Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения первоклассников
Диссертация
Успешность обучения в первом классе средней общеобразовательной школы можно охарактеризовать уровнем усвоения ребенком учебной информации. Преодоление трудностей в обучении связано с развитием в предшкольный период психических функций, обеспечивающих те виды деятельности ребенка, от которых зависит успешное обучение. Существует несколько хорошо разработанных подходов к оценке успешности обучения… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 1. Понятие и оценка успешности обучения
- 2. Роль развития различных сфер психики ребенка в успешности обучения
- 3. Трудности в обучении первоклассников и факторы риска
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
- ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
- 1. Модели психолого-педагогического прогнозирования
- 2. Диагностика уровня развития ребенка как составная часть психолого-педагогического прогнозирования
- 3. Экспериментальная проверка способа психолого-педагогического прогнозирования уровня усвоения учебной информации в формирующем эксперименте
- ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
Список литературы
- Аванесов, B.C. Из истории психодиагностики. Гл 2. учебного пособия «Общая психодиагностика.// Под ред. А. А. Бодалёва и В. В. Столина. М.:МГУ, 1987.
- Аванесов, B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе/В.С.Аванесов. М.: МИСиС, 1989. 167с.
- Авдеева, H.H. В школу с пяти лет: факторы, риска/Н.Н.Авдеева // Психологическая наука и образование. № 2, 2005.
- Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях образовательного процесса: Материалы Региональной научно-практической конференции/ АГПИ им. А. П. Гайдара. Арзамас: АГПИ, 2007
- Адорно, Т. Исследование авторитарной личности / Т. Адорно, и др. М.: Академия исследований культуры, 2001. — 250 с.
- Актуальные вопросы педиатрии, перинатологии и репродуктологии: Сборник научных работ. Вып.З. Н. Новгород: Изд-во Гладкова О. В., 2006.
- Актуальные проблемы диагностики и систематики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.
- Алтунин, А.И. Психологическое прогнозирование / А. И. Алтунин: Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/03/25/91.
- Амонашвили, Ш. А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики / Ш. А. Амонашвили. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 144 с.
- Ананьев, Б.Г. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности, детей к общению / Б. Г. Ананьев, А. И. Сорокина. -М: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1955. 48 с.
- Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе / Под ред. Б. Г. Ананьева, А. И. Сорокиной. М., 1960.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания/Б.Г.Ананьев.- Д., 1968
- Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 180 с.
- Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С.Урбина. СПб.: Питер, 2009. — 688с.
- Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
- Антонова, Г. П. Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность обучения/ Г. П. Антонова, З. И. Икунина, И. П. Антонова, Н. А, Антонова// Вопросы психологии № 2 1999 с. 12
- Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. / Костромина С. Н. М.: Издательство «Ось-89», 1997. — 224 с. (Практическая психология).
- Арефьева, Н.Т. Прогнозирование и его социокультурные цели / Н. Т. Арефьева: Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Arefieva/ 2010.
- Балабанова, JI.M. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений) / Л. М. Балабанова. Днепропетровск: Сталкер, 1998. — 432 с.
- Баландин, В.И. Психолого-педагогические основы прогнозирования в спорте: Дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. И. Баландин. -СПб: НИИФК, 2000. 359 с.
- Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека/ В. К. Бальсевич. -М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
- Барр, В. Социальный конструктивизм и психология / В. Барр // Постнеклассическая психология. 2004. — № 1. — С. 29−44
- Безруких, М.М. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков/ М. М. Безруких,
- Л.Е.Любомирский//Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от, А до Я, 2000. — С 239.
- Безруких, М.М. Материалы всероссийской недели школьной психологии 4−10 октября 2005 г. Туапсе. / М. М. Безруких и др. Туапсе, 2005
- Безруких, М.М. Проблемные дети./ М. М. Безруких М., 2000.
- Бергер, П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т.Лукман. М.: Академия-центр- Медиум, 1995. — 190 с.
- Беспалько, В.П. Элементы теории управления процессом обучения: Часть II (Измерение качества процесса обучения) / В. П. Беспалько. -М.: «Знание», 1971.-71 с.
- Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
- Бестужев-Лада, И. В. Нормативное социальное прогнозирование: Возможные пути реализации целей общества: Опыт систематизации / И.В. Бестужев-Лада. М, 1987. — 214 с.
- Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Психологические труды./ В. М. Бехтерев М.: Издательство «Институт практического психолога», — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
- Битянова, М. Р. Работа психолога в начальной школе./ М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева М., 1998.
- Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе/М.Р.Битянова. М., 1997.
- Божович, Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М. 1978.-26−27
- Божович, Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферыГчеловека / Л. И. Божович // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М. 1978. — 26−27
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л. И. Божович М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Болотник, Л.В. Общая концепция мониторинга уровня подготовки учащихся по предметам школьного цикла/ Л. В. Болотник // Начальная школа: плюс минус. № 1. М.:1999. С. 43−51
- Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения/Г.М.Бреслав М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
- Брунер, Дж. Психология познания/Дж.Бруннер.- М., 1997.
- Бугрименко Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция неблагоприятных вариантов./ Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушкова М., 1989.
- Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике/Л.Ф. Бурлачук, С. М. Морозов.- Киев, 1989.
- Бурлачук, Л.Ф. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, Коржова Е. Ю. // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — с 5−11
- Бурменская, Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей/ Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс М., 2007.
- Бурменская, Г. В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий /Г.В. 24. Бурменская // Вопросы психологии. 2002.- № 2.
- Бухаринова, Ж.В. Физиологическая оценка адаптации школьников к условиям учебной нагрузки в условиях инновационных педагогических технологий: Дисс.канд.биол.наук./Ж.В.Бухаринова -Чебоксары, 1998. 186 с.
- Буянов, М.И. Беседы о детской психиатрии / М. И. Буянов. М.:, 1992. — 160 с.
- Василюк, Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: МГУ, 1984.
- ВеккерЛ. М. Психические процессы / Л. М. Веккер Л.: ЛГУ, 1974. Т1.С.11−15.
- Венгер, Л.А. Готов ли Ваш ребенок к школе/ Л. А. Венгер, Т. Д. Марцинковская, А. Л. Венгер М.: Знание, 1994. — 192 с.
- Венгер, Л.А. Как дошкольник становится школьником?/ Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание, 1995, — № 8, стр. 66−74.
- Венгер, Л.А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития дошкольника./ Л. А. Венгер, В. В. Холмовская М., 1978.
- Вульфсон, Б.ЧЛ. Образование на постсоветском пространстве: интеграция и дезинтеграция/ Б. Л. Вульфсон, Педагогика, № 8 2005., С. 25
- Вульфсон, Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века/ Б. Л. Вульфсон. М.: 1999.
- Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. соч. Т.5. М., 1931/1984.
- Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. Т.4. М., 1932/1984.
- Выготский, Л.С. Психология развития как феномен культуры./ Л. С. Выготский М.: МПСИ- Воронеж: НПО МО ДЕК, 1996.
- Выготский, Л.С. Развитие личности .и мировоззрения ребенка/Л.С.Выготский //Психология личности. Тексты. М., 1982.
- Выготский, Л.С. Психология развития человека. / Л. С. Выготский. М: Изд-во Смысл- Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
- Гальперин, П.Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте/П.Я.Гальперин М., 1986.
- Гершунский, Б.С. Педагогическая прогностика: Методология. Теория. Практика / Б. С. Гершунский. Киев, 1986. — 197 с.
- Гершунский, Б.С. Философия образования/ Б. С. Гершунский, М., 1998
- Глоссарий, Ру Прогнозирование / РуГлоссарий -: Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/glsch2.cgi7RPwujtunowuigtol. 2010.
- Глоссарий, Ру Методы прогнозирования / РуГлоссарий -: Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/glsch2.cgi7RPwujtunowuigtol. 2010.
- Гольдштейн, Г. Я. Основы менеджмента / Г. Я. Гольдштейн. -Таганрог: ТРТУ, 1997. 148 с.
- Громкова, М.О. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы / М. О. Громкова // Высшее образование в России. 1994. — № 4.-С.105−108.
- Гуцалюк, Л. Б. Занятия по подготовке детей к школе./ Л. Б. Гуцалюк //Начальная школа, 1994 г., № 4, стр.11−13
- Давыдова, Е. Ю Возрастные изменения слухоречевой и зрительной памяти у мальчиков и девочек 6−12 лет/ Е. Ю. Давыдова, Н. Л. Горбачевская, Л. П. Якунова, А.Ф. Изнал// Физиология человека 1999. -Т25, № 2 — С. 14−20
- Джерджен, К. Движение социального конструктивизма в современной психологии / К. Джерджен // Социальная психология: саморефлексия маргинальности / Под ред. Е. В. Якимовой. М. 1995. — С. 5173
- Диагностика умственного развития дошкольников/ Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978.
- Дубровина, И.В. Практическая психология образования. 4-е изд., перераб. и доп. //И.В.Дубровина СПб.: 2009, 592с.
- Дусавицкий, А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения. / А. К. Дусавицкий // Вопросы психологии. 1983. — № 1. — 63−65
- Еремкина, О.В. Формирование психолого-педагогической диагностической культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / О. В. Еремкина. -Рязань: РГУ им. С. А. Есенина, 2008. 40 с.
- Ермакова, И.В. Некоторые подходы и перспективы развития автоматизированной, психодиагностики и прогнозирования за рубежом / И. В-Ермакова: Режим доступа http://www.voppsy.ru /issues/ 1986/864/864 170.
- Ермолаева, М. В. Психология развития.Методическое пособие для студентов заочной и диет. Формы обучения/ М. В- Ермолаева.-М. :МПСИ- Воронеж: Издательство НПО МО ДЕК, 2000.-336с.
- Запорожец A. B: Основные, проблемы онтогенеза. Избранные психологические труды: В 2 т./А.В.Заиорожец М., 1986.
- Захаров, А.И. Неврозы у детей- и подростков./А.И-Захаров- СПб., 1998.'
- Захарова,. A.B. исследование самооценки младшего школьника- в учебной деятельности / А. В. Захарова, Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. 1980. — № 4: — 90−91-
- Захарова, A.B. исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А. В. Захарова, Т. Ю. Андрущенко // Вопросы, психологии. 1980--№ 4. — 90−91'
- Зеньковский, В.В. Психология детства/ В. В. Зенысовский: — М.: Академия, 1995.
- Зинченко, В.П. Проблемы психологии развития/ В.П. Зинченко// Вопросы психологии.- 1991.-№ 4.
- Игра дошкольника/ JT. А. Абрамян, Т. В. Антонова, J1. В. Артемова и др., под ред. С. JT. Новоселовой М.: Просвещение, 1989
- Изард, К. Е. Эмоции человека/К. Изард.- М., 1980.
- Исаев Д.Н. Психосоматические расстройства у детей/Д.Н.Исаев СПб., 2000.
- Исаев, И.Ф. Школа как педагогическая система: Основы управление, учебное пособие / И. Ф. Исаев. Белгород: Изд-во БГУ, 1997. -145 с.
- Йирасек, Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития / Под ред. И. Шванцары. М., 1987
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости/З.И.Калмыкова М.: Педагогика, 1981.
- Кайгородова, Н.З. Эколого-физиологическая адаптация первоклассников к школе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора биологических наук: 03.00.16 экология / Н. З. Кайгородова -Барнаул, 2010.-320 с.
- Квэйл, Ш. Постмодернизм / Ш. Квэйл // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А.Ауэрбаха. СПб. 2006. — 1096 с.
- Келли, Дж. Психология личности / Дж.Келли. СПб.: Ювента, 1999.-300 с.
- Кларин, М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — стр. 122.
- Концепция развития системы психологического обеспеченияобразования в Российской Федерации на период до 2012 года. М., 2008.
- Конопкин, О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъктивного развития. / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. 2004. — № 2. -128−135
- Конюхов, Е.Е. Особенности адаптационных реакций у детей во время занятий в школе / Е. Е. Конюхов // Современные проблемы педиатрии: Материалы XII съезда педиатров, Москва, 24−26 февраля. М. 1998. — С. 35
- Коссов, Б.Б. Психомоторное развитие младшего школьника/Б.Б.Коссов М.: Педагогика, 1989.
- Костина, Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности / Л. М. Костина // Вопросы психологии. -2004. -№ 1. 137−143
- Костяшкин, Э.Г. Проблемы опытно-экспериментального прогнозирования / Э. Г. Костяшкин // Советская педагогика. 1983. — № 6. -С.47−52.
- Кравцов, Г. Г Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе/Г.Г.Кравцов, Е. Е. Кравцова М, Знание, 1987 г.
- Краевский, В.В. Общие основы педагогики/ В. В. Краевский, М.:2003
- Краткий психологический словарь. /Ред. — сост. Л. А. Картенко. Под общей ред.А. Н. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс». — 1998. — С. 366−367.
- Краткий психологический словарь. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общей ред. А. Н. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс». — 1998. — 512 с.
- Крылов, А.Н. Собрание трудов. Т. 3, Ч. 1./ А. Н. Крылов М.-Л.: Изд-во АНСССР. 1949. — 498с
- Крэйхи, Б. Социальная психология агрессии: Пер. с англ. / Б.Крэйхи. СпБ.: «Питер», 2003. — 204 с.
- Кряжева, Н. Л. Развитие эмоционального мира детей/ Н. Л. Кряжева. Ярославль. Академия развития, 1996.
- Кузьмина Н. В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя: Гомель. — Изд-во Гомельского гос. университета, 1996. —57 с.
- Кузнецов, A.A. Мониторинг качества подготовки учащихся /
- A.А.Кузнецов // Стандарты и мониторинг, 2001. № 1 С. 12
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология/ И. Ю. Кулагина.-Москва. 1991 г.
- Куликова, Т.Г. К проблеме диагностики личностных факторов адаптации к школьной среде учащихся начальных классов / Т. Г. Куликова, C.B. Климин // Мир психологии. 2005. — № 4. — 246−250
- Курбатова, Т.Н. Проективная методика исследования личности «Hand-тест». Методическое руководство / Т. Н. Курбатова, О. И. Муляр. СПб.: «ИМАТОН», 2001. — 50 с.
- Куркова, Т.Е. Психолого-педагогические условия обучения учащихся в международном пространстве (на примере Российских и международных школ): Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Т. Е. Куркова. М.: МПСИ, 2008. — 32 с.
- Кучма В.Р., Брязгунов И. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. М., 1994.
- Лабунская, В.А. Психология экспрессивного поведения/В.А.Лабунская.-М.- Знание, 1989.
- Латыпов, И.Р. Проектирование профильных школ в условиях профильного обучения: Лекция № 6 / И. Р. Латыпов -: Режим доступа: http://spo.lseptember.ru/2006/22/ll.htm. 2006.
- Лезгина, М.Л. Детерминация прогнозирования / М. Л. Лезгина. -Л, 1983, — 110 с.
- Леонтьев, Д.А. Неклассический вектор в современной психологии / Д. А. Леонтьев // Постнеклассическая психология. 2005. — № 1.
- Лингарт, И. Совершенствование начального обучения чтению / Й. Лингарт, М. Туркова // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — 96, 124−129
- Лисичкин, В.А. Прогноз как информация из будущего /
- B.А.Лисичкин // Проблемы общей и социальной прогностики. 1968. — № 1.1. C.91.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы/А.Р.Лурия -М., 1963. Т. 1,-М., 1970. — Т. 2.
- ЛурияА. Р. Нейропсихология/А.Р.Лурия М.: Изд-во МГУ, 1973.
- Люшер, М. Цветовой тест Люшера: Пер. с англ. / М.Люшер. -СпБ.-М.: Сова, Эксмо-Пресс, 2002. 192 с.
- Макаренко, A.C. Педагогические сочинения в 8-ми томах / A.C. Макаренко. М: Педагогика, 1983.
- Маликов, С.Ф. Введение в метрологию./ Н. И. Тюрин М.: Изд-во стандартов, 1966.-248с
- Мальцева, Е.В. Диагностика развития личности учащегося / Е. В. Мальцева // Прикладная психология и психоанализ. 2004. — № 3. — 65−75.
- Маркова, А.К. Учебная деятельность как предмет психологического исследования. / А. К. Маркова, Г. С. Арамова // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М. 1991. — 88−93
- Маркова, С.М. Моделирование педагогических систем / С. М. Маркова. Нижний Новгород: ВГИПА, 2003. — 142 с.
- Майоров, А.Н. Проблемы информационного обеспечения управления образованием // Школьные технологии. 1999.- № 3, — с. 66−85.
- Международный научно-практический форум «Великие реки' 2004». Генеральные доклады, Тезисы докладов. Н-Новгород:ННГАСУ. 2004.
- Менчинская H.A. Психология обучения арифметике. М.: Учпедгиз, 1955.
- Молодой России здоровый образ жизни. Сборник статей и материалов региональной научно-практической конференции «Мы — надежда ХХГвека» Нижний Новгород, 19 сентября 2005 г. — Нижний Новгород, изд-во Нижегородского госуниверситета, 2005.
- Мухина, B.C. Феноменологическая сущность мифов и реалий личности / В. С. Мухина // Развитие личности. 2005. — № 3. — С. 11−30
- Мухина, B.C. Что такое готовность к учению?/ B.C. Мухина // Семья и школа, 1987 г, № 4, стр.25−27.
- Мухина, B.C. Шестилетний ребенок в школе / В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1986.
- Науменко, Ю.В. Здоровьесберегающая школа/ Ю.В.Науменко// Педагогика, 2005, № 6 С. 37.
- Немов, P.C. Психология/ P.C. Немов М, Просвещение, 1995 г., т.2.
- Немов, P.C. Психология/ P.C. Немов М, Просвещение, 1995 г., т.З.
- Непомнящая, Н.И. Игра как творчество при реализации человеческих сущностных свойств в развитии ребенка / Н. И. Непомнящая // Мир психологии. 2006. — № 1. — 133−141
- Непомнящая, Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР / Н. И. Непомнящая. М: Педагогика, 1992. — 160 с.
- Новейший философский словарь / Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dicnewphilosophy/973/. 2010.
- Овечкин, В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды/ В.П.Овечкин//Педагогика № 10, 2005., С. 18.
- Овчарова, Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей/ Р. В. Овчарова. М., 1994.
- Ольшевская, О.И. Роль и значение эмоций / О. И. Ольшевская. -Минск: «Беларусь», 1968. 80 с.
- Орлов, В.В. Концепция индивида в научной философии / В. В. Орлов // Новые идеи в философии. 1992. — № 1.
- Орлов, В.В. Основы философии: Учеб. пособие: В 2 ч.: 2-е изд., доп. и перераб. / В. В. Орлов. Пермь: Перм. гос. ун-т, 1997. — 280 с.
- Орлов, А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях / А. И. Орлов. М.: Наука, 1979. — 296 с.
- Орлов, А.И. Задачи оптимизации и нечеткие переменные / А. И. Орлов. М.: Знание, 1980. — 64 с.
- Орлов, А.И. Эконометрика: 3-е изд. / А. И. Орлов. М.: Экзамен, 2004. 576 с.
- Орлов, А.И. Прикладная статистика / А. И. Орлов. М.: Экзамен, 2006. — 671 с.
- Орлов, А.И. Теория принятия решений / А. И. Орлов. М.: Экзамен, 2006. — 576 с.
- Особенности психологического развития детей 6−7- летнего возраста/ под ред. Д. Б. Эльконина, А.Л.Венгера- Науч.- исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. Пед. Наук СССР.- М.: Педагогика, 1988.- 136с.
- Павлова, М.П. Педагогические воззрения А. С. Макаренко / М. П. Павлова. -М.: Трудрезервиздат, 1956 г.
- Перегудов, Ф.И. Введение в системный анализ / Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко. М.: «Высшая школа», 1989. — 367 с.
- Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта / Ж.Пиаже. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.(Пер. с франц.)
- Подгайский, Н.Е. Особенности физического и психоэмоционального развития детей 7-летнего возраста г. Нижнего Новгорода / Н. Е. Подгайский, Е. Е. Конюхов, Е. В. Карташов // Тез.докл. 5 Междунар.науч.-практ.конф. Ижевск: Удм. ун-та. 1996. — С. 72−73
- Присяжная, А.Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования: методология, теория, практика: диссертация. доктора педагогических наук: 13.00.08 / А. Ф. Присяжная. -Челябинск, 2006. 380 с.
- Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы. Материалы I региональной научно-практической конференции 26 апреля 2006 года Нижегород.гос.архит.-строит.ун-т- Н. Новгород: ННГАСУ, 2006.
- Природопользование Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990,637 с.
- Равен, Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам / Дж.Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 200 с.
- Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж.Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
- Рассел, Б. Человеческое познание / Б.Рассел. М.: Наука, 1957.220 с.
- Реан, A.A. Психодиагностика личности в педагогическом процессе/А.А.Реан. СПб., 1996.
- Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ E.H. Рогов М, «Владос», 1995 г.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии, 1960, № 3, с. 3−15.
- Рубцов, В.В. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года / В. В. Рубцов, И. В. Дубровина,
- Ю.М.Забродин, Е. И. Метелькова, Е. С. Романова, В. В. Семкин // Психологическая наука и образование. 2007. — № 1. — С 69−82.
- Саттон, У. Детерминизм / У. Саттон // Психологическая энциклопедия. 2-е изд: / Под ред. Р. Корсиии, А.Ауэрбаха. СПб. 2006. — 1096 с.
- Свириденко, В. М О гносеологической природе постулата погрешности изме рения / В. М. Свириденко // Вопросы философии- 1972, № 6, с.23−31.
- Семаго, Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога./ Н. Я. Семаго, М. М. Семаго М., 2000.
- Семаго, Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. СПб: Речь, 2005. — 373 с.
- Симоненко, В.Д. Технологизация и инновационность образования как стратегический фактор промышленного подъема, в рыночных условиях/ В. Д. Симоненко, М.: 2001
- Сластенин, В.А. Гуманистическая парадигма и личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования/ В. А. Сластенин. М., 1999.
- Смирнова, Е.О. К вопросу о формировании психической готовности к школьному обучению / Е. О. Смирнова // Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. М. 1976. — 140−141
- Смолева, Т. О. Педагогические условия преодоления неуверенности у старших дошкольников. Автореф. дисс.канд. пед. н./ Т. О. Смолева. М., 1989.
- Соколова, В. Н. Отцы и дети в меняющемся мире/ В. Н. Соколова, Г. Я. Юзефович. М., 1991.
- Социология: Энциклопедия / Сост. A.A. Грицанов, B.JI. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. М, 2003. — 541 с.
- Старикова, А.Е. Социально-психологические детерминанты успешности обучения учащихся средних классов современной общеобразовательной школы: диссертация. кандидата психологических наук: 19.00.07/А.Е.Старикова. С-Птб.: СПГУ, 2004. — 191 с.
- Степанова, М. Инновации в образовании: размышления гигиениста/ М. Степанова// Народное образование, 2006 № 1
- Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий. Избр. труды 2 т./Б.М.Теплов М., 1985.
- Тимофеев, В.И. Цветовой тест М.Люшера (Стандартизированный вариант) / В. И. Тимофеев, Ю. И. Филимоненко. СПб.: «ИМАТОН», 2000. — 40 с
- Толстой, Л.Н. Избранные философские произведения / Л. Н. Толстой, сост., авт. вступ. ст. Н. П. Семыкин. М.: Просвещение. — 1992. — 528с.
- Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е. Е. Туник. СПб.: «Речь», 2003. — 96 с.
- Тупицын, И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников: Дис.докт. Мед.наук. М., 1986. -242 с.
- Ушинский, К. Д. Собр. соч. Т. 8./ К. Д. Ушинский. М., 1950. С.23
- Фарбер Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Д.: Наука, 1990. -168с.
- Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. В 2 частях/ Министерство образования Российской Федерации. М.: 2004
- Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структуро-содержательные характеристики процесса развития личности./ Д.И. Фельдштейн// Избр. труды. -М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 1999. -672 с.
- Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР / Д. И. Фельдштейн. -М: Педагогика, 1989. 206 с.
- Фельдштейн, Д.И. Социализация и индивидуализация как факторы процесса развития индивида и становление личности/ Д. И. Фельдштейн // Мир психологии. 1999. — № 1. — С. 13.
- Физиология развития ребенка /Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер.- М.: Изд-во «Образование от, А до Я», 2000. 319 с.
- Физическое развитие учащейся молодежи: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции 30−31 мая 2005 года. Н-Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 2005.
- Филиппова Л.В. Социальная педагогика как интегральная наука о личности/Л.В.Филиппова, Ю. А. Лебедев Пермь: Перм. ун-т, 1992. — 264 с.
- Филиппова, Л. В. Целостная природа человека и проблема социализации ребенка. / Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев // Мир психологии,-2004,№ 4 (40) с. 18−27.
- Филиппова, Л.В. Развитие социальной уверенности у шестилетних детей (учебно-метод. пособие) /Л.В. Филиппова, Е. В. Прима, Н. Ю. Молостова, И. Н. Кольцова. Н. Новгород: Нижегород. гос. архит. -строит, ун-т, 2001.
- Фридман, Л.М. Психологический справочник учителя. / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М: Просвещение, 1991. — 288 с.
- Херсонский, Б Психодиагностика мышления / Б.Херсонский. -Одесса: «Студия «Негоциант», 2003. 236 с.
- Цветкова, Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. / Л. С. Цветкова. М: «Юристъ», 1997. — 256 с.
- Цирель, C.B. Прогнозирование и прогноз / С. В. Цирель // История и Математика: Концептуальное пространство и направления поиска. М. 2007. — 272 с.
- Чиженкова, P.A. Структурно-функциональная организация сенсомоторной коры: Морфологические, электрофизиологические, и нейромедиаторные аспекты / Р. А. Чиженкова, Отв. ред. Р.И. Кругликов- АН СССР, Ин-т биол. физики. М: Наука, 1986. — 239 с.
- Чуприкова, Н.И. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников / Н. И. Чуприкова, Т. А. Ратанова // Вопр. психол. 1995. № 3. С. 104 — 114.
- Шамова, Т.И. Управление образовательными системами/ Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н.П. Капустин// Под редю Т. И. Шамовой, М.: 2001.
- Шипош, К. Значение аутогенной тренировки и биоуправления с обратной связью электрической активностью головного мозга в терапии неврозов. Автореф. канд.дисс. / К.Шипош. JL, 1980.
- Эльконин, Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка -дошкольника/ Д.Б.Эльконин// Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию.- М., 1949.
- Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Д. Б. Эльконин.-М. :МПСИ- Воронеж: НПО МО ДЕК, 1995.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)/Д.Б. Эльконин М: Учпедгиз, 1960 г.
- Эмануэль, Р. Проблемы психоанализа: страх. / Р.Эмануэль. М: ООО «Издательство Проспект», 2002. — 79 с.
- Эткинд, А. Цветовой тест отношений / А. Эткинд, Ред.: А. А. Бодалев, В. В. Столин // Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. М. 1987. — С. 221−227
- Эткинд, A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами/ A.M. Эткинд// Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. с. 110−114
- Эткинд, A.M. Цветовой тест отношений/ A.M. Эткинд/Юбщая психодиагностика. М., 1987. с. 221−227.
- Этнические культуры в условиях глобализации: Сборник статей и докладов X межвузовской конференции по культурологи. Н. Новгород, 2004.
- Этнические культуры народов Поволжья: Сборник статей и докладов Одиннадцатой межвузовской конференции по культурологии. Н-Новгород, ГХИ ННГАСУ. 2005.
- Эшби, У.Р. Конструкция мозга: Происхождение адаптивного поведения. Перс, с англ. Ю. И. Лашкевича. Под ред. П. К. Анохина / У. Р. Эшби. М.: Изд-во инстр. лит-ры, 1962. — 398 с.
- Югова, Е.А. Педагогические условия деятельности образовательных учреждений по профилактике аддиктивного поведения учащихся : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. А. Югова. Екатиренбург:, 2001.- 170 с.
- Юрьев В.В. Рост и развитие ребенка/ В. В. Юрьев, A.C. Симоходский, H.H. Воронович. СПб: СПб ТПМА, 2000. — 197 с.
- Якиманская, И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся/ И.С. Якиманская// Вопросы психологии № 3 1999 с.39
- Якиманская, И.С. Требования к программам ориентированным на личностное развитие школьниоков/ И.С. Якманская// Вопросы психологии № 2,1994 с. 64
- Якимова, Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы / Е. В. Якимова. М.: ИНИОН РАН, 1999.-200 с.
- Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды/ В. А. Ясвин. М.: Сентябрь, 2000, С. 14.
- Ясюкова, Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство / Л. А. Ясюкова. СПб.: ГП «ИМАТОН», 2000. -100 с.
- Ясюкова, Л.А. Ососбенности развития детей в зависимости от программ обучения / Л. А. Ясюкова // Практическая психология в школе. -СПб. 1998. С. 41−43
- Ясюкова, Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3−6 классах. Методическое руководство / Л. А. Ясюкова. СПб: ГМНПП «ИМАТОН», 2001. — 192 с.
- Ясюкова, Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучегии и развитии школьников / Л.АЛсюкова. СПб.: «Речь», 2003. — 384 с.
- Ясюкова, Л.А. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Методическое руководство / Л. А. Ясюкова. СПб.: «ИМАТОН», 2002. — 86 с.
- Ashby, W. Ross Deisgn for a brain / W. Ross Ashby. London: Chapman&Hall Ltd, 1960. — 393 c.
- Amon, P Specific delays of language development in special education students/ P. Amon, B. Beck, R. Castell/ Prax. Kinderpsychol. Kinderpsychiatr. 1993 V42. — PI 50.
- Bender, L A visual motor Gestalt test and its clinical use/ L. Bender// American Orthopsychiatric Association. Research Monogr. 1938, N 3.
- Bender, L. The relationship between childhood schizophrenia and adult schizophrenia. — In: Genetic factors in «Schizophrenia"/ L. Bender, G. Faretta — Springfield, ill., 1972, p. 30—36.
- Bloom, B. S. Taxonomy of Educational Objectives, HandbookJ: The Cognitive Domain./ B.S.Bloom New York: David McKay Co Inc., 1956.
- Boweg, J.A. A reading-level disign study ofphonelogical skills underlying fourth grade children’s word reading diflculties/ J.A. Boweg, M.T. Cain, S.M.Ryan// Child. Dev. -1992. V. 63. — P. 999.
- Bricklin, B. The Hand Test/ B. Bricklin, Z. Piotrowski, E. Wagner. -Charles C. Thomas Publisher, 1962.
- DuBois, P.H. A History of Psychological Testing. Boston, Allyn and Bacon, Inc., '970. -152pp.
- Edwin, E. Differentiation of assaultive Delinquets with the Hand Test/ E. Edwin, R. Hawkins, E. Wagner// Journal of projective techniques and personality assesment, vol. 28, 1964, № 3.
- Luscher, M. Psychologie der Farben/ M. Luscher Basel, 1949.
- Luscher, M. Psychologie und Psychotherapie als Kultur/ M. Luscher Basel, 1955.
- Luscher, M. The Luscher Colour Test: L/ M. Luscher- Sydney, 1983.207 p.
- Maddi, S. The search for meaning / S. Maddi, W. LArnold, M.M.Page (eds.) // Nebraska symposium on motivation 1970. Lincoln: University of Nebraska Press. 1971. -P. 137−186
- Piotrowski, Z. Hand Test indices of violent distinctive behavior for institutional mental' degradaters// Journal of projective techniques and personality assesment, vol. 43,1979, № 4: '
- Prigogine, Ii The philosophy of instability / I. Prigogine // Futures. -1989. -№ 1. -p. 396−400
- Shorter, J. Social accountability and selfhood / J.Shotter. Oxford: Blackwell, 1984.
- Wallnofer, H. Der Luscher-Farbtest zur Diagnose des vegetativen Verhaltens / H. Wallnofer Arzt. Prax. 1966. В. 18, № 70. — S. 2348−2352.
- Wikimedia Foundation, Inc., Прогнозирование / Режим доступа: http://ru.wikipedia.Org/wiki/.-2010.