Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

История научных исследований личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Личность в трудах психологов XIX столетия. Появление и признание теории эволюции Ч. Дарвина. Изменения, которые она внесла в повышение интереса к проблематике личности и в объяснения поведения человека и животных. Двойственное, биосоциальное понимание личности и отождествление понятий «человек» и «личность» в трудах многих психологов конца XIX — начала XX в. (У. Джемс, В. Вундт, А. Ф. Лазурский… Читать ещё >

История научных исследований личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Краткое содержание главы Общие вопросы истории психологии личности. Сложные методологические вопросы, возникающие при воссоздании истории научной психологии личности. Возможные пути их решения. Три основных периода в изучении личности. Специфика философско-литературного периода. Особенности клинического периода. Общая характеристика экспериментального периода научных исследований личности. Причины, в силу которых в современной психологии сосуществуют и параллельно разрабатываются теории личности, отражающие специфику всех трех подходов к ее изучению: философсколитературного, клинического и экспериментального.

Проблемы личности в трудах античных философов. Современная психология личности как результат совместной деятельности многих ученых и писателей на протяжении тысячелетий. Множество мыслителей, внесших свои вклады в разработку психологических проблем личности. Мотивация поведения, управляемого эмоциями и разумом, — первая и основная проблема, обсуждаемая древними философами. Учение Демокрита о материалистической, упрощенной детерминации человеческого поведения. Несовместимость материалистического детерминизма с представлением о свободе личности. Философия человека, разработанная Сократом, как исторически первое учение о свободной личности. Проблема подчинения человека обществу и его независимого существования, способы ее решения древнегреческими учеными. Вопрос о свободе человека (свободе воли) и его решение в контексте демократической и авторитарной культур. Учение Гиппократа о темпераментах. Проблемы личности в учении Аристотеля о душе. Философия стоиков как квинтэссенция лучших достижений античной науки и практики в понимании и воспитании личности.

Исследования личности в эпоху Средневековья, Возрождения и Нового времени. Особенности развития науки о душе, в частности о личности, в эпоху Средневековья. Идеи Августина Блаженного, Пьера Абеляра и Фомы Аквинского о человеке. Способности как тема, привлекшая к себе повышенное внимание ученых в эпоху Возрождения. Учение Хуана Уарте о способностях. Проблемы личности в Новое время. Сужение «личностной» проблематики до вопроса об аффективной и рациональной регуляции поведения со стороны души человека (Р. Декарт). Изменение негативного отношения к эмоциональной регуляции поведения на позитивное. «Этика» Б. Спинозы как полноценное учение о личности в Новое время. Проблемы личности в трудах французских философов XVIII в. Ж. Ламетри и Э. Кондильяка. Разработка проблематики личности немецкими учеными в XVIII столетии X. Вольфом и И. Кантом.

Личность в трудах психологов XIX столетия. Появление и признание теории эволюции Ч. Дарвина. Изменения, которые она внесла в повышение интереса к проблематике личности и в объяснения поведения человека и животных. Двойственное, биосоциальное понимание личности и отождествление понятий «человек» и «личность» в трудах многих психологов конца XIX — начала XX в. (У. Джемс, В. Вундт, А. Ф. Лазурский). Двоякое, положительное и отрицательное, значение возникновения экспериментальной психологии для судьбы научных исследований личности. Становление психологии личности за рубежом с конца XIX в. У. Джемс как один из первых ученых, приступивших к исследованиям личности. Вклад У. Джемса в разработку проблематики личности.

Исследования личности в течение XX в. XX в. — время зарождения научной и экспериментальной психологии личности, выхода па первый план проблематики личности в общепсихологических исследованиях, появления множества новых теорий личности. Первые работы 3. Фрейда, посвященные личности. Вклад последователей 3. Фрейда, неофрейдистов А. Адлера, К. Юнга, К. Хорни и др. в научное познание личности. Отличие их подходов к пониманию личности от подхода 3. Фрейда. Особое положение, занимаемое бихевиористскими концепциями поведения человека в составе психологической науки, невозможность их прямого отнесения к научным теориям личности. Постепенное продвижение психологов в экспериментальных исследованиях личности от познавательных процессов, способностей, темперамента и характера к высшим, духовным и нравственным проявлениям личности. Осознание значимости философско-литературных традиций в научном понимании психологии личности. Мнение Г. Оллпорта о соотношении экспериментального и философско-литературного подходов к изучению личности. Преимущества экспериментально-научного изучения личности перед философско-литературным. Возникновение гуманистического подхода к психологии личности. Дискуссионность вопроса о том, где этот подход впервые возник и стал разрабатываться: в США или в странах Европы. Судьба гуманистической психологии в США. Возникновение и разработка когнитивного направления в понимании личности и объяснении поведения человека.

Особенности изучения проблематики личности в отечественной психологии после Октябрьской революции 1917 г. Отставание научных исследований личности в нашей стране от ее мировых разработок в первой половине XX в., причины такого отставания. Идеологическое и политическое давление, оказываемое на психологов, занимающихся проблематикой личности. Дискуссия 50—60-х гг. на тему, что такое личность. Высказывания А. В. Веденова, С. Л. Рубинштейна, В. Н. Мясищева по данному вопросу. Общая характеристика состояния научных исследований личности в нашей стране до конца 60-х годов XX в. Работы В. С. Мерлина, Л. И. Божович и П. М. Якобсона как первые конструктивные исследования личности в нашей стране. Особое значение книги А. Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность» для дальнейшего развития научных исследований личности. Разработка проблематики личности в школах С. Л. Рубинштейна и Б. Г. Ананьева. Изучение устойчивости личности В. Э. Чудновским. Начало систематических исследований личности, инициированных группой ученых, работающих при факультете психологии МГУ (школа А. Н. Леонтьева).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой