Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общие и специфические особенности развития личности подростков с нарушением зрения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Разумеется, развитие личности незрячего нельзя рассматривать вне окружающей его среды, вне общения со зрячими. Но, на наш взгляд, В. Гудонис делает слишком большой упор на социальные, бытовые, экономические стороны этой проблемы. Однако, у данной проблемы существует еще одна, не менее важная сторонаэто готовность личности человека с сенсорной недостаточностью интегрироваться в общество зрячих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАДИИ
    • 1. 1. Значение слуха для развития личности слепого
    • 1. 2. Представления слепых об окружающем мире
    • 1. 3. Образы и фантазии
    • 1. 4. Эмоциональные переживания
    • 1. 5. Особенности речевого развития людей с нарушением зрения
  • ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
    • 2. 1. Проблема компенсации слепоты. Теоретический подход
    • 2. 2. Роль сенсорных процессов, речи и игровой деятельности в компенсации слепоты. Экспериментальный подход
    • 2. 3. Социальная ситуация развития незрячих детей и подростков. Практический подход
  • ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ФЕНОМЕНЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЗРЯЧИХ И НЕЗРЯЧИХ ПОДРОСТКОВ
    • 3. 1. Роль полового созревания в развитии личности зрячих и незрячих подростков
    • 3. 2. Когнитивное развитие в подростковом возрасте
    • 3. 3. Эмоциональное развитие в подростковом возрасте
    • 3. 4. Самосознание и самооценка в подростковом возрасте
    • 3. 5. Референтная группа
    • 3. 6. Формирование идентичности в подростковом возрасте
  • ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ НЕЗРЯЧЕГО ПОДРОСТКА
    • 4. 1. Экспериментальное исследование характерологических особенностей подростков
    • 4. 2. Особенности эмоциональных переживаний незрячих подростков при восприятии художественной литературы
    • 4. 3. Сравнительный анализ эмоциональных переживаний зрячих подростков и подростков с нарушением зрения при восприятии музыки

Общие и специфические особенности развития личности подростков с нарушением зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Психология лиц с сенсорной зрительной депривацией привлекала к себе внимание исследователей с глубокой древности и остается актуальной до наших дней. Большой вклад в решение этой проблемы внес выдающийся русский ученый JI.C. Выготский. По его словам, наука о слепом человеке сводится к развертыванию одной центральной идеи, которой человечество тысячелетиями пытается овладеть, потому что она не только идея о слепом, но и вообще о психологической природе человека. Согласно его идеям, слепота есть не только отсутствие зрения (дефект отдельного органа), она вызывает глубочайшую перестройку всех сил организма и личности.

По мнению Л. С. Выготского, эта проблема пережила три этапа своего анализа: мистический, наивно-биологический и современный, т. е. научный или социально-психологический.

Мы находим пережитки этой эпохи в легендах, сказаниях, пословицах. В то время в слепоте видели огромное несчастье, к которому относились с суеверным страхом. Возникали убеждения о том, что у слепых из-за отсутствия зрения развиваются высшие силы души, что им доступно духовное знание и видение вместо утраченного физического зрения.

Вторая эпоха характеризуется учением о викариате чувств. Согласно этому учению, выпадение одной из функций восприятия компенсируется повышенным развитием других органов. Представители этого учения полагали, что дефект зрения ведет к усиленному развитию слуха. А. А. Крогиус разработал концепцию о развитии у незрячих шестого чувства. Он отмечал, что трудности восприятия пространства могут быть преодолены слепым человеком благодаря активизации внимания, памяти, мышления и речи.

Третья эпоха выражает абсолютно новый взгляд на психологию слепого. Под влиянием идей А. Адлера считалось, что в психике слепого нет ничего, кроме тенденции к преодолению слепоты, стремлению к сверхкомпенсации, кроме попыток завоевать социальную позицию.

Л.С.Выготский подчеркивал, что основным источником компенсации при слепоте является речь. Если слепой, как и зрячий, может пользоваться речью, то у него, как и у зрячего, есть право считаться социально полноценным. Именно поэтому не существует никакой принципиальной разницы между воспитанием слепого и зрячего ребенка.

Однако у ребенка с сенсорной депривацией складываются индивидуальные психологический особенности, которые необходимо учитывать в процессе его воспитания и обучения.

В современной тифлопсихологии и тифлопедегогике в помощь учителям специальных школ написано немало методической литературы. Для реабилитологов существуют рекомендации по обучению незрячих ориентировке в пространстве. С начала 90-х годов тифлопсихологи ставят и ищут пути решения проблемы интеграции людей с нарушенным зрением в общественную жизнь и ищут пути ее решения (В.Гудонис, JI. И. Солнцева).

Однако, в нашей стране интеграция слепых в общество зрячих чрезвычайно низка. По данным В. Гудониса, лишь незначительная часть незрячих трудится на предприятиях вне системы союзов слепых (ВОС). Автор выявил причины такого низкого уровня интеграции. По его мнению, это происходит, в основном, из-за низкого уровня реабилитационных служб, иначе говоря, недостаточной их подготовки. Причина также кроется в низком уровне отечественной тифлотехники.

Еще одна причина — традиционно сложившаяся система образования лиц со зрительным дефектом которая предполагает полную изоляцию их от зрячих сверстников. Следствием этого положения является то, что после школы незрячий выпускник не владеет навыками общения со зрячими. Именно это является наиболее серьезным препятствием, затрудняющим процесс интеграции.

Другой аспект данной проблемы объясняется психологической неподготовленностью коллектива зрячих. Зрячие коллеги склонны недооценивать профессиональный уровень незрячих людей. В. Гудонис показывает, что зрячие почти не владеют информацией о потенциальных возможностях слепых, недооценивают их интеллектуальные и профессиональные способности. По его мнению, это, в свою очередь, объясняет отсутствие у зрячих «гуманного и милосердного отношения к слепым». Автор полагает, что если будут устранены все перечисленные выше причины, препятствующие процессу интеграции, то процесс этот будет протекать успешно и стабильно.

Разумеется, развитие личности незрячего нельзя рассматривать вне окружающей его среды, вне общения со зрячими. Но, на наш взгляд, В. Гудонис делает слишком большой упор на социальные, бытовые, экономические стороны этой проблемы. Однако, у данной проблемы существует еще одна, не менее важная сторонаэто готовность личности человека с сенсорной недостаточностью интегрироваться в общество зрячих. Какую же роль автор исследования отводит в этом взаимодействии самому незрячему — остается неясным. Если даже предположить, что в обществе будут созданы все предпосылки для интеграции слепого в среду зрячих, нельзя с полной уверенностью утверждать, что незрячий воспользуется созданными для него условиями и свободно войдет в коллектив зрячих.

Задача, вероятно, состоит не только в том, чтобы сформировать у зрячих гуманное отношение к незрячим, научить помогать им, но и в том, чтобы человек с нарушением зрения мог спокойно и свободно, не испытывая дискомфорта, и, с другой стороны, не злоупотребляя своим положением, попросить о помощи. Необходимо создать в процессе воспитания незрячего такие условия, в которых бы у него формировались качества личности, привлекающие к нему зрячего как к партнеру по общению и труду. Не общество зрячих должно разрушить барьер между зрячим и слепым, его должен разрушить сам незрячий.

Л.И. Солнцева проанализировала процесс обучения незрячих в специальных школах и выявила уровень их профессиональной подготовки, что позволило ей утверждать — успешность обучения лиц с сенсорной депривацией, использование их потенциальных возможностей требует глубокого изучения личности таких людей.

В современной психологической литературе практически отсутствуют исследования, посвященные изучению развития личности людей со зрительным дефектом. Именно поэтому в нашей работе была сделана попытка восполнить этот пробел и проанализировать некоторые аспекты становления личности незрячих подростков.

Объект исследования — развитие личностных особенностей подростков с нарушением зрения.

Предмет исследования — анализ содержания и динамики переживаний незрячих подростков, особенности их эмоциональной сферы и черт характера.

Цель исследования — сравнительное изучение возрастных и индивидуальных особенностей личностного развития слепых подростков в возрасте от 11 до 19 лет с помощью ряда диагностических средств.

Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Проанализировать зарубежную и отечественную психологическую литературу о развитии личности слепого, об его индивидуальных особенностях, процессах компенсации слепоты, о значении речи для развития личности слепого ит. д.

2. Проанализировать зарубежную и отечественную психологическую литературу об изучении внутреннего мира подростка.

3. Подобрать и разработать адекватные для достижения поставленной цели методики исследования.

4. Выявить особенности эмоциональной сферы незрячих подростков при восприятии художественных текстов и сопоставить полученные данные с результатами исследования зрячих подростков.

5. Проанализировать характерологические особенности незрячих подростков с помощью психо-диагностической методики А. Е. Личко.

6. Адаптировать разработанную Т. О. Гордеевой музыкально-диагностическую методику для исследования личностных переживаний подростков с нарушением зрения.

7. Провести анализ содержания и динамики рассказов подростков 11−19 лет, написанных после прослушивания музыкальных произведений, выявить особенности тематики рассказов младших подростков и учащихся старших классов.

8. Сопоставить данные, полученные Т. О. Гордеевой при исследовании зрячих подростков с данными, полученными в нашем исследовании личностных переживаний незрячих подростков.

Гипотезы исследования:

Приступая к исследованию, мы предположили, что динамика переживаний незрячих подростков имеет те же самые возрастные изменения, которые характерны для зрячих подростковв процессе восприятия музыки незрячие подростки будут испытывать те же чувства, которые волнуют зрячих. Однако, процесс взросления незрячих замедлен, что найдет отражение в их письменных работах. Условия воспитания детей, изоляция в специальных образовательных учреждениях, дефицит общения, отрыв от семьи — все это наложит свой отпечаток на тематику сочинений и динамику перехода переживаний от внешних событий к внутренним, личностным переживаниям и размышлениям. В зависимости от пола и возраста незрячие подростки будут по разному отражать свои личностные проблемы и переживания. Свободная форма написания рассказов, условие, что содержание их не будет известно ни учителям, ни воспитателям, ни одноклассникам, позволит незрячим школьникам откровенно высказываться о том, что их волнует.

Эмоциональные переживания незрячих подростков при восприятии художественных произведений будут отличаться бедностью эмоционального словаря и сфокусированностью на себе в большей степени, чем у зрячих подростков.

Можно ожидать, что условия обучения и воспитания слепых детей сформируют у них некоторые специфические характерологические особенности, которые имеют сходство с чертами характера эпилептоидного типа.

Методы исследования. В исследовании был использован метод включенного наблюдения. Исследования были проведены незрячим экспериментатором, что создавало ситуацию доверительных отношений со стороны испытуемых и образовывало более глубокое понимание исследователем жизненных ситуаций незрячих подростков.

В данной работе был использован сравнительно-психологический метод исследования. Динамика переживания незрячих подростков сопоставлялась с динамикой переживания зрячих подростков, которая выявлялась с помощью одних и тех же методик (музыкально-диагностической, психо-диагностического теста А. Е. Личко и др.).

Выбор музыкально-диагностической методики для выявления личностных особенностей слепого объясняется тем, что музыка имеет в жизни слепого очень большое значение. Кроме того, далеко не все существующие проективные методики можно применить для исследования личности слепого. Внутренний мир незрячих подростков тщательно скрыт ими от окружающих, следовательно, прямой опрос не дал бы тех результатов, которые мы получили с помощью музыкально-диагностической методики.

Для анализа эмоциональной сферы незрячих подростков нами совместно с доктором психологических наук Л. Н. Захаровой была разработана литературно-диагностическая методика, основу которой составило восприятие подростками художественных произведений.

Для изучения особенностей личности незрячих подростков были также использованы методика 60-ти незаконченных предложений, анкетирование, беседа.

Материал собирался в процессе постоянного общения с подростками в урочное и внеклассное время.

Исследование проводилось в школе-интернате для детей с нарушением зрения им. Н. А. Островского в г. Нижний Новгород с 1991 по 1996 г. и в школе-интернате № 1 для слепых и слабовидящих детей г. Москвы с 1996;1997г.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что впервые в отечественной психологии с помощью системы методик сделана попытка проанализировать особенности личностных переживаний подростков с нарушением зрения.

Впервые с целью выявления переживаний у незрячих подростков была применена музыкально-диагностическая методика, разработанная Т. О. Гордеевой. Сравнительный анализ рассказов, написанных незрячими и зрячими подростками после прослушивания музыкальных произведений, показал, что динамика развития переживаний незрячих подростков соответствует объективным тенденциям, которые были выявлены при изучении зрячих. Доказательством этому утверждению может служить тот факт, что в своих рассказах незрячие подростки затрагивают те же темы, что и зрячие приблизительно в одном и том же возрасте. Между тем, анализ рассказов подростков с нарушением зрения показал, что в развитии их личности наблюдаются некоторые особенности: в их рассказах чаще, чем в рассказах их зрячих сверстников, прослеживается тема одиночества, тоски, отчаяния, недостаток общения с родителями, плохое представление о своем будущем и др.

Впервые в отечественной психологии экспериментальным путем доказано влияние музыки на словесное творчество слепого подростка. Отмечено, что сочинения, написанные под влиянием прослушивания специально подобранных музыкальных произведений, отличаются яркостью, образностью, оригинальностью.

Научное значение имеет разработанная литературно-диагностическая методика, направленная на выявление особенностей эмоциональной сферы незрячих подростков. Сравнение данных, полученных в экспериментах с незрячими и зрячими подростками показывает специфические особенности эмоциональной сферы подростков со зрительной сенсорной депривацией.

Отмечены некоторые характерологические особенности, которые формируются у незрячего подростка под влиянием условий обучения и воспитания.

Результаты диссертационного исследования позволяют сформулировать следующие положения, которые выносятся на защиту:

1. Для исследования внутреннего мира незрячих подростков целесообразно использовать методики проективного типа (музыкальные, литературно-художественные и т. п.), воздействующие на эмоциональную сферу личности.

2. Личностное развитие незрячего подростка происходит по тем же объективным законам, что и развитие незрячего. Слепота, следовательно, не образует специальный психологический тип.

3. Наряду с общими тенденциями развития личности незрячих подростков имеют место специфические различия, которые связаны с сужением эмоциональной сферы, сфокусированностью их переживаний на самих себе, высоким уровнем тревожности, проявлением некоторых особенностей характера эпилептоидного типа.

4. Индивидуальные психологические особенности, выявленные при исследовании личности подростка со зрительным дефектом, можно объяснить условиями обучения и воспитания, которые отличаются от тех же условий зрячих.

Практическое значение работы. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в курсах лекций по психологии развития нормального и аномального ребенка, в спецкурсах о развитии личности детей с глубокими сенсорными нарушениями и др., а также в консультативной работе с педагогами, родителями и учащимися специальных школ-интернатов. Данные исследования имеют значение для разработки программ реабилитации незрячих и их интеграции в общественную жизнь.

Апробация диссертационной работы. Результаты исследования излагались на заседаниях кафедры возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (сентябрь, 2000), на заседании кафедры детской психологии Нижегородского государственного педагогического университета (октябрь, 2000) — на конференции «Актуальные проблемы психологической службы Нижегородской области» (сентябрь, 2000 г.) на Международной психологической конференции «Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации». Москва, 19−22 октября 1999 г.- на V-ой Всесоюзной научной конференции 10−12 июня 1991 г.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и выводов. Общий объем -/91 стр. Библиография состоит из 243 наименований на русском языке. В диссертации 3 таблиц и ^" диаграмм. В приложении представлены сочинения незрячих подростков.

Заключение

.

Анализ отечественной и зарубежной психологической литературы о развитии личности подростков с нарушением зрения и нормально видящих показал, что развитие личности как тех, так и других детерминировано общими объективными законами. Для незрячих подростков характерны те же реакции на кризисные периоды в развитии, как и для зрячих. Так в подростковый период незрячие озабочены изменениями в своем облике не меньше, чем зрячие. Их волнует, как реагируют на эти изменения окружающие люди.

С возрастом у незрячих так же, как и у их зрячих сверстников, возрастает интерес к своему внутреннему миру. Общие закономерности в развитии личности как зрячих, так и незрячих подростков объясняются тем, что утраченный орган (зрение) с успехом компенсируют сохранные анализаторы (слух, обоняние, осязание).

Одной из важнейших компенсаторных функций в психическом развитии детей со зрительной патологией является речь. Понимание речи взрослых, развитие потребности в речевом общении, обогащение словарного запаса в условиях обучения и общения, формирование грамматического строя речи оказывает влияние на формирование всех психических процессов и личности слепого ребенка в целом.

Выявить специфические особенности эмоциональной сферы незрячего подростка позволила литературно-диагностическая методика. Данные, полученные при помощи этой методики, показали, что эмоциональная сфера незрячих подростков имеет определенные особенности. Эмоциональное состояние незрячих подростков часто характеризуется беспокойством, страхом, повышенной тревожностью.

Восприятие художественных текстов может оказать существенное влияние на эмоциональную сферу подростков с нарушениями зрения. Это влияние состоит в формировании и актуализации положительных эмоций, повышении уровня стеничности переживаний и разрядки или компенсации накопленных негативных аффектов, и, что особенно важно, повышению эмпатии у подростков, способствующей позитивному развитию личности в целом.

Разные художественные тексты оказывают существенно разное влияние на эмоциональную сферу подростков с нарушением зрения. Это различие выражено у незрячих в значительно большей степени, чем у зрячих сверстников. Поэтому представляется целесообразным активно проводить психологическую и литературоведческую экспертизу произведений художественной литературы, отбираемой для изучения в курсе литературы и внеклассного чтения слепых и слабовидящих детей, осуществляя ее с позиций необходимости повышения психологической зрелости подростков, для которой важна существенная коррекция эмоциональной сферы.

Адаптирована разработанная Т. О. Гордеевой музыкальная методика для исследования личностных переживаний детей с нарушением зрения. Проанализированы сочинения незрячих подростков, написанные после прослушивания музыкальных произведений. Проведен сравнительный анализ сочинений зрячих (данные Т.О. Гордеевой) и незрячих подростков, который показал, что незрячие затрагивают те же темы, что и зрячие: описание окружающей природы, темы любви, дружбы, одиночества и т. д.

Однако выпадение зрительного анализатора определяет некоторые специфические особенности развития личности, которые влияют на тематику сочинений. В сочинениях незрячих подростков чаще, чем в сочинениях зрячих, звучат темы тоски, одиночества, отчаяния. Незрячие дети неясно представляют свое будущее. В своих сочинениях они пишут о том, что отсутствие зрения ограничивает возможности выбора профессии, является серьезной помехой для создания семьи. В сочинениях незрячих подростков встречаются темы, которые отсутствуют в сочинениях зрячих. Например, темы страха, тревоги, ужаса перед чем-то неясным.

Эти особенности слепого сформировались у него в результате определенных условий воспитания: отрыв от семьи, дефицит общения со зрячими, отсутствие возможности выбора детского коллектива (класса). В условиях интерната часто происходит унификация требований к незрячим детям, либо к незрячим предъявляют заниженные требования, что формирует у них неадекватную самооценку.

Таким образом, в переживаниях подростков с нарушением зрения наблюдаются общие со зрячими тенденции, но при этом переживания незрячих имеют собственную специфику. Личностное развитие этих подростков в значительной мере происходит по пути становления эпилептоидного типа характера с соответствующим типом эмоциональности, затрудняющим психологическую интеграцию в общество зрячих.

Выполненное нами теоретико-экспериментальное исследование, посвященное проблеме изучения общих и специфических особенностей в развитии личности незрячих подростков, позволило сделать следующие выводы:

1. Проективные методики для изучения личности незрячих подростков (музыкальные, литературно-художественные) позволяют раскрыть содержание их внутреннего мира, увидеть специфику переживаний, особенности характера, типы эмоциональности.

2. Сравнение развития личности зрячих и незрячих подростков позволяет утверждать, что существует общее и специфическое в их развитии. В психике слепого отмечена тенденция к компенсации слепоты, стремление участвовать в общественной жизни наравне со зрячими. Вслед за Х. Борхесом можно сказать, что «слепота — это образ жизни, не такой уж плачевный», если использовать слепоту как стимул для преобразования личности.

3. Анализ проблемы компенсации слепоты позволяет выделить три подхода к ее решению: теоретический, экспериментальный, практический.

4. Теоретический подход разработан в трудах А. Адлера и Л. С. Выготского. А. Адлер указал на ключевое значение органического дефекта в формировании личности. Л. С. Выготский писал, что слепота есть не только отсутствие зрения, она вызывает глубочайшую перестройку всех сил организма и личности.

5. Экспериментальный подход (Л.П.Грирорьева, М. И. Земцова, А. И. Каплан, Л. И. Солнцева и др.) приближает нас к пониманию того, как происходит процесс психического развития при утрате зрения. Этот процесс протекает не спонтанно, а зависит от условий обучения и воспитания. В процессе обучения формируется познавательная деятельность, социальные мотивы, потребности, интересы. В условиях обучения мобилизуются разнообразные резервные возможности слепого ребенка. То какие резервы развития слепого ребенка будут реализованы в условиях обучения и воспитания, зависит от общей социальной ситуации развития.

6. Практический подход состоит в том, что в современных условиях незрячие дети воспитываются в учреждениях закрытого типа. Отсюда следует, что основные этапы личностного развития ребенка с нарушением зрения проходят под влиянием учителей и воспитателей, т. е. в отрыве от родителей. Часто это ведет к состоянию повышенной тревожности, агрессивности, неуверенности в себе. Учителя и воспитатели часто, не обладая специальными знаниями по психологии личности детей с нарушением зрения, предъявляют к своим воспитанникам неадекватные требования. Происходит либо унификация требований, либо к незрячим детям предъявляют заниженные требования. Это формирует у слепых заниженную самооценку, снижает общий интерес к жизни.

7. Воспитание незрячих детей происходит в условиях их изоляции от зрячих сверстников. Следовательно, возможность общения для них ограничена. А ведь именно через общение происходит формирование личной групповой идентичности. Слепой ребенок находится в ситуации двойной депривациизрения и общения.

Таким образом в современных условиях воспитания и обучения незрячих детей задачи социально-психологической компенсации дефекта, о которых писал Л. С. Выготский, до сих пор не решены.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ц.С. Особенности процесса элементарной реабилитации в зависимости от характера памяти и внимания поздноослепших. М., 1998. -40 с.
  2. В.М. Влияние музыкального произведения и его интерпретации на компоненты музыкального восприятия. Автореферат дис. канд. психол. Наук. -М., 1982. 19 с.
  3. Алексеев О.JI.Особенности организации школьного эксперимента при обучении слепых детей // Журн. Дефектология. 1991.-Вып. 1
  4. Ю.Е. Трудности усвоения половой роли как фактор участия в неформальных молодежных объединениях // Психологические особенности самодеятельных подростково- юношеских групп. -М.-1990.-С.106−112.
  5. .Г. Опыт экспериментального исследования влияния музыки на поведение // Вопросы науки о поведении ребенка и взрослого.-Владикавказ.-1927.-№ 1.
  6. А. Психологическое тестирование. /книга2./-М.:Пеагогика.~ 1982.-296 с.
  7. H.JI. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию детей с нарушением зрения // Журн. Дефектология. 1998. -№ 1.
  8. И.А. Основные вопросы педологии подростка.- Труды 2-го Моск. гос. университета М. Д929.-т.1.
  9. И.А. Особенности поведения современного подростка // Педология.-1928 б, № 1.- с. 159−170.
  10. И.А. Рабочий подросток. Материалы для педологической характеристики.- М., Транспечать НКПСД928а.-188 с.
  11. И.А., Одинцова Л.И" Нечаева Е. И. Дитя рабочего. М.: Новая Моска, 1926.- 95 с.
  12. З.Асафьев Б. /Игорь Глебов/ Музыкальная форма как процесс / Книги 1-ая и 2-ая.-Изд.2-е.- Музыка, Лен.отд., 1971.-375 с.
  13. В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч.1.- М., 1980.- с.220−228.
  14. .С. Аномальные дети. Дети с нарушением зрения.-М.: Педагогика, 1985.- 60 с.
  15. А., Бандзавичус К., Кочюнас Р., Лаугалис Ф. Ассиметрия восприятия акустически предъявляемых вербальных и невербальных стимулов у зрячих и слепых // Журн. Дефектология. -1984. -№ 3.- с. 32.
  16. А.Т. Новое звено в коррекционном процессе (о лекотеке Центра САТР) // Журн. Дефектология. 1997. -№ 3.
  17. Т. А. Психологические особенности эмоциональных отношений младших школьников к музыкальным тестам. Автореферат дис.. канд.психол.наук. -Л., 189. -17с.
  18. Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности // Вопросы психологии.- 1972, № 3.- с.105−124.
  19. Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии // Вопросы психологии.- 1971, № 4.- с. 101−113.
  20. М.К. Дневник. // Пер. С фр. С. Петербург, изд. Ред. Северного Вестника.- 478 с.
  21. Э.И. Вопросы развития восприятия музыки у школьников. -Автореферат дис. канд.пед.н. М., 1967.
  22. В.К. К вопросу о развитии музыкального восприятия у детей // Развитие музыкального восприятия школьников. М., 1971.- с. 1−10.
  23. Л.И. Психологическая изоляция подростков в коллективе класса: причины, пути коррекции и предупреждения. -Автореферат дис.. канд. психол. н.-Л., 1983.-20 с.
  24. Беляева-Экземплярская С. Н. Музыкальное восприятие и современная психология // Развитие музыкального восприятия школьников.- 1971, № 2.- с.22−32.
  25. В.М. Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1916, № 1−6.-с.105−124.
  26. Р.К. Сочинение о природе в 5 классе школы для слепых // Журн. Дефектология. 1973. -№ 5.- с. 51.
  27. П.П. Педология. М., 1934.- 350 с.
  28. В.В. О создании комфортных условий на уроках математики в специальных школах // Журн. Дефектология. 1997. -№ 3.
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. — 464 с.
  30. Л.И., Неймарк М. С. «Значащие» переживания как предмет психологии // Вопросы психологии. 1972.- № 1. — с. 130−134.
  31. Х.Л. Слепота // Журн. Знание сила. -1993.-№ 1. — с.88−93.
  32. Л.Л. Адекватность восприятия музыки в зависимости от психических состояний слушателей // Новые исследования в психологии.- 1981.-№>2.-с.61−64.
  33. .С. Аномалии личности. М., 1988.
  34. Т.Н. Особенности формирования пространственных представлений у учащихся школ для слабовидящих и слепых // Журн. Дефектология. 1970.-№ 4.-с.13.
  35. Л.Ф. Психодиагностика личности. -Киев: Здоровье, 1989.-168с.
  36. Бюлер Ш Что такое пубертатный период. Фрагменты из книги «Душевная жизнь юношества» // Педология юности // Под ред. И.Арямова. -М.-Л.: Учпедгиз, 1931. с.37−46.
  37. К. Психология слепых. -М.: Учпедгиз, 1934.
  38. Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. -М., 1980.-с.229−243.
  39. Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.- 318 с.
  40. В.К. Психология эмоциональных явлений. Московский ун-т, 1976.- с. 142.
  41. Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах- интернатах. Автореферат дис. .канд. психол. н, — М., 1992.- 18 с.
  42. Н.В. Индивидуальный стиль речи и эмоциональность личности Современные модели психологии речи и психолингвистики. М., 1990. -с. 1 888 196.
  43. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной и др. М., 1984.
  44. Возрастные и индивидуальные особенности младшх подростков // Под ред. Эльконина Д. Б., Драгуновой Т. В. М., 1967. — 360 с.
  45. JI.C. Возрастная характеристика развития речи слабовидящих детей. Л. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.-С.69−72.
  46. Л.С. Задачи коррекционной речевой работы в школах для детей с нарушениями зрения и система логопедической подготовки студентов отделения тифлопедагогики // Журн. Дефектология.- 1974. № 5.- с.81−84.
  47. Л.С. К истории вопроса о формировании речи у детей с глубокими дефектами зрения / Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982.- с.21−32.
  48. Л.С. К истории о коррекции нарушения речи у детей с глубокими дефектами зрения / Опыт изучения аномальных школ. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1978. — с.34−40.
  49. Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у слепых и слабовидящих детей // Журн. Дефектология. -1982.- № 5.
  50. JI.C. Методика логопедических исследований речи слепых и слабовидящих дошкольников / Нервно-психические и речевые у детей. Л.,: ЛГПИ им. А, И, Герцена, 1982. — с.12−28.
  51. Л.С. О коррекции речи слабовидящих младшего возраста в общей системе учебно-воспитательной работы специальной школы. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1972. — с.134−136.
  52. Л.С. Основные тенденции в изучении нарушения речи у слепых и слабовидящих / Психические и речевые нарушения у детей // Вопросы реабилитации. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979. — с.23−34.
  53. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просещение, 1991. 93 с.
  54. Л.С. Вопросы психологии Собр.соч в 6-ти т., Т.4,5.-М.: Педагогика, 1983.
  55. Л.С. Дефекты и сверхкомпенсация // Умственная отсталость, слепота и глухота. -М., 1927.
  56. Л.С. Педология подростка: проблема возраста // Собр. соч. в 6-ти т. -М.Д984.-Т.4.
  57. Л.С. Психология искусства. -М.:Искусство, 1986.- 576 с.
  58. И.П. Особенности выделения признаков объектов детьми с нарушением зрения // Журн.Дефектология.- 1990.-№ 2.- С. 13.
  59. И.Н., Игнатьева Межличностные отношения ребенка. М.: Фолиум, 1994.- 60 с.
  60. А.Н. О детях с глубокими нарушениями зрения // Журн. Дефектология.- 1984.-№ 2.- с. 85.
  61. JI.Я. Психология эмоциональных отношений. -М.1987.
  62. Г. О вариативности восприятия музыкального образа (из наблюдений за массовыми слушателями) // Восприятие музыки / Под ред. В. Н. Максимова. М.: Музыка, 1980.- с. 127−140.
  63. В.В. Индивидуальный подход при обучении чтению и письму по Браилю поздноослепших. Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых. -М., 1988.
  64. В.Я., Антипов В. И. Применение наглядных пособий на логопедических занятиях со слепыми детьми // Журн. Дефектология.- 1972.- № 2.-с.75.
  65. И.А. Психолого-педагогическая коррекция средствами искусства в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения // Журн. Дефектология. 1997. -№ 6.
  66. Т.О. Особенности переживаний подростков при восприятии музыки. Дис.. канд. психол.н. -М., 1993.-190 с.
  67. Э. Музыкальная психология. М., 1993. — 190 с.
  68. А.П. Слепые и зрячие. -М., 1985.
  69. Л.П., Зислина Н. Н., Толстова В. А., Рожкова Л. А., Алиева З. С., Костина Т. Ф., Вернадская М.Э" Блинникова И. В. О теоретическом и практическом значении нейро-психофизиологических исследований в дефектологии // Журн. Дефектология. 1997. -№ 5.
  70. Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей //Журн. Дефектология № 3.-2000.-3
  71. В. Опыт и перспективы интегрированного обучения детей с нарушенным зрением // Журн. Дефектология. 1998. -№ 2.
  72. В. Проблемы образования слепых и слабовидящих детей // Журн. Дефектология. 1998. -№ 1.
  73. В.В. Проблема периодизации психического развития // Возрастная и педагогическая психология. Материалы всесоюзн. семинара-совещания. Пермь, 1974.- с.33−53.
  74. Дети с глубоким нарушением зрения / Под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер. М.: Просвещение, 1967.
  75. P.M. Об эстетическом восприятии слабовидящих детей // Журн. Дефектология. 1969.- № 4.- с.61−63.
  76. В.И. Эмоциональная направленность личности. Дис.. доктора психол.н.- М., 1979. — 281 с.
  77. А.Э. Использование кинофильма на уроке русского языка в школах для слабовидящих // Журн. Дефектология. 1971. -№ 5. — с.59.
  78. Т.В. О некоторых психологических особнностях подростка //В сб.: Вопросы психологии личности школьника.- М., 1961. с.120−169.
  79. Драгунова Т. В .Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии.- 1972.- № 2.- с.25−38.
  80. Н.П. Актуальные вопросы психокоррекции состояния утративших зрение, — М., 1988.
  81. М.А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях // Журн. Дефектология. 1997. -№ 5.
  82. З.Г. Психолого- педагогические аспекты реабилитации инвалидов по зрению.- М., 1988.
  83. О.Л. Индивидуальные особенности развития речи и фонематического слуха у старших дошкольников с глубоким нарушением зрения // Журн. Дефектология. 1971. -№ 2. — с.68.
  84. В.П., Замулина А. Л., Литвак А. Г., Солнцева Л. И. К вопросу организации психологической службы в специальной школе для детей с нарушением зрения // Журн. Дефектология. -1989.- № 3.- c. l 1.
  85. Зайцева Г. Л. Диалог с Л. С Выготским о проблемах современной судропедагогики // Журн. Дефектология. 1998. -№ 2.91.3алесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. -М.: МГУ, 1982.-120 с.
  86. Н.Я. О гипертимном типе акцентуации личности у подростков // Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972.
  87. Изучение мотивации поведения у детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., 1972.
  88. К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте // Журн. Вестник Московского ун-та. -1990.- Серия 14.
  89. ЮО.Кабачек О. Л. Конференция по проблеме формирования читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Журн. Дефектология. 1997. -№ 5.
  90. В.Е. Стереотипы мужественности- женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии.= 1989.-№ 3.
  91. О.А. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности Вопросы психологии. -1989. -№ 3.- с.154−157.
  92. А.И. Офтальмологический аспект проблемы дифференцированного подхода к обучению детей с нарушениями зрения // Журн. Дефектология. 1973.- № 6.- с. 8.
  93. И.Б. Устранение дисламии у дошкольников в условиях детской поликлиники // Журн. Дефектология. 1997. -№ 6.
  94. Юб.Кечхуашвили Г. Н. Из опыта экспериментального исследования музыкальных представлений при восприятии музыки // Художественное восприятие. JL: Наука, 1971.- с.348−354.
  95. Г. Н. К проблеме психологии восприятия музыки (о «немузыкальных» представлениях в эстетическом восприятии музыки) // В кн.: Вопросы музыкознания. Сб.ст., Т.З.- М.: Музыка, I960.- с. З02−323.
  96. Ковал ев В.В. О психогенных и патологических формированиях (развитиях) личности у детей и подростков // Журн. невропатологии и психиатрии. 1969.- Вып. 10.
  97. В.Ш. Исследование индивидуальных различий у детей с глубоким нарушением зрения // Журн. Дефектология.-1973.-№ 3.- с. 9.
  98. Ю.Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.111 .Кон И. С. Психология юношеской дружбы. М.: Знание, 1973.
  99. Кон И. С. Психологиястаршеклассников. М., 1980. -192 с.
  100. В.Т., Чернявская А. Г. По лабиринтам души подростка. -Минск, 1991.
  101. В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов- дефектологов, а также педагогов и психологов по социальной работе с детьми в Литве // Журн. Дефектология. -1998. -№ 1.
  102. А.И. Об оценке психопатических личностей типа неустойчивых // Журн. невропатологии и психиатрии. 1978. — Вып.11.
  103. Пб.Костючек Н. С. Воспитание слепого ребенка в семье // Журн. Дефектология. -1969. № 5.
  104. Н.С. Значение предметных представлений для коррекции речи слепого младшего школьника // Журн. Дефектология. -1988. № 3.
  105. И8.Костючек Н. С. Развитие речи учащихся школ слепых (1−5 классы). -М.: Просвещение, 1967.
  106. Краткий психологический словарь. М., 1985.
  107. Ю.А. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966.
  108. Кро О. Интеллектуальное развитие в период созревания // Педология юности. -M.-JL: Учпедгиз, 1931. -с. 144−162.
  109. Крогиус Процессы восприятия слепых. М., 1909.- 70 с.
  110. Крогиус психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики.-Саратов, 1926.
  111. В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
  112. В.А. Психология. -М., 1986.
  113. В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения. С.-Петербург, 1991.- 184 с.
  114. О.И., Третьякова А. Н. Характер подростка. Какой он? // Журн. Биология в школе. 1993. — № 4.- с. 17−20.
  115. Ф. Сущность эмоционального переживания / Психология эмоций. Тесты. -М.: МГУ, 1984. с. 108−119.
  116. И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определенного пола в юношеском возрасте. Автореферат дис.. канд. психол. н. -М., 1987. 17 с.
  117. Н.Д. Психология характера. М., 1969.
  118. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  119. А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения в 2-х томах.- М., 1983.- Т.2.- с.232−239.
  120. А.Н. Проблема развития психики. М., 1972.
  121. Д.А. Очерк психологии личности. М.: Мысль, 1993.- 43 с.
  122. В.К. Функциональная музыка как компенсатор сенсорной депривации. Дис. канд. психол. н.- М., 1977.
  123. Д.И. Самооценка школьника. 1976.
  124. А.Г. Особенности интеллекта слабовидящего школьника // Журн. Дефектология. 1987.- № 1.- с. 22.
  125. А.Г., Сорокин В. Н., Головина Т. Л. Практикум по тифлопсихологии. М.: Просвещение, 1989. — 108 с.
  126. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
  127. Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. — № 1.- с.103−109.143 .Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. — т. 1.- № 1.
  128. А.Ф. Основной вопрос философии музыки // Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991.- с.315−335.
  129. Д.В. Диагностика отношения младших подростков к другим людям как показателя развития личности. Автореферат дис.. канд. психол. н. М., 1990. — 19 с.
  130. А.Л. К вопросу об особенностях смысловой стороны речи слабовидящих дошкольников // Журн. Дефектология. 1985. — № 6.- с. 62.
  131. Л.Л. Особенности поведения инвалидов по зрению в зависимости от их личностных характеристик. -М., 1988.
  132. Людмила Ивановна Солнцева (к 70-летию со дня рождения) // Журн. Дефектология. 1997. -№ 3.
  133. Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы спец. образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Журн. Дефектология. 1997. -№ 5.
  134. Г. М. Формирование представлений у слабовидящих учащихся 4 класса // Журн. Дефектология. 10 970. — № 3.- с. 24.
  135. Е.В. Графические и свободные диктанты как способ формирования грамматических навыков в школе для слабовидящих // Журн. 1974.- № 1.- с. 55.
  136. Мишель Кле. Психология подростка (психо- сексуальное развитие).-М.: Педагогика, 1991.- 176 с.
  137. И.С. Общение как средство формирования специального опыта у детей с нарушением зрения // Журн. Дефектология. 1971. — № 6.- с. 60.
  138. Т.А. Заметки с уроков в младших классах школ для детей // Журн. Дефектология. 1991.- № 3. — с.58.
  139. В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: МГУ, 1981.
  140. Н.Г., Свиридюк Г. П. Развитие творческих возможностей слабовидящих школьников // Журн. Дефектология. -1970.- № 2.-с.64.
  141. Музыкальное восприятие школьников / Под ред. Белобородовой В. К., Ригиной B.C., Алиева Ю. Б. М., 1975.-160с.
  142. И. Как мы воспитываем слепого ребенка // Журн. Дефектология.- 1973.-№ 3.-с.90.15 9. Никольский Л. А. Место искусства в структуре интересов современного школьника. Автореферат дис. канд. пед.н. -М., 1973.- 17с.
  143. Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психологическое состояние человека // Психологический журнал.- 1984.-Т.5.-№ 6.-с.79−85.
  144. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.: Тривола, 1995.-360с.
  145. Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: За и против.- М., Изд-во МГУ, 1981.
  146. Опыт работы незрячих преподавателей музыки / Материалы совещания. М., 1979.
  147. Особенности познавательной деятельности слепых / Под ред. М. И. Земцовой и Ю. А. Кулагина.- Изд-во Академии пед. наук РСФСР.-М., 1958.
  148. А.Х., Рязанова Е. П. Особенности эмоциональной сферы воспитанников и сотрудников детского дома // Психологический журнал.- 1993.-Т.14.-№ 1.-с.44−52.
  149. Переходные периоды в психическом развитии ребенка / Под ред. М. И. Фонарева.- М., 1984.-c.88.
  150. И.Б. Полезное руководство для школ слепых и слабовидящих / Журн. Дефектология.-1974.-№ 1.
  151. И.Б. Ценный справочник для школ слепых и слабовидящих / Журн. Дефектология.-1975.-№ 2.-с.87.
  152. В. Современные проблемы развития речи слепых младших школьников // Журн. Дефектология. 1969. № 3.- с.89−90.
  153. К.К. Структура и развитие личнности. М., 1984.
  154. О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета. М., 1993.173 .Присяжный А. В. Информационные потребности слепых и слабовидящих учащихся и их родителей // Журн. Дефектология. 1997. -№ 6.
  155. JI. А. Дифференциально-психофизиологический анализ эмоциональности как черты темперамента. Автореферат дис.. канд. психол. н.-М.Д993.-27с.
  156. М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы // Вопросы психологиии.-1986.-№ 3.
  157. X. Подростковый и юношеский возраст (Проблемы становления личности).-М.:Мир, 1994.-319с.
  158. Я. Экспериментальная психология эмоции.-М., 1979.
  159. М.А., Тельман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с фр.-М., 1988.
  160. М.М. Юность по дневникам и автобиографическим запискам. Изд-во Высших педагогических курсов при МВТУ.- М., 1928. Вып.1−276с.
  161. С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т.-ТЛ-М.: Педагогика, 1989.- 488с.
  162. С.Л. Проблемы общей психологии.-М., 1976.
  163. В.М. Новый вариант адаптации личностного теста ЕР1 // Психологический журнал.-1987.-№ 1 .-с. 113−126.
  164. И. Назначение музыки иее возможности.-М., 1962.-96с.
  165. Л.С. Особенности развития музыкального восприятия.-Тбилиси:Мецниереба, 1987.-68с.
  166. Т.П. Воспитание интереса к изучению русского языка у младших классов слабовидящих деетй // Журн. Дефектология.-1972.-№ 5.-с.52.
  167. Л.Д. Психология юношнского возраста / Вестник воспитания.-1897.-№ 6.-с.67−104. № 7.-с.ЗЗ-62.
  168. Е.П. Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей / Сб. работ.-М., 1980.
  169. Е.П. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих /Сб. трудов.-Л., 1982.
  170. Е.П. Исследовния взаимоотношений слепых в производственных коллективах и школах. Автореферат дис.. канд. психол. наук, М., 1981.
  171. В.Е. Порыв. Мечта. // Детство и юность, их психология и педагогика.-М., 1922.-е.17−35.
  172. Т.В. Восприятие сверстнико и взрослых подростками и старшекласниками // Вопросы психологии.-1985.- № 5.-с.61−70.
  173. И.Л. Некоторые вопросы коррекции познавотельной деятельности слабовидящих детей младшего школьного возраста // Журн. Дефектология.- 1969.-№ 4.-с.50−54.
  174. Е.Г. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.-М., МГУ.-1989. 212с.
  175. Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. -М.:Педагогика, 1980.
  176. Л.И. Значение дошкольного воспитания в коррекции недостатков психического развития деетй с нарушением зрения// Журн. Дефектология.- 1983.-№ 4.-с.54.
  177. Л.И. Создание полисенсорной основы компенсации слепоты в раннем возрасте// Журн. Дефектология.- 1979.-№ 5.-с.6.
  178. Л.И. Теоретические и практические аспекты коррекционно-воспитательной работы в школе слепых на современном этапе // Журн. Дефектология.- 1990.-№ 1.-с.9.
  179. Л.И. Снижение результативности умственной деятельности и школьного обучения среди детей с нарушением зрения //Журн. Дефенктология. -2000. -№ 1 с.27
  180. Соло дова Н. И. Опыт работы по организации коллектива и формированию положительных черт личности у слабовидящих школьников // Журн. Дефектология.-1982.-№ 4.
  181. Соло дова Н. И. Особенности некоторых нравственных черт слабовидящих школьников и коррекционно-воспитательная работа с ними.-М., 1982.
  182. Н.И. Особенности некоторых нравственных черт слабовидящих школьников и коррекционно-воспитательная работа с ними. М., 1982.
  183. Э.М. Роль игры в воспитании слепых и слабовидящих школьников / Методические рекомендации.-Киев:РУШК, 1981.
  184. Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих щкольников.-Л., 1980.
  185. Ю.И. Эмоциональное воздействие музыки на личность / на примере учащихся ПТУ /. Автореферат дис. канд.психол.н.-Л., 1986.-21с.
  186. Г. С. Психологические особенности музыкального восприятия школьников // Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства / Под ред. Д. Б. Кабалевского.-М., 1978.-с.48−57.
  187. .М. Психология музыкальных способностей / Избр. труды в 2-х томах.-М., 1985.-Т. 1 .-с.42−222.
  188. Тифлопсихология и тифлопедагогика / Краткое содержание докладов.-Ленинград, 25−28 марта, 1970.
  189. Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. М.- Прага, 1994.С.42.
  190. А.Б. Об изменении социальной ситуации развития в подростковом возрасте // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М.: НИИ ОПП, 1979.-е. 15−31.
  191. З.Толстых Н. Н. Возрастные и половые различия в представлениях подростков о своей будущей семейной жизни // Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. -М., 1980.-С.68−79.
  192. Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии.-1984.-№ 3 .-с.79−86.
  193. Н.Н. Использование методики неоконченных предложений для изучения временной перспективы // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М. Д988.-с.95−110.
  194. Н.Н. Социальная ситуация развития и проблемы возраста // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991.-С.43−50.
  195. Н.Н. Сравнительное изучение отношения к будущему подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.
  196. Л.Н. Использование функциональной музыки в учебном процессе // Вопросы внушающего воздействия в педагогике. Уч. зап. -Пермь, 1971.-Т.88.-С. 150−162.
  197. Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. -М., 1989.
  198. М.Ф. Влияние наблюдений в природе на развитие образной речи и эстетическое воспитание слабовидящих детей // Журн. Дефектология, 1982.-№ 6.с.5.
  199. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии.-1989.-№ 6.
  200. Д.И. Психология личностного развития подростка Советская педагогика.-1991.-№ 4.-с.31−38.
  201. Д.И. Психология становления личности. -М.: Международная педагогическая академия, 1984.-192 с.
  202. В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики.-М.: Просвещение, 1981.
  203. Г. Психоаналитическая педагогика в больничной школе в Австрии // Журн. Дефектология. 1997. -№ 3.
  204. Фильчикова Электрофизиологическая диагностика нарушений зрения у детей раннего возраста // Журн. Дефектология. 1998. -№ 1.
  205. Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика -Пресс, 1993.-140 с.
  206. Фрейд 3. Психология сексуальности. Минск: Прамеб, 1993.-159 с.
  207. С.Ш. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Журн. Дефектология.-1991.-№ 3.
  208. А.С. Проведение индивидуальных бесед психокоррекционного характера. М., 1990.231 .Хрусталев С. А. Работа с лицами со сниженной адаптацией. -М., 1990.
  209. В.А. Психология аномального развития в детском и подростково- юношеском возрасте. К.: Здоровье, 1993.- 144 с.
  210. Г. А. Психология саморазвития. Задача для подростков и их педагогов. М.: Интерпаркс, 1994.
  211. И.В. Проблема социализации выпускников спец.школ для детей с нарушением слуха // Журн. Дефектология. 1998. -№ 1.
  212. Е.В. Психология личности. М., 1986.
  213. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: ПедагогикаД989. -560 с.
  214. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте Вопросы психологии. -1971.- № 4.-с.6−20.
  215. Эрик Эриксон Детство и общество. Обнинск, 1993.
  216. Эстетическое воспитание лиц с глубоким нарушением зрения // Сб. статей-М., 1989.
  217. П.О. Очерки по психологии ребенка школьного возраста. -М.: Работник просвещения, 1929. -Изд.20е.- 95 с.
  218. Т.И. Особенности формирования психологического пола в семье и школе-интернате // Возрастные особенности психического развития детей.-М, 1982.
  219. Отрывки из дневников незрячих подростков
  220. Человек творец по своей природе. Это его потребность: создавать то, чего нет в природе, чего до него еще не делали. И когда в нем погибает творец, то какой же это человек?
  221. Беззубов.Андрей, выдержки из дневника.)
  222. На огромном вековом дубе, который как колонна подпирает небо, распустился нежно зеленый, до кружения в голове пахнущий жизнью, листочек.
  223. И, наконец, зима. Холодная, невозмутимая в своей холодности художница. Не жалея себя, создает она удивительные красоты.
  224. Нам тоже нельзя жалеть себя для красоты.
  225. Самсонов. Алексей, выдержки из дневника.)
  226. Самсонов.Алексей выдержки из дневника.)
Заполнить форму текущей работой