Личностные корреляты посттравматического стресса: на материале выборки вынужденных переселенцев
Диссертация
Как правило, ситуация, вынудившая человека к бегству, не возникает внезапно, а является кульминацией относительно растянутого во времени процесса преследования или притеснения. В жизненной истории большинства переселенцев присутствует не только вызывающая значительный дистресс необходимость адаптации на новом месте, но и опыт пребывания в районе боевых действий. Перенеся тяготы и неудобства… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I.
- 1. 1. ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ КАК АНОМАЛЬНАЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
- 1. 1. 1. Психология переживания трудных жизненных ситуаций: основные понятия
- 1. 1. 2. Специфика стресса вынужденного переселения
- 1. 1. 3. Вынужденная миграция как ситуация депривации и изоляции
- 1. 1. 4. Посттравматические состояния и ресурсы совладания у вынужденных переселенцев
- 1. 2. РОЛЬ СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ В СОВЛАДАНИИ С ТРУДНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ СИТУАЦИЯМИ
- 1. 3. БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ КАК КОГНИТИВНО-ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС СОВЛАДАНИЯ С ПОСТТРАВМАТИЧЕСКИМ СТРЕССОМ
- 1. 4. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБЗОРА
- 1. 1. ВЫНУЖДЕННАЯ МИГРАЦИЯ КАК АНОМАЛЬНАЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ
- ГЛАВА II.
- АПРОБАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ МОДИФИЦИРОВАННОГО ВАРИАНТА МЕТОДИКИ «ШКАЛА БАЗИСНЫХ УБЕЖДЕНИЙ»
- 2. 1. Структура опросника
- 2. 2. Валидность и надежность методики
- 2. 3. Стандартизация и построение тестовых норм
- ГЛАВА III.
- ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ПЕРЕЖИВАНИЯ СИТУАЦИИ ВЫНУЖДЕННОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ
- 3. 1. Программа исследования
- 3. 2. Результаты эмпирического исследования
- 3. 2. 1. Оценка влияния социально-демографического статуса испытуемых на результаты исследования
- 3. 2. 2. Исследование текущего психологического благополучия вынужденных переселенцев
- 3. 2. 3. Анализ признаков посттравматического стресса в подгруппах мигрантов
- 3. 2. 4. Исследование механизмов совладания со стрессом вынужденного переселения в подгруппах мигрантов
- 3. 3. Описание случаев
- 3. 4. Обсуждение результатов
Список литературы
- Ананьев Б.Г. Строение характера // Психология индивидуальных различий. Тексты. -М., 1982. — С. 172−178.
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал, 1994, № 1, с.3−16.
- Балабанова Е.С. Вынужденные мигранты: стратегии совладания с жизненными трудностями // Экономическая социология. 2000. Т.1.№ 2.
- Бек А., Раш А., Шо Б. Эмери Г. Когнитивная психотерапия депрессии. -СПб.: Питер, 2003.
- Бек А., Фримен А. Когнитивная психотерапия расстройств личности. -СПб.: Питер, 2002.
- Белобородов А.Г. Образ права как смысловой уровень правового сознания и его особенности у преступников: Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М., 1999−24с
- Бодалев А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика. С.-Пб.:Речь, 2004.
- Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть l:"COPING STRESS" и теоретические подходы к его изучению // Психологический журнал, 2006, том 27, № 1, с. 122−133.
- Васильева Ю.А. Особенности смысловой сферы личности при нарушениях социальной регуляции поведения // Психол. журн. 1997. № 2. Т. 18. С. 58−78.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
- Василенко Д.В. Психологическая адаптация студентов-мигрантов //Сборник научных трудов. Серия «Гуманитарные науки», вып.№ 10// СевКавГУ, Ставрополь, 2003.
- Ворона O.A. Психологические последствия стресса у больных раком молочной железы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2005-
- Выготский JI.C. Мышление и речь./ Общая психология. Тексты. Раздел III «Субъект познания». Вып.1. Познавательные процессы: виды и развитие. Часть 2. Под общей ред. В. В. Петухова. М., 1997. 514 с.
- Вынужденная миграция и права человека. М.: ИЭА РАН, 1988.
- Гриценко В.В. Эмоциональное состояние русских вынужденных мигрантов //Психологический журнал, 2000, том 21, № 4, с.22−31.
- Калшед Д. Внутренний мир травмы. М.'.Академический проект, 2001.
- Келли Дж. Теория личности. СПб: Речь, 2000. — 249 стр.
- Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев, 1997.
- Котельникова A.B., Падун М. А. Психологические особенности переживания вынужденной миграции // В сб. Личность в экстремальных условиях. Материалы международной научно-практической конференции. Часть 1. Петр. Камч.:Изд-во КамГУ.: — 2005 г., с.87−97.
- Крамер Д. Математическая обработка данных в социальных науках. Современные методы. М.: Академия, 2007.
- Лазебная Е.О. Личностные особенности и успешность послевоенной адаптации ветеранов боевых действий в Афганистане. Травматический и поствоенный стресс. Материалы конференции, Пермь, 2001.С.49−51.
- Лебедева Н.М. Новая русская диаспора. Социально-психологический анализ. М., 1995.
- Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М., 1999.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
- Леонтьев ДА. Психология смысла. М.: Смысл, 2003, 486 с.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 2000.
- Мазур Е.С. Смысловая регуляция деятельности (на материале некоторых видов патологии): Автореферат дисс.. канд. психол. наук. М., 1983 17с
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997.
- Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях \ Психологический журнал. 2001. — Т.22. — № 1. — С. 16−24.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1968.
- Мещерякова Б.Г., Зинченко В. П. Психологический словарь. С-Пб.: Прайм-Еврознак- М.: Олма-Пресс, 2002
- Митина О.В. Структурное моделирование: состояние и перспективы. Пермь: Вестн. Пермского гос. пед. ун-та. Сер. 1. Психология. № 2. 2005. С. 3−15.
- Михайлова Н.Б. Психологическое исследование ситуации эмиграции // Психологический журнал, 2000, том 21, № 1, с.26−38.
- Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте (Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10). М.: Смысл- СПБ.: Речь, 2003
- Муздыбаев К. Переживание бедности как социальной неудачи: атрибуция ответственности, стратегии совладания и индикаторы депривации \ Социологический журнал, 2001,№ 1,с. 5−32.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 2002. — 256с.)
- Мэй Р. Раненый целитель // Московский психотерапевтический журнал. 1997. № 2 (16). С.90−95
- Наенко Н.И. Психическая напряженность. М., 1976.
- Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология. М., Изд-во «Флинта», МПСИ, 2008.
- Падун М.А., Котельникова A.B. Модификация методики исследования базисных убеждений личности РЛнофф-Бульман // Психол.журн. 2008. Т.29. № 4. С.98−106.
- Падун М., Тарабрина Н. «Психическая травма и базисные когнитивные схемы»// Московский психотерапевтический журнал, 2003,№ 1,с.121−141-
- Падун М.А. Особенности базисных убеждений у лиц, перенесших травматический стресс (автореферат), М., 2003
- Падун М.А. Особенности базисных убеждений у лиц, перенесших травматический стресс. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. М., 2003
- Падун М.А., Загряжская Е. А. «Базисные убеждения в структуре психологического дистресса», М., 2006
- Полетаева A.B. Трансформация смысловой сферы личности в отдаленном периоде переживания травматического события // В сб. «Вестник Кемеровского Государственного Университета», № 2 (22). Кемерово: «Компатия ЮНИТИ», 2005.
- Практическая психодиагностика (методики и тесты) //под ред. Д. Я. Райгородского. М.: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2004.
- Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): материалы международной конференции // под ред. Д. А. Леонтьева. М.:Смысл, 2005. С.36−49.
- Реан A.A., Кудашев А. Р., Баранов A.A. Писхология адаптации личности.Анализ. Теория. Практика СПб.: ПРАЙМ-ЕВРО-ЗНАК, 2006
- Рубинштейн C.JI. Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976. — 416 с.
- Рубинштейн C.JI. Человек и мир. М., 1997.
- Русалов В.М., Манолова О. Н. Опросник черт характера взрослого человека. М., 2003.
- Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979
- Серый A.B. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002.
- Советский энциклопедический словарь.//Сост. Прохоров A.M., М.: Советская энциклопедия, 1989
- Соколова Е.Т. Модель психологической помощи вынужденным мигрантам в контексте проблематики насилия и расстройств самоидентичности // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень.- М., 2001.№ 2. С. 21−43.
- Солдатова Г. У. ред. Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. М.: Смысл, 2001
- Солдатова Г. У. Психологическая помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности. М.: Смысл, 2002, 476 с.
- Солдатова Г. У., Шайгерова JI.A. Общество и вынужденные мигранты: трудный путь к взаимопониманию // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень.- М., 2001.№ 3, с.49−60
- Солсо P.JI. Когнитивная психология. Пер. с англ. — М.: Тривола, 1996. -600 с
- Степанов В.В., Сусоколов A.A. Русские ближнего зарубежья: проблемы адаптации в российской деревне // Российский этнограф. М., 1993.№ 3. С. З-172.
- Стешко И.В. Посттравматический стресс как массовая проблема мигрантов // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень.- М., 2001.№ 3, с. 117−120
- Тарабрина Н.В., Лазебная Е. О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы//Психол.журн., 1992. Т. 13. № 2. С.14−29.
- Тарабрина Н. В Практикум по психологии посттравматического стресса. Санкт-Петербург."Питер". 2001.268 с.
- Тарабрина Н.В. Что такое посттравматический стресс. Нижневартовск, МУ «Центр социально-психологической реабилитации участников и инвалидов локальных войн». 2004.
- Тарабрина Н.В. Теоретико-эмпирическое исследование посттравматического стресса//Психол. Журн. 2007.Т.28.№ 4.С.5−12
- Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса: интегративный подход. (Автореферат диссертации на соискание учной степени доктора психологических наук). — С.-Пб., 2008.
- Тиллих П. Теология культуры. М., «Юрисгь», 1995.
- Тхостов А.Ш., Зинченко Ю. П. Патопсихологические аспекты посттравматического стрессового расстройства // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень.- М., 2001.№ 3, с. 10−18
- Филиппова Е.И. Роль культурных различий в процессе адаптации русских переселенцев // Идентичность и конфликт в посттсоветских государствах. М., 1997.
- Фирнхабер Р. Человеческие беды и отпечаток войны: пытки и вынужденная миграция // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень.- М., 2001.№ 3, с.33−48
- Франки В. Психотерапия на практике: Пер. с нем. -СПб.: «Ювента», 1999. -256 е., с. ЗЗ
- Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1991
- Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. М.: Пб.: ГИЗ, 1922а, б. Т.2 -250 с.
- Черепанова Е.М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М.: Академия, 1997
- Эллис А., Драйден У. Практика рационально-эмотивной терапии. СПб.: Речь, 2002
- Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души: Пер. с нем. В. М. Бакусева, А. В. Кричевского. М.: Канон, 1994. — 320с.
- Adler A. Lebenskenntnis. Frankfort am Main: Fischer Taschenbuch Verlag. 1978−159 S.
- Blanchard E.B., Hickling E.J., Taylor A.E., Loos W.R., Gerardy R.J. The psychophysiology of motor vehicle accident relate posttraumatic stress disorder // Behavior Therapy/ 1995. V. 25 P.453−467.
- Blue H.C., Griffith E.E.H. Sociocultural and therapeutic perspectives on violence//The Psychiatric Clinics of North America, 1995, 18, 3, 571−589
- Breslau N., Davis G.C., Andreski P., Peterson E.: Traumatic events and posttraumatic stress disorder in an urban population of young adults. Arch Gen Psychiatry, 1991,48, 216−222
- Bruner J. The Process of Education. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1960
- Davidson J. Issues in diagnostic of posttraumatic stress disorders // J.M. Oldham, M.B.Riba, & A. Tasman (Eds.) Rewiew of psychiatry, Vol.12, Washington, DC: American Psychiatric Press, 1993
- Ehlers C., Caroline S. Community planning to foster resilience in children. -N.Y.: Kluwer academic publishers, cop.2004
- Fiske S. T., Taylor S. E. Social cognition. N. Y.:McGraw-Hill, 1991.
- Fontana A., Rosenheck R. A causal model of etiology of war-related PTSD // Journal of Traumatic Stress, 1993, 6, 37−62.
- Freedly J.R., Hobfoll S.E. Stress inoculation for reduction of burnout: A conservation of resources approach //, Anxiety, Stress and Coping. 1994. Vol. 6. P. 311−325.
- Furnham A., Bochner S. Culture Shock: Psychological reaction to unfamiliar environments. London and New York, 1986
- Gurr T. R. Minorities at risk. A global risk of ethnopolitical conflicts. Washington, DC: United States Institute of Peace Press, 1993
- Hobfoll S.E. (1996). Social Support: Will you be there when I need you? In N. Vanzetti and S. Duck (eds.), A lifetime of relationships. California: Brooks / Cole Publishing Co.
- Janoff-Bulman R. Assumptive worlds and the stress of traumatic events: Application of the schema construct // Social Cognition, 1989, 7, 2, p.113−136.
- Janoff-Bulman R. Rebuilding shattered assumption after traumatic life events: Coping process and outcomes // C.R. Snyder (Ed.) Coping: the psychology of what works. N.Y.: Oxford University Press, 1998.
- Janoff-Bulman R. Shattered assumptions: Towards a new psychology of trauma. New York: Oxford University Press, 1992.
- Kessler R. C., Sonnega A., Bromet E. et al. Post-traumatic stress disorder in the National Comorbidity Survey // Arch, of General Psychiatry. 1995. -V. 92.-P. 1048−1060.
- Kolb L.C. A neuropsychological hypothesis sxplaning PTSD // Am. J. Psychiatry. 1987. V. 144.P. 989−995
- Lang PJ. A bio-informational theory of emotional imagery //Psychophisiology, 1979,16, 495−510.
- Langle A. (1994b). Lebenskultur-Kulturerleben. Die Kunst, Bewegendem zu begegnen. Bulletin der GLE 11,1,3−8.
- Lavik NJ. Organized Violence and Mental Health Historical and Psychological Perspectives on the 20-th Century // Pain and Survival: Human rights violations and mental health. Oslo-Copenhagen-Stockholm: Scandinavian University Press, 1994. P. 85−115
- Lazarus R.S., Launier R. Stress-related transactions between person and environment // L.A. Pervin, M. Lewis (Eds.) Perspectives in interactional psychology. N.Y., 1978
- Lerner M.J. (1980). The Belief in a Just World: A Fundamental Delution. New York: Plenum Press-
- Maddi S.R. Existential Analysis // The encyclopedic dictionary of psychology /R. Harre, R. Lamb (Eds.) Oxford- Blackwell, 1983. P.223−244.
- Maddi S. Creating Meaning Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / Ed. by P.T.P.Wong, P. S.Fry. Mahwah: Lawrence Erlbaum, 1998, p. 1−25.
- Mikkelsen E. G. h Einarsen S. «Basic assumptions and symptoms of post-traumatic stress among victims of bullying at work», European Journal of Work and Organization Psychology, 2002, 11 (1), p. 87−111-
- Pitman R.K. Posttraumatic stress disorder, conditioning and network theory // Psychiatric Annals, 1988, 18 (3), 182−189
- Pitman R.K., Altman B., Greenwald et al. Psychiatric complications during flooding therapy for posttraumtic strees disolder // J. of Clinical Psychiatry. 1991. — P. 17−20.
- Rubin Z. & Peplau L. A. (1975). Who believes in a just world? Journal of Social Issues, 31, p. 65−90
- Skidmore & Fletcher «Assessing Trauma’s Impact on Beliefs: The World View Survey», Materials of the Thirteenth Annual Meeting of the International Society for Traumatic stress Studies, Monreal, Quebec, Canada, November, 1997-
- Taylor S. E. Adjustment to threatening events: A theory of cognitive adaptation // American Psychologist, 1983, 38, 1161−1173.
- Triandis H. C. Cultural training, cognitive complexity, and interpersonal attitudes // R. Brislin, S. Bochner, W. Loner (Eds.) Cross-cultural perspectives on learning. Beverly Hills, CA: Sage, 1975.
- Triandis H. C. Culture and social behavior. New York, 1994.
- Triandis H. The culture assimilator // Variations in black and white perceptions of the social environment. Urbana: University of Illinois Press, 1976.
- Доброжелательность-враждебность окружающего мира -убеждение личности в том, что окружающий мир в целом хорошее место для жизни.
- Доверие убеждение о безопасной возможности доверять другим людям.
- Справедливость убеждение в том, что хорошие и плохие события распределяются между людьми по принципу справедливости: каждый получает то, что заслуживает.
- Позитивный-негативный образ «Я» убеждение индивида в том, что он хороший и достойный человек-
- Удача — убеждение в том, что в целом данный индивид везучий человек-
- Как правило, несчастья случаются с людьми из-за ошибок, которые они совершили Справедливость 0 1 2 3
- Мне часто кажется, что во мне слишком мало хорошего Позитивный-негативный образ «Я» 0 1 2 3
- Я склоняюсь к убеждению, что в мире больше зла, чем добра Доброжелательность-враждебность окружающего мира 0 1 2 3
- В общем-то, судьба ко мне благосклонна Удача 0 1 2 3
- Вряд ли что-то сможет помешать мне получить от жизни все, что я хочу Убеждения о контроле 0 1 2 о э
- У меня есть основания быть о себе невысокого мнения Позитивный-негативный образ «Я» 0 1 2 3
- Я полагаю, что людям доверять нельзя Доверие 0 1 2 3
- В этом мире гораздо чаще происходит что-то плохое, нежели хорошее Доброжелательность-враждебност ь окружающего мира 0 1 2 3
- Мне кажется, что я не так удачлив, как большинство людей Удача 0 1 2 3
- Я боюсь, что человек, которому я доверюсь, может предать меня Доверие 0 1 2 3
- Очень редко в жизни непорядочные люди получают по заслугам Справедливость 0 1 2 3
- Как правило, я в состоянии действовать так, чтобы получить максимально благоприятный результат Убеждения о контроле 0 1 2 3
- В общем и целом, удача улыбается мне значительно реже, чем другим Удача 0 1 2 3
- Я почти всегда стараюсь предотвратить возможные Убеждения о контроле 0 1 2 3несчастья, прикладывая максимум усилий
- Мне порой кажется, что фортуна слишком уж часто поворачивается ко мне спиной Удача 0 1 2 3
- В целом, люди достойны доверия Доверие 0 1 2 3
- В моей жизни, как правило, не приходится рассчитывать на удачное стечение обстоятельств Удача 0 1 2 3
- Не так уж часто хорошим людям сопутствуют счастье и удача Справедливость 0 1 2 3
- Можно сказать, что я себе нравлюсь Позитивный-негативный образ «Я» 0 1 2 3
- С моей точки зрения, непорядочные люди заслуживают неприятности, которые происходят с ними в жизни Справедливость 0 1 2 3
- Люди по природе своей недружелюбны и злы Доброжелательность-враждебность окружающего мира 0 1 2 3
- Чаще всего бессмысленно предпринимать какие-либо меры для защиты себя от неудач Убеждения о контроле 0 1 2 3
- Меня, скорее всего, можно назвать интересным и привлекательным человеком Позитивный-негативный образ «Я» 0 1 2 3
- По большому счету, людей не очень-то волнуют проблемы других Доброэюелательность-враждебность окружающего мира 0 1 2 3
- Вряд ли я могу полностью довериться кому-либо Доверие 0 1 2 3
- В большинстве случаев хорошие люди получают то, что заслуживают в жизни Справедливость 0 1 2 3
- Думаю, что в целом я в состоянии контролировать события, которые со мной происходят Убеждения о контроле 0 1 2 3
- Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки Позитивный-негативный образ «Я» 0 1 2 3
- Мне кажется, что, если я буду откровенен с людьми, другие не используют это против меня Доверие 0 1 2 3
- Мне бывает трудно выбрать максимально выигрышную стратегию поведения Убеждения о контроле 0 1 2 3
- Доверять людям не совсем безопасно Доверие 0 1 2 3
- Мне кажется, что с достойными, хорошими людьми неудачи обычно случаются гораздо реже Справедливость 0 1 2 3
- Я считаю, что мне часто везет Удача 0 1 2 п
- Иногда я сомневаюсь в том, что я достоин любви и уважения Позитивный-негативный образ «Я» 0 1 2 3
- Если человек совершает хорошие поступки, то судьба, как правило, к нему благосклонна Справедливость 0 1 2 3
- Люди в большинстве своем добры и готовы прийти на помощь Доброжелательность-враждебность окружающего мира 0 1 2 3
- Как правило, непорядочным людям удается выходить сухими из воды Справедливость 0 1 2 3
- Я вполне везучий человек Удача 0 1 2 3
- Думаю, что многое в моей жизни от меня не зависит Убеждения о контроле 0 1 2 3
- Мир в целом хорошее место для жизни Доброжелательность-враждебность окружающего мира 0 1 2 о .5
- Оглядываясь назад, я понимаю, что случай был ко мне благосклонен Удача 0 1 2
- Я считаю, что вполне возможно довериться людям Доверие 0 1 2 3
- В целом, я ценю себя достаточно высоко Позитивный-негативный образ «Я» 0 1 2 3
- Мне кажется, я никогда не смогу добиться того положения в обществе, которого хочу Убеждения о контроле 0 1 2 3
- Я думаю, что человек по натуре добр Доброжелательность-враждебност ь окружающего мира 0 1 2 3
- Сомневаюсь, что могу быть достаточно интересным и привлекательным для многих людей Позитивный-негативный образ «Я» 0 1 2 3
- Если посмотреть внимательно, то увидишь, что мир полон добра Доброжелательность-враждебность окружающего мира 0 1 2 3
- Я думаю, что всегда найдется человек, с которым можно поделиться своими сокровенными переживаниям и Доверие 0 1 2 3