ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ смСны ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуации развития ΠΈ кризис развития

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π›. И. Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»Π° ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ аспСкты ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуации развития. ΠžΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ аспСкт — эго «…ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ мСсто Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ доступных Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ общСствСнных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ извСстной систСмой ΠΏΡ€Π°Π² ΠΈ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ трСбованиями ΠΊ Π΅Π³ΠΎ повСдСнию ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ оТиданиями ΠΈ ΡΠ°Π½ΠΊΡ†ΠΈΡΠΌΠΈ», ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΉ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ смСны ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуации развития ΠΈ кризис развития (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π›. Π‘. Выготский опрСдСлял источником психичСского развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ условия: «Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ условия, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π²Ρ€Π°ΡΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, ΠΈ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, всю Ρ‚Ρƒ ΠΎΠ±Π»Π°ΡΡ‚ΡŒ нСприспособлСнности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ исходят творчСскиС силы Π΅Π³ΠΎ развития; сущСствованиС прСпятствий, Ρ‚ΠΎΠ»ΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ, корСнится Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ срСды, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ Π²ΠΎΠΉΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ; с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны, Π½Π° Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ уровня Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΎ всС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°»[1]. По ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π›. Π‘. Выготского, процСсс развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ схСмы:

  • 1) Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ срСдС создаСт ΠΌΠΎΡ‰Π½Ρ‹Π΅ прСпятствия Π½Π° ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ роста Π΅Π³ΠΎ психики (ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ обусловлСнности развития);
  • 2) эти прСпятствия слуТат стимулом для компСнсаторного развития; становятся Π΅Π³ΠΎ Ρ†Π΅Π»Π΅Π²ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΎΠΉ ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ вСсь процСсс (ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ пСрспСктивы Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ);
  • 3) Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ прСпятствий ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ ΠΈ Π·Π°ΡΡ‚авляСт ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΡΡ‚Π²ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ, ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ΄ΠΎΠ»Π΅Π½ΠΈΡŽ этих прСпятствий, Π° Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΡ‚, ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏ компСнсации).

Π›. Π‘. Выготский считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «Π΄Π΅Ρ‚ство ΠΈ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠΎΡ€Π° нСполноцСнности ΠΈ ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ΅Π½ΡΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ ΠΏΡ€Π΅ΠΈΠΌΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Ρƒ, Ρ‚. Π΅. завоСвания ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌΡƒ. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ этого завоСвания Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ Π±ΠΈΠΎΡ‚ΠΈΠΏ прСвращаСтся Π² Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ социотип, ΠΆΠΈΠ²ΠΎΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ становится чСловСчСской Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. ΠžΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ этим СстСствСнным процСссом ΠΈ Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ся воспитаниСм. Оно Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π±Ρ‹ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, Ссли Π±Ρ‹ Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ СстСствСнном процСссС развития ΠΈ Ρ„ормирования Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π½Π΅ Π±Ρ‹Π»Π° Π·Π°Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½Π° пСрспСктива Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ, опрСдСлСнная трСбованиями общСствСнного бытия. Бамая Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ»Π°Π½Π° Π² Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ, установка Π΅Π³ΠΎ Π½Π° Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅ ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ»Π°Π½Π° Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ развития, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ стрСмится ΠΎΠ²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ воспитаниС. Π’ ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, это ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΎ: Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ процСсс»[2]. Π’ ΡΠ²ΡΠ·ΠΈ с Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ срСды Π² ΠΏΡΠΈΡ…ичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π›. Π‘. Выготский Π²Π²Π΅Π» понятиС «ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ситуация развития». Π”Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΠ½ ΠΎΠ±ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°Π» Ρ‚ΠΎ ΠΎΡΠΎΠ±ΠΎΠ΅ сочСтаниС Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΡ… процСссов развития ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… условий, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ являСтся Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌ для ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ возрастного этапа ΠΈ ΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΡƒ психичСского развития Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ возрастного ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° ΠΈ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ качСствСнно своСобразныС психологичСскиС образования, Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΊ Π΅Π³ΠΎ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ.

Богласно Π›. Π‘. Выготскому, внСшняя ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ срСда ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ взаимодСйствия) выступаСт условиСм проявлСния Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сущности) Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°. ΠŸΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π²ΠΎΠ΄Π° внСшнСго Π²ΠΎ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π΅ обозначаСтся Π›. Π‘. Выготским Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ΠΎΠΌ «ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ». Π§Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ внСшняя Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° прСвращаСтся Π²ΠΎ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΡŽΡŽ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ, внСшниС трСбования становятся Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΌΠΈ самоограничСниями, Π° ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Ρ‹, срСдства ΠΈ Ρ†Π΅Π»ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΡ†ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ, Π²Ρ‹Π±ΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ΡΡ самим ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ, Π° Π½Π΅ Π·Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ся Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌΠΈ. И Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‡ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ, Π²Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΡŒ сознания ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π°, знания, Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹, способы повСдСния ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ экстСриоризированы (ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»Π΅Π½Ρ‹ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ людям, Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½Ρ‹ Π² ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ с Π½ΠΈΠΌΠΈ).

А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π² рассматривал ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΡŽ развития ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΎΠΌ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΠΎΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ опрСдСляСт ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ мСсто Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ оТидания ΠΈ Ρ‚рСбования, ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡŠΡΠ²Π»ΡΠ΅ΠΌΡ‹Π΅ ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ общСством ΠΈ Π·Π°Π΄Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ «ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ» развития[3]. «Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ситуация развития выступаСт ΠΊΠ°ΠΊ систСма ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ возраста ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, ΠΊΠ°ΠΊ исходный ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ для всСх динамичСских ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ, происходящих Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ Π² Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°»[4].

Π›. И. Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ»Π° ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ аспСкты ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуации развития. ΠžΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ аспСкт — эго «…ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ мСсто Π² ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ доступных Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ общСствСнных ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ извСстной систСмой ΠΏΡ€Π°Π² ΠΈ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ трСбованиями ΠΊ Π΅Π³ΠΎ повСдСнию ΠΈ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ оТиданиями ΠΈ ΡΠ°Π½ΠΊΡ†ΠΈΡΠΌΠΈ»[5], ΠΈΠΌΠ΅ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠΎΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΉ гСнСзис. ОТидания, трСбования, прСдписания, систСма ΠΏΡ€Π°Π² ΠΈ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‚ всСгда ΠΈΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ историко-ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π²Ρ‹Ρ€Π°ΠΆΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ Π² Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½ΠΎΠΌ символизмС ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½ΠΎΡ€ΠΌ, ΠΏΡ€ΠΈΡΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… Π² ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π΅. Под ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ аспСктом ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуации развития Π›. И. Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π»Π° Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΡŽΡŽ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΡŽ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, ΠΎΡ‚Ρ€Π°ΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΉ ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€Π΅Π»ΠΎΠΌΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ систСмой потрСбностСй ΠΈ ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠ², принятых ΠΏΡ€Π°Π² ΠΈ ΠΎΠ±ΡΠ·Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ.

ВнутрСнняя позиция, согласно взглядам Π›. И. Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡, спСцифична для ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ возрастной стадии развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, «ΠΎΠ±ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²Π»ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, систСму Π΅Π³ΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΊ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ создаст Сдинство ΠΈ Ρ†Π΅Π»ΠΎΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΅Π³ΠΎ возрастного психологичСского ΠΎΠ±Π»ΠΈΠΊΠ°»[6]. ΠŸΡ€ΠΈ этом стоит ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ внутрСнняя позиция — Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° дошкольного возраста — Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° младшСго школьного — кризиса 7 Π»Π΅Ρ‚. ИмСнно Ρ‚ΠΎΠ³Π΄Π°, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π» Π΅Ρ‰Π΅ Π›. Π‘. Выготский, Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° появляСтся смысловоС ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ психичСскоС свойство.

ВнутрСнняя позиция, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π›. И. Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡, прСдставляСт собой ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π½ΡƒΡŽ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ самосознания, ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΠ΅Π²Π°ΡŽΡ‰ΡƒΡŽ измСнСния Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° ΠΈ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΡƒΡŽ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΊ ΡΠ΅Π±Π΅ ΠΈ ΠΊ Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°Π΅ΠΌΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΈ Π½Π° Π²ΡΠ΅Ρ… возрастных этапах. Однако Π² Π΄Π΅Ρ‚ском возрастС внутрСнняя позиция опрСдСляСтся прСимущСствСнно возрастными, Π° Π½Ρ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ особСнностями Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ, Π² ΡΠΈΠ»Ρƒ этого, носит скорСС возрастно-Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. Π’ΠΎΠ³Π΄Π° ΠΊΠ°ΠΊ Π² Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΠΌ возрастС внутрСнняя позиция личности отличаСтся скорСС ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ, Ρ‡Π΅ΠΌ нормативновозрастными Ρ‡Π΅Ρ€Ρ‚Π°ΠΌΠΈ.

Π›. И. Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡ Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ для возрастной психологии ставила вопрос ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, «ΠΊΠ°ΠΊ, ΠΏΡ€ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… условиях ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… находится Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ, становятся ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ для Π½Π΅Π³ΠΎ самого (Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ для Π½Π΅Π³ΠΎ личностный смысл), ΠΊΠ°ΠΊΡƒΡŽ Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ выполняСт Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ взрослый (ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒ, Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒ) ΠΈ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΈ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠΈ этих ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ качСства личности Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°»[7]. Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ вопрос особСнно Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»Π΅Π½ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ для младшСго школьного возраста.

Π‘ΡƒΡ‚ΡŒ смСны ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуации развития для младшСго школьника Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΏΠΎ Π»ΠΈΠ½ΠΈΠΈ измСнСния (услоТнСния) ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ, Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΡ Ρ€ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅ΠΏΠ΅Ρ€Ρ‚ΡƒΠ°Ρ€Π° ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ с Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹ΠΌΠΈ взрослыми. ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π°Ρ систСма ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌΠΈ диффСрСнцируСтся. ΠžΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ эту систСму ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡŽΡ‚ Π² Π²ΠΈΠ΄Π΅ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ схСмы[8]:

ΠžΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ смСны ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуации развития ΠΈ кризис развития.

И Π΅ΡΠ»ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΎΡ‚ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π» бСзусловного принятия, Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΡΠ²ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ условноС принятиС сСбя со ΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ½Ρ‹ взрослого, Ρ‚. Π΅. Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΡ‚ ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π΅Π³ΠΎ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΎΡ‚ ΡΠΎΠΎΡ‚вСтствия Π΅Π³ΠΎ повСдСния ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠΉ трСбованиям ΠΈ ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΡΠΌ взрослых ΠΎΠ½ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ принят. ΠžΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°ΡŽΡ‚ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ ΡƒΠΆΠ΅ Π½Π΅ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°, сколько ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ.

Π’ ΠΎΡ‚СчСствСнной психологии ΠΏΠΎΠ΄ кризисом Π΄Π°Π²Π½ΠΎ принято ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡƒ возрастного развития Π² ΠΎΠ±ΡΡ‚Π°Π½ΠΎΠ²ΠΊΠ΅ смСны ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуации развития. УсловиСм кризиса выступаСт расхоТдСниС ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΠΎΡ‚рСбностной сторонами Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. ΠŸΡ€ΠΎΡΡ‚Ρ‹ΠΌΠΈ словами это ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚Π°ΠΊ: «Ρ…ΠΎΡ‡Ρƒ» ΡƒΠΆΠ΅ появилось, Π° «ΠΌΠΎΠ³Ρƒ» Π΅Ρ‰Π΅ Π½Π΅ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π»ΠΎΡΡŒ. ΠŸΡ€ΠΈ этом Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ появлСниС Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ «Ρ…ΠΎΡ‡Ρƒ» ΠΈ ΠΎΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ «ΠΌΠΎΠ³Ρƒ» Π·Π°Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡƒΡŽ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‚ ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π·Π° ΠΎΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΡ… потрСбностСй, ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠΉ, способов дСйствий. Π–. ПиаТС ΠΏΠΎΠ΄ кризисами ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π» ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ Π½Π° Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ развития ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π΅ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ самой ΠΌΡ‹ΡΠ»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ — пСрСноса ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚Π° Π°Π½Π°Π»ΠΈΠ·Π° с ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΈ дСйствия ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π°.

Богласно Π”. Π‘. Π­Π»ΡŒΠΊΠΎΠ½ΠΈΠ½Ρƒ, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ кризиса происходит Π² Π΄Π²Π° этапа: 1) ΡƒΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ ситуации, дСйствованиС «Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈ» Π΅Π΅; 2) Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ чувства собствСнной активности.

Возрастной кризис ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Ρ„Π°Π·Ρ‹:

  • 1) прСдкритичСская — Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ открываСтся Π½Π΅ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ‚Π° Π½Π°Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ возникновСния прСдставлСния ΠΎΠ± ΠΈΠ½ΠΎΠΉ идСальной Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ΅. Для ΡΡ‚Π°Ρ€ΡˆΠ΅Π³ΠΎ дошкольника это Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ связано с ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ школьника, с ΠΏΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ стрСмлСния ΠΎΡΠ²ΠΎΠΈΡ‚ΡŒ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Π²ΠΈΠ΄Ρ‹ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ (ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΡƒΡŽ) ΠΈ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ пространство — ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ;
  • 2) критичСская — происходит ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΡ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΏΡ€ΠΎΠ±Ρ‹ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠΎ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ этапам: Π°) мифологизация — ΠΏΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΊΠ° ΠΌΠ°Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ нСпосрСдствСнно; Π±) ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚ — внСшнСС противостояниС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΈ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΡ…; Π²) рСфлСксия — Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΠΎΠ²Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ ΠΊ ΡΠΎΠ±ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΠΌΡƒ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡŽ Π² ΡΠΈΡ‚ΡƒΠ°Ρ†ΠΈΠΈ (ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΎΡ€ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚Π° ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΆΠ΅Π»Π°Π΅ΠΌΡ‹ΠΌ ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ). ΠŸΡ€ΠΈ поступлСнии Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Ρƒ, ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€Π°Π²ΠΈΠ»ΠΎ, Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Ρ€Π°Π·Ρ€ΡƒΡˆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ мифологичСскиС прСдставлСния ΠΎ ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ ΠΈ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ школьника; собствСнныС потрСбности, оТидания ΠΈ ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΡ входят Π² ΠΏΡ€ΠΎΡ‚иворСчия с Ρ‚рСбованиями ΠΈ ΠΎΠΆΠΈΠ΄Π°Π½ΠΈΡΠΌΠΈ взрослых; трСбования учитСля ΠΈ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Ρ€Π°ΡΡ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ; Π² ΡΡ‚ΠΎΠΉ ситуации ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΡΡ‡Π΅Π·Π½ΡƒΡ‚ΡŒ учСбная мотивация;
  • 3) посткритичСская — созданиС Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуации развития; Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅-идСальноС ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ΅-ΠΈΠ½ΠΎΠ΅, ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΡƒΡ€Π½ΠΎΠΉ трансляции идСальной Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ (новая вСдущая Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ), происходит поиск Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ «Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ». ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ Ρ„Π°Π·Π° характСризуСтся Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΌ принятиСм Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ ΠΈ ΠΎΡΠ²ΠΎΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π½ΠΎΡ€ΠΌ, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ, Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π²ΠΈΠ΄ΠΎΠ² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Для младшСго школьника эта Ρ„Π°Π·Π° характСризуСтся ΡƒΠΆΠ΅ нс Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ принятиСм Π½Π° ΡΠ΅Π±Ρ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Ρ€ΠΎΠ»ΠΈ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠΊΠ°, Π½ΠΎ ΠΈ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΌ ΡƒΠΌΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΡƒΡ‡ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ.

Одним ΠΈΠ· Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… возрастных кризисов Π΅Ρ‰Π΅ Π›. Π‘. Выготский Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΠ» «ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ 7 Π»Π΅Ρ‚». Он ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΠ», Ρ‡Ρ‚ΠΎ основной ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΎΡ‚ Π΄ΠΎΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρƒ дСтства (кризис 7 Π»Π΅Ρ‚) являСтся «ΡƒΡ‚Ρ€Π°Ρ‚Π° дСтской нСпосрСдствСнности»[9] Π·Π° ΡΡ‡Π΅Ρ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ΠΉ (ТСлания, пСрСТивания ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.) ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½Π΅ΠΉ (ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅, Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ) ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ. Π£Ρ‚Ρ€Π°Ρ‚Π° нСпосрСдствСнности Π² ΡΡ‚ΠΎΠΌ контСкстС ΡΠ²ΠΈΠ΄Π΅Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΡƒΠ΅Ρ‚ ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π½Π΅ΡΠ΅Π½ΠΈΠΈ Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚ΡƒΠΏΠΊΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°, ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ рСгуляции, смыслового пСрСТивания. ΠŸΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ для Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ смысл ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Π΅Ρ‚ ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅.

Как ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚ К. Н. Поливанова, ΠΊ 7 Π³ΠΎΠ΄Π°ΠΌ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° формируСтся внСситуативноС ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ со Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹ΠΌ, Ρ‚. Π΅. ситуация ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ дСйствования становится ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠΌ дСйствия Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°[10]. К. Н. Поливановой Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΎ Ρ‚Ρ€ΠΈ Ρ‚ΠΈΠΏΠ° повСдСния Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуации развития Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ младшСго школьного возраста с ΠΏΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π΅Ρ‰Π΅ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΠΎΠ³ΠΎ взрослого — учитСля:

  • 1) Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΡƒΡΡ‚ΠΎΡΠ²ΡˆΠΈΡ…ΡΡ Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΠ΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ (спор, Π½Π΅ΠΏΠΎΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Π½ΠΈΠ΅, ΠΏΠ°ΡƒΠ·Π°, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, упрямство, Ρ…ΠΈΡ‚Ρ€ΠΎΡΡ‚ΡŒ, рСакция Π½Π° ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΡƒ, ΠΊΠ°ΠΏΡ€ΠΈΠ·Ρ‹);
  • 2) спокойноС освоСниС Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ситуации, Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π½ΠΎΠΌ Π²ΠΎ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… проявлСниях (внСшний Π²ΠΈΠ΄, внСшниС Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ взрослого повСдСния);
  • 3) ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ приобрСтСния Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Π΅ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° (Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, отвСтствСнности).
  • [1] Выготский Π›. Π‘. Π‘ΠΎΠ±Ρ€Π°Π½ΠΈΠ΅ сочинСний: Π² 6 Ρ‚. Π’. 5: ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ. М.: ПСдагогика, 1983. Π‘. 157.
  • [2] Выготский Π›. Π‘. ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹ Π΄Π΅Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ. БПб.: Π›Π°Π½ΡŒ, 2003. Π‘. 168.
  • [3] Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π² А. Н. ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ развития психики. М.: ΠœΠ“Π£, 1972.
  • [4] ΠšΠ°Ρ€Π°Π±Π°Π½ΠΎΠ²Π° О. А. ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ «ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ситуация развития» Π² ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ психологии // ΠœΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ ΠΈ ΠΈΡΡ‚ория психологии. 2007. Π’. 2. № 4. Π‘. 40−56.
  • [5] Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡ Π›. И. ΠžΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ школьников ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊΠ°ΠΊ психологичСская ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° // Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡ Π›. И. ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ формирования личности / ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π΄. Π”. И. Π€Π΅Π»ΡŒΠ΄ΡˆΡ‚Π΅ΠΉΠ½Π°. М.: Π˜Π½ΡΡ‚ΠΈΡ‚ΡƒΡ‚ практичСской психологии; Π’ΠΎΡ€ΠΎΠ½Π΅ΠΆ: ΠœΠžΠ”Π­Πš, 1995. Π‘. 189.
  • [6] Π‘ΠΎΠΆΠΎΠ²ΠΈΡ‡ Π›. И. ΠžΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ школьников ΠΊ ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊΠ°ΠΊ психологичСская ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ°. Π‘. 189−190.
  • [7] Π’Π°ΠΌ ΠΆΠ΅. Π‘. 61.
  • [8] ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ развития: ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΈΠΊ / ΠΏΠΎΠ΄ Ρ€Π΅Π΄. Π’. Π”. ΠœΠ°Ρ€Ρ†ΠΈΠ½ΠΊΠΎΠ²ΡΠΊΠΎΠΉ. 2-Π΅ ΠΈΠ·Π΄., ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ€Π°Π±. ΠΈ Π΄ΠΎΠΏ. М.: АкадСмия, 2005. Π‘. 285.
  • [9] Выготский Π›. Π‘. Вопросы дСтской психологии. БПб.: Боюз, 1997. Π‘. 197.
  • [10] Поливанова К. Н. ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ возрастных кризисов. М.: АкадСмия, 2000.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ