Коммуникативная активность в структуре интегральной индивидуальности: На материале исслед.
школьников подросткового возраста
![Диссертация: Коммуникативная активность в структуре интегральной индивидуальности: На материале исслед. школьников подросткового возраста](https://westud.ru/work/4976995/cover.png)
Диссертация
Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на расширенных научных конференциях психологических кафедр Пермского государственного педагогического университета — «Мерлинские чтения» (Пермь, 1995; 1996; 1997) — на 2-й, 3-й Российских университетско-академических научно-практических конференциях (Ижевск, 1995; 1997) — на 1-й, Ш-й, IV-й Международных… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. АКТИВНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИНТЕГРАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
- 1. 1. Проблема активности в отечественной психологии
- 1. 2. Стиль активности с позиций теории интегральной индивидуальности
- 1. 3. Коммуникативная активность и индивидуальные особенности человека
- 1. 4. Постановка проблемы и задачи исследования
- ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
- II. 1. Методики исследования коммуникативной активности у подростков
- II. 2. Методики исследования разноуровневых свойств индивидуальности школьников
- ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
- III. 1. Результаты исследования структуры коммуникативной активности при разных уровнях ее развития
- 111. 2. Исследование коммуникативной активности в структуре интегральной индивидуальности подростков
- 111. 3. Результаты исследования влияния повышения коммуникативной активности на интегральную индивидуальность (формирующий эксперимент)
- III. 4. Результаты исследования индивидуальных стилей коммуникативной активности у подростков
- ВЫВОДЫ
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981.С. 218−241.
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психол. журнал. 1985. Т.6. № 5. С. 3−18.
- Абульханова-Славская К. А. Проблемы активности личности И Социально-психологические аспекты изучения личности. М., 1988. С. 5−27.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.М.:Мысль, 1991.299с.
- Аллагулов Р.А. О возрастной и типологической структуре темперамента в подростковом возрасте // Экспериментальные исследования личности. Пермь, 1971. С. 45−70.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.339 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т.1. М.: Педагогика, 1980. 232 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1988.432 с.
- Андрос О. Я. Самостоятельный выбор стиля как фактор развития интегральной индивидуальности: Автореф. дисс.. кан-та психол. наук / Перм. гос. ун-т. Пермь, 1994. 27 с.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
- Анисимов В.К. О взаимосвязи стиля общения и направленности личности // Проблемы формирования личности в коллективной деятельности и общении.: Тез. докл. республ. конф. Гродно: ГрГУ, 1980. Ч.Н. С. 4−5.
- Ануфриева Н.М. Влияние коммуникативных потребностей на внутриколлективные отношения // Проблемы формирования личности в коллективной деятельности и общении.: Тез. докл. республ. конф. Грод-но:ГрГУ, 1980.Ч.И.С.З.
- Ашрафьян И.Б. Механизмы взаимопонимания в психологической интерпретации подростками других людей // Проблемы психологии личности и коллектива / Отв. ред. П. А. Просецкий. М., 1979. С. 140−149.
- Балагутдинова O.K., Кудашев А. Р. Возрастная структура параметров темперамента у старшеклассников // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 180−182.
- Белохвостова С.В. О функциях мотивов и их проявлении в общении подростков // Общение и формирование личности: Сб. научн. тр. Гродно: Изд-во ГрГУ, 1984. С. 23−29.
- Белохвостова С.В., Гуткин М. С. Некоторые содержательные особенности общения младших подростков с другими людьми // Психолого-педагогические проблемы общения школьников и студентов. Гродно, 1982. С. 6−9.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. Спб.: Лениздат, 1992. 400 с.
- Берштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 350 с.
- Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 270 с.
- Бодалев А. А. О коммуникативном ядре личности // Советская педагогика. 1990. № 5. С. 77−81.
- Бодалев А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 122−127.
- Бодунов М.В. Структура формально-динамических особенностей активности личности // Вопросы психологии. 1977. № 5. С. 129−134.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
- Бояринцев В.П. Структурно-функциональный анализ динамических проявлений саморегуляции поведения человека // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека: Сб. научн. трудов. Свердловск, 1989. С. 40−55.
- Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 1994. 109 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. 198 с.
- Веденов А.В., Шляпин П. П. Круг общения подростков и юношей // Проблемы социальной психологии / Под. ред. М. А. Меньщиковой и др. М., 1971. С. 104−109.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. 360 с.
- Волочков А.А. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале младших школьников): Автореф. дисс.. кан-та психол. наук / Пермск. гос. ун-т. Пермь, 1997. 24 с.
- Выготский JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 367 с.
- Вяткин Б.А. Управление психологическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт, 1981. 112 с.
- Вяткин Б.А. Стиль активности как предмет интегрального исследования индивидуальности // Системное исследование индивидуальности: Тез. докл. Всесоюзн. конф. Пермь, 1991. С. 7−8.
- Вяткин Б.А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения: Межвуз. сб. научн. тр. Пермь. 1992. С 36−55.
- Вяткин Б.А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности // Психол. журнал. 1993. Т. 14. № 2. С. 73−84.
- Вяткин Б.А., Праведникова И. Е. Системная характеристика индивидуального стиля моторной активности и его системообразующаяфункция // Системное исследование индивидуальности: Тез. докл. Всесо-юзн.конф. Пермь, 1991. С. 97−98.
- Вяткин Б.А., Щукин М. Р. О ближайших перспективах учения об интегральной индивидуальности // Психология и социология: проблемы и перспективы развития: Тез. докл. Пермь, 1996. С. 5−8.
- Вяткин Б.А., Щукин М. Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы // Психол. журнал. 1997. Т. 18. № 3. С.126−141.
- Вяткина J1.A., Крылова Г. Ф. Связь активности общения шестилетних детей с экстраверсией-интроверсией // Общение и формирование личности: Сб. научн. тр. Гродно: Изд-во ГрГУ, 1984. С. 89−96.
- Галузинский В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса // Проблемы общения и воспитание. Тарту. 4.II. 1974. С. 45−48.
- Гербачевский В.К. Категория активности и индивидуальность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Выпуск 2 (№ 13). С. 55−65.
- Гехман JI.K. Социально-психологический тренинг как средство анализа и коррекции индивидуального стиля общения // Системное исследование индивидуальности: Тез. докл. Всесоюзн. конф. Пермь. 1991. С. 98 100.
- Гинзбург М.Р., Копеел JI.B. Некоторые аспекты личностного самоопределения учащихся старших классов // Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. М.: АПН СССР, 1990. С. 104−114.
- Гозман Л.Я. Об опыте измерения взаимосвязи особенностей дружеского общения и индивидуально-типологических свойств личности // Проблемы общения и воспитание. 4.2. Тарту, 1974. С. 136−145.
- Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. М.: Педагогика, 1980. 151 с.
- Горбунов Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его формирование у старших школьников: Автореф. дисс.. кан-та психол. наук / Перм. гос. пед. инст-т. Пермь, 1992. 11 с.
- Григорьева М.И., Парткал А. Использование социально-психологического тренинга в учебно-воспитательной работе со старшеклассниками // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 100−107.
- Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М. 1970. 272 с.
- Давыдов В.В. Личности надо «выделаться » // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. С. 109−139.
- Давыдов В.В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
- Джидарьян И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. С. 56−88.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1987. 207 с.
- Донцов А.И. Ближайший круг общения как фактор формирования ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей // Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974. Ч. 2. С. 61−67.
- Дорфман Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль как самодеятельность // Интегральное исследование индивидуальности: стиль общения и деятельности: Межвуз. сб. научн. тр. Пермь, 1992. С. 93−103.
- Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. 456 с.
- Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1979. С. 98−141.
- Дымов Е.И. Экспериментальное изучение контактной разновозрастной группы // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов / Отв. ред. А. С. Чернышев. Курск, 1977. С.62−73.
- Ершов А.А. Психология соактивности людей. Спб.: Знание, 1992.32 с.
- Жемчугова Л.В. Связь динамических качеств активности со свойствами нервной системы и темперамента // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения. Свердловск: СГПИ, 1980. С. 35−44.
- Жемчугова JT.В. О связи динамической стороны общительности со свойствами нервной системы // Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека. Пермь, 1982. С. 44−45.
- Жемчугова Л.В. Природные предпосылки индивидуальных проявлений общительности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения. Свердловск: СГПИ, 1985. С. 30−34.
- Зимбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ.М.:Педагогика, 1991.208с.
- Золотнякова А.С. Взаимопонимание подростков в процессе создания групповой общности II Проблемы психологии личности и коллектива: Сб. научн. тр. М.: МГПИ, 1979. С.149−164.
- Иванова B.C. Проявление коммуникативной активности в старшем школьном возрасте в связи с некоторыми индивидуально-типологическими особенностями//Вопросы психологии. 1974.№ 5.С.154−155.
- Ивашов А.Н., Заика Е. В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 162−166.
- Ильин Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 85−93.
- Ильина А.И. Особенности проявления общительности в связи с подвижностью нервной системы // Ученые записки Пермского пед. ин-та. Вып. 23. Пермь, 1958. С. 76−119.
- Ильина А.И. Общительность и темперамент школьников. Пермь: Пермск. кн. из-во, 1961. 120 с.
- Ильина А.И. О сопоставлении динамических качеств общительности с временными характеристиками темперамента // Вопросы психологии. 1967. № 4. С. 123−133.
- Исмагилова А.Г. Характеристика индивидуальных стилей педагогического общения воспитателей детских садов // Интегральное исследование индивидуальности: Стиль деятельности и общения: Межвуз. сб. научн. тр. Пермь: ПГПИ, 1992. С. 68−78.
- Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М.: НИИОП, 1980. 168 с.
- Кабрин В.И. Коммуникативный мир личности студента и проблема эффективности подготовки специалиста // Психологопедагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1978. С. 133−143.
- Кабрин В.И. Симптомокомплекс индивидуальности в коммуникативном мире личности // Вопросы педагогики и психологии высшей школы. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1980. С. 31−40.
- Кабрин В.И. Моделирование коммуникативных миров личности // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1981. С. 19−47.
- Кабрин В.И. Психосемантика коммуникативного развития личности // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1986. С.3−13.
- Кабрин В.И. Исследования транскоммуникативных факторов психосемантического развития личности // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1989. С. 5−11.
- Кадыров Б.Р. Уровни активации и некоторые динамические характеристики психической активности // Вопросы психологии. 1976. № 4. С. 133−138.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
- Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988, № 4. С. 25−34.
- Каган М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. 1989, № 4. С. 5−15.
- Калинин Е.А. Индивидуальный стиль общения как опосредующее условие взаимосвязи мета- и интраиндивидуальных свойств личности спортсменов игровых команд // Системное исследование индивидуальности: Тез докл. Всесоюзн. конф. Пермь, 1991. С. 104−105.
- Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности (на материале исследования старших школьников). Автореф. дисс.. кан-та психол. наук. / Пермск. гос. Ун-т, Пермь, 1997. 20 с.
- Кле М. Психология подростка: Пер. с франц. М., 1991. 176 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. 278 с.
- Ковалев А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. В 2 т. Л.: ЛГУ, 1957−1960.
- Козлова Р.П. Преодоление барьеров профессионального общения как фактор развития интегральной индивидуальности (исследование специалистов досуговых центров): Автореф. дисс.. кан-та психол. наук / Перм.гос. ун-т. Пермь, 1994. 18 с.
- Коломинский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск: Народная асвета, 1969. 240 с.
- Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в группах. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 350 с.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
- Кон И.С., Лосенков В. А. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования // Проблемы общения и воспитание. 4.2., Тарту, 1974. С. 74−135.
- Кондратьева С.В., Галузо П. Р. Влияние понимания своих учителей на характер общения подростков // Общение и развитие психики / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М., 1986. С. 116−122.
- Коротаев А.А., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии. 1992. № 2. С. 62−69.
- Костюк Г. С. Избранные психологические труды.М.: Педагогика, 1988. 304 с.
- Краковкий А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970. 272 с.
- Крупенин A.JT., Петровский В. А. Межиндивидуальное влияние как фактор активности подростков и юношей // Личность в общении и деятельности: Межвуз. сб. научн. тр. Ульяновск: УГПИ, 1985. С. 100−104.
- Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности: Учебное пособие. Свердловск, 1983. 72 с.
- Крупнов А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 25−32.
- Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к анализу индивидуальных проявлений активности человека // Психология и психофизиология индивидуальных проявлений активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1985. С. 3−20.
- Крупнов А.И. Динамические черты активности и эмоциональности как основные характеристики темперамента // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека: Сб. научн. трудов. Свердловск, 1989. С. 3−14.
- Крупнов А.И., Жемчугова J1.B. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках активности общительности старших школьников // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1978. С. 63−69.
- Латынов В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты // Психол. журнал. 1995. Т. 16. № 6. С. 90−100.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.280 с.
- Лейтес Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1977. Т. 9. С. 164−179.
- Леонтьев А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии, 1979 а. № 1. С. 121−132.
- Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии. 1960. № 6. С. 23−39.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965.574 с.
- Леонтьев А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Вопросы философии. 1966. № 12. С. 48−56.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т., Т. 1. М.: Педагогика, 1983. 391 с.
- Лийметс Х.И. Понятие общения и воспитание // Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974.
- Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С.18−35.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М: Педагогика, 1986. 144 с.
- Лозоцева В.Н. Сверстник как образец для подростка // Вопросы психологии. 1977. № 2. С. 131−134.
- Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. 295 с.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975, № 2. С. 31 -45.
- Маствилискер Э.И. Индивидуальный стиль общения в предметной деятельности // Проблемы интегрального исследования индивидуаль-«ности и ее педагогические аспекты. Межвуз. сб. научн. тр. Пермь: ПГПИ, 1985. С. 14−30.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. 320 с.
- Мерлин B.C. Связь социально-типичного и индивидуального в личности // Вопросы психологии. 1967. № 4. С.34−43.
- Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. Пермь: Кн. изд-во, 1973. 291 с.
- Мерлин B.C. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей «человек общество»// Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 312.
- Мерлин B.C. Опыт изучения онтогенеза интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 1977. № 5. С. 88−97.
- Мерлин B.C. Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 4. С.26−36.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
- Мерлин B.C., Маствилискер Э. И. Некоторые методики исследования силы возбудительного процесса // Вопросы психологии. 1971. № 6. С. 151−155.
- Миславский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
- Мудрик А.В. Воспитательные функции общения школьников// Общение и развитие психики / Под ред. Бодалева А. А., Ковалева Г. А., М., 1986. С. 123−132.
- Мудрик А.В. Педагогические возможности общения // Проблемы теории воспитания. М.: Педагогика, Ч. 1. С. 84−85.
- Мясищев В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми. Д., 1970. С. 114−116.
- Надирашвили Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974. 170 с.
- Небылицын В.Д. К проблеме мозговых механизмов индивидуально-психологических различий у человека // Нейрофизиологические механизмы психической деятельности человека. Л., 1976. С.118−123.
- Небылицын В.П. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с.
- Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Наукова думка. 1990.
- Обуховский К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972. 237 с.
- Особенности обучения и психического развития школьников 1317 лет / Под. ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
- Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 4. С. 51−60.
- Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 351 с.
- Петровская Jl.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
- Петровский А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. № 3. С. 44−53.
- Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. Т.2. 416 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: Парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
- Позднова Г. П. Роль оценки и самооценки в общении подростков в классном коллективе // Проблемы психологии личности и коллектива/ Отв.ред. П. А. Просецкий. М., 1979. С. 172−178.
- Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 20−30.
- Полонский И.С. Некоторые социально-психологические факторы организаторской деятельности в стихийных группах подростков / Ученые записки. Т.70.Ч.1. Общественная активность личности и группы школьников. Курск, 1970.
- Праведникова И.Е. Индивидуальный стиль моторной активности как фактор, опосредующий взаимосвязи свойств нервной системы и темперамента // V Мерлинские чтения. Пермь, 1990.
- Праведникова И.Е. Стиль моторной активности в структуре интегральной индивидуальности человека: Автореф. дисс.. кан-та психол. наук / Перм. гос. ун-т. Пермь, 17 с.
- Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе / Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и др. М.: АПН СССР, 1976. 156 с.
- Проблемы подготовки к общению / Под ред. Х. И. Лийметса, Таллин, 1979. 107 с.
- Проблемы психологии современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдмана, Г. И. Кузнецовой, М. Г. Тайчинова. М., 1982.
- Прутченков А.С. Тренинг коммуникативных умений (методические разработки занятий). М.: Новая школа, 1993. 49 с.
- Прядеин А.П., Крупнов А. И. К понятию «активность» // Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1976.С. 5−13.
- Психологическая диагностика детей и подростков: Учебн. пособие для студ./ Под.ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Междунар. пед. академия, 1995. 360 с.
- Психология. Словарь / Под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
- Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. 240 с.
- Психология современного подростка / Под. ред. Д.И. Фельд-штейна. М.: Педагогика, 1987. 240 с.
- Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общей редакцией И. В. Дубровиной. М.: Издат. Центр «Академия», 1995.126 с.
- Пушкин В.П. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1977. № 5. С. 74−87.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. 320 с.
- Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под. ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. 336 с.
- Рубинштейн C.JI. Бытие и сознание. М.: изд-во АН СССР, 1957.328 с.
- Рубинштейн СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.423 с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352 с.
- Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 1921.
- Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психол. журнал. 1989. Т. 10, № 1. С. 10−21.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. J1., 1990. 256 с.
- Санникова О.П. Соотношение устойчивых индивидуально-типических особенностей эмоциональности и общительности // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 109−115.
- Санникова О.П. Эмоциональность и регуляция активности общения // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 123−128.
- Сапожникова JI.C. О потребности подростков в общении и их нравственном поведении // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С 229−233.
- Снегирева Т.В., Платон К. Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. Кишинев: Штии-ца, 1988. 64 с.
- Собчик JT.H. Диагностика межличностных отношений: методическое руководство. М., 1990. 48 с.
- Степанский В.И. Субъектность предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 98−103.
- Стюарт Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. Спб.: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. 330 с.
- Субботский Е.В. Стиль общения как способ формирования личности ребенка // Психолого-педагогические проблемы общения. М. 1979. С.80−98.
- Татенко В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психол. журнал. 1995. Т. 16. № 3. С.23−34.
- Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961.536 с.
- Токарев П.В. Индивидуальный стиль эмоциоциональной активности спортсмена в соревнованиях // Системное исследование индивидуальности: Тез. докл. Всесоюзн. конф. Пермь, 1991.С. 118−120.
- Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961.
- Украинцев Б.С. Категория «активность» и «цель» в свете основных понятий кибернетики // Вопросы психологии. 1967. № 5. С. 60−69.
- Учителям и родителям о психологии подростка / Г. Г. Аракелов, Н. М. Жариков, Э. Ф. Зеер и др., Под ред. Г. Г. Аракелова. М., 1990. 304 с.
- Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ./ Дж.-О. Ким, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка и др.- Под. ред. И. С. Енокова. М.: Финансы и статистика, 1989. 215 с.
- Фельдштейн Д.И. Общественно полезная деятельность психологическая основа воспитания // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980.
- Фельдштейн Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе // Вопросы психологии. 1982. № 6.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. 368 с.
- Филонов Л.Б. Поиск пределов допустимого как одна из особенностей поведения «трудных» подростков // Социальная психология личности/Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.:Наука. 1979. С. 114−138.
- Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечел. ценностей, 1993. 511 с.
- Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под. ред. И. В. Дубровиной, М., 1987. 184 с.
- Харрис Т. Я хороший, ты хороший: Пер. с англ. М.: «Соль», 1993.176 с.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. 288 с.
- Черенкова Г. В. Изучение мотивации различных форм общения подростка // Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. М., 1990. С. 70−79.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
- Чуднова Н.В. Влияние личностных характеристик субъекта на его представление об идеальном партнере по общению // Психол. журнал. 1993. Т. 14. № 3. С. 28−37.
- Чудновский В.Э. Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 15−25.
- Чхартишвили Ш. Н. Влияние потребности на восприятия и установка // Вопросы психологии. 1971. № 1. С. 95−105.
- Чхартишвили Ш. Н. Социальная ситуация и движущие силы развития личности ребенка // Материалы IV Всесоюзн. съезда о-ва психологов. Тбилиси, 1971. С.71−72.
- Шмыков В.И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности в структуре интегральной индивидуальности осужденных // VIII Мерлинские чтения. Пермь, 1993. С. 19.
- Шмыков В.И. Индивидуальный стиль в структуре интегральной индивидуальности осужденных: Автореф. дисс.. кан-та психол. наук / Перм. гос. ун-т. Пермь, 1994. 16 с.
- Шмыков В.И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности осужденных // Психол. журнал, Т. 17. № 3. 1996. с. 44−52.
- Шорохова Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека / Биологическое и социальное в развитии человека.М.: Наука, 1977. С. 65−81.
- Шумейко В.П. Особенности общения старших подростков в условиях школы-интерната // Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности. М., 1978. С. 73−81.
- Щебетенко А.И. Структура динамических характеристик общительности // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 128−132.
- Щедровицкий Т.П. К характеристике категориальных определений деятельности // Проблема деятельности в советской психологии: Тез. докл. к Всесоюзн. съезду общ-ва психологии. T.l. М., 1977. С. 86−88.
- Щукин М.Р. Вклад В.С.Мерлина в разработку проблемы индивидуального стиля деятельности // Индивидуальность человека: условия проявления и развития. Тез. докл. научн. сессии. Пермь: ПГПИ, 1988. С. 78.
- Щукин М.Р. Проблемы индивидуального стиля в современной психологии // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения: Межвуз. сб. научн. тр. Пермь, 1992. С 3−17.
- Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М.: НИИОП, 1979. 160 с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971 .№ 4. С. 8−20.
- Юдина Р.Н. Стиль общения тренера и эффективность соревновательной деятельности спортсменок в художественной гимнастике // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения: Межвуз. сб. научн. тр. Пермь: ПГПИ, 1992. С. 88−93.
- Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Тат. кн. изд-во, 1991. 192 с.
- Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89−105.
- Berne Е. Transactional analysis in psyhotherapy: A sistematic individual and sosial psychiatry. N.Y., 1961.
- Gamble Т.К., Gamble M. Communication Works. New York. 1990.
- James M., Jongeward D. Born to win: Transactional analysis with gestalt experiments. Reading, 1973.
- Mader Thomas F. and Mader Diane C. Understanding One Another: Communicating Interpersonally. -Oxfod, England, 1993.
- Norton R. Communicator Style. Beverly Hills- C. A.: Sage Publications, 1983.
- Potter W.J., Emanuel R. «Students» Preferences for Communications Styls and Their Relationship to Achievement, «Communication Education» 39 (July 1990) P. 234−249.
- Psychology today: an introduction/ Richard R. Bootzin, Gordon H. Bower, Jennifer Crocker, ect.-7 th ed/ USA, McGraw-Hill, 1991. 728 p.
- Sherer M., Ronald W. The role of vivid in formation in fear appeals and attitude change // J. Research in Personality. 1984. V. 18. P. 321−334.
- Staley C. C, and Cohe J.L. Communication Style and Social Style: Similarities and Differences Between the Sexes: Communication Quarterly 36 (Summer 1988),-194 p.
- Wagner RV Commplementary heeds role expectations interpersonal attrastion and the stability of working relation-ships Journal of Personality and Social Psycholody. 1975. 32. P. l 16−124.
- Wheeless V.E. and Lashbrook W.B. Style in Personality and Interpersonal Communication: ed. J.C. McCroskey and J.A. Daly. -Newbury Park, CA. 1987. 234 p.
- White R.W. The enterprise of living: Growth and organization in personality. New York: Holt Rinehart and Winston. 1972.