Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка и апробация технологий психологической войны

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Не менее активно участвовали в информационно-психологическом противоборстве и германские спецслужбы. Работая на два фронта, они буквально засыпали с цеппелинов листовками российские, английские и французские войска. Так, в листовках, распространявшихся на Восточном фронте в 1915 г., немцы утверждали, что англо-французские войска разбиты и такая же участь ожидает русских, поэтому, чтобы избежать… Читать ещё >

Разработка и апробация технологий психологической войны (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во время Первой мировой войны еще крайне редко использовали психологов для участия в информационно-психологических акциях по отношению к противнику, да и термин «психологическая война» появился значительно позже. В то время более популярными и соответствующими действительности были термины «пропаганда» и «информация». Однако именно в этой войне впервые были осмыслены базовые (по преимуществу психологические) принципы, целенаправленно, системно и масштабно были использованы средства и способы информационно-психологического противоборства, получили революционное развитие методы воздействия на умы и сердца войск и населения противника. Все это дает нам основания говорить о том, что именно в пылу баталий Первой мировой войны родился новый вид противоборства — «психологическая война». Эффективность информационно-психологического воздействия на противника зависела от уровня развития информационно-пропагандистской инфраструктуры государства, степени психологической обоснованности пропаганды и наличия специальных органов ведения психологической войны.

Огромное скопление людских масс, действующих по психологическим механизмам толпы, было благодатной почвой для информационно-психологического воздействия. Как показали результаты войны, было значительно легче морально разложить воюющие государства, чем разбить армии противников. Война шла рука об руку с революцией, что сопровождалось снижением дисциплины и управляемости войск, что создавало благоприятные условия для активного функционирования неформальных каналов информации, по которым транслировалась дезинформация, ложь, страх и отчаяние.

В ходе войны военно-политические руководители воюющих держав пришли к выводу о необходимости создания специального аппарата для ведения пропаганды на войска и гражданское население противника, а также для воздействия на общественное мнение в нейтральных странах. В результате были созданы первые специальные органы ведения пропаганды и подрывных акций среди войск и населения противника (в США — Комитет общественной информации, в Великобритании — Управление пропаганды среди войск и населения противника, во Франции — Служба пропаганды, в Германии — Специальный отдел генерального штаба и т. д.). С того времени подобные органы существуют во всех крупных армиях мира.

Наиболее распространенными формами информационно-психологического воздействия на противника в годы войны были листовки, письма военнопленных, открытки, плакаты, брошюры и даже фальшивые продовольственные карточки. И все же главным информационно-психологическим оружием Первой мировой войны была, листовка. Пожалуй, впервые специалисты по-настоящему задумались над тем, как сделать текстовое сообщение, адресуемое различным аудиториям, максимально эффективным. Психологи, журналисты, специалисты в области культуры разрабатывали принципы информационно-психологического воздействия, экспериментировали с тематикой, содержанием, формой, размерами, цветовыми характеристиками листовок. В результате были сделаны выводы о том, что листовки должны обращаться не к сознанию людей, а к их эмоциям, «простым» чувствам (страх, любовь, тоска по дому, голод, этнические чувства, ощущение социального неравенства и т. д.), учитывать психологические особенности конкретных аудиторий, иметь небольшие размеры, привлекать внимание людей.

Так, американские листовки призывали простых немецких солдат оказывать сопротивление своим генералам, аристократам и официальным властям. В них сообщалось о том, что «Соединенные Штаты производят грозное оружие в огромных количествах», «Армия Соединенных Штатов высадилась в Европе», «Потери немцев в живой силе и технике и военные неудачи слишком серьезны». В листовках содержалось обещание сдавшимся в плен германским солдатам первоклассное американское питание, гуманное отношение, соблюдение привилегий в соответствии с международным законодательством, сохранение жизни и возможность вернуться на родину. Учитывая плохое обеспечение немецких солдат продуктами питания, в одной из листовок просто приводился суточный рацион американского солдата (по фунту мяса, картофеля и хлеба, фрукты, настоящий кофе, сахар, молоко, бекон, масло) и сообщалось, что сдавшимся в плен будет выдаваться аналогичный паек.

Особенной активностью в проведении информационно-психологических акций в годы войны отличалась Англия. Англичанами были выпущены миллионы листовок, которые разбрасывались с помощью авиации и воздушных шаров над территорией противника. Специалисты отмечают их высокую эффективность, которая объяснялась тем, что их содержание отвечало чаяниям немецких солдат, строилось в соответствии с их запросами и настроениями. Не случайно известный немецкий генерал Э. Ф. В. Людендорф после войны отмечал, что германские солдаты и офицеры были так искусно и в таком объеме подвергнуты вражеской пропаганде, что вскоре многие из них были не в состоянии различать, что является пропагандой противника, а что их собственным восприятием. В результате они уже не сражались больше до последней капли крови и не хотели больше умирать за свое отечество.

Французскими органами психологической войны было подготовлено и распространено среди германских войск около 30 млн экземпляров листовок и другой печатной продукции.

Не менее активно участвовали в информационно-психологическом противоборстве и германские спецслужбы. Работая на два фронта, они буквально засыпали с цеппелинов листовками российские, английские и французские войска. Так, в листовках, распространявшихся на Восточном фронте в 1915 г., немцы утверждали, что англо-французские войска разбиты и такая же участь ожидает русских, поэтому, чтобы избежать «ненужного кровопролития», русским солдатам предлагалось организованно сдаться в плен. Среди российских воинов распространялись «пораженческие» листовки, в которых говорилось о бедствиях в тылу, голоде, массовых заболеваниях и т. п. Используя тонкую дезинформацию, грубую ложь и запугивание, они сумели существенно повлиять на морально-психологическое состояние союзнических армий.

Распространение пропагандистских материалов осуществлялось, главным образом, посредством авиации и воздушных шаров. Помимо печатной пропаганды на фронтовых позициях использовались репродукторы-громкоговорители.

В конце войны Антанта предприняла шаги по координации своих пропагандистских усилий и создала специальный штаб по разложению германских войск. Россия в этих акциях принимала менее активное участие, так как была к ним слабо технически подготовлена.

Опыт информационно-психологической деятельности воюющих армий был обобщен в специальной, научной, научно-популярной литературе, в документах, касающихся управления войсками. Этому были посвящены книги: в Германии — «Боевая психология», в Англии — «Тайны дома Крю», в США — «Техника пропаганды в мировой войне» Г. Д. Лассуэла. Положения этих работ и сегодня являются актуальными, они легли в основу первых документов, регламентирующих содержание и организацию информационно-психологического противоборства в армиях этих государств.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой