Общие и специфические особенности развития личности подростков с нарушением зрения
Диссертация
Разумеется, развитие личности незрячего нельзя рассматривать вне окружающей его среды, вне общения со зрячими. Но, на наш взгляд, В. Гудонис делает слишком большой упор на социальные, бытовые, экономические стороны этой проблемы. Однако, у данной проблемы существует еще одна, не менее важная сторонаэто готовность личности человека с сенсорной недостаточностью интегрироваться в общество зрячих… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ОБЩИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЗРИТЕЛЬНОЙ ДЕПРИВАДИИ
- 1. 1. Значение слуха для развития личности слепого
- 1. 2. Представления слепых об окружающем мире
- 1. 3. Образы и фантазии
- 1. 4. Эмоциональные переживания
- 1. 5. Особенности речевого развития людей с нарушением зрения
- ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- 2. 1. Проблема компенсации слепоты. Теоретический подход
- 2. 2. Роль сенсорных процессов, речи и игровой деятельности в компенсации слепоты. Экспериментальный подход
- 2. 3. Социальная ситуация развития незрячих детей и подростков. Практический подход
- ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ФЕНОМЕНЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ЗРЯЧИХ И НЕЗРЯЧИХ ПОДРОСТКОВ
- 3. 1. Роль полового созревания в развитии личности зрячих и незрячих подростков
- 3. 2. Когнитивное развитие в подростковом возрасте
- 3. 3. Эмоциональное развитие в подростковом возрасте
- 3. 4. Самосознание и самооценка в подростковом возрасте
- 3. 5. Референтная группа
- 3. 6. Формирование идентичности в подростковом возрасте
- ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ НЕЗРЯЧЕГО ПОДРОСТКА
- 4. 1. Экспериментальное исследование характерологических особенностей подростков
- 4. 2. Особенности эмоциональных переживаний незрячих подростков при восприятии художественной литературы
- 4. 3. Сравнительный анализ эмоциональных переживаний зрячих подростков и подростков с нарушением зрения при восприятии музыки
Список литературы
- Аваньянц Ц.С. Особенности процесса элементарной реабилитации в зависимости от характера памяти и внимания поздноослепших. М., 1998. -40 с.
- Авдеев В.М. Влияние музыкального произведения и его интерпретации на компоненты музыкального восприятия. Автореферат дис. канд. психол. Наук. -М., 1982. 19 с.
- Алексеев О.JI.Особенности организации школьного эксперимента при обучении слепых детей // Журн. Дефектология. 1991.-Вып. 1
- Алешина Ю.Е. Трудности усвоения половой роли как фактор участия в неформальных молодежных объединениях // Психологические особенности самодеятельных подростково- юношеских групп. -М.-1990.-С.106−112.
- Ананьев Б.Г. Опыт экспериментального исследования влияния музыки на поведение // Вопросы науки о поведении ребенка и взрослого.-Владикавказ.-1927.-№ 1.
- Анастази А. Психологическое тестирование. /книга2./-М.:Пеагогика.~ 1982.-296 с.
- Анисимова H.JI. Совместная работа семьи и детского сада по воспитанию детей с нарушением зрения // Журн. Дефектология. 1998. -№ 1.
- Арямов И.А. Основные вопросы педологии подростка.- Труды 2-го Моск. гос. университета М. Д929.-т.1.
- Арямов И.А. Особенности поведения современного подростка // Педология.-1928 б, № 1.- с. 159−170.
- Арямов И.А. Рабочий подросток. Материалы для педологической характеристики.- М., Транспечать НКПСД928а.-188 с.
- Арямов И.А., Одинцова Л.И" Нечаева Е. И. Дитя рабочего. М.: Новая Моска, 1926.- 95 с.
- З.Асафьев Б. /Игорь Глебов/ Музыкальная форма как процесс / Книги 1-ая и 2-ая.-Изд.2-е.- Музыка, Лен.отд., 1971.-375 с.
- Аснин В.И. Об условиях надежности психологического эксперимента // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии, Ч.1.- М., 1980.- с.220−228.
- Астапов Б.С. Аномальные дети. Дети с нарушением зрения.-М.: Педагогика, 1985.- 60 с.
- Багданас А., Бандзавичус К., Кочюнас Р., Лаугалис Ф. Ассиметрия восприятия акустически предъявляемых вербальных и невербальных стимулов у зрячих и слепых // Журн. Дефектология. -1984. -№ 3.- с. 32.
- Баймуратова А.Т. Новое звено в коррекционном процессе (о лекотеке Центра САТР) // Журн. Дефектология. 1997. -№ 3.
- Барышева Т. А. Психологические особенности эмоциональных отношений младших школьников к музыкальным тестам. Автореферат дис.. канд.психол.наук. -Л., 189. -17с.
- Бассин Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности // Вопросы психологии.- 1972, № 3.- с.105−124.
- Бассин Ф.В. О развитии взглядов на предмет психологии // Вопросы психологии.- 1971, № 4.- с. 101−113.
- Башкирцева М.К. Дневник. // Пер. С фр. С. Петербург, изд. Ред. Северного Вестника.- 478 с.
- Баячис Э.И. Вопросы развития восприятия музыки у школьников. -Автореферат дис. канд.пед.н. М., 1967.
- Белобородова В.К. К вопросу о развитии музыкального восприятия у детей // Развитие музыкального восприятия школьников. М., 1971.- с. 1−10.
- Белозерова Л.И. Психологическая изоляция подростков в коллективе класса: причины, пути коррекции и предупреждения. -Автореферат дис.. канд. психол. н.-Л., 1983.-20 с.
- Беляева-Экземплярская С. Н. Музыкальное восприятие и современная психология // Развитие музыкального восприятия школьников.- 1971, № 2.- с.22−32.
- Бехтерев В.М. Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1916, № 1−6.-с.105−124.
- Биктагирова Р.К. Сочинение о природе в 5 классе школы для слепых // Журн. Дефектология. 1973. -№ 5.- с. 51.
- Блонский П.П. Педология. М., 1934.- 350 с.
- Богдан В.В. О создании комфортных условий на уроках математики в специальных школах // Журн. Дефектология. 1997. -№ 3.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968. — 464 с.
- Божович Л.И., Неймарк М. С. «Значащие» переживания как предмет психологии // Вопросы психологии. 1972.- № 1. — с. 130−134.
- Борхес Х.Л. Слепота // Журн. Знание сила. -1993.-№ 1. — с.88−93.
- Бочкарев Л.Л. Адекватность восприятия музыки в зависимости от психических состояний слушателей // Новые исследования в психологии.- 1981.-№>2.-с.61−64.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988.
- Бубнова Т.Н. Особенности формирования пространственных представлений у учащихся школ для слабовидящих и слепых // Журн. Дефектология. 1970.-№ 4.-с.13.
- Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. -Киев: Здоровье, 1989.-168с.
- Бюлер Ш Что такое пубертатный период. Фрагменты из книги «Душевная жизнь юношества» // Педология юности // Под ред. И.Арямова. -М.-Л.: Учпедгиз, 1931. с.37−46.
- Бюрклен К. Психология слепых. -М.: Учпедгиз, 1934.
- Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость. -М., 1980.-с.229−243.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М., 1968.- 318 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. Московский ун-т, 1976.- с. 142.
- Виноградова Е.В. Особенности межличностных отношений в детских домах и школах- интернатах. Автореферат дис. .канд. психол. н, — М., 1992.- 18 с.
- Витт Н.В. Индивидуальный стиль речи и эмоциональность личности Современные модели психологии речи и психолингвистики. М., 1990. -с. 1 888 196.
- Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М. В. Гамезо, М. В. Матюхиной и др. М., 1984.
- Возрастные и индивидуальные особенности младшх подростков // Под ред. Эльконина Д. Б., Драгуновой Т. В. М., 1967. — 360 с.
- Волкова JI.C. Возрастная характеристика развития речи слабовидящих детей. Л. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1976.-С.69−72.
- Волкова Л.С. Задачи коррекционной речевой работы в школах для детей с нарушениями зрения и система логопедической подготовки студентов отделения тифлопедагогики // Журн. Дефектология.- 1974. № 5.- с.81−84.
- Волкова Л.С. К истории вопроса о формировании речи у детей с глубокими дефектами зрения / Преодоление речевых нарушений у детей и взрослых. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1982.- с.21−32.
- Волкова Л.С. К истории о коррекции нарушения речи у детей с глубокими дефектами зрения / Опыт изучения аномальных школ. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1978. — с.34−40.
- Волкова Л.С. Коррекционно-логопедическая работа по развитию речи у слепых и слабовидящих детей // Журн. Дефектология. -1982.- № 5.
- Волкова JI.C. Методика логопедических исследований речи слепых и слабовидящих дошкольников / Нервно-психические и речевые у детей. Л.,: ЛГПИ им. А, И, Герцена, 1982. — с.12−28.
- Волкова Л.С. О коррекции речи слабовидящих младшего возраста в общей системе учебно-воспитательной работы специальной школы. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1972. — с.134−136.
- Волкова Л.С. Основные тенденции в изучении нарушения речи у слепых и слабовидящих / Психические и речевые нарушения у детей // Вопросы реабилитации. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979. — с.23−34.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М.: Просещение, 1991. 93 с.
- Выготский Л.С. Вопросы психологии Собр.соч в 6-ти т., Т.4,5.-М.: Педагогика, 1983.
- Выготский Л.С. Дефекты и сверхкомпенсация // Умственная отсталость, слепота и глухота. -М., 1927.
- Выготский Л.С. Педология подростка: проблема возраста // Собр. соч. в 6-ти т. -М.Д984.-Т.4.
- Выготский Л.С. Психология искусства. -М.:Искусство, 1986.- 576 с.
- Гаймене И.П. Особенности выделения признаков объектов детьми с нарушением зрения // Журн.Дефектология.- 1990.-№ 2.- С. 13.
- Гильяшева И.Н., Игнатьева Межличностные отношения ребенка. М.: Фолиум, 1994.- 60 с.
- Гнаушева А.Н. О детях с глубокими нарушениями зрения // Журн. Дефектология.- 1984.-№ 2.- с. 85.
- Гозман JI.Я. Психология эмоциональных отношений. -М.1987.
- Головинский Г. О вариативности восприятия музыкального образа (из наблюдений за массовыми слушателями) // Восприятие музыки / Под ред. В. Н. Максимова. М.: Музыка, 1980.- с. 127−140.
- Голубина В.В. Индивидуальный подход при обучении чтению и письму по Браилю поздноослепших. Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых. -М., 1988.
- Гомберг В.Я., Антипов В. И. Применение наглядных пособий на логопедических занятиях со слепыми детьми // Журн. Дефектология.- 1972.- № 2.-с.75.
- Горбылева И.А. Психолого-педагогическая коррекция средствами искусства в дошкольном учреждении для детей с нарушением зрения // Журн. Дефектология. 1997. -№ 6.
- Гордеева Т.О. Особенности переживаний подростков при восприятии музыки. Дис.. канд. психол.н. -М., 1993.-190 с.
- Готсдингер Э. Музыкальная психология. М., 1993. — 190 с.
- Графов А.П. Слепые и зрячие. -М., 1985.
- Григорьева Л.П., Зислина Н. Н., Толстова В. А., Рожкова Л. А., Алиева З. С., Костина Т. Ф., Вернадская М.Э" Блинникова И. В. О теоретическом и практическом значении нейро-психофизиологических исследований в дефектологии // Журн. Дефектология. 1997. -№ 5.
- Грирорьева Л.П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей //Журн. Дефектология № 3.-2000.-3
- Гудонис В. Опыт и перспективы интегрированного обучения детей с нарушенным зрением // Журн. Дефектология. 1998. -№ 2.
- Гудонис В. Проблемы образования слепых и слабовидящих детей // Журн. Дефектология. 1998. -№ 1.
- Давыдов В.В. Проблема периодизации психического развития // Возрастная и педагогическая психология. Материалы всесоюзн. семинара-совещания. Пермь, 1974.- с.33−53.
- Дети с глубоким нарушением зрения / Под ред. М. И. Земцовой, А. И. Каплан, М. С. Певзнер. М.: Просвещение, 1967.
- Добряева P.M. Об эстетическом восприятии слабовидящих детей // Журн. Дефектология. 1969.- № 4.- с.61−63.
- Додонов В.И. Эмоциональная направленность личности. Дис.. доктора психол.н.- М., 1979. — 281 с.
- Дорохина А.Э. Использование кинофильма на уроке русского языка в школах для слабовидящих // Журн. Дефектология. 1971. -№ 5. — с.59.
- Драгунова Т.В. О некоторых психологических особнностях подростка //В сб.: Вопросы психологии личности школьника.- М., 1961. с.120−169.
- Драгунова Т. В .Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии.- 1972.- № 2.- с.25−38.
- Дрызо Н.П. Актуальные вопросы психокоррекции состояния утративших зрение, — М., 1988.
- Егорова М.А. Особенности представлений воспитанников детского дома о социальных отношениях // Журн. Дефектология. 1997. -№ 5.
- Ермолович З.Г. Психолого- педагогические аспекты реабилитации инвалидов по зрению.- М., 1988.
- Жильцова О.Л. Индивидуальные особенности развития речи и фонематического слуха у старших дошкольников с глубоким нарушением зрения // Журн. Дефектология. 1971. -№ 2. — с.68.
- Жохов В.П., Замулина А. Л., Литвак А. Г., Солнцева Л. И. К вопросу организации психологической службы в специальной школе для детей с нарушением зрения // Журн. Дефектология. -1989.- № 3.- c. l 1.
- Зайцева Г. Л. Диалог с Л. С Выготским о проблемах современной судропедагогики // Журн. Дефектология. 1998. -№ 2.91.3алесский Г. Е. Психологические вопросы формирования убеждений. -М.: МГУ, 1982.-120 с.
- Иванов Н.Я. О гипертимном типе акцентуации личности у подростков // Неврозы и пограничные состояния. Л., 1972.
- Изучение мотивации поведения у детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., 1972.
- К вопросу о смысловой организации переживаний в подростковом и раннем юношеском возрасте // Журн. Вестник Московского ун-та. -1990.- Серия 14.
- ЮО.Кабачек О. Л. Конференция по проблеме формирования читательской деятельности у детей с глубокими нарушениями зрения и слуха // Журн. Дефектология. 1997. -№ 5.
- Каган В.Е. Стереотипы мужественности- женственности и образ «Я» у подростков // Вопросы психологии.= 1989.-№ 3.
- Казачкова О.А. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности Вопросы психологии. -1989. -№ 3.- с.154−157.
- Каплан А.И. Офтальмологический аспект проблемы дифференцированного подхода к обучению детей с нарушениями зрения // Журн. Дефектология. 1973.- № 6.- с. 8.
- Карелина И.Б. Устранение дисламии у дошкольников в условиях детской поликлиники // Журн. Дефектология. 1997. -№ 6.
- Юб.Кечхуашвили Г. Н. Из опыта экспериментального исследования музыкальных представлений при восприятии музыки // Художественное восприятие. JL: Наука, 1971.- с.348−354.
- Кечхуашвили Г. Н. К проблеме психологии восприятия музыки (о «немузыкальных» представлениях в эстетическом восприятии музыки) // В кн.: Вопросы музыкознания. Сб.ст., Т.З.- М.: Музыка, I960.- с. З02−323.
- Ковал ев В.В. О психогенных и патологических формированиях (развитиях) личности у детей и подростков // Журн. невропатологии и психиатрии. 1969.- Вып. 10.
- Коган В.Ш. Исследование индивидуальных различий у детей с глубоким нарушением зрения // Журн. Дефектология.-1973.-№ 3.- с. 9.
- Ю.Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989.111 .Кон И. С. Психология юношеской дружбы. М.: Знание, 1973.
- Кон И. С. Психологиястаршеклассников. М., 1980. -192 с.
- Кондратенко В.Т., Чернявская А. Г. По лабиринтам души подростка. -Минск, 1991.
- Корвялис В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов- дефектологов, а также педагогов и психологов по социальной работе с детьми в Литве // Журн. Дефектология. -1998. -№ 1.
- Коротенко А.И. Об оценке психопатических личностей типа неустойчивых // Журн. невропатологии и психиатрии. 1978. — Вып.11.
- Пб.Костючек Н. С. Воспитание слепого ребенка в семье // Журн. Дефектология. -1969. № 5.
- Костючек Н.С. Значение предметных представлений для коррекции речи слепого младшего школьника // Журн. Дефектология. -1988. № 3.
- И8.Костючек Н. С. Развитие речи учащихся школ слепых (1−5 классы). -М.: Просвещение, 1967.
- Краткий психологический словарь. М., 1985.
- Кремлев Ю.А. О месте музыки среди искусств. М.: Музыка, 1966.
- Кро О. Интеллектуальное развитие в период созревания // Педология юности. -M.-JL: Учпедгиз, 1931. -с. 144−162.
- Крогиус Процессы восприятия слепых. М., 1909.- 70 с.
- Крогиус психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики.-Саратов, 1926.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976.
- Крутецкий В.А. Психология. -М., 1986.
- Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения в процессе школьного обучения. С.-Петербург, 1991.- 184 с.
- Крушельская О.И., Третьякова А. Н. Характер подростка. Какой он? // Журн. Биология в школе. 1993. — № 4.- с. 17−20.
- Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания / Психология эмоций. Тесты. -М.: МГУ, 1984. с. 108−119.
- Кузнецова И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определенного пола в юношеском возрасте. Автореферат дис.. канд. психол. н. -М., 1987. 17 с.
- Левитов Н.Д. Психология характера. М., 1969.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства // Избранные психологические произведения в 2-х томах.- М., 1983.- Т.2.- с.232−239.
- Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М., 1972.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. М.: Мысль, 1993.- 43 с.
- Липинский В.К. Функциональная музыка как компенсатор сенсорной депривации. Дис. канд. психол. н.- М., 1977.
- Лиикина Д.И. Самооценка школьника. 1976.
- Литвак А.Г. Особенности интеллекта слабовидящего школьника // Журн. Дефектология. 1987.- № 1.- с. 22.
- Литвак А.Г., Сорокин В. Н., Головина Т. Л. Практикум по тифлопсихологии. М.: Просвещение, 1989. — 108 с.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
- Логинова Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. — № 1.- с.103−109.143 .Ломов Б. Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. — т. 1.- № 1.
- Лосев А.Ф. Основной вопрос философии музыки // Философия. Мифология. Культура. -М.: Политиздат, 1991.- с.315−335.
- Лубовский Д.В. Диагностика отношения младших подростков к другим людям как показателя развития личности. Автореферат дис.. канд. психол. н. М., 1990. — 19 с.
- Лукошевичене А.Л. К вопросу об особенностях смысловой стороны речи слабовидящих дошкольников // Журн. Дефектология. 1985. — № 6.- с. 62.
- Лукьянов Л.Л. Особенности поведения инвалидов по зрению в зависимости от их личностных характеристик. -М., 1988.
- Людмила Ивановна Солнцева (к 70-летию со дня рождения) // Журн. Дефектология. 1997. -№ 3.
- Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы спец. образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Журн. Дефектология. 1997. -№ 5.
- Милаева Г. М. Формирование представлений у слабовидящих учащихся 4 класса // Журн. Дефектология. 10 970. — № 3.- с. 24.
- Милославова Е.В. Графические и свободные диктанты как способ формирования грамматических навыков в школе для слабовидящих // Журн. 1974.- № 1.- с. 55.
- Мишель Кле. Психология подростка (психо- сексуальное развитие).-М.: Педагогика, 1991.- 176 с.
- Моргулис И.С. Общение как средство формирования специального опыта у детей с нарушением зрения // Журн. Дефектология. 1971. — № 6.- с. 60.
- Моргулис Т.А. Заметки с уроков в младших классах школ для детей // Журн. Дефектология. 1991.- № 3. — с.58.
- Моргун В.Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М.: МГУ, 1981.
- Морозова Н.Г., Свиридюк Г. П. Развитие творческих возможностей слабовидящих школьников // Журн. Дефектология. -1970.- № 2.-с.64.
- Музыкальное восприятие школьников / Под ред. Белобородовой В. К., Ригиной B.C., Алиева Ю. Б. М., 1975.-160с.
- Мюллер И. Как мы воспитываем слепого ребенка // Журн. Дефектология.- 1973.-№ 3.-с.90.15 9. Никольский Л. А. Место искусства в структуре интересов современного школьника. Автореферат дис. канд. пед.н. -М., 1973.- 17с.
- Новицкая Л.П. Влияние различных музыкальных жанров на психологическое состояние человека // Психологический журнал.- 1984.-Т.5.-№ 6.-с.79−85.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы.- М.: Тривола, 1995.-360с.
- Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: За и против.- М., Изд-во МГУ, 1981.
- Опыт работы незрячих преподавателей музыки / Материалы совещания. М., 1979.
- Особенности познавательной деятельности слепых / Под ред. М. И. Земцовой и Ю. А. Кулагина.- Изд-во Академии пед. наук РСФСР.-М., 1958.
- Папшна А.Х., Рязанова Е. П. Особенности эмоциональной сферы воспитанников и сотрудников детского дома // Психологический журнал.- 1993.-Т.14.-№ 1.-с.44−52.
- Переходные периоды в психическом развитии ребенка / Под ред. М. И. Фонарева.- М., 1984.-c.88.
- Песин И.Б. Полезное руководство для школ слепых и слабовидящих / Журн. Дефектология.-1974.-№ 1.
- Песин И.Б. Ценный справочник для школ слепых и слабовидящих / Журн. Дефектология.-1975.-№ 2.-с.87.
- Петрова В. Современные проблемы развития речи слепых младших школьников // Журн. Дефектология. 1969. № 3.- с.89−90.
- Платонов К.К. Структура и развитие личнности. М., 1984.
- Потемкина О.Ф. Способ составления психологического портрета и автопортрета. М., 1993.173 .Присяжный А. В. Информационные потребности слепых и слабовидящих учащихся и их родителей // Журн. Дефектология. 1997. -№ 6.
- Рабинович JI. А. Дифференциально-психофизиологический анализ эмоциональности как черты темперамента. Автореферат дис.. канд. психол. н.-М.Д993.-27с.
- Резниченко М.А. Особенности самооценки старших школьников при овладении способами учебной работы // Вопросы психологиии.-1986.-№ 3.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст (Проблемы становления личности).-М.:Мир, 1994.-319с.
- Ренковский Я. Экспериментальная психология эмоции.-М., 1979.
- Робер М.А., Тельман Ф. Психология индивида и группы / Пер. с фр.-М., 1988.
- Рубинштейн М.М. Юность по дневникам и автобиографическим запискам. Изд-во Высших педагогических курсов при МВТУ.- М., 1928. Вып.1−276с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2-х т.-ТЛ-М.: Педагогика, 1989.- 488с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.-М., 1976.
- Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного теста ЕР1 // Психологический журнал.-1987.-№ 1 .-с. 113−126.
- Рыжкин И. Назначение музыки иее возможности.-М., 1962.-96с.
- Самсонидзе Л.С. Особенности развития музыкального восприятия.-Тбилиси:Мецниереба, 1987.-68с.
- Свиридюк Т.П. Воспитание интереса к изучению русского языка у младших классов слабовидящих деетй // Журн. Дефектология.-1972.-№ 5.-с.52.
- Седов Л.Д. Психология юношнского возраста / Вестник воспитания.-1897.-№ 6.-с.67−104. № 7.-с.ЗЗ-62.
- Синева Е.П. Аномалии развития и коррекционно-воспитательная работа при глубоком нарушении зрения у детей / Сб. работ.-М., 1980.
- Синева Е.П. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих /Сб. трудов.-Л., 1982.
- Синева Е.П. Исследовния взаимоотношений слепых в производственных коллективах и школах. Автореферат дис.. канд. психол. наук, М., 1981.
- Смирнов В.Е. Порыв. Мечта. // Детство и юность, их психология и педагогика.-М., 1922.-е.17−35.
- Снегирева Т.В. Восприятие сверстнико и взрослых подростками и старшекласниками // Вопросы психологии.-1985.- № 5.-с.61−70.
- Сокальская И.Л. Некоторые вопросы коррекции познавотельной деятельности слабовидящих детей младшего школьного возраста // Журн. Дефектология.- 1969.-№ 4.-с.50−54.
- Соколова Е.Г. Самосознание и самооценка при аномалиях личности.-М., МГУ.-1989. 212с.
- Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. -М.:Педагогика, 1980.
- Солнцева Л.И. Значение дошкольного воспитания в коррекции недостатков психического развития деетй с нарушением зрения// Журн. Дефектология.- 1983.-№ 4.-с.54.
- Солнцева Л.И. Создание полисенсорной основы компенсации слепоты в раннем возрасте// Журн. Дефектология.- 1979.-№ 5.-с.6.
- Солнцева Л.И. Теоретические и практические аспекты коррекционно-воспитательной работы в школе слепых на современном этапе // Журн. Дефектология.- 1990.-№ 1.-с.9.
- Солнцева Л.И. Снижение результативности умственной деятельности и школьного обучения среди детей с нарушением зрения //Журн. Дефенктология. -2000. -№ 1 с.27
- Соло дова Н. И. Опыт работы по организации коллектива и формированию положительных черт личности у слабовидящих школьников // Журн. Дефектология.-1982.-№ 4.
- Соло дова Н. И. Особенности некоторых нравственных черт слабовидящих школьников и коррекционно-воспитательная работа с ними.-М., 1982.
- Солодова Н.И. Особенности некоторых нравственных черт слабовидящих школьников и коррекционно-воспитательная работа с ними. М., 1982.
- Стернина Э.М. Роль игры в воспитании слепых и слабовидящих школьников / Методические рекомендации.-Киев:РУШК, 1981.
- Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих щкольников.-Л., 1980.
- Сыроежкина Ю.И. Эмоциональное воздействие музыки на личность / на примере учащихся ПТУ /. Автореферат дис. канд.психол.н.-Л., 1986.-21с.
- Тарасов Г. С. Психологические особенности музыкального восприятия школьников // Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства / Под ред. Д. Б. Кабалевского.-М., 1978.-с.48−57.
- Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Избр. труды в 2-х томах.-М., 1985.-Т. 1 .-с.42−222.
- Тифлопсихология и тифлопедагогика / Краткое содержание докладов.-Ленинград, 25−28 марта, 1970.
- Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г. Психология проектирования умственного развития детей. М.- Прага, 1994.С.42.
- Толстых А.Б. Об изменении социальной ситуации развития в подростковом возрасте // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. М.: НИИ ОПП, 1979.-е. 15−31.
- З.Толстых Н. Н. Возрастные и половые различия в представлениях подростков о своей будущей семейной жизни // Психолого-педагогические проблемы воспитания детей в семье и подготовки молодежи к семейной жизни. -М., 1980.-С.68−79.
- Толстых Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии.-1984.-№ 3 .-с.79−86.
- Толстых Н.Н. Использование методики неоконченных предложений для изучения временной перспективы // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М. Д988.-с.95−110.
- Толстых Н.Н. Социальная ситуация развития и проблемы возраста // Формирование личности в онтогенезе. М., 1991.-С.43−50.
- Толстых Н.Н. Сравнительное изучение отношения к будущему подростков, воспитывающихся в семье и вне семьи // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.
- Трегубова Л.Н. Использование функциональной музыки в учебном процессе // Вопросы внушающего воздействия в педагогике. Уч. зап. -Пермь, 1971.-Т.88.-С. 150−162.
- Ушакова Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь человека в общении. -М., 1989.
- Фадина М.Ф. Влияние наблюдений в природе на развитие образной речи и эстетическое воспитание слабовидящих детей // Журн. Дефектология, 1982.-№ 6.с.5.
- Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии.-1989.-№ 6.
- Фельдштейн Д.И. Психология личностного развития подростка Советская педагогика.-1991.-№ 4.-с.31−38.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. -М.: Международная педагогическая академия, 1984.-192 с.
- Феоктистова В.А. Хрестоматия по истории тифлопедагогики.-М.: Просвещение, 1981.
- Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика в больничной школе в Австрии // Журн. Дефектология. 1997. -№ 3.
- Фильчикова Электрофизиологическая диагностика нарушений зрения у детей раннего возраста // Журн. Дефектология. 1998. -№ 1.
- Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика -Пресс, 1993.-140 с.
- Фрейд 3. Психология сексуальности. Минск: Прамеб, 1993.-159 с.
- Хорош С.Ш. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка // Журн. Дефектология.-1991.-№ 3.
- Хрусталев А.С. Проведение индивидуальных бесед психокоррекционного характера. М., 1990.231 .Хрусталев С. А. Работа с лицами со сниженной адаптацией. -М., 1990.
- Худик В.А. Психология аномального развития в детском и подростково- юношеском возрасте. К.: Здоровье, 1993.- 144 с.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития. Задача для подростков и их педагогов. М.: Интерпаркс, 1994.
- Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников спец.школ для детей с нарушением слуха // Журн. Дефектология. 1998. -№ 1.
- Шорохова Е.В. Психология личности. М., 1986.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: ПедагогикаД989. -560 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте Вопросы психологии. -1971.- № 4.-с.6−20.
- Эрик Эриксон Детство и общество. Обнинск, 1993.
- Эстетическое воспитание лиц с глубоким нарушением зрения // Сб. статей-М., 1989.
- Эфрусси П.О. Очерки по психологии ребенка школьного возраста. -М.: Работник просвещения, 1929. -Изд.20е.- 95 с.
- Юферова Т.И. Особенности формирования психологического пола в семье и школе-интернате // Возрастные особенности психического развития детей.-М, 1982.
- Отрывки из дневников незрячих подростков
- Человек творец по своей природе. Это его потребность: создавать то, чего нет в природе, чего до него еще не делали. И когда в нем погибает творец, то какой же это человек?
- Беззубов.Андрей, выдержки из дневника.)
- На огромном вековом дубе, который как колонна подпирает небо, распустился нежно зеленый, до кружения в голове пахнущий жизнью, листочек.
- И, наконец, зима. Холодная, невозмутимая в своей холодности художница. Не жалея себя, создает она удивительные красоты.
- Нам тоже нельзя жалеть себя для красоты.
- Самсонов. Алексей, выдержки из дневника.)
- Самсонов.Алексей выдержки из дневника.)