Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Память. 
Психология детей младшего школьного возраста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отмеченные особенности памяти младших школьников порой являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие сложности с запоминанием материала приводит иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные приемы и способы выполнения учебных заданий на основе механического заучивания без понимания. При этом дети… Читать ещё >

Память. Психология детей младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Память — это психическая функция и один из видов познавательных процессов, предназначенный сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Память — это способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма с целью многократного использования ее в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Основные свойства памяти: точность: объем; скорость процессов запоминания; скорость процессов воспроизведения: скорость процессов забывания. Основные процессы памяти: запоминание; хранение; воспроизведение и узнавание; забывание.

В младшем школьном возрасте идет интенсивное формирование приемов запоминания, что опять же связано с активизацией учебной деятельности. У младшего школьника наблюдается как непроизвольный, так и произвольный вид памяти. Они тесно переплетаются между собой, при этом у детей активно развивается механическая память на несвязанные блоки информации. По логике вещей в связи с развитием речи и мышления к концу младшего школьного периода ребенок должен овладеть приемами осмысленного запоминания, но этого зачастую не происходит потому, что объем школьного материала постоянно растет, а стратегии обучения в основном направлены на постоянное заучивание правил.

В 1−2 классе начальной школы при запоминании словесной информации отмечается склонность детей к воспроизведению информации близко к тексту, что воспринимается детьми как наиболее верное, поскольку свидетельствует о добросовестно сделанной домашней работе. Это побуждает ребенка отвечать как можно ближе к тексту, что не способствует развитию устной речи. Воспроизведение информации происходит на основе механического запоминания, без осмысления содержания текста[1]. Продуктивность памяти младших школьников повышается при постоянной тренировке и во многом зависит от способов запоминания. Умение запоминать осмысленно часто зависит от учителя и выбранной образовательной программы. Младшие школьники к 10 годам способны размышлять над тем, какие способы они использовали для запоминания, но сами изобретать способы запоминания они еще не в состоянии.

Отмеченные особенности памяти младших школьников порой являются причинами неуспеваемости определенной части учащихся. Неумение преодолеть возникающие сложности с запоминанием материала приводит иногда к отказу от активной мыслительной работы. Учащиеся начинают использовать различные приемы и способы выполнения учебных заданий на основе механического заучивания без понимания. При этом дети не могут ответить ни на один вопрос по тексту. Еще один обходной путь — выполнение нового задания тем же способом, каким выполнялось предшествующее задание. Помимо этого учащиеся с недостаточно развитой памятью при устном ответе пользуются подсказкой, стараются списать у товарищей и т. д.

В 7−8 лет у детей преобладает наглядно-образная память. Учащиеся 1−2 классов еще не умеют выделять опорные точки для запоминания, а процесс запоминания протекает эффективнее, если информация богата яркими событиями и эмоционально окрашена. К 9−10 годам у младших школьников формируется способность запоминать на основе логики. Они также владеют навыками заучивания, увеличивается смысловое запоминание.

Часто младшим школьникам приходится заучивать правила правописания и многое другое. Но порой в правилах и алгоритмах действий фигурируют сложные для детей понятия, носящие абстрактный характер. Как известно, понятийное мышление формируется у детей как минимум к младшему подростковому возрасту и практически недоступно маленькому ребенку. В сложившейся ситуации 8-летнему школьнику недоступен смысл правила, его усвоение может происходить только за счет постоянного повторения и механического заучивания текста. Тем не менее школьная программа во многом подразумевает заучивание формул, теорем, таблицы умножения, без знаний которых невозможно продолжать дальнейшее обучение. Против младшего школьника выступает и то обстоятельство, что процесс воспроизведения знаний часто тормозится стрессовыми факторами, контрольными и проверочными работами, тестами достижений и пр. Поэтому так важно формировать у малыша не память эрудита, или энциклопедическую память, а память мыслителя. Безусловно, важно много знать, это демонстрирует культурный уровень человека, его кругозор и осведомленность, но оперирование разными блоками материала, умение выбирать из потока информации действительно важную, классифицируя ее по разным основаниям, отражает умение человека мыслить, а это уже говорит о развитии его интеллектуальных функций.

Таким образом, произвольная память становится опорой учебной деятельности ребенка. Благодаря качественному запоминанию возрастает возможность делать меньше ошибок в учебных заданиях, особенно это касается изучения иностранных языков, когда процессы памяти играют одну из ключевых ролей в обучении. Во многом развитие памяти учащихся зависит от деятельности учителя, так как он способен мотивировать младших школьников к запоминанию учебного материала для дальнейшего эффективного усвоения более сложной информации. Вместе с детьми он обсуждает содержание и объем материала, распределяет его па части (по смыслу, по трудности запоминания), учит контролировать процесс запоминания, подкрепляет его.

В современных исследованиях памяти младших школьников было показано, что развитие рефлексивной памяти (во взаимосвязи с развитием способности к целеполаганию в деятельности и пониманием ее содержания) к концу.

3 и 4 класса происходит за счет усвоения учебной деятельности в школах с разными способами организации обучения[2]. Отмечается, что «рефлексивная память обеспечивает воспроизведение не только содержания понятий, но и фактического материала, имеющего к этому косвенное отношение, позволяет рассматривать ее как целостную систему, в которую органически вписываются ранее сформированные виды памяти»[3]. Однако реальное развитие памяти младших школьников во многом зависит от особенностей обучения. Так, в условиях развивающего обучения, где образовательный процесс направлен на развитие субъектности учащихся в учебной деятельности как «квазиисследования» (по В. В. Давыдову), развитие высшего уровня памяти (по П. И. Зинченко — рефлексивной памяти) происходит более эффективно и системно.

  • [1] Завьялова Т. П" Стародубцева И. В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. М.: Аркти, 2008.
  • [2] Репкина Н. В. Память в учебной деятельности школьника // Культурно-историческая психология. 2009. № 2. С. 86−94.
  • [3] Там же. С. 92.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой