Родитель как посредник в становлении личности старшеклассников
Диссертация
Рассматривая феномен опосредования в связи с проблемой становления личности, мы пришли к выводу, что процесс становления личности представляет собой самоопределение на определение другим. Таким образом, становления личности нет вне самоопределения, вне развития и в то же время нет вне определения другим, вне формирования. Вследствие этого, любые медиаторы, то есть орудия, инструменты владения… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Феномен опосредования и становление личности
- 1. 1. Феномен опосредования и проблема личности
- 1. 2. Посредничество другого в становлении личности
- 1. 3. Посредничество родителей в становлении личности ребенка
- 1. 4. Выводы
- Глава 2. Родитель как посредник в становлении личности старшеклассников
- 2. 1. База и методы изучения проблемы
- 2. 2. Особенности интрапсихической репрезентации родителей и их взаимосвязь с показателями самооценки, ценностными ориентациями и внутренними конфликтами
- 2. 3. Взаимосвязь показателей интрапсихической репрезентации родителей с показателями социально-психологической адаптации и самоактуализации
- 2. 4. Выводы
Список литературы
- Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ — М», 2000. -336 с.
- Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-448 с.
- Адлер А. Наука жить. Киев: Port-royal, 1997. — 288 с.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 296 с.
- Аккерман Н. Теория семейной динамики // Семейная психотерапия. -СПб., 2000.-С. 70−76.
- Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика, т. 1). — СПб.: Изд-во ДНК, 2000. 528 с.
- Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. -351 с.
- Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1976. — Т. 1. — 550 с.
- Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М.: Академия, 2001.-592 с.
- Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука- Смысл, 1999. — 350 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. — 416 с.
- Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс- Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.-512 с.
- Бассин Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. — Самара, 2000. — С. 3−12.
- Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. — 336 с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.-320 с.
- Бахтин М.М. Тетралогия. М.: Лабиринт, 1998. -608 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словеснбго творчества. М.: Искусство, 1979. -424 с.
- Бердяев H.A. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб.: РХГИ, 1996. — 384 с.
- Бердяев H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Междунар. отношения, 1990. — 336 с.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб. М.: Университетская книга: ACT, 1996. 398 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -422 с.
- Бинсвангер Л., Нидлмен Я. Бытие-в-мире: Избр. ст. С крит. введ. в экзистенциальный психоанализ. М.: Рефл-бук, 1999. — 336 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Междунар. пед. академия, 1995.-328 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 212 с.
- Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопр. психологии. -1997.-№ 5.-С. 3−19.
- Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.*Леонтьева, В. Г. Щур М., 1997 — С. 201−222.
- Брудный A.A. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998. -336 с.
- Брушлинский A.B. Проблема субъекта в психологической науке. // Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.- Воронеж, 1996.-С. 11−28.
- Бубер М. Я и Ты. М.: Высш. школа, 1993.- 175 с.
- Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.-415с.
- Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001. -304 с.
- Верч Дж. Голоса разума. Социокультурный подход к опосредованному действию. М.: Тривола, 1996. — 176 с.
- Выготский JI.C. Исторический смысл психологического кризиса. // JI.C. Выготский Психология развития как феномен культуры. М.- Воронеж, 1996.-С. 48−218.
- Выготский JI.C. Мышление и речь: Психологические исследования. -, М.: Лабиринт, 1996.-416 с.
- Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Педагогическая психология. М., 1996. — С. 393−466.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология // Педагогическая психология. М., 1996.-С. 7−318.
- Выготский Л.С. Проблема сознания. Запись основных положений доклада Л. С. Выготского. //Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. — Т.I. — С. 156−167.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций Собр. соч.: В 6 т. 1983. — Т.З. — 367 с.
- Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., — 1984. — Т.4 — С. 6−242.
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Кн. дом «Ун-т», 1999. -332 с.
- Гегель Г. Энциклопедия философских наук. — М.: Мысль, 1974. T. I: Наука логики. — 452 с.
- Гулыга A.B. Гегель. М: Молодая гвардия, 1970. — 272 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -' .544 с.
- Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать: Трансактный анализ с гештальтупражнениями. М.: Прогресс- Прогресс-Универс, 1995. — 336 с.
- Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М.: Смысл, 2000. — 191 с.
- Дорфман Л.Я. Детерминированность и свойства человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур М., 1997 — С. 145−155.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996. — 160 с.
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.
- Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антро-, пологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. — 224 с.
- Зеньковский В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.-347 с.
- Зинченко В.П. Живое Знание: Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Самара: Изд-во Сам. ГПУ, 1999. — 296 с.
- Зинченко В.П. Культурно-историческая психология и психологическая • теория деятельности: живые противоречия и точка роста // Вестн. МГУ 1993. -№ 2.-С. 41−51.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии. 1991. — № 2. — С. 15−36.
- Зинченко В.П. Мысль и Слово Густава Шпета (возвращение из изгнания). М.: Изд-во УРАО, 2000. — 208 с.
- Зинченко В.П. От классической к органической психологии // Вопр. д психологии. 1996. — № 5, 6.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки рос-. сийской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Калина Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности // Журн. практ. психолога. 1998. — № 1 — С. 65−75.
- Кант И. Критика чистого разума. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 672 с.
- Капрара Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003. -640 с.
- Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998.-784 с.
- Келли А. Дж. Теория личности. СПб.: Речь, 2000. — 249 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
- Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографические перспективы). М.: Наука, 1988. — 270 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Коновалова H.A. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 232 с.
- Коплстон Ф. История философии. XX век. М.: Центрополиграф, 2002. — 269 с.
- Корет Э. Основы метафизики. Киев: Тандем, 1998. — 248 с.
- Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-центр- Ин-т практ. психологии РАН, 1997. -432 с.
- Крайг Г. Психология развития СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
- Лейнг Р. Разделенное Я. Киев: Гос. б-ка Украины для юношества, 1995.-320 с.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. — 287 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.-511 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
- Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветскойпсихологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур-М., 1997 С. 156−176.
- Ломов Б.Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем // Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.- Воронеж, 1996.-С. 245−287.
- Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. — 366 с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 416 с.
- МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ.. СПб.: Речь, 2001.-560 с.
- Мамардашвили М. Кантианские вариации. М.: Аграф, 1997. — 320 с.
- Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996.-432 с.
- Мамардашвили М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Яз. рус. культуры», 1997. — 224 с.
- Марковская И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журн. практического психолога. 1998. — № 3. — С. 24−38.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия,' 1997.-430 с.
- Маслоу А. Психология бытия. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997. -304 с.
- Мень A.B. Как читать Библию: В 3 ч СПб.: Фонд им. А. Меня: О-во друзей Свящ. Писания, 1997. — Ч. 1. — 392 с.
- Мунье Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992. — 143 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1997. — 456 с.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и • обретать душевное здоровье. М.: Апрель Пресс- ЭКСМО-Пресс, 2001. — 256 с.
- Мэй Р. Любовь и Воля. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997. — 387 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений — М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1998. 368 с. fi 94. Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. JI.A.
- Регуш. СПб.: Изд-во РГПУ- СОЮЗ, 2001. — 191 с.
- Наш проблемный подросток: Учеб. пособие / Под ред. JI.A. Регуш. -СПб.: Союз, 1999.-144 с.
- Николе М. Сравнительный анализ // Семейная психотерапия. СПб., 2000.-С. 98−154.
- Олпорт Г. В. Личность в психологии. М.: КСП± СПб.: Ювента, 1998. -345 с.
- Осницкий А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Журн. практ. психолога. 1998. — № 1. — С. 54−64.
- Первин А., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. • М.: Аспект Пресс, 2001. — 607 с.
- ЮО.Петренко В. Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие. М.: Изд-во * МГУ, 1997.-420 с.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: Индора-М., 1998. — 528 с.
- Петровский В.А. Очерк теории свободной причинности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур М., 1997 — С. 124−144.
- Пешков И.В. М.М. Бахтин: от философии поступка к риторике по-. ступка. — М.: Лабиринт, 1996. 176 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Междунар. пед. академия, 1994. — 680 с.
- Подлиняев О.Л. Становление личности. Актуальные концепции. Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 1997. — 132 с.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. A.B. Брушлинского.'- М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 1997. 576 с.
- Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МО-ДЭК, 1996-С. 145−151.
- Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕРСЭ, 2002. — 368 с.
- Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского. -М.: Педагогика, 1987.-240 с.
- Психология человека от рождения до смерти / Под. общ. ред. A.A. Ре-ан. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 656 с.
- КРабардель П. Люди и технологии (когнитивный подход к анализу современных инструментов). М.: Ин-т психологии РАН, 1999. -264 с.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. — 624 с.
- ПЗ.Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Апрель Пресс- ЭКСМО-Пресс, 1999. — 432 с.
- Реан A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс- Универс, 1994. — 480 с.
- Роджерс K.P. Клиентоцентрированная терапия. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997.-320 с.
- Рубинштейн С.Л. О философской системе Г. Когена // Историко-философский ежегодник 1992. -М., 1994. С. 230−259.
- Рубинштейн С.Л. О философских основах психологии (Ранние рукописи К. Маркса и проблемы психологии) // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — С. 47−67.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Коги, 1998.-688 с.
- Рубинштейн С.JI. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. -М., 1973. С. 19−46.
- Рубинштейн С.Л. Пути и достижения советской психологии (О сознании и деятельности человека) // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.-М., 1973.-С. 136−158.
- Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — С. 241−252.
- Рубинштейн С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — С. 255−385.
- Салливан Г. Э. Интерперсональная теория в психиатрии. СПб.: Ювента- М.: КСП+, 1999. — 347 с.
- Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. М.: Апрель Пресс- ЭКСМО-Пресс, 2000.-320 с.
- Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2000. — 283 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопр. психологии. 1998. — № 6. — С. 3−16.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
- Смирнов Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М. И. Лисиной // Вопр. психологии. 1996. — № 6. — С. 76−87.
- Смирнов С.Д. Методологические уроки концепции А.Н. Леонтьева // Вестн. МГУ.- 1993.- № 2.-С. 15−25.
- Степанов Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. М.: Яз. рус. культуры, 1998. — 784 с.
- Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 528 с.
- Трубецкой E.H. Смысл жизни. -М.: Республика, 1994. 432 с.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки. М.: Ин-т практ. психологии- Воро неж: МОДЭК, 1995. — 448 с.
- Узнадзе. -М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. 224 с.
- Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
- Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Бахрам-М, 2001. 127 с.
- Федоров А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. СПб.: Пи тер, 2002. — 352 с.
- Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психоло гию // С. Л. Франк. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. — С. 417−632.
- Франк С.Л. Непостижимое. -М.: Правда, 1990. 607 с.
- Франк С.Л. Реальность и человек. СПб.: РХГИ, 1997. — 448 с.
- МЗ.Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
- Франкл В.Э. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. — 285 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. -448 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995. — 256 с.
- Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск.: Коллегиум, 1992. — 253 с.
- Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Рипол класик, 2003. -224 с.
- Хризман Т.П., Еремин В. Д. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — СПб.: Тускарора, 1998 — 184 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
- Шаллер Д. Потеря и обретение отца. СПб.: Мирт, 1997. — 216 с.
- Шпет Г. Г. Психология социального бытия. — М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. 496с. •
- Эйдемиллер Э.Г.- Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 1999. 656 с.
- Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Академия, 2001. — 144 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность й кризис. М.: Прогресс, 1996. -344 с.
- Эриксон Э.Г. Детство и общество. СПб.: Ленато- ACT- Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
- Эфран Дж., и др. Конструктивизм: что он может дать вам? // Семейная психотерапия СПб., 2000. — С. 77−98.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс- Универс,. 1996.-336 с.
- Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 380 с.
- Ясперск К. Общая психопатология. -М.: Практика, 1997. 1056 с.