Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние типа психологического сопровождения беременных на их отношение к родам и родительству

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили следующие положения: представления о культурно-исторической природе высших психических функций (Л.С. Выготский) — положения о социально-психологической природе отношений человека и возможности превращения значимых отношений в свойства личности (В.Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев., Я. Л. Морено, У. Джеймс, Г Саливан, Э. Эриксон… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА X. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БЕРЕМЕННОСТИ
    • 1. 1. Философские и культурно-исторические аспекты понимания беременности как жизненного события
    • 1. 2. Место и значение беременности в процессе индивидуального онтогенеза материнства, с точки зрения различных теоретико-методологических подходов
    • 1. 3. Беременность как жизненное событие
  • Роль значимых отношений в процессе беременности
    • 1. 4. Концепция отношений Я. Л. Морено как теоретическая основа социально-психологического сопровождения беременности
    • 1. 5. Влияние отца на отношения в диаде мать-дитя
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ
    • 2. 1. Анализ различных типов психологического сопровождения беременности
    • 2. 2. Применение метода психодрамы в работе с семьёй, ожидающей ребёнка
    • 2. 3. Программа социально-психологического сопровождения беременности, основанного на методе психодрамы
  • ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЕ ТИПА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ НА ОТНОШЕНИЕЖЕНЩИНЫ К СЕБЕ, РОДАМ РОДИТЕЛЬСТВУ, И
  • РАННИЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
    • 3. 1. Цели, задачи, объект и гипотезы исследования
    • 3. 2. Теоретическая схема эксперимента, методики и процедура эмпирического исследования
    • 3. 3. Результаты эмпирического исследования
      • 3. 3. 1. Особенности отношения к себе, партнеру и ребенку у женщин, прошедших через различные типы сопровождения беременности
      • 3. 3. 2. Особенности протекания и интерпретации родов в связи с отношениями женщины к себе, партнеру и ребенку
      • 3. 3. 3. Особенности раннего детско-родительского отношения у женщин, прошедших через различные типы сопровождения беременности

Влияние типа психологического сопровождения беременных на их отношение к родам и родительству (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема снижения рождаемости и депопуляции коренного населения в развитых странах на фоне высокого уровня жизни ставит в ряд приоритетных задач изучение социально — психологических аспектов деторождения и роди-тельства. Неслучайно, тема психологии беременности, в последние несколько лет, стала активно разрабатываться в рамках социально-психологических исследований. Сейчас, когда деторождение уже не является единственной сферой самореализации женщины, важно понять, каким является внутреннее содержание переживания беременности, смысл и цель рождения ребёнка для современной женщины. Посредством каких социально-психологических факторов можно влиять на становление и развитие родительских ролей супружеской пары, превращать беременность в значимое жизненное событие, оптимизировать процессы протекания беременности и родов и способствовать формированию ценностно-смыслового отношения к материнству и родительству.

Обширное поле психологических описаний беременности не содержит пока целостной теории, основные положения которой можно применять в практической работе с семьей в процессе ожидания ребёнка и в разработке социально-психологических программ сопровождения беременности. В то же самое время, подготовка к родам и родительству, психологическая работа с беременными становится сейчас достаточно популярной. Различные школы материнства предлагают всевозможные программы психологического сопровождения беременности, не всегда обоснованные и эффективные. В настоящее время мы можем указать несколько основных подходов к проблеме психологического сопровождения беременности. Каждому из них соответствует свое понимание беременности и связанное с этим представление о целях и задачах решаемых психологом при работе с данной категорией клиентов. Однако нужно отметить, что наблюдается спутанность понятий, описывающих физический, психологический и духовный план человека и уровней рассмотрения данной проблемы. Назрела острая необходимость разработки комплексных моделей психологического сопровождения беременности, основанных на системных исследованиях психологических аспектов этого феномена.

Анализ литературы по данной проблематике говорит о том, что исследователями выделено более 700 психологических факторов, влияющих на процесс беременности, родов, психическое развитие ребёнка и готовность к материнству. Сюда относятся личностные особенности беременной женщины, история жизни /42, 43, 44, 45, 46, 206/, адаптация к супружеству, особенности адаптивности как свойства личности /21, 85/, удовлетворенность эмоциональными взаимоотношениями со своей матерью /27/, модель материнства своей матери /46/, культурные /100/, социальные и семейные особенности /169, 171/, физическое и психическое здоровье / 20, 168, 170, 187, 211/.

При рассмотрении процесса беременности, исследователи подчеркивали особое место и значение, этого этапа в развитии и становлении личности женщины. Беременность изучалась как этап индивидуального онтогенеза материнства /191−195/, как акме личностного развития женщины и вершина ее психосексуального развития и полоролевой идентичности /12, 32,33, 200, 201/.

Доказано, что на протекание беременности и формирующийся тип материнства влияет семейная история будущей матери /42, 206/, социокультурные факторы, такие как положение женщины в обществе и социальная значимость материнства /209, 230/.

Исследования динамики психологических состояний беременной широко представлены в психоаналитической литературе /149/ через анализ идентификационных процессов у беременной и в современной отечественной психологии /7, 97, 98, 217, 218/. Исследована динамика социально-перцептивных процессов у беременныхвосприятие образа ребёнка в зависимости от соматического статуса беременной /7, 8/, проанализировано становление и развитие событийных отношений беременной с вынашиваемым ребенком в рамках антропологической психологии /217, 218/.

Обширные исследования посвящены изучению влияний со стороны матери в периоде беременности на развитие ребёнка /19, 38, 39, 73, 77, 79, 82, 86, 88/. Доказано, наличие высокой корреляционной связи между особенностями отношения матери к ребенку на этапе беременности и последующими детско-родительскими отношениями /6, 85, 131, 190/, что в свою очередь говорит о необходимости изучения факторов, влияющих на формируемое в процессе беременности отношение матери к ребенку.

Таким образом, большинство исследователей считают, что психологическая специфика беременности является социально-психологической и возникает как результат прошлых или актуальных отношений беременной со значимыми другими. В силу чего, модель сопровождения беременности, основанная на социально-психологическом подходе к данному феномену, может оказаться наиболее соответствующей задаче оптимизации процессов протекания беременности и родов, подготовке к материнству и родительству.

Несмотря на широкий круг проблем, рассматриваемых в рамках психологии беременности, в ней еще недостаточно обсуждался вопрос об условиях оптимизации этих процессов, формирования и развития конструктивного родительского отношения на этапе беременности. Также, на наш взгляд, недостаточно внимания в рамках социально-психологических исследований беременности уделялось изучению актуальных отношений беременной с отцом вынашиваемого ребёнка, и влияние этих отношений на протекание беременности, родов и родительское отношение. Нами не обнаружено работ, посвященных изучению системы значимых отношений на этапе беременности и основанных на понимании беременности как жизненного события для супружеской пары.

Цель исследования — изучение влияния психологического сопровождения беременности на отношение женщины к родам, материнству и родительству. Разработка программы социально-психологического сопровождения беременности, основанного на методе психодрамы.

Предмет исследования — отношение к родам, родительству и ранние детско-родительские отношения в зависимости от типа психологического сопровождения беременности и отношений женщины со значимыми другими. Гипотезы исследования:

1. В зависимости от типа психологического сопровождения беременности формируется различное отношение к родам, материнству и родительству.

2. Беременность и роды переживаются и интерпретируются по-разному в зависимости от особенностей отношений женщины со значимыми другими.

3. Отношения женщины к себе, ребенку и партнеру — отцу ребенка взаимосвязаны и влияют на протекание родов и ранние детско-родительские отношения.

4. Социально-психологическое сопровождение беременности, основанное на методе психодрамы, в отличие от медико-психологического сопровождения беременности, способствует оптимизации отношений женщины к себе и значимым другим и формированию определенного типа отношения к родам, материнству и родительству.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ культурно-исторических, философ-ско-мировозренческих и социально-психологических подходов к рассмотрению беременности как жизненного события.

2. Рассмотреть теоретические подходы к исследованию отношений со значимыми другими как со-бытийным и терапевтические модели, нацеленные на развитие со-бытийных отношений с другими.

3. Осуществить анализ различных типов психологического сопровождения беременности и семьи на этом этапе.

4. Разработать программу социально-психологического сопровождения беременности, основанную на методе психодрамы, нацеленную на формирование отношения к родам как к событию и ценностно-смыслового отношения к родительству.

5. Осуществить сравнительный анализ особенностей системы отношений к себе, партнеру — отцу ребенка и ребенку у женщин, прошедших через различные типы психологического сопровождения беременности.

6. Осуществить сравнительный анализ особенностей протекания и интерпретации родов у женщин, выбравших разные способы подготовки к родам и родительству.

7. Установить наиболее значимые факторы, влияющие на успешность протекания родов для каждой из исследуемых групп женщин.

8. Исследовать особенности раннего детско-родительского отношения характерного для исследуемых групп.

9. Осуществить сравнительный анализ особенностей раннего детско-родительского отношения, характерного для женщин получивших различные типы психологического сопровождения беременности.

10. Установить значимые факторы, влияющие на различные аспекты раннего детско-родительского взаимодействия в исследуемых группах.

Объект исследования. В исследовании, проводившемся в течение трех лет, приняли участие 228 первобеременных женщин в возрасте от 19 до 33 лет. У всех женщин, в анамнезе отсутствовали диагнозы, указывающие на нарушения репродуктивной функции. Группы были выровнены по социально-демографическим и экономическим показателям.

Первую контрольную группу составили 78 женщин, проходящих курс медикаментозной подготовки к родам в женской консультации. Во вторую контрольную группу вошли 60 женщин, которые помимо посещения врача в женской консультации посещали занятия по психопрофилактике болей в родах при медицинском учреждении. В третью экспериментальную группу вошли 90 женщин, прошедших совместно с мужьями подготовку к семейным родам и родительству в рамках психодраматической группы.

Методологическими и теоретическими предпосылками исследования выступили следующие положения: представления о культурно-исторической природе высших психических функций (Л.С. Выготский) — положения о социально-психологической природе отношений человека и возможности превращения значимых отношений в свойства личности (В.Н. Мясищев, Б. Г. Ананьев., Я. Л. Морено, У. Джеймс, Г Саливан, Э. Эриксон) — теоретические представления о личности как системе отношений (С.Л. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, Я.Л. Морено) — представления о жизненном событии как факторе изменения значимых отношений личности и изменении субъекта события (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова.) — теоретические представления об обусловленности психологических и соматических аспектов беременности отношениями со значимыми другими в предшествующие периоды онтогенеза (3. Фрейд, А. Адлер, М. Кляйн, К Хорни, А. Фрейд, Д. Пайнз, Ю. И. Шмурак, Г. Г. Филипова).

Для достижения поставленных задач был проведен формирующий эксперимент и использованы следующие методики: «Анкета субъективных оценок отношений» (О.С. Васильева, Е.В. Могилевская) — «Методика косвенного измерения системы самооценок» (КИСС) (Е.Т.Соколова, Е.О.Федотова) — Цветовой тест отношений, модифицированный автором в соответствии с целями и задачами исследования, «Опросник для исследования особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия» (Е.И.Захаровой, модификация Е. М. Агнаевой.) — тест «Неоконченные предложения» и «Опросник Мер-дока-Уайта».

Достоверность полученных результатов обеспечивалась достаточным объемом выборки, стандартизацией процедуры исследования и применением ряда методов математической статистики: метода ANOVA, факторного анализа, кластерного анализа и дерева классификации. В исследовании использовалась компьютерная версия стандартных статистических пакетов.

Положения, выносимые на защиту: 1. Характер переживания и интерпретации беременности и родов определяется специфическим типом отношения к материнству и родительству.

2. Роды являются событием в жизни семейной пары, на протекание которого влияют особенности отношений женщины с партнером — отцом ребенка.

3. Отношение к ребенку на этапе раннего младенчества связано с самоотношением женщины и ее отношением к партнеру — отцу ребенка.

4. Социально-психологическое сопровождение беременности, основанное на методе психодрамы, способствует формированию детоцентричного типа отношения к материнству и партнерского типа отношения к родительству, оптимизирует процесс протекания родов.

Научная новизна работы.

Впервые осуществлен социально-психологический анализ беременности как жизненного события. Впервые выделены эгоцентричный, андроцентрич-ный и детоцентричный типы материнства и соответствующие им типы роди-тельства: биологическое родительство, традиционное родительство и роди-тельство — партнерство, характерные для групп женщин, прошедших через различные типы психологического сопровождения беременности. Впервые установлены особенности переживания родов и раннего детско-родительского взаимодействия для групп женщин, прошедших через различные типы психологического сопровождения беременности. Впервые выявлены наиболее значимые признаки, характеризующие отношения женщины к себе, ребенку и отцу ребенка, влияющие на протекание родов и раннее детско-родительское взаимодействие. Впервые установлена взаимосвязь между отношением беременной к партнеру — отцу ребенка и выбираемыми ею критериями для самооценки собственных материнских качеств. Впервые описана модель социально-психологического сопровождения беременности на основе метода психодрамы. Впервые проведено сравнение социально-психологического и медико-психологического типов сопровождения беременности.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в развитии теоретических представлений о социально-психологических аспектах беременности как жизненного события.

Проведенное исследование расширяет и углубляет существующие представления о месте и значении беременности в процессе индивидуального онтогенеза материнской сферы.

Данные о различных типах отношения к материнству и родительству у женщин, прошедших через различные типы психологического сопровождения беременности, способствуют разработке адекватных моделей психологической работы с беременными.

Выявленная взаимосвязь между отношением женщины к себе, отцу ребенка и ребенку подтверждает известное теоретическое положение о системном качестве отношений личности.

Данные о влиянии отношений межу партнерами на этапе беременности на успешность протекания и особенности переживания родов позволяют оказывать своевременное психокоррекционное воздействие при работе с семьей на этапе беременности с целью оптимизации процесса родоразрешения. Эти данные так же указывают на важность изменения традиционной практики в сфере деторождения и медицинского понимания процессов беременности и родов.

Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами и психотерапевтами, медицинскими работниками в целях оптимизации взаимодействия с беременными, выявления группы риска и оказания своевременной психологической помощи беременным на всех этапах дородового периодамедицинскими работниками и педагогами образовательной сферы — в просветительской деятельностимедицинскими работниками в центрах планирования семьив средствах массовой информациисоответствующими специалистами — в разработке программ демографической политики различного уровня.

В настоящее время результаты исследования используются при чтении учебного курса «Психология материнства и пренатальная психология» на факультете дополнительного образования отделения Клинической психологии.

Южно-Российского Гуманитарного Института. В работе школы материнства и родительства «Берегиня» с семьями, ожидающими ребенка.

Апробация работы. Материалы диссертации были представлены на 14 Международном конгрессе групповой психотерапии «The spirit of groups 2000. From conflict to generative dialogue» (Иерусалим 2000), на XXIX сессии Недели науки РГУ (Ростов-на-Дону, 2002), на научно-практической конференции «Фестиваль Морено» (Ростов-на-Дону, 2001;2002), на Всероссийской научно-практической конференции «Материнство. Психолого-социальные аспекты. Норма и девиация» (Иваново, 2002).

Публикации. По теме диссертации опубликовано 9 работ, общим объемом 3,4 условных печатных листа.

Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка литературы из 240 наименований из них 15 — на английском языке, 35 приложений. Объем основного текста — 159 м.п. страницы. Диссертация иллюстрирована 14 таблицами и 27 рисунками.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Завершая теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния типа психологического сопровождения беременных на их отношение к родам и родительству необходимо отметить следующее.

Выполненное диссертационное исследование базируется на ряде теоретических выводов, сделанных на основе анализа широкого круга работ. Данные выводы легли в основу построения программы эксперимента и эмпирического исследования, были использованы при разработке программы социально-психологического сопровождения беременности, на основе метода психодрамы. Прежде всего, это положения о том, что: биологически обусловленное влечение к материнству нуждается в культуросообразных формах искусственной рефлексии, посредством которых может обретаться целостность личности, и обретение личностного смысла в предстоящем родительстве. В современном обществе таким средством личностной рефлексии является психотерапия.

Человеческая специфика переживания беременности и родов социально-психологическая, так как индуцируется в процессе символически опосредованного взаимодействия женщины с полем культурных символов и значений и в процессе отношений со значимыми другими, в частности с ребенком и отцом вынашиваемого ребёнка,.

Материнство имеет огромную социальную значимость и является одной из форм самореализации женщины. В процессе онтогенетического развития формируется материнская сфера личности женщины. Решающее значение для формирования материнской сферы в предшествующие беременности периоды онтогенеза, имеет взаимодействие женщины со своей матерью, а на этапе беременности — взаимодействие с вынашиваемым ребенком и партнёром — отцом ребёнка.

В результате теоретического анализа и эмпирического исследования сделаны следующие выводы:

1. Беременность является заключительным этапом становления материнской сферы, связанным с интеграцией ранее сформированных компонентов материнской сферы и обретением личностного смысла в предстоящем материнстве.

2. Беременность является жизненным событием, которое может переживаться и интерпретироваться обоими родителями на одном из выделенных уровней или в их единстве: как физиологический процесс, социальное поведение, событие в жизни семьи или личностно значимое событие.

3. Самостановление в новом качестве и развитие субъекта события — беременной женщины, происходит посредством изменения системы отношений женщины к себе как матери, партнеру — отцу ребенка и вынашиваемому ребенку.

4. Отношение женщины к родам и родительству взаимосвязано с особенностями отношений женщины со значимыми другими.

5. Каждому из перечисленных уровней интерпретации переживаний беременности и родов соответствует определенная модель психологического сопровождения беременности, ориентированная на функциональный, эмоционально-оценочный, ценностно-смысловой мотивационный уровни.

6. Социально-психологическое сопровождение беременности, основанное на методе психодрамы, позволяет системно подойти к работе с беременными, решая задачи, соответствующие всем уровням переживания и интерпретации беременности, соответствует требованиям и ограничениям работы с данной категорией клиентов, отвечает пониманию беременности как личностно значимого жизненного события, переживаемого в контексте взаимоотношений со значимыми другими.

7. Женщины, получившие различное психологическое сопровождение беременности, отличаются по характерным для них типам отношения к материнству и родительству: а) для женщин получивших социально-психологическое сопровождение беременности по методу психодрамы характерным является детоцентричное отношение к материнству и партнерский тип отношения к родительству. У них наблюдается разведение партнерских и родительских ролей, безусловное принятие ребёнка любого пола, который является самостоятельной ценностью. При этом партнерские отношения и самоценность каждого из членов супружеской пары важны для реализации себя в роли родителя. б) Для женщин, получивших медико-психологическое сопровождение беременности, характерны андроцеитричный тип отношения к материнству и традиционный тип отношения к родительству. У них наблюдается безусловное принятие ребёнка — мальчика, который выступает условием партнерских отношений, чем и определяется его ценность. Партнерство в семье идентично выполнению родительских функций. Себя женщина рассматривает как мать ребёнка, наиболее важными качествами для которой, является физическое здоровье и желание родить мальчика. в) Для женщин, получивших медицинское сопровождение беременности, характерным является эгоцентричный тип отношения к материнству и биологический тип отношения к родительству. У них наблюдается объектное отношение к ребенку и идентификация ребёнка с собой. Желанным ребенком является мальчик, похожий на мать. Достаточным условием для осуществления материнских функций эти женщины считают телесное здоровье. Ценность партнёра исчерпывается биологическим отцовством.

8. Роды являются семейным событием, на особенности протекания и интерпретации которого влияют отношения партнеров супружеской пары друг к другу. Наиболее значимым фактором, влияющим на успешность протекания родов во всех группах, является принятие в паре.

9. Для исследуемых групп женщин характерно различное восприятие процесса родов и различное по степени успешности протекание родов с физиологической точки зрения: а) женщины, получившие социально-психологическое сопровождение беременности, воспринимают роды как сущностное, предельное переживание, личностно значимое жизненное событие, оценивают роды позитивно, у 84,5% женщин этой группы роды были физиологичными, не наблюдалось осложнений на всех этапах родовб) женщины, получившие медико-психологическое сопровождение беременности, характеризуются амбивалентным отношением к родам. Они воспринимаются одновременно как травматичный и крайне болезненный физиологический процесс и как важное семейное событие, 8,4% родов в данной группе признаны физиологичными, 91,6% родов проходили с применением медикаментозной стимуляции родовой деятельности и с осложнениями на различных этапах родовв) женщины, получившие медицинское сопровождение беременности, воспринимают роды как постыдный, болезненный, физиологические процесс, оценивая их, при этом, как нормальные. Лишь в 5,2% случаев роды были физиологичные, не наблюдалось осложнений на различных этапах родов.

10. Особенности ранних детско-родительских отношений связаны с особенностями отношения женщины к себе и партнеру — отцу ребенка. Наиболее значимым фактором, влияющим на отношение матери к ребенку на этапе раннего младенчества, во всех изучаемых группах является самооценка женщины и ее удовлетворенность собой.

11. Различия детско-родительских отношений в изучаемых группах касаются структуры детско-родительского отношения, степени выраженности различных параметров детско-родительского отношения и количества родителей, попавших в категорию «норма» по всем параметрам детско-родительских отношений на этапе младенчества.

12. Социально-психологическое сопровождение беременности, основанное на методе психо драмы и понимании родов как жизненного события, способствует формированию отношения к родам как к личностно значимому жизненному событию, детоцентричного типа отношения к материнству и партнерского типа отношения к родительству, оптимизирует процессы протекания родов.

Таким образом, в результате проведенного нами эмпирического исследования подтвердились выдвинутые нами гипотезы.

Мы полагаем, что результаты выполненного нами диссертационного исследования позволяют сформулировать психологические рекомендации профессиональным психологам, медицинским работникам и педагогам.

Описанные выше особенности социально-психологических процессов на этапе беременности предлагаем учитывать при прогнозирования результатов успешности родов и последующих детско-родительских отношений, а так же для планирования основных направлений работы по психологической коррекции и профилактике психологических и психосоматических нарушений в течении беременности, родов, внутриутробного развития ребёнка, для оптимизации качества взаимоотношений матери и дитя в последующем.

При разработке программ психологического сопровождения беременных предлагаем учитывать описанные в теоретической части диссертации основные закономерности формирования отцовских и материнских социальных ролей и особенности становления родительского отношения на этапе беременности.

В психодиагностических целях рекомендуется выявлять личностные и социально-психологические особенности беременной женщины: самооценку будущей материособенности отношения женщины к себе ребенку и отцу будущего ребёнкаспецифику ее отношения к материнству и родительству.

В качестве основных задач психологического сопровождения беременности предлагаем: оптимизировать самооценку женщины, ее восприятие себя и близкихспособствовать формированию реалистичных, доверительных и эмоционально-позитивных отношений беременной с отцом вынашиваемого ребёнкасоздавать условия и инициировать процессы участия отца ребёнка в подготовке к родам и родительствупомогать женщине дифференцировать представления о себе как матери от образа ее детского «Я» и негативных аспектов интроекта ее собственной материспособствовать осознанию вытесняемых женщиной страхов перед предстоящими родами и материнствомформировать отношение к родам как к жизненному событиюпомогать женщине в установлении диалогического общения с ее будущим ребенком на этапе беременности и после родов.

Педагоги образовательных учреждений различных уровней должны способствовать воспитанию людей с адекватной самооценкой, поло-ролевой и тендерной идентичностью, что позволило бы с раннего детства формировать родительские позиции, соответствующие биологическому и психологическому полу, а также:

— информировать будущих родителей о важности пренатального периода развития для психического и соматического здоровья ребенка;

— проводить просветительскую работу среди молодежи, направленную на повышение уровня знаний в области пренатальной психологии и психологии родительства.

Медицинские работники, оказывающие помощь беременным женщинам, и, прежде всего, сотрудники женских консультаций должны быть осведомлены о сущности и значении психологических и социально-психологических процессов на этапе беременности, а так же о важности участия отца в подготовке к родам и родительству. Всячески способствовать, а не создавать препятствия для того, что бы беременность могла переживаться как семейное событие, поощрять участие отца ребенка в процессе подготовки к к родам. Такая работа будет способствовать улучшению психологического и соматического здоровья будущих матерей и их детей, оптимизировать взаимоотношения женщины с ребенком после его рождения, а также улучшать семейные отношения родителей друг с другом.

Медицинские работники родильных домов должны понимать важность раннего взаимодействия женщины с новорожденным и важность изменения технологий родовспоможения с целью гуманизации родов. Необходимо также, учитывать отрицательные последствия применения наркотического обезболивания на последнем этапе родов, в силу его негативного влияния на способности женщины воспринимать ребёнка и понимать причины его состояния.

Средствами реализации обозначенных выше задач в работе с педагогами и медицинскими работниками могут стать.

— циклы лекций посвященных освещению основных аспектов пренатальной психологии и психологии материнства;

— просветительские программы в средствах массовой информации;

— сотрудничество психологов и медицинских работников с целью разработки адекватных моделей сопровождения беременных и создания новых технологий ведения беременности и родов;

— разработка образовательных и просветительских программ различного уровня направленных на повышение квалификации медицинских работников и педагогов в области психологии материнства и пренатальной психологии.

В случае выявления психологических трудностей у беременных, с которыми медицинские работники сами справиться не могут, им необходимо своевременно направлять женщин за помощью к профессиональным психологам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 274 с. Абрамченко В. В. Современные методы подготовки беременных к родам. СПб.: Институт акушерства и гинекологии АМН СССР им. Отта, 1991.255 с.
  2. Н. Н. Мещерякова С.Ю. Особенности психического развития ребёнка первого года жизни // Мозг и поведение младенца. М.: 1993. 277 с.
  3. Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопр психол. 1996. № 4. С.5−14.
  4. А.Ю. Человек, как смысловая модель мира. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2000. 235 с.
  5. Е. Х-М. Образ будущего ребёнка у беременной женщины. Дис. кан. психол. наук. Ростов н/Д.: 2001. 158 с.
  6. Е.М., Тащева А. И. Прогностические возможности образа будущего ребёнка у беременной женщины // Психологическая адаптация личности к условиям рыночной экономики. Ростов н/Д.: 1999. С. 159−168.
  7. А.И. Кризис семьи и родительства // Проблемы родительства и планирования семьи. М.: Наука, 1992. С. 11−28.
  8. А.И. Микросоциология семьи. Методология структур и процессов. М.: NotaBene, 1998. 360 с.
  9. .Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. 279 с.
  10. А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Ростов н/Д.: Феникс, 1998. 413 с.
  11. Н.С. Социально-философские проблемы пола и семьи // Вопр. философии. 1980. № 1. С. 24−31.
  12. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита //Психологический журнал. 1994. Т. 15, № 1. С. 3−18
  13. Л.И. Личность с позиции динамического подхода // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. М.: 1990. С. 7−17.
  14. Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. М.: 1977. 248 с.
  15. Ф. Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Из-во Уральского Университета, 1999. 415 с.
  16. В.Н. Репродуктивное поведение и ценностные ориентации городского населения. М.: Городская и сельская семья, 1987. 189 с.
  17. А. Стрельцова Д. Девять месяцев и вся жизнь. СПб.: Б.&К., 1999. 421 с.
  18. О.М. Воспитание до рождения. СПб .: Сердце. 1992. 218 с.
  19. О.В., Баз Л.Л., Копыл О. А. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребёнка // Синапс. 1993. № 4. С. 35−42.
  20. А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества, Т. 2. Вып. 4, М.: 1996. С. 150−151.
  21. А.С., Соколова Л. В. Учение о доминанте как теоретическая основа формирования системы «мать-дитя» // Вестник СпбГУ. 1994. Сер.З. Вып. 2. №Ю. С. 85−102.
  22. М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 423 с.
  23. В.А., Дарский JI.E. Статистика мнений в изучении рождаемости. М.: Статистика, 1972. 144 с.
  24. К. Мать и дочь трудное равновесие // Московский психотерапевтический журнал. 1998. № 1.С. 17−24.
  25. С. Второй пол. М.: Издательская группа «Прогресс», СПб.: Алетейя, 1997. 831 с.
  26. А.А. Психология межличностных отношений (к 100-летию со дня рождения В.Н. Мясищева) // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 86−91.
  27. А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 122−126.
  28. Н.В. Акмеологический потенциал беременной женщины. Социально-психологический анализ. М.: Социнновация 1998. 186 с.
  29. Н. В., Федоренко С. А. Тендерный подход в психолого акмеологическом анализе потенциала личностного развития беременной женщины // URL: http:// www.msmedserv.com/psychpregn/gendpregn.
  30. В.В. Малодетная семья: социально-психологический анализ. М.: Мысль, 1988. 238 с.
  31. .С. Опыт обоснования гуманитарной психологии // Вопросы психологии, 1990. № 6. С. 9−17.
  32. Г. И., Лапочкина Л. Н. Индивидуальные особенности женщин с физиологическим течением и угрозой невынашивания в первом триместре беременности по данным MMPI // Журнал практического психолога. 1996. № 3. С. 29−32.
  33. Г. И. Перинатальная психология, открывающиеся возможности // Сборник материалов конференции «Перинатальная психология в родовспоможении» СПб: 1997. С. 8−10.
  34. А.И. Жизнь до рождения. М.: Знание, 1991. 315 с. 40! Брудный А. А. Психологическая герменевтика. М.: 1998. 280 с.
  35. В.И., Варга А. Я., Сидорова В. Ю., Хамитова И. Ю. Семейные факторы девиантного материнства // Психологический журнал, 2000. Т. 24. № 2. с. 14−35.
  36. В.И. Психологические феномены, возникающие в связи с нежелательной беременностью // Психология сегодня. Ежегодник Рос. Психол. Общества. 1996. Т. 2. Вып. 4. М.: С. 150−151.
  37. В. И. Радионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии 1997. № 6. С. 38−46.
  38. В.И., Панкратова М. Г., Ениколопов С. Н. Некоторые результаты социального и психологического обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей // Вопросы психологии. 1994. № 5. С. 31−44.
  39. В.И., Ениколопов С. Н., Мил едина J1.B. Материнская агрессия, отказ от ребёнка и репродукция циклов семейного насилия / Психология сегодня // Ежегодник РПО. 1996. Т. 2. Вып. 4. М.: С. 153−154.
  40. В.И., Филипова Г. Г., Хамитова И. Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 59−69
  41. А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе // Психологический журнал. 1996. Т. 17. № 6. С. 30−37.
  42. М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993. 173 с.
  43. Л.Ф., Кордова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 263 с.
  44. А.Я. Структура и типы родительского отношения. Дис. канд. психологических наук. М.: 1986. 160 с.
  45. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984. 200 с.
  46. О.С., Могилевская Е. В. Социально-психологические аспекты пренатальной психологии и психологии беременности // Психологический вестник РГУ. 1999. Вып. 4. С. 176−181.
  47. О. С. Могилевская Е.В. Психологическая помощь семье, ожидающей ребёнка // Психология созидания // Ежегодник Российского Психологического общества. Казань: 2000. Т. 7. Вып. 1. С. 64−66.
  48. О.С., Могилевская Е. В. Валеологические особенности пренатальной психологии // Методическое пособие для студентов ф-та психологии Ростов н/Д.: РГУ, 1999. 25 с.
  49. О.С., Могилевская Е. В. Групповая работа с беременнымиженщинами: социально-психологический аспект // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. с. 82−89.
  50. Т.Б., Романова Н.В Мужское и женское в стуктуре личности и психотерапии // http//www/geneya 12. narod.ru.
  51. В.Г. О фетопатологии, как клинической дисциплине // Актуальные вопросы физиологии и патологии репродуктивной функции женщин. СПб.: 1994. С. 55−56.
  52. Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: Независимая фирма Класс, 1998. 79 с.
  53. JI.C. История развития высших психических функций. Собрание сочинений в 6-ти тт. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. 368 с.
  54. Л.С. Собрание сочинений в 6-ти тт. Т. 6. М.: Педагогика, 1983. 400 с.
  55. Л.И. Гуманитарная психология. Предмет и задачи // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 19−30.
  56. Н.Л., Константинова Н. Н. Патофизиологические основы охраны внутриутробного развития человека. М.: Медицина, 1985. 217 с.
  57. Н.Л., Константинова Н. Н. Введение в перинатальную медицину. М.: 1978. 146 с.
  58. В.И., Захаров А. И., Исаев Д. Н. Неврозы у детей и их лечение. Л. Медицина, 1977. 272 с.
  59. Гегель Философия духа. Энциклопедия философских наук. Т.З. М.: 1971. 522 с.
  60. В., Глеклер М. Ребёнок. От рождения к совершеннолетию. М.: Энигма, 1998. 591 с.
  61. К. Дж. Социальная психология как история // Социальная психология. Хрестоматия. Составители Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А. М.: Аспект-Пресс 1999. С.22−29
  62. А. Культурология раз. М.: ЭКСМО, 2002. 503 с.
  63. С. За пределами мозга. М.: Соцветие, 1992. 335 с.
  64. С. Матрицы судьбы // Путь к себе. 1992. № 5. с. 27 35.
  65. Д. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. М.: НФ Класс, 1993. 202 с.
  66. Л.Я., Алешина Ю. З., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: спецпрактикум по социальной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1986. 12 с.
  67. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Издательство МГУ, 1987. 174 с.
  68. Де Моз Л. Психоистория. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. 509 с.
  69. Дик-Рид. Роды без страха. СПб.: Питер-Пресс, 1996. 384 с.
  70. И.В. Диагностика и лечение невротических расстройств у беременных женщин // Материалы Российской межрегиональной конференции «Перенатальная психология в родовспоможении». Спб.: 1997. С. 57−62.
  71. Ф. На стороне ребёнка. СПб.: XXI век, 1997. 526 с.
  72. В.Н. Психология семьи. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 200 с.
  73. Жития святых. М.: Сестричество во имя преподобномученницы великой княгини Елизаветы, 1999. 380 с.
  74. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка М.: 1986. 115 с.
  75. А.И. Влияние эмоционального стресса матери на течение беременности и родов // Материалы конференции «Перинатальная психология и родовспоможение». СПб.: 1997. С. 54−56.
  76. А.И. Ребёнок до рождения. СПб.: 1998. 89 с.
  77. А.И. Что нужно родителям до рождения ребёнка. СПб.: Образование, 1994. 67 с.
  78. А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: Союз, 1898. 336 с.
  79. Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе, (конец XVIII—XX вв.). М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. 299 с.
  80. П.Г. Некоторые проблемы пренатальной экологии человека // Сборник материалов конференции «Перинатальная психология в родовспоможении». СПб.: 1997. С. 13−23
  81. Иоанн Павел второй. Мысли о земном. Перевод с польского и итальянского языков. М.: издательский дом «Мария XXI век», 2001. 242 с.
  82. Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. СПб.: Союз, 1994. 86 с.
  83. И.А. Особенности становления позитивных эмоциональных связей между ребенком и родителями // Семейная психология и семейная терапия. 1997. № 2. С.51−54.
  84. Р. Шибасава Т. Психотерапия отец мать — ребёнок на примере случая послеродового психоза у отца // Мать, дитя, клиницист. М.: 1994. С. 101−110
  85. П.Ф. Психодрама крупным планом. Анализ терапевтических механизмов. М.: НФ Класс, 1998. 236 с.
  86. Н. Материнство как профессия // Свободная мысль. 1995 № 5. С.27−32.
  87. Д. Клинические ролевые игры и психодрама. М.: НФ Класс, 1993.221 с.
  88. М. Психоанализ младенчества. М.: НФ Класс, 76 с.
  89. Н.П. Метод психологической подготовки к родам // Материалы Первой Всероссийской учебно-практической конференции по психотерапии «Современные направления психотерапии и их клиническое применении». М.: 1996. С. 109−110.
  90. Н.Т. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов Автореф. дисс. канд. психологических наук. СПб.: 1998. 19 с.
  91. В.И. Возможны ли роды без боли. М.: Медгиз, 1960. 40 с.
  92. Кон И. С. Материнство и отцовство в этнографической перспективе // Советская этнография. 1987. № 6. С. 24−40.
  93. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 47−57.
  94. Кон И. С. Ребёнок и общество. М.: Наука, 1988. 269 с.
  95. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.
  96. Кон И. С. Возрастной символизм и образы детства. URL: http:// www/sexology .narod.ru/Kon.htm
  97. О.А., Баз JI.JI. Готовность к материнству: выделение факторов и условий психологического риска для будущего развития ребёнка // Синапс, 1993. № 4. С. 36−42.
  98. М.Е. Система внутриутробного обучения в цикле психопрофилактической подготовки беременных // Материалы Российской межрегиональной конференции «Перенатальная психология в родовспоможении». Спб: 1997. С.74−76.
  99. М.А., Сумовская А. Е., Орлова М. М. Психологические реакции женщины при физиологическом течении беременности // Акушерство и гинекология. 1990. № 3. С. 13−16.
  100. А., Кроник Е. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989. 214 с.
  101. Кохут X Восстановление самости. М.: Когито-Центр, 2002. 315 с.
  102. Ч.Х. Человеческая природа и социальный порядок. М.: Идея пресс, 2000. 309 с.
  103. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 592 с.
  104. М.Е. Психологическая помощь семье в период ожидания ребёнка. URL. http://www. rusmedsev. com//psichpregn./lan 01 b.
  105. М.Е. Раскрытие темы родов в групповой подготовке к родам в роддоме. /Материалы конференции пренатальная психология и психотерапия. СПб.: 2000. С. 107−109.
  106. . Жизнь в антиутопии: Государство или семья? // Общественные науки и современность. 1995. .№ 3. С. 147−156.
  107. С. Детство, подростковый возраст, юность- психосоциальные аспекты. Л.: Культура, 1982. 325 с.
  108. Леви Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика-Пресс, 1996, 408 с.
  109. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М.: 1994. 516 с.
  110. Г. Классическая психо драма Я.Л. Морено. Теория и практика. М.: Прогресс, 1994. 341 с.
  111. Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Вопросы психологии. 1987. № 3. С. 150−158
  112. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: 1975. 304 с.
  113. Ф. Рождение без насилия. М.: АКВА, 1996. 224 с.
  114. М. Активность, поведение и неврология плода: факт или фикция // Международные медицинские обзоры. № 3, Т. 2, 1994. С. 176−177
  115. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. 144с.
  116. Ю.М. Внутри мыслящих миров. М.: Языки русской культуры, 1996. 447 с.
  117. Г. Х. Психологические аспекты внутриутробного периода психосексуального развития // Сборник материалов конференции «Перинатальная психология и родовспоможение». СПб.: 1997. С. 30−31.
  118. М.К. Необходимость себя. М.: Лабиринт, 1996. 430 с.
  119. Н.Г., Мытиль А. В. Опыт исследования ценностных ориентаций на семью // Проблемы родительства и планирования семьи. М.: 1992. С. 80−99.
  120. М.Д. Девятимесячный сон. Сны в период беременности. М.: Издательский Дом «Мария», 1993. 274с.
  121. О.Б., Горячев В. В. Состояние психоэмоциональной адаптации и её влияние на исход родов для плода // Угрожающее состояние плода и новорожденного//Первый съезд РАСПМ. Суздаль: 1995. С. 8−11.
  122. Н.М. Женское божество в православном культе. М.: 1931. 96 с.
  123. Ю.А. Диалог концепций отношений: Я. Л. Морено и В. Н. Мясищева // Актуальные проблемы психодрамы и социометрии // Материалы международной научно-практической конференции Морено-фестиваль 2001 Ростов н/Д.: 2001. С. 54−56.
  124. С.Ю., Авдеева Н. Н., Ганощенко Н. И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих отношений // Соросовские лауреаты. Философия. Психология. Социология. М.: 1994. С. 11−17.
  125. С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. № 5. С. 18−27.
  126. Мид М. Культура и мир детства. М.: Наука, 1988. 427 с.
  127. В.К. О соответствии специфики адаптации личности ее знаниям об особенностях своего рождения // Психологический журнал. 1996. № 5. С. 64−68.
  128. Я.Л. Психодрама. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 521 с.
  129. Я.JI. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2001. 383 с.
  130. Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 16−25.
  131. Р. Д. Быстрова К.С. К обоснованию режимов общения матери и нонворожденного ребёнка для последующего развития и здоровья детей // Материалы конференции «Пренатальная психология и родовспоможение» СПб.: 1997. С.102−112.
  132. В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды. М.: 1995. 356 с.
  133. А. В. Домашние водные роды. М.: Современник, 2001. 603 с.
  134. .П., Никитина Л. А. Мы, наши дети и внуки. М.: 1989. 224 с.
  135. Т. Доля и душа, горе и беда // Родина. Российский исторический журнал. 1996. № 1.С. 113−116.
  136. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Издательство ЛГУ, 1979. 151 с.
  137. Общая психодиагностика. Под ред. Бодалева А. А., Столина В. В., М.: Издательство Московского Университета, 1987. 428 с.
  138. М. Возрожденные роды. М.: Центр Родительской культуры АКВА, 1994 г. 133 с.
  139. Отец в современной семье. Вильнюс: 1988.248 с.
  140. Д. Бессознательное использование своего тела женщиной. СПб.: Восточно-Европейский Институт психоанализа, 1997. 195 с.
  141. В.Н. Проблема взаимосвязи объектных и субъектных свойств человека // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Краснодар: 1983. С. 78−86.
  142. Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. М.: Медицина, 1996. 464 с.
  143. В.П. Зигота «взрывает» догматические установки традиционнго эмбриогенеза и перинатальной медицины // Материалыконференции «Перинатальная психология и родовспоможение». СПб.: 1997. С. 9−13.
  144. В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 17−30.
  145. M.JI. Терапия поведением. Самара.: Бахрах, 1997. 237 с.
  146. M.JI. Залог возможности существования. Самара.: Бахрах, 1997. 454 с.
  147. В.Н. Зависимость состояний здоровья новорожденных от психологической характеристики беременных перед родами // Материалы Республиканской научно-практической конференции «Актуальные вопросы перинатологии». Екатеринбург: 1996. С. 15−17.
  148. Психодрама: вдохновение и техника. М.: НФ Класс, 1997. 275 с.
  149. Психика и роды. Под ред. Айламазян Э. К. СПб.: АОЗТ «Яблоко СО», 1996. 120 с.
  150. А.А. Манипулирование и майевтика: две парадигмы психотехники // Вопросы методологии. 1997. № 3−4. С. 148 -164.
  151. В.А. Материнство как социокультурный феномен. Дис. д-ра философских наук. Ростов н/Д.: 1997. 250 с.
  152. Е.А. Общение как условие формирования личности // Психология формирования и развития личности // Под. ред. Анциферовой Л. И. М.: Наука, 1981. С.177−197.
  153. Н.В., Волков А. Е. Влияние особенностей психологической адаптации матери на исход родов // Акушерство и гинекология. 1992. № 8−12. С. 11−18.
  154. В.Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селегмана // Журнал практического психолога. 2000. № 3−4. С. 218−234.
  155. Е.А., Ромек В. Г. Личностная рефлексия в индустриальном обществе: психотерапия вместо философии // Психологическая адаптация личности к условиям рыночной экономики. Ростов н/Д.: 1999. С. 228−236
  156. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. 480 с.
  157. C.JI. Человек и мир // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. 416 с.
  158. Рубинштейн C. JL Основы общей психологии. В 2-х томах. М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 486 с. Т. 2. 321 с.
  159. С. Гештальт это младенец. М.: Издательство Московского гештальт института, 1982. 189 с.
  160. Р.Г. Репродуктивное поведение и репродуктивные установки молодой семьи. Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1996. 90 с.
  161. В.А., Безрукова О. Н., Батуев А. С. Психофизические факторы риска репродуктивного здоровья и поведения беременной женщины // Валеология. 1999. № 2. С. 48−54.
  162. Н.В. Психология материнства // Прикладная психология. 1988. № 6. С. 79−95.
  163. Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребенком // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 70−79.
  164. В. Как строить себя и свою семью. М.: Педагогика-Пресс, 1992. 191 с.
  165. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000. 349 с.
  166. Г. В., Дубовик О. Ю. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. № 2. С. 75 -78.
  167. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: 1995. 384 с.
  168. Н.Дж. Сексуальные роли и неравенство // Социологические исследования. 1992. № 8. С. 101−112.
  169. Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе //Вопросы психологии. 1994. № 6. С. 5−16.
  170. Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения И Вопросы психологии. 2000. № 3. С. 3 -14
  171. Е.Т., Федотова Е. О. Апробация методики косвенного измерения самооценок (КИСС) // Вестник Московского университета. Сер-я IXY, Психология. 1987. С. 77−81.
  172. Д.А., Спивак Л. И. Измененные психические состояния при нормальных родах // Сознание и физическая реальность. 1997. № 2. С. 44−53.
  173. М.Т. Образ женщины в религиозном сознании // Общественные науки и современность. 1993. № 4. С. 177−173
  174. В.В. Самосознание личности. М.: Из-во МГУ, 1983. 286 с.
  175. В.В., Голосова Н. И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку // Психологический журнал. 1982. № 2. С.62−67.
  176. Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. М.: Деловая книга, 1998. 526 с.
  177. А.И. Атрибутивные процессы в супружеских конфликтах. Дис. канд. психологических наук. М.: 1986. 208 с.
  178. А.И. Самооценка и оценка другого в супружеских парах / Эмоциональные и познавательные характеристики общения. Ростов н/Д.: 1990. С. 22.
  179. О.Л. Основные направления в работе московского общества дородового воспитания // Материалы Российской межрегиональной конференции «Перенатальная психология в родовспоможении». Спб.: 1997. С. 77−79.
  180. Н.А. Психопрофилактическая работа с беременными в структуре профилактики и ранней диагностики и коррекции отклоненийв развитии у детей // Материалы конференции «Материнство. Психолого-социальные аспекты». Иваново: 2002. С. 35−36.
  181. С. Микропсихоанализ. М.: Центр психологии и психотерапии, 1997. 399 с.
  182. Г. Г. Психология материнства. М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. 238 с.
  183. Г. Г. Образ мира и мотивационные основы материнства // Проблемы изучения и развития личности дошкольника. Пермь: 1995. С.31−36.
  184. Г. Г. Развитие материнского поведения в онтогенезе // Психология сегодня. Ежегодник Рос. Психологического общества, Т. 2 Вып. 3. М.: 1996. С. 133.
  185. Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. 1999. № 5. С. 81−88.
  186. Г. Г. Дифференциация мотивационных основ материнского и полоролевого поведения в подростковом возрасте // Материалы международной научно-практической конференции «Памяти К. С. Лебединской». М.: 1995. С. 112−114.
  187. Филиппова Психологические особенности ранней беременности и их влияние на развитие репродуктивного поведения // Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. Мат. Росс. Научно-практ. конф. 1996. С. 18−19
  188. И.Г. О понятии наукоучения, или так называемой философии // Избранные сочинения. Т. 1. М.: 1961. 521 с.
  189. Т.А. Психологические проблемы диалога в свете идей М.М.Бахтина и А. А. Ухтомского // Общение и развитие психики. М.: 1986. С. 21−31.
  190. С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992 510 с.
  191. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989. 455 с.
  192. А. Психопатологии детства. М.: Nota Bene, 2000. 222 с.
  193. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. 447 с.
  194. Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Т. 2. М.: Изд. Мерани, 1991. 282 с.
  195. М. Забота о себе. История сексуальности III. Киев: Дух и литера, М.: Рефл-Бук, 1998. 282 с.
  196. М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998. 308 с.
  197. И.Ю. Семейная история: влияние на переживание женщиной беременности и родов // Московский психотерапевтический журнал. .№ 3. 2001. С.125−150.
  198. А.У. «Другой» и его функции в развитии «Я» // Общение и развитие психики. М.: 1986. С. 31−46.
  199. А.Г. Брак и семья в СССР: Опыт социологического исследования. М.: Мысль, 1964. 367 с.
  200. К. Психология женщины // Собрание сочинений. Т. 4 М.: Смысл, 1997. С. 16−271.
  201. П. Внутренний мир снаружи. М.: НФ Класс, 1999. 283 с.
  202. В.В., Каструбин Э. М., Соколов А. К. Роль эмоционального напряжения в возникновении осложнений в акушерской практике // Акушерство и гинекология. 1988. № 4. С. 17−19.
  203. А.В., Орлов В. И., Сысоева А. Ф., Кузьмин А. В. Стереофункциональные основы пре- и поснатальных предпосылок стрессоустойчивости и стрессоуязвимости // Детский стресс, мозг и поведение: Сб. статей. СПб.: 1996. С. 107−114.
  204. Н. Воспроизводство материнства: психоанализ и социология пола // Антология тендерной теории. Минск: Пропилеи, 2000. С. 29−73
  205. В.В., Каструбин Э. М., Соколов А. К. Роль эмоционального напряжения в возникновении осложнений в акушерской практике // Акушерство и гинекология. 1988. № 4. С. 17−19.
  206. П.Н. Современная социальная психология. М.: Екатеринбург: ИП РАН. КСП +, Деловая книга. 2000. 448 с.
  207. В.А. Историческая психология. Ростов-н/Д: Город N, 1994. 287 с.
  208. ШмуракЮ.И. Пренатальная общность//Человек. 1993. № 6. С. 24−37.
  209. Ю.И. Ступень воплощения. URL: http://www.mama.ru./birth/ smu04.
  210. В. Глубокая простота. СПб.: Издательская фирма «Роза мира», 1993. 215 с.
  211. Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2001. 656 с.
  212. Д.Б. Развитие личности ребёнка // Психическое развитие в детских возрастах. М.: 1995. С.101−142.
  213. Ф. Происхождение семьи частной собственности и государства. М.: Прогресс, 1991. 111 с.
  214. Э. Детство и общество. СПб.: Университетская книга, 1996. 590 с.
  215. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. 384 с.
  216. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993. 330 с.
  217. Ainsworth M.D.S. Attachment beyond infancy // Amer. Psychol. 1989. № 44. P. 709−716
  218. Ainsworth M., Bowlby J. An ethological approach to personality development //Amer. Psychol. 1991. V.46. P. 331−341.
  219. Bowlby J. Attachment and loss // V. 1 Attachment. N.Y. Basic, 1973. 118 p.
  220. Bowlby J. The making and breaking of affectional bounds. London 1979, 2031. P
  221. Csermely D, Mainardi D. Infant signals // Behav. Hum. Infants. 1998. P. 113.
  222. Cohen R, Maladaptions to Pregnancy, Seminars in Perinatology. № 3. 1979. P. 28−47.
  223. Loevinger J.V. Construktion of a test of mothers attitudes in parental attitude and child behavior / Springfild, 1981. 253 p.
  224. Spitz R. Autoerotism reexamined 11 Psychoanal. Study Child, 1962. V.17. P. 283−315.
  225. Stern D.N. The first relationship: Infant and mother. Cambridge: Harvard University Press, 1977. 193 p.
  226. Stern D.N. The interpersonal words of the infant. A view from psychoanalysis and developmental psychology. N.Y.: Basic books, 1985. 246 p.
  227. Sveida J., Emde R. Mother infant bonding: Failure to generalize // Child Development, V. 41. 1980. P. 779
  228. Stott D. Childhood Experiences of Criminal behavior, Issue № 1, 1977. P. 56.
  229. Moreno J.L. Who shall survive? Foundation of Sociometry, Group Psychotherapy and Sociodrama. Beacon (N.Y.) 1976. 498 p.
  230. Mitscherlich A. Society without the father. N.Y. 1970. 220 p.
  231. Verny T. Pre- and Perinatal Psychology: an Introduction, N.J. 1987. 211 p.
Заполнить форму текущей работой