Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методология и методы социальной психологии развития

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 50−60 гг. XX в. в лаборатории, возглавляемой Л. И. Божович, в контексте изучения проблем развития личности на детско-юношеском этапе онтогенеза был разработан и применен в практике школьной жизни метод формирующего эксперимента (иногда авторы называли его методом преобразующего эксперимента). Суть этого метода сводится к тому, чтобы, создав представление о структуре того или иного… Читать ещё >

Методология и методы социальной психологии развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Действенная стратегия исследования

Особый вопрос, возникающий при решении задачи выделения той или иной отрасли знания в качестве самостоятельной, — вопрос о методе. Постнеклассический подход и здесь имеет свои отличительные особенности, характеризуясь определенной «всеядностью». Как пишет по этому поводу сторонник этого подхода К. Дж. Джерджен, «пригодной может оказаться любая методология — до тех пор, пока она позволяет аналитику углубляться во все более сложные обстоятельства»[1]. И все же, учитывая тенденции развития психологической науки, в качестве наиболее адекватной стратегии исследования в области социальной психологии развития следует рассматривать так называемую действенную стратегию — стратегию, в определенном смысле противоположную стратегии констатирующей.

Основоположниками действенной стратегии психологического исследования, как считает Д. А. Леонтьев, были К. Левин и Л. С. Выготский: «Первый еще в 1920;е годы в берлинском цикле экспериментальных исследований аффектов и действия разработал новый тип эксперимента, а в 1940;е годы в контексте решения прикладных социально-психологических проблем сформулировал методологию действенного типа исследования, в котором неразрывно соединены исследовательская сторона и осуществляемое психологом полезное изменение… Выготский в русле своего подхода к развитию как процессу, имеющему не столько естественную природу, сколько направляемому обучением, т. е. представляющему собой целенаправленно организованную деятельность, или взаимодействие, вышел на психотехническую парадигму исследования. Исследование, согласно этой парадигме, возможно только в процессе изменения того психологического процесса, который является объектом изучения»[2].

В настоящее время существуют и другие варианты действенной стратегии, в основе своей направленные на изучение объекта, рассматриваемого в процессе его непрерывного изменения. Залогом возможности и одновременно критерием адекватности познания такого объекта выступает — в логике действенной стратегии — возможность изменить его предсказуемым образом.

Эффективность действенной стратегии, отмечаемая практически всеми современными психологами, не исключает разумного использования и констатирующих стратегий. Важно просто осознавать возможности и границы применения той и другой стратегий.

Приведем примеры реализации действенной стратегии.

Обсуждая проблему методов научной психологии в контексте культурно-исторической традиции, которая рассматривает психические процессы как продукты объективного развития и ставит во главу угла вопрос об их происхождении и механизмах развития, А. Р. Лурия в свое время выделил три основных метода психологического исследования:

  • — метод структурного анализа;
  • — экспериментально-патологический метод (или метод синдромного анализа);
  • — экспериментально-генетический метод[3].

Метод структурного анализа, который и сегодня занимает ведущее место в психологии, направлен на изучение структурного строения тех процессов (приемов, средств, форм поведения), с помощью которых испытуемый решает предложенную ему задачу. Психолог не только регистрирует конечный результат, но и прослеживает процесс решения субъектом предложенной задачи, те вспомогательные средства, на которые он опирался. В итоге дается описание психологической структуры изучаемого процесса и анализ ее составных частей.

Экспериментально-патологический метод преимущественно применяется в нейропсихологии и патопсихологии, но может быть использован также и в других областях. Данный метод направлен на анализ тех изменений в поведении, которые наступают при патологических состояниях мозга или при исключительном развитии какой-либо одной стороны психических процессов.

Понятно, что для психологии развития и, в частности, для социальной психологии развития наибольший интерес представляет экспериментально-генетический метод. Поскольку, как пишет А. Р. Лурия, все психические функции являются продуктом длительного развития, для психолога особенно важно проследить, как шел процесс развития, какие этапы в него включены, какие факторы определяют возникновение высших психических процессов. Ответы на эти вопросы могут быть получены и так называемым методом генетических срезов, когда прослеживается то, как выполняются одни и те же задачи на последовательных ступенях развития ребенка. Но можно пойти и другим путем, создавая экспериментальные условия, позволяющие выявить, как формируется та или иная психическая деятельность. Для этой цели испытуемого, которому предлагается решить ту или иную задачу, ставят в различные условия. Например, в одних случаях требуют от него самостоятельного решения задачи, в других — оказывают ему помощь, используя различные средства внешних наглядно-действенных опор.

Применяя приемы, составляющие суть экспериментально-генетического метода, исследователь оказывается в состоянии не только выявить те условия, при использовании которых субъект может оптимально овладеть данной деятельностью, но и экспериментально сформировать сложные психические процессы, ближе подойти к пониманию их структуры.

Экспериментально-генетический метод широко использовался в отечественной психологии, прежде всего в работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, П. Я. Гальперина.

В 50−60 гг. XX в. в лаборатории, возглавляемой Л. И. Божович, в контексте изучения проблем развития личности на детско-юношеском этапе онтогенеза был разработан и применен в практике школьной жизни метод формирующего эксперимента (иногда авторы называли его методом преобразующего эксперимента). Суть этого метода сводится к тому, чтобы, создав представление о структуре того или иного психологического образования (модель), сформировать у ребенка данное образование.

Еще одним примером формирующего эксперимента может служить применяемый в научной школе В. В. Давыдова метод формирования научно-теоретического типа мышления в рамках развивающего обучения. В основе этого метода также лежит идея создания модели изучаемого явления и организации обучения детей, искусственного конструирования среды учебной деятельности в соответствии с этой моделью.

  • [1] Джерджен К. Дж. Движение социального конструкционизма в современной психологии. С. 71.
  • [2] Леонтьев Д. А. Неклассический вектор в современной психологии // Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / отв. ред. А. Л. Журавлев, А. В. Юревич. М., 2007. С. 91.
  • [3] Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. СПб.: Питер, 2007. С. 26−30.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой