Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личность и деятельность. 
Индивидуальные свойства личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как было отмечено выше, этапы развития личности в отечественной психологии связывают с осознанностью и произвольностью поведения. По словам А. Н. Леонтьева личность рождается дважды. Первый раз в дошкольном детстве, с 3 до 7 лет, когда в поведении ребенка появляется иерархия мотивов, т. е. одни мотивы становятся ведущими, а другие второстепенными. Например, ребенок с доминантой социальных мотивов… Читать ещё >

Личность и деятельность. Индивидуальные свойства личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Личность и деятельность

Определение личности в психологии считается одной из труднейших задач. Существующее разнообразие подходов к определению личности связано с ответом на вопрос: каждый ли человек априори является личностью? Является ли личностью новорожденный младенец? Тяжело больной человек, находящийся в коме, является ли личностью?

Сложности ответов на поставленные выше вопросы связаны с тем, что традиционно отечественная психология связывала личностные проявления с двумя характеристиками формирования высших психических функций и поведения: осознанностью и произвольностью. По этой причине маленький ребенок или человек с болезнью Альцгеймера словно утрачивает право быть личностью, так как не обладает названными выше характеристиками. Однако, это не совсем так.

Личностные качества присущи каждому человеку независимо от его возраста и состояния сознания. Проявляются эти качества в ответ на личностное обращение к их носителю со стороны близких людей. Родители новорожденного младенца разговаривают с ним, отмечают его реакцию на лицо и голос мамы или папы, разнообразие звучания в зависимости от того, голоден ли ребенок или ему хочется спать. Ребенок обладает не только особой внешностью, но и динамикой психической деятельности, задатками. Этим он не похож на других людей, он — индивидуальность. Но для любящих родителей его индивидуальность связана с ценностью и неповторимостью его личности, которая еще не выросла в полную меру, но является таковой по факту своего бытия. Они относятся к нему, как к существу, понимающему их, любящему их, ласково и протяжно разговаривают с ним, что-то показывают, любуются малышом, отыскивая черты сходства с тем или иным родственником. Это личностное отношение к младенцу создает единство с близкими ему людьми, определяет выживаемость ребенка в окружающем мире.

Поэтому тезис традиционной психологии о том, что «личностью не рождаются, а становятся» справедлив только в отношении изучения этапов становления личностных качеств.

Как было отмечено выше, этапы развития личности в отечественной психологии связывают с осознанностью и произвольностью поведения. По словам А. Н. Леонтьева личность рождается дважды. Первый раз в дошкольном детстве, с 3 до 7 лет, когда в поведении ребенка появляется иерархия мотивов, т. е. одни мотивы становятся ведущими, а другие второстепенными. Например, ребенок с доминантой социальных мотивов выбирает неинтересное для него занятие в противовес прогулке, потому что хочет помочь малышам украсить группу к празднику. Или ребенок не отдает игрушку другому ребенку, хотя у него есть несколько таких, объясняя это тем, что он будет позже играть, и ему она понадобится (доминанта личного мотива). В подростково-юношеский период жизни человек начинает заниматься самопознанием, рефлексировать на мотивы своего поведения, заниматься самовоспитанием, оценивать себя, опираясь не на слова других людей, а на результаты своей деятельности, ее успешности и неуспешности, строить планы на будущее, мечтать. Этот период Леонтьев называл этапом второго рождения личности. До этого возраста ребенку создавали условия для развития личности: воспитывали и обучали, прививали нормы и ценности общества и культуры, в которой он живет. Он вступал в отношения с людьми разных профессий и статусов (положение человека в обществе), учился сознательно выполнять разные социальные роли, у него вырабатывались навыки социального взаимодействия, складывались черты характера. Личностные качества человека связаны с его индивидуальным сознанием (субъектностью), способностью жить в сообществе людей, транслируя человеческий образ жизни в будущее и проявляющиеся системно в его общении и совместной деятельности. Личность — это феномен духовной и социальной жизни одновременно.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой