Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: представлен в авторском виде научный подход к пониманию сущности национальной психологии и ее влияния на поведение людей в условиях конфликтных отношенийописана предметная область анализа и интерпретации поведения личности в конфликтном взаимодействии с другими людьмивпервые проведено комплексное этнопсихологическое… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологический анализ национальной психологии и возможностей ее влияния на поведение таджиков в условиях конфликта
    • 1. Сущность и особенности национальной психологии
    • 2. Предметная область анализа и интерпретации поведения личности в конфликтном взаимодействии с другими людьми
    • 3. Историко-гносеологический анализ своеобразия национальной психологии таджиков
  • Глава II. Экспериментальное исследование этнопсихологической детерми-) нации поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодейст-' вия с другими людьми"
    • 1. Программа исследования влияния национальной психологии на поведение таджиков в конфликтных ситуациях
    • 2. Результаты исследования этнопсихологической детерминации поведения таджиков в конфликтных ситуациях в моноэтнической и полиэтнической группах
    • 3. Выявление моделей поведения таджиков в конфликтном взаимодействии в моно- и полиэтнической группах

Этнопсихологическая детерминация поведения таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Специфика мирового развития в настоящее время находит своеобразное выражение в кардинальных трансформациях отношений как между различными государствами, так и многочисленными социальными общностями, их населяющими, что достаточно часто приводит к политическим, экономическим и межэтническим конфликтам. С одной стороны, это связано с в процессами глобализации на нашей планете, а с другой — со сложными проявлениями геополитической, эт-ноисторической и этнокультурной дифференциации-интеграции народов, сопровождаемыми ростом национального самосознания.

Вместе с тем сегодня любое взаимодействие в условиях конкретного государства или региона немыслимо без опоры на знания и учет национально-психологических особенностей людей. Примером тому и Таджикистан, расположенный на важном геополитическом направлении, некогда населенный не только представителями коренной национальности, но и другими народами, переживший не одну гражданскую войну, но так до сих пор и не оправившийся от разрушительных последствий периода политической нестабильности и национальных междоусобиц. Он пережил небывалый исход русскоязычного населения. Многие таджики из-за тяжелейших условий современной жизни сами вынуждены покидать родину и искать работу и средства к существованию на обширных территориях России. Последняя же не всегда однозначно их привечает. Так возникает необходимость налаживания правильного взаимопонимания между таджиками и русскими, нахождения путей их бесконфликтного взаимодействия, строящихся на основе учета национальных традиций, обычаев и своеобразия поведения представителей этих народов.

Изучение специфики проявления национальной психологии и ее влияния на поведение и взаимодействие людей, особенно в условиях напряженных взаимоотношений, представляется, таким образом, делом чрезвычайно актуальным и практически значимым, что и обусловило выбор темы диссертации.

Объектом исследования является поведение таджиков в условиях конфликтного взаимодействия с другими людьми, а предметом — его детерминация их национальной психологией.

Основная цель исследования состояла в том, чтобы на основе изучения и правильной интерпретации своеобразия национальной психологии таджиков выявить специфику ее влияния на поведение представителей этой этнической общности в конфликтном взаимодействии с другими людьми.

Задачи исследования включали: необходимое в интересах достижения поставленной цели уточнение теоретико-методологических положений о сущности и содержании национальной психологии, своеобразии ее проявления в поведении людейописание предметной области анализа и интерпретации поведения личности в конфликтном взаимодействии с другими людьмисистемную интерпретацию национально-психологических особенностей таджиков с помощью историко-гносеологического подхода и контент-анализапроведение экспериментального исследования своеобразия влияния национальной психологии на поведение таджиков в конфликтных ситуацияхосуществление сравнительного анализа ведущих стратегий поведения и стилей межличностных отношений таджиков в условиях конфликтов в моноили полиэтнической группахописание типичных моделей поведения таджиков в конфликтном взаимодействии с другими людьми и влияния на них их национальной психологии.

Гипотеза исследования предполагала выдвижение и подтверждение положений о том, что: а) национальная психология обладает способностью влиять на взаимодействие и поведение людей, придает им определенные формы и специфику, обусловливает качественные параметры и характеристики этих процессовб) поведение таджиков и русских в конфликтном взаимодействии друг с другом имеет свои отличия, которые обусловлены исторически сложившимися у каждого народа особенностями социального восприятия своей и других этнических общностей, специфическим проявлением их ценностей и мотивов, национально отличных индивидуально-личностных и социально-психологических качеств, своеобразием стилей и стратегий отношений с другими людьмив) основным детерминирующим фактором, оказывающим воздействие на проявление присущих таджикам стратегий и моделей поведения в конфликтном взаимодействии с представителями других национальностей, является их включенность в полиэтническую или моноэтническую группы.

Методологической основой исследования выступали: разработанные и конкретизированные в трудах отечественных и зарубежных ученых научные представления о целостном характере процесса формирования и проявления национально-психологических явлений и процессов в условиях своеобразного социои этногенеза обществаположения о единстве функционирования национального и общечеловеческого в психологии народовидеи представителей различных областей знаний о социально-исторической природе национальной психики, о детерминирующих ее объективных факторахметодологические принципы психологической наукизакономерности поведения людей в конфликтных ситуациях.

Теоретической основой исследования стали работы, в которых раскрываются научные представления о: психологии социального взаимодействия и поведения людей (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Донцов А. И., Б. А. Душков, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, Н. Н. Обозов, А. В. Петровский и др.) — сущности и содержании национальной психологии (Э.А. Баграмов, К В. Бромлей, Л. М. Дробижева, Б. А. Душков, И. С. Кон, В. Г. Крысько, А. П. Оконешникова, Б. Ф. Поршнев, Н. М. Лебедева и др.) — основных принципах и методах построения этнопсихологического исследования (B.C. Агеев, Ю. И. Данилевич, А. Г. Асмолов, В. Г. Крысько, Н. А. Ладзина, Э. А. Саракуев, Г. У. Кцоева-Солдатова, Т. Г. Стефаненко, Е. И. Шлягина и др.) — закономерностях поведения личности в конфликтных ситуациях (А.Я. Анцупов, A.M. Бандурка, Р. Дарендорф, Л. Козер, П. А. Нечипоренко, Т. Ф. Сулимова, А. И. Шипилов и др.).

Методической основой исследования являлась объединенная единым замыслом совокупность: методов историко-гносеологического и контент-анализа национальной психологииспециальных методик комплексного этнопсихологического исследования (стандартного и кросскультурного), сбора и обобщения этнопсихологических данныхметодов математической и статистической обработки и интерпретации полученных результатов.

Эмпирическую базу исследования составили выборочные совокупности респондентов: таджики в моноэтнических группах (560 человека) — таджики в полиэтнических группах (480 человек) — русская группа (580 человек). Исследование проводилось с 1997 по 2001 гг. на территории республики Таджикистан и в России среди студентов государственных вузов, военнослужащих-пограничников.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что: представлен в авторском виде научный подход к пониманию сущности национальной психологии и ее влияния на поведение людей в условиях конфликтных отношенийописана предметная область анализа и интерпретации поведения личности в конфликтном взаимодействии с другими людьмивпервые проведено комплексное этнопсихологическое исследование, позволившее выявить особенности поведения таджиков в процессе конфликтного взаимодействия с другими людьми в моноэтнических и полиэтнических группахвпервые изучены и описаны модели и стратегии поведения, стили межличностных отношений таджиков в конфликтных ситуациях в монои полиэтнической группахвпервые выявлены и описаны зоны совпадений и несовпадений параметров поведения в конфликтном взаимодействии таджиков и русскихвыработаны практические рекомендации по учету национально-психологических особенностей конфликтного поведения таджиков.

Надежность и достоверность результатов обеспечивались: исходными методологическими позициями авторасоотнесением общих теоретических положений с полученными в диссертации результатамииспользованием апробированных в психологической науке методов исследованияприменением совокупности надежных методик этнопсихологического исследования, адекватных его цели и задачамрепрезентативностью выборкипроведением дополнительных исследований и сравнением их с моделируемыми ситуациямисопоставлением с выводами других исследований.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: выявлена и представлена в комплексном виде специфика национально-психологической детерминации поведения таджиков в конфликтном взаимодействии с другими людьмиреализован принцип сочетания этнопсихологического исследования с историко-гносеологическим подходом к анализу национальной психологии таджиков и ее влияния на их поведение в конфликтном взаимодействии с другими людьмивыработаны практические рекомендации по учету национально-психологических особенностей конфликтного поведения таджиков.

Кроме того, результаты проведенного исследования позволяют по-новому взглянуть на историю, социально-экономическое развитие республики Таджикистан и психологию народов, ее населяющихсовершенствовать процесс межличностного общения и взаимодействия с представителями таджикского этноса, что, несомненно, является важным и значимым в современных условиях взаимоотношений между нашими государствами.

Положения, выносимые на защиту. Особенности национальной психологии детерминирует поведение и деятельность представителей конкретных этнических общностей на различных уровнях: мотивационном: побудительные силы деятельности представителей того или иного народа в целом влияют на специфику их поведения (в том числе конфликтного) — интеллектуально-познавательном: восприятие и мышление людей конкретной национальности обусловливает своеобразие возможных стратегий и тактик их конфликтного взаимодействия с другими индивидами, способов и приемов разрешения конфликтных ситуацийэмоционально-волевом: проявление специфических эмоциональных и волевых качеств представителей той или иной нации позволяет по-своему реагировать на конфликтное поведение других людейкоммуникативном: национальная психология обусловливает особенности информационного и межличностного взаимодействия (а также их оценку) представителей различных этнических общностей в условиях конфликтных отношений.

В условиях конфликта национальная психология непосредственно влияет на:

1) соотношение и специфику проявления двух основных параметров взаимодействия людей — направленности действий на собственные интересы или интересы других людей;

2) выбор ведущей стратегии поведения и стилей межличностных отношений с другими людьми;

3) содержание самого конфликта.

Главными национально-психологическими особенностями таджиков являются: мотивационно-Фоновые — ценность прошлого в национальном самосознании народа, наличие установки на важность и приоритетность сложившихся национальных устоев, приверженность традиционному образу жизни, исключительное трудолюбие и упорное стремление к достижению поставленных целей, практицизм и рационализм, прямота действий и определенное честолюбие, душевная щедрость и бескорыстие, отзывчивость на доброту и похвалу, беспрекословное подчинение воле старшего, покорность и безропотность в статусно-ролевых отношениях в своей этнической группе, большая степень замкнутости и консолидированности в родной этнической общностиинтеллектуально-познавательные — изобретательность и предприимчивость в обыденной жизни, осторожное отношение ко всему новому и «чужому», склонность к преувеличениям в оценке собственных результатов восприятия окружающей действительности, стремление к высокой оценке себя со стороны представителей других национальностей и конфессий, недостаточная дальновидность и умеренно беспечное отношение к будущему, преклонение перед авторитетом, преклонение перед силой, властью и богатством, готовность к усвоению называемых мыслей и образа жизниэмоционально-волевые — средне выраженные эмоциональность и уравновешенность, хладнокровие и рассудительность, стремление в полиэтнической среде скрывать свои истинные чувства и переживания, выносливость и умение адаптироваться к сложившимся обстоятельствам, терпеливость и способность в любых ситуациях проявлять выдержкукоммуникативно-поведенческие — гостеприимство и сопереживание чужому горю в повседневной жизни, трепетное отношение к семье и родным местам, сдержанность и терпение во внутрисемейных отношениях, стремление в любых обстоятельствах оберегать личную честь и достоинство семьи, быть готовым отомстить за увечья или оскорбления, причиненные семье или родственникамвнушаемость в группе и стремление во всем отстаивать ее интересы, специфическая сплоченность на основе четкого распределения функционально-ролевых ожиданий, дисциплинированность и клановость в межличностных отношениях в своей среде, конформность и склонность к компромиссам, чувствительность в отношениях с равными себе людьми, конгруэнтность и ответственность в контактах в среде соотечественников.

Для тщательного изучения специфики национально-психологической детерминации поведения таджиков в конфликтных ситуациях необходимо проведение комплексного этнопсихологического (стандартного и кросскультурного) исследования.

Его программа, кроме описания основных задач и гипотез, а также изучаемого контингента, должна включать обоснование выбора такой совокупности направлений и методов исследования, которые вместе с выработкой критериев и параметров оценки национально-психологического своеобразия конфликтного взаимодействия таджиков, реализацией установленного алгоритма самой диагностической деятельности и определенных требований к надежности и валидности применяемых методик, составляли бы концептуальную модель самого этнопсихологического исследования.

В ходе реализации последней должны подвергаться анализу прежде всего: национально своеобразные источники и причины возникновения конфликтовспецифические мотивы, ценности и причины влияния таджиков друг на друга и представителей других этнических общностейособые способы разрешения ими конфликтных ситуацийрефлексия, тип и направленность эмоциональных реакций в ходе нихэтнодифферен-цированные параметры общения, вербальные и невербальные особенности конфликтного взаимодействия представителей разных народов.

Таджики по-разному ведут себя в моноили полиэтнических группах. При этом специфика рефлексированности их сознания существенно влияет на выбор ими моделей поведения в ходе конфликта в каждой из этих групп.

Типичными моделями поведения таджиков в условиях конфликта в моноэтнической группе являются: конформная и зависимо-самодостаточная.

Типичными моделями поведения таджиков в условиях конфликта в полиэтнической группе являются: оборонительная и агрессивная.

Внедрение и апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы, положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях войск Южного и Ленинградского региональных управлений Федеральной пограничной службы РФ, 201 МСД, в Таджикском государственном национальном университете, на заседаниях кафедры связей с общественностью ГУУ. Результаты исследования используются при проведении занятий с личным составом пограничных застав в Республике Таджикистан, в ходе учебного процесса в ГУУ.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Она содержит 22 рисунка и 7 таблиц.

Выводы по второй главе:

1. Комплексное этнопсихологическое исследование (стандартное и кросскультур-ное) включало разработку его программы, концептуальной модели и применение надежной технологии анализа мотивов и ценностного опосредования направленности поведения таджиков в ситуациях конфликтного взаимодействия с представителями своей и русской этнических общностейосмыслению способов и приемов разрешения ими самих конфликтов или преодоления причин их возникновениявыявлению своеобразия рефлексии, типов и направленности эмоциональных реакций в ходе вербального и невербального общения в конфликтных ситуациях, а также описанию ведущих стратегий и моделей поведения в этих условиях.

Основными использованными методиками исследования стали: опросник К. Томаса, модифицированный Н. В. Гришиной для изучения стратегий поведения людей в условиях конфликтаметодика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейгаметодика изучения ценностных ориентации Е. Фанталовойметодика цветовых метафор И. Соломинаметодика анализа уровня субъективного контроля (новая версия Е. Ксенофонто-вой) — методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, модифицированная Л. Н Собчик.

2. В моноэтнической группе основными мотивами поведения таджиков выступают стремление к гармонии в отношениях с соотечественниками и желание избежать открытого конфликта с ними. В случае же возникновения последнего они предпринимают шаги для того, чтобы приспособиться к нему или проявить максимальную сдержанность.

В этих условиях таджики проявляют нерешительность в самостоятельных действиях, испытывают определенные трудности в случае, если нет возможности выслушать совет старшего, стараются по возможности избегать открытого проявления своего недовольства в ходе конфликта, берут на себя ответственность за его возникновение.

В полиэтнической группе основными мотивами поведения таджиков являются сохранение ими собственного достоинства и отстаивание национальных интересов. В случае конфликта, они не склонны трезво оценивать причины и источники его возникновения, с подозрением воспринимают искренность других людей, не стремятся к взаимопониманию с ними, проявляют независимость в своих суждениях и упорство в отстаивании собственных точек зрения. При этом им свойственна определенная напористость и даже агрессивность в действиях и поступках.

3. Типичными моделями поведения таджиков в конфликтных ситуациях в моноэтнической группе являются: конформная и зависимо-самодостаточная.

Конформная модель" характерна для таджиков с покорно-застенчивым и зависимо-послушным стилями межличностных отношений. В ситуации фрустрации все их сознание нацелено на возникшие проблемы, которые интерпретируются ими как своего рода благо, приносящее удовлетворение. Они считают, что сами должны взять на себя ответственность за их преодоление, часто открыто признавая или намекая на свою виновность в их появлении. Такой подход часто приводит или к предотвращению конфликтных ситуаций или взаимному их преодолению. Представители этой модели поведения считают, что все происходящее в их жизни или зависит от них самих, как носителей определенных традиций, или от воли судьбы и Бога. Для них не характерны проявления ценностных конфликтов, а уровень их групповой адаптации очень высок.

Зависимо-самодостаточная модель" характерна для таджиков с ответственно-великодушным и конвенциально-сотрудничающим стилями межличностных отношений. В состоянии фрустрации их сознание сфокусировано на фиксации возникших проблем и поиске путей самозащиты, что приводит к их соперничеству с другими людьми или реализуется в стремлении любым способом избежать конфликтных ситуаций. Вместе с тем, обусловленная их национальной психологией традиция никого не осуждать и не обсуждать в ряде случаев может помогать нахождению компромиссных решений. Представители этой модели обычно считают, что все, что, происходит в их жизни, в равной мере зависит и от них самихи от случая, и от авторитетных людей. Они обычно переживают конфликт ценностей, а при нахождении в группе их отличает относительно 7низкий коэффициент адаптации.

Типичными моделями поведения таджиков в конфликтных ситуациях в полиэтнической группе являются: оборонительная и агрессивная.

Оборонительная модель" характерна для таджиков с ответственно-великодушным и конвенционально-сотрудничающим стилями межличностных отношений. В состоянии фрустрации их сознание сфокусировано на возникших проблемах. И при этом настойчиво показывается стремление полюбовно разрешить создавшуюся конфликтную ситуацию, открыто признавая свою вину или намекая на ее существование. Все это в окончательном итоге приводит к выбору стратегий поведения, ориентированных на приспособление, избегание или компромисс. К представителям этой модели поведения в равной степени относятся и экстерналы, и люди со смешанным уровнем субъективного контроля. Для них обычно характерны наличие ценностного конфликта и средний коэффициент групповой адаптации.

Агрессивная модель" характерна для таджиков с властно-лидирующим и независимо-доминирующим стилями межличностных отношений. В состоянии фрустрации у них преобладает фиксация сознания на самозащите, проявляется враждебность к окружающим их людям, что приводит к выбору соперничества как ведущей стратегии поведения в условиях конфликта. Представители данной модели поведения обычно имеют средний или низкий уровень субъективного контроля и низкий коэффициент групповой адаптации. У них ярко выражено наличие ценностного конфликта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие теоретические и практические выводы:

1. Национальная психология как явление общественного сознания наделена своими конкретными характеристиками. Она имеет свою материальную базу, своих конкретных носителей и отражает то общее, что есть у представителей этнической общности в мировосприятии, устойчивых формах поведения, чертах психологического облика, в реакциях, речи и языке, отношениях к другим людям и природе.

Психология нации является результатом исторического развития, в ходе которого экономические, социально-политические и культурные условия жизни и деятельности людей определяли формирование черт их общественной психики. Анализ особенностей национальной психологии выступает необходимым условием осмысления поведения и поступков ее носителей.

2. Обобщение результатов исследований зарубежных и российских ученых показывает, что для того, чтобы правильно понять поведение личности в конфликтных ситуациях, необходимо точно оценить специфику направленности ее действий — на ее собственные интересы или на интересы других людей. Решающим фактором, влияющим на протекание конфликта при этом, выступают конкретные стратегии поведения самой личности. Содержание же конфликта в коллективе детерминируется этнопсихологическими факторами.

Особенности национальной психологии таджиков специфически детермининируют их конфликтное взаимодействие с другими людьми. Они по-разному ведут себя в моно-или полиэтнических группах. Выбор форм поведения таджиков в ходе конфликта зависит от уровня их рефлексивного сознания. При этом возможны несколько вариантов как в стилях их взаимодействия и взаимоотношений с другими людьми, так и в стратегиях поведения в конфликтных ситуациях в моноили полиэтнической группах.

3. На поведение таджиков в ходе конфликтного взаимодействия оказывают преимущественное влияние следующие особенности их национальной психологии: прямота действий и определенное честолюбие в достижении поставленных целей, — покорность и безропотность в статусно-ролевом взаимодействии, осторожное отношение ко всему новому и «чужому», стремление к высокой оценке себя со стороны представителей других национальностей и конфессий, преклонение перед авторитетом, терпеливость и способность в любых ситуациях проявлять выдержку, большая степень замкнутости и консолидированности в своей этнической общности, внушаемость в группе и стремление во всем отстаивать ее интересы, дисциплинированность и клановость в межличностных отношениях, конформность и склонность к компромиссам, конгруэнтность и ответственность в контактах с другими людьми.

4. В моноэтнической группе основными мотивами поведения таджиков выступают стремление к гармонии в отношениях с соотечественниками и желание избежать открытого конфликта с ними. В случае же возникновения последнего они предпринимают шаги для того, чтобы приспособиться к нему или продемонстрировать максимальную сдержанность.

В этих условиях действия таджиков отличаются нерешительностью и отсутствием самостоятельности. Они испытывают определенные трудности в случае, если нет возможности выслушать совет старшего, стараются при этом по возможности избегать открытого проявления своего недовольства в ходе конфликта, берут на себя ответственность за его возникновение.

Типичными моделями поведения таджиков в конфликтных ситуациях в моноэтнической группе являются: в большей степени конформная и в меньшей — зависимо-самодостаточная.

Конформная модель" характерна для таджиков с покорно-застенчивым и зависимо-послушным стилями межличностных отношений. В ситуации фрустрации их сознание нацелено на возникшие проблемы, которые интерпретируются ими как своего рода благо, приносящее удовлетворение. Они считают, что сами должны взять на себя ответственность за их преодоление, часто открыто признавая или намекая на свою виновность в их появлении. Такой подход часто приводит или к предотвращению конфликтных ситуаций или взаимному их преодолению. Представители этой модели поведения считают, что все происходящее в их жизни или зависит от них самих, как носителей определенных традиций, или от воли судьбы и Бога. Для них не характерны проявления ценностных конфликтов, а уровень их групповой адаптации очень высок.

Зависимо-самодостаточная модель" характерна для таджиков с ответственно-великодушным и конвенциально-сотрудничающим стилями межличностных отношений. В состоянии фрустрации их сознание сфокусировано на фиксации возникших проблем и поиске путей самозащиты, что приводит к их соперничеству с другими людьми или реализуется в стремлении любым способом избежать конфликтных ситуаций. Вместе с тем, обусловленная их национальной психологией традиция никого не осуждать и не обсуждать в ряде случаев может помогать нахождению компромиссных решений. Представители этой модели обычно считают, что все, что, происходит в их жизни, в равной мере зависит и от них самих, и от случая, и от авторитетных людей. Они обычно переживают конфликт ценностей, а при нахождении в группе их отличает относительно низкий коэффициент адаптации.

5. В полиэтнической группе основными мотивами поведения таджиков являются сохранение ими собственного достоинства и отстаивание национальных интересов. В случае конфликта, они не склонны трезво оценивать причины его возникновения, с подозрением воспринимают искренность других людей, не стремятся к взаимопониманию с ними, проявляют независимость в своих суждениях и упорство в отстаивании собственных точек зрения. При этом им свойственна определенная напористость и даже агрессивность в действиях и поступках.

Типичными моделями поведения таджиков в конфликтных ситуациях в полиэтнической группе являются: в большей степени оборонительная и в меньшей — агрессивная.

Оборонительная модель" характерна для таджиков с ответственно-великодушным и конвенционально-сотрудничающим стилями межличностных отношений. В состоянии фрустрации их сознание сфокусировано на возникших проблемах. При этом таджики настойчиво показывают стремление полюбовно разрешить создавшуюся конфликтную ситуацию, порой признавая свою вину или намекая на ее существование. В окончательном итоге все это приводит к выбору стратегий поведения, ориентированных на приспособление, избегание или компромисс. К представителям этой модели поведения в равной степени относятся и экстерналы, и люди со смешанным уровнем субъективного контроля. Для них обычно характерны наличие ценностного конфликта и средний коэффициент групповой адаптации.

Агрессивная модель" характерна для таджиков с властно-лидирующим и независимо-доминирующим стилями межличностных отношений. В состоянии фрустрации у них преобладает фиксация сознания на самозащите, проявляется враждебность к окружающим их людям, что приводит к выбору соперничества как ведущей стратегии поведения в условиях конфликта. Представители данной модели поведения обычно имеют средний или низкий уровень субъективного контроля и низкий коэффициент групповой адаптации. У них ярко выражено наличие ценностного конфликта.

Теоретическое и экспериментальное исследование этнопсихологической детерминации поведения таджиков в конфликтных ситуациях, позволило выработать следующие практические рекомендации: чтобы формировать у людей адекватную оценку характера своего взаимодействия с представителями других общностей, предотвращать конфликты в моноили полиэтнических группах, среди представителей различных народов следует постоянно заниматься специальной разъяснительной работой по совершенствованию правильных представлений об особенностях национальной психологии, ее влиянии как на трудности, так и на сам процесс межличностных отношений, их интерпретацию и рефлексивный анализ в общественном и индивидуальном сознании людейдля предотвращения конфликтов или конструктивного их разрешения необходимо: всегда организовывать правильное воздействие на чувства и настроения, состояния и переживания их участников, снижать уровень напряженности межнациональных отношений или неудовлетворенности имивыявлять и устранять предпосылки и последствия фрустрации как результата отрицательного восприятия или неправильной оценки специфики проявления национальной психологии и культуры поведения представителей других этнических общностейсовершенствование содержания и специфики личностных позиций в ходе взаимодействия представителей различных национальностей должно всегда выступать залогом изменения ими в случае необходимости своих действий и поступков, обеспечения правильного осмысления выбираемых ведущих стратегий поведения и стилей межличностных отношений, соответствующих развитию событий в конфликтных ситуацияхв интересах повышения эффективности познания и осмысления специфики проявления национальной психологии таджиков в их конфликтном взаимодействии с представителями других народов целесообразно более широко публиковать сведения по этой проблематике в средствах массовой информации.

Направлениями дальнейших исследований по теме диссертации могут быть: S более доскональный анализ моделей конфликтного поведения представителей различных этнических общностейs изучение влияния национальной психологии таджиков на политические, экономические и другие процессы, происходящие в их государстве в настоящее времяS разработка конкретных направлений специальной работы по учету влияния национальной психологии на поведение таджиков в конфликтных ситуацияхs адаптация разработанного диагностического аппарата для выявления специфики поведения представителей таджикского этноса в различных регионах и условиях нашей страныs исследование возможностей применения разработанных технологий этнопсихологического исследования на представителях других народов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Я.А. Очерки аграрных отношений в Бухарском ханстве в XIV перв. пол. XIX в. — Ташкент, 1966. — Т. 1.
  2. B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1990.
  3. М.Ю., Крылов К. А. Особенности национального поведения. СПб, 2001.
  4. М.С. Таджики долины Хуф. Сталинобад, 1953. — Т. 1,2.
  5. М.С. Характеристика древних таджикских семейных отношений. М., 1949.
  6. Г. Н. Социальная психология. М., 1988.
  7. Антропологический состав и вопросы этногенеза таджиков и узбеков Южного Таджикистана. Сталинобад, 1957.
  8. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии (учебное пособие). Новгород, 1995.
  9. А.Я., Шипилов А. И. Конфликтология. М., 1999.
  10. Ю.В., Дробижева J1.M. и др. Многообразие культурной жизни народов СССР.-М., 1987.
  11. И.К. Таджикистан. Душанбе, 2000.
  12. Бартольд В. В. Очерк истории Семиречья. М., 1963. — Соч. Т.2, — Ч.-1.
  13. Бартольд В, В. Таджики: исторический очерк. Ташкент, 1963. — Т. 1. — Ч. 1.
  14. Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. М.-Л., 1950. — Т.2.
  15. А.А. Горцы верховьев Пянджа. ¦ М., 1908. С. 81.
  16. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
  17. О.Г. Таджикистан в русской дореволюционной историографии: дисс.. докт. истор. наук. СПб, 1991.
  18. Большой энциклопедический словарь в 2-х томах. М., 1991.
  19. .С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994.
  20. Ю.В. Очерки теории этноса. М., Наука, 1983.
  21. Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. -М., 1977.
  22. Е.П. Рефлексивно-инновационная методика «Контрасты вашей судьбы» II Журнал практического психолога. -1997. № 2.
  23. Е.П., Степанов С. Ю. Рефлексивная диагностика в системе образования II Вопросы психологии. -1997. № 5.
  24. Л.С. История религий Востока. М., 1983.
  25. Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций. II Психологический журнал, 1995. — № 3.
  26. Ваххоб Рустам. Пятьсот хадисов. Душанбе, 1991.
  27. В. Проблемы психологии народов. М., 1997.
  28. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. — Т. 3.
  29. .Г. История таджикского народа в кратком изложении. М., 1959. T.I.
  30. .Г. Таджики. Древнейшая, древняя и средневековая история. Душанбе, 1989, — Кн. 1−2. '
  31. В.В. Расовые типы Средней Азии и их формирование в процессе этногенеза её народов. Ташкент, 1964.
  32. О. Н. Конфликтология: учебное пособие. М., 1993.
  33. Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
  34. А.С. Селения и жилище таджиков Верхнего Зеравшана: дисс.. канд. истор. наук. Душанбе, 1970.
  35. Н.А. Иран при первых Ахеминидах (VI в. до н.э. в.). М., 1963.
  36. Ю. И. Влияние национальной психологии на поведение казахов в конфликтных ситуациях: дисс. канд. психолог, наук. М., 2001.
  37. Ф.Т. Особенности социально-психологического климата в многонациональном производственном коллективе: автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1989.
  38. А.А., Полозова Т. А. Проблема объективных детерминант межличностного конфликта в группе II Вестник Московского университета. 1977. — № 4. — С. 7−12.
  39. Е.Л. Психология манипуляции. М., 1997.
  40. .А. География и психология. М., 1987.
  41. .А. Психология типов личности, народов и эпох. Екатеринбург, 2001.
  42. В.В. Понимание правды и лжи в русской историко-культурной традиции. // Этническая психология и общество. М., 1997.
  43. Занятия и быт народов Средней Азии. СПб. 1995.
  44. И.И. Материалы и заметки по этнографии горных таджиков. СПб, 1916.
  45. А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. -М., 1995.
  46. .Л. Вопросы этногенеза народов Средней Азии в свете данных антропологии. Ташкент, 1933.
  47. Ф., Ляйппе М- Социальное влияние. СПб., 2000.
  48. В. И. Из истории Бухарского эмирата. М., 1968. 0 49. История Таджикистана. — Душанбе, 1986. — Т. 1,2.
  49. История таджикского народа в 3-х томах. М., 1964.
  50. История таджикского народа. Душанбе, 1998. — Т. 1.
  51. К.Д. Собр. соч. в 10 т. СПб., 1900.
  52. P.M., Кисинг Ф. М. Новые перспективы культурной антропологии. II Современная зарубежная этнография. М., 1979.
  53. Н.А. Адовхона «дом огня» у таджиков II Проблемы африканистики. -^ М., 1973.
  54. Н.А. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней и Казахстана. -Л., 1969.
  55. Н.А. Семья и брак у таджиков долины Пянджа. М., 1959.
  56. В.В. Психология межкультурных различий. М., 2002.
  57. В.Г. Социальная психология: словарь-справочник. М., 2001.
  58. В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. М., 2002.
  59. Е.Г. Исследование локализации контроля личности новая версия методики «Уровень субъективного контроля» II Псих, журнал. — 1999.- Т. 20. — № 2. -С. 103−114.
  60. А. Таджикское крестянство в конце XIX начале XX вв: дисс.. докт. истор. наук. — Душанбе, 1998.
  61. Г. У. Этнические стереотипы в системе межэтнических отношений: авто-реф. дисс. .канд.психол.наук. М., 1985.
  62. Н.А. Влияние национальной психологии на взаимодействие и поведение людей в организации (на материалах изучения казахов и русских в Республике Казахстан): дисс. докт. психол. наук. М., 2002.
  63. Н. Введение в этническую и кросскультурную психологию. М., 1999.
  64. Н.М. Новая русская диаспора. Социально-психологический анализ. М., 1985.
  65. Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.
  66. А.А. Психология общения. М., 1998.68. Леонтьев А. Н. Человек и культура. — М., 1967.
  67. А.В. Урегулирование межличностных конфликтов: случаи, подходы, технология и практика II Психологический журнал, 1999. — № 7−8. — с. 146−155.
  68. .А. Таджикистан и Индия. Душанбе, 1964.
  69. К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994.
  70. С.Е., Суворов А. В. Тест рисуночной ассоциации С Розенцвейга. СПб., 1993.
  71. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974.
  72. С.В. Историческая этнология. М., 1998.
  73. Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб., 1997.
  74. Д. Социальная психология. СПб., 1997.
  75. Материальная культура таджиков Верхнего Зеравшана. Душанбе, 1973.
  76. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  77. Н.М. Становление и развитие взаимоотношений Таджикистана с сопредельными странами Зарубежного Востока: дис.. докт. истор. наук, 1. Душанбе, 1998.
  78. В.Г. Факторы воспроизводства традиций ислама и шариата в отношении к женщине: дисс. канд. филос. наук. М., 1989.
  79. П. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. -СПб., 1992.
  80. А.Б. Роль этнопсихологической двойственности в межнациональных1. Ч. отношениях: дис. канд. психол. наук. М., 1991.
  81. И.А. Таджики и их психология. СПб, 1907.
  82. М. Особенности национальной психологии и общения таджиков: дисс.. канд. психол. наук. -М., 1996.
  83. Национально-культурная специфика речевого общения народов СССР. М, 1982.
  84. Н.Н. Государство саманидов.-Душанбе, 1989. -
  85. Н.Н. Проблемы изучения и периодизации истории культуры таджикского народа II Пооблемы истории культуры таджикского народа. Душанбе, 1990.
  86. Н.Н. Ходжент. Основные этапы истории // Исследование по истории и культуре Ленинабада. Душанбе, 1986
  87. М.Ф. У истоков человечества (основные проблемы антропогенеза). М., 1964.
  88. Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения: методическое пособие. Л., 1991.
  89. Ю.М. Структура и закономерности поведения. М., 1996.
  90. Основы иранского языкознания: древнеиранскив языки. М., 1981.
  91. Л.В. Антропологический состав и вопросы этногенеза таджиков и узбеков Южного Таджикистанаю. Сталинобад, 1957.
  92. Л.В. Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов. Ереван, 1957. — Ч. 1−3.
  93. Л.В., Зезенкова В. Л. Вопросы этногенеза народов Средней Азии в свете данных антропологии. Ташкент, 1933.
  94. . Наказ Борису и Семену Пазухиным посланным в Бухару. СПб, 1894.97.
Заполнить форму текущей работой