ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠŸΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π³Π΅Ρ€ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° (55β€”60 Π»Π΅Ρ‚ ΠΈ Π΄Π°Π»Π΅Π΅)

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

ΠŸΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ. Π”Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ± ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ях старСния памяти носят ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ²Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. Π’Π°ΠΊ, согласно Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ систСм памяти (F. Craik, Π’. Salthouse, 2000; Π•. Tulving, 1995 ΠΈ Π΄Ρ€.), для эпизодичСской памяти Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌ являСтся ΡƒΡ…ΡƒΠ΄ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, хотя ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅. Π‘Π½ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ эпизодичСской памяти принято Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ возрастного Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°. БСмантичСская ΠΆΠ΅ ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ остаСтся… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π³Π΅Ρ€ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° (55β€”60 Π»Π΅Ρ‚ ΠΈ Π΄Π°Π»Π΅Π΅) (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ. Π”Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΠ± ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ях старСния памяти носят ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ²Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€. Π’Π°ΠΊ, согласно Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ систСм памяти (F. Craik, Π’. Salthouse, 2000; Π•. Tulving, 1995 ΠΈ Π΄Ρ€.), для эпизодичСской памяти Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌ являСтся ΡƒΡ…ΡƒΠ΄ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅, хотя ΠΈ ΠΏΠΎΡΡ‚Π΅ΠΏΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅[1]. Π‘Π½ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ эпизодичСской памяти принято Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΊΠΎΠ³Π½ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ возрастного Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π°. БСмантичСская ΠΆΠ΅ ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ остаСтся достаточно сохранной, хотя процСсс воспроизвСдСния ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΈΠ΄Ρ‚ΠΈ ΠΌΠ΅Π΄Π»Π΅Π½Π½Π΅Π΅. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠ΅Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ уязвимых Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ являСтся мСханичСскоС Π·Π°ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅; Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ всСго сохраняСтся логичСская ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ; образная ΠΏΠ°ΠΌΡΡ‚ΡŒ ослабСваСт большС, Ρ‡Π΅ΠΌ смысловая, Π½ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ этом сохраняСтся Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ мСханичСскоС Π·Π°ΠΏΠ΅Ρ‡Π°Ρ‚Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅.

Π’Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅. Π’ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ старСния ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΡΠ½ΠΈΠΆΠ°Ρ‚ΡŒΡΡ объСм внимания ΠΏΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ с Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Ρ‹ΠΌ возрастом. ИзмСнСния Π² Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Ρ„Ρ€ΠΎΠ½Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π΄ΠΎΠ»Π΅ΠΉ ΠΌΠΎΠ·Π³Π° ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ связаны с ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ процСссов внимания, ассоциируСмыми с Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ΠΎΠΌ, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, Π·Π°ΠΌΠ΅Π΄Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ стимулами. НаиболСС слоТным Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ старСния ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ, Ρ‚Ρ€Π΅Π±ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ большой ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠΈ внимания, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Ρ‚Π΅, Π³Π΄Π΅ трСбуСтся ΡΡ„ΠΎΠΊΡƒΡΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ Π½Π° ΡΠΏΠ΅Ρ†ΠΈΡ„ичСской ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π²Π»Π΅ΠΊΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ сигналы.

Π˜Π½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚. Π’ ΡΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ психологичСской Π½Π°ΡƒΠΊΠ΅ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… проявлСний Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌ Π²ΠΈΠ΄Π΅ принято ΠΎΠ±ΡŠΠ΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚ΡŒ Π² Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‡ΠΈΠΉ ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΡΡ‚алличСский ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ (Loevden, Lindenberger), Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΈ ΠΏΡ€Π°Π³ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ стороны ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° (Baltes, Dittmann-Kohli, Dixon). Π’Π΅ΠΊΡƒΡ‡ΠΈΠΉ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ связываСтся с ΠΌΠ΅Ρ…аничСской стороной, кристаллизованный — с ΠΏΡ€Π°Π³ΠΌΠ°Ρ‚ичСской; Π² Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠΉ связкС ΠΌΡ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ΅ΠΌ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Ρ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚Π½ΡƒΡŽ Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΡƒ: ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° срСднСй взрослости ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρƒ старСния ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ сниТаСтся, Π° Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, услоТняСтся ΠΈ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ся. Π’Π°ΠΊΠΎΠΉ взгляд созвучСн исслСдованиям Π‘. Π“. АнаньСва, ΠΎΠ±Π½Π°Ρ€ΡƒΠΆΠΈΠ²ΡˆΠ΅Π³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ для процСсса Π³Π΅Ρ€ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° спСцифичСским являСтся ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ…ΠΎΠ΄ развития Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… (ΠΈΠ½Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ слов) ΠΈ Π½Π΅Π²Π΅Ρ€Π±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… (практичСский ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚) Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ.

М. А. Π₯олодная ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½Π΅ΠΌ возрастС осущСствляСтся ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° Π½Π° Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ функционирования, Π³Π΄Π΅ Π² Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π΅ находится понятийноС ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΠ΅. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ для этого ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π΅Π½ Ρ„Π΅Π½ΠΎΠΌΠ΅Π½ Π½Π°Ρ€Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚Π° (Π”ΠΆ. Π‘Ρ€ΡƒΠ½Π΅Ρ€) — ΠΆΠ΅Π»Π°Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π°ΡΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡŽ своСй ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ.

ΠŸΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π΅ΠΌΡ‹Π΅ Π½ΠΈΠΆΠ΅ ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄Ρ‹ диагностики памяти, внимания, ΠΌΡ‹ΡˆΠ»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Π²Ρ‹ΡΠ²ΠΈΡ‚ΡŒ спСцифику возрастных ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ этапС ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°.

  • [1] Craik F. I. М., Salthouse Π’. Π›. Handbook of aging and cognition. 2 ed. Mahwah. N.J. :Erlbaum, 2000.
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ