Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие творческой личности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система воспитательных воздействий (теоретическая модель) предполагает процесс развития от более простых творческих проявлений личности к более сложным. За основу предлагаемого подхода автором взята концепция биосинтеза, разработанная Дэйвидом Боаделла на основе закономерностей развития эмбриона из трех зародышевых лепестков — эндодермы, мезодермы и эктодермы. По линии формирования особых свойств… Читать ещё >

Развитие творческой личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Художественный талант, как и талант вообще, имеет две главные составляющие. Это 1) личность творца и 2) его способности. Поэтому развитие творческой личности должно протекать по двум направлениям.

  • 1. По линии формирования особых свойств характера, в которые входят такие его качества, как стремление к творческой новизне и самовыражению, оригинальность и быстрота мышления, смелость и настойчивость, желание в творчестве идти своим собственным путем.
  • 2. По линии совершенствования познавательных психических процессов (внимания, ощущений, восприятия, мышления, памяти и воображения).

Общие направления развития творческой личности

Найди, где твои корни, и не суетись насчет других миров.

Торо

В общем виде современные методы развития творческой личности в области искусства могут быть представлены как органический синтез многих научных психологических школ и направлений, дающих возможность активно вести человека по пути личностного роста.

Система воспитательных воздействий (теоретическая модель) предполагает процесс развития от более простых творческих проявлений личности к более сложным. За основу предлагаемого подхода автором взята концепция биосинтеза, разработанная Дэйвидом Боаделла на основе закономерностей развития эмбриона из трех зародышевых лепестков — эндодермы, мезодермы и эктодермы.

Из эндодермы развиваются органы дыхания и пищеварения. Из мезодермы — кости, мышцы и кровеносная система. Из эктодермы — кожа, нервы, органы чувств и мозг. Гармоничное развитие достигается в том случае, если все системы организма работают свободно и согласованно. Однако при своем развитии лепестки зародыша могут оказаться скованными мышечными панцирями, что ведет к нарушению умственного, физического и психологического здоровья.

Эндодермалъный лепесток связан с висцеральным панцирем, который в случае неправильного развития вызывает нарушение дыхания, перистальтики кишечника, астму или колит.

Мезодермальный лепесток связан с мышечным панцирем, от которого в случае нарушения страдает костно-мышечная и сердечно-сосудистая системы.

Эктодермальный лепесток связан с церебральным панцирем, который в случае неправильного развития вызывает страхи, навязчивости или шизоподобные расстройства.

Для того чтобы развитие личности происходило гармонично, необходима соответствующая подпитка всех органов движения и чувств через включение растущего человека в различные виды деятельности. Лучше всего для этого подходят разнообразные виды художественной деятельности — хореография, музыка, литература, изобразительное искусство. Эти виды деятельности способны интенсивно развивать познавательные психические процессы и одновременно с этим выводить развивающуюся личность за пределы организмического существования, придавая ей трансцендентный характер, необходимость которого утверждает современная гуманистическая психология.

Застой в развитии личности и следующий за этим невроз развивается как нарушение интеграции между мыслями, чувствами и поступками. Цель эстетического воспитания — гармонизация деятельности всех сфер жизнедеятельности, личностный рост учащегося через формирование у него способности не изменять себе, быть адекватным своим глубинным потребностям и чувствам и при этом уметь соответствовать требованиям внешней ситуации1.

' См. об этом. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика: Новейший справочник. Раздел «Биосинтез». М.; СПб., 2003. С. 530 — 539.

Таблица 1

Модель развития творческой личности в процессе художественного воспитания.

Сфера жизнедеятельности, на которую направлено педагогическое воздействие

Психологическое направление, в рамках которого осуществляется педагогическая и психологическая работа

Виды

художественной деятельности, при помощи которой осуществляется эстетическое воспитание

6. Воображение и творчество.

От ригидности или хаотичности к творческому самопознанию себя и мира.

6. Символдрама, Гештальтпсихология, эмоциональнообразная визуализация.

6. Собственное творчество учащихся во всех сферах искусства.

5. Речь. От суетного многословия или неумения выражать свои мысли и чувства к развитию умений четко выражать свои мысли, чувства и потребности.

5. Когнитивная психология, сократовский диалог.

5. Описание словами художественных образов в литературе, живописи, музыке, расширение вербального словаря эмоций.

4. Эмоции.

От подавления, оскудения или бурной хаотичности к освоению навыков осознания чувств и нормальным способам их выражения.

4. Психоанализ, гештальтпсихология, поведенческая психология, аутотренинг, нейролингвистическое программирование.

4. Рисование, танец, слушание музыки, пение песен, игра на музыкальных инструментах, свободная импровизация в целях выражения эмоций.

3. Межличностные отношения.

От избегания или агрессивной экспансии к нормальным видам общения.

3. Коллективное взаимодействие, психодрама.

3. Хоровое исполнение песен, ритмические групповые упражнения, парные и групповые танцы, хороводы, коллективная игра на музыкальных инструментах.

Окончание табл. 1

2. Дыхание.

От хаотичности или зажатости дыхания к сбалансированному ритму дыхания, к контакту со своими чувствами через саморегуляцию.

2. Дыхательная гимнастика йогов, освоение навыков антистрессового дыхания.

2. Постановка диафрагмального дыхания, освоение навыков певческого дыхания.

1. Движение.

От скованности или сверхрасслабленности к свободе и естественности.

1. Телесноориентированные методы, ритмодвигательные упражнения, статическая гимнастика йогов, перекрестные движения П. Дениссон.

1. Ритмика, развитие координации и разнообразия в привычных движениях, имитация движений животных и движений в природе (4 стихии — огонь, вода, земля, ветер).

Как бы ни была велика роль учителя и наставника в становлении творческой личности художника любой квалификации, все же большей частью своих успехов он оказывается обязанным самому себе. Поэтому иметь перед собой на карте своего жизненного пути четкие ориентиры, куда надо двигаться и как развивать собственную личность — дело нужное и необходимое как для педагога, так и для его ученика. Это облегчает процесс становления художественного таланта.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой