Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: На сравн. 
материале исслед. 
детей, воспитывающихся в дет. 
доме и в семье

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследование, проведенное нами, позволило выявить отставание детей из детского дома по сравнению с их сверстниками из семьи как по интеллектуальному развитию, так и по ряду антропометрических параметров (рост, вес). Это еще раз показывает пагубность Фрустраций как для интеллектуального и эмоционального, так и для Физического развития ребенка. Для диагностики агрессивности детей дошкольного… Читать ещё >

Содержание

  • Введение.стр
  • ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
    • 1. Проблема агрессивности в отечественной литературе психологического и психиатрического содержания. стр
    • 2. Проблема агрессивности в зарубежной литературе. стр
    • 3. Психологические особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме.стр. 30 I
  • ГЛАВА II. ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
    • 1. Описание прожективных методов, используемых в работе. стр
    • 2. Антропометрические и психометрические методы. стр
    • 3. Естественный эксперимент «фортунные ситуации».стр
  • ГЛАВА III. ПРИЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
    • 1. Экспрессивная и рациональная психотерапия. стр
    • 2. Рисуночная психотерапия и «отвлекающая психодрама».стр
    • 3. Обоснование использования теста П.Торренса.стр
  • ГЛАВА IV. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Результаты диагностических исследований. стр
    • 2. Результаты полевых наблюдений и естественного эксперимента с детьми. стр
    • 3. Эффективность психотерапевтических приемов. стр
  • Выводы.стр

Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: На сравн. материале исслед. детей, воспитывающихся в дет. доме и в семье (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется тесной связью агрессивности с конфликтами и другими стрессогенными факторами: их число постоянно возрастает в условиях социальной нестабильности и ведет к невротизации человека, усиливает напряженность в межличностном общении.

Совокупность факторов, обусловленных сложной социальной ситуацией, наиболее тяжело отражается на детях: увеличивается число учебных заведений интернатского типа. Дети, воспитывающиеся в них, испытывают депривацию ряда жизненных потребностей и, в свою очередь, часто становятся агрессивными.

Сравнительное изучение агрессивного поведения детей в семье и в учреждениях интернатского типа является необходимой предпосылкой в обосновании методик коррекции поведения^ обеспечении оптимальной социализации личности и, в конечном счете, гуманизации межличностных отношений.

Основополагающими принципами исследования являются положения о механизмах онтогенетического развития личности «обособлении» и «идентификации», об определяющем влиянии взрослого в общении и развитии личности ребенка и об активности самого ребенка в онтогенезе. (Л.С.Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев,.

В.С.Мухина).

Цель исследования — выявление особенностей агрессивного поведения детей дошкольного возраста, воспитывающихся в детском доме и в семье, и обоснование системы приемов психологической коррекции г1 агрессивного поведения на основе выявленной типологии.

Цель работы определила гипотезу исследования.

Гипотеза исследования заключалась в следующем: коррекция агрессивного поведения должна строиться на основе учета типологии реакций на ситуацию фрустрации.

Для детей с активно включаемым адекватным нелояльным (агрессивным) типом реагирования оптимальны экспрессивные методы, тогда как для детей с активно включаемым неадекватным лояльным и активно включаемым адекватным нелояльным (игнорирующим) типами реагирования оптимальны рациональные методы и рисуночная психотерапия.

Гипотеза позволила определить задачу исследования :

— изучить реакции детей из детского дома и из семьи на депривацию структурных звеньев самосознания;

— предложить типологию психокоррекционных приемов для работы с агрессивными детьми.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Агрессивное поведение детей, воспитывающихся в детском доме, в силу наличия депривационной ситуации выражено в большей степени и более разнообразно, чем у детей, воспитывающихся в семье.

2. Эффективная работа по психологической коррекции агрессивного поведения возможна лишь при учете типологии реагирования на ситуацию Фрустрации.

Объектом изучения являлись дети дошкольного и младшего школьного возраста в количестве 40 человек. В группе из 24 человек (12 человек из детского дома и 12 человек из семьи) проводились основные исследования по диагностике и коррекции агрессивного поведения.

Предметом исследования явились особенности агрессивного поведения детей дошкольного возраста, находящихся в семье и воспитывающихся в детском доме, и специфика психологической коррекции в зависимости от типа реагирования на фрустрацию.

Методы исследования. В диссертации использовался комплекс прожективных методик: метод депривации структурных звеньев самосознания В. С. Мухиной и К. А. Хвостовафрустрационный рисуночный тест С. Розенцвейга в детском варианте, — осуществлялось включенное наблюдение за детьмиприменялся «естественный эксперимент» по созданию «фортунных ситуаций», производились антропои психометрические измерения. В коррекционный блок работы были включены разнообразные психотерапевтические приемы.

Научная новизна состояла в создании и применении типологического подхода к коррекции агрессивного поведения. Помимо диагностических исследований с детьми, наблюдения и эксперименты с которыми носили лонгитюдный характер: с 5−6 лет до 1−2 класса школыпроводилась также психокоррекционная работа. Применялось ретестирование, целью которого было выяснение эффективности коррекционных приемов.

Теоретическая значимость заключается в создании типологии коррекционных методов в зависимости от типа реагирования на ситуацию Фрустрации. Полученный материал позволяет пополнить новыми данными концепцию В. С. Мухиной о структуре самосознания личности.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что на основании проделанной работы были обоснованы и внедрены в практику рекомендации по исследованию агрессивного поведения детей, воспитывающихся как в детском доме, так и в семье.

Методы диагностики и коррекции агрессивного поведения, ч описанные в публикациях автора, важны для педагогической работы учителей, воспитателей дошкольных учреждений, практических психологов школ и учреждений дошкольного и дополнительного образования.

Апробация работы. Материалы и выводы диссертации доложены на I Всероссийском съезде школьных психологов в г, Москве (июнь 1994), на конференции «Ребенок в современной школе и проблемы психологической службы» в г. Тамбове (1993), на межвузовских конференциях в г. Рязани (1990, 1992, 1993).

По теме диссертации опубликовано 7 научных и методических работ, в которых изложено основное содержание исследования.

Внедрение в практику. Результаты исследования включены в материалы спецкурсов «Механизмы психологической защиты» и «Работа с агрессивными детьми» в Рязанском институте развития образования и изложены в методических изданиях, опубликованных автором.

Полученные данные и рекомендации внедрены в практику воспитания детей Шереметьево-Песоченского детского дома, школ «51 и «59 г. Рязани.

Надежность и достоверность данных, полученных в исследовании, обеспечивается соответствием методов предмету и задачам исследования, а также проведением содержательного анализа данных, выявленных на достаточно репрезентативной выборке испытуемых.

ВЫВОДЫ :

1. У детей из детского дома преобладает агрессивный тип реагирования и в работе с прожективными тестами, и в ситуациях «естественного эксперимента» («фортунные ситуации»). Кроме того, естественный эксперимент выявил значительно меньшее количество эмпатических реакций у детей из детского дома по сравнению с их сверстниками из семьи.

2. Для диагностики агрессивности детей дошкольного возраста продуктивно использование метода депривации структурных звеньев самосознания В. С. Мухиной и К. А. Хвостова, позволяющего провести классификацию детей по типу реагирования на ситуацию Фрустрации и дающего возможность коррекционного воздействия на структурные звенья самосознания.

3. Эффективность коррекционной работы зависит от правильности подбора коррекционных процедур. Коррекция агрессивного поведения детей, для которых характерен активно включаемый адекватный нелояльный (агрессивный) тип реагирования на ситуацию Фрустрации, продуктивно осуществляется через экспрессивные методы психотерапии. Коррекция агрессивного поведения детей с активно включаемым неадекватным лояльным и активно включаемым адекватным нелояльным (игнорирующим) типами реагирования на Фрустрацию продуктивно осуществляется через рациональные методы психотерапии и через рисуночную психотерапию с элементами «отвлекающей психодрамы». Систематическое применение психотерапевтических методов обеспечивает переход от положительных ситуативных эффектов к нравственной перестройке личности, к Формированию у ребенка гуманистических патернов поведения.

4. Познавательная (когнитивная) сфера личности тоже является определяющей при выборе психокоррекционных приемов. Для детей из семьи, имеющих более высокий уровень интеллектуального развития по сравнению с детьми из детского дома, рациональная психотерапия и рисуночная психотерапия оказываются более эффективными, независимо от типа реагирования на ситуацию Фрустрации.

5. Для коррекции агрессивного поведения ребенка продуктивным является использование творческого потенциала личности. Наши исследования подтверждают, что, несмотря на большое количество данных, имеющихся в психологической литературе, корреляции творческого потенциала и агрессивного поведения не установлено.

Ь. Снятию агрессивных реакций ребенка способствует стимуляция эмпатии. С этой целью наиболее эффективным приемом оказывается выполнение ребенком Функции «классного психотерапевта» в «отвлекающей психодраме» .

7. Изменение социальной ситуации развития, поступление в школуведет у детей из детского дома к значительному, по сравнению с детьми из семьи, увеличению невротической симптоматикиу них резко сокращается число внешнеобвинительных (экстрапунитивных) реакций и увеличивается число самообвинительных (интропунитивных) реакций, что и является, на наш взгляд, одной из причин повышенной невротизации младших школьников в детском доме.

8. Исследование, проведенное нами, позволило выявить отставание детей из детского дома по сравнению с их сверстниками из семьи как по интеллектуальному развитию, так и по ряду антропометрических параметров (рост, вес). Это еще раз показывает пагубность Фрустраций как для интеллектуального и эмоционального, так и для Физического развития ребенка.

Показать весь текст

Список литературы

  1. АНТОНЯН Ю.М., ГУЛЬДАН В. В, КРИМИНАЛЬНАЯ ПАТОПСИХОЛОГИЯ. М.:НАУКА, 1991.—248С.
  2. БЕйЧ Д.Р., ГОЛЬДБЕРГ Г. ТВОРЧЕСКАЯ АГРЕССИЯ: ПЕР. С АНГЛ.-НОВОСИБИРСК, 1988, 407С.
  3. БЕРН Э. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХИАТРИЮ И ПСИХОАНАЛИЗ ДЛЯ НЕПОСВЯЩЕННЫХ: ПЕР. С АНГЛ. -С.ПЕТЕРБУРГ:МФИН, 1992, 448С.
  4. БЕРНС Р. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ И ВОСПИТАНИЕ г ПЕР. С АНГЛ.-М.:ПРОГРЕСС, 422С.
  5. БОЖОВИЧ Л.И.ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1968. -464С.
  6. БУЛЛЬ П.И. ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ. -КИЕВ: ЗДОРОВЬЯ. 1974. -342С.
  7. БУРКЕ -БЕЛЬТРАН М.Г. ИЗУЧЕНИЕ ПЕРЕНОСА ЭТИЧЕСКИ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ// ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ/ПОД РЕД.М.И.ЛИСИНОЙ, М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, АПН СССР -1979-С. 46−51.
  8. БУРЛАЧУК Л.Ф., МОРОЗОВ С.М. СЛОВАРЬ -СПРАВОЧНИК ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ, КИЕВ: НАУКОВА ДУМКА, 1989.-200С.
  9. БУЯНОВ М.И. БЕСЕДЫ О ДЕТСКОЙ ПСИХИАТРИИ: КН. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.-М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1986. -208С.
  10. БУЯНОВ М.И. РЕБЕНОК ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ: ЗАПИСКИ ДЕТСКОГО ПСИХИАТРА: КН. ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ. -М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1988. -207С.
  11. БЮТНЕР К. ЖИТЬ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ: ПЕР. С НЕМ. М.: ПЕДАГОГИКА, 1991. -144С.
  12. ВАСИЛЮК Ф.Е. ПСИХОЛОГИЯ ПЕРЕЖИВАНИЯ: АНАЛИЗ ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ. -М.: ИЗД-ВО МГУ, 1984. -200С.
  13. ВЛАСОВА Т.А., ПЕВЗНЕР М.С. О ДЕТЯХ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ.2-Е ИЗД., ИСПР. И ДОПОЛН.-113
  14. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1973. -174C.
  15. ВЫГОТСКИЙ Л.С. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ М.: ПЕДАГОГИКА, 1991. -480С.
  16. ГАВРИЛОВА Т.П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  17. ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, N5−1974. С. Ю7−114.
  18. ГАРБУЗОВ В.И. НЕРВНЫЕ ДЕТИ: СОВЕТЫ ВРАЧА.-Л.: МЕДИЦИНА, 1990. -176С.
  19. ГЕРБОВА В.В., СОТНИКОВА В.М. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПОСОБИЮ «КАК МНОГО ИНТЕРЕСНОГО ВОКРУГ» ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ 2−4 ЛЕТ. -М.:ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1992. -21С.
  20. ГРАНОВСКАЯ P.M. ЭЛЕМЕНТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Л.: ИЗД-ВО ЛГУ, -1988, -565С.
  21. ДАНИЛЮК С.Б. ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В СТРУКТУРЕ САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА, ВОСПИТЫВАЮЩЕГОСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА: АВТОРЕФ. ДИСС. КАНД. ПСИХОЛ. НАУК М., 1991. -16С.
  22. ДЕНИСЕНКОВА Н.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У ДЕТЕЙ 6-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ В ДЕТСКОМ САДУ: АВТОРЕФ. ДИСС.КАНД.ПСИХОЛ. НАУК М., 1991. —24С.
  23. ДЬЯЧЕНКО О.М. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ: АВТОРЕФЕРАТ ДИСС. ДОКТ. ПСИХОЛ. НАУК М., 1990. -31С.
  24. ЖУРБИН В.И. ПОНЯТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ В КОНЦЕПЦИЯХ 3. ФРЕЙДА И К. РОДЖЕРСА. //ВОПР. ПСИХОЛОГИИ N4 -1990. С. 14−22.
  25. ЗАЛУЖНЫй A.C. ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ В ПРОЦЕССЕ
  26. ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ //ПСИХОЛОГИЯ И ВОСПИТАНИЕ М., 1928.1. С^ j -mrnft 4. т О JL О / «I
  27. ЗАЛЫСИНА И.А., СМИРНОВА Е.О. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ ВНЕ СЕМЬИ. //ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, 1. N4, 1985. С. 31−37.
  28. ЗАХАРОВ А.И. НЕВРОЗЫ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ,
  29. АНАМНЕЗ, ЭТИОЛОГИЯ И ПАТОГЕНЕЗ: Л., МЕДИЦИНА, 1987. -248С.
  30. ЗЕйГАРНИК Б.В. ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ: М., МГУ, 1982. -128С.
  31. ИЗАРД К. ЭМОЦИИ ЧЕЛОВЕКА: ПЕР. С АНГЛ.М., МГУ, 1980. -440С.
  32. КАБАНОВ М.М., ЛИЧКО А.Е., СМИРНОВ В.М. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ В КЛИНИКЕ. -Л., МЕДИЦИНА, 1983. -312С.
  33. КАГАН В.Е. АУТИЗМ У ДЕТЕЙ: Л., МЕДИЦИНА, 1981. -208С.
  34. КЕМПИНСКИ А. ПСИХОЛОГИЯ НЕВРОЗОВ: ПЕР. С ПОЛЬСКОГО. -ВАРШАВА: ПОЛЬСКОЕ МЕД. ИЗД-ВО. 1975. -400С.
  35. КЛЯйНВИЗЕ Э. ТРАНСАКТНЫй АНАЛИЗ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ПЕР. С АНГЛ -НОВОСИБИРСК, 1988. -28С.
  36. КОЛОМИНСКИй Я.Л. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА: СИСТЕМА ЛИЧНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ. 2-Е ИЗД., ДОП. И ПЕРЕРАБ. МИНСК: НАР. АВСЕТА, 1984. -239С.
  37. КОМИССАРЕНКО Т.И. ЗАВИСИМОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ГРУППЁ СВЕРСТНИКОВ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО:
  38. АВТОРЕФ. ДИСС.КАНД. ПСИХОЛ. НАУК. М., 1979.16 С.
  39. ЛАНГМЕЙЕР К., МАТЕйЧИК 3. ПСИХИЧЕСКАЯ ДЕПРИВАЦИЯ
  40. В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ: ПЕР. С ЧЕШСКОГО., -ПРАГА: АВИЦЕНУМ. А, 9 О, А • 3 3 4 О *
  41. ЛЕВИТОВ Н. Д. ФРУСТРАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ //ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, N6,
  42. V37. ЛЕВИТОВ Н. Д. ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ АГРЕССИИ. //ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, N6, 1972 С.168−173.
  43. ПЕОНТЬЕВ А.Н. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ: 3-Е ИЗД. М., 1972. -372С.
  44. ЛЕОНТЬЕВ А.Н. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. СОЗНАНИЕ. ЛИЧНОСТЬ:-1152-Е ИЗД.М., 304 С.
  45. ЛИВСОН Н. ЭЛЕМЕНТЫ ПСИХОЛОГИИ //ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, NN1−2, 1992. S.84−97.
  46. ЛУБОВСКИй Д.В. О ПРИМЕНЕНИИ ТЕСТА ФРУСТРАЦИИ РОЗЕНЦВЕйГА В ШКОЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКЕ //ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, N3, 1990.1. С.151−154.
  47. МАСГУТОВА С.К. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНУЮ КАТАСТРОФУ. //ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, N1,1990.С. 86−92.
  48. МЕНДЕС Э. ОЛЬГА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРИЕНТАЦИй И ПРИТЯЗАНИЙ НА ПРИЗНАНИЕ ДЕТЕЙ КОЛУМБИИ: АВТОРЕФ. ДИСС. КАНД. ПСИХОЛ. НАУК М., 1985.
  49. МИТЕВА Л, Б., СМИРНОВА Е.О. УРОВЕНЬ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СО ВЗРОСЛЫМИ И СО СВЕРСТНИКАМИ. НА БОЛГАРСКОМ ЯЗЫКЕ //ПСИХОЛОГИЯ, N6,1987 С.9−13.
  50. МУХИНА B.C. БЛИЗНЕЦЫ М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1969.-460С.
  51. МУХИНА B.C. ШЕСТИЛЕТНИЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ:
  52. КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 2-Е-ИЗД., ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990. -175С.
  53. МУХИНА B.C. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ДЕТЯМ, щ
  54. ВОСПИТЫВАЮЩИМСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТСКОГО ТИПА. //ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, N1−1989. С. 32−39.
  55. МУХИЙА В.С., ХВОСТОВ К.А. ПСИХОДИАГНОСТИКА РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ: ПРОЖЕКТИВНЫй МЕТОД ДЕПРИВАЦИИ СТРУКТУРНЫХ ЗВЕНЬЕВ САМОСОЗНАНИЯ. ПРОГРАММА „ДЕТИ ЧЕРНОБЫЛЯ“.М., 1992. -16С.
  56. ОБУХОВА Л.Ф. КОНЦЕПЦИЯ ЖАНА ПИАЖЕ: ЗА И ПРОТИВ.-М. :МГУ, 1981.-191 С.
  57. ПАВЛОВ И.П. ДВАДЦАТИЛЕТНИЙ ОПЫТ ОБЪЕКТИВНОГО ИЗУЧЕНИЯ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ) ЖИВОТНЫХ. УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ. Л., ГОС. ИЗД-ВО, 1924. -436С.
  58. ПЕРЕСЛЕНИ Л. И., МАСТЮКОВА Е.М., ЧУПРОВ Л.Ф. ОСОБЕННОСТИ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ДИАГНОСТИКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ //ЖУРНАЛ НЕВРОПАТОЛОГИИ И-116″
  59. ПСИХИАТРИИ ИМ. С.С.КОРСАКОВА, ТОМ 89 ВЫП. 3 М., МЕДИЦИНА. 1989 С.35−39.
  60. ПРИХОЖАН А. М., ТОЛСТЫХ H.H. ДЕТИ БЕЗ СЕМЬИ М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990. -160С.
  61. ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА /ПОД РЕД. И.В. ДУБРОВИНОЙ, А.Г. РУЗСКОЙ- НАУЧ.-ИССЛЕД. ИН-Т ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ АКАД. ПЕД. НАУК СССР. -М: ПЕДАГОГИКА, 1990. -264С.
  62. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИt
  63. РЕБЕНКА ПРИ ПЕРЕХОДЕ ИЗ ДЕТСКОГО САДА В ШКОЛУ / ПОД РЕД. Л.С.КОНДРАТЬЕВОЙ:РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ. РЯЗАНЬ, 1992. -16С.
  64. ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ЛИЧНОСТИ /ПОД РЕД. A.B. ПЕТРОВСКОГО- НАУЧ. -ИССЛЕД.
  65. ИН-Т ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ АКАД. ПЕД. НАУК СССР. -М.: ПЕДАГОГИКА, 1987. -240С.
  66. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА: ПЕР. С АНГЛ. /ОБЩ.РЕД. A.M. ФОНАРЕВА.
  67. ЗДОРОВЬЕ:КН. ДЛЯ УЧИТЕЛЯ. -М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1989.1. TOPiL w / w m
  68. РОЯК A.A. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ И ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА М., ПЕДАГОГИКА, 1988. -118С.
  69. РУБИНШТЕЙН С.Л. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ: В 2 Т. Т.1. М.: ПЕДАГОГИКА, 1989. -488С.-/ ТРУДЫ Д.ЧЛ. И ЧЛ. -КОРР.АПН СССР/.
  70. РУБИНШТЕЙН С.Л. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ: В 2 Т. Т.П. М.: ПЕДАГОГИКА, 1989. -328 С. -/ ТРУДЫ Д. ЧЛ. И ЧЛ. -КОРР. АПН СССР/.
  71. СЕЛИВАНОВ В.И. ИЗБРАННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ / ВОЛЯ, ЕЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ РЯЗАНЬ. ИЗД.РЯЗ.ГОС.ПЕД.ИН-ТА. 1992. -575С.
  72. РЫЖИКОВА Ö-.E.ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОДЕРЖАНИЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПРИЗНАНИИ У ШЕСТИЛЕТНИХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ117—
  73. В ДЕТСКИХ ДОМАХ: АВТОРЕФ. ДИСС. КАНД. ПСИХОЛ. НАУК. М., 1990. 16С.
  74. СЕНЬКО Т.В. СТАТУСНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД КОРРЕКЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ РЕБЕНКА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА //ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, N1, 1989. С. 76−83.
  75. СЛАВИНА Л.С. ДЕТИ С АФФЕКТИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ. М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1966.-149С.
  76. СМИРНОВА Е.О. СТАНОВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РАННЕМ ОНТОГЕНЕЗЕ //ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, N6, 1994. С. 5−15.
  77. СПИВАКОВСКАЯ A.C. ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ. -М. МГУ, 1988. -200С.
  78. СУББОТСКИй Е.В. РЕБЕНОК ОТКРЫВАЕТ МИР. КНИГА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА -М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1991 -205С1. X / / JL • X. Ч/ w w *
  79. СУЛТАНГАЛИЕВА Ж.К. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ТРУДНЫХ ДЕТЕЙ 6−8 ЛЕТ В СИТУАЦИИ ДЕПРИВАЦИИ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ: АВТОРЕФ. ДИСС. КАНД. ПСИХОЛ. НАУК М., 1988. -16С
  80. СУХАРЕВА Г. Е. КЛИНИЧЕСКИЕ ЛЕКЦИИ ПО ПСИХИАТРИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА ТТ. 1 И 2. М, МЕДГИЗ, 1955.456С. (1Т.) — 406 С. (2 Т.)
  81. СЧАСТНАЯ Т.Н. ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ //К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИй И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ. М. ИЗД-ВО МГПИ. С. 36−39.
  82. ТАРАБРИНА Н.В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО -ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И БИОХИМИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ФРУСТРАЦИИ
  83. И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТРЕССА ПРИ НЕВРОЗАХ: АВТОРЕФ. ДИСС. КАНД. ПСИХОЛ. НАУК.Л., 1973. -16С.
  84. ТЕМПЕРАМЕНТ. СИСТЕМНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ. /ПОД РЕД. B.C. МЕРЛИНА /ПЕРМЬ, 1976.-140С
  85. ТОРРЕНС П. ФИГУРНАЯ ФОРМА, А ТЕСТА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ
  86. С ТЕСТОМ ДЛЯ ШКОЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ) — НАУЧ. -ИССЛЕД.
  87. ИН-Т ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ АКАДЕМИИ ПЕД. НАУК СССР. -М., 1990. -44С
  88. ФЛЕйК-ХОБСОН К., РОБИНСОН Б.Е., СКИН П. МИР ВХОДЯЩЕМУ:
  89. РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА И ЕГО ОТНОШЕНИЙ С ОКРУЖАЮЩИМИ: ПЕР. С АНГЛ. (ОБЩ. РЕД. И ПРЕДИСЛ. М.С. МАЦКОВСКОГО. -М., 1992. —511С.
  90. ФРЕЙД 3. ПСИХОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО: СБОРНИК ПРОИЗВЕДЕНИЙ. / СОСТ., НАУЧ. РЕД. И АВТ. ВСТУП.СТ. М.Г. ЯРОШЕВСКИй. -М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1989. -448С.
  91. ФРЕЙД 3. КУЛЬТУРНАЯ СЕКСУАЛЬНАЯ МОРАЛЬ И СОВРЕМЕННАЯ НЕРВОЗНОСТЬ // ЗИГМУНД ФРЕЙД, ПСИХОАНАЛИЗ И РУССКАЯ МЫСЛЬ.- М.: РЕСПУБЛИКА, 1994. С. 15−28.
  92. ФРЕЙД А. ПСИХОЛОГИЯ Я И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ: ПЕР. С АНГЛ. -M.s ПЕДАГОГИКА, 1993. -144С.
  93. ХАйНД Р. ПОВЕДЕНИЕ ЖИВОТНЫХ: СИНТЕЗ ЭТОЛОГИИ И СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. -М.: МИР, 1975. -793С.
  94. ХЕКХАУЗЕН X. МОТИВАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В 2-Х Т. Т.1. ПЕРЕВ. С НЕМ. М., ПЕДАГОГИКА, 1986 .408С.
  95. ХЕКХАУЗЕН X. МОТИВАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В 2-Х Т. Т.2. ПЕРЕВ. С НЕМ. М., ПЕДАГОГИКА, 1986. 392С.
  96. ЧИСТЯКОВА М.И. ПСИХОГИМНАСТИКА. -М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1990. -128С.
  97. ШАПОШНИКОВ Е.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЬНЫЕ ПЕРЕГРУЗКИ: ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ПРОФИЛАКТИКА.- РЯЗАНЬ ИЗД-ВО РИПКРО. 1992. 31С.
  98. ШОСТАКОВИЧ Б. В., ТКАЧЕНКО A.A. ЭКСГИБИЦИОНИЗМ.- ТАГАНРОГ: ИЗД-ВО „СФИНКС“ ТАГАНРОГСКОГО ПОЛИГРАФОБЬЕДИНЕНИЯ ПО ЗАКАЗУ НИИ ОБЩЕЙ И СУДЕБНОЙ ПСИХИАТРИИ ИМЕНИ В.П. СЕРБСКОГО. 1991, -200С.
  99. ЭЛЬКОНИН Д.Б. ИЗБРАННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДЫ. М.: ПЕДАГОГИКА, 1989. 560С. -(ТРУДЫ Д. ЧЛ. И ЧЛ. -КОРР.АПН СССР).
  100. ЭЛЬКОНИН Д.Б. ВЫГОТСКИЙ СЕГОДНЯ //НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО Л.С. ВЫГОТСКОГО И СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. М., 1981.С. 176−183.
  101. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И ИХ
  102. КОРРЕКЦИЯ. -М», МГУ, 1990- 197С. ' S8. ШНИЦКИН В.А. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ПОТЕРЯВШИХ РОДИТЕЛЕМ: АВТОРЕФ. ДИСС. КАНД. ПСИХОЛ. НАУК М., 1992. 14С.
  103. ЯКОБСОН П.М. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ И НРАВСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ У ШКОЛЬНИКОВ //ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИИ, N4, 1960 /
  104. ЮФЕРЕВА Т.И. РОЛЬ САМООЦЕНКИ В РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: АВТОРЕФ. ДИСС. КАНД. ПСИХОЛ." НАУК М., 1977. 17С.^. --. —. —.. ---Г—--Т.. .-------------------- .— ¦ .--------.. .--- ¦
  105. Aronson L.R. Environment stimuli altering the physiologicalcondition of the individual among lower vertebrates. In1. Beach (1965).
  106. Bandura A. Aggression: Social learning analysis.N.Y.1973.
  107. Bandura A., Walters, R. Adolescent aggression.N.Y.Ronald, 19bv.
  108. Bandura A., Ross D., Ross Sch. Transmission of aggression throu imitation of aggressive models. Soc. Psychology, I?6l, vol.63.
  109. Barker R. The Effect of Frustration upon Cognitive Ability.Character and Person", 1938, Wo.2.
  110. OS. Barker R., Dembo T., Lewin K. Frustration and Regression:
  111. An Experiment on Young Children. Child Behavior. N. Y. 'Srj? w 97. Bar-Tal Daniel, R, Amiram, Laiser Tzipora. The development of altruistic behavior: empirical evidence."Develop.Psychol."1.60, No. 15. p.p. 516−524.
  112. Berkowitz L. The concept of aggression. Multidisciplinaryapproaches to aggression research.1981. 99. Berkowitz L. Aggression: A social psychological analysis, N.Y. Mc Graw Hill, 1962.
  113. Berkowitz L. Frustration-aggression hypothes is: examinationand reformulation./Рsychol. Bull. 1989,-106, No. I. k
  114. Berlyne D. Behavior theory. of personality theory. Handbook of personality: Theory and-research. Chicago. Rand McNally, 19.68, ch. iv. Ii*
  115. Birukow G. Aktivitatis und Orientierungsrhythmik beim Kornkafer, Z. Tierp sychol, 21,279−301,1964−120.104. Boone Sherle L., Montare Algerto. Aggression and family size.
  116. J.Psychol.", 1979,103,Mo.I.. '
  117. Brown j., Farber L.E. Emotions Conceptualized as Interveningwith suggestion Toward. a Theory of Frustration."Psychol.Bull."1951. v.48.
  118. Buss A. The psychology of aggression.N. Y. Wiley, 1961.
  119. Child J.L., Waterhouse J. Frustration and the Quality ofi
  120. Performance. «Psychol.Review», 1953, P .p •351−362,ciavke H.J. The Rosenzweig Picture Frustration Study.N.Y., 1952, ch. 10.
  121. J1 ~ «— - ¦¦ -«» — ¦I.i.I M. — i ¦¦! i ¦ ¦ ¦¦ ¦ i ./fcV^Mji ----—¦., .. .- «*.
  122. Coffin R. T, he> interrelationships of dominance hierarchy andspatial behavior in preschool children. «Bol.estud.med y bid.» 1977,29 No. 7−8, 395−400.
  123. Crandall V. Induced frustration and punishment -reward expectancy in apperception stories. «J.Consult.Psychol.», 1951, p.p. 400−404.
  124. Davitz J. K. The Effects cf previous training on postfrustration behavior., 1952, v.47,p.p.309−315.
  125. Dodge K.A. Social cognition and children’s aggressive behatvior. Child Development, 3980,51,162−170.
  126. Dollard J., Doob L., Miller N., Mowrer 0., Sears S. Frustration and aggress ion. New Haven, Jale Univ. Press, 1932. H
  127. Eisenberg-Berg Nansy, Hand Michael, Haake Robert, The relationhship of preschool childrenfs habitual use of space to pros oci-al, antisocial and social behaviors."J.Genet.Psychol», 138, No. I III-I21. 1979 y¦ >
  128. Eyken A.van. Aggression: Myth or model? «J.of Applied Philoso-phy'J, 1987, No.2.-121.I. A., ¦. .i 4.* T ,------ - - - - «' * ^ VI --^. -V. --,. «fc. ». .. ¦ ,-r
  129. Feschbach S. Dynamics and morality of violence and aggression: Amer.Psychol., 1971,26,P.281−292.
  130. HS.Feshbach S. The function of aggression and the regulation of aggressive drive."Psychol.Review», 1964, v.71.
  131. Chimpanzee frustration responses."Psychosom.Med,», 1942, v.4,P.233−251.
  132. Fishman C. Need for approval and the expression under varying conditions of frustration. «J.of Personality and Social Psychol1965, v.2. «
Заполнить форму текущей работой