Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психомоторика. 
Дифференциальная психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сила и дифференцировка мышечного напряжения, как правило, отрицательно связаны между собой — большая сила препятствует точности движении. Особенно это касается тонкой моторики, где нужна четкость и точность дифференцировки мышечного напряжения малой силы. В целом различия в способности дифференцировать мышечное усилие появляются начиная с 18 лет: женщины гораздо успешнее мужчин дифференцировали… Читать ещё >

Психомоторика. Дифференциальная психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Результаты исследований проявления индивидуальных различий между мальчиками и девочками в моторной сфере приведен в табл. 3.1.

Таблица 3.7.

Половые различия в моторной сфере в детстве и юношестве

Возрастной период.

Мальчики.

Девочки.

2—4 года.

Половые различия отсутствуют.

4—5 лет.

—.

Меньшая утомляемость при выполнении нетяжелой работы.

С 6 лет и до взрослости.

Превосходство в силе мышц.

—.

До 15 лет.

—.

Хватательные движения и скорость движения пальцев.

Е. П. Ильин (2004) приводит факты: о преимуществе мальчиков в двигательной активности и их большей потребности в движении и о более раннем созревании моторики у девочек [7].

Характеристикой моторики взрослых женщин оказалась их более высокое проявление моторной эмоциональности (жестикуляция) по сравнению с мужчинами.

Женщины превосходят мужчин по скорости и точности зрительно-моторных реакций (18—21 год).

Однако приведенные результаты не позволяют считать, что половые различия в моторике возникают только во взрослые годы. Во-первых, эти данные относятся к разным проявлениям моторики, и, во-вторых, они противоречат данным Б. Г. Ананьева (1968) о более быстрых реакциях мужчин по сравнению с женщинами. Кроме того, в данных Гейманса имеется важная особенность — это несовпадение аутои гетеростереотипов (т.е. мнений о поведении представителей своего и противоположного пола).

При описании моторики взрослых испытуемых выделяли такие понятия, как эргографическнй индекс и эргограмма. Эрго-

графический индекс демонстрирует выносливость испытуемого: суммируется вся механическая работа, произведенная рядом сокращений мышц до наступления утомления. Эргограмма характеризует нервно-мышечную организацию человека.

По Е. А. Аркину, взрослые женщины имеют больший эргографический индекс, чем мужчины. В целом мужчины имеют преимущество там, где требуется максимальное напряжение, а женщины лучше выполняют умеренную, по продолжительную работу.

Тремор рук у мужчин характеризуется и большей частотой, и большей амплитудой, чем у женщин. В экспериментах Н. А. Розе (где принимали участие женщины и мужчины в возрасте 18—28 лет) выяснилось, что у мужчин были не только большие частота и амплитуда колебаний, но и более высокая степень асимметрии тремора [22]. Также были получены данные, свидетельствующие о преимуществе женщин, особенно молодых (тремор выступает как фактор и показатель координации при выполнении мелких движений и операций).

В целом на любую экстремальную ситуацию (связанную с вестибулярной или интеллектуальной, а также эмоциональной нагрузкой, как в случае с экзаменом) женщины реагируют более сильно, чем мужчины, но при этом и быстрее восстанавливают свои показатели до фонового уровня.

В отношении силы и дифференцированности мышечного напряжения выяснилось (исследования Е. П. Ильина; Ю. М. Уфлянда; В. Л. Шохрина), что правая рука у большинства испытуемых сильнее левой (скорее всего, потому, что среди взрослого населения гораздо чаще встречаются правши, чем левши), и у мужчин эта асимметрия выражена резче. В целом сила рук у мужчин значительно выше, чем у женщин, — разница составляет 30—10.

Перед экзаменом сила рук уменьшалась у всех испытуемых (по сравнению с фоновыми показателями) и после экзамена это уменьшение было более заметно у мужчин, особенно для левой руки (это можно было бы интерпретировать как показатель более сильной реакции на стресс у мужчин, так как у них была более выражена асимметрия силы обеих рук. У женщин же после перенесенного стресса (на экзамене) сила рук может даже возрастать, и у них снижается асимметрия силы обеих рук (хотя они также реагируют на стресс, как и мужчины, — увеличением этой асимметрии).

Как установлено Н. А. Розе, важное отличие женщин — не только меньшая степень асимметрии, но и меньшая вариативность в силе мышечного напряжения. У женщин различия в силе кисти рук были связаны с профессией: наибольшая сила наблюдалась у представителей тех профессий, где использовалась грубая моторика и наименее — там, где нужны были тонкие дифференцированные движения.

Обнаружились половые различия при воздействии нагрузки на вестибулярный аппарат, которая ведет к снижению силы мышечного напряжения: у юношей сила рук увеличилась, а у девушек — снизилась [22].

Сила и дифференцировка мышечного напряжения, как правило, отрицательно связаны между собой — большая сила препятствует точности движении. Особенно это касается тонкой моторики, где нужна четкость и точность дифференцировки мышечного напряжения малой силы. В целом различия в способности дифференцировать мышечное усилие появляются начиная с 18 лет: женщины гораздо успешнее мужчин дифференцировали мышечное напряжение, уступая им в силе этого напряжения, и это было связано с профессией. Большая успешность дифференцировки мышечного напряжения у женщин сопровождалась и меньшим тремором рук, что свидетельствует об их меньших энергетических затратах по сравнению с мужчинами. Мужчины лучше справляются с дозированием больших мышечных усилий, а женщины — малых, и эта закономерность проявляется и в период врабатываемости, и особенно ярко — в условиях утомления [2].

Б. Г. Ананьев выявил следующую закономерность: большей стабильности женского организма и женской психики (более быстрого восстановления после стресса), более широкого диапазона использования всех резервов организма психики при столкновении со стрессом у женщин как показатель их лучшей адаптивности (асимметрия появляется после симметрии, когда исчерпаны первоначальные ресурсы) и преимущества мужчин в реагировании на редко встречающиеся раздражители (большие и малые), а женщин — на часто встречающиеся средние показатели (отсюда — большей изменчивости мужчин и большей стереотипности поведения женщин) [1].

В свою очередь Н. А. Розе на основе результатов многолетних исследований сделала вывод о том, что динамика волевого усилия мужчин и женщин отличается большим своеобразием. У мужчин растет успешность волевого усилия и резко выражены подъемы и спады, у них высока степень асимметрии и вариативности, тремор невысок, что свидетельствует о меньших энергетических тратах (возможно, из-за большей силы).

У женщин же можно наблюдать плавное снижение показателей, успешность практически равная с мужчинами, но при меньшей степени асимметрии и вариативности и больших энергетических затратах [22].

Таким образом, мужчины и женщины добиваются равной успешности волевого усилия, но по разным причинам: мужчины — благодаря большей силе, а женщины — благодаря большим энергетическим затратам [2].

До экзамена у женщин более резко, чем у мужчин, снижается время удержания максимального мышечного усилия, а после экзамена успешность волевого усилия быстро восстанавливается, превышая даже фоновый уровень. У мужчин после экзамена успешность волевого усилия продолжает снижаться. По Л. А. Головей (1968), аналогичные данные были получены и по показателям асимметрии времени удержания волевого усилия.

Исследования В. П. Багрунова показали, что мужчины превосходят женщин по интеграции двух параметров психомоторики: скорости и точности, но уступают им в проявлении тренировочного эффекта (психомоторные функции лучше поддавались тренировке у женщин). Иначе говоря, мужчины меньше похожи друг на друга, женщины — более оригинальны в своих проявлениях, даже на уровне двигательных функции. Женщины же, мало отличаясь друг от друга, в различных ситуациях могут быть «непохожими на самих себя».

Очень важным является и вывод В. М. Аллахвердова о большей способности к тренировке стереотипных движений у женщин, а также преимуществе мужчин в освоении новых движений. Эти особенности мужчин и женщин необходимо учитывать при составлении программ их обучения моторике: в спорте, в профессиональном обучении и т. п.

Графические движения и динамический тремор считаются сложными движениями, в которых проявляется наивысший уровень регуляции центральной нервной системы. В них участвуют три двигательные характеристики: силовая, временная и пространственная (последняя играет главную роль (Н. А. Розе)) [22].

Исследования графических движений обнаружили проявление возбудимости в большей или в меньшей степени у обоих полов. Женщины были более экстратенсивны (т.е. рисовали линии с отклонениями вовне от эталонной линии), чем мужчины.

Исследованиями Э. Мира-и-Лопеца выявлено преимущество мужчин в определении пространственных отношений. Это отличие (в целом — в развитии зрительно-пространственных способностей) является одним из наиболее устойчивых в психологии половых различий, и его обычно связывают с особенностями строения и функционирования мозга мужчин и женщин.

Точность движении рук в условиях меняющегося положения тела — это более сложный вариант изучения точности движений рук. Уникальное исследование Н. А. Розе позволяет судить о половых различиях и о тенденциях, характерных для обоих полов в разные возрастные периоды. До 7 лет точность движений обеих рук выше у мальчиков, после 10 лет — у девочек, и их превосходство сохраняется до 30 лет.

Другие результаты из исследования Н. А. Розе говорят о том, что вариативность во всех возрастах от 2 до 30 лет выше у представителей мужского пола. Вообще у мужчин возрастные колебания точности движений, их вариативности, асимметрии рук более выражены, чем у женщин. Для первых характерно скачкообразное развитие, для вторых — более плавное изменение показателей.

Женщины склонны использовать механизм симметрии (так как точность обеих рук у них примерно одинакова), а мужчины — асимметрии (у них явно более точная правая рука) [22].

Эти результаты также вписываются в общую схему, предложенную Б. Г. Ананьевым при сравнении полов: изменчивость мужчин и стабильность женщин, а также использование мужчинами дополнительных адаптационных механизмов (асимметрии) там, где женщины обходятся основными (симметрией). Скачкообразное развитие мужчин и более плавное — женщин также является глобальной закономерностью, свидетельствующей о своеобразии полов.

Исследования лифтинга — рабочие движения по подъему тяжестей показали:

во-первых, существуют отчетливые половые различия в технике выполнения лифтинга (мужчины больше наклоняют туловище вперед, а женщины больше сгибают колени),.

во-вторых, следует говорить не о преимуществе какого-либо пола только о своеобразии: и мужчины и женщины имеют и преимущества и недостатки в координации и моторике.

Существуют убедительные факты влияния биологического фактора. По данным Д. Кимура, у женщин и мужчин имеются различия и мозговой локализации моторных функций. Организация сложных движений рта и рук представлены:

  • — у женщин в передних областях левого полушария (т.е. топографически близко к моторной коре);
  • — у мужчин — в задних отделах (т.е. в близости со зрительной системой).

юз Поэтому женщины имеют преимущества в тонкой моторике рук, а мужчины — в движениях, направленных на объекты, которые находятся на некотором расстоянии.

Однако другие факты не исключают и влияния личностных черт, которые формируются в результате гендерной социализации. Установлено что, когда существовал риск получить травму, испытуемые меняли технику лифтинга (подъема груза), и этот фактор был даже более мощным, чем искривление позвоночника. Если вспомнить, что женщины менее склонны рисковать, то можно предположить, что они будут более осторожны и своих движениях и рискованной ситуации. По-видимому, на сегодняшний день следует считать, что причиной различий в моторике у женщин и мужчин является совместное влияние биологических и социальных факторов.

Различия, определяющие своеобразие моторики у разных полов:

  • — в целом женщины уступают мужчинам в силе;
  • — женщины также обладают иным строением тела (в частности, по расположению силы тяжести);
  • — подражание представителям своего пола — сверстникам в взрослым.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой