Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Медико-биологический подход. 
Дифференциальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные отклонения — их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует основной направленности развития и (или) инволюции. Большинство индивидуальных вариаций в онтогенезе обусловлено временными сдвигами в формировании физиологических… Читать ещё >

Медико-биологический подход. Дифференциальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Этот подход базируется на эмпирическом опыте оценки функционального состояния организма. Считается, что о норме функционирования организма и психики человека можно судить по общепринятым показателям строения тела, функциональным измерениям различных органов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, по нормам психических реакций и поведения. В медицине понятие «норма», как правило, определяется на основе установленных измеряемых статистически показателей. Некоторые из них широко известны: температура тела, артериальное давление, частота пульса, уровень сахара в крови и другие более специализированные дают представление о состоянии соматического здоровья индивидуума. Все такие процедуры находятся в русле так называемой доказательной медицины. Это направление медицины, ориентированное на объективную и не зависящую от частного мнения оценку состояния здоровья.

Важной категорией здесь является понятие «психическое здоровье». Этот вариант, именуемый так же духовное или душевное, или ментальное здоровье, согласно определению Всемирной организации здравоохранения, представляет собой состояние благополучия, при котором человек может реализовать собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества. Выделяют следующие критерии психического здоровья:

  • 1) сознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
  • 2) чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • 3) критичность к себе и собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • 4) соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • 5) способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • 6) способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
  • 7) способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Перечисленные критерии носят обобщенный характер, поэтому их операционализация представляет сложную задачу. По этой причине можно говорить о нереальности их количественного определения и измерения[1].

В то же время в результате многолетних наблюдений, проводимых в медицине и возрастной физиологии, сложились вполне определенные и довольно четкие представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются и на статистические оценки возрастных изменений, т. е. статистические нормы.

Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а стандартные отклонения — их диапазон, при этом возрастная динамика тех и других соответствует основной направленности развития и (или) инволюции. Большинство индивидуальных вариаций в онтогенезе обусловлено временными сдвигами в формировании физиологических систем. Отклонения от средних показателей связаны с индивидуальными различиями в состоянии этих систем. Таким образом, норму можно рассматривать как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов возрастных изменений, последние могут группироваться в типы и образовывать типологические нормы.

Социальные критерии нормы. К этой группе можно отнести те варианты интерпретации нормы, в которых показателем нормальности поведения служит его соответствие требованиям социальной среды, к которой принадлежит индивидуум[2]. Однако два фактора затрудняют в этом случае однозначное определение нормального и девиантного поведения: существование разных «социумов», к которым может принадлежать индивидуум, во-первых, и возможная неоднородность предъявляемых социумом требований, во-вторых. В силу этих обстоятельств поведение индивидуума регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и не всегда согласующихся друг с другом (требования семьи, референтной группы, профессионального коллектива, социальной среды и т. д.; нормы явные и скрытые, юридические и нравственные и т. п.).

По каким критериям обычно оценивают поведение человека? Нормальным, как правило, признается поведение, соответствующее социальным нормам (конформное), а патологическим — отклоняющееся от этих норм (девиантное). При таком определении к области патологии оказываются отнесенными не только все виды преступного поведения, но и различные нонконформистские (радикальные, новаторские и пр.) элементы общества, способные играть положительную роль в его развитии. Однако конформизм, независимо от его сущности, — явление, предполагающее социальную пассивность. Поэтому официальная идеология исходит чаще всего из другого представления о нормальном (идеальном) поведении: из требования его общественной полезности, которое может допускать и некоторую степень плодотворного конфликта между индивидуумом и его средой.

В качестве иллюстрации можно привести некоторые эпизоды из истории Советского Союза. Например, так называемое стахановское движение возникло в 1935 г., названо по имени его зачинателя — забойщика шахты «Центральная» (Донбасс) А. Г. Стаханова, добывшего за смену 102 т угля при норме 7 т. Стахановское движение — это массовое движение его последователей: рабочих, колхозников, инженерно-технических работников, многократно превышавших установленные нормы производства. Стахановское движение всячески поощрялось материально и пропагандировалось. Стаханов и его последователи в разных сферах промышленности представляли эталоны производственной деятельности, демонстрирующие в качестве критерия высокие количественные показатели производительности труда[3].

В годы Великой отечественной войны практика выдвижения героев была очень широко распространена. Имена этих людей хорошо известны (В. Талалихин, Н. Гастелло, 3. Космодемьянская, А. Матросов и многие другие). Отдельные личности и их самоотверженные поступки представляли эталоны, достойные подражания. При этом, однако, в тех случаях, где это было возможно, фигурировали и количественные показатели (число уничтоженных немецких самолетов, танков, воинской силы и т. д.). Таким образом, в формировании социальных образцов для подражания и в мирном труде и в военных действиях использовались оба подхода: типологический и измерительный.

Норма как предписание или запрет. Такое понимание нормы присутствует в этике и праве. Существует множество различных норм права. Основные виды правовых норм: запрещающие, обязывающие, разрешающие. Пример запрещающей нормы: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства». Примеры обязывающей нормы: «Основное общее образование обязательно; родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования»[4]. Этические нормы представляют систему общих ценностей и правил этики, соблюдение которых сообщество требует от своих членов. Одним из наиболее ярких примеров здесь служит категорический императив И. Канта: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству»[5].

Есть принципиальное отличие этих вариантов нормы от рассмотренных ранее. Оно состоит в том, что медико-биологические нормы констатируются как данность. Норму этическую или правовую задают как желаемое или должное.

Норма как образец для подражания. Желательное поведение можно задать и иначе: в виде образца для подражания. В связи с этим возникает необходимость проанализировать такое явление, как мода. Мода как социальная норма поведения явление уникальное, так как в него вовлекается большое количество людей, которые начинают демонстрировать определенные образцы поведения, принимаемые за социальную норму. Мода всегда выражается в оценочной или конкретночувственной форме, устанавливает власть над людьми либо через показ того, как надо одеваться, либо через обнаружение соответствия явления (а мода имеет дело именно с миром явлений, а не сущностей) его образной функции. Эстетический идеал утверждается модой и в том смысле, что одна из ее главных целей — преодоление противоречий между внешним обликом людей и эстетическим идеалом данного времени. Это означает, что в той мере, в какой внешнее взаимодействует с внутренним мода влияет и на содержание человеческой личности[6].

Мода — всегда явление преходящее, т. е. она возникает, длится и сменяется другой модой. В зависимости от скорости принятия и усвоения моды потребителей можно разделить на следующие пять категорий[7]:

  • 1) инноваторы. В общей массе потребителей они составляют около 2,5%. Психологически эти люди предрасположены к необычному, новому, к экспериментированию;
  • 2) лидеры, которых в общей массе приблизительно 13,5%. Признание изделия модным со стороны этой категории обычно рассматривается как признание данного стиля, силуэта, модели и т. д. обществом в целом. Один из основных психологических мотивов поведения лидеров видится в стремлении к самоутверждению;
  • 3) последователи — 34% потребителей. Этой категории тоже присуща своя характеристика — рассудительность;
  • 4) консерваторы. Их тоже 34%. Они следуют за уже утвердившейся модой под влиянием общественного мнения. Психологический механизм, характеризующий данную категорию потребителей, очень прост: «быть как все»;
  • 5) традиционалисты. Переход к новой моде для них связан с ломкой психики, привычки, сложившейся системой представлений и в целом мировоззрения. Им свойственна, прежде всего, ориентация на традиции, поэтому они усваивают модный стандарт только тогда, когда он превращается в традицию.

Естественно, что приведенная типология представляет собой лишь идеальную модель, а не слепок с реальности. По мере того как социальный рейтинг моды начинает заметно снижаться, распространители быстро создают новую моду. Фанаты моды подхватывают последние веяния и стремительно обновляются. И пока им подражают, в это время распространители уже продумывают новые идеи и готовятся представить их покупателям.

Казалось бы, мода предстает главным образом в виде череды целостных образцов — индивидуальностей — моделей, украшающих подиумы и обложки журналов. Их имена хорошо известны широкой публике. Тем не менее, каждая девушка знает, что значит «90 — 60 — 90». Это установившиеся в обществе модельные стандарты женской фигуры означают обхват груди — талии — бедер. Действие этих чисел имеет почти магический эффект, а в реальной жизни результаты стремления к похудению, ориентированному на эти числа, ведут в другом направлении — к тяжелому заболеванию, именуемому нервная анорексия.

Норма как идеал. Наиболее показательны в этом плане нормативные аспекты такого феномена, как религия. В каждой религии есть более или менее отчетливые этические представления, чаще всего выражаемые явно в виде норм (заповедей). Понятие «заповедь» часто воспринимается как приказание, но у этого слово более широкий смысл. Оно означает как бы напутствие или завещание в том смысле, в котором человек, когда умирает, оставляет завещание, чтобы его наследники его выполнили. Заповеди Божьи даны не столько для охранения нас от менее совестливых членов общества. В первую очередь они нужны для охранения человека от самого себя[8].

Человек, соблюдающий религиозно-этические нормы («праведный человек»), сам оказывается нормой в смысле образца для подражания, но в том только отношении, что он соблюдает указанные нормы: при этом не исключено, что в каких-то чертах личности и поведения он не является образцом. Стремление к целостности приводит к перемещению акцента с отдельных норм на идеальный образ человека, воплощаемый в живой, конкретной личности, «образцовость» которой никак уже не обусловлена выполнением норм, не санкционируется и не измеряется ими. Предельное выражение эта логика достигает в христианской антропологии с ее идеей боговоплощения: абсолютный идеал из области трансцендентного переносится в посюсторонний мир и в облике Богочеловека становится идеалом совершенства. Но не только явление богочеловека значимо в этом плане. Православные святые Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Исаакий Оптинский и многие другие являют собой образцы — нравственные эталоны, духовную силу и чистоту которых невозможно переоценить.

Казалось бы, что идеальный образ верующего праведника — это нормативно-типологическая метафора, основанная на эталоне. Однако как показывает знакомство с правилами жизни православного христианина[9] среди правил представлены количественно измеряемые требования и условия. Например, есть слова Священного Писания и молитвы, которые православному христианину надо знать наизусть или очень близко к тексту (пять молитв). Необходимо также помнить число и значение таинств. Их в Апостольской Церкви семь. Есть обычай класть земные поклоны во время обедни: три ситуации. Исповедь состоит из частей: их пять. Этот перечень можно было бы продолжить.

Очевидно, что повседневная жизнь верующего регламентируется количественными требованиями довольно строго. Наиболее яркой иллюстрацией здесь может служить требование десятины — пожертвования в пользу Церкви десятой части дохода[10].

Таким образом, при внимательном рассмотрении средств описания феномена религиозного идеала, идеала христианина обнаруживается сочетание целостности образа праведника и количественно измеряемых процедур, соблюдение которых отчасти может служить основанием для вынесения диагноза праведности.

В заключение можно обобщить представленные выше материалы, отметив, что оба варианта представления индивидуальности и ее особенностей фигурируют при определении понятия «норма» в психологии. Однако в естественнонаучном варианте толкования преобладает измерительный подход. В гуманитарном варианте реализуется нормативно типологический (единственный образ-эталон) или дифференциально типологический (наличие нескольких образцов-эталонов). В сочетании с целостным образом нередко используются измерительные процедуры, причем в некоторых случаях они играют роль в установлении квалификационного критерия и преобразовании образа из одного качества (статуса) в другой.

  • [1] Цит. по: Психосоматические заболевания: справочник / ред. В. В. Елисеев. М., 2003.
  • [2] Лучков В. В., Рокитянский В. Р. Понятие нормы в психологии // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987. № 2.
  • [3] См.: Гершберг С. Р. Стаханов и стахановцы. М.: Политиздат, 1985.
  • [4] Демин А. В. Теория государства и права: курс лекций. М.: ИНФРА-М, 2004.
  • [5] См.: Асмус В. Ф. Иммануил Кант. М.: Наука, 1973.
  • [6] Килошенко М. Психология моды. СПб.: Питер, 2017.
  • [7] Там же.
  • [8] Юревич Д. В. Десять заповедей // Православная энциклопедия. Т. XIV. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007.
  • [9] См.: Памятка православного христианина. URL: http://www.alexandrmen.ru/books/prakruk/pamiatka.html (дата обращения: 27.07.2017).
  • [10] См.: 12 правил для христианина. URL: http://www.pravmir.ru/12-pravil-normalnogo-hristianina (дата обращения: 27.07.2017).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой