Атрибутивные тенденции личностной ответственности у людей с различным уровнем успешности
Диссертация
Вторая гипотеза о том, что успешные и неуспешные люди, имеющие различные уровни мотивации, по-разному приписывают ответственность, также подтвердилась. В ситуации неудачного учебного опыта более успешными оказываются учащиеся с чёткой локализацией причинности неудачных действий не склонные к немедленному приписыванию ответственности за неудачу более компетентным лицам, обладающие высоким уровнем… Читать ещё >
Содержание
- Глава1. Психологическая сущность ответственности личности
- 1. 1. Проблема ответственности в различных психологических школах
- 1. 2. Атрибутивная концепция личностной ответственности
- 1. 3. Измерения личной ответственности
- Глава 2. Понимание успеха и неудачи в психологических исследованиях
- 2. 1. Понятия «успех» и «неудача»
- 2. 2. Общие закономерности и индивидуальные различия в субъективной оценке успеха и неудачи
- 2. 3. Роль атрибуций личной ответственности человека в удачном и неудачном опыте
- Глава 3. Методы исследования и адаптация методики
- 3. 1. Организация и метод эмпирического исследования
- 3. 1. 1. Рабочая концепция исследования
- 3. 1. 2. Цель, задачи, гипотеза, предмет, объект, выборка, ход исследования
- 3. 1. 3. Методы исследования и используемые методики
- 3. 2. Адаптация шкал опросника Hakstian Ralf и Suedfeld Peter «Приписывание ответственности»
- 3. 1. Организация и метод эмпирического исследования
- Глава 4. Исследование атрибутивных тенденций личностной ответственности человека в ситуации неудачного учебного опыта и опыта межличностных отношений
- 4. 1. Исследование атрибутивных тенденций личностной ответственности учащегося в ситуации успешного и неудачного учебного опыта
- 4. 2. Специфика атрибутивных тенденций личности в ситуации успешного и неудачного учебного опыта
- 4. 3. Атрибутивные тенденции ответственности личности в ситуации успешного и неудачного опыта близких межличностных отношений
- Выводы
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. —335с.
- Абульханова-Славская К.А. Социально-психологические аспекты активности личности. /Социально-психологические проблемы производственного коллектива.—М.: Наука, 1983.- С.7−22.
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности //Психологический журнал, 1985. —т.6 —№ 5.- С.25−37.
- Агеев B.C. Атрибуция ответственности за успех либо неудачу группы в межгрупповом взаимодействии. // Вопросы психологии, 1982. —№ 6. —С.103−106.
- Андреева Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии, 1979. —№ 6. —С.26−38
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал, 1984.-Т.5.- №З.С. 152−162.
- Батурин Н.А. Влияние успеха и неудачи на функциональное состояние человека // Вопросы психологии, 1984. — № 3, — С. 131−137.
- Батурин Н.А., Бабин Н. П., Патюков И. П. Комплексный прибор для вызывания успеха и неудачи, регистрации показателей состояния и результативности деятельности // Электроника и спорт, 1981. № 2. -С.16.
- Батурин Н.А. Успех, неудача и результативность деятельности // Психологический журнал, 1987. т.8 — № 3. — С.87−93.
- Ю.Бердяев Н. Судьба России: опыты по психологии войны и национальности. -М: Изд-во МГУ, 1990.- С.69−70.
- П.Борисова З. Н. Дежурство в детском саду как средство воспитания ответственности у детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. — Д., 1953. -25 с.
- Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке.// Психологический журнал, 1992. Т. 13. — № 6. — С.3−12.
- З.Варга А. Я О некоторых особенностях российской ментальности и её проявлениях в процессе семейной терапии. // Вестник МГУ. Психология, 1996 № 3. — С.50−65.
- Горбатков А.А. Успешность деятельности и эмоции: эскиз модели // Мир психологии, 2002. № 4. — С.48−65.
- Гошек В., Ванек М., Свобода Б. Успех как мотивационный фактор спортивной деятельности / Психология и современный спорт. — М.: Просвещение, 1973- С.100−121.
- Грядунова Л.И. Социальная ответственность личности в условиях развитого социализма. — Киев: Вища школа, 1979. — 134 с.
- Джемс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991.-368 с.
- Завадская Ж.Е., Шевченко Л. В. Воспитание ответственности у старшеклассников. — Минск: Народная асвета, 1981. — 152 с.
- Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6−7 лет / Формирование коллективных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста. — М.: Наука, 1968. С.328−353.
- Кондаков И.М., Нилопец М. Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля /7 Психологический журнал, 1995.- Т. 16 № 1.- С.34−48.
- Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980.- 148с.
- Косолапов Р.И., Марков B.C. Свобода и ответственность. — М.: Политиздат, 1969. — С.69−81.
- Ксенофонтова Е.Г. Исследование локализации контроля личности -новая версия методики «Уровень субъективного контроля». // Психологический журнал, 1999.- Т.20.- № 2. С. 103−114.
- Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности.// Психологический журнал, 2000 Т. 21.- № 1 — С.15−25.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). — М.: Смысл, 1992.- 16с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. —М.: Наука, 1984. — 444с.
- Лурия А.Р., Леонтьев А. Н. Экзамен и психика. М.: Наука, 1929. -156с.
- Майерс Д. Социальная психология. С.-П.: Питер, 1997.- С.74−79.
- Муздыбаев К. Локус контроля в исследованиях массовой коммуникации / Современные методы исследования средств массовой коммуникации. — Таллин, 1983. С.222−225.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л.: Наука, 1983. — 240с.31 .Надирашвили Ш. А. Классификация форм активности в свете теории установки / Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1995.-440с.
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1988. -С.332.
- ЗЗ.Олынанникова А. Е. Роль индивидуально-типических характеристик в саморегуляции деятельности // Психологический журнал, 1981. —Т.2. —№ 1.- С.127−139.
- Петровский В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии, 1975.—№ 3.- С.5−19.
- Плахотный А.Ф. Свобода и ответственность. Социологический аспект проблемы. — Харьков: Изд-во Харьковского университета, 1972. — 159 с.
- Прыгин Е.С. Проявление феномена «автономности-зависимости» в учебной деятельности // Новые исследования в психологии, 1984. — № 2 С.20−28
- Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. Гуревич П. Б. М.: Наука, 1979. — 335 с.
- Психология личности и образ жизни / Под ред. Фельдштейна Д. И. -М.: Наука, 1987.- 220 с.
- Психологический словарь /под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. -М.: Изд-во полит, лит., 1990.- С. 224.
- Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля/ЛПсихологический журнал, 1998. —т. 19. —№ 4. —С.3−11.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ./Общ.ред. и предисл. Исениной Е. И. М.: Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. — С. 153−172.
- Рубинштейн C. JL Бытие и сознание. — М.: Изд-во АН СССР, 1957.— 328 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1973. —423 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. —.М.: Учпедгиз, 1976. — 704 с.
- Саватье Р. Теория обязательств. М.: Прогресс, 1972. —440 с.
- СидороваТ.Н. Особенности социальной ответственности у старшеклассников // Вопросы психологии, 1987. —№ 5.- 5−19.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -С.-П.: Речь, 2002.-350С.
- Славина Л.С. Формирование у школьников первого класса ответственного выполнения учебных обязанностей // Вопросы психологии, 1956. —№ 4.- С.37−42.
- Степанский В.И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности // Вопросы психологии, 1981.-№ 6. С.59−74.
- Столин В.В., Сарнева Н. В., Неверова И. А. Эмоционально-ценностное отношение к себе и другому, локус контроля и мотивация / Личность в системе коллективных отношений.- М.: 1980. — С. 225−226.
- Столин В.В. Самосознание личности. —М.: Изд-во МГУ, 1983. — 286с.
- Сухинская Л.А. Возложение ответственности за успех и неудачи в группах различного уровня развития // Вопросы психологии, 1978.— № 2.- С.25−31.
- Сухинская Л.А. Возложение и принятие ответственности в условиях групповой деятельности / Психологическая теория коллектива / под ред. А. В. Петровского. — М.: Наука, 1979.- С.45−63.
- Табунов Н.Д. К вопросу о социальной ответственности человека / Личность при социализме. М., 1968. — С. 244−259.
- Творогова Н.Д. Я в контексте психологии успеха // Мир психологии, 2002. № 2. — С.53−60.
- Трусов В.Е. Теории атрибуции в зарубежной социальной психологии / Психология межличностного познания М.: Наука, 1981. — С.139−157.
- Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. С-Пб. -2001.- С.246−254.
- Франки В. Духовность, свобода и ответственность / Человек в поисках смысла. -М.: Прогресс, 1990. С.93−130.
- Фромм Э. Человеческая ситуация.- М.: Мысль, 1995.- 145с.
- Ханин Ю.Л. Стандартный алгоритм адаптации зарубежных опросников / Психологические проблемы предсоревновательной подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям — М, 1977.-С.129−136.
- Хекхаузен А. Мотивация и деятельность. В 2-х томах. Т.2.: Пер. с нем. /Под ред. Б. М. Величковского. М.: Педагогика, 1986. — 392 с.
- Хелкама К. Развитие атрибуции ответственности в онтогенезе /У Проблемы психологии личности, 1982. С. 148−154.
- Хурме X. Жизненные события и когнитивный подход к личности / Психология личности и образ жизни. М.:Прогресс, 1987. — С. 158 162.
- Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Гуманит.издат.центр ВЛАДОС, 1999. 512 е.: ил.
- Яковлева О.П. Проблема активности и ответственности клиента в индивидуальном психологическом консультировании / Статья. Сборник Всероссийской конференции «Экономика. Общество. Человек». Омск: Изд-во ОмГУ, 1996.- С.42−45.
- Яковлева О.П. Проблема личной ответственности в Российской и западной философии // Идейное наследие В. С. Соловьёва и проблемы наступающего века: Материалы Всероссийской научной конференции. Омск: Изд-во ОмГУ, 2000. — С.203−212.
- Яковлева О.П. Социально-психологические детерминанты личностной ответственности // Теоретические и эмпирические исследования активности личности: Сборник научных трудов / Под общ. ред. Л. И. Дементий. Омск: Изд-во ОмГУ, 2001.- С. 12−18.
- Яковлева О.П. Проблемы активности личности в ситуации неудачного опыта в психологических исследованиях // Актуальные проблемы современной психологии: Сборник научных трудов / Под общ. Ред. Л. И. Дементий. Омск: Омск. гос. ун-т, 2002. — С. 34−46.
- Abramson L.Y., Seligman М.Е. & Teasedale J.D. Learned helplessness in humans: Critique and reformulation // Journal of abnormal psychology, 1985ю #7. — P.49−74.
- Alloy L.B., Peterson C., Abramson L.Y. & Seligman M.E. Attributionalstyle and the generality of learned helplessness.// Journal of personality and social psychology, 1984. #7.- P.46, 681−687.
- Anderson C.A.& Jennings D.L. When experiences of failure promote expectations of success: The impact of attributing to ineffective strategies.// Journal of personality, 1980.- #48. P.393−407.
- Bandura, A. Principles of Behavior Modification. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1969.- 450p.
- Berkowitz L., Daniels L.R. Affecting the sallies of the social responsibility norm: Effects of past help on the response to dependency relationships.// Journal of Abnormal and Social Psychology, 1964. #68.- P.275−281.
- Berrenberg, J. L. The Belief in Personal Control Scale: A measure of God-mediated and exaggerated control // Journal of Personality Assessment, 1987.-#51.-P. 194—206.
- Boss, M. Psychoanalysis and Daseinanalysis. New York: Basic Books, 1963.
- Buchwald A., Coyne J. & Cole C. A critical evaluation of the learned helplessness model of depression.// Journal of abnormal psychology, 1978.-#87. -P.180−193.
- Cautela, J.R. Treatment of Compulsive Behavior by Covert Sensitization.// Psychological Record, 1966. #16. -P.33−41.
- Cohen S., Rothbart M. & Phillips S. Locus of control and the generality of learned helplessness in humans.// Journal of personality and social psychology, 1976. #34. — P.1040−1056.
- Corcoran K., Fischer J. Measures for clinical practice: a sourcebook. New York, NY, A Division of Simon & Schuster Inc., 2000. — P.432−439.
- Coyne J.C., Metalsky J.I. & Lavelle T.L. Learned helplessness as experimenter induced failure and its alleviation with attentional redeployment // Journal of Abnormal Psychology, 1983. #32. — P.350−357.
- Craighead, W.E., Kazdin, A. E., and Mahoney, M.J. Behavior Modification Principles: Issues and Applications. Boston: Houghton Miffin, 1976.-447p.
- Cummings Т., Manring S. The relationship between Worker-related behavior.// Journal of Vocational Behavior, 1977. #10. — P. 167−179.
- Cutrona, C.E. Causal attributions and prenatal depression.// Journal Of Abnormal Psychology, 1983. #92. -P.161−172.
- Cutrona, C.E., Russel, D., & Jones, R.D. Cross-situational consistency in causal attributions: Does attributional style exist?// Journal of Personality and Social Psychology, 1984. #47. — P.1043−1058.
- De Charms R. Affiliation motivation and productivity in small groups // Journal of Abnormal and Social Psychology, 1957. #55. — P. 160−171.
- Ellis, A. Reason and Emotion in Psychotherapy. New York: Lyle Stewart, 1963.- 165p.
- Ellis A., MacLaren C. Rational Emotive Behavior Therapy: A Therapist’s Guide. Atascadero, California, 1998. -235p.
- Erickson, E.H. Ego Development and Historical Change // Psychological Issues, 1959, 1, Monograph 1. 354p.
- Ford E., Brehm J. Effort Expenditure Following Failure. Coping With Negative Life Events: Clinical and Social Psychological Perspectives ed. by C.R. Snyder and C.E. Ford, New York: Plenum Press, 1987. P.81−99.
- Ford, C.E., Neale, J.M. Learned helplessness and judgments of control.// Journal of Personality and Social Psychology, 1985. #49. — P.1330−1336.
- Gackenbach J.& Coutre S. Locus of Control: Two Central Alberta Cree Perspectives.// Journal of Personality and Social Psychology, 1999. #50, P.236−245.
- Genthner, R.W. A Manual for Rating Personal Responsibility. Richmond: Eastern Kentucky University, 1974. 765p.93 .Genthner, R.W. An Empirical Investigation of the Personal Responsibility
- Rating System // Journal of Psychology, 1976. #92. — P.53−56.
- Genthner, R.W. & Falkenberg, V.A. Changes in Personal Responsibility as Function of Interpersonal Skills Training // Small Group Behavior, 1977. -#8. P.533−539.
- Genthner, R.W. & Hartley, B. Some Developmental Aspects of Personal Responsibility / Unpublished Manuscript, Eastern Kentucky University, 1976.- 653p.
- Genthner, R.W. & Jones, D.E. Personal Responsibility: Validity, Reliability, and Rater Trainability // Journal of Personal Assessment, 1976. #40. — P.269−275.
- Genthner, R.W. & Veltkamp, L. A System for Assessing Family Function-Dysfunction // International Journal of Family Counseling, 1977. #5. -P.79−85.
- Glass D.C., Singer J.E., & Friedman L.N. Psychic cost of adaptation to an environmental stressor.// Journal of Personality and Social Psychology, 1969. #12. — P.200−210.
- Glasser W. Schools Without Failures. New York: University Press, 1999. -P.101−113.
- Golin, S., Sweeny, P.D. & Shaeffer, D.E. The causality of causal attributions in depression: A cross-lagged panel correlational analysis // Journal of Abnormal Psychology, 1981.- #90. P. 14−22.
- Grants M. Locus of Control and its Impact on Education. New York: University Press, 1999.- 124p.
- Grisez G., & Shaw R. Beyond the new morality: The responsibilities of freedom. Notre Dame, 1974. — 220 p.
- Hakstian, A.R., Suedfeld, P., Ballard, E.J., and Rank, D.S. The Ascription of Responsibility Questionnaire: Development and empirical extensions // Journal of Personality Assessment, 1986.- #50. P.229−247.
- Hanusa, B.H., & Shulz, R. Attributional mediators of learnedhelplessness // Journal of Personality and Social Psychology, 1977. #35, P.602−611.
- Harris F. & Tyron W. Some necessary and sufficient conditions for the experimental induction of learned helplessness.// Journal of Social and clinical psychology, 1983. #1. — P. 15−26.
- Harvey J.H., Harris В., Barnes R.D. Actor-observer differences in the perceptions of responsibility and freedom.// Journal of Personal and Social Psychology, 1975. -V.32. P.22−28.
- Helkama K. Toward a cognitive-developmental theory of attribution of responsibility. Helsinki, 1981.- 201p.
- Herzberg F. Work and the nature of man. London, 1974. — 203 p.
- Heider F. Social perception and phenomenal causality // Psychological Review, 1944. #51. — P.358−374.
- Hiroto, D.S. Locus of control and learned helplessness // Journal of Experimental Psychology, 197. #102. — P. 187−193.
- Hoffman M.L. The development of empathy.- In.: I.P.Rushton and R.M.Sorrentino (Eds). Altruism and helping behavior: Social personality, and developmental perspectives. Hillsdale, 1981.- P.41−63.
- Homme, L.E. Perspectives in Psychology. XXIV: Control of Coverants, the Operants of the Mind.// Psychological Record, 1965. #15. — P.501−511.
- Horosz, W. The Crises of Responsibility. Norman: University of Oklahoma Press, 1975. — 346Pp.
- Jones E.E., and Davis K.E. From acts to dispositions.-In.: Advances in Experimental Social Psychology. New York, 1965, P.219−266.
- Joe, V.C. Review of the Internal-External Control Construct as a Personality Variable // Psychological Reports, 1971. #28. — P.619−640.
- Kelly H.H. Attribution theory in social psychology.-In.: D. Levine (Ed.) Nebraska symposium in motivation, 1967.- Lincoln, 1967, v.5. P. 192
- Kelly H.H. The process of social causal attribution // American Psychologist, 1973.- #28. P. 107−128.
- Kirtner, W.L. and Cartwright, D.S. Success and Failure in Client Centered Therapy as a Function of Initial Responsibility in Therapy Behavior// Journal of Consulting Psychology, 1958. #22. — P.329−335.
- Klee S. & Meyer R. Prevention of learned helplessness in humans.// Journal of consulting and clinical psychology, 1979. #47. — P.411−412.
- Klein D.C., Fencil-Morse E. & Seligman M.E. Learned helplessness, depression and the attribution of failure // Journal of personality and social psychology, 1986. #33. -P.508−516.
- Kohlberg L. Stage and sequence: The cognitive-developmental approach to socialization.- In: D. Goslin (ed) Handbook of Socialization. Theory and Research. Chicago, 1969.- P.347−480.
- Kohlberg L. The philosophy of moral development: Moral studies and the idea of justice. San-Francisko, 1981, v. 1. 441. — P.440−445.
- Krantz, S.E., & Rude, S. Depressive attributions: Selection of different causes or assignment of dimensional meanings?// Journal of Personality and Social Psychology, 1984. #33. — P.508−516.
- Kuhn T.S. The structure of scientific revolutions. Chicago, IL: University of Chicago Press, 1962. — 540p.
- Kukla, A. Foundations of an attributional theory of performance // Psychological review, 1972. #79. — P.754−740.
- Latane В., Darley J.M. Group inhibition of bystander intervention in emergencies // Journal of Personality and Social Psychology, 1968. #10.-P.215−221.
- Latane В., Darley J.M. The Unresponsive Behavior: Why Doesn’t He Help? New York, 1970. -131 p.
- Lavelle Т., Metalsky G. & Coyne J. Learned helplessness, test anxiety, and acknowledgement of contingencies.// Journal of abnormal psychology, 1975.-#88.-381−387.
- Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer, 1984. — 753p.
- Lefcourt H.M. Locus of control: Current trends in theory and research. -Hillsdale, 1976. -211 p.
- Lewin K. A dynamic theory of personality. New York, 1935. — 286 p.
- Levine M., Rotkin I., Jankovick I.& Pitchford L. Impaired performance by adult humans: Learned helplessness or wrong hypothesis? // Cognitive therapy and research, 1977. #1. — P.275−285.
- Lipp L., Kolstoe R., James W., & Randall H. Denial of disability and internal control of reinforcement: A study using a perceptual defense paradigm // Journal of Consulting and Clinical Psychology, 1968. #32.-P.72−75.
- Lowe C.A., and Medway C.A. Effects of valence, severity, and relevance on responsibility and dispositional attribution // Journal of Personality Psychology, 1976. #44.- P.518−538.
- Maultsby M. Coping Better. anytime, anywhere. The handbook of rational self-counseling. Bloomington, Indiana, 1986. — 259p.
- Maultsby M. Rational Behavior Therapy. Appleton, WI, -1990. -254p.
- May L. Sharing responsibility. The University of Chicago Press, Chicago, 1992. — 164p.
- McLelland D., Atkinson J.W., Clark R.A., & Lowell E.L. The achievement motive. New York, 1976. — 386p.
- Mitchell T.R., Smyser C.M., and Weed S. Locus of control: Supervision and Work Satisfaction.- Academy of Management Journal, 1975. #18. -P.623−632.
- Napoli V. Adjustment and growth in a changing world / Vince Napoli, James M. Kilbride, Donald E.Tebbs. -5-th ed. St. Paul, MN, 1996.- 690p.
- Oxford Dictionary.- New York: Oxford University Press, Inc., 1998. -P. 1487
- Peterson C. Learned helplessness: Fundamental issues in theory and research // Journal of social and clinical psychology, 1984. #3. — P.248−254.
- Phares E.J. Locus of control in personality. Morristown, 1976. — 217 p.
- Piaget J. The moral judgement of the child. London, 1977. — 399 p.
- Pilavin I.M. Rodin J. and Pilavin J.A. Good samaritanism: An underground phenomenon?// Journal of Personality and Social Psychology, 1969. -#13.- P.289−299.
- Pittman T.S. & Pittman N.L. Deprivation of control and the attributional process // Journal of personality and social psychology, 1980. #39. — P.377−389.
- Pyszchinski T. & Greenberg J. Depression and preference for self-focusing stimuli following success and failure // Journal of personality and social psychology, 1985. #49. — P.95−106.
- Rosenzweig S. An outline of frustration theory In: J. McV Hant (Ed.) Personality and the behavior disorders- - New York, 1944. — v.l.- P.379−388.
- Ross L. The intuitive psychologist and his shortcomings: distortions in the attributive process /Advances in Experimental Social Psychology ed. L Berkowitz.- N.Y. Academic Press, 1985. 265p.
- Rotter J-B. Social Learning and Clinical Psychology. Englewood Cliffs, New York.- 1954.- 466 p.
- Rotter J.B., and Mulry R-C. Internal versus external control of reinforcement and decision time. // Journal of Personality and Social Psychology, 1965. #2. — 598−604.
- Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement. Psychological Monographs, 1966. — #80. — P. 1−28.
- Schwartz Sh. H. Elicitation of moral obligation and self-sacrificing behavior- An experimental study of volunteering to be a bone marrow donor.// Journal of Personality and Social Psychology, 1970. #15. -P.283−293.
- Schwartz S. H. Normative evaluations of helping behavior: A critique, proposal, and empirical test.// Journal of Experimental Social Psychology, 1973. #9. -P.349−364.
- Seligman M. Helplessness: On depression, development and death. -San Francisco: W.H. Freeman, 1975. -P.83−120.
- Seligman M. Failure to escape traumatic shock // Journal of Experimental Psychology, 1980. #74, P. l-9.
- Shrauger J. & Sorman P. Self-evaluations, initial success and failure, and improvement as determinants of persistence.// Journal of consulting and clinical psychology, 1977. #45. -P.784−795.
- Snyder C.R., Ford C.E. & Harris R.N. The Effects of Theoretical Perspective on the Analysis of Coping With Negative Life Events.- in: Coping With Negative Life Events, ed. by Snyder C.R.- New York: Plenum Press, 1987.
- Staub E. Helping a distressed person: Social, personality and stimulus determinants.- In: Advances in Experimental Social Psychology.- New York, 1974. #7. — P.293−341.
- Vontress C., Johnson J., Epp L. Cross-Cultural Counseling: A casebook. Alexandria, VA, 1999. — 242p.
- Walster E. Assignment of Responsibility for an Accident // Journal of
- Personality and Social Psychology, 1966. #3. — P.73−79.
- Wise M. Locus of Control in Our Daily Lives. How the Concept of Control Impacts the Social World // Journal of Personality and Social Psychology, 2000. #8. — P.885−897.
- Witkin H.A. and Goodenough D.R. Field dependence and interpersonal behavior.- Psychological Bulletin, 1977. #84. — P.661−689.
- Yakovleva O. The Problem of Responsibility in the Russian Society. «Articles of the Gallaudet University». Washington, DC, USA, 2000.-P.36.
- Анкета «Оценка неудачи в процессе обучения»
- Мы исследуем неудачные жизненный опыт с целью разработки полезных рекомендаций. В данном случае нас интересует опыт, связанный с успехами и неудачами в процессе получения образования.
- В связи с этим мы просим Вас ответить на ряд вопросов, выделяя нужный ответ1. Код ваших данных
- Просим Вас сообщить о себе следующие данные:1. Возраст1. Пол1. Род занятий (или учёбы)1. В каком классе вы учитесь
- Тип школы (средняя школа, гимназия, лицей или ДР-)
- Как вы считаете, учёба Вам даётся легко?
- Да 2. Нет 3. Не могу определить
- Считаете ли Вы, что учёба Вам даётся труднее, чем организация взаимоотношений?1.Да 2. Нет 3. Не знаю
- Вы оцениваете высоко свои учебные способности? 1. Да 2. Нет 3. Не знаю
- Как другие оценивают Вашу учебную деятельность? 1. Высоко 2. Низко 3. Средне
- Вы заслуживаете такого оценивания, которое получаете сейчас? 1. Да 2. Нет 3. Не могу определить
- Как часто у Вас происходят неудачи в учёбе?
- Часто 2. Редко 3. Не происходят
- Считаете ли Вы, что знаете материал лучше, чем преподносите его для проверки?
- Да 2. Нет 3. Не могу определить
- Кто бывает виновен в ваших школьных неудачах чаще всего?
- Я сам 2. Учитель 3. Усталость или скучный материалдругой фактор)
- Как вы воспринимаете очень трудное учебное задание?
- С тревогой 2. С интересом 3. С чувством беспомощности
- Считаете ли вы, что Вашим одноклассникам завышают оценки? 1. Да 2. Нет 3. Не знаю
- Что вы испытываете, когда получаете отрицательный результат? 1. Безнадёжность и депрессию 2. Равнодушие
- Стремление доказать, что могу лучше
- Вы своевременно выполняете все задания? 1. Всегда 2. Иногда 3. Никогда
- Как вы считаете, в чём причина школьных неудач у ваших одноклассников?
- В них самих 2. В учителях 3. В особых обстоятельствах
- Какой аттестат Вы собираетесь получить
- Только с пятёрками 2. Можно с четвёрками3. Можно с тройками
- Неудачный опыт личных взаимоотношений"
- Кто является инициатором вашего разрыва с партнёром? а) яб) партнёрв) не могу определить
- Какова была продолжительность ваших взаимоотношений до разрыва? а) полгодаб) годв) два годаг) другие варианты
- Что Вы планировали с партнёром на будущее? а) детиб) получение образованияв) переездг) другое
- Как Вы оцениваете своё здоровье после распада этих отношений? а) без измененийб) ухудшилосьв) улучшилось
- Какими физическими симптомами сопровождался для Вас разрыв? а) сердечно-сосудистые симптомыб) нарушение дыхательной системыв) изменения в щитовидной железег) нарушение снад) другое
- Насколько Ваш разрыв был неожиданным? а) слишком неожиданный б) можно былопредвидеть
- Когда вы чувствовали себя хуже всего? а) непосредственно перед разводомб) во время разводав) сразу после развода
- Нашли ли вы другого партнёра после разрыва этих отношений? а) да б) нет
- Если нашли, то в какой период времени: а) во время разрываб) до разрывав) непосредственно после разрываг) спустя продолжительное время
- Каков стал Ваш уровень контактности с представителями любого пола? а) стало больше контактовб) появилась замкнутостьв) без изменений
- Кто несёт ответственность за крушение этих взаимоотношений? а) я б) партнёр в) не могу определить
- Какие качества партнёра оказались несовместимыми с вашими представлениями о близких взаимоотношениях? а) нежелание часто общатьсяб) сексуальная непривлекательностьв) необязательностьг) физическое или психическое насилие со стороныпартнёрад) другое
- Как вы считаете, кто из вас более физически привлекателена) я б) партнёр в) равная привлекательность
- Кто из вас пользовался большей популярностью у противоположного пола7а) я б) партнёр в) равная популярность
- Как вы восстанавливали своё душевное равновесие после разрыва? а) общением с друзьямиб) погружением в работув) медицинскими препаратамид) другое
- Состоите ли вы в официально зарегистрированном браке? а) да б) нет
- Если состоите, то какой это брак по счёту: а) первыйб) второйв) третийг) четвёртый
- Разновидность Вашего брака в настоящее времяа) официальныйб) гражданский
- Сколько официальных браков было у ваших родителей? а) один б) два в) три г) четыре
- Как вы можете оценить брачные взаимоотношения ваших родителейа) удачныеб) неудачныев) не могу определить
- Самая большая потеря от этого разрываа) интимное общениеб) не с кем ходить в общественные местав) резкая и нежелательная перемена жизненных плановг) другое1. ARQ
- Приписывание ответственности (опросник)
- A. Ralph Hakstian and Peter Suedfeld
- Цель: измерить готовность приписывать специфическую ответственность
- Роттера. Некоторое подтверждение валидности экспериментальных групп доступно, как видно в различиях для католиков и протестантов, в сравнении с респондентами нерелигиозных ориентаций.
- Я всегда очень сильно уважал моих родителей.
- Судьба играет важную роль в нашей жизни.
- Я выполняю очень много обязанностей по работе и даже те, которыене входят вкруг моих прямых обязанностей.
- Большинство людей, живущих в благополучии, ленивы.
- В детстве я часто ходил в церковь.
- Все старые люди должны получать пенсию.
- Способность к чему-либо должна вознаграждаться.
- Государство несёт ответственность за благополучие своих граждан.
- Я получаю удовольствие от того, что всегда сам за всё плачу.
- Хорошее поведение должно вознаграждаться, плохоенаказываться.
- Я бы хотел, чтобы каждый ученик имел возможность высказать своёмнение, не оглядываясь на авторитет преподавателя.
- Я больше предпочитаю следовать за кем-то, чем лидерствовать.
- Каждый здоровый индивид несёт ответственность за свои действия.
- Я и моя семья очень закрыты.
- Наша страна должна сделать первый шаг по направлению кмировомуразоружению.16. Я часто что-то предлагаю.
- Грабёж в сочетании с насилием должен быть жестоко наказан.
- Мои родители всегда давали мне советы по тем вопросам, которыебыли для меняважными.
- Ученики должны решать, как учителям оценивать их знания попредметам.
- Когда я был ребёнком, у меня было много обязанностей.
- Твоя личность это то, что ты с ней делаешь.
- Порнография должна проходить цензуру, чтобы оградитьневинность.
- В процессе своего обучения я бы хотел, чтобы выбор предметов дляизученияполностью зависел от меня.
- Мне часто приходится быть лидером группы.
- Общество должно награждать только по заслугам.
- Человеческая судьба предписана свыше.
- Когда страна сделала всё возможное, чтобы достичь благополучия, но не имеетдостаточно ресурсов, другие страны ответственны за оказание ей помощи.
- Справедливость лучше, чем милосердие.
- Люди контролируются высшими природными силами.
- Если бы я был учителем, то я бы заботился о том, чтобы моиученики неполучали плохих оценок по моим предметам. 31. Мне доставляет удовольствие ходить в церковь.
- Если ребёнок настаивает на приобретении домашнего животного, ондолжен нестиответственность за заботу о нём.
- Небеса это вознаграждение для тех, кто следовал предписаниямсобственной веры.
- Все решения должны приниматься группой.
- Родители не должны финансово поддерживать детей, которые могутзарабатыватьна жизнь самостоятельно.
- Учащиеся должны иметь равную представленность на всех уровняхшкольногоуправления, особенно если это касается установления и соблюденияправил.
- Общество не обязано тебе за то, что ты живёшь.
- Учащиеся должны нести ответственность за оценивание иувольнениепреподавателей.
- Мои родители часто посещали церковь, когда я был ребёнком.
- В прошлом я выполнял много обязанностей, касающихся моейработы, а такжевыполнял дополнительную нагрузку.