Психическое развитие в раннем возрасте.
Действие и интелект
В области раннего онтогенеза, на основании исследований различных авторов, аргументируется гипотеза о возможности выделения двух функциональных субсистем в единой системе восприятия и действия перцептивного контроля действия и опознания. Отличия в организации функционирования двух субсистем лежат в координатах взаимодействия с окружающим миром (аллоцентрическая эгоцентрическая), типе кодирования… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Восприятие и действие: взгляд на проблему с позиций онтогенетических исследований
- 1. 1. Значение теории инвариантной детекции Дж. Гибсона для понимания единства восприятия и действия
- 1. 2. Начальное развитие системы восприятие действие
- 1. 3. Начальное развитие системы опознания объектов
- Глава 2. Стадии развития психики ребенка
- Глава 3. Когнитивные способности младенцев
- 3. 1. Восьмимесячные младенцы разбираются в статистике
- 3. 2. Роль зрительного опыта в когнитивном развитии младенцев
- 3. 3. Перцептивные умения в области других чувств
- Глава 4. Психодиагностика раннего детства
- Заключение
- Библиография
Психика человека находится в состоянии постоянного развития. Развитие человека связано как с наследственными факторами (определяющими телесное развитие), так и с социальными, а также с активностью самой личности. Под влиянием биологических сил стадии развития человека, которые коррелируют с его метрическим возрастом, сменяют друг друга. Можно говорить о психических особенностях, общих для младенцев, подростков, взрослых, пожилых.
Каждый возраст представляет собой качественно особый этап психического развития и характеризуется множеством изменений, составляющих совокупности структуры личности человека на данном этапе его развития. Особенности возраста определяются многими условиями:
1) системой требований, которые предъявляются человеку на данном этапе его жизни;
2) отношениями с окружающими;
3) знаниями и умениями, которыми он овладевает;
4) метрическим возрастом и пр.
Внешние условия, определяющие особенности возраста, действуют на человека непосредственно. Одни и те же воздействия внешней среды влияют по-разному в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психологические свойства они преломляются. Совокупность этих внешних и внутренних условий и определяет специфику возраста, а изменение отношения между ними обусловливает необходимость и особенности перехода к следующим возрастым этапам.
Таким образом, условия, определяющие специфику возраста, можно разделить на три группы: физиологические условия, социальные, психологические.
Переход от одной возрастной ступени к другой происходит при изменении условий, определяющих специфику возраста. В деятельности через разрешение возникших на определенном этапе развития противоречий, происходит психическое развитие. Движущей силой психического развития является активность личности. На это развитие, несомненно, влияют природные (в частности, наследственные) и социальные факторы, но они являются только условиями психического развития человека. У человека, благодаря активности, способности к саморегуляции, сознательной деятельности, проявляется возможность осознанно влиять на свое развитие.
Традиционно выделяют следующие периоды возрастного развития:
*пренатальный (внутриутробный период);
* детство;
* младенчество (от рождения до 1 года жизни);
* раннее детство (1−3 года);
* младший и средний дошкольный возраст (3−4 года);
* старший дошкольный возраст (от 4−5 лет до 6−7 лет);
* младший школьный возраст (от 6−7 лет до 10−11 лет);
* подростковый возраст (от 10−11 лет до 13−14 лет);
* ранний юношеский возраст (от 13−14 лет до 16−17 лет);
* юность (17−21 год);
* зрелость: ранняя (2125 лет);
средняя (25−40 лет);
поздняя (4155 лет);
* старость (от 55 лет, а по международной классификации от 75 лет).
Возрастные особенности существуют как наиболее типичные возможности данного возраста, указывающие на общие направления психического развития в данных возрастных границах. Каждый из возрастных периодов имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая и анализируя поведение человека.
Переход от одного этапа развития к другому происходит в условиях возникновения ситуации, чем-то напоминающей возрастной кризис.
Список литературы
- Байаржон Р. Представления младенцев о скрытых объектах: ответ на три возражения // Иностр. психол. 2000. № 12. С.13−34.
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М.: Когито-Центр, 2000.
- Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1979.
- Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.
- Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М.: Прогресс, 1988.
- Грегори Р.Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М.:.Прогресс, 1970.
- Лекторский В.А. Эпистимология классическая и неклассическая. М.: УРСС, 2001.
- Митькин А.А. Системная организация зрительных функций. М.: Наука, 1988.
- Найссер У. Познание и реальность. Смысл и принципы когнитивной психологии. М.: Прогресс, 1981.
- Обухова Л.Ф. Детская психология. М., 1995.
- Обухова Л.Ф. Концепция Ж.Пиаже: за и против. М., 1981.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. // Избранные психологические труды. М., 1994.
- Пиаже Э. Речь и мышление ребенка. М., 1932
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.
- Сергиенко Е.А. Дискуссия о происхождении знаний // Иностр. психол. 2000. Т.12. С. 13−25.
- Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М.: Наука, 1992.
- Сергиенко Е.А. Истоки познания: онтогенетический аспект // Психол. журн. 1996. Т.17. № 4. С.43−54.
- Сергиенко Е.А., Дозорцева А.В. Cоотношение восприятия и действия в младенческом возрасте // Психол. журн. 2000. Т 21, № 5. С. 23−35.
- Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб., 1997. Гл. 3,4. — с.162−190. Гл. 5,7,8.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.С.25−77,177−199,212−220, 258−280.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1978.
- Эриксон Э. Детство и общество. Спб., 1996.
- Ashmead D.H., Davis D.L., Whalen T., Odom R.D. Sound localization and sensitivity to interaural time differences in human infants // Child Develop. 1991. V.62. P.1211- 1226.
- Baillargeon R. Object performance in 3,5 and 4,5-month-old infants // Develop. Psychol. 1987. V. 23. P.655−664.
- Baillargeon R. Young infants expectations about hidden objects: a reply to three challenges // Develop. Science. 1999. V.2. N.2. P.115−133.
- Baillargeon R., Su-hua Wang. Event categorization in infancy // Trends in cognitive sciences. 2002. V.6. №.2. Р.85−93.
- Bertenthal B.I. Origins and early development of perception, action and representation //Annu.Rev.Psychol. 1996. V.47. Р.431−459.
- Bertenthal B.I., Campos J.J. A systems approach to the organizing effects of self-produced locomotion during infancy //Advan.Infancy Research. 1990. V.6. Р.51−98.
- Bertenthal B.I., Rose J.L., Bai D.L. Percetion action coupling in the development of visual control of posture // J. Exper.Psychol.: Human Percept.Performance. 1995. V.14. № 2. Р. 67−81.
- Butterworth G., Hopkins B. Hand-mouth coordination in the newborn baby // British J. Devel. Psychil. 1988. V.6. P.303−314.