Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Измерения смысла. 
Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

1] Универсальность этих измерений проявляется также и в том, что их можнообнаружить в качестве главных задач основных психотерапевтических направлений: фактическое с эмпирическим методом в поведенческой терапии; анализ отношенийи прошлого в глубинных подходах; центрирование на личности в гуманистической психологии; структуру контекста в системных направлениях. Если говорить языком психологии… Читать ещё >

Измерения смысла. Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если говорить языком психологии, смысл соотносится с четырьмя различными сферами человеческой экзистенции: мир, жизнь, бытиесамим-собой и системы взаимосвязей; эти четыре сферы рассматриваются в отношении потенциала их конструктивного изменения. Более подробно это можно представить следующим образом.

В поисках смысла мы исходим из фактов (реальности). Поиск начинается с распознавания, понимания данностей и видения тех свободных пространств, которые раскрываются как возможности изменения данной реальности. То есть поиск смысла предполагает наличие знаний и информации. Знание и принятие фактического (принятие того, что есть) — основа любого нахождения экзистенциального смысла. То, что является смыслом, должно быть реалистичным, и в качестве экзистенциального и практического смысла реализуемым на основе имеющихся фактов и обстоятельств. Смысл следует отличать от желаний, мечтаний и фантазий. Его исходной точкой является объективность.

Относительное измерение смысла предполагает, что человек, который ищет смысл, находится в эмоциональных отношениях с фактическим и с тем, смысл чего он ищет. Это измерение «переживания» и соотнесения с жизнью находит свое практическое выражение в способности чувствовать ценности. Это измерение связано с переживанием времени, бренности и историчности. Без эмоционального участия или наличия ценности, с которой установлено соотнесение, нельзя говорить о смысле. Ничто не может переживаться как наполненное смыслом, пока оставляет нас холодными или безразличными.

В измерении смысла, связанном с бытием личностью, речь идет о нахождении «собственного» (сущности) всего того, что составляет жизненную ситуацию, в которой происходит поиск смысла. Предпосылкой этого является познание сущности, для которого необходима феноменологическая установка. Для этого на практике человек использует интуитивное чувствование, которое помогает обнаружить внутреннюю ценность вещей в мире, а также пережить свою собственную ценность. Так формируется самоценность, а с ней развивается и способность к принятию решений. Любой смысл содержит нечто такое, что, независимо от всех практических функций, имеет ценность само по себе. Если человек стремится к тому, чтобы смысл (экзистенциальный и практический) был найден, он вкладывает в это свою внутреннюю ценность. Особенно интенсивно это проявляется, если человек делает что-то добровольно. Говоря другими словами, это означает: из всего того, что мы делаем, только то переживается как наполненное смыслом, что мы делаем добровольно. Принуждение разрушительно для смысла (хотя это может быть вполне целесообразно). Свобода — это сущностная черта экзистенциального и практического смысла.

В практическом измерении развивается потенциал действия, имеющийся для отдельного человека в системе, в которую он включен. Этот потенциал самым тесным образом связан с потенциалом развития самой системы. Таким образом, значение взаимосвязей для собственного будущего становится такой же важной темой, как и собственный вклад в будущее более крупных систем (семья, группа, проекты). Вопрос о смысле подходит здесь к своей кульминационной точке. Смысл представляет собой соотнесенность с включенностью в большее целое. В случае экзистенциального и практического смысла включенность возникает благодаря тому, что человек берет на себя ответственность, действует и тем самым вносит свой активный личный вклад в большее целое. В противном случае переживание смысла остается неполным. Необязательность безответственна и лишена смысла, а смысл — это готовность к ответственности, обязательности, что означает персональный вклад и участие. Поэтому смысл конструктивен и оказывает обратное воздействие на становление того, кто действует. Таким образом, смысл вносит свою фундаментальную долю в то, чтобы сделать экзистенцию возможной и осуществить ее. Так как смысл требует от человека активности и принятия на себя ответственности, он представляет собой достаточно радикальную идею. Это может вызывать страх. Поэтому иногда человек отказывается от задачи нахождения смысла и начинает защищаться от его запросов (требований), что в итоге приводит к появлению у него чувства бессмысленности. Эти четыре измерения содержатся во всех формах смысла — в онтологическом, экзистенциальном и в практическом (см. ниже)[1].

Четырем измерениям смысла соответствуют известные из практики четыре мотива, побуждающие человека задаваться вопросом о смысле. Вопрос о смысле — это фокусировка четырех специфических вопросов о смысле, которые возникают все вместе или по отдельности.

  • 1. Почему есть это — мир, война, болезнь? Почему есть я? Существует ли какой-то замысел у всего, что есть? Могу ли я принять (выдержать) то, что есть здесь?
  • 2. Для чего хорошо то, что есть здесь? Имеет ли это ценность? Какую ценность имеет мое страдание? Получится ли из моих действий что-то хорошее?
  • 3. Почему именно я должен этим заниматься? Как это связано со мной? Что мне с этим делать?
  • 4. Чего требует эта ситуация от меня? Каково мое участие в дальнейшем развитии? В какой контекст я помещаю себя своим действием? Чем все это закончится?

Вопрос о смысле имеет для нашей жизни основополагающее значение. Человек, не постигший смысла ситуации, подобен тому, кто не понимает содержания книги, которую читает.

  • [1] Универсальность этих измерений проявляется также и в том, что их можнообнаружить в качестве главных задач основных психотерапевтических направлений: фактическое с эмпирическим методом в поведенческой терапии; анализ отношенийи прошлого в глубинных подходах; центрирование на личности в гуманистической психологии; структуру контекста в системных направлениях.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой