Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предпосылки развития вербальной креативности в дошкольном возрасте на материале сочинения сказочного текста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данные условия детерминированы, во-первых, моделью образовательной деятельности, стимулирующей развитие преобразовательной активности в контексте усвоения дошкольниками способов трансформации семантики символической конструкции сказочного текста. Во-вторых, освоением дошкольниками действий с условными заместителями объектов (слово, модель и т. п.) и ознакомлением с формами символизации… Читать ещё >

Содержание

  • Ведение
  • Глава 1. Проблема креативности в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 1. Креативность, творчество, способность в контексте семантического анализа
    • 1. 2. Креативность в контексте созидательнопреобразовательной активности субъекта
    • 1. 3. Вербальная креативность как форма преобразовательной активности
  • Глава 2. Креативность в контексте онтогенетического развития человека
    • 2. 1. Возрастная динамика становления креативности
    • 2. 2. Факторы развития креативности в дошкольном возрасте
    • 2. 3. Вербальная креативность дошкольника в контексте сочинения сказки
  • Глава 3. Возможности использования сказки в развитии вербальной креативности дошкольника
    • 3. 1. Семантика сказочных конструкций в контексте психологического анализа
    • 3. 2. Проблема использования сказки в диагностике креативности дошкольника
    • 3. 3. Развитие вербальной креативности в дошкольном возрасте на материале сочинения сказки
  • Глава 4. Экспериментальное исследование использования сказки в диагностике и развитии вербальной креативности дошкольника
    • 4. 1. Организация экспериментального исследования
    • 4. 2. Изучение уровня развития вербальной креативности в дошкольном возрасте на материале сочинения сказок
    • 4. 3. Развитие вербальной креативности в дошкольном возрасте на модели сочинения сказочного текста
    • 4. 4. Анализ динамики развития вербальной креативности дошкольников

Предпосылки развития вербальной креативности в дошкольном возрасте на материале сочинения сказочного текста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема креативности выдвигается на передний план научного исследования самим процессом обновления современного общества. Во-первых, креативность людей является существенным резервом человеческой цивилизации, и ее актуализация может резко повысить качество любых общественных реформ. Во-вторых, творчество, будучи неотъемлемой стороной человеческой духовности и условием личной свободы людей, выступает социальным механизмом, противостоящим регрессивным линиям в развитии общества. В-третьих, только креативность может обеспечить возможность появления нового знания и т. д.

В феноменологии Homo креативность является имплицитно заданной, главной его составляющей. Однако «оно менее всего изучено, и как ни парадоксально это звучит, закономерно. Дело в том, что принципиальная спонтанность творческого процесса изначально делает его неуловимым для естественно научных методов» [13- с. 5], а сложность и многомерность природы творчества создает трудность выработки общих эталонов и стратегий развития для всех его проявлений.

В тоже время развитие активной творческой личности является одной из важнейших проблем современной психологической и педагогической теории и практики. Это обусловлено тем, что предпосылки взрослых творческих проявлений «восходят к годам детства, когда творческие усилия еще во многом непроизвольны и жизненно необходимы» [87- с. 60], а «основные этапы становления личности ребенка неотделимы от развития его творческих возможностей» [31- с. 126]. С этой точки зрения приоритетное значение приобретает исследование динамики становления и развития креативности на ранних этапах онтогенеза, а также анализ факторов, определяющих ее развитие.

Разработке данной проблемы посвятили свои труды многие зарубежные и отечественные психологи (Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский,.

В. Н. Дружинин, Е. П. Торранс, В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев, Е. Е. Са-погова и др.), в результате чего сформировалась определенная феноменологическая картина.

Исходя из анализа проблемы, творчество мы определяем как «реальное преобразование предметной действительности, культуры и самого себя» [31- с. 55], а креативность — как свойство психики человека, выражающее преобразовательную направленность его активности. Отсюда, источником развития креативности выступает преобразование культурно заданных форм действительности. Вербальная креативность отражает специфику активизации креативности через опосредование речи и проявляется как интериоризация литературного опыта в индивидуальное сознание, где продуктом выступает сочиненный самостоятельно текст.

Синкретизм, «неспециализированность», а также универсальность, «массовость» и непроизвольность проявления креативности в дошкольном возрасте [3, 17, 18, 22, 27, 34, 36, 55, 70 и др.] позволяет рассматривать данный возраст как период становления психологической «первоосновы» креативности, выступающей базовой характеристикой творческой инициативы субъекта и задающей вектор ее активизации на следующих этапах развития человека. Исходя из того, что актуализация креативности предполагает функционирование преобразовательной активности на основе некого общего, универсального механизма, реализуемого в контексте конкретных видов деятельности [12, 22, 83 и др.], дошкольный возраст приобретает особое значение как сензитивный период развития креативности (JT. А. Венгер, JI. С. Выготский, В. Н. Дружинин, В. Т. Кудрявцев, Н. С. Лейтес, Е. Е. Сапогова и др.).

Изучение проблемы развития креативности в контексте культурно-исторической парадигмы JI.C. Выготского [22 — 25], реализуется нами через изучение роли существующих в культуре форм организации человеческого опыта (на примере сказочного текста) в развитии вербальной креативности дошкольника. Мы полагаем, что данные формы содержат в себе определенные структуры, овладевая которыми ребенок продвигается в своем развитии.

В качестве такой структуры мы рассматриваем символическую конструкцию, в которой зафиксирована некая обобщенная общезначимая семантика сказочного повествования, позволяющая представить любой сказочный текст как вариацию одной структурной модели. Многозначность и неопределенность смысловой перспективы данной конструкции, создает пространство для поиска средств выражения нового смысла, новой позиции по отношению к миру, где их усвоение «есть необходимое условие не только врастания в идеальную форму, но и залог возможного перерастания ее» [52- с. 247].

Данный подход основан на представлении В. Я. Проппом [100] волшебной сказки в качестве модификации одной схемы — четкой структуры определенной и обязательной последовательности функций, стоящих за текстовым фрагментом абстракций, которые показывают его роль в сюжете. Исходя из этого, в определение коэффициента вербальной креативности мы включаем оценку уровня усвоения модели сказочного текста через выявление уровней сложности структуры сказки и степень его модификации, как построение нового смыслового поля как интерпретации символического значения каждой функции, закрепленного в данной культурной форме.

Объектом исследования является вербальная креативность детей 4 — 7 лет.

Предмет исследования — процесс развития вербальной креативности дошкольников на материале сочинения сказочного текста, возрастная динамика ее развития в течение дошкольного детства.

Гипотеза исследования состоит в том, что сказочный текст, являясь элементом социализации ребенка, обладает полифункциональностью, что позволяет рассматривать его как своеобразную модель становления и развития креативности дошкольников. Следовательно, слушанье, пересказ, трансформация содержания и структуры сказки может быть использовано как средство развития креативности. Динамика движения от драматизации к символизации является линией интериоризации способов преобразовательной активности.

Цель исследования: изучение влияния сказочного текста на становление и развитие вербальной креативности в дошкольном возрасте Задачи исследования:

1. Изучить посредством анализа психолого-педагогических, философских, фольклорных, литературоведческих и др. научных источников реальное состояние проблемы диагностики и формирования креативности дошкольников на материале сочинения сказок.

2. Разработать методику выявления уровня развития вербальной креативности в дошкольном возрасте на сказочном материале.

3. Разработать систему заданий и игр, направленных на актуализацию и развитие креативности для дошкольников с использованием сказочного материала.

4. Выявить взаимные корреляционные связи между некоторыми параметрами креативности дошкольников.

5. Выявить динамику развития креативности в дошкольном возрасте.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют следующие положения:

Креативность реализуется как преобразовательная активность субъекта (В. Н. Дружинин, В. В. Давыдов, П. С. Дышлевский).

Фактором, стимулирующим развитие преобразовательной активности, выступает собственная активность субъекта в ситуации неопределенности (В. В. Давыдов, В. Т. Кудрявцев, А. Н. Поддъяков).

Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития креативности (JI. С. Выготский, В. Н. Дружинин, В. Т. Кудрявцев, Е. Е. Са-погова).

Развитие психики к концу дошкольного возраста вербально опосредовано (JI. А. Венгер, JL С. Выготский).

В фольклорной сказке закодированы универсальные внеисториче-ские психологические реалии, которые задают особое семантическое и символическое пространство, структурирующее сознание человека и способствующие становлению и развитию креативности (Е. Е. Сапогова, Е. М. Мелетинский, В. Я. Пропп). Методы исследования.

1. Изучение и анализ психолого-педагогических, философских, фольклорных, литературоведческих и др. научных источников с целью выявления основной концепции и подходов в диагностике и развитии креативности у дошкольников.

2. Для диагностики параметров креативности использовались следующие методики: фигурный тест П. Торранса с применением стандартизированных норм для дошкольниковавторская методика В. Н. Дружинина и Н. В. Хазратовой диагностики креативности, основанной на стандартизированном наблюдении игры дошкольников в условиях минимальной регламентации и максимальной доступности средыа также разработанная нами методика диагностики вербальной креативности дошкольников на материале сочинения сказок «Сочини сказку».

3. Психолого-педагогические наблюдения.

4. Методы математической статистики и анализа данных. Эмпирическая база исследования. В пилотажном исследовании приняли участие 92 воспитанника детских садов г. Тулы: №№ 29, 98, 101, посещающих среднюю группу (30 человек), старшую группу детского сада (32 человека) и подготовительную к школе группу (30 человек). Выборочную совокупность исследования составили 130 дошкольников, посещающие детские сады г. Тулы: № 3, № 29, № 101, № 146 из них детей 4 лет -42 человека, 5 лет — 58 человек, 6 лет — 32 человека. Апробация экспериментальной программы развития вербальной креативности дошкольников на материале сочинения сказок проведена на выборке дети 4−6 лет (40 человек) детского сада № 3 г. Тулы.

Достоверность и надежность результатов психолого-педагогического эксперимента обеспечивалась исходными методологическими принципами, опорой на фундаментальные психологические исследования, теоретической обоснованностью, применением апробированного инструментария, разнообразием исследовательских процедур и приемов, их взаимосвязью, взаимодополняемостью, а также математическими методами обработки и анализа данных.

Научная новизна исследования заключается в лонгитюдном изучении динамики развития вербальной креативности на материале сочинения сказочного текста на протяжении всего дошкольного возраста (с 4 лет до 7 лет), а также экспериментальной апробации разработанной диагностической методики и методики развития вербальной креативности.

Показано, что креативность дошкольника, возникая в ходе социокультурного развития индивида, является результатом усвоения полифун-циональных семантических конструкций. Выявлена и описана динамика становления предпосылок развития креативности («мотивационная готовность», «операциональная готовность», «интеграция»), а также уровни ее развития (нагляно-действенный, наглядно-образный и символический) на протяжении дошкольного детства.

На экспериментальном материале, включающем разнообразные тестовые показатели креативности, рассматривающиеся на всем протяжении дошкольного детства, показана роль вербального компонента в развитии преобразовательной активности.

Теоретическое значение работы состоит в том, что проблема становления предпосылок развития креативности на начальных этапах онтогенеза решается в контексте выявления культурно детерминированных факторов и механизмов. Научно обоснованы и разработаны методики диагностики и развития вербальной креативности дошкольников на материале сочинения сказочного текста, которые могут иметь более широкое применение в ряде других областей психологии и педагогики.

Практическое значение диссертационной работы состоит в том, что разработан и внедрен в практику учебно-воспитательного процесса комплекс методик диагностики и развития вербальной креативности дошкольников на материале сочинения сказочного текста.

Положения, выносимые на защиту:

1. Существенную роль в развитии креативности играет вербальное развитие ребенка. Становление опосредствующей функции речи позволяет ребенку, абстрагируясь от наглядно выраженных представлений, строить новые семантические связи между ними, что существенно влияет механизм становления креативности.

2. Развитие креативности в онтогенезе предполагает следующую динамику: от мотивационной готовности к преобразовательной активности к операциональной готовности к осуществлению преобразовательной активности, а в дальнейшем к интеграции преобразовательной активности, проявляющейся в любом доступном виде деятельности.

3. Линия интериоризации способов преобразовательной активности на протяжении дошкольного возраста предполагает движение от наглядно-действенной к наглядно-образной, а затем символической форме их использования.

4. Креативность дошкольника, возникая в ходе социокультурного развития индивида, является результатом усвоения полифункциональных семантических конструкций.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические и экспериментальные результаты исследования ежегодно докладывались на заседаниях кафедры психологии Тульского государственного университета (2001 — 2003 г.). Результаты исследования опубликованы на международной научной конференции «Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе» (Балашов, 2003 г.), международной научно-практической конференции «Медико-психологическая и социально-педагогическая поддержка детей в саморазвитии и самоопределении» (Брест, 2003 г.). Результаты исследования были внедрены в учебный процесс детского сада г. Тулы № 3.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В настоящем исследовании рассмотрена одна из проблем психологии развития — влияние сказочного текста на становление предпосылок развития креативности индивида на ранних этапах онтогенеза, то есть модель и механизм влияния символических конструкций, отличающихся полифункциональностью на развитие психических новообразований.

Феноменология креативности, как имплицитно заданной главной составляющей психики человека, принадлежит к одной из самых спорадических областей в психологии, детерминированной вариабельностью подхода к данной проблеме. Вопросы исследования влияния культурно заданных инвариантных конструкций на механизм генезиса психических новообразований креативности в дошкольном возрасте находились долгое время вне зоны пристального внимания ученых-исследователей.

Наметившиеся прогрессивные тенденции гуманизации общества усилили интерес к человеку-творцу, что определило каузальность активизации современных исследований креативности. В частности, появление исследований, касающихся механизмов трансляции культурных форм и их влияния на онтогенез креативности.

В нашем исследовании рассмотрено влияние семантики символической конструкции сказочного текста на становление и развитие креативности в дошкольном возрасте.

В результате исследования:

— установлено, что сказочный текст может выступать в качестве модели актуализации и развития креативности дошкольника;

— выявлена и описана динамика развития креативности в дошкольном возрасте;

— разработаны и научно обоснованы методики диагностики и развития вербальной креативности на материале сочинения сказочного текста для детей дошкольного возраста.

Специально подобранный блок методик позволил выявить, что в ходе организации условий, направленных на обучение дошкольников сочинению сказочного текста складывающиеся психические новообразования затрагивают креативную сферу индивида, что позволяет говорить о становлении предпосылок развития креативности уже в дошкольном возрасте.

Данные условия детерминированы, во-первых, моделью образовательной деятельности, стимулирующей развитие преобразовательной активности в контексте усвоения дошкольниками способов трансформации семантики символической конструкции сказочного текста. Во-вторых, освоением дошкольниками действий с условными заместителями объектов (слово, модель и т. п.) и ознакомлением с формами символизации, позволяющими выразить свое отношение к действительности. В-третьих, формами организации обучения, основанного на принципах личностно ориентированного подхода, обеспечивающих стимуляцию преобразовательной активности каждого ребенка.

Совокупность данных детерминант продуцирует интеграцию креативности дошкольника и развитие его преобразовательной активности до символического уровня.

Выявление и анализ динамики параметров креативности позволил определить основной механизм развития этого свойства психики в дошкольном возрасте. Было установлено, что развитие креативности в онтогенезе начинается с мотивационно-личностного уровня и предполагает движение от «ситуативной» к «специализированной», а в дальнейшем к «интегрированной» креативности, проявляющейся в любом доступном виде деятельности. При этом, линия интериоризации способов преобразования инвариантных моделей социокультурного опыта, обеспечивающая позитивную динамику параметров креативности, предполагает движение от наглядно-действенной к наглядно-образной, а затем символической форме их использования.

Все это позволяет экстраполировать семантику сказочного нарратива в качестве модели актуализации и развития креативности в дошкольном возрасте".

С целью способствования этому процессу в исследовании делается акцент на методиках диагностики и развития вербальной креативности на материале сочинения сказочного текста.

Разработанная методика диагностики учитывает основные критерии оценки креативности дошкольника: степень освоения полифункциональной конструкции, представленной в культурном опыте человечества и уровень трансформации ее семантики, что позволяет адекватно оценить креативные возможности ребенка.

Представленная теоретическая концепция механизмов и динамики развития креативности дошкольника нашла свое отражение в программе «Сказка и творчество», направленной на становление предпосылок развития вербальной креативности на материале сочинения сказочного текста.

Можно утверждать, что данное исследование, как инструментарий развития креативности детей дошкольного возраста, может иметь более широкое применение в ряде других областей психологии и педагогики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.К. Динамика развития детского словесного творчества. // Художественное творчество и ребенок. М.: Педагогика, 1972. — С. 231−240.
  2. Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста, 4−7 лет. Дисс.канд. психол. Наук.: М., 2000, 196 с.
  3. Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. 2-е изд. Новосибирск: Наука, 1991. — 224 с.
  4. Т.И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. Т.5, № 3 1984. — С.46−55.
  5. Ю.Д. Динамическая теория одаренности. // Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гвардия, 1997 С. 275 — 294.
  6. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1984. -444 с.
  7. О.А. Речь и общение. Ярославль: Академия развития. 1998.-240 с.
  8. В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ. //Дошкольное воспитание. 1995. — № 10. — С.30−35.
  9. Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
  10. Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества. // Вопросы психологии. 1999. № 2. — С. 35 — 42.
  11. Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании. // Вопросы психологии. 1993. — № 5. — С. 39 — 43.
  12. К. Логика повествовательных возможностей // Семиотика и искусствометрия / Под ред. Ю. М. Лотмана. М.: Мир, 1972. С. 108 -136.
  13. Н.И., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов — в индивидуальном сознании. // Вопросы психологии. — 1997. — № 5 — С. 44 — 56.
  14. Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М.: Педагогика, 1986. 256 с.
  15. И.А. Основные проблемы художественного творчества детей. // Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Ветлуги-ной Н.А. М.: Педагогика. 1972. С. 17 — 22.
  16. Е.М., Костомаров В. Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Русский язык. 1980. 195 с.
  17. Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль. 1989.- 175 с.
  18. В.М. Алгоритмы истории. М.: Прометей, 1989. С. 20 -25.
  19. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Педагогика. 1991. 67 с.
  20. Л.С. Развитие высших психологических функций. М., 1960. -380 с.
  21. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -167с.
  22. Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. 390 с.
  23. Газе-Рапопорт М. Г. Поиск вариантов в сочинении сказок // Машинный поиск вариантов при моделировании творческих процессов. М.: Наука, 1983.-С. 21 -28.
  24. Т.Н. Развитие креативности в условиях инновационного образования: Дисс. канд. психол. наук: Казань, 1999. 214 с.
  25. A.M. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. 4.1., М., Просвещение 1965. С.27−50.
  26. И.Б. Кибернетические модели творчества. М.: Знание. 62 с.
  27. В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996. -543 с.
  28. В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика. 1986. 240 с.
  29. Диагностика речевого развития дошкольников. /Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Знание. 1997. С.31−52.
  30. В.Н. Психология общих способностей. Спб.: Питер., Ком., 1999.-368 с.
  31. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. Смоленск, 1974. С. 5−35.
  32. О.М. Возможности развития умственных способностей дошкольников в процессе ознакомления со сказкой. //Дошкольное воспитание. 1993. — № 11. — С.43−47.
  33. О.М. Воображение дошкольника. М.: Знание. 1996. С.30−36.
  34. О.М. Проблема развития способностей до и после Л.С.Выготского. //Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С.98−110.
  35. О.М., Веракса Н. С. Чего на свете не бывает? М.: Знание, 1994. 157 с.
  36. О.М., Веракса Н. С. Элементы «Карнавальной культуры» в развитии ребенка дошкольника. //Вопросы психологии. — 1994. -№ 2. — С.77−87.
  37. О. М. Пороцкая E.JI. Роль слова в развитии воображения дошкольника. В кн: Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками. /Под ред. JI.A.Beprepa. — М: Интор, 1996. С.78−97.
  38. П.С., Яценко JI.B. Регуляция творческой деятельности. Воронеж, Изд-во университета, 1986. 210 с.
  39. М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) // Вопросы психологии. 2000. — № 1. — С. 36−46.
  40. Н.Т. Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми. //Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 82 — 87.
  41. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности. В кн.: Психология творчества. / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. — С.117−131.
  42. Н.Т. Оосбенности понимания художественного текста взрослыми и детьми. // Вопросы психологии. 1994. — № 3 — С. 82 — 87.
  43. Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982. 250 с.
  44. Д.Н. Творческий аспект практического мышления // Психологический журнал.- 1991. № 2.
  45. Е.В. Комплекс игр для развития воображения. //Вопросы психологии. 1993. № 2. — С. 54 — 62.
  46. Т.В. Функционально-статистический анализ сказок, сочиненных детьми. // Вопросы психологии. 2001. — № 6. — С. 17−27.
  47. Зинкевич-Евстигнеева Т. Введение в сказкотерапию. // Психолог в детским саду. 1998. — № 1. — С.32−37.
  48. В.П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашви-ли. К началам органической психологии. М.: Новая школа. 1997. -335 с.
  49. Н. М. На рубеже столетий: У истоков массового искусства в России 1900−1910 годов. М.: Наука, 1976. С. 5 — 65.
  50. Т.В. Остроумие и креативность. // Вопросы психологии. -2002. -№ 1.- С. 76−87.
  51. И.П. Соотношение творческой и интеллектуальной одаренности у детей 4−6 лет.: Дисс. канд. психол. наук: М., 1993. — 248 с
  52. Кабардов М. К, Арцишевская Е. В. Типы языковых и коммуникативных способностей. //Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С.34−50.
  53. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). М.: Изд. Моск. Университета, 1983. 165 с.
  54. . П. Историческое развитие структур и семантики сказок. Вильнюс: Вага. 1991.-350 с.
  55. Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М.: Просвещение. 1992. — 173 с.
  56. В.Н. Проблема креативности личности. В кн.: Психология творчества. / Под ред. Я. А. Пономарева. М.: Наука, 1990. — С. 131 149.
  57. Д.Н., Соколов Е. Н. О психофизиологии творчества // Психологический журнал. 1992. — № 6.63.64,65
Заполнить форму текущей работой