Влияние эмоционального состояния на понимание текста
Различные виды физической деятельности являются основным спосо-бом устранения физиологических механизмов стресса. Подавить эмоцио-нальную «стрессовую бурю» можно мышечной работой, особенно на свежем воздухе. В результате мышечной работы ликвидируется избыток гормонов, поддерживающих состояние эмоционального перенапряжения. Это приводит к расширению просвета мелких кровеносных сосудов, улучшает… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Эмоциональная жизнь человека и ее составные элементы
- 1. 1. Понятие эмоции и их внешнее выражение
- 1. 2. Эмоциональная жизнь человека, классификация эмоции и влияющие факторы
- 1. 3. Виды эмоциональных состоянии
- 1. 4. Понятие стресс-реакции
- Глава 2. Взаимосвязь понимания и текста, воздействие эмоции
- 2. 1. Определения понимания и памяти, чтения
- 2. 2. Различия в интерпретации эмоционального понимания текста
- 2. 3. Письменный текст и интерпретация. Понятие закрытого текста
- 2. 4. Влияние текста на читателя и влияние читателя на текст
- 2. 5. Те6кст и «затекст»: проблема гибкости связи
- Глава 3. Исследовательская часть
- 3. 1. Экспериментальный урок для первоклассников начатый с эмоциональной разминки
- 3. 2. Эмоциональная детерминанта понимания и переживания стихотворения связана с разноуровневыми характеристиками организации личности
- Заключение
- Список используемой литературы
В центре нашего исследования находится читающий и понимающий текст человек, который строит в своем сознании образ содержания воспри-нимаемого текста.
Целью является исследование универсального механизма формирова-ния у читателя образа содержания прочитанного текста, или проекции текста.
В ходе чтения текста осуществляется взаимодействие между автором и читателем, поэтому важно, по мнению Ю. А. Сорокина, исследовать триаду «автор — читатель — текст». В отличие от этого в работе предлагается рассмат-ривать систему из пяти составляющих: «автор — авторская проекция текста — тело текста — читатель — проекция текста у читателя». В данной работе указы-вается, что только одна из этих составляющих (тело текста) является он-стантной, поскольку даже автор, физически оставаясь одним и тем же лицом, может тем не менее по-иному воспринимать и осмысливать свой собствен-ный текст.
Актуальность исследований восприятия и понимания текста диктуется и задачами прикладного характера, такими как автоматический перевод, диа-лог «человек — компьютер», литературное редактирование, задачи обучения родному и иностранному языку, а также гуманитарным дисциплинам (лите-ратуре, истории и т. д.) в рамках среднего и высшего образования (см., на-пример, (Бабайлова; Барабанова; Борисова; Иванченко; Наролина; Покров-ская; Сомова; Солонцева; Яковлева). В методической литературе наблюдает-ся усиление интереса к художественной литературе как средству обучения первому и второму иностранному языку (Мартынова 1992) в языковых и не-языковых вузах. Теоретическое осмысление проблем понимания текста и разработка методов исследования способствуют формированию новых под-ходов к художественному тексту (Бальсевичуте; Брауда; Клюканов; Селива-нова). Особое место занимают работы, в которых проблемы понимания тек-ста рассматриваются в связи с задачами перевода художественного текста (Галеева).
Предметом исследования является читатель пребывающий в опреде-ленном эмоциональном состоянии.
Объектом нашего исследования выступает — сам процесс понимания текста в разных эмоциональных состояниях.
Задачи:
— раскрыть понятие эмоции, чувства, эмоциональное состояние, их при-знаки;
— определить понятие процессу понимания;
— провести эксперимент выявляющий влияние эмоционального состоя-ния на понимание текста.
Структура дипломной работы состоит из: введения, трех глав, заклю-чения, списка используемой литературы, приложении.
Глава 1. Эмоциональная жизнь человека и ее составные элементы
1.1 Понятие эмоции и их внешнее выражение
Разговор об эмоциях и чувствах мы начнем с вопроса, который кажется странным и неожиданным на первый взгляд: зачем нужны чувства, зачем нужны эмоции? На самом деле, мы уже знаем, что благодаря познавательным процессам осуществляется отражение окружающей действительности. При этом каждый из изученных процессов вносит свой вклад: ощущения достав-ляют информацию об отдельных свойствах и признаках предметов и явле-ний, восприятия дают их целостные образы, память хранит воспринятое, мышление и фантазия перерабатывают этот материал в мысли и новые обра-зы. Благодаря воле и активной деятельности, человек осуществляет свои планы и т. д. Может, легко было бы обойтись без радости и страдания, удо-вольствия и досады, наконец, без любви и ненависти?
В то же время из собственного опыта мы знаем, что вся наша познава-тельная и предметная деятельность, вообще, вся наша жизнь немыслима без эмоций, без чувств.
Недаром издавна возникло представление о трехчленной структуре психической жизни :
— ум, воля и чувство;
— о противоположности ума и сердца «ум с сердцем не в ладу» и т. д.
При этом, как отмечали историки психологии, наибольшее внимание всегда уделялось изучению познавательных и волевых процессов, тогда как исследование эмоциональной жизни оставалось уделом поэзии и музыки. Однако в наши дни проблемой эмоций и чувств занимаются многие ученые и целые научные коллективы. И одним из главных вопросов остается тот, с ко-торого мы начали наш разговор: зачем нужны чувства? Иными словами, ка-ковы их функции, какую роль играют они в психической жизни человека?
Оказалось, что ответить на этот вопрос односложно нельзя. Дело в том, что эмоции и чувства имеют не одну определенную функцию, а несколько. Прежде всего, эмоции и чувства, как и все остальные психические процессы, представляют собой отражение реальной действительности, но только в форме переживания. При этом понятия «эмоции» и «чувства», которые мы до сих пор использовали как равноценные, на самом деле обозначают различ-ные психические явления, которые, конечно, самым тесным образом связаны между собой. И в эмоциях и в чувствах отражаются потребности человека, вернее, то, как эти потребности удовлетворяются.
В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции это отражение в форме пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облег-чающее удовлетворение потребностей вызывает положительные эмоцио-нальные переживания, и, наоборот, все, что этому препятствует, отрица-тельные.
Важное отичие чувств от эмоций заключается в том, что чувства об-ладают относительной устойчивостью и постоянством, а эмоции возникают в ответ на конкретную ситуацию. Глубокая связь чувства с эмоциями проявля-ется прежде всего в том, что чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях. Так, чувство любви к близкому человеку может пе-реживаться в зависимости от ситуации как эмоция радости за него, удоволь-ствия от общения, тревоги в случае, если ему что-либо угрожает, досады, ес-ли он не оправдал наших надежд, гордости за его успехи, стыда в случае, ес-ли он совершил что-либо недостойное, и т. д. В структуру чувства входит не только эмоция, непосредственное переживание, но и более обобщенное от-ношение, связанное со знанием, пониманием, понятием.
Одна из главных функций эмоций состоит в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценить предметы и яв-ления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.
По мнению советского психофизиолога П. В. Симонова, эмоция возни-кает тогда, когда появляется рассогласование между тем, что необходимо знать и для того, чтобы удовлетворить потребность (необходимая информа-ция), и тем, что на самом деле известно. На этой основе создана своеобразная формула эмоций: Э=П (Н С), где Э эмоция, П потребность (в форму-ле она берется с отрицательным знаком «-»), Н информация, необходимая для удовлетворения потребности, С информация, которую можно исполь-зовать, то, что известно.
Из этой формулы вытекают четыре следствия:
1) Если П = 0, т. е. если нег потребности, Э также равно 0;
2) Э = 0, т. е. эмоция не возникает и тогда, когда Н=С. Это тот случай, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации;
3) Э максимальна, если С = 0. Это значит, что наибольшей силы эмоция достигает тогда, когда потребность существует, но совершенно нет инфор-мации о том, как ее удовлетворить. Здесь эмоция как бы компенсирует ин-формационный дефицит. Недаром говорят, что пугает не само событие, а не-известность;
4) Наконец, согласно формуле, в случае, когда С>Н, должна возник-нуть положительная эмоция.
Многие явления эмоциональной жизни никак в формулу не укладыва-ются. И это не удивительно: жизнь всегда богаче формул. Тем более эмоцио-нальная совершает невозможное? Велико значение эмоций и для регуляции поведения в тех случаях, когда требуется мгновенная мобилизация всех сил и возможностей организма. Не здесь ли следует искать разгадку удивительных на первый взгляд явлений.
Эмоциональные реакции связаны не только с деятельностью внутрен-них органов. Они проявляются во внешних движениях выразительных или экспрессивных. На универсальность движения как выразителя и индикатора эмоций указывал великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов в своей замечательной книге «Рефлексы головного мозга». Он писал: «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к Родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге, — везде оконча-тельным фактором является мышечные движения» .
Но зачем же нужны выразительные эмоциональные движения? По мнению Чарльза Дарвина, это пережитки прежде целесообразных действий. Напряжение мускулов, сжимание кулаков, скрежетание зубами при гневе («гнев это заторможенная драка») все это наследие наших далеких предков, которые спорные вопросы решали с помощью кулаков и челюстей. «Для примера, пишет Дарвин, достаточно вспомнить о таком движе-нии, как наклонное положение бровей у человека, который страдает от горя или тревоги… Или же такие движения, как едва заметное опускание углов рта должны рассматриваться как последние следы или остатки более резко вы-раженных в прошлом движений, имевших понятный смысл».
Выразительные движения в наши дни служат в качестве непроизволь-ного аккомпанемента эмоций; они играют огромную коммуникативную роль, помогают общению между людьми, обеспечивают эмоциональный контакт между ними. Именно благодаря мимике (выразительные движения лица), пантомимике (выразительные движения всего тела), эмоциональным компо-нентам речи и т. д. мы узнаем о переживаниях другого человека, сами прони-каемся этими переживаниями, строим в соответствии с ними свои взаимоот-ношения с окружающими. Понимание языка эмоций помогает нам найти верный тон в общении с окружающими. Наиболее полно и ярко эмоции вы-ражаются изменениями человеческого лица. Недаром немецкий писатель Г. Лихтенберг заметил, что «самая занимательная для нас поверхность на земле, это человеческое лицо». Именно на лице другого человека «прочитываем» мы радость и печаль, задумчивость и гнев, любовь и ненависть. Точно так же «прочитываются» разнообразные оттенки чувств и эмоций на нашем лице.
Из каких же элементов складывается «язык эмоций», как усваивается он человеком? Этим вопросам были посвящены многочисленные исследова-ния. Выяснилось, что наибольшее значение для выражения эмоций имеют глаза и рот. Недаром в произведениях Л. Н. Толстого описано восемьдесят пять оттенков выражения глаз и девяносто семь оттенков улыбки.
Но обычно мы при прочтении эмоции по лицу учитываем всю ситуа-цию, которая подсказывает характер эмоционального переживания. Радость и веселье угадываются быстрее, чем страх и страдание.
На точность определения эмоции по внешним проявлениям влияет со-стояние того кто оценивает, люди имеют тенденцию приписывать другому те переживания, которыми они сами охвачены.
Список литературы
- Работа по изучению психологических основ обучения младших школьни-ков пониманию текста поддержана грантом Министерства образования РФ.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. М., 1991; Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А., Владимирская Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. М., 1995.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Когда книга учит. М., 1988.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. М., 1995.
- Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Дорога к книге. М., 1996.
- Граник Г. Г., Соболева О. В. Путешествие в Страну Книги: Задачник по ли-тературному чтению. В 4 ч. М., 1998.
- Художественная жизнь современного общества// Под ред. А. Я. Рубинштейн В 4-х т., Т.2, — СПб, 1997
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики. М., 1988. 700 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла// Религия и общество. М., 1996 с.378−381
- Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб., 2001
- Выготский Л. С. Психология искусства Минск, 1998
- Pardeck John T. and Pardeck, Jean A. 1993. Bibliotherapy. A clinical approach for helping children. New York: Gordon and Breach Science Publishers.
- Семов Семов, Марко. Цената. С: Български бестселър. Национален музей на българската книга и полиграфия, 2004. 336 с.
- Спeрбер и Уилсон Sperber, D. & D. Wilson. Relevance. Oxford, Basil Blackwell, 1986.
- Грязнова Ю. «Учебный курс «Аналитика текста», Атриум (изд-во Тольят-тинской академии управления, серия педагогика, № 2, 2002,
- Грязнова Ю. «Технология текста» (совместно с Г. Давыдовой и В. Максимовым), Кентавр, № 25, 2002,
- Васильев В. Н. Здоровье и стресс. — М.: Знание, 1991. — 160 с.
- Файдыш Е. А. Измененные состояния сознания. — М.: ДЭОС, 1993. — 136 с.
- Шрайнер К. Как снять стресс: 30 способов улучшить свое самочувствие за 3 минуты: Пер. с англ. / Предисл. Ю. В. Пахомова. -М.: Издательская груп-па «Прогресс», «Универс», 1993. — 272 с.
- Белянин В.П. Введение в психолингвистику. М., 1999.
- Богин Г. И. Субстанциональная сторона понимания текста. Тверь, 1993.
- Богин Г. И., Романов А. А. Современные интересы в области герменевтики // Понимание и рефлексия: Материалы третьей Тверской герменевтической конференции. Тверь, 1993. 4.1. С.3−17.
- Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики. М., 1997.
- Граник Г. Г., Концевая Л. А. Восприятие школьниками художественного текста // Вопросы психологии. 1996. № 3. С.43−52.
- Грохольская Т.В. Организация учебно-научного текста типа рассуждение: Автореф. дис. … канд. филол. наук. СПб, 1991.
- Москальчук Г. Г. Структура текста как синергетический процесс. Барнаул, 1999.
- Муран О.В. Типология научного текста: Автореф. дис. … канд. филол. на-ук. СПб, 1992.
- Мурзин Л.Н., Штерн А. С. Текст и его восприятие. Свердловск, 1991.
- Мышкина Н.Л. Внутренняя жизнь текста. Пермь, 1998.
- Привалова И.В. Психологическая установка в процессе понимания ино-язычного текста (на материале русского и английского языков): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Саратов, 1995.
- Рафикова Н.В. Вариативность понимания художественного текста в свете данных психолингвистического эксперимента // Слово и текст: Актуальные проблемы психолингвистики. Тверь, 1996. С. 98−105.