Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Общая характеристика категории детей, оставшихся без попечения родителей

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наибольшие трудности в эмоционально-волевой сфере составляют: нарушение социального взаимодействия, неуверенность в себе, снижение самоорганизованности, целеустремленности, неадекватная самооценка, неспособность выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Прежде всего, это проявляется в повышенной тревожности, эмоциональной… Читать ещё >

Общая характеристика категории детей, оставшихся без попечения родителей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Привычным стало для общественного сознания понятие «социальное сиротство». Социальное сиротство — реальность современной России. В обществе неуклонно растет число детей, оставшихся без попечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания недееспособными, нахождения в тюремном заключении (на 40,3% за последние 10 лет). По сути, это сироты при живых родителях. Государство берет на себя полную ответственность за обеспечение социальных сирот всеми гражданскими правами, независимо от психо-социального статуса ребенка.

Новое явление нашей действительности — скрытое социальное сиротство, когда дети, проживая в родной семье, тем не менее полностью предоставлены сами себе, их родители «самоустранились» от выполнения главного человеческого долга. Лишенные родительского попечения, именно они в дальнейшем попадают в категорию так называемых детей-переростков. Такая ситуация была типичной во время и вскоре после Отечественной войны. Дети с оккупированных территорий или бывшие в эвакуации часто не имели возможности посещать школу. Вернувшись к мирной жизни, они вынуждены были «садиться в класс», младший по возрасту. История, запечатленная в художественных произведениях, кинематографе, личных воспоминаниях, свидетельствует о глубоких психологических переживаниях детей-переростков. В наши дни образовательный прогноз в данных ситуациях неутешителен. Дети-переростки обычно отказываются ходить в школу, переходят на индивидуальное обучение, которое также идет с трудом из-за утраты мотивации к постижению знаний в сензитивный период.

Приоритеты государственной политики в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, определены Президентской программой «Дети России» (1995 г. — наст, вр.). Основным направлением деятельности государства является передача детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан при невозможности возврата их в биологическую семью, психолого-педагогическая помощь и поддержка приемных, опекунских и патронатных семей. На 1 января 2007 г. в России насчитывалось 748 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Большая часть этих детей живет в приемных семьях (оформлено усыновление, опека или приемная семья). В детских домах находятся около 150 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей. Детей-сирот среди них 15—20%.

Итак, реальность современной жизни в мегаполисе делает своего рода «вызов» психологической практике. Этот вызов звучит как требование к компетенциям специалистов о профессионально грамотном решении проблемы психологической поддержки образовательного процесса особой категории подростков.

Проблемы интеллектуального развития проявляется в недостаточной сформированное™ картины мира, повышенной ситуативности, сниженном развитии абстрактнологического мышления. Основными причинами снижения интеллектуального развития являются в первую очередь средовые влияния, педагогическая запущенность, а не врожденно-наследственные факторы.

Наибольшие трудности в эмоционально-волевой сфере составляют: нарушение социального взаимодействия, неуверенность в себе, снижение самоорганизованности, целеустремленности, неадекватная самооценка, неспособность выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Прежде всего, это проявляется в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивности, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой