Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Личностные корреляты посттравматического стресса: на материале выборки вынужденных переселенцев

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как правило, ситуация, вынудившая человека к бегству, не возникает внезапно, а является кульминацией относительно растянутого во времени процесса преследования или притеснения. В жизненной истории большинства переселенцев присутствует не только вызывающая значительный дистресс необходимость адаптации на новом месте, но и опыт пребывания в районе боевых действий. Перенеся тяготы и неудобства… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I.
    • 1. 1. ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ КАК АНОМАЛЬНАЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
      • 1. 1. 1. Психология переживания трудных жизненных ситуаций: основные понятия
      • 1. 1. 2. Специфика стресса вынужденного переселения
      • 1. 1. 3. Вынужденная миграция как ситуация депривации и изоляции
      • 1. 1. 4. Посттравматические состояния и ресурсы совладания у вынужденных переселенцев
    • 1. 2. РОЛЬ СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ В СОВЛАДАНИИ С ТРУДНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ СИТУАЦИЯМИ
    • 1. 3. БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ КАК КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС СОВЛАДАНИЯ С ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМ СТРЕССОМ
    • 1. 4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБЗОРА
  • ГЛАВА II.
  • АПРОБАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ МОДИФИЦИРОВАННОГО ВАРИАНТА МЕТОДИКИ «ШКАЛА БАЗИСНЫХ УБЕЖДЕНИЙ»
    • 2. 1. Структура опросника
    • 2. 2. Валидность и надежность методики
    • 2. 3. Стандартизация и построение тестовых норм
  • ГЛАВА III.
  • ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ СИТУАЦИИ ВЫНУЖДЕННОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ
    • 3. 1. Программа исследования
    • 3. 2. Результаты эмпирического исследования
      • 3. 2. 1. Оценка влияния социально-демографического статуса испытуемых на результаты исследования
      • 3. 2. 2. Исследование текущего психологического благополучия вынужденных переселенцев
      • 3. 2. 3. Анализ признаков посттравматического стресса в подгруппах мигрантов
      • 3. 2. 4. Исследование механизмов совладания со стрессом вынужденного переселения в подгруппах мигрантов
    • 3. 3. Описание случаев
    • 3. 4. Обсуждение результатов

Личностные корреляты посттравматического стресса: на материале выборки вынужденных переселенцев (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Произошедшие на рубеже ХХ-ХХ1 веков изменения во внутренней и внешней политике России определили высокую актуальность проблемы миграции. В отличие от добровольной перемены места жительства (в поисках, например, улучшения жизненных условий), вынужденно люди переезжают, как правило, вследствие военных действий, притеснения властей, дискриминации по национальному признаку или религиозным убеждениям. Изначальный конфликт между отсутствием позитивной мотивации к переезду и физической невозможностью дальнейшего пребывания на исторической родине, травматизация психики, определяемая причинами и историей миграции, а также трудности адаптации на новом месте определяют формирование весьма специфического опыта вынужденных переселенцев, который выходит за рамки обычного и повседневного.

В связи с вышеизложенным с особой остротой в практической психологии встает вопрос о необходимости оказания мигрантам помощи и поддержки, а в области теоретических изысканий — проблема изучения их психологического состояния и ресурсов преодоления трудной жизненной ситуации.

В настоящей работе вынужденное переселение рассматривается как трудноразрешимая жизненная ситуация, когда перед человеком возникает задача совладания со сверхсложными обстоятельствами, и от него требуется мобилизация ресурсов, находящихся на границе или даже превышающих адаптивные возможности. Особый исследовательский интерес и, одновременно, сложность при определении понятий для нас составляла комплексность изучаемого феномена.

Как правило, ситуация, вынудившая человека к бегству, не возникает внезапно, а является кульминацией относительно растянутого во времени процесса преследования или притеснения. В жизненной истории большинства переселенцев присутствует не только вызывающая значительный дистресс необходимость адаптации на новом месте, но и опыт пребывания в районе боевых действий. Перенеся тяготы и неудобства переезда, на новом месте мигранты сталкиваются с такими негативными социальными явлениями, как низкая толерантность принимающей территории, мигрантофобияпереселение воспринимается ими как ситуация депривации и изоляции — таким образом, совокупность внешних обстоятельств, характеризующих вынужденную миграцию как трудную жизненную ситуацию, детерминирует высокий уровень стресса в среде переселенцев, усугубляющегося в ряде случаев проявлениями посттравматического стресса, вызванного драматическим прошлым многих из них. При описании переживаний подобного рода в психологии традиционно принято использовать понятия «стресс» и «травма» — анализ литературных источников, а также собственные размышления привели нас к пониманию психологических последствий переживания вынужденной миграции как состояния стресса высокой интенсивности, продолжающегося длительный промежуток времени и являющегося результатом воздействия трудных жизненных обстоятельств.

В постановке проблемы мы опирались также на положения психиатрического стандарта, используемого российскими клиницистами, где вынужденная миграция специально отмечается как одна из «аномальных психосоциальных ситуаций», связанных с повышенным риском возникновения психических нарушений («Многоосевая классификация.», 2003), и интерпретировали последствия переживания вынужденного переселения в рамках концепции посттравматического стресса, крайние варианты которого выражаются в развитии посттравматического стрессового расстройства. Адаптационные ресурсы анализировались на когнитивно-личностном уровне, операционализированном посредством посредством интегративного объяснительного конструкта социально-когнитивных теорий (BrunerФранселла, БаннистерFiske, Taylor) базисных убеждений личности, которые в целом определяются как имплицитные, глобальные, устойчивые представления индивида о мире и о себе, оказывающие влияние на мышление, эмоциональные состояния и поведение человека (Падун, 2003) и системы смысложизненных ориентации — личностных смыслов {Леонтьев, 1975), понимаемых как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них, то есть действительное отношение личности к ситуации, осознаваемое как «значение-для-меня».

Принимая решение об отъезде с исторической родины, люди, как правило, оказываются в ситуации, когда вполне сложившиеся жизненные структуры рушатся, и практически не остается сколько-нибудь ясных и четких ориентиров, определяющих дальнейшее развитие событий. С. Мадди (Maddi, 1983; 1998) в своей теории экзистенциального выбора отмечает, что выборы, которые мы делаем, это, в конечном счете, — выбор между двумя альтернативами: в пользу будущего либо прошлого. В будущем присутствует неизвестность, в прошлом — неизменность, status quo. Принимая решение, выбирая будущее, мы выбираем неизвестность, и в этом содержится неустранимый корень человеческой тревоги. Если приходится выбирать прошлое, возникает другой эмоциональный аккомпанемент: вина за упущенные возможности. Таким образом, человек оказывается перед выбором: взять на себя вину или тревогу.

Ясно, что эти выборы совершенно не равноценны как с точки зрения личностного роста, так и в смысле отдаленных последствий. Детальное изучение феноменологии вынужденной миграции предоставляет, на наш взгляд, возможность осмыслить переживания людей, «зажатых» между невозможностью и необходимостью, вынужденно приехавших в «свою» Россию и неожиданно оказавшихся в ней «чужаками», и оценить их нынешний психологический статус в ракурсе эффективности принятого когда-то решения.

В связи с вышеизложенным дизайн настоящей работы планировался как сравнительный анализ психологических характеристик субгрупп вынужденных переселенцев из г. Грозного, проживающих на территории Московского региона, и контрольных групп немигрантов г. Москвы и г. Грозного. Однако поскольку комплектация контрольной группы москвичей существенно осложнилась национальным признаком, было принято решение сформировать только одну контрольную группу (немигрантов из г. Грозного), а в качестве второй использовать сравнения с имеющимися в литературных источниках нормативными данными использованных методик.

Кроме того, учитывая комплексность изучаемого феномена, мы попытались выделить вклад стрессора «военные действия» в структуру мигрантской травмы, для чего разделили общую выборку переселенцев на тех, в чьем анамнезе есть опыт пребывания на территории боевых действий (подгруппа с условным названием «МОСКВА-ВОЙНА») и тех, кто принял решение о переезде раньше официального начала контртеррористической операции в Чеченской республике (подгруппа «МОСКВА-НЕ-ВОИНА»).

Таким образом, в исследовании были задействованы три группы испытуемых:

• МОСКВА-НЕ-ВОЙНА — их мы позиционируем как перенесших стресс вынужденного переселения;

• МОСКВА-ВОИНА — сочетанная травма: миграция и военные действия;

• НЕМИГРАНТЫ (г.Грозный) — «моно» травма: война.

Указанные различия в травматическом опыте испытуемых были условно названы «мигрантским статусом».

Целью диссертационного исследования является изучение личностных коррелятов посттравматического стресса у вынужденных переселенцев.

В соответствии с данной целью определены следующие задачи:

Теоретические:

1. Проанализировать особенности вынужденной миграции как аномальной психосоциальной ситуации;

2. Описать ресурсы совладания со стрессом у вынужденных переселенцев;

3. Изучить роль базисных убеждений как глубинной детерминанты совладания с последствиями психической травматизации;

4. Изучить вклад смысловых образований личности в процесс преодоления трудных жизненных ситуаций.

Эмпирические;

1. Разработать и провести апробацию модифицированной версии опросника Шкала Базисных Убеждений Р. Янофф-Бульман;

2. Исследовать выраженность наличного психического дистресса1, а также различия в характеристиках базисных убеждений и смысложизненных ориентаций в группах вынужденных переселенцев, покинувших территорию Чеченской республики до начала военных действий, с началом войны и никогда не выезжавших за пределы республики в статусе беженца или вынужденного переселенца;

3. Выделить личностные характеристики, опосредующие определение мигрантского статуса2 испытуемых;

4. Проанализировать вклад стрессора «военные действия» в структуру мигрантской травмы: сопоставить степень выраженности признаков посттравматического стресса и характеристики базисных.

1 Под «наличным психическим дистрессом» в настоящей работе понимается совокупность признаков негативных эмоциональных состояний (депрессии, тревоги, враждебности и т. д.), диагносцируемых по методике БСЬ-РО-Я.

2 Операциональное определение понятия «мигрантский статус» подразумевает различия в травматическом опыте испытуемых, связанные с тем, какое решение было принято ими в трудной жизненной ситуации (переехали до начала военных действий — переехали после начала войны — никогда не покидали пределов исторической родины в статусе беженца или вынужденного переселенца). убеждений у групп переселенцев, имеющих опыт пребывания на территории боевых действий и не имеющих такового;

5. Исследовать взаимосвязи смысложизненных ориентаций и базисных убеждений личности с психологическими последствиями стресса вынужденного переселения.

Объектом исследования являются личностные корреляты посттравматического стресса у вынужденных переселенцев из г. Грозного.

Предметом исследования выступает взаимосвязь личностных свойств, базисных убеждений, а также смысложизненных ориентаций с интенсивностью посттравматического стресса.

Теоретико-методологической основой исследования являются субъектно-деятельностный подход (С.Л.Рубинштейн, А. В. Брушлинский, Л.И.Анцыферова) — интегративный подход к проблеме посттравматического стресса (Н.В.Тарабрина) — концепция психической травмы Р. Янофф-Бульманпредставления о личностных смыслах в трудах отечественных и зарубежных исследователей (В.Франкл, А. Н. Леонтьев, Д.А.Леонтьев) — теория экзистенциального выбора С.Мадди.

Методики исследования;

1. Модифицированный вариант методики Шкала Базисных Убеждений Р. Янофф-Бульман в адаптации М. Падун, А. Котельниковой (Падун, Котелъникова, 2008);

2. Опросник оценки выраженности психопатологической симптоматики (SCL-90-R), адаптированный Н. В. Тарабриной с соавторами.

Практикум.", 2001);

3. Шкала оценки влияния травматического события М. Горовица, адаптированная Н. В. Тарабриной с соавторами («Практикум.», 2001);

4. Личностный опросник Big Five (форма S) в адаптации С. Д. Бирюкова;

5. Опросник депрессивности А. Бека (Beck Depression Inventory) («Практикум.», 2001);

6. Тест смысло-жизненных ориентации: (СЖО) в адаптации Д. А. Леонтьева (Леонтьев, 2000)',.

7. Шкала социальной желательности Д. Марлоу и Д. Крауна («Практическая психодиагностика.», 2004).

Гипотезы исследования:

1. Интенсивность наличного психического дистресса у вынужденных переселенцев на момент исследования связана с принятым ими решением об отъезде с исторической Родины, при этом характер принятого решения опосредуется личностными характеристиками испытуемых.

2. Уровень выраженности признаков посттравматического стресса соотносится с комплексным характером феномена вынужденной миграции: переселенцы, имеющие опыт пребывания на территории боевых действий, демонстрируют более высокий уровень посттравматических стрессовых реакций.

3. Базисные убеждения личности и система жизненных смыслов у вынужденных переселенцев связаны с интенсивностью посттравматического стресса.

Научная новизна и теоретическая значимость работы:

В исследовании проанализировано современное состояние проблемы стрессовых переживаний в ситуации вынужденного переселения. Особое внимание уделено изучению экзистенциальных переживаний лиц, вынужденно покинувших историческую Родину. Освещается тема собственной ответственности человека за принятие решения в трудной жизненной ситуации: впервые на отечественном материале выявлены личностные характеристики, опосредующие этот процесс.

Расширена теоретическая и методическая база для изучения базисных убеждений: в исследовании проведена апробация и стандартизация модифицированного варианта методики «Шкала базисных убеждений», при этом на материале обследованной выборки показано, что картина мира испытуемых, описанная в терминах базисных убеждений, никак не соотносится с национальным признаком, что позволяет вести речь о применении апробированного варианта методики в кросс-культурных исследованиях.

Ресурсы совладания со стрессом в ситуации вынужденного переселения проанализированы на когнитивно-личностном уровне индивидуальности. Получены новые данные, характеризующие природу взаимосвязи свойств и состояний личности в ситуации принятия решения в трудных жизненных обстоятельствах.

Практическая значимость исследования:

Полученные в исследовании результаты имеют значение для детального изучения феномена вынужденной миграции и разработки индивидуальных программ поддержки и реабилитации лиц, перенесших вынужденное переселение, с целью преодоления негативных последствий пережитых событий, облегчения социокультурной адаптации и поддержания психического здоровья.

Апробированный и валидизированный в исследовании модифицированный вариант методики «Шкала Базисных Убеждений» может быть использован в практической работе для диагностики нарушений представлений об окружающем мире и собственном «Я». Показанную взаимосвязь некоторых характеристик личности и способности к принятию жизненно важного решения в условиях вынужденной миграции предполагается учитывать при разработке методов психологической коррекции психических состояний лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Положения, выносимые на защиту:

1. Интенсивность наличного психического дистресса у вынужденных переселенцев связана со спецификой травматического воздействия: лица, уехавшие до военных действий, по сравнению с теми, кто уехал после начала войны, демонстрируют меньший уровень травматизации, большую осмысленность жизни и более позитивные базисные убеждениядля лиц, не покидавших территорию боевых действий, характерен наиболее выраженный уровень дистресса.

2. Мигрантский статус связан с личностными характеристиками испытуемых. Наиболее значимыми для определения мигрантского статуса являются: для первой волны миграции — открытость новому опыту, для лиц, уехавших после начала военных действий — высокий уровень экстраверсии, для тех, кто остался — высокий уровень негативной эмоциональности.

3. Для мигрантов с низким уровнем выраженности посттравматического стресса характерны более позитивные базисные убеждения о ценности и значимости собственного «Я» и возможностях контролировать происходящие в жизни событиявыраженная интернальность и большая осмысленность жизни, удовлетворенность самореализацией в прошлом и настоящем, наличие целей в будущем.

4. Невысокая убежденность в справедливости окружающего мира у лиц, покинувших Родину в результате военных действий, связана с успешностью совладания со стрессом в ситуации вынужденного переселения.

Статистическая обработка данных проводилась при помощи статистической программы к^аЙБЙса 6.0″ и включала факторный (эксплораторный и конфирматорный), корреляционный, однофакторный дисперсионный, дискриминантный анализы, оценку надежности методики, а также анализ значимости различий.

Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

В настоящей работе проанализированы особенности вынужденного переселения как трудной жизненной ситуации. В отличие от добровольной (в поисках, например, улучшения жизненных условий), вынужденная миграция • один из видов перемещения людей, когда они «спасаясь от угрозы для жизни и иных преследований, вынужденно покидают места своего постоянного жительства и ищут убежища на других территориях — в границах государства своей гражданской принадлежности или за его пределами» («Вынужденнаямиграция…», 1998, с. З).Анализ литературных источников показал, что вынужденное переселение представляет собой совокупность аномальных психосоциальных обстоятельств, переживаемых как длительное состояние стресса высокой интенсивности и сопровождающихся риском возникновения признаков посттравматического стресса. В качестве отличительной особенности феномена вынужденной миграции исследователями отмечается комплексный характер стрессового воздействия: в жизненной истории переселенцев присутствуют как драматические события, ставшие непосредственной причиной переезда (к числу которых относится и опыт пребывания в районе боевых действий), так и стресс аккультурации, культурный шок ;

социокультурная адаптация в местах нового проживания. Описанные теоретические выкладки нашли свое эмпирическое подтверждение в настоящей работе: на материале выборки вынужденных переселенцев из г. Грозного, в разное время покинувших пределы республики и проживающих ныне на территории Московского региона, было показано, что уровень выраженности признаков посттравматического стресса зависит от причин миграции: значительно тяжелее справляются со стрессовыми переживаниями вынужденные переселенцы, имеющие опыт пребывания на территории боевых действий. Успешность адаптации вынужденных мигрантов в литературе традиционно соотносится как со степенью поддержки, которую может оказать социальное окружение (семья, близкие, друзья), так и с индивидно личностными особенностями, среди которых выделяют: тендерную принадлежность, принадлежность к этническому меньшинству, возраст, уровень интеллекта, когнитивную простоту-сложность, локус контроля, эмоциональнзчо ригидность, уровень нейротизма и экстраверсии, а также стиль интерпретации событий и когнитивного переосмысления ситуации. Кроме того, в качестве ведущих ресурсов совладания с посттравматическим стрессом большинством современных исследователей выделяются когнитивно-личностные характеристики — таким образом, в проблемное поле психологии изучения влияния экстремальных событий на человеческую индивидуальность оказываются вовлечены не только традиционно клинические концепты, но и объяснительные конструкты, относящиеся к социальной психологии, когнитивной и экзистенциальной парадигмам, субъектно-деятельностному и смысловому подходам к исследованию личности. Фокус исследовательского внимания в настоящей работе мы сосредоточили на изучении когнитивно-личностных ресурсов совладания со стрессом в ситуации вынужденного переселения. Анализ теоретического материала позволил обозначить базисные убеждения и смысловые образования личности как характеристики, детерминирующие успешность адаптации. Полз^енные результаты позволяют утверждать, что текущее психологическое благополучие мигрантов во многом определяется последствиями принятого когда-то решения: те из них, кто в разное время смог уехать, ныне демонстрируют значительно меньший уровень признаков посттравматического стресса, большую осмысленность жизни и более позитивную картину мира, особенно в части определения ценности и значимости собственного «Я» как достойного любви и уважения. Ведущими когнитивно-личностными ресурсами при этом являются позитивные базисные убеждения о себе как об удачливом человеке, уверенность в собственных возможностях контролировать ситуацию, выраженная интернальность, высокая осмысленность жизни, удовлетворенность самореализацией в прошлом и настоящем, наличие целей в будущем. Сам процесс принятия человеком решения о вынужденном отъезде мы пытались post factum анализировать не только с точки зрения его эффективности, но, прежде всего, как экзистенциальную дилемму, связанную с принятием субъектом ответственности за осознанный выбор одной альтернативы из множества возможных. Примененные в исследовании современные методы статистической обработки данных позволили выделить в качестве личностных характеристик, опосредующих описанный выбор, открытость к усвоению нового, экстраверсию и нейротизм. Помимо количественных методов существенное внимание в работе мы постарались уделить и качественному анализу полученного материала: беседы с людьми, отсмотренные фотои видеоматериалы, общение on-line и на интернет-форумах, посвященных Грозному и грозненцам, все более приводят нас к констатации практической востребованности заявленной тематики и одновременно склоняют к фундаментальным размышлениям о свободе выбора и ответственности человека за собственную жизнь. В связи с этим операционализация перспектив дальнейших исследований видится нам в русле более детального изучения актуальных смысловых состояний вынужденных переселенцевв соотнесении их смысложизненных ориентации с возможностью переработки стрессогенных переживаний и последующего личностного роста.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. -М., 1982. — С. 172−178.
  2. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994, № 1, с.3−16.
  3. Е.С. Вынужденные мигранты: стратегии совладания с жизненными трудностями // Экономическая социология. 2000. Т.1.№ 2.
  4. Бек А., Раш А., Шо Б. Эмери Г. Когнитивная психотерапия депрессии. -СПб.: Питер, 2003.
  5. Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. -СПб.: Питер, 2002.
  6. А.Г. Образ права как смысловой уровень правового сознания и его особенности у преступников: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М., 1999−24с
  7. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. С.-Пб.:Речь, 2004.
  8. В.А. Проблема преодоления стресса. Часть l:"COPING STRESS" и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал, 2006, том 27, № 1, с. 122−133.
  9. Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психол. журн. 1997. № 2. Т. 18. С. 58−78.
  10. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  11. Д.В. Психологическая адаптация студентов-мигрантов //Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки», вып.№ 10// СевКавГУ, Ставрополь, 2003.
  12. O.A. Психологические последствия стресса у больных раком молочной железы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2005-
  13. JI.C. Мышление и речь./ Общая психология. Тексты. Раздел III «Субъект познания». Вып.1. Познавательные процессы: виды и развитие. Часть 2. Под общей ред. В. В. Петухова. М., 1997. 514 с.
  14. Вынужденная миграция и права человека. М.: ИЭА РАН, 1988.
  15. В.В. Эмоциональное состояние русских вынужденных мигрантов //Психологический журнал, 2000, том 21, № 4, с.22−31.
  16. Д. Внутренний мир травмы. М.'.Академический проект, 2001.
  17. Дж. Теория личности. СПб: Речь, 2000. — 249 стр.
  18. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1997.
  19. A.B., Падун М. А. Психологические особенности переживания вынужденной миграции // В сб. Личность в экстремальных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. Петр. Камч.:Изд-во КамГУ.: — 2005 г., с.87−97.
  20. Д. Математическая обработка данных в социальных науках. Современные методы. М.: Академия, 2007.
  21. Е.О. Личностные особенности и успешность послевоенной адаптации ветеранов боевых действий в Афганистане. Травматический и поствоенный стресс. Материалы конференции, Пермь, 2001.С.49−51.
  22. Н.М. Новая русская диаспора. Социально-психологический анализ. М., 1995.
  23. Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
  24. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  25. ДА. Психология смысла. М.: Смысл, 2003, 486 с.
  26. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2000.
  27. Е.С. Смысловая регуляция деятельности (на материале некоторых видов патологии): Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М., 1983 17с
  28. Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
  29. А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях \ Психологический журнал. 2001. — Т.22. — № 1. — С. 16−24.
  30. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1968.
  31. .Г., Зинченко В. П. Психологический словарь. С-Пб.: Прайм-Еврознак- М.: Олма-Пресс, 2002
  32. О.В. Структурное моделирование: состояние и перспективы. Пермь: Вестн. Пермского гос. пед. ун-та. Сер. 1. Психология. № 2. 2005. С. 3−15.
  33. Н.Б. Психологическое исследование ситуации эмиграции // Психологический журнал, 2000, том 21, № 1, с.26−38.
  34. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте (Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10). М.: Смысл- СПБ.: Речь, 2003
  35. К. Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственности, стратегии совладания и индикаторы депривации \ Социологический журнал, 2001,№ 1,с. 5−32.
  36. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 2002. — 256с.)
  37. Мэй Р. Раненый целитель // Московский психотерапевтический журнал. 1997. № 2 (16). С.90−95
  38. Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.
  39. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. М., Изд-во «Флинта», МПСИ, 2008.
  40. М.А., Котельникова A.B. Модификация методики исследования базисных убеждений личности РЛнофф-Бульман // Психол.журн. 2008. Т.29. № 4. С.98−106.
  41. М., Тарабрина Н. «Психическая травма и базисные когнитивные схемы»// Московский психотерапевтический журнал, 2003,№ 1,с.121−141-
  42. М.А. Особенности базисных убеждений у лиц, перенесших травматический стресс (автореферат), М., 2003
  43. М.А. Особенности базисных убеждений у лиц, перенесших травматический стресс. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2003
  44. М.А., Загряжская Е. А. «Базисные убеждения в структуре психологического дистресса», М., 2006
  45. A.B. Трансформация смысловой сферы личности в отдаленном периоде переживания травматического события // В сб. «Вестник Кемеровского Государственного Университета», № 2 (22). Кемерово: «Компатия ЮНИТИ», 2005.
  46. Практическая психодиагностика (методики и тесты) //под ред. Д. Я. Райгородского. М.: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2004.
  47. Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции // под ред. Д. А. Леонтьева. М.:Смысл, 2005. С.36−49.
  48. A.A., Кудашев А. Р., Баранов A.A. Писхология адаптации личности.Анализ. Теория. Практика СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006
  49. C.JI. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976. — 416 с.
  50. C.JI. Человек и мир. М., 1997.
  51. В.М., Манолова О. Н. Опросник черт характера взрослого человека. М., 2003.
  52. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979
  53. A.B. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
  54. Советский энциклопедический словарь.//Сост. Прохоров A.M., М.: Советская энциклопедия, 1989
  55. Е.Т. Модель психологической помощи вынужденным мигрантам в контексте проблематики насилия и расстройств самоидентичности // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень.- М., 2001.№ 2. С. 21−43.
  56. Г. У. ред. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М.: Смысл, 2001
  57. Г. У. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности. М.: Смысл, 2002, 476 с.
  58. Г. У., Шайгерова JI.A. Общество и вынужденные мигранты: трудный путь к взаимопониманию // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень.- М., 2001.№ 3, с.49−60
  59. P.JI. Когнитивная психология. Пер. с англ. — М.: Тривола, 1996. -600 с
  60. В.В., Сусоколов A.A. Русские ближнего зарубежья: проблемы адаптации в российской деревне // Российский этнограф. М., 1993.№ 3. С. З-172.
  61. И.В. Посттравматический стресс как массовая проблема мигрантов // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень.- М., 2001.№ 3, с. 117−120
  62. Н.В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы//Психол.журн., 1992. Т. 13. № 2. С.14−29.
  63. Тарабрина Н. В Практикум по психологии посттравматического стресса. Санкт-Петербург."Питер". 2001.268 с.
  64. Н.В. Что такое посттравматический стресс. Нижневартовск, МУ «Центр социально-психологической реабилитации участников и инвалидов локальных войн». 2004.
  65. Н.В. Теоретико-эмпирическое исследование посттравматического стресса//Психол. Журн. 2007.Т.28.№ 4.С.5−12
  66. Н.В. Психология посттравматического стресса: интегративный подход. (Автореферат диссертации на соискание учной степени доктора психологических наук). — С.-Пб., 2008.
  67. П. Теология культуры. М., «Юрисгь», 1995.
  68. А.Ш., Зинченко Ю. П. Патопсихологические аспекты посттравматического стрессового расстройства // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень.- М., 2001.№ 3, с. 10−18
  69. Е.И. Роль культурных различий в процессе адаптации русских переселенцев // Идентичность и конфликт в посттсоветских государствах. М., 1997.
  70. Р. Человеческие беды и отпечаток войны: пытки и вынужденная миграция // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень.- М., 2001.№ 3, с.33−48
  71. В. Психотерапия на практике: Пер. с нем. -СПб.: «Ювента», 1999. -256 е., с. ЗЗ
  72. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987
  73. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991
  74. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М.: Пб.: ГИЗ, 1922а, б. Т.2 -250 с.
  75. Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М.: Академия, 1997
  76. А., Драйден У. Практика рационально-эмотивной терапии. СПб.: Речь, 2002
  77. Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души: Пер. с нем. В. М. Бакусева, А. В. Кричевского. М.: Канон, 1994. — 320с.
  78. Adler A. Lebenskenntnis. Frankfort am Main: Fischer Taschenbuch Verlag. 1978−159 S.
  79. Blanchard E.B., Hickling E.J., Taylor A.E., Loos W.R., Gerardy R.J. The psychophysiology of motor vehicle accident relate posttraumatic stress disorder // Behavior Therapy/ 1995. V. 25 P.453−467.
  80. Blue H.C., Griffith E.E.H. Sociocultural and therapeutic perspectives on violence//The Psychiatric Clinics of North America, 1995, 18, 3, 571−589
  81. Breslau N., Davis G.C., Andreski P., Peterson E.: Traumatic events and posttraumatic stress disorder in an urban population of young adults. Arch Gen Psychiatry, 1991,48, 216−222
  82. Bruner J. The Process of Education. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1960
  83. Davidson J. Issues in diagnostic of posttraumatic stress disorders // J.M. Oldham, M.B.Riba, & A. Tasman (Eds.) Rewiew of psychiatry, Vol.12, Washington, DC: American Psychiatric Press, 1993
  84. Ehlers C., Caroline S. Community planning to foster resilience in children. -N.Y.: Kluwer academic publishers, cop.2004
  85. Fiske S. T., Taylor S. E. Social cognition. N. Y.:McGraw-Hill, 1991.
  86. Fontana A., Rosenheck R. A causal model of etiology of war-related PTSD // Journal of Traumatic Stress, 1993, 6, 37−62.
  87. Freedly J.R., Hobfoll S.E. Stress inoculation for reduction of burnout: A conservation of resources approach //, Anxiety, Stress and Coping. 1994. Vol. 6. P. 311−325.
  88. Furnham A., Bochner S. Culture Shock: Psychological reaction to unfamiliar environments. London and New York, 1986
  89. Gurr T. R. Minorities at risk. A global risk of ethnopolitical conflicts. Washington, DC: United States Institute of Peace Press, 1993
  90. S.E. (1996). Social Support: Will you be there when I need you? In N. Vanzetti and S. Duck (eds.), A lifetime of relationships. California: Brooks / Cole Publishing Co.
  91. Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Application of the schema construct // Social Cognition, 1989, 7, 2, p.113−136.
  92. Janoff-Bulman R. Rebuilding shattered assumption after traumatic life events: Coping process and outcomes // C.R. Snyder (Ed.) Coping: the psychology of what works. N.Y.: Oxford University Press, 1998.
  93. Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Towards a new psychology of trauma. New York: Oxford University Press, 1992.
  94. Kessler R. C., Sonnega A., Bromet E. et al. Post-traumatic stress disorder in the National Comorbidity Survey // Arch, of General Psychiatry. 1995. -V. 92.-P. 1048−1060.
  95. Kolb L.C. A neuropsychological hypothesis sxplaning PTSD // Am. J. Psychiatry. 1987. V. 144.P. 989−995
  96. Lang PJ. A bio-informational theory of emotional imagery //Psychophisiology, 1979,16, 495−510.
  97. A. (1994b). Lebenskultur-Kulturerleben. Die Kunst, Bewegendem zu begegnen. Bulletin der GLE 11,1,3−8.
  98. Lavik NJ. Organized Violence and Mental Health Historical and Psychological Perspectives on the 20-th Century // Pain and Survival: Human rights violations and mental health. Oslo-Copenhagen-Stockholm: Scandinavian University Press, 1994. P. 85−115
  99. Lazarus R.S., Launier R. Stress-related transactions between person and environment // L.A. Pervin, M. Lewis (Eds.) Perspectives in interactional psychology. N.Y., 1978
  100. M.J. (1980). The Belief in a Just World: A Fundamental Delution. New York: Plenum Press-
  101. Maddi S.R. Existential Analysis // The encyclopedic dictionary of psychology /R. Harre, R. Lamb (Eds.) Oxford- Blackwell, 1983. P.223−244.
  102. Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / Ed. by P.T.P.Wong, P. S.Fry. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1998, p. 1−25.
  103. Mikkelsen E. G. h Einarsen S. «Basic assumptions and symptoms of post-traumatic stress among victims of bullying at work», European Journal of Work and Organization Psychology, 2002, 11 (1), p. 87−111-
  104. Pitman R.K. Posttraumatic stress disorder, conditioning and network theory // Psychiatric Annals, 1988, 18 (3), 182−189
  105. Pitman R.K., Altman B., Greenwald et al. Psychiatric complications during flooding therapy for posttraumtic strees disolder // J. of Clinical Psychiatry. 1991. — P. 17−20.
  106. Z. & Peplau L. A. (1975). Who believes in a just world? Journal of Social Issues, 31, p. 65−90
  107. Skidmore & Fletcher «Assessing Trauma’s Impact on Beliefs: The World View Survey», Materials of the Thirteenth Annual Meeting of the International Society for Traumatic stress Studies, Monreal, Quebec, Canada, November, 1997-
  108. Taylor S. E. Adjustment to threatening events: A theory of cognitive adaptation // American Psychologist, 1983, 38, 1161−1173.
  109. Triandis H. C. Cultural training, cognitive complexity, and interpersonal attitudes // R. Brislin, S. Bochner, W. Loner (Eds.) Cross-cultural perspectives on learning. Beverly Hills, CA: Sage, 1975.
  110. Triandis H. C. Culture and social behavior. New York, 1994.
  111. Triandis H. The culture assimilator // Variations in black and white perceptions of the social environment. Urbana: University of Illinois Press, 1976.
  112. Доброжелательность-враждебность окружающего мира -убеждение личности в том, что окружающий мир в целом хорошее место для жизни.
  113. Доверие убеждение о безопасной возможности доверять другим людям.
  114. Справедливость убеждение в том, что хорошие и плохие события распределяются между людьми по принципу справедливости: каждый получает то, что заслуживает.
  115. Позитивный-негативный образ «Я» убеждение индивида в том, что он хороший и достойный человек-
  116. Удача — убеждение в том, что в целом данный индивид везучий человек-
  117. Как правило, несчастья случаются с людьми из-за ошибок, которые они совершили Справедливость 0 1 2 3
  118. Мне часто кажется, что во мне слишком мало хорошего Позитивный-негативный образ «Я» 0 1 2 3
  119. Я склоняюсь к убеждению, что в мире больше зла, чем добра Доброжелательность-враждебность окружающего мира 0 1 2 3
  120. В общем-то, судьба ко мне благосклонна Удача 0 1 2 3
  121. Вряд ли что-то сможет помешать мне получить от жизни все, что я хочу Убеждения о контроле 0 1 2 о э
  122. У меня есть основания быть о себе невысокого мнения Позитивный-негативный образ «Я» 0 1 2 3
  123. Я полагаю, что людям доверять нельзя Доверие 0 1 2 3
  124. В этом мире гораздо чаще происходит что-то плохое, нежели хорошее Доброжелательность-враждебност ь окружающего мира 0 1 2 3
  125. Мне кажется, что я не так удачлив, как большинство людей Удача 0 1 2 3
  126. Я боюсь, что человек, которому я доверюсь, может предать меня Доверие 0 1 2 3
  127. Очень редко в жизни непорядочные люди получают по заслугам Справедливость 0 1 2 3
  128. Как правило, я в состоянии действовать так, чтобы получить максимально благоприятный результат Убеждения о контроле 0 1 2 3
  129. В общем и целом, удача улыбается мне значительно реже, чем другим Удача 0 1 2 3
  130. Я почти всегда стараюсь предотвратить возможные Убеждения о контроле 0 1 2 3несчастья, прикладывая максимум усилий
  131. Мне порой кажется, что фортуна слишком уж часто поворачивается ко мне спиной Удача 0 1 2 3
  132. В целом, люди достойны доверия Доверие 0 1 2 3
  133. В моей жизни, как правило, не приходится рассчитывать на удачное стечение обстоятельств Удача 0 1 2 3
  134. Не так уж часто хорошим людям сопутствуют счастье и удача Справедливость 0 1 2 3
  135. Можно сказать, что я себе нравлюсь Позитивный-негативный образ «Я» 0 1 2 3
  136. С моей точки зрения, непорядочные люди заслуживают неприятности, которые происходят с ними в жизни Справедливость 0 1 2 3
  137. Люди по природе своей недружелюбны и злы Доброжелательность-враждебность окружающего мира 0 1 2 3
  138. Чаще всего бессмысленно предпринимать какие-либо меры для защиты себя от неудач Убеждения о контроле 0 1 2 3
  139. Меня, скорее всего, можно назвать интересным и привлекательным человеком Позитивный-негативный образ «Я» 0 1 2 3
  140. По большому счету, людей не очень-то волнуют проблемы других Доброэюелательность-враждебность окружающего мира 0 1 2 3
  141. Вряд ли я могу полностью довериться кому-либо Доверие 0 1 2 3
  142. В большинстве случаев хорошие люди получают то, что заслуживают в жизни Справедливость 0 1 2 3
  143. Думаю, что в целом я в состоянии контролировать события, которые со мной происходят Убеждения о контроле 0 1 2 3
  144. Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки Позитивный-негативный образ «Я» 0 1 2 3
  145. Мне кажется, что, если я буду откровенен с людьми, другие не используют это против меня Доверие 0 1 2 3
  146. Мне бывает трудно выбрать максимально выигрышную стратегию поведения Убеждения о контроле 0 1 2 3
  147. Доверять людям не совсем безопасно Доверие 0 1 2 3
  148. Мне кажется, что с достойными, хорошими людьми неудачи обычно случаются гораздо реже Справедливость 0 1 2 3
  149. Я считаю, что мне часто везет Удача 0 1 2 п
  150. Иногда я сомневаюсь в том, что я достоин любви и уважения Позитивный-негативный образ «Я» 0 1 2 3
  151. Если человек совершает хорошие поступки, то судьба, как правило, к нему благосклонна Справедливость 0 1 2 3
  152. Люди в большинстве своем добры и готовы прийти на помощь Доброжелательность-враждебность окружающего мира 0 1 2 3
  153. Как правило, непорядочным людям удается выходить сухими из воды Справедливость 0 1 2 3
  154. Я вполне везучий человек Удача 0 1 2 3
  155. Думаю, что многое в моей жизни от меня не зависит Убеждения о контроле 0 1 2 3
  156. Мир в целом хорошее место для жизни Доброжелательность-враждебность окружающего мира 0 1 2 о .5
  157. Оглядываясь назад, я понимаю, что случай был ко мне благосклонен Удача 0 1 2
  158. Я считаю, что вполне возможно довериться людям Доверие 0 1 2 3
  159. В целом, я ценю себя достаточно высоко Позитивный-негативный образ «Я» 0 1 2 3
  160. Мне кажется, я никогда не смогу добиться того положения в обществе, которого хочу Убеждения о контроле 0 1 2 3
  161. Я думаю, что человек по натуре добр Доброжелательность-враждебност ь окружающего мира 0 1 2 3
  162. Сомневаюсь, что могу быть достаточно интересным и привлекательным для многих людей Позитивный-негативный образ «Я» 0 1 2 3
  163. Если посмотреть внимательно, то увидишь, что мир полон добра Доброжелательность-враждебность окружающего мира 0 1 2 3
  164. Я думаю, что всегда найдется человек, с которым можно поделиться своими сокровенными переживаниям и Доверие 0 1 2 3
Заполнить форму текущей работой