Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Функции обучения[1]. Психология и педагогика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер, эмоционально-мотивационной сферы личности. Отечественной психологической школой, педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л. С… Читать ещё >

Функции обучения[1]. Психология и педагогика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения функции процесса обучения являются его свойствами и обусловливают комплексную реализацию всех его компонентов, направленных на творческое саморазвитие личности учащегося. Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция

Процесс обучения направлен прежде всего на формирование у обучающихся знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. В педагогике знание определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные (интериоризованные) знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Иными словами, в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе. Учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умеют ими оперировать в учебных и практических ситуациях. Эти знания становятся достоянием личности учащегося, входят в структуру ее познавательного опыта, в способность мобилизовывать прежние знания для решения оригинальных задач, поиска дополнительной информации и добывания новых знаний. В соответствии с образовательной функцией предполагается, что обучение направлено также на формирование у учащихся умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание: это как бы знание в действии, умелое действие, направляемое четко осознаваемой целью. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование, организация самостоятельной работы и др.

Развивающая функция

В процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер, эмоционально-мотивационной сферы личности. Отечественной психологической школой, педагогическими исследованиями установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л. С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивает в первую очередь благодаря содержанию образования, во вторую очередь благодаря тому, что учение является деятельностью, а личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности. Развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность, которая развивала бы у него сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы.

Развивающая функция обучения наиболее успешно реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин — " развивающее обучение" . В 1960;е гг. Л. В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников. Ее принципы, отбор содержания образования и методы обучения, направленные на развитие восприятия, речи, мышления школьников, способствовали теоретической и прикладной разработке проблемы развития в ходе обучения наряду с исследованиями других отечественных ученых (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. А. Менчинская и др.). Благодаря этим исследованиям отечественная дидактика получила ценные результаты: теорию поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин), методы проблемного обучения (?. Н. Скаткин, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов), способы активизации познавательной деятельности учащихся и др.

Современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее, в первую очередь умственное, развитие ученика: обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и т. д.; способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов; ставить цели и находить способы их достижения, проверять результаты собственной деятельности.

Как известно, развитие сенсорной, двигательной, эмоциональной сфер личности в обучении отстает от интеллектуального развития. Между тем очень важно, чтобы в процессе обучения развивалась способность тонко и точно воспринимать свойства и явления окружающего мира: пространство, свет, цвет, звук, движение, т. е. чтобы ученик овладел глубиной и диапазоном восприятия своих чувств. Развитие двигательной сферы ребенка состоит в том, чтобы, с одной стороны, формировать произвольные сложные движения в учении, труде, игре, с другой стороны, обеспечить активное и всестороннее физическое развитие обучающихся, поскольку оно важно и для здоровья, и для интеллектуальной, эмоциональной, творческой деятельности личности. Развитие эмоциональной сферы, тонкости и богатства чувств, переживаний от восприятия природы, искусства, окружающих людей, всех вообще явлений жизни является также одной из задач обучения. В дидактике имеются примеры таких методических систем, которые направлены на достижение именно этой цели (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский, И. П. Волков).

Таким образом, всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, в дидактической организации учебного процесса.

  • [1] В тексте этого параграфа использован материал В. В. Воронова (см.: Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. — 3-е изд. — М., 1998. — Гл. 6).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой