Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Родитель как посредник в становлении личности старшеклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рассматривая феномен опосредования в связи с проблемой становления личности, мы пришли к выводу, что процесс становления личности представляет собой самоопределение на определение другим. Таким образом, становления личности нет вне самоопределения, вне развития и в то же время нет вне определения другим, вне формирования. Вследствие этого, любые медиаторы, то есть орудия, инструменты владения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Феномен опосредования и становление личности
    • 1. 1. Феномен опосредования и проблема личности
    • 1. 2. Посредничество другого в становлении личности
    • 1. 3. Посредничество родителей в становлении личности ребенка
    • 1. 4. Выводы
  • Глава 2. Родитель как посредник в становлении личности старшеклассников
    • 2. 1. База и методы изучения проблемы
    • 2. 2. Особенности интрапсихической репрезентации родителей и их взаимосвязь с показателями самооценки, ценностными ориентациями и внутренними конфликтами
    • 2. 3. Взаимосвязь показателей интрапсихической репрезентации родителей с показателями социально-психологической адаптации и самоактуализации
    • 2. 4. Выводы

Родитель как посредник в становлении личности старшеклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Педагогическая деятельность является деятельностью посреднической, так как обучение — это посредничество в овладении знаниями, умениями и навыками, а воспитание — это посредничество в становлении личности, поэтому педагогическая психология является наукой, изучающей психологические проблемы посредничества в овладении знаниями, умениями, навыками и становлении личности. Вследствие этого посредничество другого в становлении личности можно рассматривать как центральную проблему педагогической психологии. В настоящее время данная проблема является действительной, а не мнимой, так как в теоретическом плане неясно, как примирить то, что личности нет вне самоопределения, а посредничества нет вне определения личности другой личностью. Именно в силу нерешенности этого вопроса в психолого-педагогической науке ученые не могут прийти к согласию относительно того, каким образом необходимо осуществлять помощь в развитии и формировании личности.

Традиционалисты утверждают, что человек не нуждался бы в помощи другого человека в том, чтобы быть личностью, если бы он мог быть ею самостоятельно, независимо от другого лица, а, следовательно считают, что становление личности есть следствие формирующего влияния других людей.

Гуманисты же утверждают, что личностное начало в человеке заключается в его способности самоопределяться, саморазвиваться, самоактуализироваться, то есть самостоятельно, независимо от других людей определять и развивать себя и соответственно убеждены, что когда другие начинают определять, формировать личность, они тем самым не позволяют личности реализовать свою способность к самоопределению, саморазвитию, то есть, блокируют личностное начало в человеке, препятствуя ее развитию.

При этом, рассматривая поднятую проблему, нельзя не учитывать того, что любые посредники выполняют свои функции не только в интерпсихической сфере, но и в сфере интрапсихической, то есть собственно психической. Касается это и изучения того, какое значение для становления личности имеет ин-трапсихическая репрезентация другого, других, в первую очередь, таких значимых для развития детской личности посредников, как родители.

Без решения данной проблемы невозможно оказание эффективной помощи детям в развитии и формировании их личности. Наиболее остро поднятая нами проблема стоит перед теми, кто задействован в оказании помощи старшеклассникам, в решении ими личностных проблем, в становлении их личности, а также перед родителями старшеклассников. Ибо юность — это возраст самоопределения, обретения идентичности, возраст, когда люди наиболее целенаправленно и осознанно решают проблемы становления своей личности и в то же время возраст, когда другие (родители, педагоги, психологи) пытаются целенаправленно и осознанно влиять на становление их личности. Между тем за неэффективную помощь молодежи в решении подобного рода проблем общество расплачивается дорогой ценой. Свидетельством этому являются высокие показатели преступности и наркомании в данной возрастной группе.

При этом среди всех других родители — это другие, пытающиеся наиболее постоянно и целенаправленно влиять на становление личности своих детей. Кроме того, любые другие посредники в становлении личности старшеклассников, осуществляя свою деятельность, не могут не учитывать посредничества родителей. Поэтому осмысление проблемы посредничества родителей в становлении личности старшеклассников в практическом плане значимо не только для родителей, но и для педагогов, психологов, для всех, кто пытается помогать старшеклассникам в становлении их личности.

Таким образом, проблема посредничества других в развитии и формировании детской личности и, в частности, проблема посредничества родителей в становлении личности старшеклассников нуждается в специальном изучении, ибо без этого невозможно обеспечить эффективную помощь старшеклассникам в развитии и формировании их личности.

В соответствии со всем вышеизложенным нами была определена следующая тема исследования: «Родитель как посредник в становлении личности старшеклассников».

Цель исследования: изучить феномен посредничества родителей в становлении личности старшеклассников.

Объект исследования', феномен опосредования в становлении личности.

Предмет исследования: посредничество родителей в становлении личности старшеклассников.

Гипотеза исследования. При проведении исследования мы исходили из предположения, что родители являются важными посредниками в становлении личности старшеклассников. Они, как и любые другие медиаторы (слово, знак, символ и т. д.), осуществляют свои функции не только в интерпсихической, но и в интрапсихической сфере. Следовательно, у старшеклассников должны наблюдаться достоверные взаимосвязи между особенностями интрапсихической репрезентации родителей и критериальными показателями становления личности. При этом в качестве критериальных показателей эффективного становления личности могут выступать показатели социально-психологической адаптации, самоактуализации и самооценки.

Задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ феномена опосредования и его роли в становлении личности.

2. Изучить особенности интрапсихической репрезентации родителей старшеклассниками.

3. Изучить взаимосвязи показателей самооценки, социальной адаптации и самоактуализации с особенностями интрапсихической репрезентации родителей.

4. Обосновать необходимость учета особенностей интрапсихической репрезентации родителей старшеклассниками при оказании им психолого-педагогической помощи.

Методологической основой нашего исследования являются идеи Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. При этом мы основывались на следующих положениях культурно-исторической психологии. Во-первых, на положении, что центральным фактом психологии является факт опосредования, не учитывая которого нельзя понять механизмов осознанных и произвольных действий, то есть не объяснить способности человека владеть самим собой. Во-вторых, на положении, согласно которому всякий медиатор первоначально функционирует в интерпсихической сфере, а затем в интрапсихической. И, в-третьих, на положении о том, что без посредничества другого не происходит встраивания, вра-щивания посредников. Однако при осмыслении данных положений мы учитывали принципы опосредования непосредственного, единства самоопределения и определения другим, взятые нами из концепции Л. С. Рубинштейна.

Методы исследования. Для достижения цели исследования, осуществления поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы нами использовались следующие исследовательские методы:

— теоретико-методологический анализ философской и психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме;

— выявление свойств и характеристик изучаемого объекта посредством тестирования;

— обработка и интерпретация полученной информации с использованием методов математической статистики, в том числе корреляционного и факторного анализа.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

— осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ различных вариантов решения проблемы опосредования в связи с решением проблемы становления личности;

— исходя из принципа опосредования непосредственного теоретически обоснована необходимость рассмотрения процесса становления личности через механизм интериоризации-экстериоризации;

— на конкретном эмпирическом материале показано, что родители опосредуют становление личности старшеклассников, то есть процесс социально-психологической адаптации и самоактуализации на ментальном уровне;

— установлено, что особенности осуществления родителями посреднической функции в становлении личности старшеклассников имеют свою специфику в зависимости от пола родителей и пола ребенка;

— теоретически и эмпирически обоснована необходимость учета особенностей интрапсихической репрезентации родителей старшеклассниками при оказании психолого-педагогической помощи.

Теоретическая значимость заключается в раскрытии механизмов опосредования на примере посредничества родителей в становлении личности старшеклассников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты могут учитываться при осуществлении помощи старшеклассникам в развитии и формировании их личности, решении личностных проблем, а так же при организации педагогической и психолого-консультационной работы с семьей.

Материалы настоящего исследования и вытекающие из него выводы и рекомендации использовались при чтении лекций для слушателей ИПКРО и при проведении курсов по выбору для студентов психологического факультета ИГПУ.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие выносимые на защиту положения:

1. Теоретический анализ литературы и результаты собственного исследования показали, что родители выступают в роли важных посредников в становлении личности старшеклассников. Они осуществляют свои посреднические функции не только в социальном, но и в ментальном плане.

2. Особенности интрапсихической репрезентации родителей взаимосвязаны с критериальными показателями становления личности старшеклассников социально-психологическая адаптация, самоактуализация), самооценки и внутреннего конфликта.

3. Родители опосредуют посреднические функции друг друга. При этом между матерями и отцами имеются различия в показателях их интрапсихиче-ской репрезентации, в значении особенностей их ментальной представленности для интрапсихической репрезентации другого родителя и показателей социально-психологической адаптации, самоактуализации, самооценки и внутреннего конфликта. Между юношами и девушками имеются различия в показателях интрапсихической репрезентации родителей, критериальных показателях становления личности и во взаимных связях особенностей интрапсихической репрезентации родителей с критериальными показателями становления личности.

Апробация работы и внедрение результатов. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии и педагогики начального образования Иркутского государственного педагогического университета, кафедры общей и специальной психологии Иркутского института повышения квалификации работников образования, кафедры психодиагностики и дисциплин специализации Иркутского государственного педагогического университета, кафедры общей и педагогической психологи Иркутского государственного педагогического университета.

Результаты исследования докладывались на научно-практических конференциях «Подготовка специалиста начального образования XXI века», «Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков — причины, профилактика и пути коррекции» (Иркутск, 1998), «Философия и история образования: традиции и современность» (Иркутск, 1999).

По теме диссертации опубликовано 4 работы.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, списка литературы (161 источник) и приложения. В тексте диссертации представлены 32 таблицы и 5 рисунков. Общий объем диссертации 171 страница машинописного текста.

2.4. Выводы.

Приступая к проведению исследования, нам было необходимо операцио-нализировать такие теоретические конструкты, как интрапсихическая репрезентация родителей и критериальные показатели становления личности. Для того, чтобы операционально определить понятие интрапсихической репрезентации родителей, нами были модифицированы, две методики: методика исследования самооценки посредством процедуры ранжирования 20 качеств личности и методика Е. Б. Фанталовой «Уровень соотношения „ценности“ и „доступности“ в различных жизненных сферах» (УСЦД). При этом модификация первой методики позволила измерять такие параметры, как самооценка, идентификация с матерью, идентификация с отцом, идеализация матери, идеализация отца, идентичность образов родителей. А модификация второй методики позволила, кроме показателей внутреннего ценностного конфликта, измерить выраженность ценностного конфликта ребенка с матерью и отцом, а также уровень ценностного конфликта между родителями с точки зрения детей.

Кроме того, мы воспользовались опросником «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) И. М. Марковской. Однако при проведении проверки внутренней согласованности заданий по всем шкалам опросника ВРР нами было установлено, что только три шкалы из десяти являются надежными. Поэтому мы отказались от использования шкал, имеющихся в данном опроснике, и путем факторизации полученных результатов выделили новые шкалы. При этом оказалось, что полученные нами результаты позволяют утверждать, что старшеклассники нашей выборки оценивают особенности взаимодействия родителей с собой по трем основным параметрам, таким как позитивное отношение ребенка к родителю, негативное отношение родителя к ребенку, принятие ребенка родителем.

Такие теоретические концепты, как самоопределение и определение другим, были нами операционализированы с помощью тестов САМОАЛ (самоопределение) и СПА (определение другим).

При этом в результате осуществленного с использованием данных методик исследования нами было установлено, что между юношами и девушками существуют достоверные различия по таким критериальным показателям становления личности, как самооценка, внутренний конфликт, адаптированность, самоприятие, эмоциональная комфортность, самоприятие, интернальность, самоактуализация, ориентация во времени, потребность в познании, автономность, спонтанность, самопонимание и контактность. Причем уровень всех перечисленных показателей достоверно выше в группе юношей.

К тому же между юношами и девушками имеются некоторые различия в особенностях интрапсихической репрезентации родителей, так как девушки по сравнению с юношами воспринимают отношение отцов к себе как более негативное, то есть считают их более строгими и более склонными к контролю. При этом выраженность ценностного конфликта между родителями, с точки зрения девушек, также достоверно выше, чем с точки зрения юношей.

Кроме того, нельзя не отметить, что юноши и девушки по-разному воспринимают своих матерей и отцов. При этом полученные нами данные позволяют утверждать, что ментальный образ матери у старшеклассников более позитивен, чем ментальный образ отца. Так, старшеклассники в достоверно большей степени идеализируют своих матерей и достоверно более позитивно относятся к ним. Кроме того, девушки в большей степени идентифицируют себя со своими матерями, оценивают отношение отца к себе как более негативное и считают, что матери в большей степени склонны принимать их.

Все сказанное позволяет утверждать, что, рассматривая посредническую роль родителей в становлении личности старшеклассников, нельзя не учитывать такие промежуточные переменные, как пол детей и родителей.

Вследствие этого, решая вопрос о взаимосвязи показателей интрапсихи-ческой репрезентации родителей с критериальными показателями становления личности, мы учитывали не только пол родителей, но и пол детей.

При этом нами было установлено, что хотя во взаимных связях показателей интрапсихической репрезентации родителей с критериальными показателями становления личности у старшеклассников имеются определенные тендерные различия, тем не менее, выдвинутая нами гипотеза о взаимосвязи показателей интрапсихической репрезентации родителей с критериальными показателями становления личности может считаться доказанной.

Так нами было установлено, что у старшеклассников рост показателей самооценки достоверно взаимосвязан с повышением уровня идентификации с матерью и отцом, с увеличением степени идеализации родителей, а также с повышением идентичности родительских образов. При этом значимость идентификации с матерью для девушек выше, чем для юношей. Кроме того, у юношей рост показателей самооценки достоверно взаимосвязан с уменьшением степени негативного отношения родителей к ребенку, с повышением показателей принятия его родителями и с более позитивным отношением к отцу, а нарастание внутреннего ценностного конфликта сопровождается увеличением показателей ценностного конфликта юношей с отцом и увеличением ценностного конфликта между родителями.

Говоря о взаимосвязях показателей интрапсихической репрезентации родителей с показателями социально-психологической адаптации, отметим, что если у юношей рост показателей адаптации достоверно взаимосвязан с возрастанием показателей идентификации с обоими родителями, с показателями их идеализации и с идентичностью родительских образов, с более позитивным отношением к матери и большим принятием со стороны родителей, то у девушек рост показателей адаптации взаимосвязан с повышением показателей идентификации с отцом и его идеализации, а также повышением принятия со стороны отца. Таким образом, ясно, что для юношей по сравнению с девушками посредничество родителей в плане социально психологической адаптации более значимо, чем для девушек. Кроме того, говоря о социально-психологической адаптации девушек, необходимо отметить особую роль отца.

Особый интерес представляет тот факт, что несмотря на среднюю по силе взаимосвязь между показателями самоактуализации и социально-психологической адаптации, показатели самоактуализации у юношей фактически не взаимосвязаны с показателями интрапсихической репрезентации родителей, а у девушек рост показателей самоактуализации взаимосвязан с увеличением показателей идентификации с отцом и с уменьшением негативного отношения отца к дочери.

Однако, рассматривая посредническую роль родителей, необходимо учитывать тот факт, что родители опосредуют посреднические функции друг друга. Причем мать в этом случае занимает доминирующие позиции в сознании детей, так как определяет отношение детей к отцу в большей степени, чем отец отношение детей к матери.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование было посвящено проблеме посредничества родителей в становлении личности старшеклассников. Методологической основой исследования явились идеи, развиваемые в культурно-исторической концепции и в субъектно-деятельностном подходе.

Теоретико-методологический анализ изучаемой проблемы осуществлялся в три этапа. На первом этапе мы рассмотрели связь феномена опосредования с проблемой личности. На втором проанализировали проблему посредничества другого в становлении личности. На третьем рассмотрели проблему посредничества родителей в становлении личности ребенка. Проведенный теоретико-методологический анализ позволил прийти к следующим выводам.

Прежде всего отметим, что, так как категорию личности невозможно рассматривать, не используя при этом понятия свободы, то, соответственно, нельзя понять человека как личность, не уяснив, специфики собственно человеческого способа опосредования. Между тем, ясно, что рассмотрение проблемы опосредования невозможно вне рассмотрения проблемы непосредственной человеческой природы, так как опосредование это всегда опосредование непосредственного, опосредующего опосредующее. Отметим, что рассмотрение проблемы опосредования непосредственного привело нас к выводу, что человек непосредственно обладает субъектной, личностной природой, становление, развитие которой опосредованно такой опосредующей структурой, как сознание. Соответственно, давая дефиницию понятию личности, мы определили личность как субъект становления человеческого в человеке, как существо, владеющее собой, а сознание определили как систему медиаторов, опосредующих отношение личности и отражение ей себя и мира как опосредующую структуру, позволяющую владеть самим собой.

Рассматривая феномен опосредования в связи с проблемой становления личности, мы пришли к выводу, что процесс становления личности представляет собой самоопределение на определение другим. Таким образом, становления личности нет вне самоопределения, вне развития и в то же время нет вне определения другим, вне формирования. Вследствие этого, любые медиаторы, то есть орудия, инструменты владения собой, имеют два полюса, — значения и смысла. Значение — это интериоризованный смысл другого, других, а смыслэто экстериоризованное персональное значение. Таким образом, встраивание медиаторов — это процесс осмысления значений, означения смыслов. При этом ясно, что становление личности связано с развитием сознания. Между тем, фактом особой значимости является тот факт, что вне встречи с другими личностями не происходит встречи значения и смысла, то есть не происходит встраивания медиаторов, развития сознания, становления личности. Причем, опосредуя встраивание медиаторов другой (человек, личность) тоже встраивается между начальным и конечным моментом действия, опосредуя не только встраивание, но и функционирование других медиаторов.

Однако среди других людей есть другие, в наибольшей степени опосредующие посреднические функции других субъектов, личностей — это родители. Таким образом, родители являются особо важными посредниками в становлении детской личности (да и не только детской). Сообразно с этим, нами была сформулирована гипотеза, что особенности интрапсихической репрезентации родителей будут взаимосвязаны с показателями, которые можно рассматривать как критериальные для оценки эффективности такого процесса, как становление личности. При этом, периодом наиболее активного становления личности является младший юношеский возраст. Ибо это возраст, когда человек задается вопросами: Кто я? Зачем я? Кроме того, этот возраст представляет большой интерес в практическом плане, так как неспособность юношей справиться со своими личностными проблемами оборачивается в конечном итоге проблемами социальными (наркомания, преступность и т. д.). Нельзя не учитывать также и того факта, что родители являются теми другими, которые в наибольшей степени обеспокоены тем, насколько успешно их отпрыски решат проблемы становления своей личности. В силу этого наша тема и гипотеза были конкретизированы в возрастном аспекте. Благодаря чему практическая часть работы была всецело посвящена проблеме: родитель как посредник в становлении личности старшеклассников.

Такой теоретический конструкт, как интрапсихическая репрезентация родителей был операционализирован посредством двух модифицированных нами методик и модифицированного нами опросника, а, такой теоретический конструкт, как критериальные показатели становления личности — посредством двух личностных опросников (САМОАЛ и СПА).

При этом нами было установлено, что между юношами и девушками существуют достоверные различия по таким критериальным показателям становления личности, как самооценка, внутренний конфликт, адаптированность, самоприятие, эмоциональная комфортность, самоприятие, интернальность, самоактуализация, ориентация во времени, потребность в познании, автономность, спонтанность, самопонимание и контактность. Причем уровень всех перечисленных показателей достоверно выше в группе юношей.

К тому же между юношами и девушками имеются некоторые различия в особенностях интрапсихической репрезентации родителей, так как девушки по сравнению с юношами воспринимают отношение отцов к себе как более негативное, то есть считают их более строгими и более склонными к контролю. Выраженность ценностного конфликта между родителями, с точки зрения девушек, также достоверно выше, чем с точки зрения юношей.

Кроме того, существуют различия в интрапсихической репрезентации матерей и отцов. Ибо ментальный образ матери в большей степени соответствует представлениям детей об идеальной личности и более позитивен, чем ментальный образ отца. Кроме того, девушки в большей степени идентифицируют себя со своими матерями, оценивают отношение отца к себе как более негативное и считают, что матери в большей степени склонны принимать их.

Все сказанное позволяет утверждать, что, рассматривая посредническую роль родителей в становлении личности старшеклассников, нельзя не учитывать такие промежуточные переменные, как пол детей и родителей.

Изучая взаимосвязи показателей интрапсихической репрезентации родителей с критериальными показателями становления личности, нами было установлено, что хотя во взаимных связях показателей интрапсихической репрезентации родителей с критериальными показателями становления личности у старшеклассников имеются определенные тендерные различия, тем не менее, выдвинутая нами гипотеза о взаимосвязи показателей интрапсихической репрезентации родителей с критериальными показателями становления личности может считаться доказанной.

Так, повышение самооценки у старшеклассников сопровождается увеличением идентификации с матерью и отцом, нарастанием идеализации родителей и возрастанием идентичности родительских образов. При этом значимость идентификации с матерью для девушек выше, чем для юношей. Кроме того, у юношей повышение показателей самооценки сопровождается уменьшением негативного отношения родителей к ним и повышением показателей принятия их родителями, более позитивным отношением к отцу. К тому же нарастание внутреннего ценностного конфликта у юношей сопровождается увеличением показателей ценностного конфликта с отцом и увеличением ценностного конфликта между родителями.

Рассматривая взаимосвязь показателей интрапсихической репрезентации родителей с показателями социально-психологической адаптации, отметим, что у юношей рост показателей адаптации сопровождается нарастанием идентификации с родителями, увеличением их идеализации и большей идентичностью родительских образов. Кроме того, в этом случае наблюдается более позитивное отношение к матери и восприятие родителей как склонных к более высокому уровню принятия. У девушек повышение показателей социально-психологической адаптации связано с повышением идентификации с отцом, с большей его идеализацией, а также с повышением принятия со стороны отца. Таким образом, ясно, что для юношей посредничество родителей в социально-психологической адаптации более значимо, чем для девушек. При этом, говоря о посредничестве родителей в социально-психологической адаптации девушек, необходимо отметить особую роль отца.

Впрочем, несмотря на среднюю по силе взаимосвязь показателей самоактуализации и социально-психологической адаптации, отметим, что у юношей показатели самоактуализации и интрапсихической репрезентации родителей фактически не взаимосвязаны, а у девушек рост показателей самоактуализации сопровождается увеличением идентификации с отцом и с уменьшением его негативного отношения к ней.

Однако, рассматривая посредническую роль родителей, нельзя не учитывать того, что они опосредуют посреднические функции друг друга. Причем мать в этом случае занимает доминирующие позиции в интрапсихической сфере старшеклассников, так как в большей степени определяет их отношение к отцу, чем отец их отношение к матери.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ю. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ — М», 2000. -336 с.
  2. А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-448 с.
  3. А. Наука жить. Киев: Port-royal, 1997. — 288 с.
  4. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. — 296 с.
  5. Н. Теория семейной динамики // Семейная психотерапия. -СПб., 2000.-С. 70−76.
  6. В.М. Сознание как парадокс. (Экспериментальная психологика, т. 1). — СПб.: Изд-во ДНК, 2000. 528 с.
  7. .Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 384 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания. М.: Наука, 2000. -351 с.
  9. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: Мысль, 1976. — Т. 1. — 550 с.
  10. А.С. Философские основания понимания личности. М.: Академия, 2001.-592 с.
  11. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука- Смысл, 1999. — 350 с.
  12. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 768 с.
  13. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. — 416 с.
  14. А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М.: Апрель Пресс- Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.-512 с.
  15. Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» // Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. — Самара, 2000. — С. 3−12.
  16. М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. — 336 с.
  17. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.-320 с.
  18. М.М. Тетралогия. М.: Лабиринт, 1998. -608 с.
  19. М.М. Эстетика словеснбго творчества. М.: Искусство, 1979. -424 с.
  20. H.A. Истина и откровение. Пролегомены к критике Откровения. СПб.: РХГИ, 1996. — 384 с.
  21. H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии). М.: Междунар. отношения, 1990. — 336 с.
  22. Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. — СПб. М.: Университетская книга: ACT, 1996. 398 с.
  23. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. -422 с.
  24. Л., Нидлмен Я. Бытие-в-мире: Избр. ст. С крит. введ. в экзистенциальный психоанализ. М.: Рефл-бук, 1999. — 336 с.
  25. A.A. Личность и общение. М.: Междунар. пед. академия, 1995.-328 с.
  26. Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: Междунар. пед. академия, 1995. — 212 с.
  27. .С. К проблеме человека в психологии // Вопр. психологии. -1997.-№ 5.-С. 3−19.
  28. С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.*Леонтьева, В. Г. Щур М., 1997 — С. 201−222.
  29. A.A. Психологическая герменевтика. М.: Лабиринт, 1998. -336 с.
  30. A.B. Проблема субъекта в психологической науке. // Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.- Воронеж, 1996.-С. 11−28.
  31. М. Я и Ты. М.: Высш. школа, 1993.- 175 с.
  32. С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.-415с.
  33. Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001. -304 с.
  34. Дж. Голоса разума. Социокультурный подход к опосредованному действию. М.: Тривола, 1996. — 176 с.
  35. JI.C. Исторический смысл психологического кризиса. // JI.C. Выготский Психология развития как феномен культуры. М.- Воронеж, 1996.-С. 48−218.
  36. JI.C. Мышление и речь: Психологические исследования. -, М.: Лабиринт, 1996.-416 с.
  37. Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Педагогическая психология. М., 1996. — С. 393−466.
  38. Л.С. Педагогическая психология // Педагогическая психология. М., 1996.-С. 7−318.
  39. Л.С. Проблема сознания. Запись основных положений доклада Л. С. Выготского. //Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. — Т.I. — С. 156−167.
  40. Л.С. История развития высших психических функций Собр. соч.: В 6 т. 1983. — Т.З. — 367 с.
  41. Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: В 6 т. М., — 1984. — Т.4 — С. 6−242.
  42. П.Я. Введение в психологию. М.: Кн. дом «Ун-т», 1999. -332 с.
  43. Г. Энциклопедия философских наук. — М.: Мысль, 1974. T. I: Наука логики. — 452 с.
  44. A.B. Гегель. М: Молодая гвардия, 1970. — 272 с.
  45. В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -' .544 с.
  46. М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать: Трансактный анализ с гештальтупражнениями. М.: Прогресс- Прогресс-Универс, 1995. — 336 с.
  47. М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика и прогноз в конкретных ситуациях. М.: Смысл, 2000. — 191 с.
  48. Л.Я. Детерминированность и свойства человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур М., 1997 — С. 145−155.
  49. В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996. — 160 с.
  50. А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — 448 с.
  51. В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антро-, пологии. М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. — 224 с.
  52. В.В. Психология детства. Екатеринбург: Деловая книга, 1995.-347 с.
  53. В.П. Живое Знание: Психологическая педагогика: Материалы к курсу лекций. Самара: Изд-во Сам. ГПУ, 1999. — 296 с.
  54. В.П. Культурно-историческая психология и психологическая • теория деятельности: живые противоречия и точка роста // Вестн. МГУ 1993. -№ 2.-С. 41−51.
  55. В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии. 1991. — № 2. — С. 15−36.
  56. В.П. Мысль и Слово Густава Шпета (возвращение из изгнания). М.: Изд-во УРАО, 2000. — 208 с.
  57. В.П. От классической к органической психологии // Вопр. д психологии. 1996. — № 5, 6.
  58. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки рос-. сийской психологии. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  59. Н.Ф. Вопросник самоактуализации личности // Журн. практ. психолога. 1998. — № 1 — С. 65−75.
  60. И. Критика чистого разума. Ростов н/Д: Феникс, 1999. — 672 с.
  61. Дж., Сервон Д. Психология личности. СПб.: Питер, 2003. -640 с.
  62. Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998.-784 с.
  63. А. Дж. Теория личности. СПб.: Речь, 2000. — 249 с.
  64. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.-255 с.
  65. Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографические перспективы). М.: Наука, 1988. — 270 с.
  66. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
  67. H.A. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 232 с.
  68. Ф. История философии. XX век. М.: Центрополиграф, 2002. — 269 с.
  69. Э. Основы метафизики. Киев: Тандем, 1998. — 248 с.
  70. М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: Когито-центр- Ин-т практ. психологии РАН, 1997. -432 с.
  71. Г. Психология развития СПб.: Питер, 2000. — 992 с.
  72. Р. Разделенное Я. Киев: Гос. б-ка Украины для юношества, 1995.-320 с.
  73. A.A. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. — 287 с.
  74. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  75. А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.-511 с.
  76. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. — 584 с.
  77. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветскойпсихологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур-М., 1997 С. 156−176.
  78. .Ф. Психологические аспекты методологии и общей теории знаков и знаковых систем // Ломов Б. Ф. Системность в психологии. М.- Воронеж, 1996.-С. 245−287.
  79. А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, 1988. — 366 с.
  80. А.Р. Язык и сознание. Ростов н/Д: Феникс, 1998. — 416 с.
  81. МакМаллин Р. Практикум по когнитивной терапии: Пер. с англ.. СПб.: Речь, 2001.-560 с.
  82. М. Кантианские вариации. М.: Аграф, 1997. — 320 с.
  83. М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996.-432 с.
  84. М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Яз. рус. культуры», 1997. — 224 с.
  85. И.М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журн. практического психолога. 1998. — № 3. — С. 24−38.
  86. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия,' 1997.-430 с.
  87. А. Психология бытия. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997. -304 с.
  88. A.B. Как читать Библию: В 3 ч СПб.: Фонд им. А. Меня: О-во друзей Свящ. Писания, 1997. — Ч. 1. — 392 с.
  89. Э. Персонализм. М.: Искусство, 1992. — 143 с.
  90. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 1997. — 456 с.
  91. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и • обретать душевное здоровье. М.: Апрель Пресс- ЭКСМО-Пресс, 2001. — 256 с.
  92. Мэй Р. Любовь и Воля. М.: Рефл-бук- Киев: Ваклер, 1997. — 387 с.
  93. В.Н. Психология отношений — М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1998. 368 с. fi 94. Наш проблемный подросток: понять и договориться / Под ред. JI.A.
  94. Регуш. СПб.: Изд-во РГПУ- СОЮЗ, 2001. — 191 с.
  95. Наш проблемный подросток: Учеб. пособие / Под ред. JI.A. Регуш. -СПб.: Союз, 1999.-144 с.
  96. М. Сравнительный анализ // Семейная психотерапия. СПб., 2000.-С. 98−154.
  97. Г. В. Личность в психологии. М.: КСП± СПб.: Ювента, 1998. -345 с.
  98. А.К. Определение характеристик социальной адаптации // Журн. практ. психолога. 1998. — № 1. — С. 54−64.
  99. А., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. • М.: Аспект Пресс, 2001. — 607 с.
  100. ЮО.Петренко В. Ф. Основы психосемантики: Учеб. пособие. М.: Изд-во * МГУ, 1997.-420 с.
  101. A.B., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М.: Индора-М., 1998. — 528 с.
  102. В.А. Очерк теории свободной причинности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур М., 1997 — С. 124−144.
  103. И.В. М.М. Бахтин: от философии поступка к риторике по-. ступка. — М.: Лабиринт, 1996. 176 с.
  104. . Избранные психологические труды. М.: Междунар. пед. академия, 1994. — 680 с.
  105. О.Л. Становление личности. Актуальные концепции. Иркутск: Изд-во ИГЛУ, 1997. — 132 с.
  106. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. A.B. Брушлинского.'- М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 1997. 576 с.
  107. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов педагогических вузов. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МО-ДЭК, 1996-С. 145−151.
  108. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М.: ПЕРСЭ, 2002. — 368 с.
  109. Психология развивающейся личности / Под ред. A.B. Петровского. -М.: Педагогика, 1987.-240 с.
  110. Психология человека от рождения до смерти / Под. общ. ред. A.A. Ре-ан. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 656 с.
  111. КРабардель П. Люди и технологии (когнитивный подход к анализу современных инструментов). М.: Ин-т психологии РАН, 1999. -264 с.
  112. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000. — 624 с.
  113. ПЗ.Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Апрель Пресс- ЭКСМО-Пресс, 1999. — 432 с.
  114. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер Ком, 1999. — 416 с.
  115. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 320 с.
  116. К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс- Универс, 1994. — 480 с.
  117. K.P. Клиентоцентрированная терапия. М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997.-320 с.
  118. С.Л. О философской системе Г. Когена // Историко-философский ежегодник 1992. -М., 1994. С. 230−259.
  119. С.Л. О философских основах психологии (Ранние рукописи К. Маркса и проблемы психологии) // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — С. 47−67.
  120. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Коги, 1998.-688 с.
  121. С.JI. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. -М., 1973. С. 19−46.
  122. С.Л. Пути и достижения советской психологии (О сознании и деятельности человека) // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии.-М., 1973.-С. 136−158.
  123. С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности. // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — С. 241−252.
  124. С.Л. Человек и мир // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973. — С. 255−385.
  125. Г. Э. Интерперсональная теория в психиатрии. СПб.: Ювента- М.: КСП+, 1999. — 347 с.
  126. В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. М.: Апрель Пресс- ЭКСМО-Пресс, 2000.-320 с.
  127. В. Психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2000. — 283 с.
  128. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопр. психологии. 1998. — № 6. — С. 3−16.
  129. В.И., Исаев Е. И. Основы антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. -384 с.
  130. Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М. И. Лисиной // Вопр. психологии. 1996. — № 6. — С. 76−87.
  131. С.Д. Методологические уроки концепции А.Н. Леонтьева // Вестн. МГУ.- 1993.- № 2.-С. 15−25.
  132. Ю.С. Язык и метод. К современной философии языка. М.: Яз. рус. культуры, 1998. — 784 с.
  133. Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 528 с.
  134. E.H. Смысл жизни. -М.: Республика, 1994. 432 с.
  135. Д.Н. Теория установки. М.: Ин-т практ. психологии- Воро неж: МОДЭК, 1995. — 448 с.
  136. Узнадзе. -М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. 224 с.
  137. А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. — 448 с.
  138. Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Бахрам-М, 2001. 127 с.
  139. А.П. Когнитивно-поведенческая психотерапия. СПб.: Пи тер, 2002. — 352 с.
  140. С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психоло гию // С. Л. Франк. Предмет знания. Душа человека. СПб., 1995. — С. 417−632.
  141. С.Л. Непостижимое. -М.: Правда, 1990. 607 с.
  142. С.Л. Реальность и человек. СПб.: РХГИ, 1997. — 448 с.
  143. МЗ.Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  144. В.Э. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. — 285 с.
  145. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. -448 с.
  146. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995. — 256 с.
  147. Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990. — 336 с.
  148. Э. Человек для себя. Минск.: Коллегиум, 1992. — 253 с.
  149. Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Рипол класик, 2003. -224 с.
  150. Т.П., Еремин В. Д. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. — СПб.: Тускарора, 1998 — 184 с.
  151. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
  152. Д. Потеря и обретение отца. СПб.: Мирт, 1997. — 216 с.
  153. Г. Г. Психология социального бытия. — М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. 496с. •
  154. Э.Г.- Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. -СПб.: Питер, 1999. 656 с.
  155. .Д. Психология развития. М.: Академия, 2001. — 144 с.
  156. Э. Идентичность: юность й кризис. М.: Прогресс, 1996. -344 с.
  157. Э.Г. Детство и общество. СПб.: Ленато- ACT- Фонд «Университетская книга», 1996. — 592 с.
  158. Дж., и др. Конструктивизм: что он может дать вам? // Семейная психотерапия СПб., 2000. — С. 77−98.
  159. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс- Универс,. 1996.-336 с.
  160. М.Г. Наука о поведении: русский путь. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1996. — 380 с.
  161. К. Общая психопатология. -М.: Практика, 1997. 1056 с.
Заполнить форму текущей работой