Концепция собственного будущего как фактор регуляции поведения несовершеннолетних
Диссертация
Полученные нами результаты исследования способствуют привлечению внимания и восстановлению интереса к области будущего при изучении общей субъективной картины жизненного пути личности несовершеннолетних. Область представляемого и ожидаемого будущего оказывается не менее информативной и эвристичной для решения ряда психологических задач, чем прошлое. Адекватный образ собственного будущего обладает… Читать ещё >
Содержание
- Глава II. ервая Значение концепции собственного будущего в регуляции поведения и структуре личности несовершеннолетних
- 1. 1. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних и проблема его регуляции
- 1. 2. Значение образа будущего на различных уровнях исследования регуляции поведения человека
- 1. 3. Изучение образа собственного будущего в рамках психологического времени и организации жизненного пути человека
- 1. 4. Значение образа собственного будущего на начальных этапах жизненного самоопределения
- 1. 5. Концепция собственного
- Глава вторая. Теоретические и экспериментальные аспекты исследования концепции собственного будущего
- 2. 1. Моделирование концепции собственного будущего в психологическом эксперименте
- 2. 2. Описание методов и средств психологического исследования
- 2. 2. 1. Средства, направленные на изучение концепции собственного будущего
- 2. 2. 2. Средства, направленные на изучение индивидуально-психологических особенностей, свойств личности и качества социально-психологической адаптации испытуемых
- 2. 2. 3. Средства математической статистики, применяемые при анализе экспериментальных данных
- 3. 1. Изучение адаптивной функций концепции собственного будущего у испытуемых с нормативным и отклоняющимся поведением
- 3. 1. 1. Описание выборки и условий проведения эксперимента
- 3. 1. 2. Сравнительный анализ параметров социально- психологической адаптации и их связей с концепции собственного будущего в подгруппах испытуемых женского пола
- 3. 1. 3. Сравнительный анализ параметров социально-психологической адаптации и их связей с концепции собственного будущего в подгруппах испытуемых мужского пола
- 3. 2. Изучение антиципационной функций концепции собственного будущего у испытуемых с нормативным и отклоняющимся поведением
- 3. 2. 1. Описание выборки и условий проведения эксперимента
- 3. 2. 2. Изучение антиципационной функции концепции собственного будущего в нормативной выборке юношей и девушек
- 3. 2. 3. Сравнительный анализ антиципационной функции концепции собственного будущего несовершеннолетних с отклоняющимся
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Жизненные перспективы личности. //Психология личности и образ жизни. /Отв. ред. Е. В. Шорохова, М., 1987. С.137−145.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 С.
- Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М., 1989. 243 С.
- Адаме Дж. Поведение человека-оператора в системе слежения // Инженерная психология / под ред. Д. Ю. Панова, В. П. Зинченко. М., 1964. С.52−60.
- Адлер А. Наука жить. Киев, 1997. 210 С.
- Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997. 251 С.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995. 291 С.
- Альманах психологических тестов. Под ред Б. А. Орлова СПб., 1997. 311 С.
- Амбрумова А.Г. Непатологические ситуационные реакции в суицидологической практике //Научные и организационные проблемы суицидологии. М, 1983. С. 40−51.
- Антонян Ю. М, Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве //Психологические механизмы насильственного преступного поведения. М., 1983 С.78−85.
- Антонян Ю.М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М., 1991. 246 С.
- Антонян Ю.М., Лунев В. В., Яковлев A.M. Мотивообразующие факторы преступного поведения //Криминальная мотивация. М., 1986. С. 44−115.
- Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования //Психол.журн. 1980.Т. 1, № 2. С. 52−60.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования субъективного контроля. //Психол.журнал Том 5 № 3 1984., С.152−162.
- Бажин Е.Ф., Эткинд A.M., Цветовой тест отношений (методические рекомендации) Л., 1985. 18 С.
- Байтингер О.Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте. Автореф. канд. диссер. СПб., 1998., 17 С.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии М., 1993. 198 С.
- Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка.// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога./ под.об.ред. И. В. Дубровиной, М., 1987, С.67−80.
- Берн Э. Игры в которые играют люди психология человеческих взаимоотношений. Люди которые играют в игры психология человеческой судьбы. Л., 1992. 400 С.
- Бернштейн А.Н. Биомеханика и физиология движения М., 1997. 608С.
- Битенский B.C., Херсонский Б. Г. Мотивировка и условия, способствующие злоупотреблению опиатами у подростков. //Психологические исследования и психотерапия в наркологии. Л., 1989. С.83−88.
- Брагина Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М., 1988. 237 С.
- Брунер Дж. Психология познания. М., 1977.412 С.
- Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. М., 1979. 230 С.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев 1989. 199 С.
- Валитова И.Е. Психологические особенности осознания себя во времени в дошкольном и младшем школьном возрасте. Автореф. канд. диссер. М., 1990. 16 С.
- Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения.// Психологический журнал. Том 18, № 2, 1997. С.58−77.
- Васильев В.Л. Юридическая психология М., 1991.462 С.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.495 С.
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988.142 С.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. К исследованию мотивации жизненного пути: Техника каузометрии // Мотивация личности: Феноменология, механизмы и закономерности формирования. М., 1982. С. 72−86
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984. 207 С.
- Головей Л.А. Профессиональная ориентация в связи с индивидными и личностными особенностями человека. //Проблема индивидуальности в онтопсихологии. /Под. общей ред., проф. А. А. Крылова, проф. Е. Ф. Рыбалко, СПб., 1994., С.88−99
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. Л., 1988. 565С.
- Додонов В.И. Методика определения общей эмоциональной направленности. М., 1995.45 С.
- Дремова Н.А. Мотив и цель в преступлениях несовершеннолетних: Автореф. канд. дисс. М., 1972.18 С.
- Дубинин A.M. Судебная психиатрия Л., 1937. 288 С.
- Емельянов В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов. 1980.123 С.
- Иванов Н.Я., Личко А. Е. Патохарактерологические исследования у подростков. Л., 1981.120 С.
- Игошев К.Е. Психология преступных проявлений среди молодежи. М., 1971. 173 С.
- Кант И. Антропология с прагматической точки зрения. Сб.соч. в 6-и Т., Т6., М., 1966., С. 335−588.
- Кербиков О.В. Избранные труды М., 1971. 312 С.
- Ким Дж. О., Мюллер Ч. У. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ. М., 1989. 215 С.
- Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрамма. М., 1993. 222С.
- Клименко И.Ф. Психологические особенности отношений к себе и другим как носителям нравственных ценностей на разных этапах онтогенеза личности. Автореф. канд. диссерт. М., 1986. 20 С.
- Ковалев В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков. М., 1981. С. 11−23.
- Ковалев В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект) //Категории материалистической диалектики в психологии.М., 1988. С.216−231.
- Ковалев В.И. Психологические аспекты временной организации жизни человека. М., 1980. 123 С.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980. 256 С.
- Короленко Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева 1991, № 1 С.8−15.
- Краткий словарь по социологии. Под. ред. Д. М. Гвишиани, М., 1988. 479 С.
- Круглов Б.С. Методика изучения особенностей формирования ценностных ориентаций.// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога.(отв. ред. ДубровинаИ.В.) М., 1987. С. 80−89.
- Кудрявцев В.Н. Проблема мотивации в криминологии //Криминальная мотивация. М., 1986. С.8−18.
- Курбатова Т.Н. Исследование тревожности. //Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л., 1990.С.28−32.
- Курбатова Т.Н. Исследование экстраверсии-итроверсии и нейротизма (опросник Айзенка) //Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Под. Ред. А. А. Крылова. Л., 1990. С.22−28.
- Курбатова Т.Н. Сравнительный анализ психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей //Актуальные проблемы психологической теории и практики С.Пб.1995 С. 119−124.
- Курбатова Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. канд. дисс. Л., 1981.17 С.
- Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического использования Л., 1976 91С.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М., 1983.255 С.
- Логинова Н.А. Развитие личности и ее жизненный путь.// Принцип развития в психологии./ Под ред. Л. И. Анциферовой. М., 1978. С. 156−173.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.444 С.
- Ломов Б.Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.279 С.
- Лунев В.В. Личностные условия мотивации преступного поведения // Криминальная мотивация. М, 1986. С.98−115.
- Макаренко А.С. Сочинения. Соб.соч. в 7 т .М., 1952. Т2., 233 С.
- Манова-Томова B.C., Пирьов Г. Д., Пенушлиева Р. Д. Психическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София 1981.190 С.
- Методические рекомендации. Магнитогорский государственный педагогический институт. Под. ред А. Л. Герасимовича, Магнитогорск, 1995. 56 С.
- Назаров А.И. Опыт исследования координации группового управления. М., 1970. 159 С.
- Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности Ереван. 1988. 262 С.
- Некрасова Е.В. Особенности переживания времени жизни в раннем юношеском возрасте.// Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности. М., 1986. С.45−51.
- Окунь. Я. Факторный анализ. М., 1974. 200 С.
- Петренко В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. М., 1983. 116 С.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. 174 С.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982. 309 С.
- Попов Ю.В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. Под ред. А. Е. Личко и Ю. В. Попова Л., 1991.С.5−9
- Проблема индивидуальности в онтопсихологии. /Под.ред. А. А. Крылова, Е. Ф. Рыбалко.СПб., 1994.122 С.
- Психология словарь. Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского М., 1990. Статья отклоняющееся поведение С.257
- Пулккинен Л. Лонгитюдное исследование ориентации на будущее у подростков. //Психология личности и образ жизни. Отв. ред. Е. В. Шорохова, М., 1987., С. 153−158.
- Ратинов А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход. //Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979. С. 3−33.
- Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. СПб., 1996, 109 С.
- Реан А.А. Психологическая служба школы (принципы деятельности и работы с «трудными») СПб., 1993,43 С.
- Ржичан П. Возможности биодромальной диагностики личности //Психология в социалистических странах. Психодиагностический бюллетень.-1983.-1, вып.7., С.5−14.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. В 2-х Т., Т2. 323 С.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979. 192 С.
- Соколов Е.Н. Механизмы памяти. М., 1969. 208 С.
- Соколов Э.В. Предисловие. Индивидуальная психология Альфреда Адлера. //А. Адлер О невротическом характере. М., 1997.С.5−23.
- Сохань J1.B. Донченко Е. А., Соболева Н. И., Культура жизни личности.// Психологический журнал, Том7, № 5, 1986, С.60−69.
- Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста М., 1959. 320 С.
- ТарабринаН.В., ШеряковГ.В., ШироковВ.Д. Экспериментальное исследование фрустрации при истерии. //Клинико-психологические исследования личности Л., 1978. С. 205−209.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.535 С.
- ЮО.Титова О. В. Самовыражение и личностная удовлетворенность какпроблемы психологии //Активность и жизненная позиция личности. /Отв. ред. К.А. Абульханова-Славская. М., 1988. С. 90−98
- Фелинская Н.И. Вопросы профилактики преступности несовершеннолетних в судебно-психиатрическом аспекте //Судебно-медицинская экспертиза. Выпуск 1. М., 1976. С. 40−43.
- Филиппов Д.С., Планирование школьниками старших классов своей будущей карьеры. //Социализация и социальная адаптация несовершеннолетних в ситуации экономического кризиса. Тезисы научной конференции. С.Пб., 1998. С.24−25.
- ЮЗ.Франкл В. Доктор и душа. СПб., 1997. 287 С.
- Ю4.Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 367 С.
- Хомик B.C. Психотерапия ориентированная на реконструкцию будущего личности. //Психология личности и время жизни человека. / Ответ.ред. В. И. Ковалев, Черновцы ЧГУ, 1991. С63−66
- Юб.Хомик B.C., Кроник А. А., Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения.// Вопросы психологии, № 1, 1988. С.45−53.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб 1997. 606С.
- Цветовой тест М. Люшера перевод :№ Ц-36 043 М., 1975.322 С.
- Чудновский В.Э.О временном аспекте гармонического развитияличности. //Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. /Под. ред. В. В. Давыдова и И. В. Дубровиной, М., 1980, С.34−42.
- Эйдемиллер Э.Г., Кулаков С. А., Черемисин О. В. Саморазрушающее поведение у подростков: пути исследования, проблемы и разработка методов психотерапии. //Саморазрушающее поведение у подростков. /Под ред. А. Е. Личко и Ю. В. Попова. Л., 1991. С.112−118.
- Эткинд A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами //Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980.С. 110−114.
- Ялтонский В.М., Абшаихова У .А., Сирота Н. А. Патохарактерологическое исследование подростков, злоупотребляющих гашишем и больных гашишной наркоманией. //Саморазрушающее поведение поведение у подростков. Л., 1991.С.78−82.
- S.AIlport G.W. Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston. 1961. 354 P. щ 116. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als psychologisches Problem.1.ipzig, 1933. 203 P.
- Buss A. Sociology of Aggression .J. Wiley end Sons: N.Y.-L., 1961. 125P.
- Cottle T.J., Klineberg S.L. The present of things future. N. Y., 1974. 200P.
- Crandall J.E. A scale for Social Interest //Individual Psychology: The Journal of Adlerian Theory, Research and Practice. 1991., Vol.47.N1. P.106−114.
- Dymond R. Adjustment changes over Therapy from Self-sorts //Psychotherapy and Personality Change /Ed. By C. Rogers and R. Dymond. Chicago, 1954. P. 123−130
- Jenkins R.L. Classification of behavior problems in children. //Am. J. Psychiat., 1969, v.125, N 8, P. 1032−1039.
- Kelly G. A theory of personality: The psychology of personal constructs. NewЩ1. York: Norton. 1963.351 P.
- Kelly G. The psychology of personal constructs (Vols. 1 and 2) New York: Norton. 26 P.
- Lewin K. Defining the «Field at a given time». //Psychol. Rev., 1943, v.50.
- Manaster C.J., Corsini R.J. Individual Psychology.-Itasca. F.T. Peacock Publishers, Inc. 1982. 96 P.
- Nuttin J. Motivation et perspectives d’Avenir. Louvain, 1980. 280 P. l27.0sgood Ch.E., Susi G.E., Tannenbaum P.H. The Measurement of Meaning.
- Urbana:Univ.111 .press, P. 1957.-314.
- Peterson C., Bossio L.M. Health and optimism. N.Y., 1987. 320 P.
- Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement.-Psychol.Monogr., 1966, v.80,№ 1 (whole№ 609).
- Seligman M. Learned optimism. N.Y., 1987. 208 P.
- Vaihinger H. The philosophy of «as if.» New York: Harcourt, Brace. 1911. 350 P.