Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Метод оценки страхов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» — говорят они. И как здесь отследить истинное количество страхов? Младший дошкольный возраст — страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков: типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства. Общее количество страхов у старших… Читать ещё >

Метод оценки страхов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В Луисвилльском детском опроснике по страху (LFSC), который используют для получения информации от самого ребенка, от родителей, педагогов, предлагают оценивать интенсивность переживаний по 3-балльной рейтинговой шкале: «страх отсутствует» — «страх в допустимых пределах, для него есть основания» — «сильный страх». С младшими дошкольниками, а также с детьми с ЗПР используется жестовый вариант дифференциации (ладошки прижаты — страх отсутствует; на ширине плеч разведены ладошки — страх в допустимых пределах, с ним можно справиться; руки широко разведены — страх огромный, сильный, трудно победить). Эту технику можно применять к картам ситуаций страха. В отечественной психологии используется Карта ситуаций страха А. И. Захарова (2000), содержащая в настоящее время 31 пункт, имеющая возрастные нормативы от 3 до 12 лет. Данная методика модифицирована и применяется нами в диагностике детей дошкольного возраста с задержкой психического развития как проективная.

Тест «Страхи в домиках» (модификация М. А. Панфиловой (2000)) предназначен для диагностики страхов у детей.

В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, которые появляются постепенно как результат развития интеллектуальной сферы, воображения и т. д. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают». Но существуют случаи, когда страхи накапливаются, нарастают и мешают личностному развитию, создают адаптационные, невротические проблемы и др.

В работе А. И. Захарова «Психотерапия неврозов у детей и подростков» в 1982 г. были предложены возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и годам). Из 29 страхов у детей наблюдаются от 6 до 12 страхов. У городских современных детей эта норма доходит до 15 страхов. Методика А. И. Захарова проста в применении, но при использовании могут возникнуть некоторые сложности. Например, демонстративные дети на поставленный вопрос: «Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься???» постоянно отвечают: «Я ничего не боюсь!» Безусловно, физиологические и другие реакции подсказывают психологу о внутреннем проявлении страха у ребенка. Но очень трудно удержаться от субъективности в интерпретации даже опытному профессионалу.

В практике встречаются дети, которые могут при перечислении страхов постоянно твердить о боязни всего. «Я всего боюсь!» — говорят они. И как здесь отследить истинное количество страхов?

Учитывая эти трудности, мы предлагаем использовать методику А. И. Захарова в соединении с тестом «Красный дом — черный дом».

Тест «Страхи в домиках» проводится с одним ребенком, индивидуально.

После выполнения задания ребенку предлагается закрыть страшный дом на замок, который он может сам нарисовать, или заштриховать страхи, чтобы они сидели в домике и больше никого не пугали (тем самым психолог несколько успокаивает актуализированные страхи). Страхи в черном доме подсчитываются и соотносятся с возрастными нормами.

Инструкция. «В красный и черный дом надо расселить страхи. В каком доме (красном или черном) будут жить страшные страхи, а в каком — нестрашные? Я буду называть страх, а ты будешь показывать, в какой дом его поселить (номера страхов записываются внутри дома)».

Страхи:

  • 1. Страх, когда остаешься дома один.
  • 2. Страх нападения, бандитов.
  • 3. Страх заболеть, заразиться.
  • 4. Страх умереть.
  • 5. Страх того, что умрут твои родители.
  • 6. Боязнь каких-то людей.
  • 7. Боязнь мамы или папы.
  • 8. Страх наказания.
  • 9. Боязнь Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ.
  • 10. Страх опоздать в детский сад.
  • 11. Страх перед тем, как заснуть.
  • 12. Боязнь страшных снов.
  • 13. Страх темноты.
  • 14. Страх волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных).
  • 15. Страх машин, поездов, самолетов (страхи транспорта).
  • 16. Страх бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страхи стихии).
  • 17. Страх, когда очень высоко (страх высоты).
  • 18. Страх, когда очень глубоко (страх глубины).
  • 19. Страх находиться в маленькой, тесной комнате, помещении, туалете, переполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства).
  • 20. Страх воды.
  • 21. Страх огня.
  • 22. Страх пожара.
  • 23. Страх войны.
  • 24. Страх находиться на больших улицах, площадях.
  • 25. Боязнь врачей (кроме зубных).
  • 26. Страх крови (когда идет кровь).
  • 27. Страх уколов.
  • 28. Страх боли (когда больно).
  • 29. Боязнь неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет.
  • 30. Страх ошибиться, сделать что-то неправильно.
  • 31. Страх не успеть.

Общее количество страхов у старших дошкольников с ЗПР значительно превышает возрастные нормы (среднее число равно 19 страхам, при норме (по Захарову) 9—14 страхов).

Страхи имеют особенность включения как инфантильных тем, т. е. тех, которые по возрасту соответствуют младшему возрасту, так и возрастных тем. Инфантильные темы: страхи уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков; типичные темы: страх одиночества, темноты, замкнутого пространства. Возрастные темы: страх смерти, смерти родителей, наказания, животных, сказочных персонажей, глубины, огня, пожара, нападения, войны, боязнь страшных снов, страх ошибиться, заболеть, страх перед засыпанием.

Возрастные особенности проявления страхов (нормы А. И. Захарова)

  • 8 мес. — боязнь незнакомых людей.
  • 1,5 года — беспокойство при долгом отсутствии матери, шумной обстановке в семье, боязнь врачей, страх боли, уколов.

После 1 года — страх одиночества, иногда страх высоты, глубины.

2 года — страх наказания со стороны родителей, боязнь поездов, транспорта, боязнь животных (волка), уколов.

Младший дошкольный возраст — страхи сказочных персонажей, уколов, боли, крови, высоты, неожиданных звуков: типичные страхи: одиночества, темноты, замкнутого пространства.

Старший дошкольный возраст — страх смерти, смерти родителей, животных, сказочных персонажей, глубины, огня, пожара, нападения, войны, боязнь страшных снов. У девочек: страх заболеть, страх наказания, страх перед засыпанием и страх сказочных персонажей.

Младший школьный возраст — страх опоздания в школу, порицания, страх сделать что-нибудь не так, страх несчастья (магические представления).

Подростковый возраст — страх смерти родителей, страх войны.

Возраст, лет

Число страхов

Возраст, лет

Число страхов

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Возраст, лет.

Число страхов.

Возраст, лет.

Число страхов.

Мальчики.

Девочки.

Мальчики.

Девочки.

И.

7 (дошк.).

7 (шк.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой