Психологический анализ стратегического планирования в игре шахматистов
Диссертация
На данном этапе была определена область исследования, проведен анализ общей и специальной литературы по данной проблематике, изучен педагогический опыт специалистов в области шахмат. На основании данного анализа были выбраны теоретические и методологические основания работы, сформулированы гипотеза, цель, задачи, программа, методы исследования. В соответствии с поставленной целью исследования… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Логико-теоретические основания исследования
- 1. 1. Эволюция стратегического планирования в 10 шахматах
- 1. 2. Стратегическое планирование в игре 15 высококвалифицированных шахматистов
- 1. 3. Психологические исследования игры шахматистов
- 1. 4. Психологические исследования планирования
- 1. 5. Гипотеза исследования
- Глава II. Экспериментальное исследование механизмов стратегического планирования в игре шахматистов
- 2. 1. Методика эксперимента
- 2. 2. Первая серия экспериментов — планирование действий в типичных позициях. 55 1 2.3. Вторая серия экспериментов — планирование действий в нетипичных позициях
- 2. 4. Обобщение результатов эксперимента
Список литературы
- Алаторцев В. А. Психолого-педагогический метод контроля и самоконтроля спортивной деятельности шахматиста. М., ВНИИФК, 1975.
- Алаторцев В.А. Творчество в шахматах. М., Знание, 1988, 64с.
- Алексеев Н.Г. Шахматы и развитие мышления. / Шахматы: наука, опыт, мастерство. Практическое пособие./ под. ред. Злотника Б. А. М.: Высшая школа, 1990, 335с.
- Алехин А.А. О шахматах./ЛДахматы в СССР, 1983, № 2, с. 19.
- Архангельский С.Н. Очерки по психологии труда. М., 1958,160с.
- Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977,27 с.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М: Педагогика, 1971, 251с.
- Батуринский В. о Карпове. / Карпов А. Е. Сто победных партий. М.: ФиС, 1984 г., 320 с.
- Блюменфельд Б.М. К характеристике наглядно-действенного мышления. //Вопросы психологии восприятия и мышления. //Известия АПН РСФСР, 1948, вып.13, с.175−203.
- Блюменфельд Б.М. Проблема наглядно-действенного мышления на базе шахматного материала. Диссерт. на степень канд. пед. наук, 1947.
- Бондарь JI.A. Стратегия, тактика, стиль. Минск: Беларусь, 1979.
- Ботвинник М.М. Советская шахматная школа. М.: ФиС, 1951.
- Ботвинник М.М. Аналитические и критические работы. 1942−1956. М.: ФиС, 1985, 391 с.
- Ботвинник М.М. О кибернетической цели игры. М.: Советское радио, 1975, 72 с.
- Ботвинник М.М. Аналитические и критические работы. 1957−1970. М.: ФиС, 1986, 398 с.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979,230с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1982−1984.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976,149с.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. /Исследования мышления в советской психологии (под ред. Шороховой Е.В.). М., 1966, с.236−277.
- Гальперин П.Я. О методе поэтапного формирования умственных действий. / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, (под ред. И. И. Ильясова, В.Я. Ляудис), М.: МГУ, 1981, с.97−100.
- Голубев А.Н., Гутуайт Л. Э. 744 партии Бобби Фишера. В 2-х томах. М.: Ролег Лимитед, 1993, 336с.
- Горенштейн Р.Я. Книга юного шахматиста: учебное пособие для шахматистов второго-третьего разрядов. М.: АОЗТ «Фердинанд», 1993, 240с.
- Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж: Воронежский университет, 1976.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972,423с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996, 542с.
- Давыдов В.В. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1982, 504с.
- Давыдов В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии.// В сб.: Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987, с.43−49.
- Дворецкий М.И. Искусство анализа. М.: ФиС, 1989,192с.
- Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. //Психология мышления /под. ред. А. М. Матюшкина. /М., 1985, с.86−234.
- Дьяков И.Н., Петровский Н. В., Рудик П. А. Психология шахматной игры. М., 1976, 80с.
- Журавлев М.И. Шаг за шагом. М.: ФиС, 1986,269с.
- Завалишина Д.Н. Психологический анализ оперативного мышления. М., 1985, 221с.
- Захарова А.В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования учебной деятельности. //В сб.: Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982, с.152−163.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
- Злотник Б.А. Комплекс диагностических методик по шахматам. //Методические разработки. М.: ГЦОЛИФК, 1989, 16с.
- Исаев Е.И. Психологическая характеристика способов планирования у младших школьников. // Вопросы психологии, 1984, № 2, с.52−60.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Педагогика, 1971.
- Капабланка Х.-Р. Учебник шахматной игры. М.: ФиС, 1975,151с.
- Кондратьева JI.JI. Психологический анализ планирования своей трудовой деятельности ткачихами. //Тезисы докладов совещания по психологии труда. М., 1957, с. 134−135.
- Костьев А.Н. Уроки шахмат. М.: ФиС, 1984,208с.
- Котов А. А. Тайны мышления шахматиста. М.: Всероссийский шахматный клуб, 1970,160с.
- Котов А.А. Как стать гроссмейстером. М.: ФиС, 1985,158с.
- Крогиус Н.В. Личность в конфликте. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1976.
- Крогиус Н.В. Психологический анализ мышления шахматистов. Диссерт. на степень канд. пед. наук, Саратов, 1968.
- Кучумова Е.Н. Развитие рефлексивной деятельности при обучении юных шахматистов. Диссерт. на степень канд. псих, наук, М., 1998,130с.
- Ладенко И. С. О роли рефлексии в самоорганизации интеллектуальных систем. //В сб.: Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1989.
- Лазарев B.C. Планирование как главное направление и исходный принцип исследования в психологии управления. // Вопросы психологии, № 6, 1980, с. 25.
- Лазарев B.C. Психология стратегических решений. М., 1994, 81с.
- Лазарев B.C., Неверкович С. Д., Парамонова Т. Ю. Формирование стратегического мышления и планирования у шахматистов. /Тезисы. Ш Всемирный конгресс по деятельности: теория и социальная практика. М., 1995, с. 67.
- Лазарев B.C., Неверкович С. Д., Парамонова Т. Ю. Типы стратегического мышления шахматистов. / Управление психомоторной деятельностью человека. Материалы международной научной конференции. М., 1997, с. 112.
- Ласкер Эд. Шахматная стратегия. 1924,161с.
- Ласкер Эм. Учебник шахматной игры, 1937.
- Ласкер Эм. Здравый смысл в шахматах. 1964, 54с.
- Левитов Н.Д. Психология труда. М., 1963, 340с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975, 304с.
- Линдер В. Капабланка в России. М., Сов. Россия, 1988,272с.
- Линдер И. А.Д.Петров- первый русский шахматный мастер. М., 1955, 123с.
- Ломов Б.Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
- Лысенко А.В. Оценка позиции. М.: ФиС, 1990,176с.
- Малкин В.Б. Мышление шахматиста. М: ГЦОЛИФК, 1983.
- Матюшкин A.M. Исследование психолоптческих закономерностей процесса анализа.// Вопросы психологии, 1960, № 3, с.45−56.
- Матюшкин А.М. Психология мышления. М.: Прогресс, 1965.
- Мансуров Е.А. Загадка Фишера. М.: Советский спорт, 1992, 107с.
- Методология разработки программ по шахматам. // По материалам организационно-деятельностной игры. М: ГЦОЛИФК, 1988, 86с.
- Неверкович С.Д., Дятловская И. С. Методы и средства активизации познавательной деятельности. / Деловые игры, учебно-познавательные задачи./ М.: ГЦОЛИФК, 1988,66с.
- Нейштадг Я.И. Первый чемпион мира. М.: ФиС, 1971.
- Никитин А.С. Тринадцать лет я работал против себя. // Спорт-экспресс, 1993,19 ноября.
- Нимцович А.И. Моя система: Шахматная блокада. Моя система. Моя система на практике. М.: ФиС, 1984, 576с.
- Парамонова Т.Ю. Психология принятия решений в шахматах. /Тезисы. Второй международный конгресс по спортивной психологии. М., 1995, с. 36.
- Петросян Т.В. Некоторые вопросы логики шахматного мышления. Автореферат на соискание учен, степени канд. философских наук. Ереван, 1968,20с.
- Петросян Т.В. Стратегия надежности. М.: ФиС, 1985,400с.
- Подготовка юных шахматистов первого разряда. Программа. / под. ред. Голенищева В. Е. М.: Сов. Россия, 1979,120с.
- Подготовка юных шахматистов второго разряда. Программа./ под. ред. Голенищева В. Е. М.: Сов. Россия, 1979,112с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М., 1976, 302с.
- Пономарев Я.А. Фазы творческого процесса.// Исследование проблем психологии творчества. М., 1983, с.3−26.
- Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности. /Под редакцией Давыдова В. В., Рубцова В. В. М.: Психологический институт РАО, 1995,227с.
- Рети Р. Современный учебник шахматной игры. М.: ФиС, 1981, 208с.1.l
- Проблемы научного творчества в современной психологии, /под. ред. М. Г. Ярошевского, М.: Наука, 1971,336с.
- Рохлин Я. Теория и практика шахматного искусства. М., 1949, 201с.
- Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1946, 794с.
- Рубинштейн СЛ. Очередные задачи психологического исследования. /Исследования мышления в советской психологии. М., 1966.
- Рубинштейн СЛ. Принципы и пути развития психологии. М., 1959, 354с.
- Самороднов О.В. Особенности самоконтроля шахматистов и пути его оптимизации в шахматном спорте. Диссерт. на степень канд. псих. наук. СПб, 1993.
- Семенов А. Алехин о Ботвиннике. //Шахматы в СССР, 1955, № 3,с.79−80.
- Семенов И.Н. Развитие теоретико-эксперименальных исследований рефлексивной организации мышления. /В сб.: Рефлексия в науке и обучении. Новосибирск, 1989.
- Семенов И.Н. Психология рефлексии в организации творческого процесса. / Автореферат на соискание д.п.н. М., 1992.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Социально-психологический центр, 1996, 352с.
- Симкин Ю.Е., Резников Ю. А. Перспективные научные исследования в области шахматного спорта. //Теория и практика ФК, М., 1980, № 6, с.42−44.
- Солнцева Г. Н. Психологический анализ проблемы принятия решения. М.: МГУ, 1985, 78с.
- Сухомлинский Г. В. Основы математической статистики для психологов. Л.: ЛГУ, 1992.
- Суэтин А.С. Выдающиеся советские шахматисты. Минск: Полымя, 1984, 208с.
- Суэтин А. Не всяк зелен, кто молод.//Советский спорт, 1986, 20 ноября, с. 4.
- Тарраш 3. Что каждый должен знать о миттельшпиле. 1932,78с.
- Теория и практика шахматной игры: / Научно-методическое и практическое пособие. / под ред. Я. Б. Эстрина, М., 1984,272с.
- Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1967, 148с.
- Шахматы как предмет обучения и вид соревновательной деятельности./ Учебное пособие. М.:ГЦОЛИФК, 1986, 74с.
- Шашин Б.С. Пешки душа шахмат — М., ФиС, 1982, 72с.
- Эсаулов А.Ф. Психология решения задач. М., 1972, 215с.
- Эльконин Б.Д. О способе опосредствования «решения задач на соображение». //Вопросы психологии, 1981, № 1,110с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии./ под ред. Фельдштейна Д.й. М.: Международная педагогическая академия, 1995,224с.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978, 304с.
- Эйве М. Курс шахматных лекций. 1936.
- Эйве М. Стратегия и тактика. 1937.
- Юдович М.М. План в шахматной партии. М.: ФиС, 1982.
- Яценко А.И. Целеполагание и идеалы. Киев, 1977, 275с.
- Kotov A. Lehrbuch der Schachtaktik. Band 1. Sportverlag Berlin, 1972, 268p.
- Suetin A. Schachstrategie for Fortgeschrittene. Band 1. Sportverlag Berlin, 1983,334p.