Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы исследования разрабатывались в соответствии с генетическим подходом. Были использованы методы непосредственного и опосредованного изучения половой идентификации и отношения детей к физическим особенностям полов. Методами непосредственного изучения были: включенное наблюдение, индивидуальная беседа с детьми, анализ продуктов детской деятельности (рисунков). Кроме того, были использованы… Читать ещё >

Содержание

  • I. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛОВОЙ ВДЕНТИФИКАЦИИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ВОЗРАСТНОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Понимание половой идентификации в биологизатор-ских теориях
    • 1. 2. Генезис типичного для пола поведения в теориях еоциологизаторского направления
    • 1. 3. Познавательный подход в объяснении представлений детей о ролях полов

    II. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В РУССКОЙ И СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. ГИПОТЕЗЫ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЛ. Анализ психологических дифференциаций мальчиков и девочек в русской и советской психологии первой четверти XX века.

    П. 2. Понимание половой идентификации в современной советской психологии. Обоснование гипотез исследования

    III. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНЕЗИСА ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ.

    III.1. Методы непосредственного изучения генезиса половой идентификации

    Ш. 2. Методы опосредованного изучения половой идентификации

    1У. АНАЛИЗ ГЕНЕЗИСА ПОЛОВОЙ ВДЕНТИФИКАЩИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

    IV.1. Особенности генезиса половой идентификации у дошкольников

    1У.2. Условия половой идентификации

    1У.З. Обсуждение полученных данных генезиса половой идентификации в дошкольном возрасте

    ВЫВОДЫ.

Генезис половой идентификации в дошкольном возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В постановлении Пленума ЦК КПСС от 15 июня 1983 года говорится, что партия и государство идут от психологов разработки проблемы коммунистического воспитания^. Цель кокщунистического воспитания — формирование всесторонней и гармонически развитой личности.

Одной из составных частей этой цели является решение проблемы нравственно-полового воспитания. Половое воспитание должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика-подростка-юноши, девочки-подростка-девушки, а в дальнейшем — роль не только мужчины или женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципамиполовое воспитание должно помочь формированию правильных взаимоотношений между полами.

В последнее время проблеме нравственно-полового воспитания уделяется большое внимание, важность ее подтверждается проведением Международного семинара социалистических стран по вопросам планирования семьи и сексуального и супружеского семейного воспитания (Варшава, 1977) — организацией^Лаборатории проблем полового воспитания АПН СССРсозданием Всесоюзной межведомственной комиссии по вопросам полового воспитанияорганизацией в школе курса подготовки к семейной жизни и др.

Актуальность исследования состоит в том, что половая иден^ тификация является продуктом социализации, воспитания и научения! Она играет важную роль в формировании личности ребенка, является! составной частью развития его самосознания. В «Программе воспитания в детском саду» учтены возрастные особенности детей, однако,.

I. Материалы Пленума ЦК КПСС, 14−15 июня 1983 года. — М., 1983. в вопросах половой идентификации и полового воспитания «у нас почти невозделанная целина» (Хрипкова А.Г.).

Благодаря половой идентификации становление личности мальчика и девочки происходит различными путями. Это обусловливает необходимость дифференцированного подхода в семье и дошкольном учреждении.

Недостаточная разработанность проблемы, ее актуальность в нравственно-половом воспитании обусловили цель и задачи исследования.

Цель исследования заключалась в том, чтобы изучить генезис половой идентификации, раскрыть основные ее закономерности в дошкольном возрасте.

Гипотеза I. Дифференциация интересов мальчиков и девочек дошкольного возраста происходит в процессе развития идентификации с представителями своего пола. Социальная среда и социальные установки определяют характер генезиса половой идентификации. Благодаря идентификации с близкими взрослыми и сверстниками одного с ребенком пола он начинает присваивать ценности и мотивировки представителей своего пола. Дифференциация интересов по полу наилучшим образом развивается через познание в таких видах деятельности ребенка как игра, рисование, общение. Половая идентификация связана с развитием рефлексии, что конкретизирует об-раз-Я мальчика (девочки) в самосознании ребенка.

В соответствии с целью и гипотезой I нашего исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности генезиса половой идентификации в дошкольном возрасте.

2. Установить влияние половой идентификации на генезис дифференциации интересов мальчиков и девочек.

3. Определить способ существования и проявления дифференциации интереосв в общении, игре и изобразительной деятельности мальчиков и девочек.

4. Выявить связь генезиса половой идентификации, развития рефлексии и формирования образа — Я мальчика (девочки).

Гипотеза 2. Неадекватные переживания детей 6−7 лет, связанные с отношением к физическим признакам полов, зависят от особенностей позиции по отношению к полу, занимаемой родителями и другими значимыми лицами.

В соответствии с гипотезой 2 нашего исследования были поставлены следующие задачи:

1. Выявить особенности одиночных и групповых игр, в которых проявляется интерес ребенка к физическим признакам полов.

2. Установить характер зависимости особенностей отношения ребенка к физическим признакам полов и особенностей отношения родителей к половому воспитанию.

Основные положения, выносимые на защиту, следующие:

1. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие половой идентификации, она осуществляется через ориентацию мальчика на отца, девочки — на мать, на близких взрослых и сверстников одного с ребенком пола и является механизмом генезиса дифференциации интересов мальчиков и девочек.

2. Дифференциация интересов мальчиков и девочек приходится на конец раннего и начало дошкольного возраста. Она проявляется в ориентированных на представителей своего пола мотивировках и действиях, в выборе игрушек и тем детских рисунков.

3. Генезис идентификации и рефлексии взаимосвязаны и способствуют конкретизации образа-Я мальчиков и девочек.

4. Отношение детей старшего дошкольного возраста к физическим признакам полов часто несет в себе неадекватные переживания, сопряженные с особенностями позиции по отношению к полу, занимаемой родителями и другими значимыми лицами. Перестройка отношения I ребенка требует изменения всей системы воздействия со стороны взрослых.

Объектом нашего изучения были 340 детей от двух лет десяти месяцев до семи лет четырех месяцев, посещающих ясли-сады № 199, № 936 и № 1367 Москвы. Исследование проводилось в 1977;1979 и I98I-I984 гг.

Методы исследования разрабатывались в соответствии с генетическим подходом. Были использованы методы непосредственного и опосредованного изучения половой идентификации и отношения детей к физическим особенностям полов. Методами непосредственного изучения были: включенное наблюдение, индивидуальная беседа с детьми, анализ продуктов детской деятельности (рисунков). Кроме того, были использованы специальные методики экспериментальных ситуаций трех типов: ситуация I — свободный выбор игрового материар-ласитуация 2 — выявление специфики в развитии действий и мотивировокситуация 3 — выявление особенностей понимания и отношения к назначению предметов труда и туалета, типичных для мужчин и женщин. Нами была разработана и обоснована методика преобразующего эксперимента с целью перестройки отношения детей 6−7 лет к физическим признакам полов. Методами опосредованного изучения были: анкетирование родителей, анализ дневников о развитии ребенка, индивидуальные беседы с родителями и воспитателями.

Научная новизна. В проведенной работе впервые осуществлено системное исследование генезиса половой идентификации детей дошкольного возраста и ее влияния на дифференциацию интересов мальчиков и девочек. Получены данные относительно особенностей возникновения, проявления и развития дифференциации интересов мальчиков и девочек дошкольного возраста, а также относительно взаимосвязи генезиса половой идентификации, рефлексии и становления образа-Я мальчиков и девочек. Выявлены особенности отношения детей к физическим признакам полов и в общих чертах определен комплекс воздействий по его перестройке у старших дошкольников.

Теоретическая значимость. Системные исследования генезиса половой идентификации выявляют общие закономерности ориентации ребенка на свой пол, подтверждают значимость половой идентификации для развития личности. Психологически обусловленная ориентация ребенка на свой пол объясняет особенности развития его самосознания и дает основание для решения проблем развития гармонической личности.

Практическая ценность. Результаты настоящего исследования могут быть использованы в практике полового воспитания детей в семье и дошкольных учреждениях. Полученные в работе данные имеют важное значение для теоретического обоснования нравственно-полового воспитания дошкольников, для разработки методов и условий индивидуального подхода к воспитанию. Методики бесед с детьми, эксперименты, констатирующие особенности генезиса половой идентификации мальчиков и девочек, могут быть использованы как диагностические, что позволит на практике осуществить дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек.

Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается комплексом разных методических приемов и сравнительного анализа фактов и зависимостей, выявленных на обширной выборке испытуемых (340 детей, 90 родителей и 18 воспитателей).

Апробация работы. Материалы исследования опубликованы в учебнике В. С. Мухиной «Детская психология» (М.: Просвещение) в разделе «Мальчики и девочки». Данные генезиса половой идентификации изложены на X конференции (семинаре) социалистических стран по дошкольному воспитанию (Москва, декабрь, 1984 г.).

Основные положения диссертации были изложены в выступлении на заседании кафедры психологии МШИ им. В. И. Ленина.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографии и приложения. Объем диссертации составляет 173 страницы машинописного текста. Список использованной литературы включает 214 наименований, в том числе 41 на иностранных языках. В приложении дана фотоэкспозиция преобразующего эксперимента.

— 149 -ВЫВОДЫ.

1. Как показали результаты теоретического анализа и экспериментального исследования, половая идентификация может рассматриваться как отождествление ребенком себя с представителями своего пола. В дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие половой идентификации, она осуществляется через ориентацию мальчика на отца, девочки — на мать, на близких взрослых и сверстников одного с ребенком пола и является механизмом генезиса дифференциации интересов мальчиков и девочек. Дифференциация интересов выражается в предпочтении типичных для пола способов деятельности, общения, познания. Ориентация на представителей своего пола закономерно определяет типичные для пола предпочтения.

2. В исследовании выявлены факторы, способствующие возникновению половой идентификации. Главными из них являются: положительное отношение взрослых к половой принадлежности ребенка, их ориентации относительно поведения мальчиков и девочек, мужчин и женщин, знание ребенком атрибутов полов (одежды, прически, манер поведения, особенностей строения лица, других частей тела), придание значимости интересам и другим особенностям взрослых и сверстников одноименного пола, желание ребенка быть таким как они. Описанные ориентации ребенка обусловлены характером семейного воспитания.

3. Возрастные границы возникновения половой идентификации размыты — они приходятся на конец раннего и начало дошкольного возраста. В конце раннего и начале дошкольного возраста (2−4 года) у ребенка возникает потребность ориентироваться на близких представителей своего пола. Ориентация детей этого возраста на представителей своего пола является одной из форм элементарного рефлексивного поведения, когда активность ребенка зависит не только от прямых требований, но и от ожиданий окружающих. Дифференциация интересов по полу в этом возрасте находит выражение в предпочтениях в играх, в выборе игрушек и тем рисунков мальчиков и девочек. Отношение детей этого возраста к физическим различиям полов можно охарактеризовать как естественную любознательность .

4. В дошкольном возрасте (5−7 лет) благодаря развивающейся рефлексии происходит идентификация ребенка как с близкими и любыми взрослыми и сверстниками, так и с представлениями об эталонах поведения одноименного пола. Это не только простое количественное увеличение числа объектов половой идентификации, но ее качественное изменение. Формирующийся в процессе половой идентификации образ мальчика (девочки) корректируется в соответствии с новыми объектами идентификации, присваивается и обобщается ребенком («мы — мальчики», «мы — девочки»), конкретизируется и индивидуализируется в его самосознании («я — мальчик Петя», «я — девочка Катя»).

5. Методы «свободного выбора игрового материала», «использования предметов по их функциональному назначению», «классификация предметов труда и туалета на мужские и женские», а также свободные игры с куклами с выраженными генитальными признаками могут быть использованы как диагностические. Эти методы позволяют выявить психологические особенности половой идентификации ребенка в дошкольном возрасте.

6. Половая идентификация закономерно порождает интерес к атрибутам полов (особенности одежды, прически, строения тела, поведения) и провоцирует у детей раннего и дошкольного возраста познавательный интерес к физическим различиям полов. Диапазон отношения детей 5−7 лет к физическим различиям полов весьма широк: от равнодушия и скрываемого вследствие смущения любопытства до демонстрации осведомленности в запретном. Специально организованная система полового воспитания, внедряемая не только в дошкольных учреждениях, но и в условиях семьи дает положительный вффект в воспитании отношения к полу и половым различиям.

7. Вывод о том, что объектом половой идентификации является не только родитель того же пола, но и близкие взрослые, сверстники того же пола, что и сам ребенок, а также ценностные ориентации той культуры, к которой принадлежит ребенок, имеет принципиальное методологическое значение. Это положение противостоит психоанализу, в котором идентификация ребенка с родителем своего пола представлена универсальным и исключительным механизмом развития личности. В действительности, половая идентификация осуществляется благодаря близким и чужим людям, особенности ее развития определяют представители своего («мы») и чужого («они») пола с ценностными ориентациями и ожиданиями той культуры, в которой развивается ребенок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т. З, с. 27.
  2. К. Капитал. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-ое изд., т.23, с. 62.
  3. Материалы Пленума ЦК КПСС 14−15 июня 1983 г. М.: Политиздат, 1983. — 66 с.
  4. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Правда, 1984, 14 апреля.
  5. Али-Заде Абдул Али оглы. Половой диморфизм и психологические проблемы формирования личных взаимоотношений: Автореф.дис.докт.психолог.наук. Баку, 1974. — 138. — В надзаг.: Азерб. гос. ун-т им. С. М. Кирова.
  6. Е.А. Дошкольный возраст. М.: Госиздат, 1921, ч.П. — 330 с.
  7. А.И., Грейнер Э. А. К проблеме половой идентификации. В кн.: Проблемы современной сексопатологии /Отв.ред. Портнов А. А. — М.: НИИ психиатрии МЗ РСФСР, 1972, с.9−25.
  8. Е.Дж. Мальчики и девочки приходят в разные миры. Курьер ЮНЕСКО, 1975, № 9−10, с.42−47.
  9. П.П. Очерки детской сексуальности. Избр. педагог, и психолог, соч. /Под ред. Петровского А. В., т.1. — М.: Педагогика, 1979, с.202−276.
  10. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. -М.: Наука, 1978. 309 с.
  11. А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970. — 135 с.
  12. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. -Вопросы психологии, 1979, Ш 2, 4, с. 47−56, 23−34.
  13. У. Два мира детства: Дети в США и СССР. М.: Прогресс, 1976. — 167 с.
  14. А.Я. Идентификация с родителями и формирование психологического пола: Критический подход к решению проблемы. -В кн.: Семья и формирование личности /Под ред. Бодалева А. А. М.: Изд-во НИИ ОП АПН СССР, 1981, с.21−26.
  15. Л.М. Половое воспитание ребенка. М.-Л.: Изд-во Л. Д. Френкель, 1924. — 98 с.
  16. Л.А. Наша группа. М.: Знание, 1978. — 95 с.
  17. Вопрос о совместном обучении при свете экспериментальной психологии /Под ред.А. П. Нечаева. Пг.: Екатерининская тип., 1915. — 75 с.
  18. Воспитание детей в неполной семье /Общ.ред.Н. М. Ермоловой. М.: Прогресс, 1980. — 205 с.
  19. V'28. Выготский Л. С. Собр.соч. в 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики /Под ред.А. М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983. -368 с.
  20. Н.И., Стахорская М. П. Дневник матери. М.: Изд-во Практические знания, 1916. — 234 с.
  21. Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М.: Прогресс, 1972. — 296 с.
  22. Л.А., Алешина Ю. Е. Взаимосвязь отношения к себе и другим. Вестник МГУ, серия Психология, 1982, № 4, с.21−29.
  23. С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 1984. — 136 с.
  24. В.В. О взаимосвязи подходов в изучении семьи. -В кн.: Социологические проблемы семьи и молодежи /Ред.колл. И. И. Лейман и др. -Л.: Наука, 1972, с.58−68.
  25. М.Л. К вопросу о мотивационном значении социальных ожиданий: Автореф.дис. .канд.пед.наук (по психологии).- Тбилиси, 1967. 25 с. — В надзаг.: Тбил.гос.ун-т.
  26. ГУг-Гельмут Г. Новые пути к познанию детского возраста.- Л.: Сеятель, 1926. 218 с.
  27. ГУдкович Л.Н., Кондратов A.M. О тебе и обо мне. Став- 155 рополь: Кн. изд-во, 1980. 224 с.
  28. Г^мницкий Г. К. Потребность и интерес. Вопросы психологии, 1968, № 2, с.8−14.
  29. М.Г. Психологические воззрения П.П.Елонско-го. Киев, 1970. — 96 с.
  30. Н.А. Позиция личности: Автореф.дис. .канд. филос.наук. Л., 1971. — 16 с. — В надзаг.: ЛГПИ им. А. И. Герцена.
  31. А.И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей. Вопросы психологии, 1982, № I, с.59−69.
  32. А.И. Не такой, как все. Семья и школа, 1984, № 9, с.22−25.
  33. Е.И. Ццентификация личности в обществе: Автореф.дис. .канд.филос.наук. Л., 1978. 16 с. — В надзаг.: ЛГУ им. А. А. Панова.
  34. Г. Е. Особенности половой идентификации ребенка в первые годы жизни. В кн.: Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Ред.колл.: В. С. Мухина (отв.ред.) и др. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1984, с.91−94.
  35. Изменение положения женщины и семья /Отв.ред.А. Г. Харчев.- 156 — М.: Наука, 1977. 213 с.
  36. Л.М. Пробуждение полового сознания. М.: Т-во И. Д. Сытина, I9II. — 174 с.
  37. С.П. Нормальные проявления полового характера в раннем детстве. В кн.: Половое развитие ребенка и его изучение /Под ред.Н. А. Рыбникова. -М.-Л.: Госиздат, 1927, с.23−41.
  38. Д.В. Беседы о половом воспитании. М.: Педагогика, 1980. — 190 с.
  39. Д.В., Сельверова Н. Б. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М.: Педагогика, 1978. — 224 с.
  40. Я.Л. Опыт социально-психологического изучения взаимоотношений в группе дошкольников. В кн.: Материалы- 157
  41. Ш Всесоюзного съезда психологов СССР, т.П. М., 1968, с.404−405.
  42. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе: Очерк социальной психологии школьного класса. Минск: Народная асвета, 1969. — 237 с.
  43. Я.Л. Мальчики и девочки. Знание — сила, 1971, № 2, с.33−36.
  44. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. (Общие и возрастные особенности). Минск: Изд-во БГУ, 1976. — 350 с.
  45. У 63. Кон И. С. Половые различия и дифференциация социальных ролей. В кн.: Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к симпозиуму в г. Москве — сентябрь, 1975. /Отв. ред. В. М. Банщиков, Е. Ф. Ломов. — М., 1975, с.763−776.
  46. Кон И. С. Равенство? Одинаковость? В кн.: Приглашение на семейный совет. — М.: Изд-во Известия, 1976, с.107−118.
  47. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 366 с.- 158
  48. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. — 175 с. у69. Кон И. О. Психология половых различий. Вопросы психологии, 1981, № 2, с.59−68.
  49. С.В. Межличностное понимание и его роль в общении: Автореф.дис. .докт.психолог.наук. Л., 1976. — 35 с. — В надзаг.: ЛГУ им. А. А. Жданова.
  50. Коои Г. Мужественность и женственность. В кн.: Изменение положения женщины и семья /Отв.ред.А. Г. Харчев. — М.: Наука, 1977, с.166−179.
  51. К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности /Под ред.В. С. Мухиной. М.: Изд-во МГПИ им. В. И. Ленина, 1979. B.I. — 99 с.
  52. К.Н. Очерк психологии ребенка дошкольного возраста. М.: Практические знания, 1917*-П5 с.
  53. В.Д., Лапик В. М. Психология и гигиена пола. -М.: Медицина, 1971. 175 с.
  54. Е. Моя Маруся: Записки матери. П-д: Тип.Р. Шварц, 1916. — 126 с.
  55. Н.К. Следует ли обучать мальчиков «бабьему делу»? Пед.соч. в 10-ти томах. — М., 1957, т.1, с.118−121.
  56. В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968, с.375−378.
  57. Ладыгина-Коте Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека. М.: Изд-во Гос. Дарвиновского музея, 1935. — 296 с.- 159
  58. В.Л. Страусова защита. Семья и школа, 1984, № 3, с.32−35.
  59. В.Л. Откуда я взялся? Семья и школа, 1984, № 5, с.28−31.
  60. В.Л. Неписаные законы. Семья и школа, 1984, № 7, с.21−23.
  61. В.Л. Встречная исповедь. Семья и школа, 1984, № 10, с.25−28.
  62. А.Ф. Мой ребенок. Наблюдения над психическим развитием мальчика в течение первых четырех лет его жизни. СПб.: О. Богданова, 1914. — 216 с.
  63. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  64. М.И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников. Кишинев: Шниитца, 1983. — 109 с.
  65. У. Особенности ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста внутри традиций разных культур: Автореф. дис. .канд.психол.наук. М., 1978. — 18 с. — В надзаг.: МГПИ им. В. И. Ленина.
  66. Л.Г. Особенности нравственных ориентаций дошкольников в игровой и реальной ситуациях. Проблемы развития ценностных ориентаций и социальной активности личности. Ред.колл.: В. С. Цухина (отв.ред.) и др. — М.: МГПИ им. В. И. Ленина. В. Ш, 1984, с.63−73.
  67. Н.А. Развитие психики ребенка. Дневник матери. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. — 184 с.
  68. Л.И. Особенности влияния семьи и педагогов на формирование спортивной деятельности дошкольников. В кн.: Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовка молодежи к семейной жизни /Под ред.И. В. Дубровиной. — М.:
  69. Изд-во НИИ ОП, 1980, с.107−113.
  70. Манова-Томова B.C. Семья мощный фактор психологической реабилитации. — В кн.: В.С.Манова-Томова, Г. Д. Пирьова, Р. Д. Пенушлиева. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. — София: Медицина и физкультура, 1981, с.68−76.
  71. А.Г., Барский В. И. К вопросу о некоторых психолого-педагогических особенностях воспитания нравственных отношений между мальчиками и девочками младшего школьного возраста. -Материалы Ш Всесоюзного съезда психологов. М., 1968, с.407−408.
  72. В.М. Познание молодыми людьми в добрачный период. В кн.: Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга (в семье, школе, производственных коллективах) /Под ред.А. А. Бодалева. — М., 1979, с.80−81.
  73. Методика и техника статистической обработки первичной социологической информации /Под ред.Т. Б. Осипова. М.: Наука, 1968. — 328 с.
  74. Методические рекомендации по половому воспитанию детей. Сост.В. Н. Липник. Л.: Пед. об-во РСФСР, 1982. — 23 с.
  75. А.В. 0 включенном наблюдении как методе качественного анализа в педагогическом исследовании. В кн.: Измерения в исследовании проблем воспитания. — Тарту, 1973, с.243−251.
  76. B.C. Близнецы. М.: Просвещение, 1969. — 416 с. ^
  77. B.C. Дневник матери: Первоклассники. М.: Знание, 1977. — 95 с.
  78. B.C. Социального развитие на личноетата. Начал-но образоване, — София, 1978, № I.
  79. B.C. К проблеме социального развития ребенка. -Психологический журнал, 1980, т.1, № 5, с.43−53.
  80. Л.И. Вопросы нравственно-полового воспитания. Рекомендательный библиографический указатель (1960−1978). -Минск: Минздрав БССР, 1979. 16 с.
  81. Т.В. Влияние взаимоотношений в семье на межличностные связи ребенка: Автореф.дис. .канд.психол.наук. Л., 1980. — 14 с. — В надзаг.: ЛГУ им. А. А. Жданова.
  82. Н.В. Дневник матери. М.: Просвещение, 1966.- 302 с.
  83. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. — 151 с.
  84. О введении обязательного совместного обучения. Постановление Народного Комиссариата по просвещению от 31 мая 1918 г.- Хрестоматия по истории советской школы и педагогики /Под ред. А. Н. Алексеева и Н. П. Щербова. М.: Просвещение, 1972, с. 69.
  85. Л.Д. Индивидуальное самосознание и пути его формирования: Автореф.дис. .канд.психол.наук. Л., 1975. -25 с. — В надзаг.: ЛГУ им. А. А. Жданова.
  86. В.Б. Личность и социальные ценности. В кн.: Социология в СССР, тЛ. — М.: Мысль, 1966, с.470−530.
  87. Отношения между сверстниками в группе детского сада: Опыт социально-психологического исследования /Под ред.Т. А. Репиной. М.: Педагогика, 1978. — 200 с.- 162
  88. А.Д. Дневник матери. Записки о развитии ребенка от рождения до 6,5 лет. М.: Госполитиздат, 1924. — 186 с.
  89. Л. Наша Маша. Книга для родителей. Л.: Дет.лит., 1966. — 351 с.
  90. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. — 351 с.
  91. А.В. Проблемы психологии в последних трудах П.П.Блонского. Вопросы психологии, 1964, № 3, с.15−28.
  92. А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. — 272 с.
  93. Р. Не богини горшки обжигают. Знание -сила, 1971, № 5, с.48−49.л/119. Половое развитие ребенка и его изучение /Под ред. Н. А. Рыбникова. М.-Л.: Госиздат, 1927. — 47 с.
  94. Проблема формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности /Под ред.В. С. Мухиной. М.: МГПИим.В. И. Ленина, 1981. В.П. 148 с.
  95. Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности /Под ред.В. С. Мухиной. М.: МГПИим.В. И. Ленина, 1984, В.Ш. 134 с.
  96. Программа воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982. — 160 с.
  97. Психологические проблемы социальной регуляции поведения /Под ред.М. И. Вобневой и Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1976.330 с.
  98. Психологический словарь /Под ред.В. В. Давыдова и др. -М/: Педагогика, 1983. 448 с.
  99. Т.А. Роль дошкольной группы в развитии социального поведения ребенка. В кн.: Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста /Редкол. Т. С. Комарова (отв.ред.) и др. — М.: Изд-во АПН СССР, 1983, с.63−72.
  100. Т.А., Арутюнова Л. Воспитание мальчиков и девочек. Дошкольное воспитание, 1984, № 6, с.50−51.
  101. Дж. Грамматика фантазии. М.: Прогресс, 1978. -213 с.
  102. М.М. Половое воспитание с точки зрения интересов культуры. М.-Л.: Моск.акцион.изд-во, 1926. — 126 с.
  103. Рыбникова-Шилова В. А. Мой дневник. Записки о развитии ребенка от рождения до 3,5 лет. Орел: Гос.изд.Орловск.отд-ние, 1923. 171.
  104. И.М. Рефлексы головного мозга. М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 98 с.
  105. Социальная психология /Под общ.ред.Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М.: Политиздат, 1975, с.65−243.
  106. А.С. Игра это серьезно. — М.: Педагогика, 1981. — 141 с.
  107. . Ребенок и уход за ним. М.: Медицина, 1970.- 494 с.
  108. Э.И. Дневник матери. История развития современного ребенка от рождения до 7 лет. М.: Новая Москва, 1924. 216 с.
  109. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 284 с.
  110. В.А. Методика воспитания коллектива. -М.: Просвещение, 1981, с.127−143.
  111. Ю.В., Блинов Г. М. Мальчики и девочки: Некоторые вопросы полового воспитания. М.: Знание, 1972. — 77 с.
  112. Т.М. Функция эмоций в нравственном развитии дошкольника: Автореф.дис. .канд.психол.наук. Киев, 1979. -25 с. — В надзаг.: НИИ психологии УССР.
  113. B.C. Ребенок открывает мир. Из дневника психологических наблюдений. Ярославль: Верхне-Волж.кн.изд-во, 1966. -183 с.
  114. Фрейд 3. Три статьи о теории полового влечения. М.: Наука, 1912. — 116 с. у146. Фрейд 3. Печаль и меланхолия. В кн.: Основные психо- 165 логические теории в психоанализе. М.-П.: Гос.изд., 1923, с.174−190./
  115. Фрейд 3. Тотем и Табу. Психология первобытной культуры и религии. М.-П.: Гос.изд., 1923. — 170 с.
  116. J/I48. Фрейд 3. Я и ОНО. Л.: Академия, 1924. — 62 с. MJI49. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». — М.: «Современные проблемы» Н. А. Столляр, 1925. — 98 с.
  117. Фрейд 3. Психоанализ детских неврозов. М.-Л.: Гос. изд., 1925. — 205 с.
  118. И151. Фрейд 3. Очерки по психологии сексуальности. П.-М.: Гос.изд., 1926. — 188 с.
  119. А.А. Дневник отца: Нравственное воспитание дошкольника в семье. М.: Знание, 1975. — 95 с.
  120. А.Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. -367 с.
  121. Ст. Очерки по изучению ребенка. Куклы. Собственность у детей. Куча песку. М.: Пучина, 1925. — 144 с.
  122. Ст. Педагогия детского сада. М.: Гос.изд., 1920. — 95 с.
  123. А.Г., Богданович Л. А., Шибаева А. Н. Продолжим разговор на трудную тему. М.: Педагогика, 1973. — 159 с.
  124. А.Г., Колесов Д. В. Девочка подросток — девушка. — М.: Просвещение, 1981. — 128 с. yi58. Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. Мальчик подросток — гоноша. — М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
  125. П.Р. Развитие самосознания у детей. В кн.: Материалы Ш Всесоюзного съезда психологов. — М., 1968, с.378−379.
  126. Чеснокова-Иванова И.И. К вопросу об исследовании самосознания в психологическом аспекте. В кн.: Личность и деятель- 166 ность: Тезисы докладов к У Всесоюзному съезду психологов СССР.- М.: Изд-во МГУ, 1977, с.29−30.
  127. И.С. Психологические особенности развития потребности в признании в дошкольном и младшем школьном возрасте: Автореф.дисс. .канд.психол.наук. М., 1981. — 16 с. — В надзаг.: МГПИ им. В. И. Ленина.
  128. К.И. Маленькие дети. .Детский язык. Экики-ки. Лепые нелепицы. Л.: Красная газета, тип.им.Володарского, 1928. — 96 с.
  129. .Ю. Психологический аспект подготовки к семейной жизни. М.: Об-во Знание, 1983. — 40 с.
  130. Г. Моя подружка Пом. Повесть. М.: Госполитиздат, 1963. — 206 с.
  131. А.И. Гигиенические вопросы в половом воспитании детей дошкольного возраста: Методическое пособие для медработников и воспитателей дет. яслей-садов. М.: Ин-т сан. просвещения Мин-ва здравоохранения СССР, 1966. — 19 с.
  132. В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Пгд.: 26-я Гос.тип., 1922. — 280 с. уг 167. Штерн К. Из жизни одной детской. М.-П.: Гос.изд., 1923. — 204 с.
  133. Е.Н. Мальчики и девочки в советской школе.- М.: Гос.изд., 1928. 48 с.
  134. Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978.- 304 с.- 167
  135. С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. — 144 с. 173. Ausubel D. Theory and problems of child development. -N.Y., 1957.
  136. Bandura A. Social-Learning Theory of Identificatory Process. In: Goslin D.A. (ed.). Handbook of Socialization Theory and Research. — Chicago, 1969.
  137. Bandura A. Aggression a social learning analysis. -N.Y., 1973.
  138. Bandura A. and Walters R. Social learning and personality development. N.Y., 1963.
  139. Barry H., Bacon M.K., and Child I .L. A cross-cultural survey of some sex differences in socialization. In: E. Maccoby (ed.). The Development of Sex Differences. Stanford, 1966 .
  140. Becoming Female*Perspectives on Development / Ed. Claire B. N.Y., 1979 .
  141. Belotti E.G. Dalla parte Delle Bambine. Milano, 1974.
  142. Brim O.G. Family Structure and Sex Role Learning by Children: A Further Analysis of Helen Koch’s Duta. Socio-metry, 1958, N 21.
  143. Brown D.G. Sex-role preference in young children methodological problems. Psychological Reports, 1962, IT 11 .
  144. Coates S. Sex Differences in Field Independence Among Preschool Children. In: Sex Differences in Behavior:
  145. A Conference. of Columbia University. U.Y., 1974.183. Dannhauer H. Geschleht und PersSnlichkeit: Eine Unter-suchung zur psychischen Geschlechctsdtfferenzurung in der Onto-genese. Berlin, 1973.
  146. Delusia Li, The toy preference test: a measure of sex-role identification. Child Development, 1963, N34″
  147. Dodson F. How to parent. U.Y., 1971 .у186.
  148. Dolto F. Psychoanalyse et pediatrie. Paris, 1979.
  149. Emmerich W. Parental identification in young children. Genet. Psychol. Monogr., 1959″ N 60.
  150. Emmerich V/. Young children^ discrimination of parent child roles. Child Development, 1959, IT 30.
  151. Epstein R., Leverant S. Verbal conditioning and sex-role identification in children. Child Development, 1963, N 34.
  152. Erikson E. Childhood and society. N.Y., 1950. l91. Freud S. Some psychological consequences of the anatomical dictinction between the sexes. In col. paper, V.5. — L., 1950,.
  153. Hamburg D.A., and Lunde D.T. Sex Hormones in the Development of Sex Differences in Human Behavior. In: The Development of Sex Differences /Ed. E.E.Maccoby. — Stanford, Calif., 1966.
  154. Hartup W.W., Shirley G.M. Avoidance of inappropriate sex typing by young children. P.H.Mussen (ed.). Carmichael’s manual of child Psychology, V.1,2. — N.Y., 1970.
  155. Horney K. The flight womanhood: The masculinity complex in woman. International journal of psychoanalysis, 1926, N 7.
  156. Hetherington E.M. and Parke R.D. Child Psychology: a contemporary Viewpoint. Auckland Bogota, 1979.
  157. Houston J.P., Bee H. and Rimm D .C. Invitation to Psychology. N.Y., 1983.
  158. Katz Ph.A. The development of Female Identity. In: Claire В. Kopp (ed.). Becoming Female. Perspectives on Development. — N.Y., 1979 .
  159. Koch S. Psychology A Study of a Science. — N.Y., 1959. v
  160. Kohlberg L. A Cognitive-Developmental Analysis of Children’s Sex-role Concepts and Attitudes. In: Е. МассоЪу (ed.) The Development of Sex Differences. — Stanford, Calif., 1966.
  161. Lynn D.B. Parental and sex-role identification: a theoretical formulation. Berkeley, 1969.
  162. Maccoby E.E., Jacklin СЛ. The psychology of Sex Differences, v.1. Stanford, Calif., 1978.
  163. Malmquist C. Handbook of adolescence. U.Y., 1978.
  164. Mead M. Sex and temperament in three primitive societies. London, Henly, 1977, XVII.
  165. Mischel W. A social learning view of sex differences. -In: E. Maccoby (ed.). The Development of Sex Differences. Stanford, 19,66 .
  166. Money J. and Ehrnardt Ai. Man and Woman, Boy and Girle. Baltimore, 1972.
  167. Mowrer O.H. Identification: a link between learning theory and psychotherapy. In: Learning theory and personality dinamics. — N.Y., 1950.
  168. Mussen P.H., Conger J., Kagan J. Child Development and Personality. N.Y., 19&9,.
  169. The Development of Sex Differences / Ed. Е.ЕЛассоЪу. -Stanford, Calif., 1966.
  170. У211. Rapoport A., Rapoport R.N., Strelitz L., Kew S. Fathers, Mothers and Society Towards New Alliances. U.Y., 1977, ch.5.
  171. Rosenberg B.G., Sutton-Smith B. Sex and Identity. -U.Y., 1972.
  172. Sex Differences in Behavior- A Conference Sponsored by the International Institute for the Study of Human Reproduction College of Physicians and Surgeons of Columbia University. N.Y., 1974.
  173. Saario T.N., Jacklin C.H., Fittle C.K. Sex role stereotyping in the public schools. Harward Educational Review, 1973, N 43.
  174. Фото № I. Все свободные игры детей начиналисьс одевания кукол
  175. Фото № 2. Если одежды не оказывалось в кукольном шкафу, то она снималась с других кукол, находящихся в игровом уголке
  176. Фото № 4. Свободные игры детей I группы с экспериментальными куклами почти ничем не отличались от таких же игр с обычными куклами1. Фото № 5, 6.
Заполнить форму текущей работой