Опросник «Синдром выгорания»
Психоэмоциональное истощение (ПИ) — процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми; проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии, холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности. Личностное отдаление (ЛО) — специальная форма социальной дезадаптации профессионала, работающего… Читать ещё >
Опросник «Синдром выгорания» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
А. Рукавишников [31].
Вводные замечания Синдром психического выгорания рассматривается автором методики как совокупность симптомов трех субшкал. Содержательные характеристики данных субшкал следующие.
Психоэмоциональное истощение (ПИ) — процесс исчерпания эмоциональных, физических, энергетических ресурсов профессионала, работающего с людьми; проявляется в хроническом эмоциональном и физическом утомлении, равнодушии, холодности по отношению к окружающим с признаками депрессии и раздражительности.
Личностное отдаление (ЛО) — специальная форма социальной дезадаптации профессионала, работающего с людьми; проявляется в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, негативизме по отношению к другим людям.
Профессиональная мотивация (ПМ) — уровень рабочей мотивации и энтузиазма по отношению к работе «альтруистического» содержания. Состояние мотивационной сферы оценивается таким показателем, как продуктивность профессиональной деятельности, оптимизм и заинтересованность в работе, самооценка профессиональной компетентности и степени успешности в работе.
Опросник
Инструкция: вам предлагается ответить на ряд утверждений, касающихся чувств, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте высказывание и решите, испытывали ли вы нечто подобное. Если у вас подобного чувства никогда не возникало, поставьте галочку или крестик в колонке «никогда» напротив порядкового номера утверждения. Если у вас подобное чувство присутствует постоянно, то поставьте отметку в колонке «обычно», а также в соответствии с ответами «часто», «редко». Постарайтесь долго не задумываться над выбором. Благодарим вас за искренние ответы!
№. п/п | Утверждение | Обычно | Часто | Редко | Никогда |
Я легко раздражаюсь. | |||||
Думаю, что работаю лишь потому, что надо где-то работать. | |||||
Меня беспокоит, что думают коллеги о моей работе. | |||||
Я чувствую, что у меня нет никаких эмоциональных сил вникать в чужие проблемы. | |||||
Меня мучает бессонница. | |||||
Думаю, что, если бы представилась удачная возможность, я бы сменил место работы. | |||||
Я работаю с большим напряжением. | |||||
Моя работа приносит мне удовлетворение. | |||||
Чувствую, что работа с людьми изматывает меня. | |||||
Думаю, что моя работа важна. | |||||
Я устаю от человеческих проблем, с решением которых сталкиваюсь на работе. | |||||
Я доволен профессией, которую выбрал. | |||||
Непонятливость моих коллег или учеников раздражает меня. | |||||
Я эмоционально устаю на работе. | |||||
Думаю, что не ошибся в выборе своей профессии. | |||||
Я чувствую себя опустошенным и разбитым после рабочего дня. | |||||
Чувствую, что получаю мало удовлетворения от достигнутых успехов на работе. |
№. п/п | Утверждение | Обычно | Часто | Редко | Никогда |
Мне трудно устанавливать или поддерживать тесные контакты с коллегами по работе. | |||||
Для меня важно преуспеть на работе. | |||||
Идя утром на работу, я чувствую себя свежим и отдохнувшим. | |||||
Мне кажется, что результаты моей работы не стоят затраченных мною усилий. | |||||
У меня не хватает времени на свою семью и личную жизнь. | |||||
Я полон оптимизма по отношению к своей работе. | |||||
Мне нравится моя работа. | |||||
Я устал все время стараться. | |||||
Меня утомляет участие в дискуссиях на профессиональные темы. | |||||
Мне кажется, что я изолирован от своих коллег по работе. | |||||
Я удовлетворен своим профессиональным выбором. | |||||
Я чувствую физическое напряжение, усталость. | |||||
Постепенно я начинаю испытывать безразличие к своим ученикам. | |||||
Работа эмоционально выматывает меня. | |||||
Я использую лекарства для улучшения самочувствия. | |||||
Меня интересуют результаты работы моих коллег. | |||||
Утром мне трудно вставать и идти на работу. | |||||
На работе меня преследует мысль: поскорее бы рабочий день закончился. | |||||
Нагрузка на работе практически невыносима. |
№. п/п | Утверждение | Обычно | Часто | Редко | Никогда |
Я ощущаю радость, помогая окружающим меня людям. | |||||
Я чувствую, что стал более безразличным к своей работе. | |||||
Случается, что у меня без особой причины начинает болеть голова или желудок. | |||||
Я прилагаю усилия, чтобы быть терпеливым с учениками. | |||||
Я люблю свою работу. | |||||
У меня возникает чувство, что глубоко внутри я эмоционально не защищен. | |||||
Меня раздражает поведение моих учеников. | |||||
Мне легко понять чувства окружающих по отношению ко мне. | |||||
Меня часто охватывает желание все бросить и уйти со своего рабочего места. | |||||
Я замечаю, что становлюсь все более черствым по отношению к людям. | |||||
Я чувствую эмоциональное напряжение. | |||||
Я совершенно не увлечен и даже не интересуюсь своей работой. | |||||
Я чувствую себя измотанным. | |||||
Я считаю, что своим трудом я приношу пользу людям. | |||||
Временами я сомневаюсь в своих способностях. | |||||
Я испытываю ко всему, что происходит вокруг, полную апатию. | |||||
Выполнение повседневных дел для меня — источник удовольствия и удовлетворения. | |||||
Я не вижу смысла в том, что делаю на работе. | |||||
Я чувствую удовлетворение от выбранной мной профессии. |
№. п/п | Утверждение | Обычно | Часто | Редко | Никогда |
Хочется плюнуть на все. | |||||
Я жалуюсь на здоровье без четко определенных симптомов. | |||||
Я доволен своим положением на работе и в обществе. | |||||
Мне понравилась бы работа, отнимающая мало времени и сил. | |||||
Я чувствую, что работа с людьми сказывается на моем физическом здоровье. | |||||
Я сомневаюсь в значимости моей работы. | |||||
Испытываю чувство энтузиазма по отношению к работе. | |||||
Я так устаю на работе, что не в состоянии выполнять свои повседневные обязанности. | |||||
Считаю, что вполне компетентен в решении проблем, возникающих на работе. | |||||
Чувствую, что могу дать детям больше, чем даю. | |||||
Мне буквально приходится заставлять себя работать. | |||||
Присутствует ощущение, что я могу легко расстроиться, впасть в уныние. | |||||
Мне нравится отдавать все силы работе. | |||||
Я испытываю состояние внутреннего напряжения и раздражения. | |||||
Я стал с меньшим энтузиазмом относиться к своей работе. | |||||
Верю, что способен выполнить все, что задумано. | |||||
У меня нет желания глубоко вникать в проблемы моих учеников. |
Обработка и интерпретация результатов. Оценка психического выгорания определяется по трем субшкалам (психоэмоциональное истощение, личностное отдаление, профессиональная мотивация) в соответствии с «ключом».
«Ключ».
Психоэмоциональное истощение (ПИ) — вопросы: 1, 5, 7, 14, 16, 17, 20, 25, 29, 31, 32, 34, 36, 39, 42, 45, 47, 49, 52, 54, 57, 60, 63, 67, 69 (25 утверждений).
Личностное отдаление (ЛО) вопросы: 3, 4, 9—11, 13, 18, 21, 30, 33, 35, 37, 40, 43, 46, 48, 51, 56, 59, 61, 66, 70—72 (24 утверждения).
Профессиональная мотивация (ПМ) вопросы: 2, 6, 8, 12, 15, 19, 22—24, 26—28, 37, 41, 44, 50, 53, 55, 58, 62, 64, 65, 68 (23 утверждения).
Количественная оценка по каждой шкале осуществляется путем перевода ответов в трехбалльную систему (обычно — 3 балла; часто — 2, редко — 1, никогда — 0) и суммарного подсчета баллов. Обработка производится по сырым баллу, затем с помощью нормативных таблиц определяется уровень психического выгорания по каждой шкале.
Нормы для компонента «психоэмоциональное истощение» (ПИ).
Крайне низкие. | Низкие. | Средние. | Высокие. | Крайне высо; |
значения. | значения. | значения. | значения. | кие значения. |
9 баллов и ниже. | 10—20 баллов. | 21—39 баллов. | 40—49 баллов. | 50 баллов и выше. |
Нормы для компонента «личностное отдаление» (ЛО).
Крайне низкие значения. | Низкие значения. | Средние значения. | Высокие значения. | Крайне высокие значения. |
9 баллов и ниже. | 10—16 баллов. | 17—31 балл. | 32—40 баллов. | 41 балл и выше. |
Нормы для компонента «профессиональная мотивация» (ПМ).
Крайне низкие. | Низкие. | Средние. | Высокие. | Крайне высо; |
значения. | значения. | значения. | значения. | кие значения. |
7 баллов и ниже. | 8—12 баллов. | 13—24 балла. | 25—31 балла. | 32 балла и выше. |
Нормы для индекса психического выгорания (ИПв).
Крайне низкие. | Низкие. | Средние. | Высокие. | Крайне высо; |
значения. | значения. | значения. | значения. | кие значения. |
31 балл и ниже. | 32—51 балл. | 52—92 балла. | 93—112 баллов. | 113 баллов и выше. |
Жизненные проявления психического выгорания на системно-структурных уровнях.
Субфак; торы. | Проявления психического выгорания на уровнях. | ||
межличностном. | личностном. | мотивационном. | |
ПИ. | Психическое истощение, раздражительность, агрессивность, повышенная чувствительность к оценкам других. | Низкая эмоциональная толерантность, тревожность. | Нежелание идти на работу; желание скорее окончить рабочий день. Прогулы. |
Субфак- торы | Проявления психического выгорания на уровнях | ||
межличностном | личностном | мотивационном | |
ло. | Нежелание контактировать с людьми; циничное, негативное отношение к людям. | Критическое отношение к окружающим и некритичность в оценке самого себя, значимость своей правоты. | Снижение включаемости в работу и дела других людей; безразличие к своей карьере. |
пм. | Неудовлетворенность работой и отношениями в коллективе. | Заниженная самооценка, неудовлетворенность собой как профессионалом, чувство низкой профессиональной эффективности и удовлетворенности. | Снижение потребности в достижениях. |