Роль среды в развитии ребенка и проблема детско-родительских отношений
Только безоценочное суждение. Оценивать можно только поступки, действия, но не самого человека. Я люблю себя, ценю то, что имею. Я люблю себя и никому не дам питаться моей энергией. Во всем искать позитив, конструктивное решение и положительный настрой. Выбор без выбора! (Ты сейчас ляжешь спать или сначала соберешь книги). Без негативных команд. Подсознание НЕ — отрицание не удерживает. ГЛАВА 2… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования детско-родительских коммуникативных взаимоотношений
- 1. 1. Понятие «подростковый возраст» в современной обществоведческой науке
- 1. 2. Детско-родительские коммуникативные взаимоотношения в подростковый период как объект социологического анализа
- ГЛАВА 2. Детско-родительское общение с ребенком
- 2. 1. Принципы моделирования общения
- 2. 2. Роль семьи в развитии личности ребенка на разных возрастных этапах. Условия эффективной коммуникации
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность. Исследования влияния семейной среды на способности детей являются важным эмпирическим путем анализа фундаментальной проблемы психологии: проблемы детерминации психического развития. На протяжении десятилетий философы и психологи отводили решающую роль в описании психического развития нескольким фундаментальным категориям: категориям знака (Л.С. Выготский, Э. Кассирер), деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), общения (Б.Ф. Ломов). Во внутрисемейном взаимодействии присутствуют все эти компоненты: обмен знаками, совместная деятельность, общение. Оценивая особенности этого взаимодействия и соотнося их со способностями детей, исследователь получает факты, позволяющие судить о путях детерминации когнитивного развития. При этом создаются теории среднего уровня, которые, с одной стороны, обобщают факты, получаемые в эмпирических исследованиях, а с другой, — конкретизируют наиболее общие психологические категории. Модели, разработанные в ходе большинства исследований по данной проблематике, может быть, в большей степени адекватны для описания западной семьи. Специфика российской семьи в ее многопоколенности. В России сохранилась особая национальная структура семьи: материнский уклад русской семьи, терпение и трудолюбие женщины, отношение бабушки ко всем членам семьи с позиции старшей женщины в доме (прародительницы). Учитывая особенности настоящей социально-экономической ситуации, когда родителям фактически не хватает времени на занятия с собственными детьми, ведущую роль в воспитании детей играют бабушки и дедушки.
В настоящей работе предпринята попытка проанализировать влияние семейной микросреды, в частности, роли второго предшествующего поколения, на формирование индивидуальных различий в проявлении креативности и интеллекта.
Целью работы является, во-первых, установить, влияет ли участие в воспитании представителей второго предшествующего поколения на способности (интеллект и креативность) детей, и, во-вторых, если такое влияние будет обнаружено, выявить, какие особенности воспитания его обусловливают.
Для осуществления поставленной цели необходимо решить ряд задач
— основные подходы к описанию средового влияния на способности;
— методы оценки детско-родительских отношений и стилей воспитания;
— современные исследования и методы диагностики способностей.
Предметом настоящего исследования является семейная микросреда и ее влияние на интеллектуальные и креативные способности детей.
Теоретическую основу нашего исследования составят концепция Л. С. Выготского и развитый им культурно-исторический подход в психологии. Именно Выготский говорил о семье, как о социальной ситуации развития человека на раннем этапе жизни.
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования детско-родительских коммуникативных взаимоотношений
1.1. Понятие «подростковый возраст» в современной обществоведческой науке
В условиях современного цивилизованного общества социальную микросреду, окружающую ребенка, условно можно разделить на следующие составляющие: 1) семью, а именно: родителей (мать, отца), братьев и сестер, бабушек и дедушек; 2) учебно-воспитательные учреждения (детский сад, школа); 3) ровесников (общее понятие улица, двор). Семья среди этих факторов занимает особое место, поскольку ребенок проводит там большую часть времени и, как правило, испытывает к членам своей семьи наибольшую аффективную привязанность. Семи различаются своим составом, эмоциональной близостью или удаленностью своих членов, интеллектуальным уровнем, особенностями воспитания и т. д. В контексте нашей работы наибольший интерес представляет исследование стилей воспитания в качестве независимой переменной при изучении влияния последних на способности детей.
Главные новообразования подросткового возраста, по Э. Шпрангеру, открытие «Я», развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств; появление жизненного плана, установки на сознательное построение собственной жизни; постепенное врастание в различные сферы жизни. В переходный возраст, по Ж. Пиаже, усложнение мыслительных действий оказывает важное влияние на все прочие стороны жизни. Склонность к теоретизированию становится возрастной особенностью. Создаются собственные теории политики, философии, формулы счастья и любви .
Список литературы
- Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск. 2001.
- Баринова И.Г. Экология взаимодействия взрослого и ребенка // Мир психологии. -2003. -№ 1. — С. 174−182.
- Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. — М.: «Когито-Центр», 2004.
- Бурменская Г. В., Курбатова М. Б. : Экспериментально-психологический анализ метода «когнитивного обучения» Ж. Пиаже 83'2 с.113
- Гозман Л.Я., Шлягина Е. И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии.- 2004.-№ 2.-С. 186−187.
- Гребенников И. В. Основы семейной жизни. — М.: Просвещение, 1991.
- Джинотт Х.Г. Дети и мы. — СПб.: Кристалл, 2003.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. — М.: КСП, 2003.
- Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. — М.: Просвещение, 2002.
- Ковалев С.В. Психология семейных отношений. — М.: Педагогика, 1987.
- Лангмейер Й., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. — Прага: «Авицениум», 1984.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995
- Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М., 2000
- Введение в психологию: Учебное пособие для вузов (под ред., предисл., комм. Подольского А.И.) Изд. 3-е/ 4-е Серия:. Гальперин