Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Сформированность Образа «Я» студента как условие развития его личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в учебно-методическом комплексе к учебной дисциплине «Психология социального познания» (г. Карачаевск, 2003), кроме того, докладывались на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях, таких как «Человек и вселенная» (Санкт-Петербург, 2004), «Педагогическая наука и… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические подходы к исследованию Образа «Я»
    • 1. 1. Феноменология Образа «Я» в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 2. Защитные механизмы личности как фактор сохранения целостности «Я"-структуры
    • 1. 3. Формирование, становление и развитие Образа «Я» личности в процессе социализации
    • 1. 4. Социально-психологическая характеристика студенчества как периода поздней юности
  • Выводы по I главе
  • Глава II. Экспериментальное исследование Образа «Я» студента как условия развития его личности
    • 2. 1. Организация и методы экспериментального исследования
    • 2. 2. Методики исследования Образа «Я»
    • 2. 3. Результаты экспериментального исследования и их анализ
    • 2. 4. Результаты формирующего эксперимента и программа факультативных занятий
  • Выводы по II главе

Сформированность Образа «Я» студента как условие развития его личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы стало привычным говорить о кризисе всей общественной системы в России. Проявления этого кризиса многомерны и охватывают не только экономическую и политическую сферы, но и социальную, общественную, сферу образования и воспитания. Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимо зримого конкретного результата сразу по его завершении. Результатом образования (наряду с наследственностью, семейным воспитанием, самовоспитанием и др.) является все последующее поведение, деятельность, образ жизни индивидуума.

Образование, являясь социальным институтом, структурой общества отражает его переход от одного его состояния к другому. В настоящее время это переход от постиндустриального общества (XX век) к информационному.

Демократизация, гуманизация, гуманитаризация, непрерывность, индивидуализация — таковы современные тенденции Российского высшего образования, которые на одну из первостепенных ролей выдвигают создание личностно-развивающего образовательного процесса в вузе. В связи с этим наряду с использованием современных технологий обучения важную роль играет соответствующая психологическая поддержка студента, способствующая его развитию, саморазвитию и самореализации. Саморазвитие и самореализация, в свою очередь, предполагают высокий уровень самопонимания, саморефлексии, сформированности Образа «Я» личности.

Студент — это вчерашний школьник. ВУЗ не может и не должен начинать процесс воспитания, вовлечения студента в творческую деятельность «с нуля». Он должен продолжать его в новых условиях и в новом качестве, делая большой акцент на самосознание, саморазвитие и самовоспитание молодого человека.

Отношение к студенту как к социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учет того, что мировоззрениесистема взглядов человека не только на мир, но и на свое место в мире. Другими словами, формирование мировоззрения студента означает развитие его рефлексии, осознание им себя субъектом деятельности, носителем.

1 определенных общественных ценностей, социально полезной личностью. В свою очередь, это обязывает преподавателя думать об усилении диалогичности обучения, специальной организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в процессе учебно-воспитательной работы в учебном заведении.

Сегодня традиционные И привычные ценностные нормы и стереотипы уже не служат ориентиром для развивающейся личности, которая вынуждена прикладывать значительные усилия для отыскания своего f жизненного пути. В наши дни темп развития стал настолько быстрым, что прошлый опыт не только недостаточен, но зачастую даже вреден, мешая смелым и прогрессивным подходам к новым, небывалым обстоятельствам. Воззрения на мир современной юности определяется наличием множества различных, по-своему аргументированных, имеющих сильные и слабые стороны точек зрения, среди которых нет ни абсолютно истинных, ни совершенно ложных и между которыми молодым людям приходится выбирать. Молодежи необходимо формировать особые ценностноh смысловые установки к жизни, к своему опыту, выстраивать свою личностную позицию, диктующую потребность в осмыслении своего места в жизни, своего «Я».

Актуальность темы

исследования обусловлена противоречием между стремительными социальными изменениями, предъявляющими высокий уровень требований к личности, к ее профессионализму и недостаточностью изученности данной проблемы в современной психологии.

Проблема исследования сформулирована следующим образом: каковы сущностные, структурно-содержательные и динамические характеристики Образа «Я» личности в юношеском возрасте, его влияние на развитие личности студента и каковы психологические условия формирования данного Образа в образовательном процессе вуза, t Решение этой проблемы составило цель исследования.

Объектом исследования является Образ «Я» студента. Предметом исследования — влияние Образа «Я» студента на развитие его личности.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что влияние Образа «Я» на развитие личности студента в образовательном процессе вуза будет конструктивным если:

— будут определены и охарактеризованы сущностные, структурно-содержательные и динамические характеристики Образа «Я» личности в контексте специфики юношеского возраста;

— будут выявлены корреляционные связи между структурно-содержательными и динамическими характеристиками Образа «Я» студента и развитием его личности в образовательном процессе вуза;

— будет обоснована совокупность психолого-педагогических условий формирования Образа «Я» студента в образовательном процессе вуза с целью развития его личностного потенциала;

— формирование Образа «Я» студента будет осуществлено мерами психологического и педагогического воздействия в их системной взаимообусловленности.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования предусматривается решение следующих задач:

1. Выявить и обосновать сущность, структуру и динамику Образа «Я» студента.

2. Выявить корреляционные связи между структурными и динамическим характеристиками Образа «Я» студента и развитием его личности.

3. Обосновать совокупность психолого-педагогических условий формирования Образа «Я» студента с целью развития его личностного потенциала в образовательном процессе вуза.

4. Осуществить опытно-экспериментальную работу по формированию Образа «Я» студента с целью развития его личности, разработать значимые в прикладном аспекте соответствующие практические рекомендации.

Методологической основой исследования явились личностный и целостный подход к изучению личности во всем ее многообразии, разработанные Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, C.JI. Рубинштейном) — положения о природе личности, ее социокультурной детерминированности (JI.C. Выготский, В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) — представления о смысловой сфере, как интегрирующем начале личности, определяющим ее самотождественность (А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д.А. Леонтьев) — системно-структурный подход к изучению самосознания (В.В. Столин, Е. Т. Соколова, И.С. Кон).

Теоретической основой исследования стали теоретико-эмпирические исследования, посвященные проблемам личности и индивидуальности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, В. В. Белоус, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн и др.) — социализации личности (И.С. Кон, И. Б. Котова, А. Маслоу, А. В. Мудрик, Е. Н. Шиянов и др.) — развития и формирования личности в онтогенезе (Л.И. Божович, Л. С. Выготский, И. С. Кон, Л. Н. Кулешова, B.C. Мухина, К. Роджерс, В. И. Слободчиков, Б.Д. Эльконин) — персонологической ориентации (Э. Шпрангер, К. Левин, Дж. Бамбер, Э. Эриксон, В.Е. Смирнова) — положения психологии: о психологическом времени личности (А.А. Кроник, Е. И. Головаха, Н.А. Логинова) — о социальном самоопределении выпускников (М.Х. Титма) — личностный аспект в изучении поведения (Р. Катц и Е. Зиглер).

Для решения поставленных задач и проверки исходных гипотез исследования использовалась совокупность следующих методов. Среди них: теоретические: анализ научной литературы по проблеме исследованияконцептуальный анализ выполненных ранее диссертационных f исследованийанализ и синтез эмпирического материаламоделированиеэмпирические: диагностические (тестирование, собеседование, интервьюирование, ранжирование) — фиксирование результатов развитияэкспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты) — методы математической обработки данных, полученных в ходе исследования, их качественный и количественный анализ.

В банк методик вошли: методика диагностики личностных отношений Т. Лириметодика личностного дифференциала (адаптирована в НИИ им. В.М.Бехтерева) — методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностейметодика предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, методы математической статистики.

Достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, применением комплекса методов и методик, адекватных цели и задачам исследования, их валидностыо и надежностьюрепрезентативным объемом выборки, стандартизацией процедуры исследованиясодержательным анализом и статистической обработкой данных, полученных при использовании диагностических процедур.

База исследования. Экспериментальной базой явились студенты юношеского возраста Невинномысского Государственного гуманитарно-технического института, Кочубеевского гуманитарно-технического колледжа филиала НГГТИ, института управления, бизнеса и права г. Невинномысска. Контингент испытуемых составил 150 студентов, обучающихся на 1−5 курсах в f б возрасте от 17 до 20 лет.

Положения, выносимые на защиту:

1. Под Образом «Я» личности в студенческом возрасте следует понимать обобщенные реальные и идеальные представления студента о самом себе и его систему установок по отношению к самому себе, обусловленные возрастными особенностями личностного развития студента, содержательной спецификой отношений его личности и ведущим видом деятельности в период обучения в высшем образовательном заведении.

2. Структура Образа «Я» личности студента является многокомпонентной и определена представлениями о себе в системе собственных личностных характеристик и соответствующих установок на их отрицательную и положительную значимость для собственной личности.

3. Следствием противоречивости социального бытия и небольшого жизненного опыта студента является низкий уровень сформированности его Образа «Я».

4. Психолого-педагогические условия формирования Образа «Я» студента в контексте развития его личности представляют собой целенаправленную, содержательно и технологически обеспеченную систему мер психологического и педагогического воздействия на студента как субъекта образовательного процесса вуза, включающую в себя: наличие информационно-программного обеспечения для проведения факультативных занятийналичие системы критериев и средств диагностики для определения сформированности Образа «Я» студентавключение студентов в научно-исследовательскую деятельность по проблемам самопознания и самореализации.

5. Продуктивному образованию и личностному развитию студентов может способствовать введение в образовательный процесс вуза ряда факультативов и спецкурсов по развитию субъективных параметров Образа «Я» и формированию значимых качеств перспективно развивающейся личности.

Научная новизна исследования заключается следующем: уточнена интегративная сущность и расширены представления о структуре Образа «Я» личности как психологического явленияуточнены сущностные, «структурно-содержательные и динамические характеристики Образа «Я» личности в контексте специфики юношеского возраставыявлены и обоснованы корреляционные связи между структурными и динамическим характеристиками Образа «Я» студента и развитием его личности.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании совокупности психолого-педагогических условий формирования Образа «Я» студента в контексте развития его личностного потенциала в образовательном процессе вуза, представленной в виде теоретической модели данного процессасформулированы положения теоретико* прикладного характера, которые могут быть использованы при дальнейшей разработке проблемы влияния Образа «Я» на развитие личности на различных возрастных этапах.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан методический инструментарий диагностики и коррекции Образа «Я» студента, который может быть использован в работе психологических службв работе практических психологов с целью оказания психологической поддержки молодым людям, испытывающим затруднения к в установлении контактов с окружающими людьми, в самореализации и находящимся в поиске пути своего жизненного самоопределения. Научные, теоретические и эмпирические результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Психология социального познания», «Психология саморазвития», «Психология общения».

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в учебно-методическом комплексе к учебной дисциплине «Психология социального познания» (г. Карачаевск, 2003), кроме того, докладывались на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях, таких как «Человек и вселенная» (Санкт-Петербург, 2004), «Педагогическая наука и > практика — региону» (Ставрополь, 2005), на научной сессии преподавателей и аспирантов КЧГУ «Алиевские чтения», (Карачаевск, 2005), «Теоретические и прикладные проблемы педагогической и детской антропологии» (Ставрополь, 2005), «Теоретические и прикладные аспекты психологической науки в ВУЗе и школе» (Карачаевск, 2005). Материалы диссертации отражены в 6 публикациях.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 223 источника, в том числе 216 — на русском и 7 на английском языке, приложений. Анализ результатов представлен в виде таблиц, гистограмм. Объем основного текста диссертации составляет 180 страниц, общий объем 219 страниц.

Выводы по II главе.

Проведенное экспериментальное исследование Образа «Я» студента как условия развития его личности позволяет сделать следующие выводы:

Современным студентам характерен внутренне противоречивый профиль личности, что на наш взгляд отражает противоречия социального бытия современной молодежи.

У абсолютного большинства студентов не удовлетворены материальные потребности, потребности в безопасности. У подавляющего большинства студентов не удовлетворены межличностные потребности, потребности в признании и самовыражении. Чем эгоистичней студент, тем выше у него стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому и нежелание приносить в жертву собственные интересы ради другого, чем дружелюбней и альтруистичней студент, тем он более зависим и подчиняем, и тем выше у него наблюдается такой стиль поведения как приспособление, то есть готовность принести в жертву собственные интересы ради другого.

Молодые люди недостаточно умеют рефлексировать, а, следовательно, адекватно оценивать ситуацию общения.

Проведенный корреляционный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Следствием противоречивости социального бытия и небольшого жизненного опыта студента является низкий уровень сформированности его Образа «Я».

2. Эгоистичность, агрессивность и авторитарность взаимозависимые и взаимообусловленные стороны профиля личности студента. Следовательно, можно предположить, что психологическая коррекция одного из этих качеств повлечет за собой коррекцию двух других.

3. Продуктивному образованию и личностному развитию студентов будет способствовать введение в образовательный процесс вуза ряда спецкурсов по развитию и коррекции Образа «Я».

Заключение

.

Психологический термин Я в психологической литературе неоднозначен. С одной стороны, Я — это результат выделения самого себя из окружающей среды, которое заставляет ощущать и переживать собственные физические состояния, осознавать себя субъектом деятельной психической стороны личности, собственное Я человека является для него субъектом самопознания. В состав Я человека входит его самовосприятие, понимание. Иначе говоря, то, каким данный человек видит себя и как он сам истолковывает себе свои действия, и составляет свой Образ «Я». Это своеобразные психология и философия собственного Я. В соответствии со своей «Я"-концепцией человек осуществляет свою деятельность. Поэтому поведение человека является всегда логичным, с его точки зрения, хотя оно может не казаться логичным на взгляд других людей.

Каждый из нас не только видит себя определенным образом, но также оценивает себя и свое поведение. Такой оценочный аспект Я называется самооценкой.

В психологии Образ «Я» определяется как: относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

Образ «Я» — это целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного «Я», выступающий как установка по отношению к самому себе.

Идея Образа «Я» принадлежит американскому психологу и философу Уильяму Джеймсу. Согласно его мнению Я, как объект состоит из четырех компонентов: духовного, материального, социального и телесного, которые и образуют для каждого человека уникальный и неповторимый Образ о самом себе.

В дальнейшем на развитие идей о формировании Образа «Я» большое влияние оказала гуманистическая психология, в частности идеи К. Рождерса, которым проводились исследования, с целью выявления взаимосвязи между самооценкой человека и особенностями его поведения. Согласно наиболее общепринятой точки зрения Образ «Я» включает в себя следующие компоненты:

— физическое Я — схема собственного тела;

— реальное Я — включает представление о себе в настоящем времени;

— динамическое Я — то, каким индивид собирается стать;

— социальное Я — компонент соотносимый со сферой социальной интеграции (половой, этнической, гражданской, ролевой и пр.);

— экзистенциальное Я — оценка себя в аспекте жизни и смерти;

— идеальное Я — то, каким человек, по его мнению, должен быть, чтобы соответствовать моральным нормам;

— фантастическое Я — то, каким субъект желал бы стать, будь это возможным.

Становление Образа «Я» происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей. В первую очередь родителей. Считается, что опыт первых человеческих отношений, усваиваемый ребенком в семье, является для него прототипом будущих отношений с другими людьми.

Все многообразие Образов «Я» так или иначе, выполняет регулятивную функцию. То есть служат регуляторами поведения человека в ходе взаимодействия с другими людьми. Следовательно, чем более адекватным является Образ «Я», тем легче человеку управлять своим поведением.

В юношеском возрасте формируется собственное эмоционально-оценочное отношение к себе, достаточное автономное отношение и оценка окружающих, частных успехов и неудач, ситуативных влияний и т. п. В юношеском возрасте изменяется образ жизни, молодой человек включается в новую систему отношений, осваивает новые социальные роли, производит ролевой выбор. Главная задача юношеского возраста — это формирование идентичности.

Психологические проблемы юношеского возраста обусловлены тем, что новые для индивида физические возможности и новые формы социального давления, побуждающие его стать самостоятельным, сталкиваются с многочисленными препятствиями, затрудняющими его движение к подлинной независимости. Следствием этого противоречия является статусная «неопределенность, которая находит свое выражение в проблеме самоопределения.

Проведенный анализ результатов диагностики межличностных отношений, по параметру «Я сам», то есть по самооценке как субъекта межличностных отношений позволяет сделать следующие выводы:

Каждый второй студент является властной, деспотической личностью, желает лидировать в групповой деятельности, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет принимать советы других.

Каждый третий студент жесткий, враждебный по отношению к г окружающим, агрессивен. Каждому третьему студенту характерны подозрительность, негативизм, гипертрофированная склонность к сомнению во всем, злопамятность, скрытность, разочарованность. Каждый третий студент проявляет пассивную подчиненность, слабоволие, склонность уступать всегда и во всем, к самоуничтожению, к застенчивости.

Каждый пятый студент самовлюблен, самодоволен, может быть хвастлив и заносчив.

Среднестатистический студент стремиться лидировать в групповой деятельности, полагается на свое мнение и не умеет принимать советы других. При этом он ориентирован на принятие и социальное одобрение, стремится «быть хорошим» для всех без учета ситуации, ему характерен чрезмерный конформизм, в то же время стремится помочь и сострадать всем, всегда готов принести свои интересы в жертву окружающим, гиперответственный, навязчивый в своей помощи.

Таким образом, современным студентам характерен внутренне противоречивый профиль личности, что на наш взгляд отражает противоречия социального бытия современной молодежи.

Проведенный анализ результатов диагностики Оценка (Я), Сила (Я), Активность (Я) с помощью методики личностный дифференциал позволяет сделать следующие выводы: подавляющее большинство студентов имеют высокий уровень принятия себя как личности, удовлетворены собой и считают, что обладают положительными качествами. Абсолютное большинство воспринимают себя как людей уверенных в себе, склонных рассчитывать на свои силы в трудных ситуациях, общительных, активных и эмоционально откликающихся на ситуацию.

Проведенный анализ результатов исследования степени удовлетворенности основных потребностей студентов позволяет сделать следующие выводы:

У абсолютного большинства студентов не удовлетворены материальные потребности, потребности в безопасности. У подавляющего большинства студентов не удовлетворены межличностные потребности, потребности в признании и самовыражении.

На основании вышеназванных корреляций можно утверждать, что чем более авторитарен студент, тем он эгоистичней и агрессивней, и наоборот, что представляется логичным.

В то же время эгоистичность положительно коррелирует с сопротивляемостью. В свою очередь и эгоистичность, и сопротивляемость отрицательно коррелируют с приспособлением. Следовательно, чем эгоистичней студент, тем выше у него стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому и нежелание приносить в жертву собственные интересы ради другого.

Выявлены положительные корреляционные связи между приспособлением и подчиняемостьюмежду подчиняемостью и зависимостьюмежду зависимостью и дружелюбиеммежду дружелюбием и альтруистичностью. При этом и дружелюбие и альтруистичность коррелируют с Оценкой Я. Это позволяет утверждать, что чем дружелюбней и альтруистичней студент, тем он более зависим и подчиняем, и тем выше у него наблюдается такой стиль поведения как приспособление, то есть готовность принести в жертву собственные интересы ради другого.

Не выявлено ни одной прямой значимой корреляционной связи между составляющими Образа «Я» (оценкой, силой и активностью), стилями поведения (сопротивление, сотрудничество, компромисс, избегание и приспособление) и степенью удовлетворения основных потребностей. Это обстоятельство противоречит нашим ожиданиям и не согласуется с литературными данными. На наш взгляд это подтверждает вывод, сделанный выше о том, что у современного студента противоречивый профиль. А также свидетельствует о том, что молодые люди недостаточно умеют рефлексировать, а, следовательно, адекватно оценивать ситуацию общения. Неумение рефлексировать подтверждается тем, что не выявлена ни одна корреляционная связь между степенью удовлетворенности основных потребностей и другими показателями.

Данный вывод, на наш взгляд, подтверждается тем, что нет корреляционных связей подозрительности, компромисса, сотрудничества и избегания ни между собой, ни с другими показателями. А также оценка Я не коррелирует с другими составляющими Образа «Я»: силой и активностью.

Выявлены значимые (р<0,01) корреляции: между оценкой и дружелюбием, между оценкой и альтруизмом (см. рис. 34), т. е. чем дружелюбней и альтруистичней студент, тем выше у него уровень принятия себя как личности, удовлетворенность собой, представление о себе, как о человеке, обладающем положительными качествами.

В то же время, как было отмечено выше, дружелюбие и альтруизм высоко коррелируют с подчиняемостью и зависимостью, то есть согласно результатам нашего эксперимента послушный, боязливый, беспомощный, не умеющий проявить сопротивление, застенчивый, кроткий, легко смущающийся, склонный подчиняться более сильному без учета ситуации студент имеет высокий уровень принятия себя как личности, удовлетворенности собой, что на наш взгляд нелогично и подтверждает вывод о том, что студенты недостаточно умеют рефлексировать, а также наводит на мысль, что личностные составляющие профиля личности студента разрозненны, фрагментарны, что может приводить к дезадаптивным формам поведения. Подтверждение этому является то, что сотрудничество не коррелирует ни с составляющими Образа «Я», ни с удовлетворенностью ни одной из основных потребностей, ни с одним стилем отношений с окружающими.

Вместе с тем не выявлено на значимом уровне корреляционной связи показателя Оценка ни с показателем Сила, ни с показателем Активность. Это позволяет утверждать, что Образ «Я» студентов не целен, разрознен, что согласуется с выводом о противоречивости личностного профиля.

Выявлена положительная корреляционная связь между показателями Сила и Активность. То есть чем активнее студент, и чем сильнее он эмоционально откликается на ситуацию, тем более он склонен рассчитывать на свои силы в трудных ситуациях, более уверен в себе и наоборот. На основании проведенного корреляционного анализа можно сделать следующие выводы.

Эгоистичность, агрессивность и авторитарность взаимозависимые и взаимообусловленные стороны профиля личности студента. Следовательно, можно предположить, что психологическая коррекция одного из этих качеств повлечет за собой коррекцию двух других.

На основе проведенного экспериментального психолого-педагогического исследования и анализа данных можно сделать следующие выводы:

1. Под Образом «Я» личности в студенческом возрасте следует понимать обобщенные реальные и идеальные представления студента о самом себе и его систему установок по отношению к самому себе, обусловленные возрастными особенностями личностного развития студента, содержательной спецификой отношений его личности и ведущим видом деятельности в период обучения в высшем учебном заведении.

2. Структура Образа «Я» студента является многокомпонентной и обусловлена представлениями о себе в системе собственных личностных характеристик и соответствующих установок на их отрицательную и положительную значимость для собственной личности.

3. Психолого-педагогическими условиями являются: знания студентов, полученные ими в процессе предшествующего образования, целенаправленного обучения в школе, в результате самообразования, знания, усвоенные стихийно в процессе жизни в семье и в общении со сверстниками.

4. Предпосылкой для эффективного развития у студентов конструктивного Образа «Я» является целенаправленная систематизация уже имеющихся у молодежи представлений о себе как о перспективно развивающейся личности, знаний и умений из области самореализации и самосовершенствования, а также включение студентов в творческую, исследовательскую деятельность, что обеспечивается проведением практических занятий в форме деловых игр, диспутов и круглых столов с использованием коллективных форм организации деятельности студентов.

5. На основании полученных выводов разработано и апробировано программно-методическое обеспечение факультатива «Психология социального познания» по развитию субъективных параметров Образа «Я» и формированию значимых качеств перспективно развивающейся личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. М., 1998. 624 с.
  2. Г. С. Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: «Академия», 1998. 320 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.
  4. В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1994.
  5. А. Наука жить. К.: Port-Royal, 1997.
  6. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.-291 с.
  7. Г. В., Бычкова H.JI. Исследование динамики смысложизненных ориентаций//Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: матер. 1II-IV симпозиумов. М., 2001.
  8. В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985.
  9. М.А. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей/Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. М., 1968.
  10. В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.
  11. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. T. l/Под. ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика. 1980. — 230 с.
  12. .Г. К постановке проблемы детского самосознания. ИЗВЕСТИЯ АПН РСФСР. 1948. № 18. с. 101−124.
  13. .Г. Человек как предмет познания. Д.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
  14. Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988.-429 с.
  15. Л.И. Психологические закономерности развития, личности взрослого человека и проблема непрерывного образования// Психологический журнал, 1980. Т.1, № 2. с. 8−18.
  16. Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона//Принцип развития в психологии/Отв. ред.
  17. Л.И.Анцыферова. М.: Наука, 1978. с.212−242.
  18. С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван, 1980.
  19. Л.М., Петров Ю. П. Жизненные планы и идеалы школьной молодежи/УСоветская психология, 1967, № 6.
  20. И.А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов/УВопросы философии, 1986, № 11.
  21. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-342 с.
  22. А.Г. Психология личности. С.-П., 1991.
  23. Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., Когито-Центр, 2000.
  24. В.Т. Это неповторимое «Я». М., 1989.
  25. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб.: Талисман, 1994. с. 42−51.
  26. Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986. — 420 с.
  27. В.М. Избранные работы по социальной психологии/Отв.ред. Е. А. Будилова, Е.И.Степанова- РАН, Ин-т психологии. М.: Наука, 1994.-399 с.
  28. БлонскийП.П. Избранные психологические исследования. М., 1961.
  29. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-311 с.
  30. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 199 с.
  31. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
  32. А.А. Межличностное восприятие и понимание. Личность и общество. М.: Педагогика, 1983.
  33. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемыформирования личности/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. — 209 с.
  34. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  35. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.//Вопросы психологии. 1979, № 4.
  36. Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей. СПб.: Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.
  37. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., 1990. с. 88−107.
  38. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб.: Питер, 1999. 528 с.
  39. К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
  40. Г. А. Отношение старшеклассников к проблеме смысла жизни // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: матер. III-IV симпозиумов. М., 2001.
  41. Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей.//Вопросы психологии. 1989, № 5.
  42. А.В. Личность как предмет психологической науки//Вопросы психологии. 1956, № 1.
  43. Ю.В., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов//Социологические исследования. 1997, № 10.
  44. Внешняя среда и психическое развитие ребенка/под ред. Е. Шмидт-Кольмер. М., 1984.
  45. Возрастная и педагогическая психология/М.В.Гамезо, Л. М. Орлова, М., 1999.
  46. Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. М. И. Лисиной. М., 1982.
  47. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1999.
  48. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984.
  49. В.А., Головей JI.A. Отношения между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности.//Личность и деятельность. Л.: ЛГУ, 1982.
  50. Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. СПб.: Медицинская пресса, 2001. 200 с.
  51. М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. М., 1995.
  52. . Что такое психология: В 2-х т. T. l/Пер. с фр. Н.Н. Алипова- Под ред. Г. Г. Аракелова. — М.: Мир, 1996. — 370 с.
  53. Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости. С.-П., 1996.
  54. Н.И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания//Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
  55. X., Курцмен Д. Время жить. Искусство продления жизни. С.-П., 1996.
  56. В.В. Личности надо «выделаться»//С чего начинается личность. М., 1979.
  57. В.В., Зинченко В. М. Принцип развития в психологии//Вопросы философии. 1980, № 12.
  58. В. Научные основы психологии. СПб., 1902.
  59. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.
  60. Ф. На стороне подростка. СПб., 1997.
  61. В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.
  62. В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996. 160 с.
  63. Н.П. Наследование биологическое исоциальное//Коммунист, 1980, № 1.
  64. П.И. Ценности труда и выбор профессии российских студентов//Ананьевские чтения. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2001.
  65. И. Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984.
  66. М.С. Психология индивидуальных различий/Ин-т «Открытое общество». М.: Планета детей, 1997. — 327 с.
  67. М.В. Психология развития. Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. М.Воронеж. 2000. -336 с.
  68. Жизненный путь личности./Под ред. JT.B. Сохань, Киев, 1987. 277 с.
  69. Р. Стадии психического развития ребенка.//Развитие ребенка. М., 1968.
  70. А.В. Психология обучения старшеклассников. М., 1976.
  71. .В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1982.
  72. Изучение мотивации детей и подростков./Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежниной. М.: Педагогика, 1972.
  73. Э.В. Что же такое личность?//С чего начинается личность. М., 1979. 228 с.
  74. В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание//Вопросы психологии. 1992, № 2.
  75. Кайгородов Б. В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте. Астрахань, 1999.
  76. О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения.//Социологические исследования, 2000, № 3. с. 124−128.
  77. В., Трусов В. П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка.//Вопросы психологии. 1980, № 3. с.130−133.
  78. Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников.//Вопросы психологии. 2000, № 4. С.29−38.
  79. В. Как подготовить ребенка к жизни. М., JL, 1991.
  80. Кле М. Психология подростка. (Психосексуальное развитие.) М.: Педагогика, 1991.
  81. Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 509 с.
  82. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. 254 с.
  83. А.Г., Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания. М., 1958.
  84. А.И. Социализация: норма и отклонение. — М.: Ин-т Молодежи, 1996.
  85. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. 335 с.
  86. Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. 2-ое изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1987. — 255 с.
  87. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1980.
  88. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности.//Психологический журнал. 1987, № 4.
  89. Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. М., 1989., с. 128−166,213−237, 167−185.
  90. Кон И. С. Психология старшеклассника.//Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996.
  91. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1988.
  92. Кон И.С., Лосенков В. А. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования./ЛПроблемы общения и воспитания. Тарту, 1974.
  93. С.Н. Психологическое сопровождение в системе образования./Северо-западный вестник образования, 2002.
  94. И.Б., Канаркевич О. С., Петриевский В. Н. Психология.
  95. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. с. 139−145.
  96. К. Основы психического развития. М., JL, 1934.
  97. Г. Психология развития. СПб., Питер, 2000.
  98. И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во УРАО, 1998. 175 с.
  99. В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя. Автореф. дис. канд. психол. наук. JL, 1968.
  100. А.Г. Психология внутреннего диалога. Минск., 1988.
  101. А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т., М., 1983.
  102. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Наука, 1972. -375 с.
  103. А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
  104. М.И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни.// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. -383 с.
  105. В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи)// Социологические исследования, № 5, 1998. с.98−104.
  106. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1989 449 с.
  107. Д.В. Программа развития мотивов межличностных отношений у подростков.//Психологические программы развития личности в подростковом и юношеском возрасте./ Под ред. Дубровиной, М., 1995.
  108. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. с. 6−13.
  109. В.В. Образ-Я как детерминанта профессионального роста личности студентов. Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук., Ставрополь, 2000−176 с.
  110. А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959.
  111. Д. Социальная психология. СПб., 1998. 682 с.
  112. А., Макферсон А. Дневник подростка. М.: Медицина. 1992.
  113. Н.В. Развитие представлений об успешности в раннем юношеском возрасте. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Ставрополь, 2005.
  114. ИЗ. Марцинковская Т. Д., Марютина Т. М., Стефаненко Т. Г. Психология развития. М., 2001.
  115. А. Мотивация и личность. СПб., 1999. 479 с.
  116. Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблема образа «Я» в ситуации социального перелома//Вопр. психол. -1995, № 5, с.61−68.
  117. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 137 с.
  118. B.C. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988.
  119. Мерлин B.C.: Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
  120. Мильман В. Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности.//Вопросы психологии, 1982, № 3.
  121. Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков. М., 1999.
  122. Н.Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента. Дисс. .канд. психол. наук. СПб., 2000.
  123. А.В. Образ жизни детей и подростков Российской Федерации. М., 1992.
  124. В.И. Психология формирования и развития личности. М., 1981.-426 с.
  125. Нельсон-Джон-Ричард. Теория и практика консультирования. СПб., Изд-во: Питер, 2002. 464 с.
  126. Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.151 с.
  127. Г. В. Личность в психологии. М.: КСП± СПб.: Ювента, 1998.-345 с.
  128. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.-282 с.
  129. А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
  130. А. В. Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии., М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.
  131. А.В. Социальная психология. М.: Просвещение, 1978.
  132. А.В. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии. М., 1996. с. 37−48.
  133. . Избранные психологические труды. М., 1969. 435 с.
  134. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
  135. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А. Р. Крылова. Л., Изд-во: «ЛГУ», 1990.
  136. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебн. пособие/В.Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.,//Под общей ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева. СПб., 2000. 560 с.
  137. Практическая психодиагностика. Методики и тесты./Учебное пособие. Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. Самара., 2000.
  138. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.- Воронеж, НПО МОДЭК, 1996.
  139. A.M. Развитие эмоциональной стороны самовоспитания.//Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
  140. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
  141. Психология современного подростка./Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987.
  142. Психология формирования и развития личности./Под ред.
  143. Л.И.Анцыферовой. М., 1983.
  144. Психология человека от рождения до смерти./Под ред. А. А. Реана. СПб., 2001. 656 с. (Серия «Психологическая энциклопедия»).
  145. Психолого-педагогические аспекты изучения причин нарушения поведения у подростков./Сост. О. Н. Афанасьев, Николаев, 1990.
  146. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии./Под ред. Крылова А. А., Маничева С. А. С.-П., 2000.
  147. Практическая психология диагностика./Под ред. Райгородский Д. Я. Самара, 2001.
  148. Практическая психология для менеджеров./Отв. ред. М. К. Тутышкина. М.: Информационно-издательский дом «Финиль», 1996. с. 11−26.
  149. Психологический энциклопедический словарь. М., 1983.
  150. Психология: Учебник./Отв. ред. А. А. Крылов 2-ое изд. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. с. 381−392.
  151. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.-656 с.
  152. Раншбург И, Поппер П. Секреты личности. М., 1983.
  153. А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001.
  154. А.А. Психология изучения личности: Учебн. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.
  155. Н.И. Психология личности. М., 1987.
  156. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
  157. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-479 с.
  158. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. -705 с.
  159. Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.
  160. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
  161. С.JI. Бытие и сознание. М., 1957.
  162. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  163. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998.
  164. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2 т., Т. 1. М., 1981.
  165. Н.Н. К вопросу о возрастной психологии.//Психология, педагогика и психотехника. Вып. 2. М., 1928.
  166. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной сферой. Тбилиси, 1989.
  167. В. Психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2001. 283 с.
  168. В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности.//Психологический журнал, 1984. т.5, № 4.
  169. Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996.
  170. Семья в психологической консультации.//Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989.
  171. В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) СПб.: Химиздат, 2001.
  172. В.И., Исаков Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.
  173. B.C. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте: дис. в виде научного доклада на соиск. докт. псих, наук. М., 1997.
  174. B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. М., 1998.
  175. В.Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991. 167 с.
  176. Становление развернутых взаимоотношений подростков и взрослых в общественно-полезной деятельности как фактор формирования личности. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1979.
  177. В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А.Н.Леонтьева./А.Н.Леонтьев и современная психология./Под ред. А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, О. В. Овчаровой, О. К. Тихомирова. М., Изд-во Моск. ун-та, 1983.
  178. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ. 1983. с. 6270.
  179. Е.В. Как рождается личность. М., 1978. с. 56−71.
  180. Те плов Б. М. Проблемы индивидуальных различий М., 1961.-536 с.
  181. Е.В. Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей (на материале исследования семей с разновозрастными и моновозрастными родителями). Автореферат дис. .канд. психол. наук. М., 2001.
  182. Е.Н. Кризисная ситуация в жизни подростков из неблагополучных семей. Автореферат, дис. канд. психол. наук СПбГУ., 2001.
  183. . Первые три года жизни. М., 1982.
  184. М. Большой мир маленьких детей.//3а рубежом. 1985, № 14 (1921).
  185. Д.И. Психология взросления. М., 1999.
  186. Д.И. Психология развивающейся личности. М. Воронеж, 1996.
  187. Д.И. Психология становления личности. М.: Проспект, 1994.
  188. Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская Энциклопедия, 1970. Т. 5.
  189. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту ./Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
  190. Формирование личности старшеклассника./Под ред. И. В. Дубровиной М., 1989.
  191. Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». М., 1926.-455 с.
  192. Ю.И. Психология подростка. М., 1997.
  193. Э. Душа человека. М., 1998.
  194. Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1998. 606 с.
  195. Т.Г., Бирюкова Т. А. Смысложизненные ориентации старшеклассников.//Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: матер. III-IV симпозиумов. М., 2001.
  196. Е.В. Понимание человека человеком и проблема социально-психологических барьеров.//Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1986. с. 85−86.
  197. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.
  198. Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
  199. Человек: психология: Кн. для учащихся./Я.Л. Коломинский, 2-ое изд., доп. М.: Просвещение, 1986. 218 с.
  200. В.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс. 2004. с. 209−228.
  201. В.И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.
  202. В.В. Зависимое поведение школьников. СПб. Медицинская пресса, 2001.
  203. И.П. Психологические особенности изменения системы интересов при переходе от подросткового к старшему школьному возрасту.
  204. Автореферат дис. .канд. психол. наук. М., 1987.
  205. Шванцара Й и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978. -229 с.
  206. Т. Социальная психология (Пер. с англ.) Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-544с., с. 181−211.
  207. Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб., 1999.
  208. Е.В. Тенденции исследований личности.//Проблемы психологии личности. М., 1989.
  209. Э. Два вида психологии.//Хрестоматия по истории психологи и./Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980. с. 286−300.
  210. Е.Д. Психологические особенности личности старшеклассника. М., 1979.
  211. И.И. Жизненные стратегии подростков.// Социологические исследования. 1999. № 5.
  212. Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни кн.: Эриксон Э. Детство и общество. СПб. 1999. с. 16−18.
  213. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.//Вопросы психологии, 1971, № 4.
  214. Д.Б., Коссаковски А. Основные этапы психического развития.//Педагогика. М., 1978. 287 с.
  215. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 287 с.
  216. А.Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период формирования российского общества.//Социологические исследования, 1997, № 9. с. 41−55.
  217. В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994. с.89−105.
  218. Д.В. Особенности социализации современного подростка.// Вопросы психологии, № 6, 1999. с. 54−59.
  219. M.L. (1958) 'The behaviour of teachers and the productivebehaviour of their pupils', Journal of Experimental Educattion, 26, 89−124.
  220. E.N. (1959) Identity and tne Life Cycle, New York: IUP.
  221. Faris, op. cit., pp. 73−83- Louisa P. Howe, Some Sociological Aspects of Identification, «Psychoanalysis and the Social Sciences», IV (1955), 61−79.
  222. George H. Mead, The Social Self, «Journal of Philosopfy», X (1913), 374−380.
  223. George H. Mead, Mind, Self and Society, op. cit., pp. 173−178, 186−200, 209−222.
  224. Risieri Frondizi, The Nature of the Self, New Haven, 1953, pp. 145−157, 173−188.
Заполнить форму текущей работой