Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современное психоаналитическое направление в социальной психологии

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Философия занимается, как известно методологией науки. Социальный психоанализ как одно из направлений социальной психологии опирается, прежде всего, на два методологических подхода: психосоциологический (в русле «психологической социальной психологии») и социопсихологический (в русле «социологической социальной психологии»). О них подробнее будет сказано особо. Но методология социального… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Психоанализ и социальная психология
    • 1. 1. Значение психоанализа для социальной психологии
    • 1. 2. Психоанализ в социальной психологии (теоретические работы отечественных и зарубежных психологов)
  • 2. Методологический аспект психоанализа в социальной психологии
    • 2. 1. Главные проблемы психоанализа
    • 2. 2. Диалектические категории индивидуального и социального бессознательного
  • Заключение
  • Список литературы

Пожалуй одной из самых спорных и дискуcивных теорий в психологии это теория психоанализа Зигмунда Фрейда, которая в равной степени имела и успех и запрещалась самым строжайшим образом. Самыми непримиримыми оппонентами психоанализа были советская власть времен Сталина и Брежнева и Гитлеровская Германия.

Начало возрождения психоанализа в России можно отнести к тому факту, что в 1978 году в Тбилиси состоялся Международный симпозиум по проблемам неосознаваемой психической деятельности, в работе которого впервые после 30-х годов приняло участие большое количество зарубежных психоаналитиков. Представилась реальная возможность общения с ведущими психоаналитиками. В печати появились материалы, отражающие интерес некоторых отечественных ученых к психоаналитическому учению Фрейда. Однако вплоть до середины — конца 80-х годов оценки психоанализа со стороны ряда философов, психологов и медиков носили на себе печать идеологического противостояния фрейдизму.

Только с началом «перестройки» российские психологи и врачи получили возможность беспрепятственно заниматься психоанализом.

В 1987 году состоялся первый визит в Москву французских психоаналитиков из «Института Фрейдовского Поля», а в 1988 году — американских психоаналитиков из «Американской психоаналитической Ассоциации».

После этого начались публикации работ З. Фрейда после почти 60-летнего перерыва, фактически снявшие табу с издания психоаналитической литературы.

Наиболее существенным моментом этого периода явилось создание Российской психоаналитической ассоциации (1990), куда вошли большинство наиболее известных ныне российских психоаналитиков и ее включение в структуру Международной психоаналитической ассоциации (1991).

С этого момента начали выходить в свет периодические издания по психоанализу, такие как «Российский психоаналитический вестник» (1991, Москва, с 1995 — «Психоаналитический вестник»), Философский психоаналитический журнал «Архетип» (1995), «Журнал практического психолога» (1996, Москва), серии книг «Библиотеки психоаналитической литературы», «Современный психоанализ», начался перевод и издание массовыми тиражами работ классиков и специалистов по современному психоанализу и публикация ряда монографий современных отечественных авторов по различным проблемам психоанализа, стали проводиться Всероссийские и Международные конференции по психоанализу.

В общем, в конце ХХ — начале XXI веков произошло существенное оживление психоаналитической активности в России, которая приобрела осмысленный и целенаправленный характер.

Одним из значительных и перспективных результатов этого стала возможность профессионального общения российских специалистов с зарубежными коллегами. Иностранных психоаналитики получили возможность приезжать в Россию и оказывать практическую помощь в становлении психоаналитического образования, профессиональной психотерапевтической деятельности и просветительской работы, а все возрастающее количество российских специалистов — получать соответствующую профессиональную подготовку в различных странах Европы и США.

Большое значение имеют беспрецедентная для России массовая подготовка кадров психоаналитиков и распространение психоаналитической терапии. В течение последних 15 лет создан целый ряд психоаналитических институтов, получивших право обучать специалистов по психоанализу, среди них Восточноевропейский институт психоанализа (1991, Санкт-Петербург), Институт психоанализа (1995, Москва), Институт практической психологии и психоанализа (1998, Москва) и некоторые другие.

В течение этих лет созданы и создаются многие психоаналитические ассоциации и общества. В силу естественной природы вещей и диалектического характера развития, не все психоаналитические институции выдерживают проверку временем, но все они внесли и вносят определенный вклад в развитие российского психоанализа и создают современную психоаналитическую среду.

Ныне в орбиту разнообразной психоаналитической деятельности вовлечены теоретики и практики более 30 городов России.

Не все проходит гладко. Психоанализ в настоящее время проходит процесс своего формирования, предстоит принять общие стандарты для обучения и квалификации психоаналитиков, поскольку в настоящее время общества и институты устанавливают свои правила для этого. Структуры, ориентированные на влиятельные международные психоаналитические организации имеют довольно четкие правила, они же наиболее жесткие. Очевидно, что данная позиция послужит ориентиром для законодательных требований к квалификации психоаналитика.

Популяризация психоанализа идет очень высокими темпами. Психоанализ сейчас — самое модное слово в психотерапии, но дело не в моде, а в том, что миллионы людей во всем мире благодаря ему начали жить той жизнью, которую они считают достойной и комфортной для себя.

Глава 1. Психоанализ и социальная психология.

I. 1. Значение психоанализа для социальной психологии.

В отечественной «классической психологии» многие не признают данного направления социальной психологии. Типичный их аргумент звучит так: чего изучать то, чего нельзя обнаружить? Или: как можно изучать то, чего не существует, не доказано экспериментально. В то же время книги З. Фрейда К. Юнга, Э. Фромма, С. Московичи, В. Райха и других психоаналитиков Запада и, конечно же, первые публикации отечественных исследователей моментально исчезают с полок книжных магазинов.

Заметим, у наших классиков, изгнанных и работавших впоследствии за рубежом, написано немало трудов по методологии и теории социальной психологии. Насильственно оторванные от России, они переживали за нее, тщательно анализировали ее опыт. (Это И. Ильин, Н. Бердяев, С. Франк, Г. Федотов и многие другие). Для них эксперимент — сама жизнь социума с его взлетами и падениями, потрясениями, смутами и революциями, «военным коммунизмом» и нэпом, приливами, оттепелями и отливами, «похолоданиями», «переходными периодами».

Современная общественная жизнь — это колоссальный, динамичный, парадоксальный, но содержательный эксперимент, огромная возможность для анализа и, особенно, социального психоанализа, когда многое скрыто за внешним рекламным фасадом жизни российского общества. Может потому и буксуют реформы? Глубина жизни большинства россиян как бы не доступна, но она дает о себе знать каждый день.

Переломные, напряженные моменты в общественной жизни как всегда дают толчок в развитии методологии науки. Сегодня для социальных психологов актуальны замечания соотечественника С. Л. Франка, написанные в начале нашего века, тоже в переломное время (1916 г.) в работе «Душа человека. Опыт введения в философскую психологию». Он писал, что «в течение относительно длительных периодов (измеряемых несколькими десятилетиями) человечество, по-видимому, способно терять научный интерес к себе самому и жить, не понимая смысла и существа своей жизни». Кажется, сказанное точно характеризует современный «переходный период» в России, где все есть: и глубинное долготерпение одних, «биологическая целесообразность» (К.Юнг) других, вулканические извержения частнособственнического инстинкта — у третьих, вулканические извержения национального бессознательного — у четвертых и т. д. Будто о нашем времени сказано. «Так по крайней мере обстоит дело с нашей эпохой, начиная с момента, когда единственным официально признанным философским учением человеческой жизни, — писал Франк, — стала так называемая эмпирическая психология, которая объявила себя «психологией без души"1. И в самом деле у нас в России сильна традиция «психологии сознания». И это замечательно. Но сюда, очевидно, неприятие «психологии души», наличии в ее содержании — бессознательного. Об этом также пишет С. Франк в специальной главе «Душевная жизнь и сознательное. Подсознательное». Сколько можно спорить, казалось бы, об очевидном, что сознание есть высшая форма психического, но есть и другие, но пока не доказуемые.

Социальных психологов часто упрекают в том, что они занимаются «надпсихическими» (т.е. надиндивидуальными), абстрактными, не подтверждаемыми экспериментом явлениями и процессами, потому они не есть психические, а философские, социологические. Социальный же психоанализ наоборот — изучает, по их мнению «подпсихическое», или «надпсихическое» явно не обнаруживаемые, эначит, тоже непсихические феномены. В этой связи встает несколько философско-психологических проблем, в частности, проблема соотношения индивидуальной я социальной психики, а отсюда — общего психоанализа и социального, здесь часто «камень» преткновения между психологами. О чем более подробно будет сказано ниже.

Франк настаивает на развитии «философской психологии», т. е. разработке философского основания в изучении души, душевной жизни, «вопроса о существе самого человека». Существо самого человека для нашей науки проблема проблем, ибо десятилетиями господствовала одна формула: человек, личность есть продукт главным образом социального (отсюда известные трагедии с генетиками, биологами) .

Мы не сможем понять ценности социального психоанализа, если не рассмотрим сущность самого человека как единства в целостности, как с точки зрения его биологического, антропологического, так и функционального — социологического, культурного и, конечно же трансцендентального, божественного, космического, ноосферного. К этому «философско-психологическому камню» мы прикоснемся еще не раз.

Пока же заметим, что в данном контексте можно не согласиться с Франком, когда он замечает, что «три четверти так называемой эмпирической психологии есть не чистая психология, а либо психофизика и психофизиология, либо же, что точнее уяснится ниже — исследование явлений хотя и не физических, но вместе с тем и не психических». Думается, что эти явления находятся на стыке физиолого-биологического в социального. И они входят в объект психоанализа. Как, например, оценить «гормическую психологию» (У.Макдугалла). А вот далее он рассматривает «три вида сознания», как три вида психического состояния, связанные или не связанные с фактом «душевного переживания»:

1) «познавательное содержание» сознания;

2) «предметное сознание», т. е. нацеленное на предмет;

3) «самосознание», но в основе всех трех «сознания-переживания». Но встает философский вопрос: как выявлять мотивацию людей, их реакцию на сложные социальные явления.

Современное психоаналитическое направление в социальной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главные проблемы психоанализа.

Философия занимается, как известно методологией науки. Социальный психоанализ как одно из направлений социальной психологии опирается, прежде всего, на два методологических подхода: психосоциологический (в русле «психологической социальной психологии») и социопсихологический (в русле «социологической социальной психологии»). О них подробнее будет сказано особо. Но методология социального психоанализа не исчерпывается двумя этими, пусть основными, подходами. Мы считаем необходимым применять в совокупности: субстратный (субстратно-атрибутивный) подход, методы социальной детерминации, историзма, метод «иерархического персонализма» (Н.Лосского, примененного им при изучении русского характера) и другие.

Для понимания двух основных методологических подходов — психосоциологического и социопсихологического — следует указать прежде всего на три теоретические проблемы. Первая — что есть субстрат бессознательного, вторая проблема — как осуществить эмпирический замер перехода от индивидуального бессознательного — к коллективному (социальному) бессознательному и обратно. И третья — что является единицей, «кирпичиком» психоанализа. Все они взаимосвязаны одним методологическим мотивом: как изучать надличностную, то есть социальную психику.

Субстрат бессознательного как одного из компонентов психики человека находится, естественно, в структуре этой психики. Но что есть субстрат самой психики? Есть на сегодня несколько точек зрения.

Одной из них таким субстратом являются два полушария мозга, по другой — нервная система и ее функции, по третьей, клетка человеческого организма, по четвертой — игольчатая железа и т. д. На наш взгляд, субстратом первого, т. е. самого исходного, порядка являются два полушария человеческого мозга и их взаимодействие. Далее уже субстратом второго, третьего порядка может выступать нервная система и продукты, которые несут на себе все «приметы дикарского состояния души» другие органы. И, правы, все-таки, те ученые, которые доказывают (например, по фактам инсульта и паралича левой или правой части тела, что одно полушарие — левое — выполняет главным образом рациональную работу, другое — правое — в нем источник иррациональной работы. Бывают этносы с рациональной, расчетливой доминантой характера, мышления и поведения (например, немцы, датчане), а другие — с иррациональной доминантой (известно из множества публикаций, что русские — иррациональная нация). Но здесь также недопустимо противопоставление, важно видеть единство и взаимодействие двух полушарий.

Если сказанное выразить топографически в виде двух полушарий-кругов и наложить на них структуру душевной жизни, по Фрейду, то мы получим любопытную картину.

Получается, что иррациональный субстрат осуществляет работу бессознательной сферы психики человека, выполняет функцию «Оно», а рациональный — обеспечивает сознательную сферу, выполняет функцию «Я», т. е. сознания, где существует примат рационального «схватывания» реальности. Взаимодействие этих двух субстратов — зона «пересечения» полушарий — это сфера «кипящего котла», где происходит сплав рационального и иррационального, перетекание, трансформация сознательного в бессознательное и наоборот. Здесь находится решетка «Сверх-Я», здесь работают механизмы «вытеснения» и «сопротивления». Но это относится к индивидуальной психике (к общему психоанализу), а как быть с психикой социума (т.е. применительно к социальному психоанализу).

Для перехода от индивидуального бессознательного к коллективному, социальному бессознательному применим прежде всего такой философский подход как диалектика единичного, особенного и общего. На наш взгляд, именно это положение, и в частности, субстратный подход и метод иерархического персонализма послужили (сознательно или интуитивно) философским, методологическим основанием перехода К. Юнга от «индивидуального бессознательного» — к «коллективному бессознательному» .

Юнг описывает этот «переход» так: у Фрейда бессознательное выступает «в качестве действующего субъекта», по сути, оно остается «местом скопления именно вытесненных содержаний… и с этой точки зрения бессознательное имеет личностную природу». И далее делает вывод: «Конечно, поверхностный слой бессознательного является в известной степени личностным бессознательным. Однако этот слой покоится на другом, более глубоком, ведущим свое происхождение и приобретаемом уже не из личного опыта. Это врожденный более глубокий слой и является так называемым коллективным бессознательным. Я выбрал термин „коллективное“ , — подчеркивает Юнг, — поскольку речь идет о бессознательном, имеющим не индивидуальную, а всеобщую природу». И оно, по Юнгу, включает в себя, «в противоположность личностной душе содержания и образы поведения», которые присутствуют «повсюду и у всех индивидов» и являются «одними и теми же. Другими словами, — заключает он, — коллективное бессознательное идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным». Практически здесь Юнгом применяется тот же подход что и Лосским при вычленении общих черт у отдельных представителей русского этноса. Или выделяет то же методологическое основание, которое мы знаем из учебников по философии, в частности, соотношение, взаимосвязь и специфика индивидуального, коллективного и общественного сознания.

И еще раз вернемся к К.Юнгу. В докладе «Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству» он идею соотношения и специфики «личного бессознательного» и «коллективного бессознательного» характеризует еще такими аргументами: как «коллективное бессознательное при нормальных условиях не поддается осознанию, оно есть то, что мы унаследовали «с прадревних времен в виде определенной формы мнемонических образов или, выражаясь анатомически, в структуре головного мозга (выделено нами как акцентуация на применение здесь и субстратного подхода). Вычленим и слова «не поддается осознанию». Какому?

Традиционному — индивидуальному, личностному.

Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы.

" Выражением архетипов являются мифы, сказки, символы. Изучив их происхождение, их содержание, их связь с настоящим временем, их психологическое проникновение в психику современных индивидов, личностей, мы познаем феномен коллективного (социального бессознательного). Получается, действительно, что специфика объекта исследования требует специфической методологии и своих методик получения эмпирического материала об этом объекте. Архетип как «прообраз» является, по Юнгу, «итогом огромного типического опыта бесчисленного ряда предков: это, так сказать, психический остаток бесчисленных переживаний одного и того же типа. Усреднено отображая миллионы индивидуальных переживаний, они дают таким путем единый образ психической жизни…». Чем вам не наглядная демонстрация применения диалектики единичного и общего? Или «принципа иерархического персонализма» .

В развитии этого положения подчеркнем, что субстратно вырастая из «личностного бессознательного», оформляясь в архетипическое содержание, «коллективное бессознательное» впоследствии (для новых поколений индивидов) оказывает воздействие на формирование первого, т. е. каждого индивидуального бессознательного в процессе социализации.

И здесь же заметим, что К. Юнгом решается проблема «типического». Это к вопросу о возможности изучения «коллективного бессознательного». К. Юнг, можно сказать, является методологом в разработке «психологических типов, чем мы ниже также воспользуемся, но под своим углом зрения.

И, наконец, пожалуй, о самом главном в философском основании психоанализа, как общего, так и социального, т. е. о единице, «кирпичике» психоаналитической теории. Только отсюда, на наш взгляд, представляется далее возможным определение объекта и предмета социального психоанализа.

Данная проблема разрабатывается рядом наших философов. Так Н. С. Автономова при обосновании специфики «психоаналитического объекта» справедливо отмечает, что «бессознательным в психоанализе зачастую называют совершенно различные инстанции, не образующие единого предмета» и «неустранимые противоречия». Часто в теории «бессознательного и в теории психоанализа» исходят из «противоречия в самом исходном кирпичике всей конструкции — в психоаналитическом факте» .

Автономова Н.С. выделяет три критерия, считая что бессознательное строится «на трех сценах»: 1) начало кристаллизации факта («первая сцена» и «первое вытеснение») — это, например, сильное переживание детства; 2) подкрепление задним числом (непрерывности между «сценами» нет, события разделяют долгие годы, нет импульса — раздражителя); 3) «заготовка» Данный аспект этой проблемы рассматривается в работе Бориса Егорова становится настоящим фактом, если он представляет в ясности понимания и осознания и, вследствие этого, может прекратить свое травмирующее воздействие. Прошлый факт становится травмой в будущем, но перестает быть ею в еще более отдаленном будущем (например, отечественная войнаВ.П.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р.Ф. Философия информационной цивилизации. — М., 1994.
  2. Н.С. К спорам о научности психонализа // Вопр.филос. — 1991. — № 4.
  3. Л.С. Собр.соч. Т.1.
  4. Гроф Станислав. За пределами мозга. М.: Изд-во Трансперсонального института, 1993
  5. Зигмунд Фрейд. Психоанализ и русская мысль. — М.: Республика, 1994.
  6. А.И. Психология духовности. — М.: Изд-во рансперсонального института, 1996.
  7. В.П. От классической к органической психологии // Вопр. психологии. — 1996. — N5.
  8. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М., 1995.
  9. И.А. Собрание сочинений в десяти томах. Т.6. Кн.1. — М.:Русская книга, 1996.
  10. Э. Психоанализ и искусство. — М.: Ваклер, 1996
  11. В.В., Дрогалина Ж. А. Реальность нереального. — М.: Мир идей, 1995.
  12. В.Д. Социально-психологические законы и формирование имиджа госслужбы. — М.: РАГС, 1996.
  13. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. — М.: Наука, 1987.
  14. С.Л. Предмет знания. Душа человека. — Спб.: Наука, 1995. -
  15. Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992.
  16. Юнг К. Проблемы души нашего времени. — М.: Прогресс, 1993
  17. Юнг. К. Феномен духа в искусстве и науке // Собр.соч. Т.15 — М.: Ренесанс, 1992; Юнг К. Г.,
  18. Юнг. К. Архетип и символ. — М.: Ренесанс, 1991.
  19. Юнг К. Психологические типы. — Спб. Ювента, Прогресс-Универс, 1995.
  20. М.Г. Л.Выготский в поисках новой психологии. — Спб, 1993.
Заполнить форму текущей работой