Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогические условия формирования готовности студентов к преодолению суеверий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Формирование отношения к суеверию с позиции ценностных ориентаций: функциональные характеристики ценностного отношения к суеверию — создания системы ориентиров в мире (Б.С. Братусь), ценностно-смысловой ориентации (А.Н. Леонтьев), ответственности за смысложизненную ориентацию (P.JI. Лившиц), влияния жизненных ориентиров на духовный рост (Б.В. Ничипоров), построения временных ориентиров (3. Фрейд… Читать ещё >

Содержание

  • глава i. преодоление суеверия как психолого-педагогическая проблема
    • 1. 1. Понятие «суеверие»
    • 1. 2. Структура сознания личности и суеверие
    • 1. 3. Формы проявления суеверий
    • 1. 4. Формирование готовности студентов к преодолению суеверий
    • 1. 5. Психолого-педагогические условия формирования готовности к преодолению суеверий в аспекте проблемы исследования
  • глава ii. организация и методы опытно-экспериментальной работы
    • 11. 1. Этапы и методы исследования
    • 11. 2. Характеристика выборки
  • И.З. Организация формирующего эксперимента
    • II. 4. Критерии формирования готовности студентов к преодолению суеверий
  • глава iii. опытно-экспериментальное исследование психолого-педагогических условий формирования готовности студентов к преодолению суеверий
    • III. 1. Организация опытно-экспериментального исследования по формированию готовности студентов к преодолению суеверии
    • 111. 2. Формирование отношения к суеверию с позиции ценностных д^ ориентаций у студентов
    • 111. 3. Снижение уровня тревожности у студентов
    • 111. 4. Снижение уровня внутриличностной конфликтности у студентов
    • 111. 5. Формирование позитивного отношения к миру, к себе, к людям у студентов
    • 111. 6. Обсуждение результатов исследования

Психолого-педагогические условия формирования готовности студентов к преодолению суеверий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Последние десятилетия в молодежной субкультуре наблюдается тенденция негативных социальных идеалов, ценностей и ожиданий, обусловленных тем, что культурное пространство нередко воспринимается новым поколением как досуг и развлечение, а не труд (духовный, нравственный, интеллектуальный, физический). Низкий уровень культуры, переживание внут-риличностного конфликта, высокая тревожность, неустойчивость жизненных ориентиров, недостаточное развитие коммуникативных способностей, навыков саморегуляции приводит к стрессам, нервно-психическим нарушениям, что является причиной прогрессирующей невротизации подрастающего поколения. В настоящее время около 2,5 миллионов наших сограждан состоят в 5000 различных организациях нетрадиционной культовой направленности с последующей психологической зависимостью, обращение к которым дает лишь временное обретение сил (И.П. Пронин). Подверженность психологической зависимости, манипуляция сознанием приводит к суевериям. Реальная же жизнь непредсказуема, в ней есть множество законов, принципов и правил: знание своего прошлого, традиционных конфессий, ценностей отечественной культуры, физический труд, любовь к природе, Родине, культуре, близким. Культурное пространство, в котором формируется молодое поколение, опираясь на исторический опыт, должно быть представлено примерами, помогающими находить выход из трудных жизненных ситуаций.

Суеверия отражаются в субкультуре общества (обычаи, обряды, верования) и проявляются в формах суеверий (поверья, магия, астрология, псевдодуховные учения) в виде язычества, западных деструктивных псевдодуховных учений, групп и т. д. (В.И. Даль, И. А. Ильин, А. А. Скородумов, С. Хассен). Суеверие охватывает ценности, отношения, тревожность, внут-риличностную конфликтность (Н.Н. Дробнина, И. П. Пронин, Д.Н. Узнадзе). Вопросы, связанные с определением подходов, методов и технологий формирования готовности студентов к преодолению суеверий в процессе обучения в вузе, не были предметом специального исследования.

Потребность восполнить указанный пробел в научном знании определяет актуальность исследования, которая еще более подчеркивается существующим противоречием между острой необходимостью преодоления суеверий у студентов и стихийным применением технологий и методов формирования готовности самих студентов противостоять поверьям, магии, астрологии, псевдодуховным учениям и др.

Стремление найти пути разрешения указанного выше противоречия и определило выбор проблемы данного исследования. В теоретическом планеэто обоснование процесса формирования готовности студентов к преодолению суеверийв практическом — это определение психолого-педагогических условий, соблюдение которых способствует формированию готовности студентов к преодолению суеверий.

Объект исследования — проявление суеверий у студентов.

Предмет исследования — психолого-педагогические условия формирования готовности студентов к преодолению суеверий.

Цель исследованиятеоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия формирования готовности студентов к преодолению суеверий.

Гипотеза исследования. Если готовность студентов к преодолению суеверий есть единство и взаимосвязь таких компонентов, как когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий, то обеспечением формирования готовности студентов к преодолению суеверий являются специально организованные в ходе обучения психолого-педагогические условия.

Успешному формированию готовности студентов к преодолению суеверий способствуют следующие психолого-педагогические условия:

— приобщение студентов к ценностям, которое предполагает формирование отношения к суеверию с позиции ценностных ориентаций, развитие у них способности к выбору ценностей традиционной отечественной культуры, духовных ценностей;

— стимулирование студентов к личностному развитию и осознанию того, что снижение уровня тревожности за счет обращения к суеверию дает только временный эффект эмоционального благополучия;

— освоение студентами ценностно-смысловых противоречий на уровне соотношения «ценности» и «доступности» и последующее их осмысление в процессе обучения приводит к снижению уровня внутриличностной конфликтности;

— целенаправленное включение студентов в различные жизненные сферы отношений с последующим формированием позитивного отношения к миру, к людям, к себе достигается в процессе обучения эффективным приемам диалогического общения и стимулирования к самоактуализации.

Задачи исследования:

1) уточнить содержание понятия «суеверие»;

2) выявить формы проявления суеверий в период студенчества;

3) уточнить содержание понятия «готовность студентов к преодолению суеверий»;

4) обосновать содержание процесса формирования готовности студентов к преодолению суеверий;

5) выявить результативность экспериментальной работы по формированию готовности студентов к преодолению суеверий.

Новизна исследования:

— уточнено содержание понятия «суеверие» (суеверие — сложное смысловое образование личности, которое определяется субъективной направленностью в системе личностного развития и характеризуется верой в поверья, магию, астрологию, псевдодуховные учения и др.);

— выявлены формы проявления суеверий у студентов (неправильное отношение к различным формам суеверий приводит к психологической зависимости от поверий, магии, астрологии, псевдодуховных учений и др., к особому, духовному, психическому состоянию человека, существенно меняющему его мироощущение, функционирование и восприятие реальности);

— уточнено содержание понятия «готовность студентов к преодолению суеверий» — это сложное, динамически развивающееся целостное образование, которое проявляется в единстве когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов, наличие и степень сформирован-ности которых обеспечивают преодоление суеверий у студентов. Содержание каждого компонента включает знания, умения и качества личности. Формирование готовности студентов к преодолению суеверий будет успешным в рамках специально разработанного спецкурса «Проблема преодоления суеверий», который характеризуется единством структурных (цель, родержа-ние, формы и методы подготовки) и функциональных составляющих (когнитивный, эмоционально-оценочный, поведенческий компоненты);

— определены подходы к формированию готовности студентов к преодолению суеверий (культурно-исторический, системный, личностно-деятельностный);

— обосновано содержание процесса формирования готовности студентов к преодолению суеверий (содержание процесса формирования готовности студентов к преодолению суеверий, раскрываемое в особом методологическом ракурсе — сквозь призму категории «суеверие», обусловлено содержанием явления «преодоления зависимости от форм суеверий" — оно (содержание) усваивается студентами в процессе осознания психологической зависимости от форм суеверий с позиции ценностных ориентаций, истинных ценностей традиционной отечественной культуры, позитивного отношения к миру, к людям, к себе, снижения уровня внутриличностной конфликтности, тревожности);

— определены и экспериментально проверены психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование готовности студентов к преодолению суеверий, к ним относятся: формирование отношения к суеверию с позиции ценностных ориентацийснижение уровня тревожностиснижение уровня внутриличностной конфликтностиформирование позитивного отношения к миру, к людям, к себе.

Теоретическая значимость исследования. Результаты исследования позволяют конкретизировать подходы к формированию готовности студентов к преодолению суеверийоткрывают возможности для повышения теоретического уровня преподавания различных учебных дисциплин в той части, которая относится к развитию представлений о формах проявления суеверий и об отрицательном их воздействии на личностьобосновывают содержание процесса формирования готовности студентов к преодолению суеверий, способствуют разработке методов и технологий, снижающих зависимость от различных форм суеверия.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно направлено на повышение теоретического уровня преподавания психолого-педагогических дисциплин, совершенствование педагогического взаимодействия, в процессе которого студенты осознают причины зависимости от суеверийв определении методов, и методик выявления суеверий у студентовв разработке и внедрении спецкурса для студентов по проблеме формирования их готовности к преодолению суеверий, способствующего повышению уровня теоретической и практической подготовки по специальности «Педагог-психолог».

Методологическую основу исследования составляют ведущие принципы культурно-исторического, системного и личностно-деятельностного подходовсовременные психологические и педагогические теории и концепции, рассматривающие приобщение внутреннего мира личности к высшим ценностям, к истинным ценностям традиционной отечественной культуры.

Источниками исследования являются фундаментальные положения о сознании человека и его структуре (Б.Г. Ананьев, Г. В. Акопов, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев,.

A.В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, А. А. Ухтомский, Т. А. Флоренская и др.).

Существенное значение в концептуальном плане имеют:

— положения о сущности и содержании явления суеверия (А.А. Гулеев,.

B.И. Даль, Н. Н. Дробнина, В. А. Мезенцев, Р. Л. Лившиц, И. П. Пронин, А. А. Скородумов, А. В. Сухарев, М. И. Шахнович, С. Ф. Франк, С. Хассен др.);

— положения о сущности и содержании культурно-исторического подхода к образованию и обучению (Е.И. Артамонова, Л. С. Выготский,.

A.Н. Леонтьев, В. Н. Мясищев, О. С. Барило, А. А. Вербицкий, В. П. Зинченко,.

B.В. Зеньковский, И. А. Зимняя, Д. Ю. Соколов, П. А. Сорокин, М.С. Каган);

— системный подход к изучению явлений окружающей действительности (В.Г. Афанасьев, Ю. К. Бабанский, И. В. Брауберг, В. И. Долгова, Б. Ф. Ломов, В. М. Минияров, B.C. Мерлин, В. Н. Садовский, Ю. П. Сокольников, Ю. Г. Юдин и др.);

— теории и концепции ценностного сознания (Р.Г. Апресян, А.С. Ар-сеньев, О. М. Бакурадзе, Б. С. Братусь, В. А. Блюмкин, В. В. Знаков, Н. Д. Зотов, И. Л. Зеленкова, Л. В. Вершинина, В. П. Выжлецов, М. С. Каган, В.П. Кобля-ков, А. В. Разин, В. Н. Сагатовский, М. Б. Туровский, Д. Н. Узнадзе и др.);

— положения о целостной природе человека во всей полноте его физических, психических и духовных проявлений (М.М. Бахтин, Н. А. Бердяев, В.Ф. Войно-Ясенецкий, В. В. Зеньковский, B.C. Соловьев, Б. В. Ничипоров, И. А. Ильин, B.C. Лосский, А. А. Ухтомский, Л. Ф. Шеховцова, С.Ф. Франк);

— положения теории личности, деятельности и общения (К.А. Абульха-нова-Славская, Т. А. Ахрямкина, А. Г. Бусыгин, Г. И. Виноградова, Д. В. Грешнев, М. Д. Горев, A.M. Прихожан, М. Д. Пугач, Т. Н. Руднева, В. В. Столин, Ю. А. Ханин, Е. Б. Фанталова, Н. Н. Ярушкин, Ч. Д. Спилберг, Э. Шостром);

— современные концепции гуманизации образования (B.C. Библер, В. П. Бездухов, В. И. Гусаров, Ю. Н. Кулюткин, В. А. Сластенин и др.).

Организация и этапы исследования. Работа выполнена на базе факультета психологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Челябинский государственный педагогический университет» (ГОУ ВПО «ЧГПУ»), исследование проводилось в несколько этапов.

1 этап (2000;2001 гг.): определение гипотезы, методологии и методов исследования, обоснование его программы, разработка методики и проведение констатирующего эксперимента.

2 этап (2002;2003 гг.): разработка и реализация содержания процесса формирования готовности студентов к преодолению суеверий.

3 этап (2004 г.): выявление уровня отношения к суеверию с позиции ценностных ориентаций, внутриличностных конфликтов, тревожности, позитивного поведенческого отношения к миру, к людям, к себеоформление результатов исследования.

Методы исследования. Теоретический анализ и обобщение положений философской, психологической, педагогической науки по проблеме преодоления суеверий и соответствующих психолого-педагогических условий, влияющих на ее развитиенаблюдение, сравнительный анализметодики (анкетный опрос, опросники CAT, «Шкала самооценки», «Свободный выбор ценностей», «Уровень соотношения ценности и доступности», контент-анализ сочинений «Как я отношусь к суевериям», «Как я отношусь к людям», «Как я отношусь к себе») — экспериментальные методы (констатирующий и формирующий эксперименты) — математико-статистические методы (вычисление коэффициентов ранговой корреляции Спирмена, t-критерия Стьюден-та, U-критерия Манна-Уитни, критерия (^*) углового преобразования Фишера, проведение однофакторного дисперсионного анализа для независимых выборок), использовались программы SPSS 12.0, Microsoft Excel и др.

Достоверность результатов исследования обеспечивается исходными методологическими позициями, применением апробированного инструментария, репрезентативностью выборок, взаимопроверкой данных, экспериментальной проверкой разработанных предложений и рекомендаций, ротационным по методу (3 этапа) и пролонгированным во времени (4 года) экспериментом.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования обсуждены на методологических семинарах и заседаниях кафедры теоретической и прикладной психологии ГОУ ВПО «ЧГПУ" — научно-методических конференциях международного, российского и регионального уровней в 2001;2004 гг. Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе информационно-обучающих мероприятий ГОУ ВПО «ЧГПУ».

Положения, выносимые на защиту:

1. Одной из задач современного образования является ориентация студентов на развитие зрелой личности с устойчивыми жизненными ориентирами. Современному обществу требуются такие специалисты педагоги-психологи, которые на фоне появившихся тенденций проникновения оккультных и религиозных деструктивных новообразований в область образования (увлечение поверьями, магией, астрологией, псевдодуховными учениями и др.) ориентированы на противостояние технологиям манипулирования сознанием. Однако существуют противоречия между уровнем готовности студентов к преодолению суеверий и реализацией тех психолого-педагогических условий, соблюдение которых способствует формированию исследуемой готовности. Одним из способов разрешения названых противоречий является организация взаимодействия преподаватель<-«студент, сту-дент<-*студент в процессе спецкурса «Проблема преодоления суеверий», который дает возможность раскрыть сущность понятия «суеверие» как сложного смыслового образования личности, определяющегося субъективной направленностью в системе личностного развития и характеризующегося верой в поверья, магию, астрологию, псевдодуховные учения и др.- осознать неправильное отношение к различным формам суеверия, которое приводит к психологической зависимости (особому духовному, психическому состоянию человека, существенно меняющему его мироощущение, функционирование и восприятие реальности).

2. Положение о необходимости формирования готовности студентов к преодолению суеверий не может основываться только на утверждении о том, что студенты в силу получения разносторонней противоречивой информации о суеверии способны осуществлять выбор в пользу отказа обращения к различным формам суеверия. Требуется создание таких условий в учебном процессе, которые проявляются в единстве когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов. Наличие и степень сформирован-ности каждого из названных компонентов приводит в соответствие не только восприятие суеверия с действием в конкретных ситуациях, но и отношение к суеверию с позиции ценностных ориентации, позитивного отношения к миру, к людям, к себе, способствует снижению уровня тревожности, внутри-личностной конфликтности, что обеспечивает успешное осуществление преодоления суеверий.

3. Стратегия деятельности преподавателя вуза по формированию готовности студентов к преодолению суеверий в рамках специально разработанного спецкурса, который характеризуется единством структурных (цель, содержание, формы и методы) и функциональных составляющих (когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты), становится более эффективной в процессе стимулирования личностного развития студентов и понимания того, что снижение уровня тревожности за счет обращения к различным формам суеверия дает лишь временный эффект эмоционального благополучия, когда происходит освоение студентами ценностно-смысловых противоречий на уровне соотношения «ценности» и «доступности», с поиском выхода из внутриличностного конфликта, когда осуществляется целенаправленное формирование у студентов позитивного отношения к миру, к людям, к себе и формирование отношения к суеверию с позиции ценностных ориентаций. Важно, чтобы в процессе организации психолого-педагогического взаимодействия будущие педагоги-психологи осознали возможные изменения структуры личности при обращении к различным формам суеверия.

I. ПРЕОДОЛЕНИЕ СУЕВЕРИЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 3.

В ходе формирующего эксперимента полученные данные подтвердили гипотезу настоящего исследования о том, что формирование готовности студентов к преодолению суеверий будет успешным, если обеспечить влияние психолого-педагогических условий: формирование отношения к суеверию с позиции ценностных ориентацийснижение уровня тревожностиснижение уровня внутриличностного конфликтаформирование позитивного отношения к миру, к людям, к себе.

Результаты формирующего эксперимента в ЭГ по первому условию «формирование отношения к суеверию с позиции ценностных ориентаций» выявляют увеличение показателей по функциональным характеристикам ценностного отношения к суеверию. Достоверностью различий исследуемых функций: 1). р0, 05- 2). р0, 01- 3). р0, 05- у студентов в КГ достоверных различий не обнаружена р0, 05. Достоверность различий проверялась с помощью метода «Критерий <р * - угловое преобразование Фишера». Исследование приоритетности духовных ценностей у студентов ЭГ показало, что после формирующего взаимодействия первые места стали чаще (на 20%) за.

156 нимать духовные ценности. В область приоритетных ценностей студентов КГ духовные ценности попадали значительно реже (-3%).

Исследование влияния зависимости от форм суеверий показало преодоление суеверий у студентов в ЭГ, у студентов в КГ увеличение зависимости от форм суеверий. Достоверность различий проверялась по U-критерию Манна-Уитни, где в ЭГ составляет (р0, 05), тогда как достоверности различий в КГ (р0, 05) не обнаружено. Произошли значительные изменения в иерархии «отношение к суевериям». Достоверность результатов проверялось с помощью методов математической обработки SPSS 12.0 по однофакторному дисперсионному анализу, и t-критерию Стьюдента. В ЭГ результат р0, 01, р0, 05, в КГ достоверных различий не обнаружено р0, 05.

По первому условию в ходе спецкурса применялись технологии, в несколько этапов: ориентировочныйвыбор ценностей, установок студентов, с учетом перераспределения ответственностирешение индивидуальных проблемсопровождение студентов на этапе личностного развития, выработка отношения к суеверию с позиции ценностных ориентаций, устойчивых жизненных ориентиров, ценностей духовной культуры.

Второе психолого-педагогическое условие — снижение уровня тревожности у студентов способствовало успешному формированию готовности студентов к преодолению суеверий. Желание снизить тревожность за счет обращения к формам суеверий дает временный эффект благополучия. Результат формирующего эксперимента в ЭГ показал разницу на 15% (TP), далее в КГ уровень тревожности уменьшился с разницей в 3%. Достоверность различий проверялась с помощью методов: «критерий <р *- угловое преобразование Фишера», которое подтвердило достоверность в ЭГ р0, 01, в КГ достоверность результата не обнаруженапо F-однофакторному дисперсионному анализу, где у студентов в ЭГ (р0, 01), у студентов в КГ (р>0,05), достоверность различий не обнаружено. По второму условию в ходе спецкурса применялись направления работы: выявление иерархии тревогогенных ситуацийопределение причин возникновения данных эпизодов в жизниобучение навыку анализа тревожных ситуацийвыработка оптимальной стратегии поведения.

Третьим психолого-педагогическим условием в эксперименте является снижение уровня «внутриличностной конфликтности». Достоверность раз.

157 линий проверялась с помощью метода «критерий (р *- угловое преобразование Фишера», которое подтвердило достоверность различий в ЭГ в показателях внутриличностного конфликта второй и третьей сферы, где р0, 05, тогда как в КГ достоверность различий не обнаружено. По третьему условию в ходе спецкурса применялись методы в несколько этапов: выявление внутриличностного конфликта в различных жизненных сферахопределение причин возникновения внутриличностного конфликта с последующим обучением навыку его анализавыработка оптимальной стратегии поведения.

Четвертым условием исследуется «формирование позитивного отношения к миру, к людям, к себе».

Достоверность различий определялась с помощью метода матстатистики «Критерий <р* - угловое преобразование Фишера». В ЭГ достоверность различий обнаружена по показателю позитивного отношения к миру р0, 05, по другим показателям не обнаружено, в КГ по всем показателям (р>0,05). Результаты сравнительного анализа по Стьюденту (t-критерию) в ЭГ и КГ по показателям: позитивное отношение к миру в двух группах (р0, 05) — позитивное отношение к людям — достоверность различий не обнаруженапозитивное отношение к себе в ЭГ (р0, 01), в КГ (р0, 05). По четвертому условию в ходе спецкурса определены направления работы: разъяснение и интерпретация фактов проявления суеверий в современном мире, рассмотрение их в системе отношенийобучение эффективным приемам общения, диалог в системе отношений «Я-ТЫ», «Я-ОНИ" — самосознание, рациональное осмысление событий жизненного опыта.

Полученные данные позволяют утверждать, что произошло значительные снижение показателей зависимости от суеверий у студентов в ЭГ. Смещение акцента в сторону личностного (духовного) развития привело к снижению интереса к суевериям, к осознанию отказа поиска информации об астрологических прогнозах, вреда обращения к магии, приобщения к поверьям (приметам), псевдодуховным учениям.

В целом полученные результаты апробации методик, технологий по формированию готовности студентов к преодолению суеверий подтверждают предположение о том, что влияние психолого-педагогических условий способствует преодолению зависимости от форм суеверий, тем самым, повышая уровень личностного развития студентов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Данное научное исследование направлено на выявление психолого-педагогических условий формирования готовности студентов к преодолению суеверий. Эта гипотеза требовала решения нескольких задач. Теоретическое исследование научного материала позволило определиться в основных понятиях данной проблемы, которые направляют дальнейший ход экспериментальной работы. Избранный в качестве методической основы исследования системный подход позволил интегрировать различные философские, социологические, педагогические, психологические концепции.

Суеверие — сложное смысловое образование личности, которое определяется субъективной направленностью в системе личностного развития и характеризуется верой в поверья, магию, астрологию, псевдодуховные учения и др. Суеверие приводит к изменению целостной природы личности (И.А. Ильин), неустойчивости эмоционально-чувственных состояний, повышенной внушаемости, тревожности (Н.А. Бердяев, С. Хассен), внутриличностной конфликтности (А.А. Гулеев, Н.Н. Дробнина), отгороженности от мира при внешней соединенности с ним, «закрытости», негативному отношению к миру, к людям, к себе (М.М. Бахтин, С.Л. Франк).

Неправильное отношение к различным формам суеверий приводит к психологической зависимости от поверий, магии, астрологии, псевдодуховных учений и др., к особому, духовному, психическому состоянию человека, существенно меняющему его мироощущение, функционирование и восприятие реальности. Преодоление суеверия происходит на основе оценки значимости ценностных ориентаций, обретения ценностей, которые из «знаемого» значения смысловых образований переходят в «принятое» содержание, что способствует превращению этого содержания в содержание собственного сознания.

Основными компонентами суеверия являются когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий.

Суеверие проявляется на трех уровнях: духовно-мистическом (знания на основе верований), душевно-чувственном (знания на основе чувств и умозаключений) и телесно-рефлексивном (знания на основе действий и поступков).

Суеверие проявляется в различных формах (поверья, магия, астрология, псевдодуховные учения).

Основные формы суеверия:

• поверье — ложное, неопределенное верование в причину и следствие, где нет никакой связи, укоренившееся в народе мнение, понятие без разумного отчета в его основательности, относится преимущественно к предостерегательным правилам, т. е. к приметам (В.И. Даль, М.И. Шахнович);

• магия — колдовство, совокупность обрядов, гадание, предсказания, связанные с верой в способность человека воздействовать на окружающий мир посредством черной и белой магии, которая ищет сверхчеловеческую силу и власть от темных сил (Д.А. Авдеев, И. А. Ильин, С. Филимонов);

• астрология — выводы, построенные на внушении и страхе о влиянии космических процессов и тел на земную жизнь, поведение и личность человека (JI.3. Левит, В. А. Мезенцев, Р. Л. Лившиц, И.М. Акулин);

• вера в неопознанные летающие объекты (НЛО) — иллюзорное восприятие реальности, свойственное внушаемым людям, обладающим богатым воображением;

• псевдодуховные учения — освоение псевдодуховного опыта, основывающегося на оккультно-мистических позициях, на приемах манипуляции сознанием («псевдо» имеет смысл в «ложности» на всех уровнях развития личности, включая субъективную и объективную оценку действительности), (Е.Л. Доценко, И. А. Галицкая, И. П. Пронин, А. А. Скородумов, С. Хассен).

Готовность студентов к преодолению суеверий — это сложное, динамически развивающееся целостное образование, которое проявляется в единстве когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов, наличие и степень сформированности которых обеспечивают осуществление преодоления суеверий.

Содержание каждого компонента составляют знания, умения и качества личности:

— когнитивный компонент составляют знания о формах и причинах суеверий, знания и умения, позволяющие преодолевать суеверия, умение определять элементы суеверий с позиции ценностных ориентаций;

— эмоционально-оценочный компонент характеризуется совокупностью знаний, умений и отношений позволяющих осуществлять анализ, рефлексию, оценку суеверий;

— поведенческий компонент предполагает освоение и проявление практических действий от обращения к суеверию.

Психолого-педагогические условия формирования готовности студентов к преодолению суеверий:

1. Формирование отношения к суеверию с позиции ценностных ориентаций: функциональные характеристики ценностного отношения к суеверию — создания системы ориентиров в мире (Б.С. Братусь), ценностно-смысловой ориентации (А.Н. Леонтьев), ответственности за смысложизненную ориентацию (P.JI. Лившиц), влияния жизненных ориентиров на духовный рост (Б.В. Ничипоров), построения временных ориентиров (3. Фрейд, С.Н. Булгаков), устойчивых жизненных ориентиров, с помощью установок, субъективных ценностей (Д.Н. Узнадзе), личностной ориентации (Э. Шостром), генетически предопределяемой программы жизнедеятельности, привязки к специфической экологической нише (С. Хассен), создания системы ориентиров (Э. Фромм) — духовные ценности — как «ценностного содержания сознания», которое через иерархическую структуру выявляет динамику проявления духовных ценностей в сознании (Б.С. Братусь, В. А. Сластенин, И. А. Ильин, А. Маслоу, Т.А. Флоренская) — этнические знания, нравственные убеждения, жить с моральными нормами, жить для других на основе реализации своих способностей (Е. И. Артамонова), культура развития, культурные знаки (Л.С. Выготский, В. В. Давыдов, В.П. Зинченко), активное полагание в мире духовной культуры (А.А. Вербицкий, П.Г. Щедровский), культурное единство (П.А. Сорокин), устойчивая форма передачи информации в культуре посредством сказки (Д.Ю. Соколов), объединение, общение, соборность (В.В. Зеньковский), культурно-исторические и эндопедагогические ценности населяющего народа (О.С. Барило), идеальный комплекс норм, которые противостоят субъекту как заданность и требование (В. Собчиков) — снижение зависимости от форм суеверий — поверья (приметы) (В .И. Даль, М.И. Шанхович), магия (Д.А. Авдеев, А. Берестов И. Куликов, И.Я. Медведева), астрология (Л.З. Левит, И.А. Ильин), НЛО (В.И. Вейник), псевдодуховные учения (И.А. Галицкая, И. В. Метлик, И. П. Пронин, Ю. П. Полищук, А. А. Скородумов, С. Хассен).

2. Снижение уровня тревожности — негативного по окраске эмоционального состояния, напряжения, беспокойства, нервозности связанного с внешней ситуацией, воображаемой опасностью (Ч.Д. Спилберг, Ю.А. Ханин), снижение проявления в поведении: напряженность — тревожность — страх — стресс — невроз" (В.А. Астанов, А. Е. Личко, Н. В. Мясищев, Ф. Б. Бе-резин), снижение дефицита знаний о себе, излишнего напряжения, неуверенности в своих силах (А.Ю. Прихожан), осознание влияния социально-экономического кризиса (И.Ю. Райкова), смысла в ситуации (Ф. Перлз), осознание псевдорелигиозного страха, тревоги (И.А. Ильин).

3. Снижение уровня внутриличностной конфликтности — посредством поляризации позиций личности, свидетельствующей о борьбе смысловых образований (Д.В. Гришнев), снижения уровня соотношения «ценности» и «доступности» (Е.Б. Фанталова), снижения противоречий Я-реального и Я-идеального (Б.С. Братусь, Ю. М. Орлов, B.C. Мерлин, Э. Берн), решения духовных кризисов (В. Франкл, Р. Ассаджиоли), от низшего «Я» к высшему «Я» (С.Л. Франк), принятия ценностей самоактуализации (А. Маслоу).

4. Формирование позитивного отношения: к миру — познание смысла бытия, жизни (В.Н. Мясищев, С. Л. Рубенштейн, Н. В. Клюева, А. Н. Леонтьев, Б.С. Ничипоров) — к людям — доминанта на собеседника (А.А. Ухтомский), жить и действовать для других (М.М. Бахтин) — к себе — осмысление назначение своей жизни, развитие умение справиться с трудными ситуациями (Э. Шостром, B.C. Соловьев, П. Т. Долгова, В. М. Минияров, И.А. Зимняя).

В процессе пилотажного эксперимента (N=373 человека) выяснилось, что психологическую зависимость от различных суеверий испытывают абсолютное большинство опрошенных студентов (81−96%) — при этом имеют высокий уровень тревожности (30%) — внутриличностной конфликтности в жизненных сферах (18−30%) — негативное отношение к миру, к людям, к себе (19−48%).

Результаты констатирующего эксперимента в экспериментальной (ЭГ, N=90) и контрольной (КГ, N=90) группах подтвердили результаты пилотажного исследования, общая разница по всем показателям расположилась в диапазоне от 1 до 10%. Выборки обеих групп формировались по собственному желанию самих студентов.

Психолого-педагогическое формирующее взаимодействие проходило в виде спецкурса «Проблема преодоления суеверий», рассчитанного на 36 часов. Комплекс методик и технологий, применяемых в контексте спецкурса, был сгруппирован по их влиянию на основные компоненты готовности к преодолению суеверий следующим образом:

•когнитивный (информирование, рефлексия, сказкотерапия, позитивная психотерапия, работа с иррациональными установками, положительный пример духовных подвижников отечественной культуры);

• эмоционально-оценочный (гештальт-терапия, трансакционный анализ, парадоксальные приемы, катарсис, переоценка значимых событий, развитие творческого мышления);

• поведенческий (диалогическое общение, информационный диалог, оценка негативных реакций и переход в позитивные поведенческие реакции, выработка определенной стратегии поведения, конгруэнтное поведение с помощью анализа «поведенческих стоек» (В. Сатир), моделирование ситуаций противодействия манипуляционному влиянию, ролевые, деловые игры).

На основе разработанной теоретической модели проблемы формирования готовности студентов к преодолению суеверий были выражены позитивные изменения в личностном развитии студентов, которые представлены в системе критериев. Установлено, что формирование готовности студентов к преодолению суеверий предполагает интеграцию психолого-педагогических знаний в практическую деятельность будущего педагога-психолога. В ходе формирующего эксперимента у студентов экспериментальной группы повысился уровень готовности к преодолению суеверий, активизировался интерес к познанию окружающего мира, людей, себя, снизился уровень тревожности, внутриличностной конфликтности, сформировалось ценностное отношение к преодолению суеверий.

С учетом результатов, полученных и проверенных на разных этапах исследования, представлены следующие выводы:

1. Понятие «суеверие» представляет собой сложное смысловое образование личности, которое определяется субъективной направленностью в системе личностного развития и характеризуется верой в поверья, магию, астро.

163 логию, псевдодуховные учения и др. Стихийное понимание различных форм суеверия приводит к психологической зависимости (особому духовному, психическому состоянию человека, существенно меняющему мироощущение, функционирование и восприятие реальности), несформированному отношению к суеверию с позиции ценностных ориентаций, негативному отношению к миру, к людям, к себе, повышенной тревожности, внутриличностной конфликтности.

2. Установлено, что готовность студентов к преодолению суеверий приводит в соответствие восприятие суеверий с действием в конкретной ситуации. Система критериев формирования готовности студентов к преодолению суеверий состоит из когнитивного компонента (преодоление зависимости от различных форм суеверия: поверья, магии, астрологии, псевдодуховных учений и др.) — эмоционально-оценочного компонента (принятие окружающего мира, самоприятие, принятие других, гибкое (нетревожное) эмоциональное реагирование) — поведенческого компонента (ценностно-смысловые поведенческие отношения, гибкость в общении, креативное поведение, автономность).

3. Содержание процесса формирования готовности студентов к преодолению суеверий, раскрываемое в особом методологическом ракурсесквозь призму категории «суеверие», обусловлено содержанием явления «преодоление зависимости от форм суеверий" — оно (содержание) усваивается студентами в процессе осознания причин психологической зависимости от различных форм суеверий в процессе формирования отношения к суеверию с позиции ценностных ориентаций, истинных ценностей традиционной отечественной культуры, позитивного отношения к миру, к людям, к себе, снижения уровня внутриличностной конфликтности, тревожности.

4. Психолого-педагогические условия, соблюдение которых позволяет формировать готовность студентов к преодолению суеверий, представлены следующими положениями: формирование отношения к суеверию с позиции ценностных ориентацийснижение уровня тревожностиснижение уровня внутриличностной конфликтностиформирование позитивного отношения к миру, к людям, к себе.

5. В процессе формирующего взаимодействия произошла существенная переоценка ценностей, актуализировался выбор ценностей традиционной отечественной культуры, произошло снижение уровня тревожности, внутриличностной конфликтности, изменение отношения к миру, к людям, к себе. Как следствие, наблюдались не только позитивные изменения когнитивного, эмоционально-оценочного, поведенческого компонентов исследуемой готовности, но и произошло осознание студентами того, что они сами могут активно противостоять психологической зависимости от «оккультного поражения».

Перспективы проведенного исследования связаны с дальнейшей разработкой вопросов формирования готовности к преодолению суеверий у дошкольников, школьников, их родителей и воспитателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практическая психология. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998.-365 с.
  2. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е. В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психологический журнал. 2001-№ 5.-Т. 22.-С. 38−47.
  3. Д.А., Неверович В. И. Наука о душевном здоровье. М.: Наука, 2001.-С. 192−193- 224−234.
  4. Г. В. Проблема сознания в психологии (отечественная платформа) — Самара: СамГПУ, 2002. 205 с.
  5. Г. В. Российское сознание. Самара: СамГПУ, 2002. — С. 34−37.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-350 с.
  7. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань: Изд-во Каз. гос. ун-та, 1988 — 236 с.
  8. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники ее бытия // Психологический журнал. 1993. — № 12. -Т. 14.-С. 3−16.
  9. О.А. Психологические особенности преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук- Курск, 2001.- 23 с.
  10. Е.И. Философско-педагогические основы развития культуры учителя: Дис. д-ра. пед. наук. М., 2002. — С. 128- 426 с.
  11. И. Архиепископ Лука (В.Ф. Войно-Ясенецкий). Дух. Душа. Тело. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 1999. — С. 23.
  12. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров //Мир образования. -М.: Наука, 1966. С. 589.
  13. Большой энциклопедический словарь (философия, социология, религия, эзоторика, политэкономия) / Под. ред. С. Ю. Солодникова. М.: Минская фабрика цветной бумаги, 2004. — С. 18- 118.
  14. О.С. Педагогические условия раннего разностороннего духовно-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. пед. наук. Кострома, 1999. — С. 12−19.
  15. А.А. Личностные факторы психологической готовности спортсмена к достижению высокого соревновательного результата: Дис.. канд. психол. наук. -М.: 1993.-С. 10−17.
  16. М.М. Автор и герой, к философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 1999. — С. 335.
  17. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. Почаев: Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2001. — 13 76 с.
  18. В.П., Бездухов А. В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студентов будущего учителя. — Самара: Изд-во СГПУ, 2000. — 185 с.
  19. В.П., Гусаров В. И. Формирование гуманистических взглядов учащихся в деятельности классного руководителя. — Самара: СамГПУ, 2000-С. 79−81- 164.
  20. Э. Трансактный анализ и психиатрия. — СПб.: Питер, 1993. 224 с.
  21. Большой энциклопедический словарь / Под. ред. A.M. Прохорова -М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. С. 73- 1162.
  22. Д.Б. О предмете и методике исследования творческих способностей // Вопросы психологии. 1995. — Т. 16 — С. 49−58.
  23. .С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менугрер росиздательство, 1998.-С. 6−15.
  24. .С. Анатомия личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  25. Ф. С.Л. Франк — жизнь и творчество русского философа. -М.: РОССПЭН, 2001. С. 108.
  26. Е.Е. Психологические особенности самоактуализации подростков с отклоняющимся поведением: Дис.. канд. психол. наук. М., 2003. — С. 10−13.
  27. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Смысл, 1991.-С. 93.
  28. В.Э. Духовные основы здоровья // Мир психологии. 2000. -№ 4.-С. 233−243.
  29. Л.С. История развития высших психических функций. -М.: Наука, 1931.-240 с.
  30. Л.Ф. Формирование готовности студентов вуза к общению в мультикультурной среде: Дис. .канд. пед. наук. Оренбург, 2003. — 156 с.
  31. И. А., Метлик И. В. Новый религиозный культ и школа: Пособие для руководителей образования и учителей. М.: Сентябрь, 2001. -С. 8- 107−130.
  32. А.В., Домашенко. И. Д. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 1986.-272 с.
  33. И.Ю. Тревожность школьников в условиях социально-экономического кризиса: от младшего школьного к подростковому возрасту: Дис.. канд. психол. наук. — Пермь, 2000. -215 с.
  34. .С. Философия образования для XXI века. — М.: Совершенство, 1998.-605 с.
  35. Р.Г. Духовный мир молодежи в меняющейся России XX века (лонги-тюдное соц.-пед. исследование 60−2000 гг.) // Мир психологии. -2000.-№ 4.-С. 246−248.
  36. Д.В. Психологические основы внутриличностного конфликта: Дис.. канд. психол. наук. Тамбов, 2002. — С. 20−32- 101−102.
  37. А.А. Проблема духовности в русской религиозной философии: Дис. канд. филос. наук. Пермь, 1997. — С. 53- 92−96.
  38. М.А. Развитие эмоционально-ценностных отношений младших школьников в условиях развивающего взаимодействия субъектов образовательного процесса: Дис.. канд. психол. наук. Самара, 2002. — 231 с.
  39. Д., Бэндлер Р., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993.-150 с.
  40. О.Ю. Психологические проблемы молодежного электората России: Автореф. дисс. канд. психол. наук.-М., 2000 -С. 2−3- 9−11.
  41. П.Т. Мотивация профессионального роста руководителя. Челябинск: 2000.-С. 5−17.
  42. В.И., Долгов П. Т. Акмеология управления (на примере инновационной деятельности кадров государственной службы). Челябинск: ЧГПУ, 2000-С. 31−35.
  43. А.Н. Когнитивные механизмы адаптации к кризисным событиям // Практическая психология. 1998. — № 4. — С. 3−17.
  44. Дорофей Авва. Душеполезные поучения. М: Ладья, 2001. — 290 с.
  45. E.JI. Манипуляция: психологические понятия // Психологический журнал. 1993. — № 4. — Т. 14. — С.132−138.
  46. Н.Н. Нравственное содержание духовности: Дис.. канд. филос. наук. М., 1995. — С. 57.
  47. . М. Авва Дорофей против Д. Карнеги. Льялово, 2003. -С. 15−21.
  48. М.О. Субъективно-психологические факторы формирования родительства: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2000.-С. 8−21 с.
  49. В. А. Ценностные аспекты личностного самоопределения учащихся. Самара: СГПУ, 2004. — С. 49.
  50. В.И., Марищук В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001. — С. 183.
  51. А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Смысл, 1995.-С. 181.
  52. Е.Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование: теоретико-методологический аспект. Екатеринбург, 2001. — 50 с.
  53. А.И. Психология духовности (оккультизм). М.: Трансперсональный институт, 1996. — 400 с.
  54. В.В. Вопросы воспитания в системе христианской антропологии. М.: Смысл, 1993. — 210 с.
  55. В.В. Педагогика. М.: Клин, 2002. — 222 с.
  56. И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. вузов.-Ростов н/Д.: Феникс, 1997. С. 53−63- 163−194- 317.
  57. А.А. Запад. Феномен западнизма. М.: Центрполиграф, 1995.-С. 461.
  58. В.П. Построить свое Я. М.: Педагогика, 1991. — 131 с.
  59. В.П. Теоретический мир психологии // Вопросы психологии. -2003.-№ 5. —С. 3−17.
  60. В.П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. -М.: Смысл, 1997.-С. 76.
  61. Е.А. Тендерные различия в проявлении агрессивности у детей подросткового возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук Иркутск, 2002.-21 с.
  62. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. — 508 с. — (Мастера психологии).
  63. И.А. Собрание сочинений. М.: Рус. книга, 1994. — Т.З. — С. 229.
  64. И.А. Аксиомы религиозного опыта. М.: ТОО «Рарогъ», 1993. -С. 40−57- 95−105.
  65. В.В., Пожарский С. Д. Философия и акмеология. СПб.: Питер, 2003.-С. 67−69.
  66. В. Пока беда не вошла в дом. Иваново: Свет православия, 2000.-С. 28−35.
  67. В.Г. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. вузов. — СПб.: Питер, 2003. 365 с.
  68. М.Ф. Духовность как социальное явление // Новые идеи в философии. — Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 1996. С. 82. — Вып. 5.
  69. А.В. Формирование готовности будущих учителей к творческой воспитательной деятельности в процессе профессионально-педагогической подготовки: Автореф. дис.. канд. пед. наук Челябинск, 2000. — С. 10−13.
  70. Т.Ю. К вопросу социальной типологии личности // Развитие духовности личности как основа возрождения России: Материалы Между-нар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во МГУЛ, 2000. — С. 32−34.
  71. Н.Н. Самостоятельная деятельность как фактор духовного развития школьников с низкой обучаемостью (на примере работы в коррек-ционных классах): Автореф. дис.. канд. пед. наук. Челябинск, 2000.-С. 10−17.
  72. Н.В. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М.: Владос-пресс, 2003. — С. 60−73.
  73. Е.Б. Особенности психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью и их коррекция: Дис. канд. психол. наук. Иркутск, 1998. — 167 с.
  74. И.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: Дис.. д-ра психол. наук. М., 1997. — 429 с.
  75. Ф.В. Подсознательные формы коллективного реагирования и поведения в новых «конфессиональных» группах на современном социокультурном фоне // Практическая психология. 1997. — № 4. — С. 94−102.
  76. Краткий философский словарь / Под ред. А. П. Алексеева. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Проспект, 2004. — С. 104−105.
  77. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.- С. 92−96.
  78. О.Е. Педагогические условия воспитания духовных ценностей старшеклассников: Дис. .канд. пед. наук. Белгород, 2002. — С. 9−13.
  79. В.Н. Психология внушения: Учеб. пособие. Иваново, 1978.-178 с.
  80. И. Метастазы оккультизма в системе образования (аналитическое исследование). М.: Паломник, 2000. — С. 65−67.
  81. Ю.Н., Бездухов В. П. Ценностные ориентации и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара, 2002. — С. 139−140.
  82. М.И. Мотивационно-смысловые аспекты успешности в педагогическом общении: Дис. канд. пед. наук-Москва, 1999. — С. 52- 159.
  83. Н.М. Базовые ценности русских на рубеже XXI века // Психологический журнал. 2000. — № 1. — Т. 21. — С. 373−87.
  84. А. Введение в экзистенционально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. 2004. — № 4. — С. 3−21.
  85. Р.Л. Духовность и бездуховность: Дис.. д-ра филос, наук. — М., 2000.-С. 182−183- 197−199.
  86. Л.М. Отношение учителей и учащихся старших классов в образовательной школе (конъюнктивный и дизъюнктивный аспект): Автореф. дис. канд. психол. наук. СПб., 2004. — С. 11.
  87. В.И. Очерк мистического богословия восточной церкви. — М.:СЭИ, 1991.-288 с.
  88. В.М. Педагогическая психология (психология воспитания). — Самара: СамГПУ, 2003. Ч. 1. — С. 12−13- 52- 164−169.
  89. В.М. Педагогическая психология (психология обучения). — Самара: СГПУ, 2004. Ч. 2. — 175 с.
  90. С.В. К вопросу о теории сознания в культурно-историческом и деятельностном подходе к объяснению психологических явлений // Мир психологии. 2003. — № 2. — С. 95−103.
  91. А. Психология бытия. М.: Смысл, 1998. — С. 290−300.
  92. А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999.-С. 9- 430.
  93. А.Н. Руководство по телефону доверия / О диалоге М. М. Бахтина. -М.: Смысл, 2003. С. 17−28.
  94. И.Я., Шишова Т. Л. «Запах серы», оккультные корни планирования семьи. М.: Ин-т общегум. исслед., 2002. — С. 19.
  95. М.Ю., Калашникова Т. П. Об аналитической психологии К. Юнга. Пермь: Панагия, 2001. — С. 83−90- 79−124.
  96. В.Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. / Под. ред. А. А. Бодалева. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЕК, 1995.-(Психологи отечества). — 356 с.
  97. В.А. О суевериях всерьез. — М.: Советская Россия, 1989.-С. 207−240.
  98. . Р.С. Психология М.: Владос, 1998. — Т. 2. — С. 356.
  99. .В. Введение в христианскую психологию. М.: Школа -Пресс, 1994.-С. 190.
  100. .А., Романенко O.K. Гештальт психология // Практический психолог (тематическое приложение). -М., 1997.-С. 10−12.
  101. С.И. Словарь русского языка / Под. ред. Л. Ю. Шводовой -М.: Русский язык, 1991. С. 202.
  102. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1991. -286 с.
  103. .Д. Изучение ценностных ориентаций личности /Проблемы личности. М.: Наука, 1969. — С. 371−380.
  104. Психология: Словарь / Под. ред. А. В. Петровского, Н. Г. Ярошевского. -2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — С. 112—463.
  105. Психологический словарь / Под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М., 2003.-С. 149−150.
  106. Психологический словарь / Под. ред. В. Н. Копорулиной, М. Н. Смирновой, Н. О. Гордеева и др. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.- С. 37−619.
  107. Д.В. Дух и душа, духовное и душевное // Духовность и культура. М.: Наука, 1994. — С. 20.
  108. Ю.П. Влияние деструктивных религиозных сект на психическое здоровье и личность человека // Практическая психология. 1997. -№ 1. — С. 27- 93−97.
  109. И.П. Деструктивно-тоталитарные культы // Вопросы психологии. — 2003.-№ 6.-С. 81−96.
  110. В.А. Психологическая первозданность ума и души А.Н. Леонтьева // Мир психологии. 2003. — № 2. — С. 102−105.
  111. А.О. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности: Дис.. д-ра психол. наук. -М., 1996. С. 139.
  112. Н.С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда и человеческого достоинства. — М.: Академия, 2001. С. 15.
  113. Д.Я. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. — Самара: Бахрах, 1996. 479 с.
  114. И.Ю. Тревожность школьников в условиях социально-экономического кризиса, от подростка к юношескому возрасту: Дис.. канд. психол. наук. Пермь, 2000. — 215 с.
  115. Л.А., Игнатенко М. С. Первая психологическая кафедра в России: история и современность. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — 160 с.
  116. Д. Это в ваших силах (как стать собственным психотерапевтом). -М.: Москва-пресс, 1993. 240 с.
  117. Ф. Основные формы страха: исследование в области глубинной психологии: Пер. с нем. М.: Алетейа, 1998. — 330 с.
  118. Е.И. Психология человека. М.: Владос, 1999. — 319 с.
  119. К. Клиентоцентрированная терапия / Роджерс К., Дорфман Э., Хоббс Н., Гордон Т. М.: Рекл-бук, Ваклер, 1997. — 317 с.
  120. А. Основы православного воспитания. — Пермь: Панагия, 2000.-С. 23.
  121. Н.С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Социально-философские проблемы образования. -М., 1992.-С. 20.
  122. А.Ф. Дивный свет (дневниковые записи): Пер. с анг. М.: РОВОА, 2003.-650 с.
  123. И.А. Основные направления исследования самопонимания в зарубежной психологии // Психологический журнал. 2001. — № 1. -Т. 22.-С. 102−112.
  124. К. Групповая психотерапия. М.: Москва-пресс, 1990. — 360 с.
  125. Святая вера и суеверие / Под ред. Е. Городнова. М.: Паломник, 1997.-31 с.
  126. С.Г., Гачева А. Г. Русский космизм: антология философской мысли. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 368 с.
  127. Т.Б. Педагогический смысл гуманистического учения П.А. Сорокина: Автореф. дис.. канд. пед наук. Ставрополь, 1998. -С. 20−25.
  128. Т.И. Формирование готовности будущих учителей к профессионально-педагогическому сотрудничеству в системе высшего профессионального образования: Дисс.. канд. пед наук. Костанай, 2003. — С. 30−65.
  129. Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2002.-С. 42- 250 с.
  130. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000. — С. 20.
  131. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Речь, 2001. С. 156- 350 с.
  132. Т.И. Психология доверия. М.: Академия, 2002. — С. 57−265.
  133. А.А. Социально-психологический анализ дизадаптации личности (на примере современных некофессиональных течений): Дис. канд. психол. наук. СПб., 1996. — 209 с.
  134. Словарь-справочник по психодиагностике / Под. ред. Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозова. СПб.: Питер, 2003. — С. 162−163- 309−311.
  135. Словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. А. П. Евгеньева. М.: Рус. яз., 1985. — Т. 3. — С. 553- Т. 4. — С. 302.
  136. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъектности: Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-пресс, 1995 — 383 с.
  137. М.В. Самоактуализация и тревожность как факторы межличностных отношений студентов гуманитарных специальностей: Автореф. дис. канд. психол. наук. Самара, 2004. — С. 10.
  138. М.Д. Тренинг уверенности в себе. СПб.: Речь, 2000. — 245 с.
  139. В.М. О структуре коммуникации человека // Аудиокультура в образовании: Материалы науч.-метод, семинар СПб., 2001. — С. 40−42.
  140. Современный словарь по психологии / Под ред. В. В. Юрчука. Минск: Элайда, 2000. — С. 121- 142−488- 657−658.
  141. Словарь философских терминов / Под. ред. В. Г. Кузницова. М.: Инфра, 2004. — С. 73−74- 555- 657−658.
  142. Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. М.: Просвещение, 1997. — 306 с.
  143. Е.Е. «Неклассическая» психология А.Н. Леонтьева и его школы // Психологический журнал. 2001.- № 6. — Т. 22. — С. 14−24.
  144. Словарь практического психолога / Под. ред. С. Ю. Головина. Минск: Харвит, 1997.-С. 31- 208- 351.
  145. Л.В. Диперсонализация и сигматизация личности в подростковой среде: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -М., 2000. 20 с.
  146. . B.C. Смысл любви. М.: Смысл, 1990. — Т. 2. — С. 529.
  147. . B.C. Оправдание добра. М.: Республика, 1996. — 480 с.
  148. С.С. Психологическая мозаика. -М.: Академия, 1996. С. 128.
  149. Л.П. Проблемы целостности личности: гносеологический аспект. -М.: Высш. шк., 1987. 132 с.
  150. Л.Д. Педагогическая психология: Учеб. пособие для вузов. -Ростов н/Д.: Феникс, 2003. С. 261- 499- 542 с.
  151. Толковый словарь живого великого русского языка: В 4 т. / Авт. сост.
  152. B.И. Даль.-М.: Рус. яз., 1998.- Т. 1.-С. 119- Т. 4. С. 356−357.
  153. Т.В. Психологическая защита и особенности личности в юношеском возрасте: Дис.. канд. психол. наук. СПб., 2001. — 180 с.
  154. Д.Н. Психология установки. СПб.: Питер, 2001. — С. 6−11.
  155. А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. — С. 390, 448.
  156. А.А. Интуиция совести. СПб.: Петербургский писатель, 1996.-С.48−487.
  157. Е.Б. Диагностика внутреннего конфликта // Практическая психология (тематическое приложение № 2). М.: Фолиум, 1997. — С. 7−47.
  158. Т.А. Диалоги о воспитании и здоровье. М.: Шк. пресса, 2001.-С. 39.
  159. Г. Из прошлого русской мысли. М.: Аграф, 1998.1. C. 66−75,199.
  160. С.Л. Этика нигилизма (к характеристике нравственного миросозерцания русской интеллигенции) // Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 82−108.
  161. C.JI. Сочинения. М.: Правда, 1990. — С. 82.
  162. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1994.-240 с.
  163. Э. Психоанализ и этика. М.: ACT, 1998. — 568 с.
  164. Э. Искусство любви: исследование природы любви. М.: Педагогика, 1990. — 157 с. — (Классики заруб, психологии).
  165. И.Я. Технология формирования готовности будущих филологов преподавателей к педагогическому общению: Дис.. канд. пед. наук. Челябинск: ЧГПУ, 2002. — С. 73- 195.
  166. С. Освобождение от психологического насилия. М.: Олмопресс, 2002.-С. 8−90.
  167. Хвыля-Олинтер А.И., Лукьянов С. А. Опасные тоталитарные формы религиозных сект. М.: Свято-Владимирское братство, 1996. — 78 с.
  168. К. Невроз и личностный рост: борьба за самореализацию. СПб.: Восточно-Европейский ин-т психоан., 2000. — 315 с. — (Шедевры мировой науки).
  169. З.В. Активизация духовно-творческого потенциала личности старшеклассника посредством сказки: Автореф. дис.. канд. пед. наук. -Красноярск, 2002. С. 13−23.
  170. Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб.: Питер, 1997. — С. 106−133.
  171. В.А. Духовность как педагогическое понятие: аспект светской духовности // Проблема сущности человека и типа личности: Материалы I регион, межвуз. науч.-практ. конф. Челябинск: ЧГПУ, 2001. — С. 27−32.
  172. В.Д. Духовные способности. 3-е изд., — М.: Наука, 1998. — С. 95.
  173. А.О. Развитие профессионального самосознания практического психолога образования в процессе обучения в вузе: Дис.. канд. психол. наук. Белгород, 2000. — 180 с.
  174. М.И. Приметы верные и суеверие. -М.: Лениздат, 1984. С. 3−18.
  175. Ю. Природа речевой агрессии // Прикладная психология и психоанализ. 2000. — № 3. — С. 25−35.
  176. Е. Православная педагогика. -М.: Про-Пресс, 2001. 560 с.
  177. О.А. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. -СПб.: Речь, 2002.-135 с.
  178. Э. Человеческий выбор манипуляция или актуализация / Под. ред. Р. Р. Кашапова. -М.: АСТ-Пресс, 1995. — С. 55−66.
  179. Энциклопедия психологических тестов / Под. ред. А. Карелина. -М.: ACT, 1997.-С. 72.
  180. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Наука, 1996. — 140 с.
  181. Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: Канон, 1996. — С. 319.
  182. П.Д. Философские произведения. -М.: Наука, 1990. С. 77.
  183. Ян тер Лаак. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М., Воронеж: МОДЕК, 1996. — 380 с.
  184. Assagioli R. Psychosynthesis: A Manual of Principles and Technigues. New York: Hobbs, Dorman, 1965- paperback ed. New York: The Viking Press, 1971.
  185. Frankl V. Self transcendence as a human phenomenon // Journal of Humanistic Psychology. — 1966. — 6. — 97−106.
  186. Fromm E. Escape from Freedom. New York: Farrar and Rinehart, 1941.
  187. Horney K. Neurosis and Human Growth. New York: W.W. Norton, 1939.
  188. Rogers C.R. On Becoming a Person. Boston: Houghton Mifflin, 1961.
  189. Bildung und Wissenschaft// Zeitschrift. Hildegard und Reinhold. Reforminitiativer fur das 21. Jarhundert. GDR, 1999. — № 2- 3. — 55 c.
  190. Тематический план спецкурса «Проблема преодолениясуеверий"1. Темы спецкурса Часы
  191. Развитие зрелой личности. «Я-начальное» и «Я-духовное» в структуре личности. Тайна «образа Божьего» в человеке. 2 часа
  192. Развитие зависимой личности от суеверий. Особенности, признаки, критерии определения зависимости от суеверий. 2 часа
  193. Устойчивые ценностно-смысловые ориентиры личности. Особенности построения системы временных ориентиров. 2 часа
  194. Формы проявления суеверий (оккультизм, поверья, астрология и др.). История образования форм суеверий в мире, стране. 2 часа
  195. Поверья (приметы) как форма проявления суеверий. Историческая справка об образовании примет. 2 часа
  196. Магия как форма проявления суеверий. Историческая справка об образовании магии 2 часа
  197. Астрология как форма проявления суеверий. Историческая справка об образовании астрологии. 2 часа
  198. Псевдодуховные, оккультно-деструктивные учения как форма проявления суеверия. Религия в обществе. Традиционные и нетрадиционные культы. 2 часа
  199. Влияние уровня тревожности на преодоление суеверия. Тревога, страх и напряжение, разрушающие здоровье и личность. Смерть духовная и физическая. 2 часа
Заполнить форму текущей работой