Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование ролевой игры дошкольника

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Следующий шаг — становление ролевого диалога детей. Оно осуществляется в совместной игре взрослого с двумя детьми. Воспитатель либо сам инициирует игру, привлекая двух детей, либо присоединяется с одним из них к уже начавшейся игре сверстника. Например, воспитатель предлагает двум детям поиграть в магазин. «Кто будет продавцом? Давай ты, Петя. А мы с Мишей тогда покупатели». В роли покупателя… Читать ещё >

Формирование ролевой игры дошкольника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главное в сюжетной игре — умение принять на себя игровую роль и обозначить ее для партнера. Показать и себе и другим, что я сейчас не Маша, а принцесса. Ролевое поведение выражается в специфических для роли действиях и речи, адресованной другим. Доктор узнает, что болит у больного (рис. 2.6), шофер общается с пассажирами, продавец спрашивает, что нужно покупателю. Чтобы овладеть игровой ролью, ребенку необходимо не только научиться соответствующим условным действия, но и уметь общаться с партнерами как носителями других игровых ролей, уметь строить ролевой диалог.

Роль всегда существует в отношениях с другими ролями и обязательно предполагает связи с ними. Мама связана с детьми, доктор — с больными, продавец — с покупателями. Принимая роль в игре, ребенку необходимо реагировать на действия и речь носителей разных ролей, связанных по смыслу с его ролью, уметь изменять, но ходу игры ролевое поведение в зависимости от действий и слов партнеров. Более того, в игре ребенку нужно менять свою роль в зависимости от развития сюжета: побыв шофером скорой помощи, превратиться в больного, попавшего в аварию, или в мастера по починке автомобилей.

Девочки играют в доктора.

Рис. 2.6. Девочки играют в доктора1.

Эти умения нужно постепенно формировать. Для детей четвертого года жизни достаточно принимать игровую роль и реализовывать специфические игровые действия, направленные на игрушку. Хорошо, если ребенок умеет организовывать парное ролевое взаимодействие и элементарный ролевой диалог со сверстником (мама — дочка).

Эти умения не появляются сами собой. Для их формирования нужно участие взрослого. Задача воспитателя здесь состоит в том, чтобы построить ролевое поведение. Внимание детей необходимо переводить от действий с игрушками на взаимодействие с партнером, которым на первых порах является взрослый. Отвечая на ролевые обращения взрослого и вступая с ним в ролевой диалог, ребенок начнет принимать условность собственной позиции в игре. Для формирования ролевого поведения лучше выбирать парные дополнительные роли, связь которых ясна для ребенка (мама — дочка, врач — больной).

Сначала основную роль лучше брать взрослому, который втягивает в игру ребенка, предлагая ему дополнительную роль. Например, воспитатель становится врачом и спрашивает, что болит у больного. Просит показать горло, ставит градусник (палочку), слушает фонендоскопом, выписы-[1]

вает рецепты. Потом можно полечить куклу или мишку. Важно называть свою роль (я доктор) и обращаться к ребенку как к пациенту.

После многократного проигрывания такого сюжета с воспитателем игрушки предоставляются в распоряжение детей, которые скорей всего будут воспроизводить те же игровые действия. Сначала дети предпочитают общаться с игрушками, ролевая речь со сверстниками наблюдается редко. В игре малышей иногда бывает несколько мам или докторов, каждый из которых играет со своей игрушкой.

Следующий шаг — становление ролевого диалога детей. Оно осуществляется в совместной игре взрослого с двумя детьми. Воспитатель либо сам инициирует игру, привлекая двух детей, либо присоединяется с одним из них к уже начавшейся игре сверстника. Например, воспитатель предлагает двум детям поиграть в магазин. «Кто будет продавцом? Давай ты, Петя. А мы с Мишей тогда покупатели». В роли покупателя он пытается построить ролевой диалог с продавцом: «А у вас продаются вкусные конфеты? А сколько стоят?» (Ответы можно шепотом подсказать, если ребенок затрудняется с ответом, важно, чтобы он повторил нужные слова.) «Все, я купила, а теперь Мишина очередь». Таким образом, дети оказываются перед необходимостью ролевого диалога, хотя бы кратковременного.

В таких совместных играх воспитатель пытается вопросами и репликами активизировать ролевую речь детей, дает модель ролевого поведения. Задача воспитателя — «замкнуть» детей друг на друга, расширить возможности ролевого взаимодействия и подготовить детей к смене игровых ролей. Для этого желательно выбирать сюжеты, в которых больше персонажей, чем играющих детей, чтобы каждый попробовал разные роли.

  • [1] Фотография из фотобанка Fotolia. URL: https://ru.fotolia.com/ (дата обращения:12.02.2016).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой