Особенности обучаемости младших школьников с умственной отсталостью и задержкой психического развития
Диссертация
Мы рассматривали обучаемость испытуемых данной категории как свойство личности, основными показателями которого являются ориентировка в задании, восприимчивость к помощи, перенос усвоенных знаний на аналогичное задание. Такой подход к исследованию обучаемости способствует выявлению потенциальных возможностей умственного развития испытуемых на уровне межфункциональных связей. Материалы… Читать ещё >
Содержание
- Ввведение
- Глава I. Исследование проблемы обучаемости в современной психологии
- Глава 2. Задачи и методы исследования. Характеристика испытуемых
- 2. 1. Задачи и методы исследования
- 2. 2. Характеристика испытуемых
- Глава 3. Особенности обучаемости испытуемых экспериментальных групп
- 3. 1. Складывание фигур по методике Н. В. Яшковой «Треугольники»
- 3. 2. Результаты, полученные по методике В. М. Когана «Классификация объектов по двум признакам»
- 3. 3. Результаты, полученные по методике Т. В. Егоровой и Т. В. Розановой «Классификация изображенных предметов по одному признаку»
- 3. 4. Различия обучаемости учащихся младших классов с умственной отсталостью и задержкой психического развития
- 3. 5. Задачи развития обучаемости учащихся младшего школьного возраста с нарушенным умственным развитием
Список литературы
- Аббасов М.Г. Практическое овладение учащимися вспомагатель-ной школы пространственной ориентировкой// Дефектология.-1972.- № 6.-С.70−73.
- Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития /под ред. К.С. Лебединской-М.: Педагогика, 1982.-125с.
- Аксёнова Е.Б. Формирование саморегуляции у старших дошкольников с ЗПР в сюжетно-ролевой игре и на учебных занятиях: Дис.канд. психол. наук. — Н. Новгород, 1992 — 192с.
- Ананьев Б.Г. О развитии детей в процессе обучения /Советская педагогика. 1957.- № 7.- С. 12−24.
- Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки. Избр. пед. труды Т.П.-М., 1980.- 321с.
- Анастази А. Психологическое тестирование- Книга 1- Пер. с англ. /Под ред. K.M. Гуревича, В. И. Лубовского.-М.: Педагогика, 1982. -320с.
- Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989. -560с.
- Бгажнокова И.М. Особенности мыслительных операций у умственно отсталых школьников //Изучение, воспитание и обучение умственно отсталых детей, — М., 1984.- С. 101 -110.
- Блейхер В.М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. К.: Здоровья. 1986.-280с.
- Блонский П.П. Развитие мышления школьников. М.: Учпедгиз, 1985.-128 с.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964. — 547с.
- Брунер Дж. Исследования развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1971. — 89с.
- Брунер Дж. О познавательном развитии //Исследования развития познавательной деятельности. -М.: Педагогика, 1977. С. 25 — 99.
- Валлон А. От действия к мысли: очерк сравнительной психологии / Пер. с франц. Е. К. Андреевой и Ю. В. Жуковой. Под общ. ред. А. Н. Леонтьева. М.: Ин. лит, 1956. — 238с.
- Валлон А. Психическое развитие ребёнка.- М., 1967. 195с.
- Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. -М., 1969. 120с.
- Васильева E.H. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам.: Дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 1994. — 190с.
- Венгер A.A. и др. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М.: Просвещение, 1972. 143с.
- Венгер Л.А., Мухина B.C. Развитие мышления дошкольника //Дошкольное воспитание. 1974. — № 7.- С.30−32.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонением в развитии. М.: Просвещение, 1967. — 207с.
- Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей: Автореф. дис.. докт.психол.наук-М., 1972.-56с.
- Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления у учащихся /Под ред. И. С. Якиманской. М.: Педагогика, 1989. — 24с.
- Выгодская Г. Л. О соотношении слова и действия у умственно отсталых школьников //Специальная школа, вып. 6, 1959. С.13−19.
- Выготский JI.C. Проблемы умственной отсталости // Умственно отсталый ребёнок /Под ред. JI.C. Выготского и И. И. Данюшевского. М., 1935.-С. 6−34.
- Выготский JI.C. Избранные психологические исследования. М.: АПН РСФСР, 1956.-519с.
- Выготский JI.C. Развитие высших психических функций. М.: АПН РСФСР, 1960.-500с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2: Мышление и речь. -М.: Педагогика, 1982. 502с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 5: Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. — 366с.
- Выготский JI.C. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.: Учпедгиз, 1935. — 133с.
- Возрастные возможности усвоения знаний. /Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1966. 441с.
- Вопросы психологии способностей школьников. /Под редакцией В. А. Крутецкого. М.: Просвещение, 1964. 258с.
- Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Под ред. Д. Б. Эльконина и В. В Давыдова. М.: АГ1Н РСФСР, 1962.
- Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа. //Вопросы психологии. 1957. — № 6. — С.58−69.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий //Исследование мышления в советской психологии. /Отв. редактор Е. В. Шорохова. -М.: Наука, 1966. -С.236 277.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребёнка // М.: МГУ, 1985.-45с.
- Гальперин П.Я., Эльконин Д. Б. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. / Послесловие к книге Дж. Флейвела «Генетическая психология Жана Пиаже». М.: Просвещение, 1967. — С. 526 — 621.
- Гозова А.П., Кулагин Ю. А., Лубовский В. И., Петрова В. Г., Розанова Т. В. Изучение психического развития аномальных детей. // Дефектология. 1983. — № 6. — С. 3 — 16.
- Головина Т.Н. Группировка и анализ изображений сходных зоологических объектов умственно отсталыми учащимися. // Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. М.: АПН РСФСР, 1961. — С.54−76.
- Гузман Р.Я. Роль совместной деятельности в решении учебных задач. // Вопросы психологии. М. — 1980. — № 3. — С. 133 — 136.
- Гурова Л.Л. Психологический анализ решения задач. Воронеж, 1976.-327с.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М.: Просвещение, 1972.-423с.
- Давыдов В.В. Психическое развитие в младшем школьном возрасте. //Возрастная и педагогическая психология. /Под ред.А. В. Петровского. -М., 1963.-С. 66- 100.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986−230с.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников. / Под ред. Т. А- Репиной. М.: Просвещение, 1987. — 190с.
- Демьянов Ю.Г. Некоторые теоретические вопросы сенсорно-перцептивных нарушений. // Сенсорные и интеллектуальные аномалии и пути их преодоления. JI. — 1984. -С. 65 — 79.
- Диагностика умственного развития дошкольников. / Под ред.
- JL А. Венгера.- М.: Педагогика, 1977. 247с.
- Дмитриева Е.Е. Особенности формирования коммукативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития. //Шестилетние дети: проблемы и исследования. Межвуз.сб.научн.тр., -Н.Новгород, 1993 С. 73 — 82.
- Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательнойшколе. М.: Педагогика, 1969. — 213с.
- Дульнев Г. М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. /Под ред. Т. А. Власовой и В. Г. Петровой.- М.: Просвещение, 1981−176с.
- Дьяченко Н.З., Шардаков М. Н. Развитие у дошкольников мыслительного процесса систематизации. // Мышление детей. Т. 159. -Л., 1958.-С.267 — 289.
- Егорова Т.В. Особенности познавательных процессов у младших школьников с пониженной обучаемостью. Автореф.дис. канд.пед.наук. М., 1963.- 14с.
- Егорова Т.В., Лонина В. А., Розанова Т. В. Развитие наглядно-образного мышления у аномальных детей. // Дефектология. 1975. — № 4.- С. 1 — 15.
- Егорова Т.В. Особенности мышления. // Обучение детей с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1981. — С. 22 — 34.
- Своеобразие мыслительной деятельности. // Дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1984. — С. 70 — 106.
- Зак А. З. Психологические особенности рефлексии у детей младшего школьного возраста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1976−16с.
- Замский Х.С. История воспитания и обучения умственно отсталых детей. -М.: Просвещение, 1986. 159с.
- Замский Х.С. История олигофренопедагогики. М.: Просвещение, 1980.-398с.
- Занков Л.В. Об исследовании умственно отсталого ребёнка. М.: Учпедгиз, 1934.-44с.
- Занков Л.В. Мышление и воображение. // Психология умственно отсталого ребёнка. М.: Учпедгиз, 1939. — С. 45 — 54.
- Запорожец А.В. Некоторые психические вопросы сенсорного восприятия. // Сенсорные восприятия школьника. М.: Просвещение, 19 631. С. 30 56.
- Запорожец A.B., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. // Развития познавательных процессов. М.: Просвещение, 1964— 352с.
- Запорожец A.B. Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей (на материале глухонемых детей). // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: МГУ, 1980. — С. 228 — 244.
- Запорожец A.B. Избранные психологические труды. Т.1. — М.: Педагогика, 1986. — 320с.
- Иванова А.Я. Обучающий эксперимент как принцип оценки умственного развития детей. // Психологические исследования. М.: МГУ, 1976.-97с.
- Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представления и воображения. М.: АПН РСФСР, 1956. — Вып.76. — С. 3 — 17.
- Исследование личности и познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. / Под ред. В. Г. Петровой. М., 1980. — 81с.
- Кабанова-Меллер E.H. О неадекватном переносе приёмов в учебной деятельности. // Вопросы психологии. 1973. — № 3. — С. 64 — 72.
- Калмыкова З.И. Некоторые типические особенности мыслительной деятельности неуспевающих школьников. / В кн: Дети с временными задержками развития. М.: Просвещение, 1971. С. 132 — 138.
- Калмыкова З.И. Обучаемость и принцип построения методов её диагностики. / В кн: Вопросы диагностики умственного развития учащихся.-Таллин, 1975.-С. 10−39.
- Калмыкова З.И. Вопросы диагностики умственного развития школьников. /В кн.: О диагностике психического развития личности. -Таллин, 1974. С. 21 — 34.
- Костюк Г. С. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1988.-303с.
- Кудрявцева Е.М. Развитие анализа зрительно воспринимаемыхпредметов у детей-олигофренов. // Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. М.: АПН РСФСР, 1961. — С. 69 — 80.
- Кудрявцев Т.В., Якиманская И. С. К проблеме изучения технического мышления. // Вопросы психологии. 1964. — № 4. — С. 3 — 20.
- Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления (процесс и способы технических задач). -М.: Педагогика, 1975. 304с.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. -М.: МГУ, 1985.-168с.
- Лебединский В.В. Задачи патопсихологической диагностики в детском возрасте. /В кн.: О диагностике психического развития личности.-Таллин, 1974.- С. 48 54.
- Лебединская К.С., Марковская И. Ф., Ростягайлова Л. И. Клинико -нейропсихологическое исследование задержки психического развития. / В кн.: Проблемы медицинской психологии. М.: Медицина, 1976. — 217с.
- Леонтьев А.Н. Проблема развития психики. М.: МГУ, 1 972 575с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. — 304с.
- Липкина А.И. Анализ и синтез при познании предметов учащимися вспомогательной школы. / Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы. М.: АПН РСФСР, 1953. — С. 73 — 94.
- Ломов Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. М.: Педагогика, 1991. -295с.
- Лоскутова В.Н., Седельникова Г. Н. Особенности детей с задержкой умственного развития в отличие от детей-олигофренов. / В кн.: Дети с временными задержками развития. М.: Просвещение, 1971. — С. 121 — 124.
- Лубовский В.И. Особенности высшей нервной деятельности детей с нарушением темпа развития. / В кн.: Дети с отклонением в развитии (отграничение от сходных состояний). М., 1966.
- Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей. // Дефектология. 1971. — № 6. — С. 15 — 19.
- Лубовский В.И. Области применения психологической диагностики и специфические требования к методикам в разнообразных областях. /В кн.: О диагностике психического развития личности. Таллин, 1974. -С. 66 — 76.
- Лубовский В.И., Яссман Л. В. Применение сюжетных картинок в диагностике психического развития. Таллин, 1977. — С. 83 — 99.
- Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей (в норме и патологии). М.: Просвещение, 1978. — 222с.
- Лубовский В.И. Выявление нарушений развития как задача психодиагностической диагностики в школе. / В кн.: Психодиагностика в школе. Таллин, 1980. — С. 39 — 46.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. — 10с.
- Лунге А. О связи способности к рассуждению с успеваемостью. /В кн.: Вопросы педагогической психодиагностики. Таллин, 1976. — С.55−70.
- Лупандин В.М. Особенности психопатологического анализа лёгких форм умственной отсталости. / В кн.: Вопросы ранней диагностики психических заболеваний. М. — 1978. — С. 5 — 20.
- Лурия А.Р. Об изменении психологических функций в процессе развития ребёнка. // Вопросы психологии. 1962. — № 3. — с. 15 — 22.
- Лурия А.Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребёнка. Экспериментальное исследование. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956−94с.
- Лурия А.Р. Роль речи в психическом развитии ребёнка. //Вопросы психологии. М. — 1956. — № 5. — с. З — 17.
- Лурия А.Р. Роль слова в формировании временных связей в нормальном и аномальном развитии. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1955. — 18с.
- Лутонян Н. Г. Возрастная динамика процессов памяти у детей с
- ЗПР: Дисс. .канд. психол. наук.- М., 1977. 152с.
- Люблинская A.A. Мышление ребёнка. Автореф.. дисс. докт. психол. наук. Л., 1958. — 23с.
- Люблинская A.A. Очерки психологического развития ребёнка. -М.: Просвещение, 1965. 365с.
- Марковская И.Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития. // Дефектология. 1977. — № 6. -С. 3−11.
- Менчинская H.A. Проблемы учения и умственного развития школьников. -М.: Педагогика, 1989. -218с.
- Минская Г. И. Переход от наглядно-действенного к рассуждающему мышлению: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1954. — 22с.
- Немов P.C. Психология. Общие основы психологии. М: Просвещение, 1995. — 572с.
- Немов P.C. Психология образования. М.: Просвещение, 1995.—491с.
- Непомнящая H.H. О конструировании диагностических методик /В кн.: Вопросы диагностики психического развития. Таллин, 1974. — С. 122 — 124.
- Непомнящая H.H. Системный метод диагностики психического развития детей. / В кн.: Психодиагностика и школа. Таллин, 1980. — С. 148 -150.
- Непомнящая H.H., Богоявленский Д. Б. Некоторые проблемы конструирования диагностических методик. / В кн.: О диагностике психического развития личности.- Таллин, 1974. с. 83 — 89.
- Новикова Б.Н. К исследованию обучаемости иностранному языку у детей с задержкой психического развития. Дефектология, 1978. — С. З -10.
- Обучение детей с задержкой психического развития. /Под ред.: Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, H.A. Никашиной. М.: Просвещение, 1981. -118с.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. / Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. — 343с.
- Отстающие в учение школьники (проблемы психического развития). /Под ред.З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, 1986−204с.
- Певзнер М.С., Лубовский В. И. Динамика развития детей-олигофренов. М.: Просвещение, 1963. — 223с.
- Певзнер М.С. Клиническая картина развития детей с задержками в развитии. // Дефектология, 1972. -№ 3 -С. 3−4.
- Певзнер М.С. Дети с временной задержкой общего развития. /В кн. Принципы отбора детей во вспомогательные школы. М.: Просвещение, 1973.-С. 96- 108.
- Певзнер М.С., Л.И. Ростягайлова, Е. М. Мастюкова. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М.: Педагогика, 1982. — 100с.
- Переелени Л.И. Механизмы нарушения восприятия у аномальных детей: психофизиологическое исследование. М.: Педагогика, 1984.-160с.
- Петрова В.Г. Влияние практических действий на процесс мышления умственно отсталых школьников. //Тезисы докладов IV научной сессии по вопросам дефектологии. М., 1962. — С. 191 — 194.
- Петрова В.Г. К проблеме потенциальных возможностей развития умственно отсталых школьников. // Проблемы психологии умственно отсталых детей. М., 196 С. 46 — 49.
- Петрова В.Г. Об изучении речи умственно отсталых школьников. // Конференция по совершенствованию методов исследования в специальной педагогике и психологии. М., 1979. — С. 66 — 68.
- Петрова В.Г. О влиянии помощи взрослого на мыслительную деятельность умственно отсталых учащихся младших классов. // Тезисы докладов V научной сессии по дефектологии. М.: Просвещение, 1967. — С. 315−316.
- Петрова В.Г. О некоторых особенностях актуализации знаний при решении грамматической задачи учащимися вспомогательной школы. //Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. М., 1961- С. 115−133.
- Петрова В.Г. О различных способах сочетания слова и наглядности в учебном процессе вспомогательной школы. М., 1956. — С. 116 -186.
- Петрова В.Г. Различие сходных объектов учащимися вспомогательной школы в зависимости от характера сочетания слова и наглядности. //Труды научной сессии по дефектологии. М.: АПН РСФСР, 1958. — С. 481 -485.
- Петрова В.Г. Речь умственно отсталых школьников. //Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. -М.: Просвещение, 1965. С. 129 — 216.
- Петрова В.Г. Роль педагогического воздействия в развитии мышления у умственно отсталых школьников. // Специальная школа.-Вып. 2.- 1967.-С. 77−81.
- Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. -М.: Просвещение, 1968. 160с.
- Петрова В.Г. Развитие речи и познавательная активность умственно отсталых школьников: Дисс.. докт. психол. наук. -М., 1975. 386с.
- Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М.: Просвещение, 1977. — 199с.
- Петрова В.Г. Проблемы обучения и развития умственно отсталых детей в специальной психологии. // Роль обучения в развитии психикидетей-олигофренов. M.- 1981. — С. 5 — 26.
- Петрова В.Г. Проблемы дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых детей. // Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников. М. -1986.-С. 5−21.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. -М.: Просвещение, 1969. 659с.
- Пиаже Ж. Роль действия в формировании мышления. //Вопросы психологии. 1965. — № 6. — С. ЗЗ — 51.
- Пинский Б.И. Влияние словесных объяснений и указаний на действия умственно отсталых школьников при переносе прошлого опыта //Умственное развитие учащихся вспомогательной школы. М.: АПН РСФСР, 1961.- С. 134- 146.
- Пинский Б.И. Зависимость действия учащихся вспомогательной школы от соотношения слова и наглядности. / В кн.: Психологические вопросы сочетания слова и наглядности в учебном процессе вспомогательной школы. М., 1956. — С. 47 — 115.
- Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. -М.: Просвещение, 1969.-152с.
- Пинский Б.И. Коррекционно воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. — М.: Педагогика, 1985.- 126с.
- По дьяков H.H. О формировании наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1973. — № 3. — С. 114 — 120.
- По дьяков H.H. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.- 272с.
- По дьяков H.H. Новые подходы к исследованию мышления дошкольников. //Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 105 — 117.
- Поперечная Л.Н., Коробейников И. А. Психологические и социальные проблемы ранней диагностики умственной отсталости. / В кн.: Экспериментальные исследования в патологии. М.- 1976. С. 182 — 194.
- Познавательные процессы: ощущения, восприятия. / Под ред. A.B.Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко.- М.: Педагогика, 1982. 336с.
- Психологические проблемы неуспеваемости школьников. / Под ред. Н. А. Менчинской. М.: Педагогика, 1971. — 270с.
- Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах. / Под ред. М. П. Кашина. М.: Просвещение, 1978. — 239с.
- Развитие учащихся в процессе обучения (I-II классы). / Под ред. Л. В. Занкова. -М.: АПНРСФСР, 1963.-291с.
- Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих детей. М.: Педагогика, 1978. — 232с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АПН СССР, 1958.- 147с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.-424с.
- Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого ребёнка. -М.: Просвещение, 1979. 192с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: АПН СССР, 1958.-147с.
- Сеченов И.М. Избранные произведения. М.: Учпедгиз, 1953.335с.
- Серебрякова Т.А. Общение со взрослыми как важнейшее условие развития познавательной активности у старших дошкольников. //Шестилетние дети: проблемы и исследования. Межвузовский сборник научных трудов. Н. Новгород: НГПУ, 1998 — 216с.
- Синев В.Н. Коррекция интеллектуальных нарушений у учащихся вспомогательной школы. Автореф.дисс.. докт.пед.наук. М., 1988. -44с.
- Смирнов A.A. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1987.- Т.2−342с.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. МГУ, 1985. — 230с.
- Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. М.: Просвещение, 1966. — 22с.
- Стадненко Н.М. Особенности мышления учащихся вспомогательной школы. Киев: Радянська школа, 1980. — 144с.
- Стребелева Е.А. Формирование наглядно-действенного мышления умственно отсталых школьников в процессе специального обучения: Дисс.. канд.пед.наук. -М., 1982. 179с.
- Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся. М.: Знание, 1983. — 96с.
- Тигранова Л.И. Умственное развитие слабослышащих детей. -М.: Педагогика, 1978. 95с.
- Ульенкова У.В. Об особенностях умозаключающего мышления у детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. М. -1958. — № 5,-С.98−108.
- Ульенкова У.В. К вопросу о генезисе самостоятельности мышления у детей дошкольного возраста. // Ученые записки Горьковского государственного института им. М.Горького. 1970. — Вып.89. — С.108 — 134.
- Ульенкова У.В. Исследование психологической готовности детей в школе. // Вопросы психологии. 1983. — № 4. — С. 62 — 69.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Изд. второе, испр. и доп. Н.Новгород.: НГПУ, 1994. — 230с.
- Усанова О.Н. Специальная психология. — М.: Педагогика, 1990.- 200с.
- Фишман М.Н. Интегративная деятельность мозга детей в норме и патологии. М.: Педагогика, 1989. — 130с.
- Шаумаров Г. Б., Зайдель Т. С. Применение стандартизованной психологической методики в диагностике и динамическом изучении детей с интеллектуальной недостаточностью. // Журнал невропатологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 1980. — № 3. — С. 395 — 398.
- Шванцара Иозеф и коллектив авт. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум, 1978. 388с.
- Шиф Ж.И., Петрова В. Г. Мышление умственно отсталых школьников. // Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. /Под ред. Ж. И. Шиф. М.: Просвещение, 1965. — 318с.
- Шиф Ж. И. Развитие научных понятий у школьников. М.: Педагогика, 1985 — 80с.
- Шиф Ж. И. Психологические вопросы обучения и воспитания аномальных детей. М.: Просвещение, 1965. — С. 139 — 153.
- Эльконин Д.Б. Детская психология. -М.: Учпедгиз, 1960. 328с.
- Эльконин Д.Б. К проблеме контроля возрастной динамики психического развития детей. / В кн.: О диагностике психического развития личности. Таллин, 1974. С. 129 — 144.
- Якиманская И.С. О механизмах создания чувственного образа. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М. -1972.-№ 2.-С. 9- 13.
- Якиманская И.С. О некоторых путях диагностики развития пространственного мышления у школьников. // Вопросы психологии. — 1971. — № 3. С. 84 — 96.
- Якиманская И.С. Индивидуально-психологические различия в оперировании пространственными отношениями у школьников. // Вопросы психологии. 1976. — № 3. -С. 69 — 82.
- Якиманская И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика, 1979.-144с.
- Ярошевский М.Г., Анциферова Л. И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии.- М.: Педагогика, 1974. 304с.
- Яшкова Н.В. К вопросу о наглядно-действенном мышлении глухих детей. //Специальная школа.- Вып. I. М.: Просвещение, 1968. — С. 105 -122.
- Fleshner Е. An attempt to develop the ability of abctacting in the course of teaching 18 Международный конгресс: обучение и умственное развитие, С.98−103.
- Hagen J., Barclay С. and Bettina Schwethem. Cognitive development of the learning- disabled child: in book: international review of research in mental retardation. Edited by Ellis N. R. volume 11- New -York, London, 1982. P. l-41.
- О Connor N., Hermelin B. Speech and thought in severe subnormal-ity.-London, 1963.
- KirK S., KirK W. Psycholinguistic learning disabilities: Diagnosis and remediation. Urbane, 1971. 198p.