Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Отношения учителей и учащихся старших классов в общеобразовательной школе: Конъюнктивный и дизъюнктивный аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Но исследование проблем отношений ученика и учителя тормозится рядом противоречий. Первое из них касается содержания взаимодействия педагогов с учащимися. Если во взаимодействии реализуются конкретные отношения ученика и учителя, то почему оно не всегда оказывается адекватным? Примером является поведение, вуалирующее истинное отношение ученика к учителю и учению в целом. Второе противоречие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 1.1 .Философский контекст понятий «взаимодействие», «общение», отношение"
    • 1. 2. Проблема отношений в трудах отечественных психологов
    • 1. 3. Межличностные отношения в исследованиях зарубежных психологов.29 1.4.0тношения учителя и ученика в учебном процессе
  • Глава 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Этапы исследования
    • 2. 2. Описание методов исследования
    • 2. 3. Общая характеристика исследования и испытуемых
  • Глава 3. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ ПЕДАГОГОВ С УЧАЩИМИСЯ
    • 3. 1. Роль личности и деятельности педагогов и учащихся во взаимодействии
    • 3. 2. Роль эмоциональных компонентов взаимодействия в отношениях педагога с учеником
    • 3. 3. Поведение учеников старших классов на уроках и его влияние на отношения с учителями
    • 3. 4. Отражение отношений педагогов с учащимися в системах их личностных конструктов
      • 3. 4. 1. Контент-анализ отношений педагогов с учащимися в системах их личностных конструктов
      • 3. 4. 2. Факторный анализ отношений учителей и учащихся в системах их личностных конструктов

Отношения учителей и учащихся старших классов в общеобразовательной школе: Конъюнктивный и дизъюнктивный аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Выпускник школы XXI века должен быть готов к большим преобразованиям в сфере экономики, науки, культуры. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, отражающей Закон РФ «Об образовании», раскрыта Национальная доктрина образования России до 2025 года. Приоритетом в ней является расширение межкультурного и межнационального взаимодействия. В связи с этим особое значение приобретает коммуникабельность и толерантность людей при сотрудничестве в мировом сообществе. Поэтому школа и учитель ответственны за формирование новых жизненных потребностей и способностей к сотрудничеству школьника, реализуемых в ситуациях выбора.

Социологизаторский подход к формированию личности способствовал пассивности молодёжи, поскольку за нее всё решали другие. Выпускники с трудом взаимодействовали с людьми в новых условиях. Чтобы жить в свободном обществе, школьники должны быть открыты для конструктивных воздействий учителя, сотрудничая с ним. Более того, школа обязана научить выпускников достойно раскрывать в общении с окружающими свои лучшие черты «через», «посредством» и «для» других людей, что в своё время отмечали Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, А. М. Матюшкин и др.

Высшие психические функции, социальные по своему происхождению, свидетельствует о коммуникативной сущности личности. Влияние общения на формирование личности является аксиомой (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, А. А. Бодалёв, А. В. Брушлинский, М. И. Лисина, Б. Ф. Ломов, Р. X. Шакуров и др.). Это требует создания в образовательных учреждениях коммуникативной развивающей среды.

Проблемы общения в настоящее время исследуются весьма активно. Широко изучается сам феномен общения, его формы, связь с взаимодействием, стилевые, содержательные и процессуальные характеристики (В.С.Агеев, Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, А. А. Бодалёв, А. В. Брушлинский,.

A. Б. Доб-рович, И. А. Ивачук, В. А. Кан-Калик, Я. Л. Коломинский,.

B. И. Кольцова, Е. А. Кроник, А. А. Леонтьев, Е. В. Левченко, Л. Мартин, В. Н. Панферов, Л. А. Петровская, Н. Д. Творогова, И. М. Юсупов и др.). Данные исследования свидетельствуют о непреходящей значимости проблемы общения. Эта область психологического знания в педагогической психологии актуальна еще и потому, что служит модернизации российского образования на гуманной основе.

Несмотря на разнообразие исследований, можно отметить наименее разработанные аспекты общения, что, безусловно, обедняет глубину понимания некоторых теоретических вопросов, их прикладное значение и практическое использование, особенно в педагогической психологии. Так, к менее исследованным можно отнести: связь философских и психологических аспектов общенияизучение природы отношений личности, формирующихся по определенным механизмам. Именно эта проблема оказывается сегодня одной из самых актуальных и наименее изученных. Справедливости ради следует отметить, что ближе всех к её решению подошли психоаналитики (А. Адлер, 3. Фрейд, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг и др.). Не обошли вниманием вопросы взаимодействия и представители бихевиоризма (Д. Роттер, Б. Скиннер, Э. Стоун, Э. Торндайк и др.), которых больше всего интересовало поведение людей (А. Бандура, Г. Келли, Дж. Келли и др.).

Анализ зарубежной и отечественной литературы показывает не только важность исследования проблемы отношений, но и её многозначность (А. Г. Асмолов, А. Бандура, М. И. Бобнева, А. А. Бодалев, К. Гиффин, В. А. Грамс, А. Б. Добрович, В. Г. Казанская, С. В. Кондратьева, В. Н. Мясищев, К. Роджерс, Г. Салливан и др.). Исследователи по-разному рассматривают соотношение поведения личности и деятельности (Я. Л. Коломинский, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский, Дж. Роттер, Б. Скиннер, Р. X. Шакуров, Е. В. Шорохова и др.). Вопросы о влиянии различных аспектов взаимодействия на отношения людей, значение свойств личности при выполнении совместной деятельности также изучены недостаточно. Такое положение в педагогической психологии усугубляется не только различной теоретической ориентацией ученых, но и кажущейся очевидностью и простотой проблемы отношений учителя с учениками. Однако это далеко не так, хотя бы потому, что до сих пор непонятно, как реально ученик вступает во взаимодействие с учителем и какие отношения с ним строит.

Но исследование проблем отношений ученика и учителя тормозится рядом противоречий. Первое из них касается содержания взаимодействия педагогов с учащимися. Если во взаимодействии реализуются конкретные отношения ученика и учителя, то почему оно не всегда оказывается адекватным? Примером является поведение, вуалирующее истинное отношение ученика к учителю и учению в целом. Второе противоречие касается требований к личности и деятельности педагога. В частности, почему становится возможным неприятие учеником справедливых требований у одного учителя и безропотное их выполнение у другого? Каждый педагог хочет работать эффективно, а ученик — хорошо учиться. Что их сближает, а что разъединяетпочему возникает непонимание, осложняющее как преподавание, так и учение? Третье противоречие кроется в структуре межличностных отношений учителя и учащегося, которые предполагаются гуманными: раз учит — значит, желает добра. Психологическая природа принятия ребёнка таким, каков он есть, до сих пор еще не изучена.

Всё отмеченное свидетельствует о значимости и актуальности исследования этих вопросов в науке. Между тем в педагогической психологии крайне мало исследований типов отношений учителя с учениками (конъюнктивных и дизъюнктивных) и механизмов, по которым они формируются. Исключение составляют работы В. Г. Казанской, Л. М. Кол^паковой, Р. X. Шакурова и др., где стали исследоваться эти вопросыдругие ученые касались их косвенно (Н. АБерезовин, Я. Л. Коломинский, С. В. Кон^дратьева. Л. М. Митина и др.) Исходя из сказанного выше, в нашем исследовании формулируется пробле ма конъюнктивности и дизъюнктивное&tradeотношений учителя и ученика старших классов в общеобразовательной школе. До настоящего времени отношения людей исследовались эксплицитно, то есть по внешней выраженности эмоциональных и оценочных реакций. Внутренние закономерности отношений и их зависимость от образующихся смыслов, ценностей, этапа онтогенеза до сих пор остаются белыми пятнами в педагогической психологии.

В решении этой проблемы важно выяснить, как когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты взаимодействия связаны между собойкак они преломляются в отношениях учителей и учащихсяв каких случаях преобладание определенных компонентов взаимодействия способствует формированию тех или иных отношений по конкретным механизмамкак влияют на них свойства личности и деятельности общающихся в обучениикакое коммуникативное поле они создаюткак эксплицируются когнитивные компоненты взаимодействия в личностных конструктах учителей и учеников.

Цель исследования: изучить психологические закономерности типов отношений учителя с учащимися старших классов в общеобразовательной школе.

Объект исследования: взаимодействие учителей и учащихся старших классов.

Предмет исследования: конъюнктивный и дизъюнктивный аспекты отношений при взаимодействии учителя и учащихся и механизмы их формирования.

Гипотеза исследования: между учителями и учащимися старших классов формируются конъюнктивные и дизъюнктивные отношения, выражаемые в эмоциональных, поведенческих и когнитивных компонентах взаимодействия. Преобладание этих компонентов создает приоритеты в коммуникативном поле и формирует отношения по механизмам перехода психических состояний, дефицитной, нравственно-ценностной значимости, вклада, эмоционального и деятельностного опосредования.

Частная гипотеза состоит в том, что механизмы формирования отношений учителей и учащихся имеют двойную опосредованность свойствами личности и особенностями деятельности, влияя на их личностные конструкты.

Задачи исследования:

1. Проанализировать роль различных компонентов взаимодействия в формировании отношений педагогов и старшеклассников.

2. Изучить особенности личности и деятельности учителей и учащихся, влияющие на отношения, а также механизмы их формирования.

3. Проанализировать специфику типов и механизмов формирования отношений учителей и учащихся.

4. Выявить личностные конструкты учителей и учащихся, их влияние на отношения между ними и механизмы формирования.

Теоретическая значимость исследования: —установлено преобладание компонентов взаимодействия, способствующих формированию отношений по определённым механизмам- —выявлено значение свойств личности и деятельности в формировании отношений по определенным механизмампроанализированы особенности личностных конструктов в проявлении когнитивного компонента взаимодействияисследованы механизмы формирования отношений учителей и учащихся старших классов.

Научная новизна исследования заключается в следующем: —изучены сформированные по тем или иным механизмам типы отношений старшеклассников с педагогамиопределены конъюнктивный и дизъюнктивный типы отношений, показано их формирование по механизмам перехода психических состояний, эмоционального и деятельностного опосредования, дефицитной значимости, вклада общающихся в психические образования нового качества другого человека, нравственно-ценностной значимостивыявлена возрастная специфика отношений и механизмов их формирования у учителей и учащихся в старших классах общеобразовательной школы.

Практическая значимость: —полученные данные позволяют конкретизировать взаимодействие учителей с учащимися разного возраста, способствуют созданию оптимальной психологической атмосферы педагогического общения и перестройке педагогической деятельности в направлении открытости, толерантности и сотрудничестваличностные конструкты педагогов и учащихся позволяют прогнозировать типы отношений и механизмы их формированияучет механизмов формирования отношений педагогов с детьми способствует оптимальной расстановке педагогических кадров, что может применяться при аттестации педагогов на квалификационную категорию- —материалы диссертации можно использовать при чтении учебных курсов по педагогической и возрастной психологии.

На защиту выносятся следующие положения.

1. В старших классах общеобразовательной школы на основе аффилиа-тивных потребностей учителей и учащихся формируются конъюнктивные (сближающие) и дизъюнктивные (разъединяющие) отношения.

2. Преобладание компонентов взаимодействия обусловливает формирование отношений учителей с учащимися по механизмам перехода психических состояний от личности к личности, эмоционального и деятельностного опосредования, нравственно-ценностной значимости, дефицита и вклада.

3. Личностные конструкты учителей и учащихся взаимосвязаны.

Теоретико-методологическими основами исследования являются: системный подход к методологии научного познания социальных процессов (В. Г. Афанасьев, И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Ю. Г. Юдин и др) — положения отечественной психологии о природе субъекта, идеях о зависимости духовного богатства людей от реальных отношений, которые являются «внутренним инструментом» внешней ориентации личности, внутренней детерминантой ее внешней активности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн) — теория общения как специфической деятельности и методологический принцип (Л. П. Буева, Л. С. Выготский, Я. Л. Коломинский, Б. Ф. Ломов, и др.) и, в частности, педагогическое общение (В. Г. Казанская, В. А. Кан-Калик, А. А. Леонтьев) — концепции об обучении как форме руководства психическим развитием (Б. Г. Ананьев, В. А. Якунин и др.) — теория социальной перцепции в изучении взаимодействия субъектов (А. А. Бодалёв, С. В. Кондратьева, В. Н. Панферов, А. А. Реан и др.) — идеи А. В. Петровского о психологии формирующейся личности, где другие представлены в одном субъектетеории когнитивных и эмоциональных процессов в общении (Б. М. Величковский, Б. И. Додонов, М. С. Роговин, В. П. Трусов и др.) — личностно-деятельностный подход к организации учебного процесса, который предусматривает формирование новых качеств личности в деятельности и общении (Л. С. Выготский, В. А. Кан-Калик, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — теории профессиональной педагогической деятельности (В. Г. Казанская, Н. В. Кузьмина, Л. М. Митина и др.), идеи психосемантики, лежащие в основе конструирования семантического пространства (Д. Баннистер, Ч. Осгуд, В. Ф. Петренко, А. Г. Шмелев, Ф. Франселла).

Методы исследования. В исследовании использовались наблюдение, личностные и проективные тесты, в том числе репертуарный тест ролевых конструктов Дж. Келлианкеты, поперечные срезы, анализ документации, моделирование, шкалирование, статистические методы.

Достоверность выводов обеспечивалась репрезентативной выборкой, использованием комплекса взаимодополняющих, валидизированных и надежных методик с повторным их применением в сочетании с методами количественного, качественного, факторного и контент-анализа.

При обработке полученных данных выявлялись различия в распределении признаков по-критерию Пирсона, ¿—критерию Стьюдента, (р *-критерию Фишера. Применялся качественный и факторный анализ с поворотом вокруг оси уаптах. На основе метода экспериментальной психосемантики, разработанного В. Ф. Петренко и А. Г. Шмелевым, были построены модели семантического пространства педагогов и школьников и выделены доминантные механизмы формирования их отношений.

Организация исследования.

Исследование проводилось в течение 1997;2004 гг. и состояло из нескольких этапов.

На первом этапе (1997;1998 гг.) определялись цель, задачи и теоретические подходы к исследованию. Была проанализирована научная литература по проблеме взаимоотношений ученика и учителя в процессе обучения и рассмотрены существующие методы исследования данной проблемы, выбраны методики исследования, соответствующие задачам и гипотезам работы.

На втором этапе (1998;1999 гг.) — основном в исследовании— испытуемые обследовались с помощью различных методов: наблюдения, тестов и анкетирования, анализа документации. Одним из главных был репертуарный тест ролевых конструктов Дж. Келли. Для большей валидности было внесено изменение в анкеты В. Г. Казанской. Её разделы были использованы в исследовании Л. М. Колпаковой.

На третьем этапе исследования (1999;2003 гг.) полученные результаты оценивались с целью проверки на достоверность и валидность. На этом этапе проводилась апробация некоторых идей на новом контингенте старшеклассников.

На заключительном этапе (2004 г.) полученные данные анализировались, обрабатывались статистически и оформлялись.

Всего в исследовании приняли участие 180 учащихся старшего школьного возраста и 81 учитель. Статистическая обработка проводилась на выборке и.

100 человек с помощью факторного и качественного анализа. При анализе результатов исследования 59 человек применялся/2-критерий Пирсона- 90 анкет обрабатывались с использованием ¿—критерия Стьюдента и (р *-критерия Фишера. Основная работа проводилась в муниципальном общеобразовательном учреждении «Бородинская средняя общеобразовательная школа» Выборгского района Ленинградской области. В исследование были вовлечены учителя Каменногорской, Каменской, Первомайской средних общеобразовательных школ Выборгского района и Алеховщинской средней школы Лодейнополь-ского района Ленинградской области.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались и обсуждались на заседаниях секции психологии научно-практических межвузовских конференций с международным участием (III, IV, V Царскосельские чтения). Материалы диссертации были освещены в тезисах докладов на III, IV, V Царскосельских чтениях, «Ананьевских чтениях-2001». Результаты исследования докладывались на педагогических советах школы поселка Бородинское Выборгского района Ленинградской области, на семинаре заместителей директоров по воспитательной работе в Центре развития образования Выборгского района Ленинградской области. Практические рекомендации, разработанные на основе данного исследования, позволили провести в Бородинской средней школе Выборгского района коррекционную работу с учителями, в результате чего школа стала лауреатом областного конкурса «Школа года-2003». Автор, психолог и заместитель директора по воспитательной работе, проводит в школе ежегодные семинары для педагогов. За профессиональную и научную работу автор представлен Управлением образования Выборгского района Ленинградской области к награждению нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

Публикации. По результатам исследования опубликовано 7 научных работ.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и выводов, практических рекомендаций, списка библиографии, приложений (математико-статистического анализа, протоколов исследования и анкет). Основной текст диссертации изложен на 156 страницах машинописного текста, включает 18 таблиц, 17 рисунков. Библиография состоит из 147 наименований, в том числе 15 на иностранных языках. Приложение включает 89 страниц.

ВЫВОДЫ.

1.Между учителями и учащимися старших классов в процессе взаимодействия складываются отношения конъюнктивного и дизъюнктивного типа по определенным механизмам.

2.Механизмы формирования отношений показывают внутреннюю детерминацию направленности личности на другого.

3.Между учителями и учащимися формируются отношения по механизмам перехода психических состояний, эмоционального и деятельностно-го опосредования, дефицита, вклада и нравственно-ценностной значимости.

4.Личностные конструкты отражают когнитивный аспект взаимодействия учителей с учащимися. В них представлены оценки социально одобряемого поведения, сила и активность другого. В личностных конструктах учащихся отражается их жизненная направленность.

5.Система ведущих личностных конструктов учителей и учащихся старших классов обусловлена личностными и возрастными особенностями, жизненным опытом, ведущей деятельностью. На личностные конструкты оказывает влияние коммуникативная среда.

6.Коррекция отношений возможна при способности личности принимать другого, наделяя его правом безоценочного существования, снижении нейротизма, эмоциональной напряженности,.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Формирование конъюнктивных отношений между учителями и учащимися в учебно-воспитательном процессе возможно при создании благоприятной психологической атмосферы в школе. Для этого администрации школы необходимо создать комнату психологической разгрузки для учителей.

2. В плане учебно-воспитательной работе школы включать совместные с психологом педсоветы по проблемам взаимодействия учителей и учащихся.

3. Для коррекции отношений в школе психологу проводить индивидуальную работу с учителями. При работе с учителями можно использовать пси-хорегулирующие и психомышечные тренировки.

4. В групповых психокорремцидх учителей включать игры на невербальные коммуникации, сюжетно-ролевые игры и разыгрывание конкретных педагогических проблемных ситуаций.

5. Особое внимание при работе с учащимися психологу следует обратить на индивидуально-психологические особенности школьников. Индивидуальная работа с учеником нацелена на выявление внутренних проблем взаимодействия с учителями, поддержку школьника и помощь ему в разрешении внутренних противоречий. В индивидуальной работе может присутствовать система «домашних заданий», выполняя которые вне кабинета психолога, школьник учится самостоятельному исследованию личностных-проблем и применению на практике навыков, полученных в работе с психологом. В результате индивидуальной работы, у подростка снижается эмоциональное напряжение, выбираются способы наиболее продуктивного взаимодействия с учителем.

6. Групповая работа с учениками нацелена на улучшения отношений с учителями и отработку навыков адекватного реагирования на фрустрирую-щии ситуации в учебном процессе. Учитывая особенности школьной жизни, групповую работу можно проводить в рамках одного класса. Возможно, психологу следует использовать программу тренинга компитентности в общении «Радость в общении» (А. Г. Грецов Тренинг компетентности в общении (для подростков): Учебное пособие. — Спб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. С. 58−119).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. — М.: Академия, 1999. — 663 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни.— М.: Мысль, 1991.— 299 с.
  3. В. С. Механизмы социального восприятия // Психологический журнал, 1989, Т. 10, № 2. — С. 63−70.
  4. В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 240 с.
  5. П. В., Панин А. В. Философия: Учебник для вузов. — М.: ТЕ-ИС, 1996. —504 с.
  6. . Г. Психология педагогической оценки // Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды. — Т. 2. — М.: 1980. — С. 128−268.
  7. Г. М. Социальная психология.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.—416 с.
  8. Н. П. Психологический климат в коллективе. — М.: Просвещение, 1989. —223 с.
  9. Ю. А. Внутренние и внешние отношения (субстанционально-акцидентальный аспект). Автореф. дис.. канд. филос. наук. СПб., СПбГУ, 1994. —21 с.
  10. Ю.Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики.— М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 128 с.
  11. П.Асмус В. Ф. Историко-философские этюды. — М.: Мысль, 1984. — 318 с.
  12. М. М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1979. — 424 с.
  13. В. А., МалковаТ. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица // Проблема общения в психологии. — М.: Наука, 1981. — С. 121−132.
  14. С. JI. Семантическая структура индивидуальной концепции педагогической деятельности и профессиональная успешность. Автореф. дис. .канд. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1995. — 17 с.
  15. Н. А. О назначении человека. — М.: Терра, 1998. — 384 с.
  16. H.A., Коломинский Я. JI. Учитель и детский коллектив.— Мн.: Изд-во БГУ, 1975. — 160 с.
  17. БернЭ. Трансакционный анализ и психотерапия.— СПб.: Братство, 1992. —224 с.
  18. Е. Ю. Основы исторической психологии.— СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. —236 с.
  19. Н. Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ. Спецпрактикум по социальной психологии. — М.: МГУ, 1992. — 62 с.
  20. А. А. Психология межличностных отношений // Вопросы психологии, 1993, № 2. С. 86−91.
  21. А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 199 с.
  22. А. А. Личность и общение. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  23. А. А., Шкуров Э. Д. Мир общения. — Фрунзе: Кыргыстан, 1977. —71 с.
  24. А. А. Другому как понять тебя? — М.: Знание, 1990. — 69 с.
  25. А. В. Субъект и социальная компетентность личности. — М.: ИПРАН, 1995. — 167 с.
  26. А. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. — Самара: Сам. Дом печати, 1999. — 124 с.
  27. Г. Н., Зобов Р. А., Келасьев В. Н. Человек: генезис Духа (Диалоги философа, психолога и математика). — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994. — 292 с.
  28. В. В. Психология взаимных оценочных отношений учителей и учащихся старшего школьного возраста. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1981. —23 с.
  29. Возрастная и педагогическая психология: Учебник под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1979. — 288 с.
  30. Возрастная и педагогическая психология: Словарь. М.: РИЦ МГОПУ, 1999. —92 с.
  31. К. Н. Психологи о педагогических проблемах / Кн. для учителя. Под ред. А. А. Бодалёва. — М.: Просвещение, 1981. — 128 с.
  32. Л. С. Антология гуманной педагогики.— М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 224 с.
  33. ГерригР., Зимбардо Ф. Психология и жизнь.— СПб.: Питер, 2004.— 954 с.
  34. Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 175 с.
  35. Г. В. Формирование взаимоотношений учителей и учащихся // Советская педагогика, 1990, № 12. — С. 87−91.
  36. Н. И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии, 1984, № 2. — С. 99−106.
  37. А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М.: Просвещение, 1987. — 207 с.
  38. А. Б. Общение: наука и искусство.— М.: Знание, 1980.— 159 с.
  39. Е. Л. Механизмы межличностной манипуляции // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1993. № 4. — С. 3−13.
  40. Е. Л. Использование метода семантического дифференциала для диагностики сотрудников компаний // Журнал практического психолога. 1999. —С. 23−27.
  41. М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. -Мн.: Хелтон, 1998. —399 с.
  42. Ю. Н. Обучение паритетному диалогу. /Учеб. пособие. Л.: ЛГУ. 1991. — 106 с.
  43. Ю. М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 96 с. 44.3обков В. А. Психология отношений и личности учащегося. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1992. — 154 с.
  44. К. Э. Психология эмоций. — СПб.: Питер, 1999. — 460 с.
  45. Ч. А., Титова Н. А. Четырёхмерное пространство восприятия эмоциональной экспрессии. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология.1999. № 3 С. 34−41.
  46. В. Г. Психолого-педагогические основы сотрудничества в обучении в профессиональной школе. Дис. д-ра психол. наук. СПб., 1992.—451 с.
  47. В. Г. Общение учителя с учениками в процессе обучения. СПб.: ЛГОУ, 1996. — 100 с.
  48. В. Г. Педагогическая психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2003, —366 с.
  49. В. Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. Модернизация общего образования. — СПб.: КАРО, 2004. — 208 с.
  50. А. — Бунтующий человек. — М.: Терра, 1999. — 416 с.
  51. Кан-Калик В. А. Грамматика общения. — Грозный: Чечено-Ингушское книж. изд-во, 1988. — 68 с.
  52. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М.: Педагогика, 1987. —190 с.
  53. Дж. Теория личности. — СПб.: Речь, 2000. — 249 с.
  54. Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Соврем, зарубеж. социальная психология. Тесты. Под ред. f. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, JI. А. Петровской. — М.: Изд. Моск. ун-та, 1984. —С. 61−81.
  55. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1982. — 207 ?.
  56. С. В., Вербова К. В. Психология труда и личности учителя. -j- Минск- Гродно: ГГУ, 1991. — 81с.
  57. С. В. Учитель — ученик. — М.: Педагогика, 1984. — 80 с.
  58. Коломинский Я. JL, Попова И. С. Влияние стилей отношения и общения руководителей и подчиненных на результативность их деятельности. — Ми^ск: РМИПК, 1990. — 38 с.
  59. КоЛоминский Я. JI. Психология общения. — М.: Знание, 1974. — 96 с.
  60. Ко4оминский Я. JL, РеанА. А. Социальная педагогическая психология! — СПб.: Питер, 1999. —400 с.
  61. Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. — JL: ЛГУ, 1990.—207 с.
  62. Кр0ник А. А., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. — М.: Ффикс, 1998. —215 с.
  63. Н. В. Очерки психологии труда учителя. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности. — Л.: ЛГУ, 1967. —183 с.
  64. В. Н. Трудности межличностного общения. Дис. .докт. пси-хо|л. наук. СПб.: СПбГУ, 1992. — 358 с.
  65. В. И, Мартин Л. Личностные детерминанты общения в условиях совместной познавательной деятельности / Психологические исследования общения. — М.: Наука, 1985. — С. 207−219.
  66. Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. — М.: Высшая школа, 1990. — 118 с.
  67. С. Страх и трепет. — М.: Терра, 1998. — 384 с.
  68. Е. В. Новая психология А. Ф. Лазурского // Вестник СПбГУ. Сер. 6, 1996, вып.2 (№ 16). — С. 73−85.
  69. Е. В. Психологическая концепция В. М. Бехтерева // Вестник СПбГУ. Сер. 6, 1996, вып. 1 (6). — С. 70−82.
  70. Е. В. История психологии отношений В. Н. Мясищева // Вестник СПбГУ. Сер. 6, 1996, вып. 4(№ 27). — С. 78−93.
  71. Е. В. Методологические основания психологической концепции М. Я. Басова // Вестник СПбГУ. Сер. 6, 1996, вып. З (№ 20). — С. 7184.
  72. Е. В. История психологии отношений. Дис. докт. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1995. — 455 с.
  73. А. А. Психология общения. — М.: Смысл, 1997. — 365 с.
  74. А. А. Педагогическое общение.— М.: Просвещение, 1979.— 63 с.
  75. М. И. Общение, личность и психика ребенка. — Москва — Воронеж, 1997. — 383 с.
  76. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М.: Наука, 1984. — 444 с.
  77. Т. Д. История детской психологии. — М.: Владос, 1998. —272 с.
  78. JI. М. Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога. — М.: Сентябрь, 1999. — 190 с.
  79. Л. М. Учитель как личность и профессионал. — М.: Дело, 1994.—215 с.
  80. A.B. Учитель: мастерство и вдохновение. — М.: Просвещение, 1986—160 с.
  81. А. В. Социальная педагогика. — М.: Академия, 2002. — 194 с.
  82. Г. И. Психологические особенности рефлексивной деятельности учителя. Автореф. дис. .канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1979. — 21 с.
  83. В. Н. Психология отношений: Избр. психол. тр. / В. Н. Мясищев // Под. ред. А. А. Бодалева. — М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 1998. — 363 с.
  84. В. Н. Психология и педагогика. — Л.: ЛГУ, 1957. — 192 с.
  85. В. Н. Склонности и способности. Л.: ЛГУ, 1962. — 125 с.
  86. Т., Вальсинер Я. Распознавание выражений лица: экспериментальное изучение модели Энмана / Уч. зап. Тартуского ун-та, 1977. Труды по психологии. Т. 6. — С. 85−107.
  87. Н. Н. Психология межличностных отношений. — Киев: Лыбидь, 1990. —191 с.
  88. H.H. Возрастная психология: юность и зрелость.— СПб.: Саи-Веда, 2000. — 135 с. 92.0бщая психодиагностика // Под ред. А. А. Бодалёва, В. В. Столина. — М.: МГУ, 1987. —304 с.
  89. Г. В. Контур изображения лица и эмоциональные состояния // Психологический журнал, 1996, № 1. — С. 70−86.
  90. В. Ф. Психосемантика сознания. — М.: МГУ, 1988. — 208 с.
  91. В. Ф. Основы психосемантики. — М.: МГУ, 1997. — 399 с.
  92. В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. — Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. — 214 с.
  93. А. В. Индивидуальность педагога и развитие личности школьников. — Даугавпилс: ДПИ, 1988. — 127 с.
  94. А. В. Психология: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. спец. — М.: Академия, 2002. — 500 с.
  95. JI. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: МГУ, 1980. — 216 с.
  96. Н. М., Якунин В. А. Педагогика: Теория обучения.— СПб.: СПбГУ, 1993.— 81 с.
  97. Практикум по общей и экспериментальной психологии // Под ред. Крылова — Д.: ЛГУ, 1980. — 273 с.
  98. Проблема общения в психологии // Сб. статей под ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Наука, 1981. — 280 с.
  99. А. О. Психологические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии, 1990, № 6. —С. 68−74.
  100. А. О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии, 1991, № 5. С. 156— 162.
  101. Психологические исследования общения // Под. ред. А. А. Бодалё-ва. — М.: Наука, 1985. — 344 с.
  102. Психологический словарь / Под. ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика Пресс, 1997. — 447 с.
  103. Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалё-ва. — М.: НИИОП, 1981. — 48 с.
  104. Д. Я. Психология личности. Хрестоматия в 2 томах. Т. 1. — Самара, 1999. — 448 с.
  105. А. А. Психология изучения личности.— СПб: Изд-во Михайлова А. А., 1999. —288 с.
  106. Е. И. Учитель как объект психологического исследования. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 494 с.
  107. С. Л. Человек и мир. — М.: Наука, 1997. — 190 с.
  108. В. М. О природе человеческого общения (Опыт философского анализа). — Фрунзе: Мектеп, 1974. — 174 с.
  109. О. В. Обратная связь в межличностном общении. — М.: МГУ, 1992. —102 с.
  110. М. И. Если мы хотим сотрудничать.— М.: Академия, 1996. —381 с.
  111. Сухо дольский Г. В. Основы математической статистики для психологов. — Л.: ЛГУ, 1972. — 429 с.
  112. Дж. Влияние взаимодействия и коммуникации между сверстниками на их когнитивное развитие // Вопросы психологии, 1991, № 1. — С. 33−43.
  113. Н. Д. Психология управления общением личности // Ав-тореф. дис. .докт. психол. наук. — М.: МГПУ, 1992. — 32 с.
  114. В. П. Психология межличностного влияния и оценивания: Учеб. пособие. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. — 44 с.
  115. Философская энциклопедия. Т. 1. — М.: Государственное научное издание. Советская энциклопедия, 1960. — 504 с.
  116. Философский энциклопедический словарь.— М.: Инфра, 1997.— 576 с.
  117. ФранцеллаФ., БаннистерД. Новый метод исследования личности. — М.: Прогресс, 1987. — 233 с.
  118. М. Время и бытие. — М.: Республика, 1993. — 445 с.
  119. Л. П. Формирование межличностного восприятия детей и подростков. — Ташкент: Фан, 1990. — 82 с.
  120. ХьеллЛ., ЗиглерД. Теории личности.— СПб.: Питер, 1999.— 608 с.
  121. P. X. Психологические основы педагогического сотрудничества. — СПб.: ВИПКТО, 1994. — 43 с.
  122. P. X. Социально психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. — М.: Просвещение, 1990. — 208 с.
  123. P. X. Психология руководства педагогическим коллективом. — М.: Магистр, 1995. — 184 с.
  124. Н. И. Принцип «решётки противостояния позиций» в диагностике межличностных отношений // Вопросы психологии, 1992, № 1. — С. 117−124.
  125. С. А. Диалог как основа педагогического общения // Вопросы психологии, 1991, № 1. — С. 44−52.
  126. А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику.— М.: МГУ, 1983. — 158 с.
  127. И. М. Психология взаимопонимания. — Казань: Тат. книж. изд-во, 1991. — 192 с.
  128. В. А. Педагогическая психология. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1998. —638 с.
  129. Bandura A. The social learning perspective: Mechanisms of aggression. In H. Toch (Ed.), Psychology of crime and criminal justice. New York: Holt, Rinehart & Winston, 1979. P. 388, 389.
  130. BatsonC. D., DunkanB. D., AckermanP., Buckley T. & Birch K. Is empathic emotion a source of altruistic motivation? Journal of Personality and Social Psychology, 1981,40, 290−302. P. 474.
  131. C. D., Klein T. R., Highberger L., & Shaw L. L. Immorality from empathy-induced altruism: When compassion and justice conflict. Journal of Personality and Social Psychology, 1997, 68, 1042−1058. P. 475.
  132. Bellah R. N. Community properly understood: A defense of 'democratic communitarianism'. The Responsive Community, 1995/1996, Winter, p. 49−54. P. 238.
  133. Berscheid E, & Walster (Hatfield) E. Interpersonal attraction. Reading. Mass.: Addison-Wesley, 1978. P. 441.
  134. Darling J. R. Improving communication in organizational leadership: Effective use of the social style model. Psychology, 1991, 28, № 2. P. 1−14.
  135. FestingerL. A theory of cognitive dissonance. Stanford: Univ. presse, 1962. P. 291.
  136. J. P., Bower G. H., & Krantz S. E. The influence of mood on perceptions of social interactions. Journal of Experimental Social Psychology, 1984, 20, 497−513. P. 117.
  137. D. L., & GiffordR. K. Illusory correlation in interpersonal perception: A cognitive basis of stereotypic judgments. Journal of Experimental Social Psychology, 1976, 12, 392−407. P. 364.
  138. Kelley N. N. The process of causal attribution. American school, 1973, 28, № 2, p. 107−129.
  139. Kelley H. H. Personal relationships: Their structures and processes. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum, 1979. P. 444.
  140. Newcomb T. V. The prediction of interpersonal attraction. American Psychology. Vol. 11, № 11, 1956. P. 480−488.
  141. Riley T., Fiske S. T. Interdependence and the social context of impression formation // C.P.C.: Cahiers de Psychologic Cognitive European Bulletin of Cognitive Psychology. Vol. 11, № 2,1991. P. 173−193.
  142. StaubE. Altruism and aggression in children and youth: Origins and cures. In R. Feldman (Ed.), The psychology of adversity. Amherst, Mass.: University of Massachusetts Press, 1996. P. 388, 411.
  143. Thibaut J. W., Kelley H. H. The social psychology of groups. N.-Y., 1959. P. 313.
Заполнить форму текущей работой