недостаточно изученных областей психологии. Те изменения, которые произошли и происходят в последние годы в нашей стране затронули все макросоциальное окружение личности: политическую систему, национально-государственную идентичность, экономическую, образовательную и культурную сферы. Эти изменения столь существенны, что не могут не иметь психологических последствий. Вместе с тем эмпирических исследований, посвященных изучению динамики социализации современных подростков еще крайне мало.

В связи с этим, представляется актуальным изучение как различных форм социализации и их изменений в подростковом возрасте, так и институтов социализации и тех основных каналов, по которым происходит трансляция норм, ценностей, представлений о себе в реальном социальном контексте.

ЦЕЛЬ исследования заключалась в изучении факторов, влияющих на процесс социализации при переходе от младшего подросткового к старшему подростковому возрасту.

ОБЪЕКТОМ нашего исследования являлся процесс социализации подростков 5-го — 8-го классов.

ПРЕДМЕТ исследования: особенности образа-Я подростков при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту, структура их личности и анализ групп, с которыми подросток себя «идентифицирует и считает наиболее значимыми.

В соответствии с целью и предметом были поставлены следующие ЗАДАЧИ:

1. Изучить особенности социализации, личностные качества и содержание образа-Я современных подростков.

2. Выявить динамику социализации при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту, охарактеризовав основные отклонения, возникающие в этом процессе.

3. Проанализировать взаимосвязь между группами идентичности подростков, особенностями их образа-Я и формой социализации.

4.Исследовать значимость таких групп идентичности, как класс и семья, в разные периоды отрочества (младший и старший подростковый возраст).

ГИПОТЕЗА исследования:

На процесс социализации подростков влияют характер их представлений о себе и наличие нескольких значимых для подростка групп. При этом., чем более осознанным и дифференцированным является Образ-Я, чем более разнообразными по возрасту и социальной принадлежности являются значимые группы и чем больше вероятность взаимного принятия в них, тем более успешно проходит процесс социализации.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования являются положения Э. Эриксона, Дж. Марсиа, Т. Г. Стефаненко о характере становлении идентичности в подростничестве, а также работы К. Хорни, М. Розенберга, Д. Катца, посвященные изучению образа-Я и его характеристике в подростковом возрасте.

В своей работе мы полагались на концепцию Л. С. Выготского о переживании (отношении), как основной единице социальной ситуации развития ребенка, объединяющей интеллектуальные и аффективные компоненты в единую структуру личности.

Определяющим принципом для проведения исследования было и положение Г. Г. Шпета о роли переживаний в формировании социальной идентичности человека.

Комплекс МЕТОДОВ исследования представлен следующими группами: теоретический анализ психологических, культурантропологических, социологических источников по проблеме исследования с использованием категориального аппарата и принципов психологической науки;

— констатирующий эксперимент, направленный на выявление особенностей образа-Я, групп идентичности, качеств личности и особенностей социализации подростков;

— методы качественного и количественного анализа эмпирических данных (символическая интерпретация данных проективных методик, методы математической статистики).

НАУЧНАЯ НОВИЗНА работы заключается в том, что в ней впервые исследуется взаимосвязь структурно-динамических характеристик реального социального окружения и образа-Я современного подростка. Основное внимание при этом уделяется рассмотрению влияния таких показателей, отражающих структурные и динамические характеристики социального окружения подростка, как референтная группа, группа идентичности, характер и степень взаимности выборов в данных социальных группах.

Важное значение имеет и тот факт, что в работе выявлена динамика социализации при переходе от младшего к старшему подростковому возрасту, а также влияние содержания образа-Я на этот процесс.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ работы состоит в том, что проведенное исследование позволяет расширить и уточнить представление о процессе и формах социализации подростков и факторах, влияющих на этот процесс.

Введение

в анализ процесса развития образа-Я понятий, традиционно относимых к социально-психологическим (референтная группа, социальная идентичность), помогает дальнейшему изучению конкретных аспектов индивидуальной социализации.

В работе расширяются знания о личностных и социальных факторах, влияющих на образ-Я, а также о когнитивной и эмоциональной составляющих процесса социализации. Это дает возможность полнее представить себе картину психического развития подростков, расширяет установившиеся взгляды на причины возникновения отклоняющегося поведения в этом возрасте.

Полученные в исследовании данные о характере становления образа-Я и его изменениях при переходе от младшего к старшему подростку являются важными для разработки психологии личности и, в частности, психологии личности подростка.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ работы заключается в том, что полученные в ней данные позволяют определить пути наименее безболезненного вхождения подростка в мир взрослых, тем самым предотвращая или уменьшая трудности и отклонения, возникающие в процессе социализации ребят.

Полученные данные, прежде всего выделенные в работе критерии социализации, могут использоваться в практике работы школьных психологов для диагностики причин возникающих трудностей в процессе социализации с теми или иными особенностями образа-Я. Результаты нашего исследования также могут быть использованы психологами в коррекционной работе с подростками, в психолого-профилактической работе с подростками «группы риска» .

ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1.Существуют определенные формы социализации подростков, которые характеризуются осознанием норм и ценностей значимой для подростка группы, эмоциональным отношением к ним, а также. действиями в соответствии с ними.

2.Успешная социализация во многом обусловлена особенностями образа-Я подростка, а именно его цельностью, устойчивостью и дифференцированностью.

3.Существование разнообразных референтных групп у благотворно влияет на социализацию подростков. При этом на долю сверстников отводится овладение новыми и более значимыми в современном мире ценностями, в то время как взрослые обеспечивают стабильность этих ценностей и эмоциональную поддержку при неуспехе.

4. Процесс вхождения подростков в современную социальную действительность оптимизируется как благодаря эмоциональному принятию оценочных эталонов, норм и правил поведения, так и за счет повышения их осознанности, что дает возможность более успешного их выполнения и, соответственно, делает отношение ребят к ним более положительным. б. Динамика социализации подростков характеризуется двояко: с одной стороны — с возрастом увеличивается количество успешно социализированных детей, с другойтрудности социализации неуспешных подростков приобретают более сложный системный характер, связанный с усилением неадекватности и неосознанности образа-Я, нарушением конгруэнтности и появлением открытой асоциальности.

НАДЕЖНОСТЬ И ДОСТОВЕРНОСТЬ данных, полученных в нашем исследовании, обеспечивается применением широкого спектра методик, адекватных цели и объекту работы, методологического аппарата психологической науки, качественным и количественным анализом эмпирического материала (с использованием методов математической статистики).

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ результатов исследования осуществлялись:

1. В процессе экспериментальной работы в 5−8-х классах средней общеобразовательной школы № 752 Северовосточного административного округа г. Москвы. Лонгитюдное исследование проводилось в 1995;1999 гг.

2. В докладах, сделанных на научно-практических конференциях МПГУ (1997, 1998, 2000) и МГУ (1999), также основные положения по теме исследования представлены на международной УШ Европейской конференции по психологии развития (Франция, Ренн, 1997).

3. В докладах и сообщениях на аспирантском объединении кафедры детской психологии МПГУ (1996, 1997, 1998, 1999).

4. Результаты исследования вошли в лекционные материалы по курсу «Детской практической психологии» МПГУ.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИССЕРТАЦИИ

Текст диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 193 наименований, в том числе 19 наименований на иностранном языке, и 16 приложений.

Анализ полученных в нашем исследовании данных позволяет сделать следующие ВЫВОДЫ:

1. Существуют определенные формы социализации, связанные с эмоциональным отношением к нормам и правилам, транслируемым обществом.

2. Важнейшим фактором успешной социализации подростка является цельность и устойчивость Я-образа, а к старшему подростничеству — и его дифференцированность. При этом отмечается соответствие между степенью дифференцированности и осознанности «Образа-Я» и наличием содержательных отличий в образах «мы» и «они». Это доказывает важность существования разных представлений о себе, формирующихся благодаря наличию разных рефферентных групп. При этом, наиболее оптимальным является наличие отличающихся по возрасту рефферентных групп, что связано с тем, что в образе, выстраиваемом взрослыми и сверстниками присутствуют разные параметры, которые благодаря этому и осознаются самим подростком.

3. Существование разнообразных рефферентных групп благотворно влияет и на форму социализации. По-видимому, роль семьи и сверстников в данном случае различна, на долю свертсников отводится овладение новыми и более значимыми в современном мире ценностями, в то время как взрослые обеспечивают стабильность этих ценностей и эмоциональную поддержку при неуспехе. Наличие положительной групповой идентичности обеспечивает необходимую степень принятия себя, укрепляет положительную самооценку подростка, что является необходимой эмоциональной основой для рефлексии, более полного осознания себя.

4. Повышение степени социализированности подростков возможно несколькими путями. Это и увеличение процента не только хорошо знающих, но и эмоционально принимающих социальные нормы и правила, и выстраивающих свое поведение в соответствии с ними. В то же время частично принятие и выполнение правил повышается и за счет менее аффективного, но более рационального их принятия, что дает возможность более успешно выполнить необходимые требования и, соответственно, делает отношение ребят к ним более положительным.

Тот факт, что в этом возрасте многие важные правила формулируются и транслируются уже не только взрослыми, но и сверстниками, также увеличивает степень принятия и выполнения этих правил.

5. Взаимосвязь Образа-Я и формы социализации в разных возрастных группах возникает на различной основе. При этом у 5-классников, у которых доминирует эмоциональный компонент Образа-Я, принятие себя помогает и принятию той социальной ситуации, в которой подростку более комфортно с ее нормами и правилами. У 8-классников когнитивный компонент приобретает все большее значение, поэтому старшие подростки могут соотнести представление о своих качествах с определенной группой и принятыми в ней нормами, выбрав ту, в которой он будет более успешным. Это подтверждается и тем фактом, что старшим подросткам с низкой степенью осознанности образа-Я, свойственна третья форма социализации.

6. Динамика социализации подростков в нашем исследовании характеризуется двояко: с одной стороны — с возрастом увеличивается количество успешно социализированных детей, с другой — трудности социализации неуспешных подростков приобретают более сложный системный характер, связанный с усилением неадекватности и неосознанности образа-Я, нарушением конгруэнтности и появлением открытой асоциальности.

7. Процесс дифференциации и осознания образа-Я только начинается в восьмом классе, в результате чего для многих подростков определение формы социализации остается открытым.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: Изд-во МГУ, 1983. -144 с.
  2. С.Г. Возникновение, развитие и основные сферы использования понятия «адаптация». Ереван: Ин-т народного хозяйства, 1984. — 58 с.
  3. Альманах психологически тестов. Рисуночные тесты. -М.: «КСП», 1997. 320 с.
  4. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1968. — 339 с.
  5. Г. М. Социальная психология. М.: МГУ, 1988. — 432 с.
  6. Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. — № 1. -С. 131−142.
  7. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 367 с.
  8. Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. -М.: Просвещение, 1991. 224 с.
  9. С. А. Я-концепция и ценностно-нормативные ориентации подростка в условиях быстрых социальных изменений: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. — 21 с.
  10. Л.И. Психологическая изоляция подростков в коллективе класса: причины, пути коррекции и предупреждения: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1983. -20 с.
  11. Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Педагогика, 1986. — 315 с.
  12. Н.И. «Мы» и «Я»: концепция общественного и индивидуального самосознания: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. -17 с.
  13. Г. Психоаналитические теории личности: Пер. с англ. М.: Изд-во «КСП», 1996. — С. 180−202.
  14. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. — 271 с.
  15. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  16. А.А. Роль семьи в формировании личности подростка. Кишинев: Знамя, 1988. — 21 с.
  17. Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев: Здоровье, 1989. -168 .
  18. К. Очерк духовного развития ребенка /Перев. с нем. М.: Работник Просвещения, 1930. — 222с.
  19. А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
  20. А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии. -1994. № 4. — С.82−92.
  21. Н.Е. Модель позиционного обучения студентов II Вопросы психологии. -1994. № 3. — С. 122−129.
  22. О.А. Социальная адаптация женщин в условиях переходного периода: Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 1994. -21 с.
  23. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Эльконина Д. Б., Драгуновой Т. В. М.: Просвещение, 1967. — 360 с.
  24. А.С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1990. -18 с.
  25. В мире подростка / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Медицина, 1982. — 295 с.
  26. Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. — Т.4.- С.220−242.
  27. Л.С. Проблема возраста II Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.4. — С.244−385.
  28. Т.А. Анализ эмпатийных переживаний младших школьников и младших подростков // Психология межличностного познания. М., 1981.
  29. Т.А. Критический анализ зарубежных психологических концепций «кризисности бескризисности» перехода от детства к взрослости: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., -1985. -19 с.
  30. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии: Обзор и современное состояние проблемы II Вопросы психологии. 1975. — № 2 — С.147−156.
  31. П.Я. Введение в психологию. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. -150 с.
  32. Ган Ю. В. Проблема социальной адаптации личности: Философско-социологический аспект: Автореф. канд. филос. наук. Свердловск, 1982. -18 с.
  33. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростну уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. Спб.: АО «Сфера», 1994. -160 с.
  34. А.Б. Эволюция адаптаций: Историко-методологическое исследование. Л.: Наука, 1989. 188 с.
  35. И.Г. Избранные сочинения. М.-Л.: Гослитиздат, 1959.
  36. М.Р. Психологические условия формирования социальной ответственности школьников: Сб.науч. тр. / АПН НИИ общ. и пед. психологии. М.: АПН СССР, 1987. -151 с.
  37. М.Р. Путь к себе. М.: Педагогика, 1991.159 с.
  38. М.Р. Развитие самоопределения подростков.- М.: АПН СССР НИИ общ. и пед. психологии, 1988. -18 с.
  39. Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: ТОО «ЧеРо», 1996. — 336 с.
  40. .М. Личность и нарушения общения. М.: Изд-во МГУ, 1987. -148 с.
  41. Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983. — 24 с.
  42. Давыдов В. В, Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986. 213 с.
  43. Е.Е. Тест Розенцвейга: диагностика способов поведения детей «в ситуациях фрустрации. Методические рекомендации. М., 1993.
  44. Е.Н., Ядов В. А. Контуры социально-групповых идентификаций личности в современном российском обществе II Социальная идентификация личности. М.: Ин-т социологии РАН, 1993. — С. 124−149.
  45. ДжемсУ. Психология. М.: Педагогика, 1991. — 369 с.
  46. А.И. Психология коллектива. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 208 с.
  47. А.И., Стефаненко Т. Г., Уталиева Ж. Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997.- № 4. С.75−86.
  48. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / Пер. с фр. -М.: Наука, 1991. -572с.
  49. И.В. Школьная психологическая служба. -М.: Педагогика, 1991. 231 с.
  50. Ю.Н. Стремление к самотождественности как социогенная потребность индивида /Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси: «Мецниереба», 1981.
  51. Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: Автореф. дис. канд. психол. наук.-М., 1993. -19 с.
  52. Е.В., Крейдун Н. П., Ячина А. С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. 1990. № 4. — С. 83−9.1.
  53. А.В. Избранные психологические произведения. Т.1. — М., 1986. — 314с.
  54. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982. -128 с.
  55. М. Семья и личность. М.: Прогресс, 1986.135 с.
  56. Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней справляться). Спб: Питер Пресс, 1996. — 256 с.
  57. О.И. Некоторые проблемы теории социализации: Автореф. дис. канд. философ, наук. М., 1972. -26 с.
  58. Г. Л. Некоторые вопросы психологии общения // Вопросы психологии. -1986. № 5. — С. 113−123.
  59. Р.Г. Социально-психологическое исследование тревожности как одного из факторов формирования школьного коллектива: Автореф. дис. канд. психол. наук. Тбилиси, 1981. -19 с.
  60. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  61. К. Идентичность и управление культурными несоответствиями: попытка типологии II Вопросы социологии. -1993. № ½. — С. 103−117.
  62. М.Г. Проблемы социальной адаптации личности: Автореф. дис. канд. философ, наук. Ереван: Ереван, гос. ун-т, 1982. — 23 с.
  63. В. Как подготовить ребенка к жизни. М.- П., 1991.64. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальноеразвитие). М.: Педагогика, 1991. -176 с.
  64. А.И. Социализация личности: норма и отклонение. М.: Институт молодежи, 1996. — 222 с.
  65. Я.Л. Психология детского коллектива. -Минск: Нар. асвета, 1984. 239 с.
  66. Я.Л. Психология личностных взаимоотношений в группе сверстников: Автореф. дис. нанд. психол. наук. М., 1977. — 20 с.
  67. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности). М.: Просвещение, 1979. -175 с.
  68. М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. — 336 с.
  69. Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. -Новосибирск: Наука, 1990. 224 с.
  70. А.П. О подростках. М 1970
  71. О.В., Марцинковская Т. Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения, осень, 1998. С.34−59.
  72. Краткая философская энциклопедия. М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. — 576 с.
  73. Краткий словарь по социологии / Под общ. ред. Гвишиани Д. М., Лапина Н. И. М.: Политиздат, 1989. 479 с.
  74. И.К. Социально-психологические факторыадаптированности личности: Автореф. канд. психол. наук. М., 1980. — 24 с.
  75. А.Я. Социально-биологические аспекты социализации молодежи. Рига, 1977.
  76. И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. М.: Изд-во РОУ, 1996. -С.140−161.
  77. Ю. Уметь чувствовать подростка // Воспитание школьников. -1991. № 6. — С. 32−35.
  78. Р. Как на самом деле любить детей. -г-т М.:3нание, 1992. -187 с.
  79. Р. Как любить своего подростка. Спб.: Мирт, 1998. -155 с.
  80. Н.М. Социальная психология этнических миграций. М.: РАН, 1993. -196 с.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: в 2-х т. Т.П. — М.: Педагогика, 1983. — С. 281−302.
  82. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981.-584 с.
  83. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. — 255 с.
  84. Личность, семья, школа (проблемы социализации учащихся) / Под ред. С. Г. Вершловского. Спб., 1996. — 218 с.
  85. Макдауголл. Введение в социальную психологию. -1916. 317с.
  86. Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед. вузов. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 272 с.
  87. Т.Д. Проблема социальных эмоций как одной из доминант формирования самосознания личности // Искусствознание. М., 1998. — № 1. — С.266−279.
  88. Т.Д. Социальные эмоции и их роль в процессе социализации человека // Психология зрелости и старения, осень, 1997. С. 13−23.
  89. Т.Д., Ярошевский М. Г. 50 выдающихся психологов мира. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -192 с.
  90. С.К. Основные проблемы подросткового возраста в контексте школьной психологической службы: Автореф. дис. канд. психол. наук. Мм 1988. — 21 с.
  91. А. Самоактуализация: Пер. с англ. // Психология личности: Тексты. М., 1982.
  92. К. Проективный рисунок человека. М.: Смысл, 1996. — 58 с.
  93. Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Под ред. Фресса П. и Пиаже Ж.: Пер. с фр. М., 1975.
  94. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. 319 с.
  95. В.М. Психология индивидуальности. -Москва-Воронеж: Академия педагогических и социальных наук, 1996. 380 с.
  96. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988.429 с.
  97. И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. канд. психол. наук. П., 1994. -19 с.
  98. К.Х. Социум. Общество. История. М.: Наука, 1994. — 239 с.
  99. В.Ф., Седых К. В. Делинквентный подросток. Полтава, 1995. -161 с.
  100. В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 81 с.
  101. О.М. Исследование некоторых условий формирования адекватной самооценки личностных качеств //Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар: Изд-во КГУ, 1977.
  102. А.В. Социализация как социально-педагогическое понятие: Научные труды МПГУ им. В.ИЛенина. -М., 1996. С.16−25.
  103. А.А. Личность. Групповая социализация и психическая адаптация. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1985. -263 с.
  104. Налчаджян А. А Социально-психическая адаптация личности (Формы, механизмы и стратегии). Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. — 263 с.
  105. Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество/ Под ред. Н. М. Лебедевой. М.: Старый сад, 1997.С. 76−88.
  106. Е.В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности школьника. М.: Педагогика, 1987. -151 с.
  107. Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. М.: Российское педагогическое агенство, 1996. -С.285−304.
  108. С.В. Проблемы социально-психологическойпрофессиональной адаптации молодых учителей: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1978. — 21 с.
  109. А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. -1984. -№ 4. С. 15−29.
  110. А.В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. -1987. № 1. — С. 15−26.
  111. . Избранные труды.- М.: Прогресс, 1969.520 с.
  112. . Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-пресс, 1994. — 526 с.
  113. П.М. Понимание учащимися 12−17 лет своей личности и понимание их другими людьми / Экспериментальная и прикладная психология. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970.
  114. К.Н. Особенности восприятия подростками сверстников и взрослых в зависимости от когнитивной сложности личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984. -19 с.
  115. К.Н., Снегирева Т. В. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. Кишинев: Штиинца, 1988. — 63 с.
  116. К.Н. Некоторые подходы к проектированию подростковой школы // Психологическая наука и образование. -1998.-№ 1. С.
  117. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития (в логике культурно-исторической теории Л.С. Выготского): Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1999, -42 с.
  118. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. — № 1. -С. 20−33.
  119. И.С. О некоторых социально-психологических факторах деятельности стихийных групп подростков и юношей // Личность и группа. Л., 1971. — С.124−138.
  120. А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. — 622с.
  121. Практическая психология образования / Под ред.
  122. A.M., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни. М.: Знание, 1990. — 80 с.
  123. A.M., Толстых Н. Н. Что характерно для современного подростка // Воспитание школьников. 1991. — № 6. — С.11−15.
  124. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы // Под ред. Дубровиной И. В. М.: Федерал, ин-т социол. образования, 1994. — 87 с.
  125. Психологические особенности самосознания подростка / Под ред. Боришевского М. И. Киев, 1980. -168 с.
  126. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. Политиздат, 1990. — 494 с.
  127. Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 526 с.
  128. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. — 238 с.
  129. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 376 с.
  130. Развитие личности в процессе общения / Под ред. М. И. Боришевского. Киев: Вища шк., 1985. — 79 с.
  131. X. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 319 с.
  132. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс Универс., 1994. — 480 с.
  133. К. Эмпатия: Пер. с англ. // Психология эмоций: Тексты. М., 1984.
  134. Н.А. Как понять подростка. М.: Роспедагентство, 1995. — 76 с.
  135. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
  136. С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946. — 704 с.
  137. М.М. Конфликт и взаимодействия в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. -127 с.
  138. Е.И. Возрастные особенности соотношения ориентации на самооценку и на оценку другимилюдьми II Изучение мотивации поведения детей и подростков. -М.: Педагогика, 1972.
  139. Г. Стресс без дистресса. Рига: Виеда, 1992. -107 с.
  140. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: Учебное пособие. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998.- 96 с.
  141. Сент-Экзюпери, А. Избранное. М.: Изд-во «Правда», 1987. — С.151−251.
  142. И.А. Психологические условия формирования адекватного «Я-образа» в подростковом возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1989. — 20 с.
  143. B.C., Писарский П. С., Ценностные ориентации старшеклассников: кросскультурный анализ II Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. М.: ЦСО РАН, 1993.
  144. B.C., Шмелев А. Г., Сценическое перевоплощение как экспериментальная модель семантической перестройки «Я-образа» в группе // Экспериментальные методы исследования личности в коллективе. Даугавпилс: Изд-во ДПИ, 1985.
  145. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 215 с.
  146. Е.Т., Чеснова И. Г. Влияние отношения родителей на развитие самооценки подростка // Вопросы психологии. -1986. № 2. — С. 110−117.
  147. Г. Социология как предмет изучения. -Спб., 1896. С. 403.
  148. Т.Г. Этнопсихология. М.: Институт психологии РАН, «Академический проект», 1999. — 320 с.
  149. В.В. Самосознание личности. Л.-М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286 с.
  150. В.Б. Психологические причины конфликтов подростков с родителями: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1996. -19 с.
  151. Л.Х. Проблемы и переживания подростков, находящихся в экстремальных условиях: Автореф. дис. канд. психол. наук. Спб., 1997. — 20 с.
  152. С.Ф. Межличностные отношения трудных подростков // Вопросы психологии. -1984. № 1. — С.27−33.
  153. Д.И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе // Вопросы психологии. -1985. № 6. — С. 26−37.
  154. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. -1988. № 6. — С. 31−41.
  155. А. Психология «Я» и защитные механизмы личности. М.: Педагогика, 1993. -144 с.
  156. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
  157. Л.М., Кулагина И. А. Психологический справочник учителя. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. 432 с.
  158. Э. Иметь или быть. М.: Прогресс, 1990. — 302с.
  159. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). Спб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  160. Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.: Интерпракс, 1994. -160 с.
  161. Г. И. Очерки психологии. М., 1925. — С. 137.
  162. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Издательство Наука, 1977. -144 с.
  163. Г. Г. Избранные психологические произведения. М.: Академия педагогических и социальных наук, 1996. •¦ 460 с.
  164. Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — С.258−280.
  165. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. — С.60−77.
  166. Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Осипова Г. В.- М.: Ин-т социально-политических исследований РАН, 1995. С.686−688.
  167. Э. Детство и общество. Спб.: Ленато, 1996. — 592 с.
  168. Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
  169. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. — 286с.
  170. В.А. Социальные идентификации личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности 2 / Отв. ред. В. А. Ядов. — М.: Ин-т социологии РАН, 1994. — С.265−288.
  171. П.М. Эмоциональная жизнь школьника. -М.: Просвещение, 1966. 291 с.
  172. М.Г. История психологии.- М.: Академия, 1996. 410 с.
  173. Bandura, A., Walters, R.H. Social learning and personality development. N.Y., 1965. — 329 p.
  174. Benedict R. Patterns of culture. Boston, 1934. -321 p.1.¦. is:
  175. Berry, J.W. Acculturation and psychological adaptation: An overviev // A-M. Bouvy, F.J.R. van de Vijver, P. Boski, & P. Schmitz (Eds), Journeys into Cross-CuItural Psychology. -Amsterdam: Swets & Zeitlinger, 1994. P. 129−141.
  176. , J.W., & Annis, R.C. Accuiturative stress: The role of ecology, culture and differentiation II Journal of Cross-Cultural Psychology, 1974. P.382−406.
  177. Brim O., Wheeler S. Socialization after Childhood. N. Y. 1966. — P.4.
  178. Costanzo P. Conformiti development as a function of self-blame // Journal of Personality and Social Psychology. № 14. -P.366−374.
  179. H.P. (ed.). Childhood and Socialization II Resent Socioligy. -1973. № 5. — P.50.
  180. , A., & Bochner, S. Culture Shock: Psychological Reactions to unfamiliar environments. London: Methuen, 1986.
  181. Giddings F.H. The theory of socialization. N.Y., 1897.1. P.22.
  182. Goslin D.A. Handbook of socialization: Theory and Research. Chicago, 1969. — P.263.
  183. Handbook of adolescence. N.Y.- London- cop. 1978.
  184. Kardiner A. The Psychological Frontiers of Society. -Columbia University Press. N.Y., 1945. — 475 p.
  185. Marcia J. Identity in adolescence / Handbook of adolescent psychology. N.Y.: Wiley.
  186. Mc Neil E. Human Socialization. Belmont, Calif., -1969. — P.4.
  187. Miller N., Dollard Y. Social Cearning and imitation. -N.Y., 1941.-341 p.
  188. Rosenberg M. Society and adolescent self-image. -Princeton (N.J.): P.U.P., 1965.- 326 p.
  189. Steinberg L., Silverberge S. The vicissitudes of autonomy in early adolescence / Child development, 1986. P.841−851.
  190. The child and society: The process of socialization. -N.Y.: Random House, 1978.
  191. Youniss J. Parents in social development.- Chicago: The University of Chicago Press, 1980.
Заполнить форму текущей работой