Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Субъективная готовность к материнству как психологический феномен

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

О.Г. Лопуховой), Индикатор coping-стратегий Д. Амирхана (адаптация В.М. Ялтонского), методы статистической обработки данных: корреляционный анализ — подсчет г Спирмена и т Кендалла, для оценки различий между независимыми выборками (или контрастными группами) по уровню выраженности какого-либо признака использовался непараметрический критерий U Манна-Уитни или Н Крускала-Уоллиса. Статистическая… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологический анализ феномена материнства
    • 1. 1. Материнство как культурно-историческое явление
    • 1. 2. Основные подходы к изучению материнства в зарубежной и отечественной психологии
    • 1. 3. Материнство в контексте психологии развития личности
    • 1. 4. Готовность к материнству как центральная категория исследования
  • Глава 2. Эмпирическое исследование психологической готовности к материнству
    • 2. 1. Психологическая готовность к материнству и ее свойства
    • 2. 2. Индивидуально-личностные корреляты психологической готовности к материнству
      • 2. 2. 1. Связь психологической готовности к материнству с суверенностью психологического пространства личности
      • 2. 2. 2. Связь психологической готовности к материнству с самоактуализацией личности
      • 2. 2. 3. Связь психологической готовности к материнству с предпочитаемым личностью способом совладающего поведения
      • 2. 2. 4. Связь психологической готовности к материнству с психологическим полом личности
    • 2. 3. Психологические корреляты готовности к материнству в зависимости от актуального опыта
      • 2. 3. 1. Личностные корреляты психологической готовности к материнству у женщин, не имеющих опыта актуального материнства (1 группа)
      • 2. 3. 2. Личностные корреляты психологической готовности к материнству у беременных женщин (2 группа)
      • 2. 3. 3. Личностные корреляты психологической готовности к материнству у рожениц (3 группа)
      • 2. 3. 4. Личностные корреляты психологической готовности к материнству у женщин, воспитывающих детей младенческого возраста (4 группа)
    • 2. 4. Особенности психологической готовности к материнству в группах с различным опытом
      • 2. 4. 1. Группа 1 (не имеющие опыта беременности и материнства)
      • 2. 4. 2. Группа 2 (беременные, не имеющие опыта активного материнства)
      • 2. 4. 3. Группа 3 (роженицы)
      • 2. 4. 4. Группа 4 (женщины с детьми младенческого возраста)

Субъективная готовность к материнству как психологический феномен (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы обусловлена негативными особенностями демографической ситуации в современной России и потребностью в научном обосновании готовности к материнству как психологического явления. Процесс воспроизводства населения искажен количественно и качественно: произошел слом прежних образцов репродуктивного поведения и утвердилась ориентация на одно-двухдетную семью. Негативная демографическая картина усугубляется такими явлениями, как неудовлетворительное состояние здоровья новорожденных, рост числа абортов, катастрофические масштабы социального сиротства, постоянно возрастающий уровень девиантного материнства. Кроме того, социологи отмечают также неблагоприятные процессы деградации семейного образа жизни, снижение престижа и ценности семьи, рост семейного насилия (И.В. Бестужев-Лада, А. И. Захаров, М. И. Буянов, Н. Д. Никандров, В.В. Бойко).

Эти явления во многом обусловлены недостаточной социальной ценностью материнства и, как следствие, психологической неготовностью женщины к роли матери. Поэтому материнство часто рассматривается как явление, снижающее адаптивные возможности женщины и ограничивающее ее собственное развитие.

В отечественной психологии отмечается сдвиг фокуса внимания от исследования собственно деятельностей к их личностным предикторам и установкам. В силу этого, изучение психологической готовности к материнству отвечает актуальным методологическим тенденциям.

Современный контекст исследования феномена материнства значительно смещен в сторону изучения его девиантных форм — специфических факторов и условий нарушения принятия материнской роли, формирования неадекватного материнского поведения, в то время как нормальное материнство со сформированной адекватной психологической готовностью к нему исследовано весьма ограниченно. Само понятие «психологической готовности к материнству» не имеет в настоящий момент строгого определения, неоднозначно понимание его сущности, структуры и критериев. Остается востребованной проблема целостного осмысления данного феномена, выделения личностных коррелятов и специфики его проявлений в зависимости от собственного опыта женщины.

Существование очерченного пробела и определило проблему нашего исследования.

В нашей работе психологическая готовность к материнству (далееПГкМ) понимается как исторически и онтогенетически сложившаяся функциональная система со своей структурой и логикой развития, существующая в потенциальной и актуальной форме и отражающая подготовленность психики женщины к материнству как деятельности. ПГкМ обладает эволюционным, социальным и личностно-экзистенциальным смыслом, обеспечивая в актуальной ситуации материнства условия развития ребенка и дальнейшего саморазвития женщины как личности.

Объект исследования — субъективная (психологическая) готовность к материнству.

Предмет исследования — связь субъективной (психологической) готовности к материнству с индивидуально-личностными характеристиками женщин фертильного возраста.

Цель исследования — системное изучение субъективной (психологической) готовности к материнству на разных этапах развития актуального материнства.

Гипотеза исследования.

Психологическая готовность к материнству положительно связана с показателями личностной зрелости.

В качестве показателей личностной зрелости в рамках нашей работы рассматриваются психологические и биографические характеристики: отчетливая полоролевая идентификация (феминность), выбор активных способов психологического преодоления (coping), личностная суверенность, стремление к самоактуализации.

Гипотеза подтверждалась посредством проверки следующих эмпирических предположений:

Уровень ПГкМ выше у женщин:

1. с феминной полоролевой идентификацией;

2. предпочитающих активные способы психологического преодоления (coping);

3. с высоким уровнем самоактуализации;

4. суверенных по сравнению с депривированными;

5. имеющих собственный опыт материнства.

Задачи исследования.

1. Анализ истории и современного состояния проблемы материнства и психологической готовности к нему.

2. Составление батареи диагностических методов, соответствующих цели исследования (в т.ч. разработка авторского опросника ПГкМ).

3. Изучение связи ПГкМ с личностными характеристиками респондентов.

4. Изучение специфики ПГкМ в зависимости от этапов развития собственного опыта материнства.

Методология и методы исследования.

Теоретико-методологическую основу исследования составили общенаучные принципы системности, развития и детерминизма субъекта.

Принцип системности определяет необходимость рассмотрения психологической готовности к материнству, с одной стороны, как явления, обладающего определенной структурой, а с другой — как взаимосвязанного с другими личностными проявлениями и включенного в другие системы, в частности, открытого к среде во всех ее проявлениях. Принцип развития требует рассмотрения ПГкМ как исторического явления, имеющего филои онтогенез. Принцип детерминизма позволяет объяснить нелинейность процесса развития ПГкМ, т. е. наличие альтернативных линий.

Теоретической основой исследования явились фундаментальные исследования отечественной и зарубежной психологии личности (А.Г. Асмолов, А. Маслоу, Ф. Т. Михайлов, А. В. Петровский, C.JI. Рубинштейн, К. Роджерс) — культурно-историческая концепция формирования личности (JI.C. Выготский) — теории развития личности (Б.Н. Ананьев, B.C. Мухина, Э. Эриксон, И.С. Кон) — концепции культурно-исторической обусловленности материнства (Э. Эриксон, М. Мид, В. А. Рамих, И. С. Кон, М. С. Радионова и др.) — психологические концепции материнства (В.И. Брутман, А. И. Захаров, Г. Г. Филиппова, С. Ю. Мещерякова, Н. П. Коваленко, Д. В. Винникотт, Д. Пайнз) — работы, посвященные изучению идентичности личности (В.И. Слободчиков, Г. А. Цукерман), саморазвития и самоаюуализации (АВ. и В. А. Петровские, В. Франки, Э. Шостром), эволюционного предназначения пола (В.А. Геодакян). Исходя из сформулированных нами принципов исследования и понимания материнства как полидетерминированного феномена, данное исследование выполнено, основываясь на научных положениях, позволяющих изучать его развитие на разных генетических уровнях: культурно-историческом, экзистенциально-гуманистическом и субъектно-средовом.

Для решения поставленных задач использовались методы и методики исследования: обзорно-аналитический анализ, элементы контент-анализа, авторский опросник «Психологическая готовность к материнству», опросник «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер), Самоаюуализационный тест (Л.Я. Гозман, М. В. Кроз, М.В. Латинская), тест на определение психологического пола личности «МиФ» С. Бем (модификация.

О.Г. Лопуховой), Индикатор coping-стратегий Д. Амирхана (адаптация В.М. Ялтонского), методы статистической обработки данных: корреляционный анализ — подсчет г Спирмена и т Кендалла, для оценки различий между независимыми выборками (или контрастными группами) по уровню выраженности какого-либо признака использовался непараметрический критерий U Манна-Уитни или Н Крускала-Уоллиса. Статистическая обработка осуществлялась посредством программ MS Excel, SPSS 0,13, Stadia-6,5. Чистоте исследования способствовало также обращение к экспертному мнению.

Научная новизна.

Психологическая готовность к материнству систематически и всесторонне изучена в контексте индивидуально-личностных характеристик женщин. Введено новое определение данного понятияопределена структура и содержание компонентов психологической готовности к материнствувыделены и описаны значимые этапы формирования ПГкМ, соответствующие стадиям развития актуального материнствавыделены и описаны системы психологических коррелятов в группах готовых и неготовых к материнству женщин, а также специфика проявлений психологической готовности к материнству в зависимости от данного опыта. Психологическая готовность к материнству рассматривается как один из способов саморазвития и самоактуализации личности женщины.

Теоретическая значимость.

Теоретическая значимость состоит в расширении теоретических представлений о материнстве и психологической готовности к нему с привлечением междисциплинарных источников.

Осуществлен методологический анализ подходов к понятию психологической готовности к материнству в отечественной психологиипроведен подробный анализ ПГкМ как основной категории исследования и сопоставление ее с содержательно близкими понятиями (готовность к деятельности, установка, внутренняя позиция). В исследовании получены новые эмпирические результаты.

Практическая значимость.

Разработана и апробирована оригинальная исследовательская методикаопросник «Психологическая готовность к материнству», представляющая интерес для исследователей в области психологии материнства и специалистов, работающих с беременными женщинами.

Результаты исследования можно использовать для определения оптимальной стратегии и тактики психологической работы (консультирования и психотерапии) с семьей или с женщиной в период планирования появления ребенка, беременности, подготовки к родам, в процессе послеродового взаимодействия матери и ребенка.

Экспериментальная база исследования: детские поликлиники № 103, № 111 ЮЗ АО, родильный дом № 26 СЗАО, женские консультации № 121, № 197, № 98 ЮЗАО и ЮВАО, диагностический центр № 4 г. Москвы, Московский открытый социальный университет. Выборка: группа замужних женщин, не имеющих опыта беременности и материнства в прошлом — 105 чел.- группа женщин, находящихся на 2 — 3 триместрах беременности — 108 чел.- роженицы — 102 чел.- группа женщин, имеющих детей младенческого возраста.

106 человек. В пилотажном исследовании приняли участие 140 человек. Всего на разных этапах исследования приняли участие 561 человек.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры общей психологии социально-психологического факультета МОСУ. Положения, развиваемые в данной работе, были представлены на всероссийских и межвузовских конференциях (Ярославль 2003, 2004, 2006 г.- Москва 2002, 2003 г.). Материалы исследования использовались в процессе консультативной работы с семьями в АНОДО «Психологическая консультация «Институт детства», ИППЛи («Генезис»), АНПО «Родительский дом» («Школа для Пап и Мам»), в работе с пациентками женской консультации № 121.

Результаты исследования на разных этапах отражены в девяти публикациях.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. ПГкМ представляет собой исторически и онтогенетически сложившуюся функциональную систему, имеющую свою структуру, логику развития и отражающую подготовленность психики женщины к материнству как деятельности. Несформированная готовность к материнству препятствует эффективному выполнению женщиной материнских функций и ее собственному личностному развитию.

2. Психологическая готовность женщины к материнству существует латентно в форме внутренней позиции до появления ребенка. Уровень ее выраженности зависит от индивидных и личностных характеристик женщины.

3. Формирование готовности к материнству проходит следующие этапы: (I) антиципация материнства, (II) беременность, (III) послеродовой период, (IV) активное материнство. Уровень ПГкМ нелинейно зависит от актуального опыта материнства.

4. Выделено восемь типов ПГкМ, характеризующихся спецификой сочетания полоролевой идентичности, уровня самоактуализации и личностной суверенности, предпочитаемых способов психологического преодоления. Это следующие типы: на этапе антиципации — психологически готовые к материнству (Г1), неготовые (НГ1) — на этапе беременности — готовые (Гп), неготовые (НГП) — на послеродовом этапе — готовые (ГШ), неготовые (НГШ) — на этапе взаимодействия с собственным ребенком — готовые (Г1У), неготовые (HTIV).

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:

1. Материнство и субъективная психологическая готовность к нему представляет собой результат интериоризации общественных представлений и определяется конкретно-средовыми и социально-психологическими условиями жизни и развития женщины.

2. В соответствии с нашими ожиданиями уровень готовности к материнству различается в зависимости от этапа развития актуального материнства, возрастая от показателя, обнаруженного группой женщин без опыта материнства (I группа) к показателю группы женщин, воспитывающих детей (IV), затем — к показателю группы рожениц (III), самый высокий уровень ПГкМ обнаружен в группе беременных женщин (II).

3. Эмпирически выделено 8 типов ПГкМ, характеризующихся сочетанием уровня готовности, содержания собственного опыта, а также индивидуально-личностных характеристик женщин. Специфика проявлений ПГкМ каждого типа обусловлена различиями показателей личной зрелости, наиболее тесно связанными с ПГкМ.

4. Для всех не готовых к материнству женщин, независимо от имеющегося у них опыта, характерна тенденция к ослаблению феминных качеств личности.

Независимо от этапа развития актуального материнства основным вектором работы психолога является проработка экзистенциальных моментов бытия и экзистенциальных данностей таких, как телесность, конечность бытия, свобода выбора, свобода действий, одиночество-зависимость, поиск смысла существования.

Завершенность нашего исследования не снимает возможности его дальнейшего продолжения. Наиболее перспективным представляется исследование специфики причин неготовности к материнству на каждом этапе его развития, поиска и актуализации ресурсов повышения готовности, а также готовность к отцовству и принятию ролей прародителей (бабушки-дедушки) как вариантов родительских установок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, в результате проведенного исследования, выдвинутую нами гипотезу можно считать в основном подтвержденной, задачи выполненными, цель достигнутой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.Н. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни // Вопросы психологии. 1996. — № 4. — С. 5−13.
  2. Ю.Е., Борисов И. Ю. Полоролевая дифференциация как комплексный показатель отношений супругов // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1989. — № 2. — С. 44−53.
  3. Ю.Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 44−53.
  4. Ю.Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С. 80−88.
  5. Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 1999.-415 с.
  6. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей личности (от диагностики отбора к диагностике развития) // Вопросы психологии. 1992. — № 1−2. — С. 6−13.
  7. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.-104 с.
  8. Е.З. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1986. — 23 с.
  9. Ю.Батуев А. С. Психофизиологическая природа доминанты материнства // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества -М., 1996.-Вып.4- Т. 2. С. 69−70.
  10. В. Моральный опыт беременности и материнства // Человек. 2000. -№ 2.-С. 16−27.
  11. Т.В. Юное материнство: личностный и социальный аспекты: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. кад. соц. наук. Курск, 1999. — 22 с.
  12. Л.И. Психологическая готовность к переходу на главный этап возрастного развития как личностное новообразование критических периодов: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. докг. психол. наук. М., 1999. — 26 с.
  13. Ф. Некоторые проблемы методологии общественных наук // Антропология исследований культуры. СПб., 1997. — Т.1. Интерпретация культуры. — С. 3442.
  14. Е.А. Репродуктивное здоровье подростков // Планирование семьи. -1993.-№ 3.-С. 12−14.
  15. Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Просвещение, 1995. -352 с.
  16. Болыпой психологический словарь / Под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
  17. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1998. — 304 с.
  18. В.И., Северный А. А. Нежеланная беременность как фактор риска психической паталогии будущего ребенка // Актуальные вопросы детской психоневрологии: Материалы республиканской конференции, 12−15 июня 1992 г., Томск. Томск, 1992. — С.29−30.
  19. В.И. Профилактика раннего социального сиротства // Особый ребенок и его окружение (Медицинские, социальные и психологические аспекты). М., 1993. — С.47−48.
  20. В.И., Ениколопов С. Н., Радионова М. С. Нежеланная беременность у жертв сексуального насилия (психолого-психиатрические аспекты проблемы) // Вопросы психологии. 1995. — № 1. — С. 33−40.
  21. В.И., Радионова М. С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С. 38−48.
  22. В.И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Влияние семейных факторов на формирование девиантного поведения матери // Психологический журнал. -2000.-№ 2. -С. 79−87.
  23. В.И., Варга А. Я., Хамитова И. Ю. Предпосылки девиантного материнского поведения // Психологический журнал. 2000. — № 2. — С. 79−87.
  24. В.И., Филиппова Г. Г., Хамитова И. Ю. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. — № 1. — С. 59−68.
  25. Е.В. Беременность и роды у подростков // Вестник акушера-гинеколога. 1994. -№ 1. — С. 10−14.
  26. Л.Ф. Психодиагностика СПб.: Питер, 2002 — 352 с.
  27. ТМ. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. — № 2. — 28 с.
  28. А.Я. Структура и типы родительского отношения: Дис. канд. психол. наук. -М, 1986. 189 с.
  29. Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. М: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  30. Ю.А. Очерки по географии искусства. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997.-224 с.
  31. В.И. Биосфера и ноосфера. М: Айрис Пресс, Рольф, 2002. -573 с.
  32. JI.B. Маленькие дети и их матери. М.: Класс, 1998. — 123 с.
  33. О.Р. Психологическая коррекция депривированного материнства: Дис.канд. психол. наук. М., 1998. -202 с.
  34. В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С. 171−189.
  35. Л.Я., Кроз Н. В., Латинская М. В. Самоаюуализационный тест. М.: Российское педагогическое агенство, 1995. — 43 с.
  36. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. -208 с.
  37. Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. — 638 с.
  38. Де Бовуар С. Второй пол. СПб.: Алетейя, 1997.
  39. И.В. Перинатальная психотерапия патологии // Журнал практического психолога. 2003. — № 4−5. — С. 144−157.
  40. Р. Эгоистичный ген: пер. с англ. Н. О. Фоминой. М.: Мир, 1993. -316 с.
  41. В.Р. Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. 3-е изд. доп. — СПб.: ЧеРО-на-Неве, Паритет, 2003.-320 с.
  42. Ф. На стороне ребенка. СПб.: Петербург — XXI век, 1997. — 527 с.
  43. М.И., Кандыбович Л. А. Психологическая готовность к деятельности. М.: Наука, 1986. — С. 49−52.
  44. М.И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник. -Минск: Харвест- М.: ACT, 2001. 576 с. 48.
  45. М. И. Психологический словарь. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006.-566 с.
  46. А.И. Ребенок до рождения. СПб.: СОЮЗ, 1998. — 144 с.
  47. . М.И. Фольклоротерапия: Учебное пособие. М.: издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: издательство НПО «МОДЭК», 2004. — 160 с.
  48. В.А., Иванов В. В. Мифы языческой Руси. Словарь. Ярославль: Академия Холдинг, 2001. -288 с.
  49. Н.Н., Ефимова А. В., Аккузина О. П. Установки подростков к началу половой жизни // Вопросы психологии. 2001. -№ 3. — С. 49−57.
  50. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. -СПб.: Питер, 2002. 544 с.
  51. Е.И. О некоторых понятиях онтогенеза базовых качеств матери // Журнал практического психолога. -2003. -№ 4−5. С. 49−63.
  52. В.Е. Половые аспекты индивидуальности // Психологические проблемы индивидуальности. М., 1984. — Вып. 2. — С. 109−112.
  53. И.Л. Парадоксы души русской женщины. М.: ИП РАН, КСП, 1997.-224 с.
  54. И.С. Самореализация личности и тендерные стереотипы. Вып. 2 // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. СПб., 1998. — С. 188−202.
  55. В.О. Краткий курс по русской истории М.: ЭКСМО — Пресс, 2000.- 796 с.
  56. Кон И. С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979. -175 с.
  57. Кон И С. Психология половых различий // Психология индивидуальных различий: Тексты. М.: МГУ, 1982. — С. 78−83.
  58. Кон И. С. Материнство и отцовство в историко-этнографической перспективе // Советская этнография. 1987. — № 6. — С. 26−37.
  59. Кон И. С. Ребенок и общество (Историко-этнографическая перспектива). -М.: Наука, 1988.-269 с.
  60. Кон И. С. Сексуальная жизнь в России: клубничка на березке. М.: ОГИ, 1997.-464 с.
  61. Кон И. С. Подростковая сексуальность на пороге XXI века: Социально-педагогический анализ. Дубна: Феникс +, 2001. — 208 с.
  62. О.А. Общая способность к саморегуляции как фактор субъективного развития // Вопросы психологии. 2004. — № 2. — С. 128−135.
  63. О.А., Баз JI.JL, Баженова О. В. Готовность к материнству: выделение факторов, условий психологического риска для будущего развития ребенка // Синапс. 1993. — № 4. — С. 35−42.
  64. Г. Психология развития. СПб.: Издательство Питер, 2000. — 992 с.
  65. T.JI. Психология совладающего поведения: Монография. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2004. — 344 с.
  66. А.П. Методы и средства анализа данных в среде Windows STADIA. М.: Математика и компьютеры, 1999. — 341 с.
  67. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1977. — 304 с.
  68. Т.В. Представление женщины о себе как о матери в период беременности и после родов: Дис.канд. психол. наук. М., 2001. — 166 с.
  69. Ллойд Демоз. Психоистория: перевод А. Шкуратова. Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 509 с.
  70. О.Г. Психологический пол в современных социальных условиях: Автореф. дис.канд. психол. наук. Казань, 2000. — 22 с.
  71. О.Г. Влияние этнокультурных традиций на становление психологического пола личности // Вопросы психологии. 2001. — № 5. — С. 73−79.
  72. В.Н. Особенность архетипов женского девичьего успеха в русской сказке // Общественные науки и современность. 2000. — № 4. — С. 88−102.
  73. Малкина Пых И. Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.: Эксмо, 2004. — 896 с.
  74. А. Психология бытия. М.: Релиф-бук, Ваклер, 1997. — 304 с.
  75. С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. 2000. — № 5. — С. 18−27.
  76. Мид М. Культура и мир детства. М.: Прогресс, 1988. — 365 с.
  77. Мид М. Культура и мир детства: Избранные произведения. М.: Наука, 1988.-429 с.
  78. Минюрова С. А, Тетерлева Е. А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопросы психологии. 2003. — № 4. -С. 63−74.
  79. С.А. Представления об отношениях полов женщин разного социального статуса // Вопросы психологии. 2005. — № 5. — С. 57−65.
  80. Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 288 с.
  81. B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: НПО «МОДЕК», 1999. — 640 с.
  82. B.C. Проблема материнства и ментальности женщин в местах лишения свободы // Развитие личности. 2003. — № 1. — С. 141−153.
  83. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behaivior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. — № 5. — С. 20−31.
  84. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология: Учебное пособие. -М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. 280 с.
  85. Нартова-Бочавер С. К. Опросник «Суверенность психологического пространства» новый метод диагностики личности // Психологический журнал.- 2004. Т. 25. — № 5. — С. 77−90.
  86. Нартова-Бочавер С. К. Понятие «психологическое пространство личности»: обоснование и прикладное значение // Психологический журнал. 2003. -Т. 24.-№ 6.-С. 16−27.
  87. Нартова-Бочавер С. К. Психологическое пространство личности: Монография. М.: Прометей, 2005. — 312 с.
  88. Нартова-Бочавер С. К. Понятие «психологическое пространство личности» и его эвристические возможности // Психологическая наука и образование. -2002. -№ 1.-С. 35−43.
  89. Г. М. Этнография детства: Сборник фольклорных и этнографичеких материалов. М.: Российский союз любителей фольклорных ансамблей, Издательство Беловодье, 1998. — 390 с.
  90. А. Исследования развития и бытия личности // Развитие личности. -2002.-№ 1.-С. 171−227.
  91. Л.Ф. Возрастная психология: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2000. — 448 с. 99.0вчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. — 319 с.
  92. ЮО.Пайнз Д. Бессознательное использование женщиной своего тела. СПб.: Б.С.К., 1997. — 195 с.
  93. Ю1.Парсоне Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М., 1996. — С. 495−526.
  94. Ю2.Пелячик А. В. Ранняя беременность как фактор личностного развития // Вестник МГУ. Сер 14. Психология. 2004. — № 2. — С. 104−106.
  95. Р.Г. Гендерология и феминология: Учебное пособие. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. — 232 с.
  96. А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии. 1982. — № 3. — С. 44−53.
  97. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. -М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.
  98. Е.Ю. Особенности стиля переживания беременности и онтогенеза материнской сферы при акушерской патологии // Журнал практического психолога. 2003. — № 4−5. с. 120−143.
  99. А.А. Природа человека в концепции А. Маслоу // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 75−86.
  100. А.М., Толстых Н. Н. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. — 160 с.
  101. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд. перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  102. Психотерапия женщин / Под ред. М. Лоуренс, М. Магуир. СПб.: Питер, 2003.-208 с.
  103. Н.Л. Женщины Древней Руси. М.: Мысль, 1989. — 95 с.
  104. Н.Л. Русская женщина в семье и обществе Х-ХХ в.в.: этапы истории // Этнографическое обозрение. 1994. — № 5. — С. 3−15.
  105. Н.Л. Мать и дитя в Древней Руси (отношение к материнству и материнскому воспитанию в X—XV вв.) // Этнографическое обозрение. -1996,-№ 6.-С. 93−106.
  106. М.С. Динамика переживания женщиной кризиса отказа от ребенка: Дис.канд. психол. наук. М., 1997 — 213 с.
  107. Рамих В, А Материнство и культура. Ростов н /Д.: Изд. Центр ДГТУ, 1995. -132 с
  108. Пб.Рамих В. А. Материнство как социально-культурный феномен: Дис.докт.филос. наук. Ростов н/Д., 1997. — 236 с.
  109. И.В. Особенности половой идентичности подростков // Вопросы психологии. -1997. № 4. — С. 39−47.
  110. .А. Язычество древних славян. -М.: Наука, 1981. 607 с.
  111. Е.А., Чарова О. Б. Особенности материнских установок по отношению к детям с нарушениями в развитии // Вопросы психологии. -2000.-№ 6.-С. 15−23.
  112. Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности: Дис.докг. психол. наук. Новосибирск, 1997. — 347 с.
  113. Е.С. Психологические аспекты суррогатного материнства // Перинатальная психология и психология родительства. 2004. — № 2. — С. 85−93.
  114. Г. В., Дубовик О. Ю. Система «мать- дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия. 1992. — № 2. -С. 75−78.
  115. В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 37−49.
  116. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.-800 с.
  117. Словарь психолога-практика / Сост. С. Ю. Головин. 2-е изд. перераб. и доп. — Минск.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 976 с.
  118. Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. 1995. -№ 3. — С. 139−150.
  119. Е.О., Радева Р. Развитие теории привязанности (по материалам работ П. Критгенден) // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С. 105−117.
  120. И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5−6 лет в детском саду: Автореф. дис.канд. наук. СПб., 1999. — 23 с.
  121. С.Г. История женщины: Этнокультурная ретроспектива и краткий анализ фактов, обрядов, легенд и ритуалов. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000. — 462 с.
  122. Г. Г. Материнство: сравнительно-психологический подход // Психологический журнал. -1999. № 5. — Т. 20. — С. 81−88.
  123. Г. Г. Психология материнства и ранний онтогенез: Учебное пособие. М.: Жизнь и мысль, 1999. — 192 с.
  124. Г. Г. Психология материнства: Концептуальная модель. М.: Институт молодежи, 1999. — 286 с.
  125. Г. Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии // Вопросы психологии. 2001. — № 2. — С. 22−24.
  126. Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 240 с.
  127. Г. Г. О нарушение репродуктивной функции и их связь с нарушениями в формировании материнской сферы // Журнал практического психолога. 2003. — № 4−5. — С. 83−109.
  128. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: ACT, 2004. — 640с.
  129. .И., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. 1997. — № 3. — С. 32−40.
  130. Хей Л. Полная энциклопедия здоровья. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — 784 с.
  131. Г. Т. Семья глазами ребенка. М.: Педагогика, 1989. — 160 с.
  132. МЮ. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины: Дис.канд. психол. наук. М., 2003. — 267 с.
  133. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. -1996. № 3. — С. 116−130.
  134. И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). М.: Гайдарики, 2005. — 349 с.
  135. Ю.И. Перенатальная общность // Человек. 1993. — № 6. — С. 21−38.144.1Пнейдер Л. Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. М.:
  136. Апрель- Пресс, 2000. 512 с.
  137. Е.Ю. Формирование психологической готовности девушек к здоровому образу жизни и осознанному материнству: Автореф. дис.канд. психол. наук. Нижний Новгород, 2002. — 25 с.
  138. Т.Б. Мир и миф материнства: Санкт Петербург, 1990-е годы (очерки женских традиций и фольклора) // Этнографическое обозрение. -1994.-№ 5.-С. 15−26.
  139. Э. Идентичность, юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 340 с.
  140. У. Хорошие девочки отправляются на небеса, а плохие куда захотят, или Почему послушание не приносит счастья. — М.: Независимая фирма «Класс», 2001. — 176 с.
  141. Т.И. Формирование психологического пола // Формирование личности в переходный период: От подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. М, 1987. — С. 130−146.
  142. Allen J. Motherhood: The Annihilation of Women. Trebilot, 1984. 315 p.
  143. BadinterE. Mother love. Myth and reality.-N.Y.:Macmillan, 1981.-241 p.
  144. Bowlby J. Maternal care and mental health. Geneva.: Claridge, 1987. — 321 p.
  145. Dawkins R. Sociobiology: the new storm in a teacup. In Science and Beyond (eds S. Rose and L. Appignanesi). Oxford, Basil Blackewell, 1986. — P. 61−78.
  146. Farestone S. The dialectic of sex. N.Y., 1970. — 431 p.
  147. Hareven T. Family time and historical time. Daedalus, 1977. — Vol. 106.
  148. Le Vine R.A., White M. Parenthood in social transformation // Parenting across the life span. Ed. by J. Lancaster, J. Altmann, A. Rossi, L. Sherrod. N Y de Gruyter, 1987.-P. 210−243.
  149. Nash E.S. Aggressive behaviors in young mother // S. Afr. Med. J. 1990. -V. 77(3).-P. 147−151.
  150. Patterson G.R. Mothers the unacknowledged victims. Chicago: Base Books, 1981.-83 p.
  151. Rich A. Of Woman Born: Motherhood as Experience and Institutions. New York.: W. W. Norton & Company Inc., 1976. — 356 p.
  152. RutterM. Maternal deprivation reassessed. -N.Y.: Harmondsworth, 1979. 175 p.
  153. Saraceno C. The Italian family paradoxes of privacy // A history of private life. V.5. Riddles of identity: Modern times. Cambridge, Mass, 1991. — 512 p.
  154. Shostrom E. L. Time as an integrating factor" // C. Buhler, F. Massarik (eds.) The course of human life. A study of goals in the humanistic perspective. N.Y.: SpringerPubl. Сотр. Inc., 1968. — P. 351−359.
  155. The history of childhood. Ed. by L. De Mause. N.Y.: Psychohistorical press, 1975.-450 p.
  156. Tompson S.K. Gender labels and early sex role development // Child Development. 1975. — V. 46. — P. 339−347.
  157. Trivers R.L. Parental investment and sexual selection // Sexual selection and the descent of man. Chicago, 1972. — 208 p.
  158. Vincent G. A History of secrets // A history of private life. V.5. Riddles of identity: Modern times. Cambridge, Mass, 1991. — 201 p.
  159. Winnicott D.W. The family and individual developments. Penguin, 1968. — 389 p.
Заполнить форму текущей работой