Сформированность Образа «Я» студента как условие развития его личности
Диссертация
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в учебно-методическом комплексе к учебной дисциплине «Психология социального познания» (г. Карачаевск, 2003), кроме того, докладывались на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях, таких как «Человек и вселенная» (Санкт-Петербург, 2004), «Педагогическая наука и… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические подходы к исследованию Образа «Я»
- 1. 1. Феноменология Образа «Я» в зарубежной и отечественной психологии
- 1. 2. Защитные механизмы личности как фактор сохранения целостности «Я"-структуры
- 1. 3. Формирование, становление и развитие Образа «Я» личности в процессе социализации
- 1. 4. Социально-психологическая характеристика студенчества как периода поздней юности
- Выводы по I главе
- Глава II. Экспериментальное исследование Образа «Я» студента как условия развития его личности
- 2. 1. Организация и методы экспериментального исследования
- 2. 2. Методики исследования Образа «Я»
- 2. 3. Результаты экспериментального исследования и их анализ
- 2. 4. Результаты формирующего эксперимента и программа факультативных занятий
- Выводы по II главе
Список литературы
- Абрамова Г. С. Возрастная психология. М., 1998. 624 с.
- Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М.: «Академия», 1998. 320 с.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.
- Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1994.
- Адлер А. Наука жить. К.: Port-Royal, 1997.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995.-291 с.
- Акопов Г. В., Бычкова H.JI. Исследование динамики смысложизненных ориентаций//Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: матер. 1II-IV симпозиумов. М., 2001.
- Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1985.
- Алемаскин М.А. Психологическая характеристика личности подростков-правонарушителей/Вопросы изучения детей с отклонениями в поведении. М., 1968.
- Аллахвердов В.М. Опыт теоретической психологии. СПб., 1993.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. T. l/Под. ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика. 1980. — 230 с.
- Ананьев Б.Г. К постановке проблемы детского самосознания. ИЗВЕСТИЯ АПН РСФСР. 1948. № 18. с. 101−124.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Д.: Изд-во ЛГУ, 1968. -339 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1988.-429 с.
- Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития, личности взрослого человека и проблема непрерывного образования// Психологический журнал, 1980. Т.1, № 2. с. 8−18.
- Анцыферова Л.И. Эпигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона//Принцип развития в психологии/Отв. ред.
- Л.И.Анцыферова. М.: Наука, 1978. с.212−242.
- Арзуманян С.Д. Микросреда и отклонения социального поведения детей и подростков. Ереван, 1980.
- Архангельский Л.М., Петров Ю. П. Жизненные планы и идеалы школьной молодежи/УСоветская психология, 1967, № 6.
- Аршавский И.А. Некоторые методологические и теоретические аспекты анализа закономерностей индивидуального развития организмов/УВопросы философии, 1986, № 11.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-342 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. С.-П., 1991.
- Баттерворт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. М., Когито-Центр, 2000.
- Бахур В.Т. Это неповторимое «Я». М., 1989.
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб.: Талисман, 1994. с. 42−51.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. М., 1986. — 420 с.
- Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии/Отв.ред. Е. А. Будилова, Е.И.Степанова- РАН, Ин-т психологии. М.: Наука, 1994.-399 с.
- БлонскийП.П. Избранные психологические исследования. М., 1961.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-311 с.
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во МГУ, 1982.- 199 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-271 с.
- Бодалев А.А. Межличностное восприятие и понимание. Личность и общество. М.: Педагогика, 1983.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемыформирования личности/Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1995. — 209 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе.//Вопросы психологии. 1979, № 4.
- Бочкарева Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей. СПб.: Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М., 1990. с. 88−107.
- Бурларчук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. СПб.: Питер, 1999. 528 с.
- Бюлер К. Духовное развитие ребенка. М., 1924.
- Вайзер Г. А. Отношение старшеклассников к проблеме смысла жизни // Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: матер. III-IV симпозиумов. М., 2001.
- Валицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей.//Вопросы психологии. 1989, № 5.
- Веденов А.В. Личность как предмет психологической науки//Вопросы психологии. 1956, № 1.
- Вишневский Ю.В., Рубина Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов//Социологические исследования. 1997, № 10.
- Внешняя среда и психическое развитие ребенка/под ред. Е. Шмидт-Кольмер. М., 1984.
- Возрастная и педагогическая психология/М.В.Гамезо, Л. М. Орлова, М., 1999.
- Возрастные особенности психического развития детей/Под ред. М. И. Лисиной. М., 1982.
- Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1999.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1984.
- Ганзен В.А., Головей JI.A. Отношения между потенциями и тенденциями в структуре индивидуальности.//Личность и деятельность. Л.: ЛГУ, 1982.
- Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. СПб.: Медицинская пресса, 2001. 200 с.
- Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. М., 1995.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. T. l/Пер. с фр. Н.Н. Алипова- Под ред. Г. Г. Аракелова. — М.: Мир, 1996. — 370 с.
- Головей Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости. С.-П., 1996.
- Гуткина Н.И. Личностная рефлексия как один из механизмов самосознания//Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
- Гуфелаид X., Курцмен Д. Время жить. Искусство продления жизни. С.-П., 1996.
- Давыдов В.В. Личности надо «выделаться»//С чего начинается личность. М., 1979.
- Давыдов В.В., Зинченко В. М. Принцип развития в психологии//Вопросы философии. 1980, № 12.
- Джемс В. Научные основы психологии. СПб., 1902.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: Просвещение, 1987.
- Дольто Ф. На стороне подростка. СПб., 1997.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996. 160 с.
- Дубинин Н.П. Наследование биологическое исоциальное//Коммунист, 1980, № 1.
- Дынин П.И. Ценности труда и выбор профессии российских студентов//Ананьевские чтения. Тезисы научно-практической конференции. СПб., 2001.
- Егорычева И. Д. Психологические особенности личностной направленности подростка и возможности ее коррекции. Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1984.
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий/Ин-т «Открытое общество». М.: Планета детей, 1997. — 327 с.
- Ермолаева М.В. Психология развития. Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. М.Воронеж. 2000. -336 с.
- Жизненный путь личности./Под ред. JT.B. Сохань, Киев, 1987. 277 с.
- Заззо Р. Стадии психического развития ребенка.//Развитие ребенка. М., 1968.
- Захарова А.В. Психология обучения старшеклассников. М., 1976.
- Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М., 1982.
- Изучение мотивации детей и подростков./Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежниной. М.: Педагогика, 1972.
- Ильенков Э.В. Что же такое личность?//С чего начинается личность. М., 1979. 228 с.
- Каган В.Е. Тоталитарное сознание и ребенок: семейное воспитание//Вопросы психологии. 1992, № 2.
- Кайгородов Б. В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте. Астрахань, 1999.
- Карпухина О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения.//Социологические исследования, 2000, № 3. с. 124−128.
- Кваде В., Трусов В. П. Исследование возможности коррекции неадекватной самооценки подростка.//Вопросы психологии. 1980, № 3. с.130−133.
- Кириллова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников.//Вопросы психологии. 2000, № 4. С.29−38.
- Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. М., JL, 1991.
- Кле М. Психология подростка. (Психосексуальное развитие.) М.: Педагогика, 1991.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учебное пособие. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. — 509 с.
- Ковалев А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1965. 254 с.
- Ковалев А.Г., Бодалев А. А. Психология и педагогика самовоспитания. М., 1958.
- Ковалева А.И. Социализация: норма и отклонение. — М.: Ин-т Молодежи, 1996.
- Кон И.С. В поисках себя. М., 1984. 335 с.
- Кон И. С. Дружба: Этико-психологический очерк. 2-ое изд., перераб. и доп. М.: Политиздат, 1987. — 255 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1980.
- Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности.//Психологический журнал. 1987, № 4.
- Кон И. С. Психология ранней юности: книга для учителя. М., 1989., с. 128−166,213−237, 167−185.
- Кон И. С. Психология старшеклассника.//Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1988.
- Кон И.С., Лосенков В. А. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования./ЛПроблемы общения и воспитания. Тарту, 1974.
- Костромина С.Н. Психологическое сопровождение в системе образования./Северо-западный вестник образования, 2002.
- Котова И.Б., Канаркевич О. С., Петриевский В. Н. Психология.
- Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. с. 139−145.
- Коффка К. Основы психического развития. М., JL, 1934.
- Крайг Г. Психология развития. СПб., Питер, 2000.
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: Изд-во УРАО, 1998. 175 с.
- Куницина В.Н. Восприятие подростком другого человека и самого себя. Автореф. дис. канд. психол. наук. JL, 1968.
- Кучинский А.Г. Психология внутреннего диалога. Минск., 1988.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т., М., 1983.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Наука, 1972. -375 с.
- Липкина А.И. Самооценка школьника. М., 1976.
- Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых 7 лет жизни.// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. -383 с.
- Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи)// Социологические исследования, № 5, 1998. с.98−104.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1989 449 с.
- Лубовский Д.В. Программа развития мотивов межличностных отношений у подростков.//Психологические программы развития личности в подростковом и юношеском возрасте./ Под ред. Дубровиной, М., 1995.
- Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. с. 6−13.
- Лунина В.В. Образ-Я как детерминанта профессионального роста личности студентов. Дис. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук., Ставрополь, 2000−176 с.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. М., 1959.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1998. 682 с.
- Макферлайн А., Макферсон А. Дневник подростка. М.: Медицина. 1992.
- Маркелова Н.В. Развитие представлений об успешности в раннем юношеском возрасте. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Ставрополь, 2005.
- ИЗ. Марцинковская Т. Д., Марютина Т. М., Стефаненко Т. Г. Психология развития. М., 2001.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 1999. 479 с.
- Мель Ю. Социальная компетентность как цель психотерапии: проблема образа «Я» в ситуации социального перелома//Вопр. психол. -1995, № 5, с.61−68.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 137 с.
- Мерлин B.C. Личность как предмет психологического исследования. Пермь, 1988.
- Мерлин B.C.: Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
- Мильман В. Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности.//Вопросы психологии, 1982, № 3.
- Молодцова Т.Д. Диагностика, предупреждение и преодоление дезадаптации подростков. М., 1999.
- Москвичева Н.Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента. Дисс. .канд. психол. наук. СПб., 2000.
- Мудрик А.В. Образ жизни детей и подростков Российской Федерации. М., 1992.
- Мясищев В.И. Психология формирования и развития личности. М., 1981.-426 с.
- Нельсон-Джон-Ричард. Теория и практика консультирования. СПб., Изд-во: Питер, 2002. 464 с.
- Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.151 с.
- Оллпорт Г. В. Личность в психологии. М.: КСП± СПб.: Ювента, 1998.-345 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.-282 с.
- Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. М., 1982.
- Петровский А. В. Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии., М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.
- Петровский А.В. Социальная психология. М.: Просвещение, 1978.
- Петровский А.В. Психология о каждом из нас и каждому из нас о психологии. М., 1996. с. 37−48.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969. 435 с.
- Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
- Практикум по экспериментальной и прикладной психологии/Под ред. А. Р. Крылова. Л., Изд-во: «ЛГУ», 1990.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учебн. пособие/В.Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.,//Под общей ред. А. А. Крылова и С. А. Маничева. СПб., 2000. 560 с.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты./Учебное пособие. Редактор-составитель Д. Я. Райгородский. Самара., 2000.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.- Воронеж, НПО МОДЭК, 1996.
- Прихожан A.M. Развитие эмоциональной стороны самовоспитания.//Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1987.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1995.
- Психология современного подростка./Под ред. Д. И. Фельдштейна. М., 1987.
- Психология формирования и развития личности./Под ред.
- Л.И.Анцыферовой. М., 1983.
- Психология человека от рождения до смерти./Под ред. А. А. Реана. СПб., 2001. 656 с. (Серия «Психологическая энциклопедия»).
- Психолого-педагогические аспекты изучения причин нарушения поведения у подростков./Сост. О. Н. Афанасьев, Николаев, 1990.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии./Под ред. Крылова А. А., Маничева С. А. С.-П., 2000.
- Практическая психология диагностика./Под ред. Райгородский Д. Я. Самара, 2001.
- Практическая психология для менеджеров./Отв. ред. М. К. Тутышкина. М.: Информационно-издательский дом «Финиль», 1996. с. 11−26.
- Психологический энциклопедический словарь. М., 1983.
- Психология: Учебник./Отв. ред. А. А. Крылов 2-ое изд. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. с. 381−392.
- Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000.-656 с.
- Раншбург И, Поппер П. Секреты личности. М., 1983.
- Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001.
- Реан А.А. Психология изучения личности: Учебн. пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999.
- Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.
- Роджерс Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-479 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. -705 с.
- Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л., 1990.
- Рубинштейн С.JI. Бытие и сознание. М., 1957.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
- Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте./Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1998.
- Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В 2 т., Т. 1. М., 1981.
- Рыбников Н.Н. К вопросу о возрастной психологии.//Психология, педагогика и психотехника. Вып. 2. М., 1928.
- Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной сферой. Тбилиси, 1989.
- Сатир В. Психотерапия семьи. СПб.: Речь, 2001. 283 с.
- Сафин В.Ф., Ников Г. П. Психологический аспект самоопределения личности.//Психологический журнал, 1984. т.5, № 4.
- Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. М., 1996.
- Семья в психологической консультации.//Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Педагогика, 1989.
- Ситников В.Л. Образ ребенка (в сознании детей и взрослых) СПб.: Химиздат, 2001.
- Слободчиков В.И., Исаков Е. И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М., 1995.
- Собкин B.C. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте: дис. в виде научного доклада на соиск. докт. псих, наук. М., 1997.
- Собкин B.C., Кузнецова Н. И. Российский подросток 90-х: движение в зону риска. М., 1998.
- Соколова В.Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. М.: Просвещение, 1991. 167 с.
- Становление развернутых взаимоотношений подростков и взрослых в общественно-полезной деятельности как фактор формирования личности. Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1979.
- Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А.Н.Леонтьева./А.Н.Леонтьев и современная психология./Под ред. А. В. Запорожца, В. П. Зинченко, О. В. Овчаровой, О. К. Тихомирова. М., Изд-во Моск. ун-та, 1983.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ. 1983. с. 6270.
- Субботский Е.В. Как рождается личность. М., 1978. с. 56−71.
- Те плов Б. М. Проблемы индивидуальных различий М., 1961.-536 с.
- Трифонова Е.В. Влияние семейных отношений на формирование субъектных позиций у детей (на материале исследования семей с разновозрастными и моновозрастными родителями). Автореферат дис. .канд. психол. наук. М., 2001.
- Туманова Е.Н. Кризисная ситуация в жизни подростков из неблагополучных семей. Автореферат, дис. канд. психол. наук СПбГУ., 2001.
- Уайт Б. Первые три года жизни. М., 1982.
- Уоллес М. Большой мир маленьких детей.//3а рубежом. 1985, № 14 (1921).
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления. М., 1999.
- Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. М. Воронеж, 1996.
- Фельдштейн Д.И. Психология становления личности. М.: Проспект, 1994.
- Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф. В. Константинов. М.: Советская Энциклопедия, 1970. Т. 5.
- Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту ./Под ред. И. В. Дубровиной. М., 1987.
- Формирование личности старшеклассника./Под ред. И. В. Дубровиной М., 1989.
- Фрейд 3. Массовая психология и анализ человеческого «Я». М., 1926.-455 с.
- Фролов Ю.И. Психология подростка. М., 1997.
- Фромм Э. Душа человека. М., 1998.
- Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1998. 606 с.
- Цигулева Т.Г., Бирюкова Т. А. Смысложизненные ориентации старшеклассников.//Психологические, философские и религиозные аспекты смысла жизни: матер. III-IV симпозиумов. М., 2001.
- Цуканова Е.В. Понимание человека человеком и проблема социально-психологических барьеров.//Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1986. с. 85−86.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М., 1995.
- Чалдини Р., Кенрик Д., Нейберг С. Социальная психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.
- Человек: психология: Кн. для учащихся./Я.Л. Коломинский, 2-ое изд., доп. М.: Просвещение, 1986. 218 с.
- Чернобай В.А. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс. 2004. с. 209−228.
- Чупров В.И., Зубок Ю. А., Уильяме К. Молодежь в обществе риска. М., 2001.
- Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников. СПб. Медицинская пресса, 2001.
- Шахова И.П. Психологические особенности изменения системы интересов при переходе от подросткового к старшему школьному возрасту.
- Автореферат дис. .канд. психол. наук. М., 1987.
- Шванцара Й и др. Диагностика психического развития. Прага, 1978. -229 с.
- Шибутани Т. Социальная психология (Пер. с англ.) Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-544с., с. 181−211.
- Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб., 1999.
- Шорохова Е.В. Тенденции исследований личности.//Проблемы психологии личности. М., 1989.
- Шпрангер Э. Два вида психологии.//Хрестоматия по истории психологи и./Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1980. с. 286−300.
- Шумилин Е.Д. Психологические особенности личности старшеклассника. М., 1979.
- Шурыгина И.И. Жизненные стратегии подростков.// Социологические исследования. 1999. № 5.
- Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни кн.: Эриксон Э. Детство и общество. СПб. 1999. с. 16−18.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте.//Вопросы психологии, 1971, № 4.
- Эльконин Д.Б., Коссаковски А. Основные этапы психического развития.//Педагогика. М., 1978. 287 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. 287 с.
- Эффендиев А.Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период формирования российского общества.//Социологические исследования, 1997, № 9. с. 41−55.
- Ядов В.А. Социальная идентичность личности. М., 1994. с.89−105.
- Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка.// Вопросы психологии, № 6, 1999. с. 54−59.
- Cogan M.L. (1958) 'The behaviour of teachers and the productivebehaviour of their pupils', Journal of Experimental Educattion, 26, 89−124.
- Erikson E.N. (1959) Identity and tne Life Cycle, New York: IUP.
- Faris, op. cit., pp. 73−83- Louisa P. Howe, Some Sociological Aspects of Identification, «Psychoanalysis and the Social Sciences», IV (1955), 61−79.
- George H. Mead, The Social Self, «Journal of Philosopfy», X (1913), 374−380.
- George H. Mead, Mind, Self and Society, op. cit., pp. 173−178, 186−200, 209−222.
- Risieri Frondizi, The Nature of the Self, New Haven, 1953, pp. 145−157, 173−188.