Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коммуникативная активность в структуре интегральной индивидуальности: На материале исслед. 
школьников подросткового возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на расширенных научных конференциях психологических кафедр Пермского государственного педагогического университета — «Мерлинские чтения» (Пермь, 1995; 1996; 1997) — на 2-й, 3-й Российских университетско-академических научно-практических конференциях (Ижевск, 1995; 1997) — на 1-й, Ш-й, IV-й Международных… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. АКТИВНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ИНТЕГРАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
    • 1. 1. Проблема активности в отечественной психологии
    • 1. 2. Стиль активности с позиций теории интегральной индивидуальности
    • 1. 3. Коммуникативная активность и индивидуальные особенности человека
    • 1. 4. Постановка проблемы и задачи исследования
  • ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • II. 1. Методики исследования коммуникативной активности у подростков
    • II. 2. Методики исследования разноуровневых свойств индивидуальности школьников
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • III. 1. Результаты исследования структуры коммуникативной активности при разных уровнях ее развития
    • 111. 2. Исследование коммуникативной активности в структуре интегральной индивидуальности подростков
    • 111. 3. Результаты исследования влияния повышения коммуникативной активности на интегральную индивидуальность (формирующий эксперимент)
    • III. 4. Результаты исследования индивидуальных стилей коммуникативной активности у подростков
  • ВЫВОДЫ

Коммуникативная активность в структуре интегральной индивидуальности: На материале исслед. школьников подросткового возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы усилился интерес психологической науки к проблеме активности. Проявляясь в разных сферах действительности — в учебной и профессиональной деятельности, в творчестве, в межличностном общении, активность может выполнять как роль «координатора», так и «дезинтегратора» жизни человека. Различные виды психической активности рассматриваются в настоящее время в качестве факторов развития индивидуальности человека как субъекта деятельности, познания и общения.

В связи с запросами социальной практики важным аспектом проблемы активности является вопрос об активности человека в общении, или коммуникативной активности, интенсивно исследуемый в последние десятилетия (Б.Ф.Ломов, 1975, 1984; В. И. Кабрин, 1978, 1980, 1986, 1989; К.А.Абульханова-Славская, 1981, 1991; Л. В. Жемчугова, 1982, 1985, 1986;

A.А.Бодалев, 1983; А. И. Крупнов, 1983, 1985, 1989; А. Б. Добрович, 1987;

B.Н.Панферов, 1987; М. С. Каган, 1988; В. И. Степанский, 1991; И. М. Юсупов, 1991; В. И. Шмыков, 1994 и др.). Коммуникативная активность является сложной интегральной характеристикой субъекта и имеет различные проявления. Выделение и осмысление последних возможно при рассмотрении многочисленных функций человека как субъекта общения. Перспективным направлением в изучении коммуникативной активности является системный подход, который предполагает взгляд на человеканосителя активности, как на целостную систему, а также как на часть системы «человек-среда». При этом конкретные проявления активности исследуются в связи со структурой и принципом организации, тех системных образований, свойством которых они являются.

Активность в общении выступает в качестве одной из важнейших форм самовыражения личности и средств ее социального самоутверждения. Несомненно, в общении не только проявляется, но и развивается личность и индивидуальность человека (А.И.Ильина, 1958, 1961, 1967; Б. Г. Ананьев, 1977; В. С. Мерлин, 1982, 1986; А. А. Бодалев, 1983, 1990; Б. Ф. Ломов, 1984; В. И. Кабрин, 1986, 1989; Г. М. Андреева, 1988; К.А.Абульханова-Славская, 1981, 1991; В. А. Петровский, 1996 и др.). Однако, в настоящее время недостаточно изученными являются вопросы об источниках коммуникативной активности, ее значении для развития целостной индивидуальности человека на разных этапах онтогенеза. Нельзя глубоко раскрыть проблему формирования и развития личности в общении, особенно в подростковом возрасте, когда эта сфера жизнедеятельности становится важнейшей для самого школьника, не принимая во внимание активную позицию самой личности в процессе ее становления.

Актуальность темы

обусловлена тем, что в современной жизни все более возрастает роль коммуникативной активности в системе социальных взаимодействий, в совместной деятельности людей, и прежде всего в развитии самого субъекта общения. Результаты многочисленных психологических исследований свидетельствуют о том, что в общении со значимыми другими (родителями, педагогами, сверстниками) происходит становление личности подростка, формирование важнейших ее свойств (Т.В.Драгунова, 1967, 1979; Л. И. Божович, 1968; Д. Б. Эльконин, 1971;

И.С.Кон, 1978, 1989; Д. И. Фельдштейн, 1980,1987, 1995 и др.). Однако, внимание исследователей чаще всего акцентируется на сфере общения учащегося, а не на его собственной коммуникативной активности, либо изучаются ее отдельные проявления. Влияние коммуникативной активности на целостную индивидуальность школьников остается малоизученным. Поэтому исследование активности в общении, особенно в подростковом возрасте, в котором она проявляется наиболее интенсивно, крайне необходимое для понимания источников развития индивидуальности человека, является важной научно-практической задачей.

Научная новизна. В работе впервые с позиций теории интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин, 1986) и роли активности в ее развитии (Б.А.Вяткин, 1991) исследуется коммуникативная активность в структуре интегральной индивидуальности подростков. Установлено, что уровнь развития коммуникативной активности опосредует характер связей разноуровневых свойств, выполняя тем самым в структуре интегральной индивидуальности системообразующую функцию. В работе впервые показана психологическая структура индивидуальных стилей коммуникативной активности у школьников подросткового возраста.

Методологической и теоретической основой исследования явились основные принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности, принцип единства биологического и социального в поведении человека, принцип детерминизма, принцип развития, принцип системного подхода к изучению целостной личности и индивидуальности. Специальной теоретической основой работы явились основные положения теории интегральной индивидуальности (В.С.Мерлин, 1986) и индивидуального стиля активности (Б.А.Вяткин, 1990).

Теоретическое значение. Полученные результаты дополняют и углубляют существующее в современной психологии представление о роли активности субъекта в его собственном развитии, в частности роли коммуникативной активности в развитии индивидуальности подростка, а также вносят определенный вклад в научное понимание индивидуального стиля коммуникативной активности. Полученные данные обогащают теоретический и прикладной аспекты учения об интегральной индивидуальности и психологических факторах ее развития в условиях общеобразовательной школы.

Практическое значение работы заключается в том, что она позволяет разработать один из возможных путей развития коммуникативной активности подростков посредством социально-психологического тренинга и индивидуального психологического консультирования. Результаты могут быть использованы в работе педагогов и школьных психологов с учащимися среднего школьного возраста.

Апробация работы. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на расширенных научных конференциях психологических кафедр Пермского государственного педагогического университета — «Мерлинские чтения» (Пермь, 1995; 1996; 1997) — на 2-й, 3-й Российских университетско-академических научно-практических конференциях (Ижевск, 1995; 1997) — на 1-й, Ш-й, IV-й Международных научно-практических конференциях «Женщины и общество: вопросы теории, методологии и социальных исследований» (Ижевск, 1995; 1997; 1998) — на Пермской областной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое обеспечение развития индивидуальности в системе непрерывного образования» (Пермь, 1996) — на заседаниях кафедры общей психологии Удмуртского государственного университета. По теме исследования в печати опубликовано 7 работ.

Объект исследования — школьники старшего подросткового возраста — учащиеся 9-х классов общеобразовательных школ г. Ижевска 14−15 лет (всего 88 чел.) с различным уровнем развития коммуникативной активности.

Предмет исследования — коммуникативная активность в структуре интегральной индивидуальности подростков.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Коммуникативная активность — сложное психологическое образование, включающее компоненты двух уровней: уровня межличностного взаимодействия и операционально-динамического уровня.

2. Коммуникативная активность может выступать в качестве опосредующего звена в структуре интегральной индивидуальности школьников подросткового возраста, уровень ее развития определяет своеобразие взаимосвязей между разноуровневыми свойствами индивидуальности.

3. Индивидуальный стиль коммуникативной активности подростка системное, многокомпонентное, уровневое образование. Он обусловлен симптомокомплексом свойств различных иерархических уровней интегральной индивидуальности.

4. Индивидуальный стиль коммуникативной активности может являться опосредующим звеном в детерминации взаимосвязей индивидуальных свойств различных иерархических уровней, т. е. выполнять системообразующую функцию в структуре интегральной индивидуальности.

125 ВЫВОДЫ.

1. Коммуникативная активность школьников подросткового возраста — сложное психологическое образование, включающее в себя компоненты двух уровней: межличностного взаимодействия и операционально-динамического.

2. С повышением уровня развития коммуникативной активности изменяется ее структура: устанавливаются более тесные связи между ее компонентами, т. е. она становится более целостной.

3. Коммуникативная активность по мере своего развития определяет своеобразие структуры интегральной индивидуальности подростка, т. е. выступает в качестве опосредующего звена в детерминации связей свойств разных иерархических уровней. Об этом свидетельствуют различия в характере связей между разноуровневыми свойствами индивидуальности, выявленные:

— между полярными по уровню развития коммуникативной активности группами подростков;

— до и после формирующего эксперимента в одной и той же группе подростков.

4. Формирование (повышение) коммуникативной активности является условием гармонизации индивидуальности подростка.

5. Индивидуальный стиль коммуникативной активности — это сложное многокомпонентное образование, включающее межличностное взаимодействие и операционально-динамические характеристики, направленное на установление социальных контактов, построение устойчивых взаимных отношений, т. е. активное приспособление к социальной среде.

6. В группе подростков, отличающихся высоким уровнем развития коммуникативной активности выявлено три различных индивидуальных стиля коммуникативной активности, обусловленных симптомокомплекса-ми разноуровневых свойств индивидуальности: жестко-поверхностный, мягко-доверительный, избирательно-устойчивый.

7. Индивидуальные стили коммуникативной активности выполняют как приспособительную, так и системообразующую функции в структуре интегральной индивидуальности подростков.

РЕКОМЕНДАЦИИ.

Результаты диссертационного исследования позволили сформулировать следующие рекомендации для педагогов по совершенствованию учебно-воспитательного процесса:

1. Развитие коммуникативной активности подростков происходит главным образом путем роста инициативности в общении в ходе самопознания. В связи с этим, помощь в повышении коммуникативной активности, становлении индивидуального стиля коммуникативной активности подростка должна быть направлена на организацию самопознания.

2. В процессе организации взаимодействия подростков друг с другом и окружающими их людьми педагогу необходимо:

— создавать условия для нивелирования негативных тенденций в общении подростков, таких как властность, зависимость, подавляющих развитие инициативности в общении;

— помогать становлению и совершенствованию индивидуального стиля коммуникативной активности через организацию различных видов групповой деятельности.

— совершенствовать свой педагогический такт.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1981.С. 218−241.
  2. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности // Психол. журнал. 1985. Т.6. № 5. С. 3−18.
  3. Абульханова-Славская К. А. Проблемы активности личности И Социально-психологические аспекты изучения личности. М., 1988. С. 5−27.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.М.:Мысль, 1991.299с.
  5. Р.А. О возрастной и типологической структуре темперамента в подростковом возрасте // Экспериментальные исследования личности. Пермь, 1971. С. 45−70.
  6. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1968.339 с.
  7. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. 380 с.
  8. .Г. Избранные психологические труды. Т.1. М.: Педагогика, 1980. 232 с.
  9. Г. М. Социальная психология. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1988.432 с.
  10. О. Я. Самостоятельный выбор стиля как фактор развития интегральной индивидуальности: Автореф. дисс.. кан-та психол. наук / Перм. гос. ун-т. Пермь, 1994. 27 с.
  11. Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
  12. В.К. О взаимосвязи стиля общения и направленности личности // Проблемы формирования личности в коллективной деятельности и общении.: Тез. докл. республ. конф. Гродно: ГрГУ, 1980. Ч.Н. С. 4−5.
  13. Н.М. Влияние коммуникативных потребностей на внутриколлективные отношения // Проблемы формирования личности в коллективной деятельности и общении.: Тез. докл. республ. конф. Грод-но:ГрГУ, 1980.Ч.И.С.З.
  14. И.Б. Механизмы взаимопонимания в психологической интерпретации подростками других людей // Проблемы психологии личности и коллектива / Отв. ред. П. А. Просецкий. М., 1979. С. 140−149.
  15. O.K., Кудашев А. Р. Возрастная структура параметров темперамента у старшеклассников // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 180−182.
  16. С.В. О функциях мотивов и их проявлении в общении подростков // Общение и формирование личности: Сб. научн. тр. Гродно: Изд-во ГрГУ, 1984. С. 23−29.
  17. С.В., Гуткин М. С. Некоторые содержательные особенности общения младших подростков с другими людьми // Психолого-педагогические проблемы общения школьников и студентов. Гродно, 1982. С. 6−9.
  18. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ. Спб.: Лениздат, 1992. 400 с.
  19. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966. 350 с.
  20. А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1983. 270 с.
  21. А. А. О коммуникативном ядре личности // Советская педагогика. 1990. № 5. С. 77−81.
  22. А.А. О взаимосвязи общения и отношения // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 122−127.
  23. М.В. Структура формально-динамических особенностей активности личности // Вопросы психологии. 1977. № 5. С. 129−134.
  24. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  25. В.П. Структурно-функциональный анализ динамических проявлений саморегуляции поведения человека // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека: Сб. научн. трудов. Свердловск, 1989. С. 40−55.
  26. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Изд-во ин-та психологии РАН, 1994. 109 с.
  27. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989. 198 с.
  28. А.В., Шляпин П. П. Круг общения подростков и юношей // Проблемы социальной психологии / Под. ред. М. А. Меньщиковой и др. М., 1971. С. 104−109.
  29. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина, Т. В. Драгуновой. М.: Просвещение, 1967. 360 с.
  30. А.А. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале младших школьников): Автореф. дисс.. кан-та психол. наук / Пермск. гос. ун-т. Пермь, 1997. 24 с.
  31. JI.C. История развития высших психических функций // Собр. соч. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 367 с.
  32. .А. Управление психологическим стрессом в спортивных соревнованиях. М.: Физкультура и спорт, 1981. 112 с.
  33. .А. Стиль активности как предмет интегрального исследования индивидуальности // Системное исследование индивидуальности: Тез. докл. Всесоюзн. конф. Пермь, 1991. С. 7−8.
  34. .А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения: Межвуз. сб. научн. тр. Пермь. 1992. С 36−55.
  35. .А. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие в специфических условиях спортивной деятельности // Психол. журнал. 1993. Т. 14. № 2. С. 73−84.
  36. .А., Праведникова И. Е. Системная характеристика индивидуального стиля моторной активности и его системообразующаяфункция // Системное исследование индивидуальности: Тез. докл. Всесо-юзн.конф. Пермь, 1991. С. 97−98.
  37. .А., Щукин М. Р. О ближайших перспективах учения об интегральной индивидуальности // Психология и социология: проблемы и перспективы развития: Тез. докл. Пермь, 1996. С. 5−8.
  38. .А., Щукин М. Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы // Психол. журнал. 1997. Т. 18. № 3. С.126−141.
  39. Вяткина J1.A., Крылова Г. Ф. Связь активности общения шестилетних детей с экстраверсией-интроверсией // Общение и формирование личности: Сб. научн. тр. Гродно: Изд-во ГрГУ, 1984. С. 89−96.
  40. В.М. О некоторых трудностях в общении школьников со сверстниками в коллективе класса // Проблемы общения и воспитание. Тарту. 4.II. 1974. С. 45−48.
  41. В.К. Категория активности и индивидуальность // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Выпуск 2 (№ 13). С. 55−65.
  42. JI.K. Социально-психологический тренинг как средство анализа и коррекции индивидуального стиля общения // Системное исследование индивидуальности: Тез. докл. Всесоюзн. конф. Пермь. 1991. С. 98 100.
  43. М.Р., Копеел JI.B. Некоторые аспекты личностного самоопределения учащихся старших классов // Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. М.: АПН СССР, 1990. С. 104−114.
  44. Л.Я. Об опыте измерения взаимосвязи особенностей дружеского общения и индивидуально-типологических свойств личности // Проблемы общения и воспитание. 4.2. Тарту, 1974. С. 136−145.
  45. Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. М.: Педагогика, 1980. 151 с.
  46. Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его формирование у старших школьников: Автореф. дисс.. кан-та психол. наук / Перм. гос. пед. инст-т. Пермь, 1992. 11 с.
  47. М.И., Парткал А. Использование социально-психологического тренинга в учебно-воспитательной работе со старшеклассниками // Вопросы психологии. 1988. № 5. С. 100−107.
  48. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М. 1970. 272 с.
  49. В.В. Личности надо «выделаться » // С чего начинается личность. М.: Политиздат, 1979. С. 109−139.
  50. В.В., Эльконин Д. Б., Маркова А. К. Основные вопросы современной психологии детей младшего школьного возраста // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978.
  51. И.А. Категория активности и ее место в системе психологического знания // Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. С. 56−88.
  52. А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Кн. для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1987. 207 с.
  53. А.И. Ближайший круг общения как фактор формирования ценностных ориентаций несовершеннолетних правонарушителей // Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974. Ч. 2. С. 61−67.
  54. Л.Я. Индивидуальный эмоциональный стиль как самодеятельность // Интегральное исследование индивидуальности: стиль общения и деятельности: Межвуз. сб. научн. тр. Пермь, 1992. С. 93−103.
  55. Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. 456 с.
  56. Т.В. Психологические особенности подростка // Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1979. С. 98−141.
  57. Е.И. Экспериментальное изучение контактной разновозрастной группы // Вопросы психологии коллектива школьников и студентов / Отв. ред. А. С. Чернышев. Курск, 1977. С.62−73.
  58. А.А. Психология соактивности людей. Спб.: Знание, 1992.32 с.
  59. Л.В. Связь динамических качеств активности со свойствами нервной системы и темперамента // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения. Свердловск: СГПИ, 1980. С. 35−44.
  60. JT.В. О связи динамической стороны общительности со свойствами нервной системы // Индивидуальные особенности психического и соматического развития и их роль в управлении деятельностью человека. Пермь, 1982. С. 44−45.
  61. Л.В. Природные предпосылки индивидуальных проявлений общительности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения. Свердловск: СГПИ, 1985. С. 30−34.
  62. Ф. Застенчивость: Пер. с англ.М.:Педагогика, 1991.208с.
  63. А.С. Взаимопонимание подростков в процессе создания групповой общности II Проблемы психологии личности и коллектива: Сб. научн. тр. М.: МГПИ, 1979. С.149−164.
  64. B.C. Проявление коммуникативной активности в старшем школьном возрасте в связи с некоторыми индивидуально-типологическими особенностями//Вопросы психологии. 1974.№ 5.С.154−155.
  65. А.Н., Заика Е. В. Методика исследования коммуникативных установок личности // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 162−166.
  66. Е.П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты // Вопросы психологии. 1988. № 6. С. 85−93.
  67. А.И. Особенности проявления общительности в связи с подвижностью нервной системы // Ученые записки Пермского пед. ин-та. Вып. 23. Пермь, 1958. С. 76−119.
  68. А.И. Общительность и темперамент школьников. Пермь: Пермск. кн. из-во, 1961. 120 с.
  69. А.И. О сопоставлении динамических качеств общительности с временными характеристиками темперамента // Вопросы психологии. 1967. № 4. С. 123−133.
  70. А.Г. Характеристика индивидуальных стилей педагогического общения воспитателей детских садов // Интегральное исследование индивидуальности: Стиль деятельности и общения: Межвуз. сб. научн. тр. Пермь: ПГПИ, 1992. С. 68−78.
  71. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М.: НИИОП, 1980. 168 с.
  72. В.И. Коммуникативный мир личности студента и проблема эффективности подготовки специалиста // Психологопедагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1978. С. 133−143.
  73. В.И. Симптомокомплекс индивидуальности в коммуникативном мире личности // Вопросы педагогики и психологии высшей школы. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1980. С. 31−40.
  74. В.И. Моделирование коммуникативных миров личности // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1981. С. 19−47.
  75. В.И. Психосемантика коммуникативного развития личности // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1986. С.3−13.
  76. В.И. Исследования транскоммуникативных факторов психосемантического развития личности // Психолого-педагогические вопросы организации учебно-воспитательного процесса. Томск: Изд-во Томск, ун-та, 1989. С. 5−11.
  77. .Р. Уровни активации и некоторые динамические характеристики психической активности // Вопросы психологии. 1976. № 4. С. 133−138.
  78. М.С. Мир общения: Проблема межсубъективных отношений. М.: Политиздат, 1988. 319 с.
  79. М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Вопросы психологии. 1988, № 4. С. 25−34.
  80. М.С., Эткинд A.M. Индивидуальность как объективная и субъективная реальность // Вопросы психологии. 1989, № 4. С. 5−15.
  81. Е.А. Индивидуальный стиль общения как опосредующее условие взаимосвязи мета- и интраиндивидуальных свойств личности спортсменов игровых команд // Системное исследование индивидуальности: Тез докл. Всесоюзн. конф. Пермь, 1991. С. 104−105.
  82. Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности (на материале исследования старших школьников). Автореф. дисс.. кан-та психол. наук. / Пермск. гос. Ун-т, Пермь, 1997. 20 с.
  83. Кле М. Психология подростка: Пер. с франц. М., 1991. 176 с.
  84. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1969. 278 с.
  85. А.Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. В 2 т. Л.: ЛГУ, 1957−1960.
  86. Р.П. Преодоление барьеров профессионального общения как фактор развития интегральной индивидуальности (исследование специалистов досуговых центров): Автореф. дисс.. кан-та психол. наук / Перм.гос. ун-т. Пермь, 1994. 18 с.
  87. Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск: Народная асвета, 1969. 240 с.
  88. Я.Л. Психология взаимоотношений в группах. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 350 с.
  89. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
  90. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. 255 с.
  91. Кон И.С., Лосенков В. А. Юношеская дружба как объект эмпирического исследования // Проблемы общения и воспитание. 4.2., Тарту, 1974. С. 74−135.
  92. С.В., Галузо П. Р. Влияние понимания своих учителей на характер общения подростков // Общение и развитие психики / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Ковалева. М., 1986. С. 116−122.
  93. А.А., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопросы психологии. 1992. № 2. С. 62−69.
  94. Г. С. Избранные психологические труды.М.: Педагогика, 1988. 304 с.
  95. А.П. О подростках. М.: Педагогика, 1970. 272 с.
  96. A.JT., Петровский В. А. Межиндивидуальное влияние как фактор активности подростков и юношей // Личность в общении и деятельности: Межвуз. сб. научн. тр. Ульяновск: УГПИ, 1985. С. 100−104.
  97. А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности: Учебное пособие. Свердловск, 1983. 72 с.
  98. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 25−32.
  99. А.И. Целостно-функциональный подход к анализу индивидуальных проявлений активности человека // Психология и психофизиология индивидуальных проявлений активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1985. С. 3−20.
  100. А.И. Динамические черты активности и эмоциональности как основные характеристики темперамента // Психология и психофизиология активности и саморегуляции поведения и деятельности человека: Сб. научн. трудов. Свердловск, 1989. С. 3−14.
  101. А.И., Жемчугова J1.B. Исследование индивидуальных различий в динамических характеристиках активности общительности старших школьников // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск: СГПИ, 1978. С. 63−69.
  102. В.В. Стили речевого коммуникативного поведения: структура и детерминанты // Психол. журнал. 1995. Т. 16. № 6. С. 90−100.
  103. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.280 с.
  104. Н.С. К вопросу о динамической стороне психической активности // Проблемы дифференциальной психофизиологии. М., 1977. Т. 9. С. 164−179.
  105. А.А. Деятельность и общение // Вопросы философии, 1979 а. № 1. С. 121−132.
  106. А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии. 1960. № 6. С. 23−39.
  107. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Мысль, 1965.574 с.
  108. А.Н. Понятие отражения и его значение для психологии // Вопросы философии. 1966. № 12. С. 48−56.
  109. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  110. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т., Т. 1. М.: Педагогика, 1983. 391 с.
  111. Х.И. Понятие общения и воспитание // Проблемы общения и воспитания. Тарту, 1974.
  112. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии. 1982. № 4. С.18−35.
  113. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М: Педагогика, 1986. 144 с.
  114. В.Н. Сверстник как образец для подростка // Вопросы психологии. 1977. № 2. С. 131−134.
  115. .Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. 295 с.
  116. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. 1975, № 2. С. 31 -45.
  117. Э.И. Индивидуальный стиль общения в предметной деятельности // Проблемы интегрального исследования индивидуаль-«ности и ее педагогические аспекты. Межвуз. сб. научн. тр. Пермь: ПГПИ, 1985. С. 14−30.
  118. В.М., Ямпольский Л. Г. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. 320 с.
  119. B.C. Связь социально-типичного и индивидуального в личности // Вопросы психологии. 1967. № 4. С.34−43.
  120. B.C. Очерк теории темперамента. Пермь: Кн. изд-во, 1973. 291 с.
  121. B.C. Взаимоотношение иерархических уровней в системе взаимосвязей «человек общество»// Вопросы психологии. 1975. № 5. С. 312.
  122. B.C. Опыт изучения онтогенеза интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 1977. № 5. С. 88−97.
  123. B.C. Индивидуальный стиль общения // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 4. С.26−36.
  124. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
  125. B.C., Маствилискер Э. И. Некоторые методики исследования силы возбудительного процесса // Вопросы психологии. 1971. № 6. С. 151−155.
  126. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. 152 с.
  127. А.В. Воспитательные функции общения школьников// Общение и развитие психики / Под ред. Бодалева А. А., Ковалева Г. А., М., 1986. С. 123−132.
  128. А.В. Педагогические возможности общения // Проблемы теории воспитания. М.: Педагогика, Ч. 1. С. 84−85.
  129. В.Н. О взаимосвязи общения, отношения и отражения как проблеме общей и социальной психологии // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развитие контактов между людьми. Д., 1970. С. 114−116.
  130. Ш. А. Понятие установки в общей и социальной психологии. Тбилиси, 1974. 170 с.
  131. В.Д. К проблеме мозговых механизмов индивидуально-психологических различий у человека // Нейрофизиологические механизмы психической деятельности человека. Л., 1976. С.118−123.
  132. В.П. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. 336 с.
  133. Н.Н. Психология межличностных отношений. Киев: Наукова думка. 1990.
  134. К. Психология влечений человека. М.: Прогресс, 1972. 237 с.
  135. Особенности обучения и психического развития школьников 1317 лет / Под. ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1988. 192 с.
  136. В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 4. С. 51−60.
  137. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 351 с.
  138. Jl.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.
  139. А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. № 3. С. 44−53.
  140. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. Т.2. 416 с.
  141. В.А. Личность в психологии: Парадигма субъективности. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.
  142. Г. П. Роль оценки и самооценки в общении подростков в классном коллективе // Проблемы психологии личности и коллектива/ Отв.ред. П. А. Просецкий. М., 1979. С. 172−178.
  143. К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 20−30.
  144. И.С. Некоторые социально-психологические факторы организаторской деятельности в стихийных группах подростков / Ученые записки. Т.70.Ч.1. Общественная активность личности и группы школьников. Курск, 1970.
  145. И.Е. Индивидуальный стиль моторной активности как фактор, опосредующий взаимосвязи свойств нервной системы и темперамента // V Мерлинские чтения. Пермь, 1990.
  146. И.Е. Стиль моторной активности в структуре интегральной индивидуальности человека: Автореф. дисс.. кан-та психол. наук / Перм. гос. ун-т. Пермь, 17 с.
  147. Проблемы периодизации развития психики в онтогенезе / Под ред. В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и др. М.: АПН СССР, 1976. 156 с.
  148. Проблемы подготовки к общению / Под ред. Х. И. Лийметса, Таллин, 1979. 107 с.
  149. Проблемы психологии современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдмана, Г. И. Кузнецовой, М. Г. Тайчинова. М., 1982.
  150. А.С. Тренинг коммуникативных умений (методические разработки занятий). М.: Новая школа, 1993. 49 с.
  151. А.П., Крупнов А. И. К понятию «активность» // Вопросы психологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1976.С. 5−13.
  152. Психологическая диагностика детей и подростков: Учебн. пособие для студ./ Под.ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Междунар. пед. академия, 1995. 360 с.
  153. Психология. Словарь / Под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  154. Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  155. Психология современного подростка / Под. ред. Д.И. Фельд-штейна. М.: Педагогика, 1987. 240 с.
  156. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. Пособие для школьных психологов. Под общей редакцией И. В. Дубровиной. М.: Издат. Центр «Академия», 1995.126 с.
  157. В.П. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности // Вопросы психологии. 1977. № 5. С. 74−87.
  158. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. 320 с.
  159. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под. ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. 336 с.
  160. C.JI. Бытие и сознание. М.: изд-во АН СССР, 1957.328 с.
  161. СЛ. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.423 с.
  162. В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979. 352 с.
  163. В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 1921.
  164. В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психол. журнал. 1989. Т. 10, № 1. С. 10−21.
  165. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. J1., 1990. 256 с.
  166. О.П. Соотношение устойчивых индивидуально-типических особенностей эмоциональности и общительности // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 109−115.
  167. О.П. Эмоциональность и регуляция активности общения // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 123−128.
  168. JI.C. О потребности подростков в общении и их нравственном поведении // Проблемы формирования социогенных потребностей. Тбилиси, 1974. С 229−233.
  169. Т.В., Платон К. Н. Особенности межличностного восприятия в подростковом и раннем юношеском возрасте. Кишинев: Штии-ца, 1988. 64 с.
  170. JT.H. Диагностика межличностных отношений: методическое руководство. М., 1990. 48 с.
  171. В.И. Субъектность предпосылка личностной формы общения // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 98−103.
  172. Я., Джойнс В. Современный транзактный анализ. Спб.: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. 330 с.
  173. Е.В. Стиль общения как способ формирования личности ребенка // Психолого-педагогические проблемы общения. М. 1979. С.80−98.
  174. В.О. Субъект психической активности: поиск новой парадигмы // Психол. журнал. 1995. Т. 16. № 3. С.23−34.
  175. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: Изд-во АПН РСФСР. 1961.536 с.
  176. П.В. Индивидуальный стиль эмоциоциональной активности спортсмена в соревнованиях // Системное исследование индивидуальности: Тез. докл. Всесоюзн. конф. Пермь, 1991.С. 118−120.
  177. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН ГССР, 1961.
  178. .С. Категория «активность» и «цель» в свете основных понятий кибернетики // Вопросы психологии. 1967. № 5. С. 60−69.
  179. Учителям и родителям о психологии подростка / Г. Г. Аракелов, Н. М. Жариков, Э. Ф. Зеер и др., Под ред. Г. Г. Аракелова. М., 1990. 304 с.
  180. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: Пер. с англ./ Дж.-О. Ким, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка и др.- Под. ред. И. С. Енокова. М.: Финансы и статистика, 1989. 215 с.
  181. Д.И. Общественно полезная деятельность психологическая основа воспитания // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М., 1980.
  182. Д.И. Особенности развития деятельности ребенка в онтогенезе // Вопросы психологии. 1982. № 6.
  183. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. 368 с.
  184. Л.Б. Поиск пределов допустимого как одна из особенностей поведения «трудных» подростков // Социальная психология личности/Отв. ред. М. И. Бобнева, Е. В. Шорохова. М.:Наука. 1979. С. 114−138.
  185. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечел. ценностей, 1993. 511 с.
  186. Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под. ред. И. В. Дубровиной, М., 1987. 184 с.
  187. Т. Я хороший, ты хороший: Пер. с англ. М.: «Соль», 1993.176 с.
  188. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995. 288 с.
  189. Г. В. Изучение мотивации различных форм общения подростка // Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. М., 1990. С. 70−79.
  190. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. 144 с.
  191. Н.В. Влияние личностных характеристик субъекта на его представление об идеальном партнере по общению // Психол. журнал. 1993. Т. 14. № 3. С. 28−37.
  192. В.Э. Проблема субъективности в свете современных задач психологии воспитания // Вопросы психологии. 1988. № 4. С. 15−25.
  193. Ш. Н. Влияние потребности на восприятия и установка // Вопросы психологии. 1971. № 1. С. 95−105.
  194. Ш. Н. Социальная ситуация и движущие силы развития личности ребенка // Материалы IV Всесоюзн. съезда о-ва психологов. Тбилиси, 1971. С.71−72.
  195. В.И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности в структуре интегральной индивидуальности осужденных // VIII Мерлинские чтения. Пермь, 1993. С. 19.
  196. В.И. Индивидуальный стиль в структуре интегральной индивидуальности осужденных: Автореф. дисс.. кан-та психол. наук / Перм. гос. ун-т. Пермь, 1994. 16 с.
  197. В.И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности осужденных // Психол. журнал, Т. 17. № 3. 1996. с. 44−52.
  198. Е.В. О естественной природе и социальной сущности человека / Биологическое и социальное в развитии человека.М.: Наука, 1977. С. 65−81.
  199. В.П. Особенности общения старших подростков в условиях школы-интерната // Психолого-педагогические проблемы коллектива и личности. М., 1978. С. 73−81.
  200. А.И. Структура динамических характеристик общительности // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 128−132.
  201. Т.П. К характеристике категориальных определений деятельности // Проблема деятельности в советской психологии: Тез. докл. к Всесоюзн. съезду общ-ва психологии. T.l. М., 1977. С. 86−88.
  202. М.Р. Вклад В.С.Мерлина в разработку проблемы индивидуального стиля деятельности // Индивидуальность человека: условия проявления и развития. Тез. докл. научн. сессии. Пермь: ПГПИ, 1988. С. 78.
  203. М.Р. Проблемы индивидуального стиля в современной психологии // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения: Межвуз. сб. научн. тр. Пермь, 1992. С 3−17.
  204. Экспериментальные исследования по проблемам педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М.: НИИОП, 1979. 160 с.
  205. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971 .№ 4. С. 8−20.
  206. Р.Н. Стиль общения тренера и эффективность соревновательной деятельности спортсменок в художественной гимнастике // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения: Межвуз. сб. научн. тр. Пермь: ПГПИ, 1992. С. 88−93.
  207. И.М. Психология взаимопонимания. Казань: Тат. кн. изд-во, 1991. 192 с.
  208. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 89−105.
  209. Berne Е. Transactional analysis in psyhotherapy: A sistematic individual and sosial psychiatry. N.Y., 1961.
  210. Gamble Т.К., Gamble M. Communication Works. New York. 1990.
  211. James M., Jongeward D. Born to win: Transactional analysis with gestalt experiments. Reading, 1973.
  212. Mader Thomas F. and Mader Diane C. Understanding One Another: Communicating Interpersonally. -Oxfod, England, 1993.
  213. Norton R. Communicator Style. Beverly Hills- C. A.: Sage Publications, 1983.
  214. W.J., Emanuel R. «Students» Preferences for Communications Styls and Their Relationship to Achievement, «Communication Education» 39 (July 1990) P. 234−249.
  215. Psychology today: an introduction/ Richard R. Bootzin, Gordon H. Bower, Jennifer Crocker, ect.-7 th ed/ USA, McGraw-Hill, 1991. 728 p.
  216. Sherer M., Ronald W. The role of vivid in formation in fear appeals and attitude change // J. Research in Personality. 1984. V. 18. P. 321−334.
  217. Staley C. C, and Cohe J.L. Communication Style and Social Style: Similarities and Differences Between the Sexes: Communication Quarterly 36 (Summer 1988),-194 p.
  218. Wagner RV Commplementary heeds role expectations interpersonal attrastion and the stability of working relation-ships Journal of Personality and Social Psycholody. 1975. 32. P. l 16−124.
  219. Wheeless V.E. and Lashbrook W.B. Style in Personality and Interpersonal Communication: ed. J.C. McCroskey and J.A. Daly. -Newbury Park, CA. 1987. 234 p.
  220. White R.W. The enterprise of living: Growth and organization in personality. New York: Holt Rinehart and Winston. 1972.
Заполнить форму текущей работой