ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΡΠ΅ΠΌΠ°Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ исслСдования личности

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

БСмантичСский Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π» (Π‘Π”) Π±Ρ‹Π» Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½ Π§. ΠžΡΠ³ΡƒΠ΄ΠΎΠΌ Π² 1957 Π³. ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ осущСствлял ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ испытуСмых Π² ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ… ΠΆΠ΅ понятий. НазначСниС Π‘Π” — количСствСнноС ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ индСксированиС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌ, ΠΏΡ€ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… установок, цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΡΠ΅ΠΌΠ°Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ исслСдования личности (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ исслСдованиС Π½Π°Ρ†Π΅Π»Π΅Π½ΠΎ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ Π½Π° Π²Ρ‹ΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ цСлостной личности. БмысловыС ΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΡΡƒΡ‚ΡŒΡŽ личности ΠΈ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‚ Π΄Π΅Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ изучСния. Для этого ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π°Π· ΠΈ ΠΏΡ€Π΅Π΄Π½Π°Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½Ρ‹ психосСмантичСскиС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠΈ. Π‘ ΠΈΡ… ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ оцСниваСтся ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Ρƒ ΠΊΠ°ΠΊ Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ личностного смысла. К Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌ относят, ΠΏΡ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅ всСго, мСтодичСски ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡŽ Π”ΠΆ. КСлли[1], Π² Ρ€ΡƒΡΠ»Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ развиваСтся цСлая Π²Π΅Ρ‚Π²ΡŒ диагностичСского инструмСнтария, Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‰Π°Ρ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΡŽ выявлСния личностно-смысловых конструктов посрСдством ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ рСагирования. Π­Ρ‚ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠΈ (ΠΎΡ‚ ΡΠ΅ΠΌΠ°Π½Ρ‚ичСского Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»Π° Π΄ΠΎ Π°ΠΏΠΏΠ°Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Ρ… рСгистраций ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚Π° испытуСмого Π½Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΠ΅ΠΌΡ‹ΠΉ внСшний стимул) построСны Π½Π° ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌ мСтодологичСском основании — ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ΅ возмущСния Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎΠΉ систСмы ΠΈ Ρ€Π΅Π³ΠΈΡΡ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ этого возмущСния ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ²-Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²[2] ΠΈΠ»ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΡ…, ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ Π½Π΅ΠΊΠΈΡ… ассоциаций-ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²[3]. ΠšΡ€ΠΎΠΌΠ΅ Ρ€Π΅ΠΏΠ΅Ρ€Ρ‚ΡƒΠ°Ρ€Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Ρ‚ΠΎΠΊ КСлли[4], Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… Π½Π° ΠΈΠ·ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-личностных конструктов, ΠΎΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… восприятиС ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° ΠΏΡ€ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ личностного смысла понятий, ΠΊ ΡΠ΅ΠΌΠ°Π½Ρ‚ичСской ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ с ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΉ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ отнСсти сСмантичСский Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π» Π§. ΠžΡΠ³ΡƒΠ΄Π° ΠΈ Π΄Ρ€. (см. ΠΏΠ°Ρ€Π°Π³Ρ€Π°Ρ„ 3.1).

БСмантичСский Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π» (Π‘Π”) Π±Ρ‹Π» Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π½ Π§. ΠžΡΠ³ΡƒΠ΄ΠΎΠΌ Π² 1957 Π³. ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ осущСствлял ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΉ испытуСмых Π² ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… ΠΈ Ρ‚Π΅Ρ… ΠΆΠ΅ понятий. НазначСниС Π‘Π” — количСствСнноС ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ индСксированиС Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΈ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° ΠΊ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°ΠΌ, ΠΏΡ€ΠΈ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… установок, цСнностных ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΉ, ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ-личностного смысла, различия аспСктов самооцСнки ΠΈ Ρ‚. Π΄. По ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Ρƒ, Π‘Π” Ρ„иксируСт ΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ значСния для испытуСмого ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° ΠΈΠ»ΠΈ явлСния, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΎΠ½ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ своСго ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°. Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΎ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΠΌ смыслС.[5]

БСмантичСский Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π» ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ» ΡˆΠΈΡ€ΠΎΠΊΠΎΠ΅ распространСниС Π² ΡΠ°ΠΌΡ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… областях ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ исслСдования личности, ΠΌΠ°Π»Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ, массовых ΠΊΠΎΠΌΠΌΡƒΠ½ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΉ ΠΈ Ρ‚. Π΄. Как ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, ΠΎΠ½ ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ся ΠΏΠΎΠ»Π΅Π·Π΅Π½ Ρ‚Π°ΠΌ, Π³Π΄Π΅ трСбуСтся количСствСнно ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ испытуСмого ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΠΌ-Π»ΠΈΠ±ΠΎ аспСктам Π΅Π³ΠΎ окруТСния ΠΈΠ»ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Π°. Π‘ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ свойства прСдставлСний Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΎ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… цСнностях, Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… для Π½Π΅Π³ΠΎ явлСниях ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Ρ‹, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ насыщСнных физичСских стимулах, Π½Π°ΠΊΠΎΠ½Π΅Ρ†, ΠΎ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ сСбС ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… Π»ΡŽΠ΄ΡΡ…. Π’Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ Ρ€ΠΎΠ΄Π° ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠΉ, Π° ΠΊΠ°ΠΊ систСму личностных смыслов ΠΈΠ»ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΈΠΊΠ° ΠžΡΠ³ΡƒΠ΄Π° основана Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅Π΄ΡƒΡ€Π΅ сСмибалльной ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ стимула Π² ΠΌΠ°ΡΡˆΡ‚Π°Π±Π΅ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΠ΅ΠΌΠΎΠ³ΠΎ Π½Π°Π±ΠΎΡ€Π° биполярных шкал, каТдая ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½Π° ΠΏΠ°Ρ€ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ»Π°Π³Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…-Π°Π½Ρ‚ΠΎΠ½ΠΈΠΌΠΎΠ²: Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΉ/ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎΠΉ, спокойный/Π²ΠΎΠ·Π±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ, острый/Ρ‚ΡƒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Ρ‚. Π΄.

ΠžΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌΠΈ стимулами ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ люди, слова, ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΊΠΈ ΠΈ Ρ‚. Π΄. ΠŸΡ€ΠΈ этом для Π‘Π” Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½ΠΎ сущСствСнноС ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅, состоящСС ΠΈΠ· ΠΌΠ΅Ρ‚афоричности ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… сочСтаний шкал ΠΈ ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΎΠ². БСмантичСский Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π» составляСтся Ρ‚Π°ΠΊ, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π½Π΅ Π΄ΠΎΠΏΡƒΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡŒ Π±ΡƒΠΊΠ²Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ отраТСния испытуСмыми ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… качСств стимулов (ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ²) — создаСтся ситуация ΠΏΡ€ΠΎΠ΅ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ Π½ΠΈΠΌ испытуСмых. Как ΡƒΡ‚Π²Π΅Ρ€ΠΆΠ΄Π°Π» Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€, систСма шкал, составлСнная ΠΈΠ· ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ личностных Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΎΠ², ΠΏΡ€ΠΈ условии сохранСния классичСской Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ структуры являСтся Π²Π°Π»ΠΈΠ΄Π½Ρ‹ΠΌ инструмСнтом исслСдования личности ΠΈ ΠΌΠ΅ΠΆΠ»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ (см. ΠŸΡ€ΠΈΠ»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ 4).

Π’ ΠΌΠ΅Ρ‚ричСской основС ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Π° Π‘Π” Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹ΠΉ Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·, ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΡΠΎΠ²ΠΎΠΊΡƒΠΏΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΄Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… нСбольшоС число ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ…, нСзависимых, ΡΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ². ΠœΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ исслСдования Π‘Π”, ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠ²ΡˆΠΈΠ΅ΡΡ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ΠΊΠ°Ρ… испытуСмых, шкал ΠΈ ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΎΠ², Π΄Π°Π»ΠΈ ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹. Π’ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅ случаСв ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹Π΅ Ρ‚Ρ€ΠΈ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π° оказались сходными ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ собой: Π• (ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ), Π  (силы) ΠΈ, А (активности). Π€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ Π• (Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠΈΠΉ-ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎΠΉ) ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ, Π½Π΅ΠΏΠΎΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ исслСдуСмого ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°, Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ Π  (ΡΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ-слабый; большой-малСнький; твСрдыймягкий) — восприятиС доминантности, Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ А (активныйпассивный) — энСргСтичСскиС характСристики ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°.

Π’Ρ€Π΅Ρ…Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ структуры ЕРА ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ ΠΏΠΎ Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹ΠΌ Π½Π°Π±ΠΎΡ€Π°ΠΌ шкал абстрактных ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… понятий, Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ·ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ Π°ΡƒΠ΄ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… стимулов — чистых Ρ†Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ², Ρ‡Π΅Ρ€Π½ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… пятСн, абстрактных Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ, ΠΊΠ°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ½ΠΎΠΊ ВАВ, Тивописных ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, мимичСской ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚ΠΎΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ экспрСссии, фонСтичСских Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠΉ. Π’ Ρ‚Ρ€Π΅Ρ…ΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎΠΌ пространствС, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ ЕРА, Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ значСния Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ², ΠΊΠ°ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ичСскиС события, Π»ΠΈΡ‚Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹Π΅ стили ΠΈ ΡΡ‚ΠΈΡ…ΠΎΡ‚Π²ΠΎΡ€Π½Ρ‹Π΅ Ρ€ΠΈΡ„ΠΌΡ‹, долТностныС ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΈ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Ρ‹ людСй.

Ѐакторная структура Π•Π Π› Π·Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ сСмантичСскоС пространство, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·ΠΌΠ΅Ρ‰Π΅Π½, упорядочСн ΠΈ ΠΎΠΏΠΈΡΠ°Π½ Π±ΠΎΠ³Π°Ρ‚Ρ‹ΠΉ ΠΌΠΈΡ€ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ ΡΠ»Π΅ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°ΠΌ Π΅Π³ΠΎ внСшнСго окруТСния. Π¨ΠΊΠ°Π»Ρ‹ Π² ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ случаС Π·Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΆΠ΅ понятия (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, «Π― ΡΠ°ΠΌ»), Π° ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ‡Π½ΠΈΠΊΠΎΠΌ диспСрсии ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ. ΠœΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΡ†Π° интСркоррСляций шкал факторизуСтся, Π½ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρƒ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚. ВрСхфакторная структура исчСрпываСт 50,8% диспСрсии ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠΊ (рис. 3.2).

Анализ .

Рис. 3.2. Анализ «Π±Π»ΠΈΠ·ΠΎΡΡ‚ΠΈ» понятий (Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ).

" Π‘Π»ΠΈΠ·ΠΎΡΡ‚ΡŒ" понятий — катСгория условная. Она ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡Π΅ΠΌ мСньшС «Ρ€Π°ΡΡΡ‚ояниС» ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ понятиями, Ρ‚Π΅ΠΌ данная катСгория Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠ° для испытуСмого. Π‘ΠΎΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ понятиями Π³ΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ ΠΎ ΡΡ‚Ρ€ΡƒΠΊΡ‚ΡƒΡ€Π΅ смыслового поля Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°.

  • [1] КСлли Π”ΠΆ., 1955. КСлли Π”ΠΆ. А. ВСория личности. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ личностных конструктов. БПб.: Π Π΅Ρ‡ΡŒ, 2000.
  • [2] КоТно-Π³Π°Π»ΡŒΠ²Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ рСакция, ΡΠ»Π΅ΠΊΡ‚Ρ€ΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠΆΠΈ, ΠΊΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½Π°ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π΄Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΡ€ΠΎΠ²ΠΈ Π² ΡΠΎΡΡƒΠ΄Π°Ρ…, объСм ΠΈΠ»ΠΈ частота дыхания, Ρ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΎΡ€, голосовыС характСристики, ΠΌΠΈΠΌΠΈΠΊΠ°, ТСсты ΠΈ ΠΏΡ€.
  • [3] ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΠΎΠ² испытуСмых ΠΏΠΎ ΡˆΠΊΠ°Π»Π°ΠΌ сСмантичСских тСстов.
  • [4] Π‘ΠΌ.: Козлова И. Н. Π›ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ систСма конструктов // БистСмныС исслСдования. Π•ΠΆΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½ΠΈΠΊ. М.: Наука, 1976. Π‘. 128−146; ΠŸΠΎΡ…ΠΈΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π’. И., Π€Π΅Π΄ΠΎΡ‚ΠΎΠ²Π° Π•. О. Π’Π΅Ρ…Π½ΠΈΠΊΠ° Ρ€Π΅ΠΏΠ΅Ρ€Ρ‚ΡƒΠ°Ρ€Π½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Ρ‚ΠΎΠΊ Π² ΡΠΊΡΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ психологии личности // Вопросы психологии. 1984. № 3. Π‘. 151−157: ЀрансСлла Π€., БаннистСр Π”. Новый ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ» исслСдования личности. М.: ΠŸΠ ΠžΠ“Π Π•Π‘Π‘, 1987.
  • [5] Π‘ΠΌ.: Носс И. Н. Π’Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π² Ρ‚Π΅Ρ…Π½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ психодиагностики. М.: ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΡ‚Π΅Ρ€Π°ΠΏΠΈΡ, 2003.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ