Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нарушение взаимоотношений между матерью и ребенком как фактор риска наркозависимости подростков

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Гипотеза исследования. Взаимоотношения между подростками «группы риска» по наркозависимости и их матерями обладают специфическими особенностями по сравнению с таковыми в семьях как не употребляющих ПАВ, так и наркозависимых подростков. В сравнении с нормой, для семей несовершеннолетних, имеющих склонность к употреблению ПАВ, характерны: отклонения в стиле родительского отношения… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Современные представления о семейных факторах риска наркозависимости подростков
    • 1. 1. Понятие о наркомании как разновидности аддиктивного поведения 11 1.2.Особенности подросткового возраста как фактор риска наркозависимости
    • 1. 3. Дисгармоничные семейные взаимоотношения как фактор риска наркозависимости подростков ^
  • 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Объект и организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования и статистической обработки
  • 3. Исследование особенностей взаимоотношений между матерью и ребенком в семьях подростков «группы риска» по наркозависимости и зависимых от ПАВ
    • 3. 1. Исследование взаимоотношений в семьях подростков «группы риска»
      • 3. 1. 1. Изучение стиля родительского отношения матерей подростков «группы риска» по наркотизации и возможных психологических причин его нарушений

      3.1.2.Выявление особенностей отношения матерей подростков «группы риска» к своей семейной роли и эмоциональной дистанции с ребенком 95 3.1.3 .Оценка взаимоотношений с матерью подростками «группы риска»

      3.1.4.Сравнительный анализ оценок взаимоотношений подростками «группы риска» и их матерями

      3.1.5. Особенности факторной структуры взаимосвязей психодиагностических показателей взаимоотношений между подростками «группы риска» и их матерями

      3.1.6.Изучение различий во взаимоотношениях между матерями и подростками «группы риска» в зависимости от пола ребенка

      3.2.Исследование взаимоотношений в семьях наркозависимых подростков

      3.2.1.Изучение стиля родительского отношения матерей наркозависимых подростков и возможных психологических причин его нарушений

      3.2.2.Выявление особенностей отношения матерей наркозависимых подростков к своей семейной роли и эмоциональной дистанции с ребенком 148 3.2.3.Оценка взаимоотношений с матерью наркозависимыми подростками 154 3.2.4.Сравнительный анализ оценок взаимоотношений наркозависимыми подростками и их матерями 157 3.2.5.Особенности факторной структуры взаимосвязей психодиагностических показателей взаимоотношений между наркозависимыми подростками и их матерями

      3.3.Исследование особенностей взаимоотношений между матерью и ребенком в семьях подростков «группы риска» по наркозависимости и зависимых от ПАВ

      3.3.1.Выявление различий в стиле родительского отношения матерей и возможных психологических причин его нарушений в зависимости от степени вовлеченности подростка в наркотизацию

      3.3.2.Изучение особенностей отношения матерей к своей семейной роли и эмоциональной дистанции с подростком в зависимости от степени его вовлеченности в наркотизацию 172 3.3.3.Оценка взаимоотношений с матерью подростками, в различной степени вовлеченными в наркотизацию 177 3.3.4.Изучение различий во взаимоотношениях между матерями и подростками, в различной степени вовлеченными в наркотизацию, в зависимости от пола ребенка

      4.Изучение прогностических психодиагностических показателей взаимоотношений между матерью и подростком, способствующих формированию наркозависимости у несовершеннолетних

      4.1 .Выявление психодиагностических показателей отклонений во взаимоотношениях между матерью и ребенком, обладающих прогностической ценностью для отнесения подростков 13−15 лет в «группу риска» по наркозависимости

      4.1.1.Изучение прогностической значимости психодиагностических показателей отклонений в семейных взаимоотношениях для отнесения девочек-подростков 13−15 лет в «группу риска» по наркозависимости

      4.1.2.Изучение прогностической значимости психодиагностических показателей отклонений в семейных взаимоотношениях для отнесения мальчиков-подростков 13−15 лет в «группу риска» по наркозависимости 203 4.2.Исследование прогностической ценности психодиагностических показателей отклонений в родительско-детских взаимоотношениях для определения вероятности формирования наркозависимости у подростков «группы риска»

      4.2.1.Изучение прогностической ценности психодиагностических показателей отклонений в родительско-детских взаимоотношениях для определения вероятности формирования наркозависимости у девочек-подростков «группы риска»

      4.2.2.Изучение прогностической ценности психодиагностических показателей отклонений в родительско-детских взаимоотношениях для определения вероятности формирования наркозависимости у мальчиков-подростков «группы риска»

      5. Обсуяедение результатов

      6. Выводы

Нарушение взаимоотношений между матерью и ребенком как фактор риска наркозависимости подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Рост числа наркологических заболеваний среди несовершеннолетних в последние годы выдвигает в ряд наиболее актуальных проблему изучения путей предотвращения и снижения негативного влияния агрессивной наркотической среды на подрастающее поколение. При этом подростковый возраст многими авторами определяется как «критический» для формирования аддиктивного поведения.

Одним из наиболее значимых факторов риска приобщения детей и подростков к наркотикам является нарушение взаимоотношений в семье, в частности, дисфункциональные родительско-детские отношения.

Отдельные специалисты рассматривают само возникновение проблемы зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) как следствие определенных нарушений в функционировании семьи (Н.Я. Копыт, 1985; С. Б. Белогуров, 1999; Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, 1999; Н. Ю. Максимова, 2000; С. В. Березин, К. С. Лисецкий, 1997, 2001; Н. С. Курек, 2001 и др.). Следовательно, наркозависимость выступает в качестве симптома-показателя наличия проблем в семейных взаимоотношениях.

Известно также, что наркотизация одного из членов семьи приводит к изменению в функционировании семьи, как в целом, так и отдельных ее членов. Здесь, прежде всего, речь идет о таком явлении как созависимость (Н.Н. Иванец, 2001; В. Д. Москаленко, 2002, 2003; С. Б. Вайсов, 2002; Е. А. Назаров, 2002 и др.).

В настоящее время наблюдается недостаток исследований психологических аспектов влияния семейных отношений на вероятность формирования наркозависимости у несовершеннолетних. Большинство существующих на сегодняшний день исследований проводилось на основе клинических наблюдений и обследовании членов семей подростков с уже сформированной наркотической зависимостью (Э.У. Смит, 1991; С. В. Березин, К. С. Лисецкий, 2000, 2001; Е. А. Назаров, 2002; В. Д. Менделевич,.

2003 и др.). Однако остаются невыясненными особенности взаимоотношений 5 в семье, являющиеся возможной причиной, а также следствием формирования наркозависимости у подростка. Недостаточно изучен тендерный аспект взаимоотношений в семьях подростков, употребляющих ПАВ.

В связи с высокой значимостью профилактики в предотвращении формирования наркозависимости (Ю.В. Валентик, 1998; Зарецкий, Н. В. Восторкнутов, 2002, 2003 и д.р.), особую актуальность приобретает изучение взаимоотношений в семьях подростков, находящихся на начальной стадии употребления ПАВ. Восполнение недостатка психологических исследований в данной области знания может внести важный вклад в организацию системы мер, направленных на своевременное выявление несовершеннолетних «группы риска» по наркотизации, и определение приоритетных направлений работы с данной категорией лиц.

Цель исследования: сравнительный анализ особенностей взаимоотношений между матерью и ребенком в семьях подростков «группы риска» по наркозависимости, наркозависимых и не употребляющих психоактивные вещества.

Задачи исследования:

1. Теоретический анализ и систематизация имеющихся научных представлений о роли родительско-детских взаимоотношений в формировании наркозависимости у несовершеннолетних и разработка на этой основе психодиагностического пакета исследования.

2. Изучение особенностей отношений между подростками «группы риска» и их матерями в сравнении с семьями подростков, не употребляющих психоактивные вещества.

3. Исследование различий во взаимоотношениях между матерью и ребенком в семьях наркозависимых подростков в сравнении с семьями здоровых сверстников.

4. Выявление факторов риска наркомании во взаимоотношениях между матерью и подростком, определение приоритетных направлений работы с такими семьями.

5. Выявление с помощью методов математической статистики прогностических показателей для выяснения наличия в семье нарушенных взаимоотношений между матерью и ребенком, являющихся факторами риска приобщения подростка к употреблению психоактивных веществ.

Объект исследования: подростки 13−18 лет «группы риска» по наркозависимости, наркозависимые, не употребляющие ПАВ, и их матери.

Предмет исследования: психологические аспекты взаимоотношений между матерью и ребенком в семьях подростков «группы риска» по наркозависимости и наркозависимых.

Гипотеза исследования. Взаимоотношения между подростками «группы риска» по наркозависимости и их матерями обладают специфическими особенностями по сравнению с таковыми в семьях как не употребляющих ПАВ, так и наркозависимых подростков. В сравнении с нормой, для семей несовершеннолетних, имеющих склонность к употреблению ПАВ, характерны: отклонения в стиле родительского отношения и неудовлетворенность матери различными аспектами своей семейной ролинарушения эмоциональной дистанции между матерью и ребенком, который воспринимает отношения с матерью как враждебные, а ее поведение как непоследовательное и директивное. Дисгармоничные взаимоотношения между матерью и ребенком в семьях подростков «группы риска» являются предпосылкой формирования созависимости, которая проявляется в гиперпротекции или гипоопеке подростка, стремлении к тотальному контролю, подавлению активности подростка и попустительстве со стороны матери, а также в манипулятивном характере отношения со стороны подростка.

Методы исследования: наблюдение и беседа, анализ документов, экспертная оценка, экспериментальный метод, методы математической статистики.

Положения, выносимые на защиту:

1. Для семей подростков «группы риска» характерно наличие отклонений во взаимоотношениях между матерью и ребенком, специфичных по сравнению с семьями подростков, как не употребляющих ПАВ, так и наркозависимых, которые составляют психологическую основу формирования нарушений стиля родительского отношения и эмоциональной дистанции между матерью и подростком.

2. В числе психологических причин нарушений родительско-детских взаимоотношений в семьях подростков «группы риска» особое место занимают отклонения в установках матери по отношению к подростку, непонимание и непринятие его особенностей, проявление неразвитости родительских чувств.

3. По мере формирования наркозависимости подростка, между ним и матерью формируется созависимость, которая проявляется в усугублении отклонений во взаимоотношениях, формировании неправильных стилей отношения матери к подростку по типу гиперпротекции или гипоопеки, нарушениях эмоциональной дистанции и манипулятивном характере отношений подростка к матери.

4. Наиболее значимыми психодиагностическими показателями для выявления нарушенных взаимоотношений между матерью и ребенком, повышающих риск наркомании являются следующие: проекция матерью собственных нежелаемых качеств на подростка, гиперпротекция, недостаточность требований-запретов, чрезмерность требований-обязанностей, партнерские отношения с подростком, чрезмерное опасение обидеть подростка, непоследовательность, враждебность и директивность матери.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые было проведено эмпирическое исследование особенностей взаимоотношений между матерью и ребенком в семьях подростков «группы риска» по наркотизации, и выявлена их специфика по отношению к таковым в семьях их сверстников, не употребляющих ПАВ, и наркозависимых подростков.

Полученные данные являются результатом теоретически обоснованного психологического исследования и вносят важный вклад в научное обоснование профилактической и психокоррекционной работы с семьей по предупреждению формирования наркозависимости у подростков «группы риска» и психологической реабилитации сформировавшейся созависимости.

Практическая значимость исследования заключается в определении значимых психодиагностических показателей для выявления семей, имеющих нарушенный характер отношений между матерью и ребенком, повышающий вероятность приобщения последнего к употреблению ПАВ, что позволяет отнести подростка в «группу риска» по наркозависимости. Выявленные факторы риска и защиты, влияющие на формирование наркозависимости у подростков «группы риска», позволяют целенаправленно разработать программы психокоррекционной и профилактической работы с семьями.

Апробация результатов исследования. Результаты исследования были представлены и обсуждены на заседаниях кафедр специальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета и Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга, в докладах на международной конференции в г. Москве 30−31 октября 2001 года «Подростки и молодежь в меняющемся обществе (проблемы девиантного поведения)», Всероссийской научно-практической конференции в г. Москве 22−24 октября 2003 г. «Профилактика злоупотребления психоактивными 9 веществами несовершеннолетними и молодежью», а также в рамках курсов повышения квалификации работников образовательных учреждений гг. Санкт-Петербурга (2003, 2004), Пскова (2003) и Калининграда (2003). По материалам диссертации подготовлены курс лекций дистанционного обучения и учебно-методическое пособие для специалистов образовательных учреждений по организации работы с семьями детей и подростков, употребляющих ПАВ. Основные результаты исследования отражены в трех публикациях автора.

Структура и объем работы.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, обсуждения результатов, выводов и приложений. Работа изложена на 254 страницах, содержит 83 рисунка, 13 таблиц, 2 приложения. Библиография насчитывает 182 наименования, из них — 32 на иностранном языке.

6. Выводы.

1. Специфика взаимоотношений между матерью и ребенком в семьях подростков «группы риска» проявляется в неоднородности и противоречивости нарушений стиля родительского отношения материналичии «крайностей» в ее отношении к подростку: от гиперпротекции — до попустительства, от излишней эмоциональной дистанции — до чрезмерной концентрации на ребенке. В свою очередь, подростки «группы риска» наркозависимости склонны видеть отношения с матерью враждебными, а ее поведение — директивным и непоследовательным.

2. Для семей наркозависимых подростков характерно наличие сформировавшихся нарушенных стилей родительского отношения матери по типу гиперпротекции или гипоопеки. Специфические отклонения в отношении матерей данной группы к своей семейной роли, манипулятивный стиль отношения подростка к матери и нарушения эмоциональной дистанции между ними свидетельствуют о созависимом типе отношений между матерью и ребенком.

3. Приоритетными направлениями при работе с семьями по снижению вероятности формирования наркозависимости у подростков «группы риска» являются: коррекция имеющихся нарушений в сфере детско-родительских взаимоотношений и отношения матери к своей семейной ролипрофилактика созависимости, которая выступает в качестве подмены истинно близких отношений между матерью и ребенкоминформирование членов семьи о причинах и последствиях употребления ПАВ и формирование у них адекватного отношения к проблеме.

4. Наиболее прогностически значимыми психодиагностическими показателями, позволяющими выявлять семьи, в которых детско-родительские отношения являются фактором риска употребления несовершеннолетними ПАВ, являются: проекция матерью собственных нежелаемых качеств на подростка, гиперпротекция, недостаточность требований-запретов, чрезмерность требований-обязанностей, партнерские.

228 отношения с подростком, чрезмерное опасение обидеть подростка, непоследовательность, враждебность и директивность матери. 5. Своевременное выявление нарушенных взаимоотношений между матерью и ребенком позволяет более эффективно проводить профилактическую и психокоррекционную работу по предотвращению употребления ПАВ среди детей и подростков.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. — 2-е изд., Москва: Издательский центр «Академия», 1996. — 224 с.
  2. В.А. Существовать с проблемой. Психологическая газета. № 10/49 октябрь 1999.
  3. Т.И. Причины употребления наркотиков и возможные действия по предотвращению причин: Представления различных школ. Internet: http:// www.adic.org.ua
  4. А., Никитин Д., Трофимова И., Булыгина И. Возрастные особенности формирования наркомании у женщин. Internet: http://www.narcom.ru
  5. О.В. Психологическая защита ребенка дошкольного возраста от деструктивного влияния родителей. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук, — Ростов-на-Дону, 2000.
  6. С.Б. Наркотики и наркомании. СПб.: Университетская книга, 1997.
  7. С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. СПб.: «Невский диалект» «Издательство БИНОМ», 1999.
  8. С.В., Лисецкий К. С., Серебрякова М. Е. Подростковый наркотизм: семейные предпосылки. Самара: Издательство «Самарский университет», 2001.
  9. С.В., Лисецкий К. С., Мотынга И. А. Психология ранней наркомании. Самара, 1997.
  10. С.В., Лисецкий К. С., Назаров Е. А. Психология наркотической зависимости и созависимости (монография) — Москва МПА, 2001.
  11. П.Берко Д. В. Влияние стилей родительского воспитания на личностные особенности девушек. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук, — Ставрополь, 2000.
  12. Л.И. Проблемы формирования личности. /Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1997. -352 с.
  13. ДЖ., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии -СПб.: Питер, 2001.
  14. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990.
  15. B.C., Херсонский Б. Г., Дворяг С. В. и др. Наркомании у подростков. Киев: Изд-во «Здоровье», 1989.
  16. М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости. М.: Физкультура и спорт, 1997.
  17. М.В. Новый подход к проблеме детско-родительских отношений. Internet: http//: www.psychology.ru
  18. Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993.
  19. Ю.В., Гериш А. А., Зарецкий В. В. Базовая модель профилактики злоупотребления психоактивными веществами. // Наркология. 2002. -№ 8, — с.16−19.
  20. А .Я. Семейные мифы в практике системной семейной психотерапии, Журнал практической психологии и психоанализа -5/2001.
  21. А .Я. Системная семейная психотерапия. СПб.: Речь, 2001.
  22. Л.И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение.
  23. СПб.: ФАРМ-индекс, 2001, 64 с. 3-е изд., дополненное и переработанное.
  24. Власенко Л. В. Некоторые результаты теста Келли и эффективность психотерапии у больных опийной наркоманией. Internet: http://psy.piter.com/library/
  25. Н.А. Некоторые современные проблемы, влияющие на мотивацию к выздоровлению лиц, злоупотребляющих психоактивными веществами, Internet: http://www.narcom.ru
  26. В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. Санкт-Петербург: АО «Сфера», 1994. — 160 с.
  27. Героиновая наркомания: актуальные проблемы: Сб. науч. трудов/ Под. ред. Э. Э. Звартау. СПб.: Изд-во СПбМУ, 2002.
  28. Я.И. Семья в системе «девиантность социальный контроль» -Internet: http://criminology.narod.ru
  29. С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 1984.
  30. И.А. Нарушения поведения у детей из семей алкоголиков. -Обзор психиат. и мед. психол., 1994/3, с.47−54.
  31. P.M. Элементы практической психологии. 2-е изд. — Л.: Издательство Ленинградского университета. 1988. — 560 с.
  32. В. Почему ребенок уходит из дома, Internet: http://www.gi.ru
  33. Гулина М. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: «Речь», 2001.
  34. И. Н. Выводы и рекомендации для программ первичной профилактики. Cn6., 2000.-Internet:http://www.narcom.ru
  35. Н.А. Организация коррекционно-профилактической работы с детьми из семей наркозависимых: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. СПб.: ИСПиП, 2001.
  36. A.JI. Дети наркозависимых родителей (часть 1): Учебное пособие. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 2001.
  37. Данилин А, Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. «Врачи предупреждают». — М.: ЗАО Изд-во Центрполигрф, 2001.
  38. Девиантное поведение у несовершеннолетних. М., 1999.
  39. Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии— СПб.: «Паритет», 1999.
  40. Дети риска. Практические аспекты психологической помощи детям, пострадавшим от насилия. Рук. авт. коллектива Алексеева И. А. СПб.: СПб Фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые шаги».
  41. Ф. На стороне подростка. СПб., издательство «Петербург XXI», 1997.
  42. А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка. Автореферат на соискание ученой степени психологических наук, — Нижний Новгород, 2000.
  43. А.Ю. Возрастная наркология. СПб.: Дидактика Плюс — 2002.
  44. Т.И., Микиртумов Б. Е. Обозор психиат. и мед. психологии, 1995.
  45. Замечания к городской программе «Профилактика наркозависимости в Санкт-Петербурге» среди молодёжи и подростков на 1999−2001 гг. — СПб., 2000. Internet: http://www.narcom.ru
  46. А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и патогенез. Д.: Медицина, 1998.
  47. А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр.-СПб: Союз, 1995.
  48. Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения. М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  49. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М.: Роспедагенство, 1995.
  50. A.M. Образовательно-воспитательные основы профилактики и психотерапии наркоманий. Казань: Медицина, 2000.
  51. В. Об аддикциях и аддиктивном поведении. -Internet: http://www. adic.org.ua
  52. JI.E., Мацкевич М. Г. Социальное пространство наркотизма /2-е изд. перераб. и доп.- СПб.: Издательство «Медицинская пресса», 2001. -272с.
  53. Кле М. Психология подростка: (Психосексуальное развитие)/Пер. с фр. -М.: Педагогика, 1991.
  54. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Под. ред. проф. В. А. Гурьевой. М.: Генезис, 2001.
  55. В.В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей: изд. 2-е, переработанное и дополненное. М.: Медицина, 1995.
  56. С.В. Психология современной семьи: Информ. метод, материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1988. — 208с. — (Психол. наука — школе).
  57. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989.
  58. Кон И. С. Психология ранней юности. -М.: Просвещение, 1989.
  59. Концепция профилактической антинаркотической помощи / Т. Н Дудко, Н. В. Вострокнутов, А. А. Гериш, А. М. Басов, Jl. Н. Котельникова под рук. Г. Н. Тростнецкой. Разработана МО РФ при поддержке МЗ РФ. — М., 2000.
  60. Н. Я., Скворцов Е. С. Алкоголь и подростки. М.: Медицина, 1985.
  61. Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития. Обозр. психиат. и мед. психол., 1991/1, с.8−15.
  62. Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск, 1990.
  63. С.А. Особенности формирования аддиктивного поведения у подростков и психокоррекционная работа с ними. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук — Д., 1989.
  64. Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление ПАВ. -СПб, 2001.
  65. Н.С. Особенности экспрессивно-импрессивного аспекта эмоциональной сферы больных наркоманией // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 1991. — Т. 91, вып. 2. — С. 64−67.
  66. Н.С. Эмоциональное общение матери и дочери как фактор аддиктивного поведения // Вопросы психологии. 1997 — № 2 — с. 17−23
  67. Г. В., Бережная М. А., Речнов Д. Д. Организация мероприятий по профилактике наркоманий// Методические рекомендации, СПб 2002.
  68. Ш., Левис Ш. К. Ребенок и стресс. СПб: Питер Пресс, 1996.
  69. Лекции по наркологии. Издание третье, переработанное и расширенное. Под. ред. Н. Н. Иванца М.: Медпрактика, 2001.
  70. Л.Г., Бочкарева Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте. Учебно-методическое пособие. -Новосибирск, 1998.
  71. К.С. Генерализованная неудовлетворенность как фактор наркозависимости, Самара, 2003.
  72. А.Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.
  73. А.Е., Битенский B.C. Подростковая наркология. Л.: Медицина, 1991.304 с.
  74. Н.П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. СПб: «Образование-Культура», 2002.
  75. Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних: Учебн. пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  76. О.П. Психологическая зависимости подростков от родителей.- Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук, Москва, 2001.
  77. О.П. Причины психологической зависимости от родителей в подростковом возрасте// Вопросы психологии.- 2002.-N5.- С.135−143.
  78. А. Психология бытия/ Пер. С англ. М.: 'Рефл-Бук', К.: Ваклер, 1997. — С.232.
  79. А. По направлению к психологии бытия/ Пер. с англ. Е. Рачковой.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.
  80. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике/ пер. на рус. яз. под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. СПб, 1994.
  81. П. Наркомания в зеркале петербургских СМИ. Internet: http: www.narcom.ru
  82. В.Д. Наркозависимость и коморбидные расстройства поведения (психологические и психопатологические аспекты) М.: МЕДпресс — информ, 2003. — 328с.
  83. В.Д., Хайрутдинова А. Коммуникативная толерантность лиц с наркотической зависимостью и их родителей, Internet: http:// www.narcom.ru
  84. Р.К. Социальная структура и аномия // Социология преступности/ М.: Социологические исследования 3/1992, с 104−114
  85. Модель консультации учителей и родителей / В. В. Шабалина — Отрывок из книги В. В. Шабалиной «Зависимое поведение школьников». Internet: http://www.narcom.ru/parents/parents/13 .html
  86. А.П. Наркомания как социокультурный феномен в Сибири. -текст доклада, г. Красноярск, Internet: http://www.auditorium.ru
  87. В.Д. Биологические, индивидуальные, семейные и внесемейные факторы риска и защиты от злоупотребления психоактивными веществами у подростков. «Международный медицинский Журнал», 1/2003.
  88. В.Д. Зависимость: семейная болезнь. М.: ПЭР СЭ, 2002.
  89. Е.А. Наркотическая зависимость и созависимость личности в семье. Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук, — М, 2002.
  90. Р. В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд. дораб. — М: «Просвещение», 1996. — 352 с.
  91. О.Н. Теория привязанности, стили привязанности и особенности ее нарушения, Internet: http://www.pavolga.narod.ru
  92. Н. Психосоматика и позитивная психотерапия: тренинг разрешения конфликтов. М.: Речь, 2002.
  93. Т.И., Лимонова Д. Л., Меньшикова Е. С. Ситуационная мотивация употребления наркотиков у подростков. Вопросы психологии. 1999. № 5.
  94. Практическая психодиагностика / ред.-составитель Райгородский Д. Я. -Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2002.
  95. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. -М., 2000.
Заполнить форму текущей работой