Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения первоклассников

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Успешность обучения в первом классе средней общеобразовательной школы можно охарактеризовать уровнем усвоения ребенком учебной информации. Преодоление трудностей в обучении связано с развитием в предшкольный период психических функций, обеспечивающих те виды деятельности ребенка, от которых зависит успешное обучение. Существует несколько хорошо разработанных подходов к оценке успешности обучения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ВЗАИМОСВЯЗЬ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. Понятие и оценка успешности обучения
    • 2. Роль развития различных сфер психики ребенка в успешности обучения
    • 3. Трудности в обучении первоклассников и факторы риска
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ
    • 1. Модели психолого-педагогического прогнозирования
    • 2. Диагностика уровня развития ребенка как составная часть психолого-педагогического прогнозирования
    • 3. Экспериментальная проверка способа психолого-педагогического прогнозирования уровня усвоения учебной информации в формирующем эксперименте
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения первоклассников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность.

Обучение детей первоклассников предполагает необходимость учета важных психологических закономерностей их развития, к числу которых можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически дошкольными способами их удовлетворения. Интеллектуальная сфера ребенка 6−7 лет уже в определенной мере готова к систематическому обучению, ребенок стремится к самоутверждению в таких видах деятельности, которые уже подлежат общественной оценке и охватывают сферы жизни, прежде недоступные ребенку (Н.Н.Авдеева, 2005; Б. Г. Ананьев, 1960, 1968; А. Анастази, 2009;

B.М.Бехтерев, 1997; М. Р. Битянова, 1997; Дж. Брунер, 1997; Л. А. Венгер, 1994; П. Я. Гальперин, 1986; А. В. Запорожец, 1986; В. С. Мухина, 1986, 1987, 2005;

C.Л.Рубинштейн, 1960; Н. И. Чуприкова, 1995; Д. Б. Эльконин, 1949, 1960, 1995 и др.).

В современных социально-экономических условиях качественное усвоение содержательной части образовательной программы («учебной информации» по В.П.Беспалько) младшими школьниками приобретает все большую значимость. Вопрос о том, от каких факторов, условий в наибольшей степени зависит степень и качество усвоения учебной информации, достаточно широко обсуждался в психологической науке. Однако в настоящее время нет единого подхода к изучаемой проблеме, что еще раз подчеркивает актуальность проводимого исследования.

Современная теория систем, системный анализ, дают возможность осуществлять моделирование достаточно сложных процессов, однако, по мнению многих ученых, попытки построения описательных моделей педагогического процесса и даже педагогических систем представляются малопродуктивными, т.к. представленные ими модели не обладают весьма важным свойством — прогностичностыо, т. е. не позволяют предсказывать результаты моделируемого объекта (Ф.И.Перегудов, Ф. П. Тарасенко, 1989).

Вопрос о взаимосвязи усвоения знаний и психического развития учащихся поднимался неоднократно многими учеными (Н.Н.Авдеева, 2005; Ш. А. Амонашвили, 2000; Б. Г. Ананьев, 1960, 1968; Г. П. Антонова, 1999; А. Ф. Ануфриев, 1997; М. Р. Битянова, 1997, 1998; Л. И. Божович, 1968, 1978;Дж. Брунер, 1997; Л. Ф. Бурлачук, 1989; Л. М. Веккер, 1974;Л. А. Венгер, 1978; П. Я. Гальперин, 1986; Ю. В. Давыдова, 2008; И. В. Дубровина, 2009; Л. В. Замулина, 2005; В. П. Зинченко, 1991; Я. Йирасек, 1987; З. И. Калмыкова, 1981; Дж. Келли, 1999;А. Р. Лурия, 1970; В. С. Мухина, 1986, 1987, 2005; А. А. Реан, 1996; С. Л. Рубинштейн, 1960; Н. Я. Семаго, 2000; Е. О. Смирнова, 1976; А. Е. Ситарикова, 2004; Б. М. Теплов, 1985; К.Д.Ушинский- 1950; Д. А. Фарбер, 2000; Д. И. Фельдштейн, 1989,1999; Д. Б. Эльконин, 1949; И. С. Якиманская, 1994). И, тем' не менее, он возникает вновь и вновь. Особенно остро этот вопрос встает в настоящее время. В современной науке существует взгляд, который можно назвать «общесистемным подходом», состоящий в том, что все зависит от организации педагогического процесса и управления учебной деятельностью как обучающего, так и обучаемого (В.С.Аванесов, 1989; Б. Г. Ананьев, 1960; М. М. Безруких, 2000; М. Р. Битянова, 1998; Л. В. Болотник, 1999; Л. М. Костина, 2004, М. А. Костина, 2007 и др.). В последнее время в науках о человеке превалирующим становится понимание интегральной сущности человека и, следовательно, определяющим фактором успешности считается его целостное развитие (Ш.А.Амонашвили, 2000; Б. Г. Ананьев, 1968; Г. М. Бреслав, 1990; Е. А. Бургименко, 1989; Л. М. Веккер, 1974; И. В. Дубровина, 2009; В. В. Зенысовский, 1995; В. П. Зинченко, 1991; Н. И. Непомнящая, 2006; В. В. Орлов, 1992, 1997; Л. В. Филиппова, 1992, 2001, 2004 и др.).

Решение столь важных задач возможно лишь совместными усилиями педагогов и психологов при более действенной опоре в практической педагогической деятельности на комплекс имеющихся психологических знаний, прежде всего на закономерности возрастного и индивидуального психического развития ребенка (Ш.А.Амонашвили, 2000; Н. И. Непомнящая, 1992; Ж. Пиаже, 1992). Известно, что важнейшие психологические характеристики школьников — направленность личности, активность, знания, умения, способности, характер, настроения и переживания — в значительной степени задаются содержанием и методами учебно-воспитательной работы в школе (Е.О.Смирнова, 1976). Однако в педагогической психологии пока еще мало исследований, в которых глубоко и всесторонне была бы изучена взаимосвязь и взаимообусловленность обучения и психического развития ребенка, этого мощного резерва повышения эффективности учебно-воспитательной работы в школе, а, следовательно, и решения проблемы нормализации учебной нагрузки школьников, способствующей благоприятному формированию их личности.

Ребенок 6−7 лет способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией, потребностью и поведением. Достаточно высокого уровня познавательной деятельности дошкольники достигают, только если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных процессов и является развивающим, ориентированным на зону ближайшего развития (Л.С. Выготский).

Следует констатировать, что Л. В. Замулина (2005) в своей диссертационной работе ставит сходную проблему (прогнозирования успешности обучения), но не применяет должный математический аппарат и не получает способ прогнозирования.

А.Е.Старикова (2004), исследуя социально-психологические детерминанты успешности обучения учащихся средних классов современной общеобразовательной школы, доказывает наличие связи между уровнем психического развития школьников и их успеваемостью, но не описывает ее количественно. Не случайно Д. Б. Эльконин отмечает, что борьба с неуспеваемостью начинается тогда, когда она приобрела уже явно выраженную и устойчивую форму, наложив отпечаток на всю личность ученика.

Все вышесказанное позволило выделить противоречие между многочисленными исследованиями в области изучения психологических особенностей развития ребенка и отсутствием способов количественного прогнозирования успешности усвоения им учебной информации.

Данное противоречие определило проблему нашего исследования: какие факторы психического развития и социального окружения наиболее существенны для успешного усвоения учебной информации ребенком и должны послужить базой для прогнозирования успешности обучения его в начальной школе?

Цель: разработка способа прогнозирования успешности усвоения учебной информации на основе данных о психологическом развитии и социальном окружении ребенка.

Объект исследования: процесс усвоения учебной информации младшими школьниками.

Предмет исследования: особенности психического развития и семейного воспитания младших школьников, влияющие на успешность обучения.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что процесс усвоения учебной информации младшими школьниками будет проходить успешнее если:

— будут выявлены психологические характеристики личности и особенности семейного воспитания младших школьников, влияющие на уровень усвоения ими учебной информации;

— будет разработан метод прогнозирования успешности данного процесса;

— будут разработаны рекомендации педагогу и родителям по улучшению работы с ребенком.

— будет организован учет этих рекомендаций и контроль за их исполнением адресатами.

Задачи исследования.

1. Осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы взаимосвязи успешности обучения ребенка в школе с уровнем его предыдущего психического развития.

2. Произвести отбор диагностических методик и сформировать комплект для комплексной оценки развития детей 6−7 лет.

3. Выявить уровень развития детей 6−7 лет на основе апробации диагностического комплекса.

4. Провести анализ зависимостей усвоения учебной информации от уровня развития психических свойств у детей 6−7 лет.

5. Разработать способ математического вероятностного прогнозирования уровня усвоения учебной информации с учетом выявленных зависимостей.

6. Разработать основанные на прогнозе усвоения учебной информации психолого-педагогические рекомендации педагогу и родителям по улучшению работы с ребенком и изучить результативность способа прогнозирования в процессе обучения первоклассников с различными психологическими особенностями с учетом сделанных рекомендаций.

Методологические основы исследования составили идеи о личностно-ориентированных гуманистических подходах в обучении (А.Маслоу, В. П. Зинченко, И. С. Якиманская и др.) о развитии психики детейидеи о взаимосвязи усвоения знаний и психического развития учащихся.

П.П.Блонский, И. М. Сеченов, К. Д. Ушинский и др.) — идеи о дифференцированном подходе к детям в процессе обучения и воспитания, который опирается на знания их возрастных и индивидуальных различий (Б.Г.Ананьев, Л. А. Вагнер, Н.А.Менчинская) — вопросы готовности детей к школьному обучению и овладению учебной информацией (Л.И.Божович, А. И. Запорожец, И. Шванцара).

Теоретическую базу исследования составили: концептуальные положения психологической науки о сензитивных периодах развития и новообразованиях личности (Г.С.Абрамова, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Н. А. Менчинская, B.C. Мухина, Ж. Пиаже и др.) — идеи интегральной сущности человека, организации педагогического процесса и управления учебной деятельностью (Ю.Р.Кофтан, Ю. А. Лебедев, В. В. Орлов, Л. В. Филиппова и др.) психолого-педагогические исследования факторов успешности обучения (Ш.А.Амонашвили, ПЛ. Гальперин, Н. И. Гуткина, Н. И. Дубровина, Д. И. Фельдштейн и др.), теория системного анализа и моделирования сложных систем (Л.Берталанфи, А. А. Богданов, Ф. И. Перегудов, Ф.П.Тарасенко).

Методы исследования.

В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования.

В качестве теоретических методов выступал анализ литературы по психологии и смежным областям, посвященным проблеме исследования.

В качестве эмпирических методов были использованы: наблюдение (в эксперименте), опрос (анкетирование родителей), психологическое тестирование (тесты Люшера, Эткинда, Бендер, Вильямса, Тулуз-Пьерона,.

Hand-тест", Равена).

Для обработки экспериментальных данных использовались методы анализа и интерпретации результатов: математико-статистические методы, включающие качественный анализ, корреляционный метод, сравнительный анализ средних величин двух переменных по Т-критерию Стьюдента, факторный анализ, мультирегрессионный анализ, полиномиальный экстраполяционный анализ.

Научная новизна работы.

1. Исследованы количественные характеристики взаимосвязей развития группы психических свойств ребенка к моменту поступления в школу с успешностью его обучения в первом классе.

2. Конкретизированы психические свойства ребенка и социальные условия, от которых в набольшей степени зависит успешность обучения в первом классе.

3. Разработан и апробирован способ математического вероятностного прогнозирования уровня усвоения младшим школьником учебной информации на основе данных о психологическом развитии ребенка.

4. Разработаны психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по оптимизации развития ребенка и усвоения учебной информации в зависимости от уровня его психического развития.

Теоретическая значимость исследования.

1. Проведена систематизация и теоретическое обобщение имеющихся в современной педагогической психологии представлений о факторах, влияющих на уровень усвоения учебной информации первоклассниками.

2. Теоретически описана и экспериментально доказана в виде уравнения связь между психическим развитием ребенка и успешностью усвоения знаний.

3. На основе анализа взаимосвязей развития группы психических свойств ребенка к моменту поступления в школу с успешностью его обучения в первом классе разработан способ математического прогнозирования успешности обучения первоклассника.

Практическая значимость исследования.

1. Разработан и внедрен диагностический комплекс для оценки психического развития ребенка 6−7 лет, который используется в практике работы общеобразовательных школ в целях повышения качества образовательного процесса с учетом психического развития детей.

2. Разработана и апробирована методика измерения уровня усвоения учебной информации по математике как индикатора развития интеллектуальной сферы для первоклассников общеобразовательной школы.

3. Разработан способ прогнозирования уровня усвоения учебной информации на основе данных о психическом развитии ребенка;

4. Доказано, что у детей, педагогам и родителям которых предоставлялся прогноз будущей успеваемости и соответствующие рекомендации, реальная успеваемость была выше, что говорит об эффективности прогнозирования как способа управления педагогическим процессом.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается комплексным применением различных методов исследованияиспользованием валидных, надежных и апробированных в отечественной психологии диагностических методик, рекомендованных Госстандартом РФ для применения в детской практикевзаимопроверкой результатовкорректной организацией опытно-экспериментальной работызначительным объемом и репрезентативностью выборкипрактическим подтверждением основных положений исследования.

Положения, выносимые на защиту.

1. Успешность обучения в начальной школе преимущественно детерминируется предыдущим развитием следующих психических свойств ребенка: тревожность, эмоциональный фон, вариант адаптации к уроку, неприятие себя и педагога, уровень развития зрительно-моторных координации, вероятность открытого агрессивного поведения, визуальное структурное мышление, креативность, психологическая работоспособность в сочетании с социальными условиями его воспитания (социальное положение и уровень образования матери ребенка).

2. Взаимосвязь психического развития и социального статуса ребенка с успешностью его обучения в начальной школе может быть аналитически описана через уравнение-предиктор уровня усвоения учебной информации на основе данных о психическом развитии ребенка.

3. Психолого-педагогические рекомендации по оптимизации учебно-воспитательной работы, сформулированные на основе прогноза успешности обучения, доведенные до сведения педагога, могут служить инструментом коррекции педагогического процесса при условии учета этих рекомендаций. в работе с ребенком.

Экспериментальной базой исследования послужили учреждения дошкольного образования и средние общеобразовательные школы шести регионов Российской Федерации:

Нижегородская область — МДОУ №№ 80, 345, 421, 456, 473- СОШ №№ 8, 18, 24, 30, 40, 172- Агинско-Бурятский автономный округ — МДОУ №№ 1,3,16- 2 СОШ город и селоРеспублика Чувашия — МДОУ № 174, СОШ №.

3- Кемеровская область 4 поселковых и 1 городское МДОУ- 4 поселковых негородская СОШ (г.Кемерово, п. Раздольный, Салаир, Гурьевск) — Пермский край — МДОУ № 6 и СОШ № 8 г. ПермиНовгородская область — СОШ № 2.

Апробация способа проводилась на базе школ Нижнего Новгорода: средние общеобразовательные школы Нижнего Новгорода №№ 18, 30, гимназия № 25 и лицей № 40 (общеобразовательные классы).

Основные этапы исследования.

На первом этапе (2006 год) проводился анализ научной литературы по проблеме взаимосвязи психического развития ребенка с успешностью его обучения, уточнялись понятия «успешность обучения», «усвоение учебной информации», конкретизировались характеристики психического развития. На втором этапе (2007 год) разрабатывались принципы формирования комплекта диагностических методик, производился анализ и отбор психодиагностических методик, создавалось программное обеспечение, разрабатывалась система индивидуальных рекомендаций педагогам и родителям: на основании результатов психодиагностики. На третьем этапе (2008;2009 годы) осуществлялась апробация и внедрение диагностического комплекса в шести регионах России, производилось обучение психологов и педагогов использованию комплекса, велось накопление данных и их обработкабыла построена статистическая модель (уравнение-предиктор) зависимости уровня, усвоения учебной информации от предыдущего уровня развития психических качеств первоклассника. На четвертом этапе (2010 год) был осуществлена экспериментальная апробация способа прогнозирования, производилась обработка данных и оформление работы.

Апробация и внедрение результатов работы.

Теоретические и экспериментальные результаты исследования обсуждались на заседаниях X и XI межвузовских конференций по культурологии (Нижний Новгород, 2004, 2005) — Международного научно-практического форума «Великие реки '2004» (Нижний Новгород, 2004) — IV Всероссийской научно-практической конференции «Физическое развитие учащейся молодежи» (Нижний Новгород, 2005) — региональной научно-практической конференции «Мы — надежда XXI века» (Нижний Новгород, 2005) — I региональной научно-практической конференции «Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы» (Нижний Новгород, 2006) — региональной научно-практической конференции «Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях образовательного процесса» (Арзамас, 2007) — II Международного конгресса «Психосоматическая медицина — 2007» (Санкт-Петербург, 2007).

Результаты исследования были использованы для подготовки выпускных квалификационных работ студентов Нижегородского архитектурно-строительного университета по специальности «Педагогика и психология», использовались в отчете по государственному контракту № П342 от 24 июля 2007 года «Создание системы диагностики детей старшего дошкольного возраста с целью выработки рекомендаций для родителей и педагогов по выбору оптимальных форм последующего обучения в начальной школе» (Москва, 2007), вошли в материалы лекций и практикумов для слушателей курсов повышения профессиональной квалификации на базе ННГАСУ.

Выводы по главе 2.

1. Прогноз будущего состояния позволяет своевременно внести изменения в процесс развития необходимых качеств, что, в свою очередь, улучшает движение ребенка к успеху.

2. Прогнозирование является мощным инструментом управления любыми процессами, поддающимися измерению, в том числе и процессом обучения.

3. Впервые проведен анализ зависимостей уровня усвоения учебной информации, измеренного специально созданным инструментом, от психологических характеристик ребенка.

4. Разработан, апробирован и внедрен унифицированный диагностический комплекс для измерений психического развития детей 6−9 лет в условиях Российской Федерации.

5. Разработана система автоматизации хранения и обработки психолого-педагогической информации существенно повышающая точность и эффективность и снижающая трудоемкость проведения диагностических мероприятий.

6. Разработан и апробирован инструмент измерения уровня усвоения учебной информации по математике для первого класса общеобразовательной школы;

7. Доказано, что данные измерений УУИ по математике можно распространять на другие основные предметы (русский язык и чтение).

8. Выведена формула предсказания уровня усвоения учебной информации на основе данных о психическом развитии ребенка;

9. Доказано, что у детей, педагогам и родителям которых предоставлялся прогноз будущей успеваемости, реальная успеваемость была выше, что говорит об эффективности прогнозирования как способа управления педагогическим процессом.

Заключение

.

Достаточно полно психическое развитие ребенка можно охарактеризовать, зная развитие его когнитивной, эмоциональной, социальной и физической сфер. Развитие этих сфер являются" определяющими факторами успешности обучения.

Введение

в теорию педагогической психологии современных парадигм естествознания позволяет перейти от наблюдательного к измерительному методу познания процессов, приводящих к успеху или неуспеху в обучении ребенка-первоклассника.

Успешность обучения в первом классе средней общеобразовательной школы можно охарактеризовать уровнем усвоения ребенком учебной информации. Преодоление трудностей в обучении связано с развитием в предшкольный период психических функций, обеспечивающих те виды деятельности ребенка, от которых зависит успешное обучение. Существует несколько хорошо разработанных подходов к оценке успешности обучения и усвоения учебной информации. Наиболее применимым в практике конструирования диагностических методик нампредставляется подход В. П. Беспалько. Широкое внедрение в педагогическую практику психологического, комплексного мониторинга состояния ребенка является мощным инструментом прогнозирования успешности обучения на основе анализа факторов развития. Прогноз будущего состояния позволяет своевременно внести изменения в процесс развития необходимых качеств, что, в свою очередь, позволит улучшить движение ребенка к успеху.

Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении поставленной цели и позволяют сделать следующие основные выводы:

1. Проблема связи успешности обучения ребенка* в школе с уровнем его предыдущего психического развития продолжает оставатьсявесьма актуальной как в психологии, так и в педагогике. Как показывает анализ научной литературы, целью педагогического процесса в первом классе общеобразовательной школы в первую очередь является усвоение ребенком учебной информации (содержательной части учебной программы), что обуславливает успешность обучения ребенка. Связь успешности обучения ребенка в школе с уровнем его предыдущего психического" развития подчеркивается многими авторами и в различных комбинациях, характеристик развития, однако, количественного анализа, позволяющего построить прогностическую, модель приведено не было. Усвоение учебной информациипроисходит поэтапам, от ознакомительного до творческого, при этом высший этап может быть не достигнут. Уровень усвоения. учебной информации^ поддается формализации! и, следовательно, измерению, на основе чего была разработана тест-контрольная для первоклассников.

2. Комплект диагностических методик для. оценки психического развития дошкольника должен строиться с учетомпринципов его формирования: научной обоснованности, комплексности, объективности, точности, малой трудоемкости, повторимости, воспроизводимостии. универсальности, специфичности и адресности! информации, соблюдения нормативно-правовых и этических требований. Применение этих принципов* в комплексе позволило произвести отбор психодиагностических методик и сформировать диагностический комплект, снабдив его оригинальным программным обеспечением, позволившим провести^ быстрое внедрение — в нескольких регионах Российской Федерации. Существенное упрощение работы с комплектом, автоматизация рутинных процедур, увеличение надежности хранения данных при сохранении точности и объективности позволило охватить исследованием значительное количество детей (708 человек) в шести регионах России.

3. Уровень развития детей 6−7 лет в обследованных регионах Российской федерации соответствует среднестатистическим нормамвыведенным при стандартизации психодиагностических методик. Проведенный анализ данных показал, что более 60% детей имеют развитие исследованных психологических качеств на уровне «хорошо» и «высоко», что говорит о высоком потенциале для обучения и развития.

4. Проведенный статистический анализ как результатов апробации комплекта диагностических материалов, так и экспериментальных данных показал, что зависимости усвоения учебной информации от уровня развития психических качеств у детей 6−7 лет носят сложный характер. Изучение этих зависимостей позволило построить линейное регрессионное уравнение-предиктор, являющееся вероятностной моделью данных зависимостей. Построенное уравнение в совокупности с диагностическим комплексом и является способом прогнозирования уровня успешности обучения первоклассников.

5. Количественные результаты эксперимента, их статистический и качественный анализ показали, что в наибольшей степени уровень усвоения учебной информации линейно зависит от образовательного уровня и социального положения родителейразвития когнитивной сферы ребенкаоптимальности самооценки ребенкаоптимальности развития агрессивности ребенка.

6. Апробация работы, анализ полученных в эксперименте результатов показывают необходимость продолжения начатых исследований для подтверждения полученных результатов в лонгитюдном эксперименте, поскольку лонгитюдные исследования позволяют делать более прямые выводы в отношении развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , B.C. Из истории психодиагностики. Гл 2. учебного пособия «Общая психодиагностика.// Под ред. А. А. Бодалёва и В. В. Столина. М.:МГУ, 1987.
  2. , B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе/В.С.Аванесов. М.: МИСиС, 1989. 167с.
  3. , H.H. В школу с пяти лет: факторы, риска/Н.Н.Авдеева // Психологическая наука и образование. № 2, 2005.
  4. Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях образовательного процесса: Материалы Региональной научно-практической конференции/ АГПИ им. А. П. Гайдара. Арзамас: АГПИ, 2007
  5. , Т. Исследование авторитарной личности / Т. Адорно, и др. М.: Академия исследований культуры, 2001. — 250 с.
  6. Актуальные вопросы педиатрии, перинатологии и репродуктологии: Сборник научных работ. Вып.З. Н. Новгород: Изд-во Гладкова О. В., 2006.
  7. Актуальные проблемы диагностики и систематики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982.
  8. , А.И. Психологическое прогнозирование / А. И. Алтунин: Режим доступа: http://www.proza.ru/2010/03/25/91.
  9. , Ш. А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанной на принципах гуманно-личностной педагогики / Ш. А. Амонашвили. М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2000. — 144 с.
  10. , Б.Г. Подготовительный период в первом классе и формирование готовности, детей к общению / Б. Г. Ананьев, А. И. Сорокина. -М: Изд-во акад. пед. наук РСФСР, 1955. 48 с.
  11. .Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе / Под ред. Б. Г. Ананьева, А. И. Сорокиной. М., 1960.
  12. , Б. Г. Человек как предмет познания/Б.Г.Ананьев.- Д., 1968
  13. , Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Б. Г. Ананьев. М.: Педагогика, 1980. — 180 с.
  14. , А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С.Урбина. СПб.: Питер, 2009. — 688с.
  15. , П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин. М.: Медицина, 1975. — 447 с.
  16. , Г. П. Влияние особенностей интеллекта старших дошкольников на эффективность обучения/ Г. П. Антонова, З. И. Икунина, И. П. Антонова, Н. А, Антонова// Вопросы психологии № 2 1999 с. 12
  17. , А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. / Костромина С. Н. М.: Издательство «Ось-89», 1997. — 224 с. (Практическая психология).
  18. , Н.Т. Прогнозирование и его социокультурные цели / Н. Т. Арефьева: Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2010/4/Arefieva/ 2010.
  19. , JI.M. Судебная патопсихология (вопросы определения нормы и отклонений) / Л. М. Балабанова. Днепропетровск: Сталкер, 1998. — 432 с.
  20. , В.И. Психолого-педагогические основы прогнозирования в спорте: Дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.04 / В. И. Баландин. -СПб: НИИФК, 2000. 359 с.
  21. , В.К. Онтокинезиология человека/ В. К. Бальсевич. -М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 275 с.
  22. , В. Социальный конструктивизм и психология / В. Барр // Постнеклассическая психология. 2004. — № 1. — С. 29−44
  23. , М.М. Возрастные особенности организации и регуляции произвольных движений у детей и подростков/ М. М. Безруких,
  24. Л.Е.Любомирский//Физиология развития ребенка: теоретические и прикладные аспекты. М.: Образование от, А до Я, 2000. — С 239.
  25. , М.М. Материалы всероссийской недели школьной психологии 4−10 октября 2005 г. Туапсе. / М. М. Безруких и др. Туапсе, 2005
  26. , М.М. Проблемные дети./ М. М. Безруких М., 2000.
  27. , П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т.Лукман. М.: Академия-центр- Медиум, 1995. — 190 с.
  28. , В.П. Элементы теории управления процессом обучения: Часть II (Измерение качества процесса обучения) / В. П. Беспалько. -М.: «Знание», 1971.-71 с.
  29. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 190 с.
  30. Бестужев-Лада, И. В. Нормативное социальное прогнозирование: Возможные пути реализации целей общества: Опыт систематизации / И.В. Бестужев-Лада. М, 1987. — 214 с.
  31. , В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Психологические труды./ В. М. Бехтерев М.: Издательство «Институт практического психолога», — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  32. , М. Р. Работа психолога в начальной школе./ М. Р. Битянова, Т. В. Азарова, Е. И. Афанасьева, Н. Л. Васильева М., 1998.
  33. , М.Р. Организация психологической работы в школе/М.Р.Битянова. М., 1997.
  34. , Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферы человека // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М. 1978.-26−27
  35. , Л.И. К развитию аффективно-потребностной сферыГчеловека / Л. И. Божович // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М. 1978. — 26−27
  36. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л. И. Божович М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  37. , Л.В. Общая концепция мониторинга уровня подготовки учащихся по предметам школьного цикла/ Л. В. Болотник // Начальная школа: плюс минус. № 1. М.:1999. С. 43−51
  38. , Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения/Г.М.Бреслав М.: Педагогика, 1990.- 144 с.
  39. , Дж. Психология познания/Дж.Бруннер.- М., 1997.
  40. Е.А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция неблагоприятных вариантов./ Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. Н. Поливанова, Е. Ю. Сушкова М., 1989.
  41. , Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике/Л.Ф. Бурлачук, С. М. Морозов.- Киев, 1989.
  42. , Л.Ф. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, Коржова Е. Ю. // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — с 5−11
  43. , Г. В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей/ Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс М., 2007.
  44. , Г. В. Типологический анализ онтогенеза индивидуальных различий /Г.В. 24. Бурменская // Вопросы психологии. 2002.- № 2.
  45. , Ж.В. Физиологическая оценка адаптации школьников к условиям учебной нагрузки в условиях инновационных педагогических технологий: Дисс.канд.биол.наук./Ж.В.Бухаринова -Чебоксары, 1998. 186 с.
  46. , М.И. Беседы о детской психиатрии / М. И. Буянов. М.:, 1992. — 160 с.
  47. , Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. М.: МГУ, 1984.
  48. ВеккерЛ. М. Психические процессы / Л. М. Веккер Л.: ЛГУ, 1974. Т1.С.11−15.
  49. , Л.А. Готов ли Ваш ребенок к школе/ Л. А. Венгер, Т. Д. Марцинковская, А. Л. Венгер М.: Знание, 1994. — 192 с.
  50. , Л.А. Как дошкольник становится школьником?/ Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание, 1995, — № 8, стр. 66−74.
  51. , Л.А., Холмовская В. В. Диагностика умственного развития дошкольника./ Л. А. Венгер, В. В. Холмовская М., 1978.
  52. , Б.ЧЛ. Образование на постсоветском пространстве: интеграция и дезинтеграция/ Б. Л. Вульфсон, Педагогика, № 8 2005., С. 25
  53. , Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века/ Б. Л. Вульфсон. М.: 1999.
  54. Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. соч. Т.5. М., 1931/1984.
  55. Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. Т.4. М., 1932/1984.
  56. , Л.С. Психология развития как феномен культуры./ Л. С. Выготский М.: МПСИ- Воронеж: НПО МО ДЕК, 1996.
  57. , Л.С. Развитие личности .и мировоззрения ребенка/Л.С.Выготский //Психология личности. Тексты. М., 1982.
  58. , Л.С. Психология развития человека. / Л. С. Выготский. М: Изд-во Смысл- Изд-во Эксмо, 2005. — 1136 с.
  59. , П.Я. Обучение и умственное развитие в детском возрасте/П.Я.Гальперин М., 1986.
  60. , Б.С. Педагогическая прогностика: Методология. Теория. Практика / Б. С. Гершунский. Киев, 1986. — 197 с.
  61. , Б.С. Философия образования/ Б. С. Гершунский, М., 1998
  62. Глоссарий, Ру Прогнозирование / РуГлоссарий -: Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/glsch2.cgi7RPwujtunowuigtol. 2010.
  63. Глоссарий, Ру Методы прогнозирования / РуГлоссарий -: Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/glsch2.cgi7RPwujtunowuigtol. 2010.
  64. , Г. Я. Основы менеджмента / Г. Я. Гольдштейн. -Таганрог: ТРТУ, 1997. 148 с.
  65. , М.О. О педагогической подготовке преподавателя высшей школы / М. О. Громкова // Высшее образование в России. 1994. — № 4.-С.105−108.
  66. Гуцалюк, Л. Б. Занятия по подготовке детей к школе./ Л. Б. Гуцалюк //Начальная школа, 1994 г., № 4, стр.11−13
  67. Давыдова, Е. Ю Возрастные изменения слухоречевой и зрительной памяти у мальчиков и девочек 6−12 лет/ Е. Ю. Давыдова, Н. Л. Горбачевская, Л. П. Якунова, А.Ф. Изнал// Физиология человека 1999. -Т25, № 2 — С. 14−20
  68. , К. Движение социального конструктивизма в современной психологии / К. Джерджен // Социальная психология: саморефлексия маргинальности / Под ред. Е. В. Якимовой. М. 1995. — С. 5173
  69. Диагностика умственного развития дошкольников/ Под ред. Л. А. Венгера, В. В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978.
  70. , И.В. Практическая психология образования. 4-е изд., перераб. и доп. //И.В.Дубровина СПб.: 2009, 592с.
  71. , А.К. Межличностные отношения в младшем школьном возрасте и их зависимость от способа обучения. / А. К. Дусавицкий // Вопросы психологии. 1983. — № 1. — 63−65
  72. , О.В. Формирование психолого-педагогической диагностической культуры учителя в системе непрерывного педагогического образования: Автореф. дисс.. д-ра пед. наук: 13.00.01 / О. В. Еремкина. -Рязань: РГУ им. С. А. Есенина, 2008. 40 с.
  73. , И.В. Некоторые подходы и перспективы развития автоматизированной, психодиагностики и прогнозирования за рубежом / И. В-Ермакова: Режим доступа http://www.voppsy.ru /issues/ 1986/864/864 170.
  74. , М. В. Психология развития.Методическое пособие для студентов заочной и диет. Формы обучения/ М. В- Ермолаева.-М. :МПСИ- Воронеж: Издательство НПО МО ДЕК, 2000.-336с.
  75. Запорожец A. B: Основные, проблемы онтогенеза. Избранные психологические труды: В 2 т./А.В.Заиорожец М., 1986.
  76. , А.И. Неврозы у детей- и подростков./А.И-Захаров- СПб., 1998.'
  77. ,. A.B. исследование самооценки младшего школьника- в учебной деятельности / А. В. Захарова, Т. Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. 1980. — № 4: — 90−91-
  78. , A.B. исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А. В. Захарова, Т. Ю. Андрущенко // Вопросы, психологии. 1980--№ 4. — 90−91'
  79. , В.В. Психология детства/ В. В. Зенысовский: — М.: Академия, 1995.
  80. , В.П. Проблемы психологии развития/ В.П. Зинченко// Вопросы психологии.- 1991.-№ 4.
  81. Игра дошкольника/ JT. А. Абрамян, Т. В. Антонова, J1. В. Артемова и др., под ред. С. JT. Новоселовой М.: Просвещение, 1989
  82. , К. Е. Эмоции человека/К. Изард.- М., 1980.
  83. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей/Д.Н.Исаев СПб., 2000.
  84. , И.Ф. Школа как педагогическая система: Основы управление, учебное пособие / И. Ф. Исаев. Белгород: Изд-во БГУ, 1997. -145 с.
  85. , Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития / Под ред. И. Шванцары. М., 1987
  86. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости/З.И.Калмыкова М.: Педагогика, 1981.
  87. , Н.З. Эколого-физиологическая адаптация первоклассников к школе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора биологических наук: 03.00.16 экология / Н. З. Кайгородова -Барнаул, 2010.-320 с.
  88. , Ш. Постмодернизм / Ш. Квэйл // Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А.Ауэрбаха. СПб. 2006. — 1096 с.
  89. , Дж. Психология личности / Дж.Келли. СПб.: Ювента, 1999.-300 с.
  90. , М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели: Анализ зарубежного опыта / М. В. Кларин. М.: Наука, 1997. — стр. 122.
  91. Концепция развития системы психологического обеспеченияобразования в Российской Федерации на период до 2012 года. М., 2008.
  92. , О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъктивного развития. / О. А. Конопкин // Вопросы психологии. 2004. — № 2. -128−135
  93. , Е.Е. Особенности адаптационных реакций у детей во время занятий в школе / Е. Е. Конюхов // Современные проблемы педиатрии: Материалы XII съезда педиатров, Москва, 24−26 февраля. М. 1998. — С. 35
  94. , Б.Б. Психомоторное развитие младшего школьника/Б.Б.Коссов М.: Педагогика, 1989.
  95. , Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности / Л. М. Костина // Вопросы психологии. -2004. -№ 1. 137−143
  96. , Э.Г. Проблемы опытно-экспериментального прогнозирования / Э. Г. Костяшкин // Советская педагогика. 1983. — № 6. -С.47−52.
  97. Кравцов, Г. Г Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе/Г.Г.Кравцов, Е. Е. Кравцова М, Знание, 1987 г.
  98. , В.В. Общие основы педагогики/ В. В. Краевский, М.:2003
  99. Краткий психологический словарь. /Ред. — сост. Л. А. Картенко. Под общей ред.А. Н. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс». — 1998. — С. 366−367.
  100. Краткий психологический словарь. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко. Под общей ред. А. Н. Петровского, М. Г. Ярошевского. — Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс». — 1998. — 512 с.
  101. , А.Н. Собрание трудов. Т. 3, Ч. 1./ А. Н. Крылов М.-Л.: Изд-во АНСССР. 1949. — 498с
  102. , Б. Социальная психология агрессии: Пер. с англ. / Б.Крэйхи. СпБ.: «Питер», 2003. — 204 с.
  103. , Н. Л. Развитие эмоционального мира детей/ Н. Л. Кряжева. Ярославль. Академия развития, 1996.
  104. Н. В., Кухарев Н. В. Психологическая структура деятельности учителя: Гомель. — Изд-во Гомельского гос. университета, 1996. —57 с.
  105. , A.A. Мониторинг качества подготовки учащихся /
  106. A.А.Кузнецов // Стандарты и мониторинг, 2001. № 1 С. 12
  107. И.Ю. Возрастная психология/ И. Ю. Кулагина.-Москва. 1991 г.
  108. , Т.Г. К проблеме диагностики личностных факторов адаптации к школьной среде учащихся начальных классов / Т. Г. Куликова, C.B. Климин // Мир психологии. 2005. — № 4. — 246−250
  109. , Т.Н. Проективная методика исследования личности «Hand-тест». Методическое руководство / Т. Н. Курбатова, О. И. Муляр. СПб.: «ИМАТОН», 2001. — 50 с.
  110. , Т.Е. Психолого-педагогические условия обучения учащихся в международном пространстве (на примере Российских и международных школ): Автореф. дисс.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Т. Е. Куркова. М.: МПСИ, 2008. — 32 с.
  111. В.Р., Брязгунов И. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. М., 1994.
  112. , В.А. Психология экспрессивного поведения/В.А.Лабунская.-М.- Знание, 1989.
  113. , И.Р. Проектирование профильных школ в условиях профильного обучения: Лекция № 6 / И. Р. Латыпов -: Режим доступа: http://spo.lseptember.ru/2006/22/ll.htm. 2006.
  114. , М.Л. Детерминация прогнозирования / М. Л. Лезгина. -Л, 1983, — 110 с.
  115. , Д.А. Неклассический вектор в современной психологии / Д. А. Леонтьев // Постнеклассическая психология. 2005. — № 1.
  116. , И. Совершенствование начального обучения чтению / Й. Лингарт, М. Туркова // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — 96, 124−129
  117. , В.А. Прогноз как информация из будущего /
  118. B.А.Лисичкин // Проблемы общей и социальной прогностики. 1968. — № 1.1. C.91.
  119. А.Р. Мозг человека и психические процессы/А.Р.Лурия -М., 1963. Т. 1,-М., 1970. — Т. 2.
  120. ЛурияА. Р. Нейропсихология/А.Р.Лурия М.: Изд-во МГУ, 1973.
  121. , М. Цветовой тест Люшера: Пер. с англ. / М.Люшер. -СпБ.-М.: Сова, Эксмо-Пресс, 2002. 192 с.
  122. , A.C. Педагогические сочинения в 8-ми томах / A.C. Макаренко. М: Педагогика, 1983.
  123. , С.Ф. Введение в метрологию./ Н. И. Тюрин М.: Изд-во стандартов, 1966.-248с
  124. , Е.В. Диагностика развития личности учащегося / Е. В. Мальцева // Прикладная психология и психоанализ. 2004. — № 3. — 65−75.
  125. , А.К. Учебная деятельность как предмет психологического исследования. / А. К. Маркова, Г. С. Арамова // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М. 1991. — 88−93
  126. , С.М. Моделирование педагогических систем / С. М. Маркова. Нижний Новгород: ВГИПА, 2003. — 142 с.
  127. , А.Н. Проблемы информационного обеспечения управления образованием // Школьные технологии. 1999.- № 3, — с. 66−85.
  128. Международный научно-практический форум «Великие реки' 2004». Генеральные доклады, Тезисы докладов. Н-Новгород:ННГАСУ. 2004.
  129. H.A. Психология обучения арифметике. М.: Учпедгиз, 1955.
  130. Молодой России здоровый образ жизни. Сборник статей и материалов региональной научно-практической конференции «Мы — надежда ХХГвека» Нижний Новгород, 19 сентября 2005 г. — Нижний Новгород, изд-во Нижегородского госуниверситета, 2005.
  131. , B.C. Феноменологическая сущность мифов и реалий личности / В. С. Мухина // Развитие личности. 2005. — № 3. — С. 11−30
  132. , B.C. Что такое готовность к учению?/ B.C. Мухина // Семья и школа, 1987 г, № 4, стр.25−27.
  133. , B.C. Шестилетний ребенок в школе / В. С. Мухина. М.: Просвещение, 1986.
  134. , Ю.В. Здоровьесберегающая школа/ Ю.В.Науменко// Педагогика, 2005, № 6 С. 37.
  135. , P.C. Психология/ P.C. Немов М, Просвещение, 1995 г., т.2.
  136. , P.C. Психология/ P.C. Немов М, Просвещение, 1995 г., т.З.
  137. , Н.И. Игра как творчество при реализации человеческих сущностных свойств в развитии ребенка / Н. И. Непомнящая // Мир психологии. 2006. — № 1. — 133−141
  138. , Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет / НИИ общ. и пед. психологии АПН СССР / Н. И. Непомнящая. М: Педагогика, 1992. — 160 с.
  139. Новейший философский словарь / Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dicnewphilosophy/973/. 2010.
  140. , В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно-технологической среды/ В.П.Овечкин//Педагогика № 10, 2005., С. 18.
  141. , Р.В. Взаимодействие семьи, детского сада и школы в предупреждении педагогической запущенности детей/ Р. В. Овчарова. М., 1994.
  142. , О.И. Роль и значение эмоций / О. И. Ольшевская. -Минск: «Беларусь», 1968. 80 с.
  143. , В.В. Концепция индивида в научной философии / В. В. Орлов // Новые идеи в философии. 1992. — № 1.
  144. , В.В. Основы философии: Учеб. пособие: В 2 ч.: 2-е изд., доп. и перераб. / В. В. Орлов. Пермь: Перм. гос. ун-т, 1997. — 280 с.
  145. , А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях / А. И. Орлов. М.: Наука, 1979. — 296 с.
  146. , А.И. Задачи оптимизации и нечеткие переменные / А. И. Орлов. М.: Знание, 1980. — 64 с.
  147. , А.И. Эконометрика: 3-е изд. / А. И. Орлов. М.: Экзамен, 2004. 576 с.
  148. , А.И. Прикладная статистика / А. И. Орлов. М.: Экзамен, 2006. — 671 с.
  149. , А.И. Теория принятия решений / А. И. Орлов. М.: Экзамен, 2006. — 576 с.
  150. Особенности психологического развития детей 6−7- летнего возраста/ под ред. Д. Б. Эльконина, А.Л.Венгера- Науч.- исслед. ин-т общей и пед. психологии Акад. Пед. Наук СССР.- М.: Педагогика, 1988.- 136с.
  151. , М.П. Педагогические воззрения А. С. Макаренко / М. П. Павлова. -М.: Трудрезервиздат, 1956 г.
  152. , Ф.И. Введение в системный анализ / Ф. И. Перегудов, Ф. П. Тарасенко. М.: «Высшая школа», 1989. — 367 с.
  153. , Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта / Ж.Пиаже. М.: Просвещение, 1969. — 659 с.(Пер. с франц.)
  154. , Н.Е. Особенности физического и психоэмоционального развития детей 7-летнего возраста г. Нижнего Новгорода / Н. Е. Подгайский, Е. Е. Конюхов, Е. В. Карташов // Тез.докл. 5 Междунар.науч.-практ.конф. Ижевск: Удм. ун-та. 1996. — С. 72−73
  155. , А.Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования: методология, теория, практика: диссертация. доктора педагогических наук: 13.00.08 / А. Ф. Присяжная. -Челябинск, 2006. 380 с.
  156. Психологическая наука и практика: проблемы и перспективы. Материалы I региональной научно-практической конференции 26 апреля 2006 года Нижегород.гос.архит.-строит.ун-т- Н. Новгород: ННГАСУ, 2006.
  157. Природопользование Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990,637 с.
  158. , Дж. Руководство к прогрессивным матрицам Равена и словарным шкалам / Дж.Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 200 с.
  159. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж.Равен. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
  160. , Б. Человеческое познание / Б.Рассел. М.: Наука, 1957.220 с.
  161. , A.A. Психодиагностика личности в педагогическом процессе/А.А.Реан. СПб., 1996.
  162. , Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании/ E.H. Рогов М, «Владос», 1995 г.
  163. С. Л. Проблемы способностей и вопросы психологической теории. Вопросы психологии, 1960, № 3, с. 3−15.
  164. , В.В. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года / В. В. Рубцов, И. В. Дубровина,
  165. Ю.М.Забродин, Е. И. Метелькова, Е. С. Романова, В. В. Семкин // Психологическая наука и образование. 2007. — № 1. — С 69−82.
  166. , У. Детерминизм / У. Саттон // Психологическая энциклопедия. 2-е изд: / Под ред. Р. Корсиии, А.Ауэрбаха. СПб. 2006. — 1096 с.
  167. Свириденко, В. М О гносеологической природе постулата погрешности изме рения / В. М. Свириденко // Вопросы философии- 1972, № 6, с.23−31.
  168. , Н.Я. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога./ Н. Я. Семаго, М. М. Семаго М., 2000.
  169. , Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольного и младшего школьного возраста / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. СПб: Речь, 2005. — 373 с.
  170. , В.Д. Технологизация и инновационность образования как стратегический фактор промышленного подъема, в рыночных условиях/ В. Д. Симоненко, М.: 2001
  171. , В.А. Гуманистическая парадигма и личностно ориентированные технологии профессионально-педагогического образования/ В. А. Сластенин. М., 1999.
  172. , Е.О. К вопросу о формировании психической готовности к школьному обучению / Е. О. Смирнова // Некоторые актуальные психолого-педагогические проблемы воспитания и воспитывающего обучения. М. 1976. — 140−141
  173. , Т. О. Педагогические условия преодоления неуверенности у старших дошкольников. Автореф. дисс.канд. пед. н./ Т. О. Смолева. М., 1989.
  174. , В. Н. Отцы и дети в меняющемся мире/ В. Н. Соколова, Г. Я. Юзефович. М., 1991.
  175. Социология: Энциклопедия / Сост. A.A. Грицанов, B.JI. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. М, 2003. — 541 с.
  176. , А.Е. Социально-психологические детерминанты успешности обучения учащихся средних классов современной общеобразовательной школы: диссертация. кандидата психологических наук: 19.00.07/А.Е.Старикова. С-Птб.: СПГУ, 2004. — 191 с.
  177. , М. Инновации в образовании: размышления гигиениста/ М. Степанова// Народное образование, 2006 № 1
  178. .М. Психология индивидуальных различий. Избр. труды 2 т./Б.М.Теплов М., 1985.
  179. , В.И. Цветовой тест М.Люшера (Стандартизированный вариант) / В. И. Тимофеев, Ю. И. Филимоненко. СПб.: «ИМАТОН», 2000. — 40 с
  180. , Л.Н. Избранные философские произведения / Л. Н. Толстой, сост., авт. вступ. ст. Н. П. Семыкин. М.: Просвещение. — 1992. — 528с.
  181. , Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса / Е. Е. Туник. СПб.: «Речь», 2003. — 96 с.
  182. , И.О. Возрастная динамика и адаптационные изменения сердечно-сосудистой системы школьников: Дис.докт. Мед.наук. М., 1986. -242 с.
  183. , К. Д. Собр. соч. Т. 8./ К. Д. Ушинский. М., 1950. С.23
  184. Д.А. Принципы системной структурно-функциональной организации мозга и основные этапы ее формирования // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. Д.: Наука, 1990. -168с.
  185. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. В 2 частях/ Министерство образования Российской Федерации. М.: 2004
  186. , Д.И. Психология взросления: структуро-содержательные характеристики процесса развития личности./ Д.И. Фельдштейн// Избр. труды. -М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 1999. -672 с.
  187. , Д.И. Психология развития личности в онтогенезе / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР / Д. И. Фельдштейн. -М: Педагогика, 1989. 206 с.
  188. , Д.И. Социализация и индивидуализация как факторы процесса развития индивида и становление личности/ Д. И. Фельдштейн // Мир психологии. 1999. — № 1. — С. 13.
  189. Физиология развития ребенка /Под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер.- М.: Изд-во «Образование от, А до Я», 2000. 319 с.
  190. Физическое развитие учащейся молодежи: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции 30−31 мая 2005 года. Н-Новгород: Нижегородский гуманитарный центр. 2005.
  191. Л.В. Социальная педагогика как интегральная наука о личности/Л.В.Филиппова, Ю. А. Лебедев Пермь: Перм. ун-т, 1992. — 264 с.
  192. , Л. В. Целостная природа человека и проблема социализации ребенка. / Л. В. Филиппова, Ю. А. Лебедев // Мир психологии,-2004,№ 4 (40) с. 18−27.
  193. , Л.В. Развитие социальной уверенности у шестилетних детей (учебно-метод. пособие) /Л.В. Филиппова, Е. В. Прима, Н. Ю. Молостова, И. Н. Кольцова. Н. Новгород: Нижегород. гос. архит. -строит, ун-т, 2001.
  194. , Л.М. Психологический справочник учителя. / Л. М. Фридман, И. Ю. Кулагина. М: Просвещение, 1991. — 288 с.
  195. Херсонский, Б Психодиагностика мышления / Б.Херсонский. -Одесса: «Студия «Негоциант», 2003. 236 с.
  196. , Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. / Л. С. Цветкова. М: «Юристъ», 1997. — 256 с.
  197. , C.B. Прогнозирование и прогноз / С. В. Цирель // История и Математика: Концептуальное пространство и направления поиска. М. 2007. — 272 с.
  198. , P.A. Структурно-функциональная организация сенсомоторной коры: Морфологические, электрофизиологические, и нейромедиаторные аспекты / Р. А. Чиженкова, Отв. ред. Р.И. Кругликов- АН СССР, Ин-т биол. физики. М: Наука, 1986. — 239 с.
  199. , Н.И. Связь показателей интеллекта и когнитивной дифференцированности у младших школьников / Н. И. Чуприкова, Т. А. Ратанова // Вопр. психол. 1995. № 3. С. 104 — 114.
  200. , Т.И. Управление образовательными системами/ Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н.П. Капустин// Под редю Т. И. Шамовой, М.: 2001.
  201. , К. Значение аутогенной тренировки и биоуправления с обратной связью электрической активностью головного мозга в терапии неврозов. Автореф. канд.дисс. / К.Шипош. JL, 1980.
  202. , Д. Б. Игра и психическое развитие ребенка -дошкольника/ Д.Б.Эльконин// Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию.- М., 1949.
  203. , Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах/ Д. Б. Эльконин.-М. :МПСИ- Воронеж: НПО МО ДЕК, 1995.
  204. , Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до 7 лет)/Д.Б. Эльконин М: Учпедгиз, 1960 г.
  205. , Р. Проблемы психоанализа: страх. / Р.Эмануэль. М: ООО «Издательство Проспект», 2002. — 79 с.
  206. , А. Цветовой тест отношений / А. Эткинд, Ред.: А. А. Бодалев, В. В. Столин // Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. М. 1987. — С. 221−227
  207. , A.M. Цветовой тест отношений и его применение в исследовании больных неврозами/ A.M. Эткинд// Социально-психологические исследования в психоневрологии. Л., 1980. с. 110−114
  208. , A.M. Цветовой тест отношений/ A.M. Эткинд/Юбщая психодиагностика. М., 1987. с. 221−227.
  209. Этнические культуры в условиях глобализации: Сборник статей и докладов X межвузовской конференции по культурологи. Н. Новгород, 2004.
  210. Этнические культуры народов Поволжья: Сборник статей и докладов Одиннадцатой межвузовской конференции по культурологии. Н-Новгород, ГХИ ННГАСУ. 2005.
  211. , У.Р. Конструкция мозга: Происхождение адаптивного поведения. Перс, с англ. Ю. И. Лашкевича. Под ред. П. К. Анохина / У. Р. Эшби. М.: Изд-во инстр. лит-ры, 1962. — 398 с.
  212. , Е.А. Педагогические условия деятельности образовательных учреждений по профилактике аддиктивного поведения учащихся : Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. А. Югова. Екатиренбург:, 2001.- 170 с.
  213. В.В. Рост и развитие ребенка/ В. В. Юрьев, A.C. Симоходский, H.H. Воронович. СПб: СПб ТПМА, 2000. — 197 с.
  214. , И.С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся/ И.С. Якиманская// Вопросы психологии № 3 1999 с.39
  215. , И.С. Требования к программам ориентированным на личностное развитие школьниоков/ И.С. Якманская// Вопросы психологии № 2,1994 с. 64
  216. , Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы / Е. В. Якимова. М.: ИНИОН РАН, 1999.-200 с.
  217. Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды/ В. А. Ясвин. М.: Сентябрь, 2000, С. 14.
  218. , Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство / Л. А. Ясюкова. СПб.: ГП «ИМАТОН», 2000. -100 с.
  219. , Л.А. Ососбенности развития детей в зависимости от программ обучения / Л. А. Ясюкова // Практическая психология в школе. -СПб. 1998. С. 41−43
  220. , Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3−6 классах. Методическое руководство / Л. А. Ясюкова. СПб: ГМНПП «ИМАТОН», 2001. — 192 с.
  221. , Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучегии и развитии школьников / Л.АЛсюкова. СПб.: «Речь», 2003. — 384 с.
  222. , Л.А. Тест структуры интеллекта Р.Амтхауэра. Методическое руководство / Л. А. Ясюкова. СПб.: «ИМАТОН», 2002. — 86 с.
  223. Ashby, W. Ross Deisgn for a brain / W. Ross Ashby. London: Chapman&Hall Ltd, 1960. — 393 c.
  224. Amon, P Specific delays of language development in special education students/ P. Amon, B. Beck, R. Castell/ Prax. Kinderpsychol. Kinderpsychiatr. 1993 V42. — PI 50.
  225. Bender, L A visual motor Gestalt test and its clinical use/ L. Bender// American Orthopsychiatric Association. Research Monogr. 1938, N 3.
  226. Bender, L. The relationship between childhood schizophrenia and adult schizophrenia. — In: Genetic factors in «Schizophrenia"/ L. Bender, G. Faretta — Springfield, ill., 1972, p. 30—36.
  227. Bloom, B. S. Taxonomy of Educational Objectives, HandbookJ: The Cognitive Domain./ B.S.Bloom New York: David McKay Co Inc., 1956.
  228. Boweg, J.A. A reading-level disign study ofphonelogical skills underlying fourth grade children’s word reading diflculties/ J.A. Boweg, M.T. Cain, S.M.Ryan// Child. Dev. -1992. V. 63. — P. 999.
  229. Bricklin, B. The Hand Test/ B. Bricklin, Z. Piotrowski, E. Wagner. -Charles C. Thomas Publisher, 1962.
  230. DuBois, P.H. A History of Psychological Testing. Boston, Allyn and Bacon, Inc., '970. -152pp.
  231. Edwin, E. Differentiation of assaultive Delinquets with the Hand Test/ E. Edwin, R. Hawkins, E. Wagner// Journal of projective techniques and personality assesment, vol. 28, 1964, № 3.
  232. Luscher, M. Psychologie der Farben/ M. Luscher Basel, 1949.
  233. Luscher, M. Psychologie und Psychotherapie als Kultur/ M. Luscher Basel, 1955.
  234. Luscher, M. The Luscher Colour Test: L/ M. Luscher- Sydney, 1983.207 p.
  235. Maddi, S. The search for meaning / S. Maddi, W. LArnold, M.M.Page (eds.) // Nebraska symposium on motivation 1970. Lincoln: University of Nebraska Press. 1971. -P. 137−186
  236. Piotrowski, Z. Hand Test indices of violent distinctive behavior for institutional mental' degradaters// Journal of projective techniques and personality assesment, vol. 43,1979, № 4: '
  237. Prigogine, Ii The philosophy of instability / I. Prigogine // Futures. -1989. -№ 1. -p. 396−400
  238. Shorter, J. Social accountability and selfhood / J.Shotter. Oxford: Blackwell, 1984.
  239. Wallnofer, H. Der Luscher-Farbtest zur Diagnose des vegetativen Verhaltens / H. Wallnofer Arzt. Prax. 1966. В. 18, № 70. — S. 2348−2352.
  240. Wikimedia Foundation, Inc., Прогнозирование / Режим доступа: http://ru.wikipedia.Org/wiki/.-2010.
Заполнить форму текущей работой