Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности подростков-воспитанников детского дома

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость работы состоит в том, что выявленные особенности динамики личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут учитываться в диагностической и психокоррекционной работе психологической службы детских домов и школ-интернатов, при разработке моделей психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в интернатных учреждениях… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ-ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
    • 1. 1. Проблема изучения самооценки, тревожности и социометрического статуса в рудах отечественных исследователей
    • 1. 2. Изучение тревожности, самооценки и социометрического статуса в 26 зарубежной психологии
    • 1. 3. Социальная ситуация как фактор формирования личности 33 подростка
    • 1. 4. Социальная ситуация развития подростков в условиях детского 45 дома
    • 1. 5. Факторы, влияющие на личностное развитие подростковвоспитанников детского дома
  • Выводы
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ — ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА
    • 2. 1. Цель, задачи, методы и организация исследования
    • 2. 2. Результаты эмпирического изучения особенностей личности подростков-воспитанников детского дома и их сравнение с подростками, воспитывающимися в семье
    • 2. 3. Анализ результатов, полученных при эмпирическом изучении особенностей личности подростков-воспитанников детского дома и подростков, воспитывающихся в семье
  • Выводы
  • ГЛАВА III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ — ВОСПИТАННИКАМИ ДЕТСКОГО ДОМА
    • 3. 1. Особенности деятельности психолога с детьми-сиротами
    • 3. 2. Психокоррекционная программа по формированию навыков взаимодействия для подростков — воспитанников детского дома
    • 3. 3. Психолого-педагогические рекомендации по использованию программы
  • Выводы

Психологические особенности подростков-воспитанников детского дома (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования определяется тем, что социально-экономические и политические преобразования, происходящие в России, приводят к нарушению взаимоотношений в семье, оказывают негативные последствия на её жизнедеятельность. Отмечается рост беспризорности, безнадзорности, увеличивается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так называемых социальных сирот (ежегодно количество детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается на 110 тыс. человек).

Забота о личности ребенка, особенно подростка, его развитии и социализации — основная задача современного общества. Создание практики воспитания, развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой актуальную проблему современной педагогической психологии. Для этого необходимо изучение личностных особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловленных социальной ситуацией развития в условиях детского дома.

Изучению специфики социальной ситуации развития детей, воспитывающихся в учреждениях социально-педагогической поддержки, посвящено большое количество исследований Л. И. Авдеева (2006), Л. Н. Галигузова (2004), С. Ю. Мещерякова (2003), А. Г. Рузская (2002). Анализ психических и личностных деформаций, приобретаемых социальными сиротами на различных стадиях развития, дан в работах И. В. Дубровиной (1990), В. С. Мухиной (1999), А. М. Прихожан (2004), Н. Н. Толстых (2004). Изучены и показаны сферы общения воспитанников детского дома с взрослыми и сверстниками И. В. Дубровиной (1990), М. И. Лисиной (1996), Л. Ф. Обуховой (1998). Специфические особенности условий жизни детей в детском доме (замкнутость пространства, изолированность от широкого социума, ограниченность предметного мира, жесткие режимные требования) описаны Г. В. Семьей (2005), Л. М. Шипицыной (2005), Т. И. Шульгой (2005,2006). Рассмотрены факторы, влияющие на личностное развитие воспитанников детского дома: родительская депривация описана Т. Н. Счастной (1999), Е. Т. Соколовой (1989), нарушение привязанностей-Дж.Боулби (2003), отсутствие психологической защищенности Г. В. Семьей (2005). Такие особенности личности детей — сирот, как замедленный темп психического развития, трудности во взаимоотношениях, поверхностность чувств, повышенная тревожность, конфликтность, эгоцентризм, трудности в усвоении учебного материала, описаны в работах Л. И. Божович (1995), B.C. Мухиной (1997), A.M. Прихожан, Н. Н. Толстых (2004), Т. И. Шульги (2005), особенности Я-концепции — в исследованиях А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых (2004).

Анализ психологических исследований показывает, что недостаточно изучены психологические особенности личности младших и старших подростков-воспитанников детского дома. Выявлено, что самооценка, тревожность и социометрический статус подростков не рассматривались в зависимости от времени пребывания в детском доме. Самооценка, тревожность и социометрический статус подростков-воспитанников детского дома не обеспечивают их полноценную адаптацию к условиям детского дома и за его пределами. Подростки, воспитывающиеся в детском доме, и подростки, воспитывающиеся в семье, живут в одном обществе и учатся в одних и тех же школах, но их социализация и интеграция в коллектив сверстников происходит по-разному.

Проблема исследования заключается в выявлении особенностей проявления личностных качеств и социометрического статуса у воспитанников детского дома в зависимости от времени пребывания в учреждении.

Цель исследования — изучить особенности личностных качеств и социометрического статуса подростков-воспитанников детского дома.

Объектом исследования являются психологические особенности подростков-воспитанников детского дома.

Предмет исследования — особенности проявления личностных качеств и социометрического статуса у подростков-воспитанников детского дома.

Гипотезой исследования является предположение о том, что своеобразие социальной ситуации определяет особенности личностных качеств и социометрического статуса воспитанников детского дома, которые могут затруднять процесс социализации.

Частная гипотеза состоит в том, что время пребывания в детском доме может являться фактором, оказывающим положительное влияние на развитие личностных качеств и социометрический статус воспитанников детского дома в условиях социальнопедагогической поддержки.

Цель и гипотезы исследования обусловили постановку следующих задач:

1. Провести теоретический анализ психологических исследований изучения личностных особенностей (самооценки, тревожности) и социометрического статуса подростков-воспитанников детского дома в зарубежной и отечественной психологии с целью выявления степени изученности проблемы, подходов к описанию особенностей социальной ситуации воспитанников детского дома, а также выбора адекватных методов и методик исследования.

2. Изучить и сравнить особенности личностных качеств (самооценки, тревожности) и социометрического статуса подростков-воспитанников детского дома и подростков, воспитывающихся в семье.

3. Выделить факторы, оказывающие влияние на развитие личностных качеств и социометрический статус подростков-воспитанников детского дома.

4. Разработать психокоррекционную программу по формированию навыков взаимодействия для подростков, воспитывающихся в детском доме, и психолого-педагогические рекомендации по ее использованию.

Методологическая основа исследования. Методологией исследования являются общепсихологические принципы детерминизма, единства сознания и деятельности (Л.С.Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д.Б.Эльконин), концепция формирования личности Л. И. Божович, основные положения концепции самооценки А. В. Захаровой и тревожности А. М. Прихожан, современные отечественные подходы к изучению сиротства, разработанные В. С. Мухиной, А. М. Прихожан, Г. В. Семьей, Н. Н. Толстых, Т. И. Шульгой.

Для решения поставленных задач применялся комплекс методов: -теоретический анализ психологической литературы,.

— включенное наблюдение,.

— изучение индивидуальных карт развития подростков,.

— методы математической статистики (корреляционный анализ по Пирсону и t-критерий Стьюдента).

Методики, применяемые в соответствии с целями и задачами исследования: опросник Ч. Д. Спилбергера для изучения тревожности, шкала явной тревожности Дж. Тейлора (в адаптации Т.А. Немчина), шкала личностной тревожности (A.M. Прихожан), методика исследования самооценки (Дембо-Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан), методика исследования самооценки личности старшеклассника (в обработке Т. А. Ратановой, Н.Ф.Шляхты) для изучения адекватности самооценки, социометрия (компьютерная программа) для выявления социометрического статуса и уровня принятия подростка в классе, опросник оценочной тревожности (Ч.Д.Спилбергера в адаптации В.Н.Карандашева), методика «Анкета» (Т.И.Шульга, А.В.Быков) для характеристики чувств подростков, «Незаконченные предложения» (Л.Сакс и В. Леви) для изучения системы отношений.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с воспитанниками Софьинского детского дома Наро-Фоминского района и учащимися МОУ Акуловской средней общеобразовательной школы.

Одинцовского района Московской области. Общая численность выборки -102человека, из них 51 подросток из детского дома (в т.ч. — 20 девочек, 31 мальчик) и 51 подросток из средней общеобразовательной школы (20 девочек и 31 мальчик). Выборка была уравнена по полу и по возрасту (12−14 лет, 15−17 лет).

Этапы исследования. Исследование проводилось на протяжении 20 012 006гг. и включало четыре этапа. На первом этапе (2001;2002гг.) проведен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, определена база исследования, установлены контакты с администрациями учреждений, завершен подбор и обоснование психодиагностического материала, определены возрастные группы испытуемых и осуществлено знакомство с ними. На втором этапе (2002;2003гг.) проводилась диагностическая работа, изучались тревожность, самооценка, выявлялся социометрический статусописаны результаты исследования. На третьем этапе (2004;2005гг.) была проведена статистическая обработка результатов, качественный и количественный анализ полученных данных, описаны результаты и осуществлена их интерпретациярезультаты обсуждены с психологами, учителями, а также с родителями подростков, воспитывающихся в семьяхпроведен сравнительный анализ полученных результатов по группам подростков-воспитанников детского дома и подростков, воспитывающихся в семье. На четвертом этапе (2006г.) разработана психокоррекционная программа по формированию навыков взаимодействия для подростков-воспитанников детского дома и психолого-педагогические рекомендации по ее использованию, были обобщены результаты исследования, сделаны выводы, оформлено содержание диссертации.

Научная новизна исследования состоит в выявлении особенностей проявления видов самооценки и тревожности у подростков-воспитанников детского дома в сравнении с подростками из семьи. Обнаружено, что самооценка воспитанников детского дома отличается более низким уровнем (особенно у девочек 15−17 лет) по сравнению с подростками из семьи.

У воспитанников детского дома в большей мере проявляется личностная тревожность, а у подростков из семьи — ситуативная и оценочная. Для воспитанников детского дома более характерен низкий уровень оценочной тревожности, что может свидетельствовать об утере ценности образования у данной категории подростков. Показано, что личностная тревожность у девочек 12−14 лет из детского дома выше, чем у их сверстниц из семьи. Выявлено, что тревожность у воспитанников детского дома и их «домашних» сверстников имеет разные причины: у подростков из семьи тревожность связана представлениями о будущем, с успехами в учебной деятельности, а тревожность у воспитанников детского дома связана с негативным прошлым опытом проживания в неблагополучной семье. Соотношения самооценки и тревожности имеют качественные различия у воспитанников детского дома и подростков, воспитывающихся в семье. Для подростков из семьи повышенная тревожность в большей мере связана с низкой самооценкой, а у воспитанников детского дома отмечается обратное соотношение: низкая самооценка коррелирует с низким уровнем тревожности. Экспериментально показано, что социометрический статус подростков-воспитанников детского дома является более неблагоприятным и менее личностно значимым, чем для подростков из семьи. Установлено, что в условиях психолого-педагогической поддержки с увеличением времени пребывания в детском доме у подростков-воспитанников детского дома повышается самооценка, ее адекватность, снижается уровень тревожности, отмечается тенденция к улучшению социометрического статуса. Показано, что негативные чувства подростков-воспитанников детского дома «богаче», «ярче», «конкретнее», чем позитивные.

Теоретическая значимость работы представлена материалами исследования, дополняющими знания об особенностях личности подростков-воспитанников детского дома в педагогической психологии. Обосновано положение о том, что личностные особенности подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, обусловлены специфической социальной ситуацией их пребывания в детском доме. Уточнена динамика показателей личностного развития воспитанников детского дома от младшего к старшему подростковому возрасту, которая имеет свои положительные и отрицательные проявления в условиях психолого-педагогической поддержки. Полученные в исследовании данные о том, что время пребывания в детском доме оказывает положительное влияние на развитие отдельных личностных качеств и социометрический статус, расширяют и углубляют современные представления об особенностях воспитания младших и старших подростков. Проведенное исследование позволяет построить адекватную модель психокоррекционной работы с подростками, оставшимися без попечения родителей, в условиях детского дома.

Практическая значимость работы состоит в том, что выявленные особенности динамики личностного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут учитываться в диагностической и психокоррекционной работе психологической службы детских домов и школ-интернатов, при разработке моделей психолого-педагогического сопровождения детей-сирот в интернатных учреждениях и в постинтернатный период. Полученные в ходе исследования данные применялись для разработки технологий психолого-педагогической работы с воспитанниками учреждений социально-педагогической поддержки. На их основе составлены методические рекомендации для психологов, воспитателей и социальных педагогов учреждений социально-педагогической поддержки, для учителей общеобразовательных школ, а также родителей подростков, воспитывающихся в семье. Результаты исследования позволили сформулировать психолого-педагогические рекомендации для педагогов, психологов и воспитателей детского дома по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, составить психокоррекционную программу по формированию навыков взаимодействия.

Положения, выносимые на защиту:

1. Влияние социальной ситуации на проявление личностных свойств подростка определяется взаимодействием специфических объективных условий его жизни и уже сложившихся личностных особенностей. Результатом указанного взаимодействия является специфика проявления важнейших личностных качеств — самооценки и тревожности.

2. Существуют качественные различия в соотношении самооценки и тревожности у подростков-воспитанников детского дома и их сверстников из семьи: для подростков, воспитывающихся в семье, тревожность в большей мере связана с низкой самооценкой, а для воспитанников детского дома характерно противоположное значение: низкая самооценка коррелирует с низким уровнем тревожности. Самооценка воспитанников детского дома отличается более низким уровнем (особенно у девочек 15−17 лет) и неадекватностью по сравнению с подростками из семьи.

3. Уровень личностной тревожности выше у 12−14- летних воспитанниц детского дома, чем у их сверстниц из семьи, у подростков из семьи преобладает оценочная и ситуативная тревожность. Более низкий уровень оценочной тревожности воспитанников детского дома может свидетельствовать о снижении ценности образования у данной категории подростков. Причины тревожности у данных категорий подростков различны: у воспитанников детского дома тревожность вызвана их прошлым жизненным опытом, а у подростков из семьи — представлениями о будущем, социометрическим статусом, учебной деятельностью и ее оценкой.

4. Социометрический статус подростков-воспитанников детского дома в классном коллективе более неблагоприятный по сравнению с их «домашними» сверстниками, при этом личностная значимость социометрического статуса у них менее выражена, чем у подростков из семьи.

5. Время пребывания в детском доме является фактором, обуславливающим проявление положительных личностных изменений воспитанников детского дома. В условиях психолого-педагогической поддержки несколько снижается уровень тревожности, самооценка становится более адекватной и повышается ее уровень, отмечается тенденция к улучшению социометрического статуса.

6. Психокоррекционная программа, направленная на формирование навыков взаимодействия, и психолого-педагогические рекомендации по работе с детьми-сиротами способствуют улучшению личностных качеств и оптимизации социометрического статуса.

Апробация результатов исследования. Материалы и выводы работы обсуждались на кафедре социальной психологии МГОУ (2002;2006г.), на кафедре социальной работы Наро-Фоминского филиала РГСУ (2003;2006г.), на IV научно-практической конференции «Психология здоровья: семейный аспект» (2005г.), на VI Всероссийской конференции «Психология притеснения: обиженные и обидчики» (2006г.), на Международной конференции по проблемам деинституционализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России (2006г).

Внедрение результатов исследования осуществлялось в программе спецкурсов «Особенности деятельности психолога с детьми «группы риска» и «Возрастно-психологическое консультирование» в Наро-Фоминском филиале РГСУ для студентов, обучающихся по специальности «Психология" — материалы исследования использовались при проведении курсов повышения квалификации «Психолого-педагогическая помощь детям группы социального риска» для социальных педагогов и педагогов-психологов в Управлении образованием Одинцовского районапри составлении системы психолого-педагогического сопровождения воспитательных мероприятий в МОУ Акуловской средней общеобразовательной школе Одинцовского района Московской области.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечены фундаментальными теоретическими и методологическими позициями, основанными на общепризнанных идеях отечественных психологов, репрезентативностью выборки, применением методов, адекватных целям исследования, проведением содержательного анализа результатов, а также использованием методов математической статистики.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы из 289 наименований, в том числе 26 на иностранном языке, 18 приложений. Общий объем диссертации 168 страниц. В работе содержится 6 рисунков и 12 таблиц.

1.Агрессия у детей и подростков./Под ред.Н. М. Платоновой, — СПб.: Речь, 2004.

2. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5−7лет).-М.:Книголюб, 2004.

3. Лютова К. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия сдетьми.-СПб.:Речь, 2005.

4. Лютова К. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными агрессивными, тревожными и аутичными детьми.-СПб.: Речь, 2005.

5. Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.-Ростов н/Д.: «Феникс».

6. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3−9 лет.- М.: Генезис, 2003.

7. Фопель К. Чтобы дети были счастливы. М. :Генезис, 2005.

8. Добровольность участия при четком определении своей позиции (не хочешь говорить или выполнять какое-нибудь задание не делай этого, но сообщи об этом с помощью условного знака).

9. Не существует правильных и неправильных ответов. Правильный ответтот, который на самом деле выражает твоё мнение.

10. Анонимность рассказываемых ситуаций, случаев из жизни и т. п. Нельзя превращать занятия в классный час по разбору поведения кого-либо.

11. Лучше промолчать, чем говорить не то, что ты думаешь, или просто врать.

12. Нельзя давать оценку выступления другого участника, если он сам тебя об этом не просит.

13. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. М., 1991. — С. 300.

14. Агеев В. В., Давыдов В. В., Рубцов В. В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. № 4. -С.77−86.

15. Адлер А. Беспризорные дети, лишенные родительского попечительства. М., 1991. — С. 134−142.

16. Айзенк X. Психологические теории тревожности. // Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001. — С. 224−247.

17. Александров A.A. Нарушения поведения детей и подростков (особенности клиники, терапии и социальной адаптации). M., 1981.-С. 126 132.

18. Алемескин М. А. Воспитательная работа с подростками. М.: Знание, 1979.-С.29−30.

19. Альманах психологических тестов. M., 1995.-С.24- 33.

20. Анастази А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении. М.: Апрель-Пресс, Эксмо-пресс. 2001. -С. 391−412.

21. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1980. — С. 416.

22. Андреева А. Д. Особенности отношения к учению подростков и старших школьников. Автореф. дис. к. психол. н. М., 1989. — С. 20.

23. Анисимова И. В. Особенности психического развития детей в интернатных учреждениях. // Социальные проблемы сиротства: Сб.ст. / Отв. ред. И. Ф. Дементьева. М.: ИС, 1992. — С.45−62.

24. Аркелов Г. Г., Лысенко Н. Е., Шотт Е. К. Психологический метод оценки тревожности // Психологический журнал, 1997. Т. 18, № 2. С. 102−113.

25. Асмолов А. Г. Психология личности. M., 2000.-C.33−39.

26. Астапов В. М. Тревожность у детей. M.: Pense, 2001. — С. 160 .

27. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги //Психологический журнал. 1995. -№ 5.-С. 111−117.

28. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2001. С. 49.

29. Бардышевская М. К. Дети с недостатком эмоциональных привязанностей. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. М.: ТОО «Симе», 1995.-С.78.

30. Баскакова И. Л. Внимание дошкольника, методы его изучения и развития. Изучение внимания школьника. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -С. 64.

31. Баскакова И. Л. Экспериментальное исследование устойчивости внимания подростков учащихся массовой и вспомогательной школ. -Автореф. дисс. к. психол. н. — М., 1968. — С. 19.

32. Баттерворт Д., Харрис М. Принципы психологии развития. М., 2001.-С.88.

33. Берне Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.-С.98.

34. Библер В. С. Школа диалога культур. // Советская педагогика. 1988 -№ 11.-С. 122−125.

35. Битянова М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. С-Пб.: Питер. 2004.-С.144.

36. Блок методик для диагностики тревожности. Архангельск: ИПП «Правда Севера», 1995.-С.77.

37. Блонский П. П. Избранные педагогические труды. М., 1986.-С.79.

38. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал, 1996. Т. 17, № 4. С. 64−74.

39. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968, — С. 464.

40. Божович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад. — 1995.-С.212.

41. Божович Л. И. О культурно-исторической концепции Л. С. Выготского и её значении для современных исследований психологии личности. // Вопросы психологии. 1988. — № 5. — С. 108−116.

42. Божович Л. И. Формирование личности в онтогенезе. М.: 1991.-С. 132.

43. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Междунар. пед. академия. 1994.-С.68−72.

44. Бороздина Л. В. Что такое самооценка? // Психологический журнал, 1992. Т. 13. № 4.-С. 99−100.

45. Бороздина Л. В., Залученова Е. А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и уровня притязаний // Вопросы психологии.- 1993.-№ 1. С. 104−103.

46. Боулби Д. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. — С.228.

47. Брагина H.H., Доброхотова Т. А. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. М., 1997.-С.79.

48. Братусь Б. С. Опыт обоснования гуманитарной психологии. // Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 9−16.

49. Брутман В. И. Раннее социальное сиротство как комплексная медико-социально-педагогическая проблема. М.: АСОПИР, 1994. — С. 68.

50. Бугрименко Е. А., Эльконин Б. Д. Знаковое опосредствование в процессах формирования и развития. // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. -1994,-№ 4-с. 27−35.

51. Бурлачук Л. Н., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. М., 1999.-С.39.

52. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. Книга для учителей и родителей. М. Просвещение, 1992.-С.89−92.

53. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1998.-С. 112−114.

54. Быков A.B., Шульга Т. И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки детей и подростков. М.: У РАО, 2001.-С.66−72.

55. Вавилова JI.H. Коррекция девиаитного поведения у воспитанников детского дома. Автореф. дис. к.п.н. Калининград, 2000. — С.21.

56. Вейнингер О. Пол и характер. М., 1992.-С.77−79.

57. Велиханова Н. Ф. Психолого-педагогическая реабилитация социально дезадаптированных детей и младших подростков в условиях школы-интерната: Автореф. дис. к. п. н. Коломна, 2000. — С. 18.

58. Ветрова В. В. Уроки психологического здоровья. М.: Пед. об-во России, 1999.-С.44−47.

59. Возрастная психология, /ред. Мухина B.C. -М.: ИЦ «Академия», 1997.-С.123−125.

60. Возрастные стандарты социализации детей-сирот / Авторский коллектив сотрудников НИИ детства РДФ. М., 1999.-С.24−29.

61. Волокитина М. Н. Очерки психологии младших школьников. М.: Педагогика, 1955.-С.88.

62. Воспитание и развитие детей в детском доме: Хрестоматия / Ред.-сост. Н. П. Иванова. М., 1996.-С.78.

63. Воспитание разновозрастного коллектива: Из опыта работы воспитателей семейной группы детского дома № 1 г. Омска. Омск, 1989. -С. 8.

64. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. -СПб.: СОЮЗ, 1997.-С. 96.

65. Выготский JT.C. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997 -С.224.

66. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка. // Вопросы психологии. 1966. — № 6. — С. 62−76.

67. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 512−756.

68. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск: УГУ, 1996. — С.296.

69. Выготский Л. С. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1999. — С. 144.

70. Выготский JI.C. Мышление и речь. Психологические исследования. -М.: Лабиринт, 1996.-С.416.

71. Выготский Л. С. Педагогическая психология. / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1996.-С.536.

72. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка. // Вестник МГУ. Сер. 14. 1991. — № 4. — С. 5−20.

73. Выготский Л. С. Проблемы возрастной периодизации развития// Вопросы психологии. 1972. -№ 2. — С. 114−123.

74. Выготский Л. С. Психология развития как феномен культуры. Избранные психологические труды. / Под ред. М. Г. Ярошевского. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. -С.512.

75. Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. // Хрестоматия по вниманию. / Под ред. А. Н. Леонтьева, A.A. Пузырея, В. Я Романова. М.: МГУ, 1976. — С. 185−218.

76. Выготский Л. С. Собр. Соч. в 6 тт. — Т. З. Проблемы развития психики, Т.4 Детская психология. / Под ред. Д. Б. Эльконина. — М.: Педагогика, 1984.С.122.

77. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. 4. Детская психология. — С. 433.

78. Выготский Л. С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л.: Гос. учеб.-пед. изд-во, 1935. — С. 134.

79. Выявление и устройство детей и подростков, оставшихся без попечения родителей в 2001 году. Аналитическая справка. // Вестник образования России. 2002. — № 16. — С. 8−17.

80. Галигузова Л. Н. Проблемы социальной изоляции детей / Вопросы психологии. № 3. — С. 101−116.

81. Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю., Царегородцева Л. М. Психологические аспекты воспитания детей в домах ребенка и детских домах // Вопросы психологии. 1990. № 6. С. 135−138.

82. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. -М.: МГУ. 1985.-С.94.

83. Гоголева А. В. Беспризорность: социально-психологический и педагогический аспекты. Российская академия образования.-М, Воронеж: МОДЭК: МПСИ.-2004.464с.

84. Горьковская И. А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков. // Психологический журнал 1994; № 2. — С. 57−65.

85. Государственный доклад. О положении детей в Российской Федерации. 2002 год. М., 2002.-С.66−72.

86. Грановская P.M. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997.

87. Гуров В., Шинкаренко Н. «Открытая» школа и социально-педагогическая работа с детьми // Воспитание школьников. М.: Школа-пресс, 1994. -№ 2. — С. 6−9.

88. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. -С.544.

89. Дармодехин С. В. Семья и государство // Педагогика. 1999. — № 1. — С. 3−9.

90. Дебесс М. Подросток. СПб.: Питер, 2004.-С.77.

91. Дементьева И. Ф. Социальная адаптация детей-сирот: Современные проблемы и перспективы в условиях рынка // Социальные проблемы сиротства: Сб. ст. / Отв. ред. И. Ф. Дементьева. -М.: ИС, 1992. С. 5−19.

92. Дети социального риска и их воспитание. / Под ред. J1.M. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003.-С.77−83.

93. Дети улиц. СПб.: Комитет по делам семьи, детства и молодежи. -2000.-С.45−47.

94. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития (А.Е. Стребелева, A.A. Северный, В. И. Брутман и др.) / Под ред. Е. А. Стребелевой. Ин-т коррекц. педагогики РАН. М.: Полиграф сервис, 1998.-С.334.

95. Добрович А. Б. Роль, предопределяемая для ребенка взрослыми // Воспитание школьников. М. Школа-пресс, 1992, № 3−4. — С. 29−31.

96. Дружинин В. Н. Психология семьи. М.: КСП, 1996.-С.59.

97. Дубровина И. В. и др. Психологическая реабилитация детей и подростков. -Калуга: ИУУ, 1994. С. 33−44.

98. Дубровина И. В. О проблемах развития воспитанников детских домов и школ-интернатов. // Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Вып.4. М., 1995. — С. 5−8.

99. Дубровина И. В. Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи. // Психическое развитие воспитанников детского дома. / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. — С. 8−22.

100. Дубровина И. В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. М., 1991.-С.112.-114.

101. Дубровина И. В., Лисина М. И. Особенности психологического развития детей, воспитывающихся вне семьи. // Возрастные особенности психического развития детей. М., 1982.-С.79.

102. Дубровина И. В., Рузская А. Г. Психологическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990.-С.80.

103. Дудченко О. Н., Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности // Социологические исследования. 1995. — № 6. — С. 34−48.

104. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1993.-С.195.

105. Запорожец A.B. Психология действия. М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. -С. 736 .

106. Захаров А. И. Детские неврозы (психологическая помощь родителям). СПб.: Респекс, 1995.-С.69.

107. Захарова A.B., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В. В. Давыдова, И. Ломпшера, А. К. Марковой.-М., 1982.-С. 152−156.

108. Захарова A.B. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии, 1989. № 1.-С. 54−57.

109. Зелуганова Е. А. Соотношение самооценки и уровня притязаний, и его влияние на личностные особенности. -М, 1995.-С.62.

110. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1990.-С.98.

111. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — С.304.

112. Иванников В. А. Подходы к профилактике социального сиротства // Сироты России: право ребенка на семью. Сб. ст. материалов общероссийской конференции (Ассоциация детских психиатров и психологов). М., 2001. -С.80−92.

113. Иванников В. А. Программа «Дети-сироты»: итоги и задачи. // Проблемы социального сиротства: причины, предупреждение, пути решения. Белгород, 2002. — С. 57−62.

114. Изард К. Е. Психология эмоций.-СПб.: Питер, 1999.-С.129−134.

115. Илешева Р. Г. Нарушения поведения у детей и подростков. Алма-Ата: Наука Каз. ССР, 1990.-С.36−37.

116. Инновации в работе специалистов социально-педагогических учреждений. // Л. Я. Олиференко, Е. Е. Чепурных, Т. И. Шульга, A.B. Быков. -М.: Полиграф сервис, 2001, — С. 256.

117. Казакина М. Г. Самооценка личности школьника и педагогические условия ее формирования. Л., 1981.-С.99−100.

118. Канунников Р. И. Развитие эмоциональной сферы и ее динамика у детей, воспитывающихся в детских домах: Автореф. дисс. к. психол. н. -Казань: КГПИ, 2001.-С. 22.

119. Карабанова O.A. Возрастная Психология. Конспект лекций. М.: Айрис-Пресс, 2005.-С.88−89.

120. Карандашев В. Н., Лебедева М. С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию методики Ч. Спилбергера. -СПб.: Речь, 2004.-С.39−40.

121. Карандашев Ю. Н. Проективные представления у детей начальный этап становления познавательной рефлексии. Дисс. к. психол. н. -JL: ЛГПУ, 1975.-С.144.

122. Карасева Н. И. Психологические особенности развития коммуникативных способностей у подростков, оставшихся без попечения родителей. Дисс. к. психол. н. Киев, 1991. — С. 112.

123. Катрич Г. И. Становление рефлексивной самооценки в младшем школьном возрасте. // Дисс. к. психол. н. M., 1994.-С.88.

124. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983. — С. 367.

125. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. М., 1991.-С.65−67.

126. Ковалев C.B. Психология современной семьи. M.: Просвещение, 1988.-С.65.

127. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-экономические проблемы / Л. М. Шипицына. Е. И. Казакова, A.M. Витковская и др. / Под ред. Л. М. Шипицыной, Е. И. Казаковой. СПб.: Ин-т спец. педагогики и психологии, 2000. — С. 106.

128. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. M., 1984.-С.49.

129. Кон И. С. Психология ранней юности.-М.: Просвещение, 1989.-С.98.

130. Кон И. С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. / АН СССР. Ин-т этнографии им. H.H. МиклухоМаклая. М.: Наука, 1988. -С. 269.

131. Кондратьев М. Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М. Воронеж, 1991.-С.76.

132. Концепция предупреждения социального сиротства и развития общеобразовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Под ред. J1.M. Шипицыной. Спб., 2000.-С.88.

133. Кочарян Г. С., Кочарян A.C. Психотерапия семейных конфликтов. М., 1988.-С.45.

134. Кочубей Б. И. Мужчина и ребенок. М.: Знание, 1990.-С.59.

135. Кочубей Б. И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника // Психологическое консультирование в школе. Пермь: Зап.-Урал. учебно-научный центр. 1993.-С.79.

136. Кравцова Е. Е., Нуруханова A.A., Степанова В. В. Развитие воображения и коррекция детей с трудностями поведения. Смоленск, -1992.-С.50.

137. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. СПб.: Питер, 2004;С.88−93.

138. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. М.: Медицина, 1991.-С.99−101.

139. Крыгина С. Н. Особенности психологической защиты подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, в ситуации общения со сверстниками из семей: Автореф. дис. к. психол. н. М., 1993.-С.29−32.

140. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Уч. пос.-М.: УРАО, 1997.-С. 176.

141. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека. М., 2001.-С.89−92.

142. Лавров О. В., Нечаев A.B. Возможные механизмы рефлексии и их роль в творческой деятельности // Интеллектуальные системы и творчество. -Новосиб., 1990.-С.56−61.

143. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. // Эмоциональный стресс. М., 1970.-С.72.

144. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984. — С. 334.

145. Лаптиева Р. П. Психологические особенности переключения внимаЕшя в мыслительной деятельности учащихся массовой и вспомогательной школ. //Дисс. к. психол. н.-М., 1985.-С. 153.

146. Леви В. Нестандартный ребенок. М.: Знание, 1988.-С.59.

147. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. -№ 1. С. 131−137.

148. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М.: Просвещение, 1988.-С.175.

149. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.-С.212.

150. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. -Т.1. М.: Педагогика, 1983. — 391с.- - Т.2. — М.: Педагогика, 1983. — С.320.

151. Липкина А. И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976.-С.87.

152. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.-С.65.

153. Личко А. Е. Подростковая психиатрия. Л.: Медицина, 1985.-С.71.

154. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. / Ред.-сост. B.C. Мухина. М.: Просвещение, 1991. — С. 222.

155. Майерс Д. Социальная психология. М., 1998.-С.215.

156. Макшанцева Л. В. Тревожность и возможности ее снижения у детей, начинающих посещать детский сад. // Психологическая наука и образование, 1998, № 2. -С. 122−124.

157. Маликов Л. В. Психологические особенности эмоционального взаимодействия младших подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа: Автореф. дисс. к. психол. н. М.: МГПУ, 1997. — С. 18.

158. Матейчик 3. Родители и дети. Книга для учителя: пер. с чешек. М.: 1992.-С.89.

159. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии. Пермь: ПГПИ, 1968.-С.94−96.

160. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.-С.81−83.

161. Микляева A.B., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, коррекция, развитие. СПб.: Речь, 2004.-С.54−56.

162. Минкова Э. А. Особенности личности ребенка, воспитывающегося вне семьи / Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. -M.: ТОО «Симе», 1995.-С.98.

163. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте (в соответствии с МКБ-10). М.: Смысл, 2003. — С. 358.

164. Морозова Е. И. Проблемные дети и дети-сироты. Советы воспитателям и опекунам. М.: «ЭНАС», 2002.-С.64.

165. Мулюкина О. М. Психопрофилактическая тревожность у старшеклассников. Калуга, 1994. — С. 67.

166. Мухина B.C. Возрастная психология. Учеб. для студентов вузов / Ин-т «Открытое общество» (Фонд Сороса). M.: Akademia, 1997. -С. 431.

167. Мухина B.C. Дети детских домов и школ-интернатов о себе. // Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. М., 1989. — С. 191−227.

168. Мухина B.C. Феноменология развития бытия личности. Избр. психол. тр.- М. Воронеж, 1999. — С. 640.

169. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности // Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001.-С.73.

170. Наенко Н. И. Психологическая напряженность. -М., 1976. С. 105.

171. Наумова Н. М. Исследование структуры самоотношения подростков и ее психологическая коррекция. Калуга, 1999. — С. 104.

172. Немов P.C. Психология. В 3-х тт. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

173. Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения. Л., 1983. -С. 167.

174. Немчин Т. А. Развитие учения о психических состояниях // Психические состояния. СПб., Питер, 2001.-С.66.

175. Никитина A.B. Проблемы в общении тревожных подростков // Психология XXI в.: Тез. междунар. межвуз. н.-пр. студ. конф. СПб., 2000.-С.88.

176. Никольская И. М., Грановкая P.M. Психологическая защита у детей. -СПб.: Речь, 2000. С. 507.

177. Носенко Э. Л. Эмоциональное состояние как опосредующий фактор влияния самооценки на эффективность деятельности // Психологический журнал, 1998. Т. 19, № 1.-С. 16−25.

178. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995.-С.54.

179. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996.-С.65.

180. Олиференко Л. Я., Шульга Т. И., Быков A.B. Социально-педагогическая детей поддержка группы риска: уч. пос. М.: Академия. 2002.-С.77−79.

181. Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением: Сб. науч.тр. / общ. ред. B.C. Мухиной. М.: Прометей, 1989. — С. 228.

182. Очерки о развитии детей, оставшихся без родительского попечения. Федеральная программа «Дети-сироты». МО РФ. Вып. 4. / Под ред. М.Н. ЛазутовойИ.В. Дубровиной, Э. А. Минкова, М. К. Бардышевской. М.: ТОО «СИМС», 1995.-С. 64.

183. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт. -М.: Смысл, 1993.-С.112−113.

184. Петровский A.B. Развитие личности и проблема ведущей деятельности // Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 77−82.

185. Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Психология. Словарь. М.: ИПЛ. 1990.-С.215.

186. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969.-С. 659.

187. Пиклер Э. Современные формы проявления госпитализма. // Особенности развития личности ребенка, лишенного родительского попечительства. Дети с отклоняющимся поведением. М. 1989. — С. 19−26.

188. Платонов К. К. Словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1984;С. 123.

189. Поливанова К. Н. Кризисы психического развития как предмет психологического анализа // Журнал психологического общества им. J1.C. Выготского. 2000. — № 1. — С. 44−57.

190. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. // Вопросы психологии. 1994. -№ 1. — С. 61−70.

191. Поливанова К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития (В логике культурно-исторической теории J1.C. Выготского) // Дисс. д. психол. н. М., 1999. — С.296.

192. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2001.-С. 165.

193. Пол, секс, человек / ред. Васецкого С. Г. М.: Мир, 1993.-С.49.

194. Популярная психология. / Под ред. А. С. Спиваковской. СПб: Союз, 1997.-С.137.

195. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. -Самара: Бахрах-М, 2000.-С.231.

196. Практическая психология в образовании/Ред.Дубровина И.В.-М.:ТЦ «Сфера», 1997. С. 89.

197. Преодоление трудностей социализации детей-сирот: Уч. пос. / Под ред. Байбородовой J1.B. Ярославль, 1997. — С. 196 .

198. Прихожан A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков. Автореф. дисс. к. психол. н. M., 1977.-С.85.

199. Прихожан A.M. Изучение личностной тревожности в контексте теории Л. И. Божович // Формирование личности в онтогенезе: Сб. науч. трудов. -М.: АПН СССР, 1991.-С.215.

200. Прихожан A.M. Причины, профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образование. 1998, № 2. С. 33−41.

201. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М., Воронеж: «МОДЭК», 2000.-С.65−67.

202. Прихожан A.M., Толстых H.H. Психология сиротства. М, СПб: «Питер», 2005.-С.245−249.

203. Прихожан A.M., Толстых H.H. Дети без семьи. М.: Педагогика, 1990. -С. 160.

204. Прихожан A.M., Толстых H.H. Лишенные родительского попечительства: Хрестоматия. М., 1990.-С.154−156.

205. Прихожан A.M., Толстых H.H. Работа психолога в учреждения интернатного типа для детей, оставшихся без попечения родителей // Рабочая книга школьного психолога. М., 1995.-С.78.

206. Прихожан A.M., Толстых H.H., Юферева Т. Н. Подростковый возраст // Психическое развитие воспитанников детского дома. М., 1990.-С.98.

207. Психическое развитие детей-сирот (по результатам психологического мониторинга). / Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб, 1996.-С.54−56.

208. Психодиагностика / ред. Бодалева A.A., Столина В. М. М., 1989.-С.39.

209. Психолог в учреждениях сиротского типа: опыт практической работы. -М., 2000.-С.129−131.

210. Психологические тесты в 2-х томах. / Под ред. Карелина A.A. М., 2000.-С.67.

211. Психологический словарь. / Ред. В. В. Давыдов и др. М.: Педагогика-Пресс, 1998.-С. 439.

212. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, A.B. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- НИИ ОПП АПН СССР. М.: Педагогика, 1983. — С.448.

213. Психология подростка: Хрестоматия / Сост. Ю. И. Фролов. М.: МГУ, РПА. 1997.-С.87.

214. Психология современного подростка. / Под ред. Регуш Л. А. СПб.: Речь, 2005. — С. 223−234.

215. Психология. Словарь.: Под ред. A.B. Петровского. М.: Политиздат, 1990.-С.99.

216. Рабочая книга школьного психолога. / ред. И. В. Дубровиной. М., 1991.-С.61.

217. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. -С.208 .

218. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб. Питер, 2000.-С.65.

219. Ратанова Т. А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы исследования личности: Уч. пос. М.: МПСИ, «Флинта», 2003.-С.46.

220. Раттер М. Помощь трудным детям / Ред. A.C. Спиваковской. М.: Прогресс, 1987.-С.74.

221. Реан A.A. Психология изучения личности. СПб.: Изд-во Михайлова В.А.- 1999.-С. 288.

222. Реан A.A. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Питер. 2000. -С.88.

223. Реан A.A. Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -СПб.: ПитерКом, 1999.-С.97.

224. Реан A.A., Дандарова Ж. К., Прокофьева В. А. Социальное сиротство в современной России. Аналит. доклад. М., 2002.-С.99.

225. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.-С. 149.

226. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994.-С.96.

227. Ришар Ж. Ф. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений. -М.: ИП РАН, 1998.-С.187.

228. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пос. в 2 кн. М.: Гум. Центр ВЛАДОС, 1998. — С.480 .

229. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. 1994.-С.143.

230. Романова Е. С., Гребенщиков Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи, 1996.-С.76.

231. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: Т.1. М.: Педагогика, 1976.-С.468.

232. Рубцов B.B. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. -М., 1987.-С.173.

233. Русинова В. Зависимость психического напряжения от некоторых характеристик личности // Актуальные вопросы психологии личности. М., 1988.-С.119.

234. Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети. // Дошкольное воспитание, 1996,№ 4.-С. 87−89.

235. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. М.: Изд-во института психотерапии. 2005.-С.219.

236. Семейное воспитание: Краткий словарь / Сост. И. В. Гребенников, J1.B. Ковинько.- М.: Политиздат, 1990.-С.311.

237. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина. -М.: Педагогика, 1989.-С.265.

238. Семья Г. В. Основы психологической защищенности детей-сирот при международном и национальном усыновлении. М.: УРАО, 2004. — С.24−51.

239. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития. // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 37−49.

240. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека. // Вопросы психологии. 1986. — № 6. — С. 14−22.

241. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе // Автореф. дисс. д. психол. п. М., 1994. -С. 78.

242. Смехов В. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье // Вопросы психологии. 1985, № 4. С. 81−92.

243. Снайдер Д. Практическая психология для подростков, или как найти свое место в жизни. -М., 1997.-С.119.

244. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: МГУ, 1989.-С.65.

245. Спилбергер Ч. Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревожности. // Стресс и тревога в спорте. / ред. ЮЛ. Ханина. -М.: 1983.-С.87.

246. Спилбергер Ч. Д. Подходы к изучению стресса и тревоги в спорте // Стресс и тревога в спорте. / ред. Ю. Л. Ханина. М., 1983.-С.87.

247. Степанов С. С. Попытка словаря трудностей. // Семья и школа, 1994, № 1.-С. 56−57.

248. Счастная Т. Н. О материнской депривации // Научные труды МПГУ.М.:Прометей, 1999.-С.

249. Фельдштейн Д. И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста. Хрестоматия по возрастной психологии. М.: Междунар. пед. академия. 1994.-С.83.

250. Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.-С.112.

251. Фоппель К. Как научить детей сотрудничать В 4 тт. — М.: Генезис. -1998.-С.65.

252. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика-пресс, 1993.-С.54.

253. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.-С.98.

254. Хабирова Е. Б. Тревожность и ее последствия // Ананьевские чтения -2003; (Тез. н.-практ. конф.). СПб., 2003.-С.49.

255. Ханин Ю. Л. Межличностная и внутригрупповая тревога в условиях значимой совместной деятельности // Вопросы психологии. № 5, 1991. — С. 55−58.

256. Хорни К. Тревожность // Тревога и тревожность. СПб.: Питер, 2001.-С.98.

257. Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред. O.A. Карабановой, А. И. Подольского, Г. В. Бурмененой. М., 1999.-С.71.

258. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М.- Рига, 1995.-С.69.

259. Черепанова Е. М. Психологический стресс. М., 1996.-С. 112.

260. Черников A.B. Интегративная модель семейной психотерапевтической диагностики. М., 1997. С. 197.

261. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1996.-С.87.

262. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. СПб., 2003.-С.97.

263. Чудновский В.Э.О некоторых «болевых точках» становления личности.// Психологический журнал, 2006, том 27, № 3, С. 8.

264. Шихи Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста. СПб.: Питер, 1999.-С.98−102.

265. Шипицына J1.M. Психология детей-сирот. Уч. пос. СПб., 2005.-С.298−302.

266. Шульга Т. И., Быков A.B. Психологическая служба в учреждениях социально-психологической поддержки. М., 2001.-С.88.

267. Шульга Т. Н., Олиференко Л. Я., Быков A.B. Социально-психологическая помощь обездоленным детям: опыт исследований и практической работы: учебное пособие. М., 2003.-С.121−123.

268. Шульга Т. Н., Слот В, Спаниярд X. Методика работы с детьми группы риска.-М.: 1999.-С.66−72.

269. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1989.-С.59.

270. Эльконин Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития. // Вопросы психологии. 1992. -№ 3−4. — С. 7−13.

271. Эльконин Б. Д. О феноменах переходных форм действия. // Вопросы психологии. 1994. -№ 1. — С. 47−54.

272. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-С.560.

273. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 1995. -С. 224.

274. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избр. психол. труды. М., 1989. — С. 60−77.

275. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды. / ред. Фельдштейна Д. И. М.: Институт практической психологии- - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. -С. 146.

276. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.С.53.

277. Bargh. J.A. Automatic and conscious processing of social information. // R.S. Wyer, Т.К. Srull (Eds.), Handbook of socialcognition. Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1984, p. 1−43.

278. Bruner J.S. The acts of meaning. Cambridge: Harvard University Press, 1990.

279. Children’s words and children’s language / Ed.: J. Cook. Gumperz. В., 1986.-487 p.

280. Cole V., Cole S. The development of children. New YorkSan Francisco: Scientific Am. Books, 1993.

281. Collins W.A. (ed.) Development during middle childhood: The years from six to twelve. Washington, DC: Natl. Acad. Press, 1984.

282. Eisert D.C., Kahle L.R. The development of attributions: An integration of probability and logic. Human development. 1986, Vol. 29, p. 61−81.

283. Fiske S.T. Taylor S.E. Social Cognition. New York: McGraw-Hill, Inc, 1991.

284. Hewstone M., Brown R. Contact and conflict in intergroup encounters. Oxford: Basil Blackwell, 1986.

285. Hewstone M., Jaspars J. Explanations for racial discrimination: The effect of group discussion on intergroup attributions. // European Journal of Social Psychology, 1982, Vol. 12, p. 1−16.

286. Hilton D.J. Conversational processes and causal explanation. Psychological Bulletin, 1990, Vol. 107, p. 65−81.

287. Human development. An introd. To the psychodynamics of growth, maturity and ageing / Ed.: E. Rayner. L., 1986. — 330p.

288. Kelley H.H., Michela L.J. Attribution theory and research. Annual Review of Psychology, 1980, Vol. 31, p. 457−501.

289. Kravzova E.E. Applying the principle of the unite of affect and reason in a Home Center for children. Invited paper at the Inter. Workshop «Social Interaction and Acquisition of Knowledge at school». Pisa, May 10−11, 1995.

290. Nisbett R.E., Ross L. Human inference: Strategies and shortcoming of social judgment. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1980.

291. Park B. A method for studying the development of impressions of real people. Journal of Personality and Social Psychology, 1986, Vol. 51, p. 907−917.

292. Park B., Fink C. Asocial relations analysis of agreement in liking judgments. Journal of Personality and Social Psychology, 1989, Vol. 56, p. 506−518.

293. Pelham W.E. Selective attention deficits in poor readers? Dichotic listening, speeded classification, and auditory and visual central and incidental learning tasks.//Child development. 1979, V.50, P. 1050−1061.

294. Personality psychology: Recent trends and emerging directions. / Eds.: D. Buss, N. Cantor. New York, etc.: Springier — Verlag, 1989. — 352 p.

295. Peterson A.F. Why children and young animals play: A new theory of play and its role in problem solving. C., 1988. — 57p.

296. Ross A.O. Psychological aspects of learning disabilities and reading disorders. New York: McGraw, 1976. — 191 p.

297. Ross L., Nisbett E.R. The Person and the situation. N.Y.: Perspectives of Social Psychology. McGraw-Hill Publishing Company. 1991, 286 p.

298. Sears. D. O, Peplau L.A., Taylor S.E. Social Psychology. Prentict Hall, Englewood. New Jersey, 1991. 660 p.

299. Tetlock P.E. Accountability: A social check on the fundamentel attribution error. // Social psychological guarterly. 1985, Vol. 48, N3, p. 227−236.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой