Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятия «здоровье» и «болезнь» как уровень нормы и патологии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Негативное определение здоровья рассматривает последнее как простое отсутствие патологии и соответствие норме. Здесь норма рассматривается как синоним здоровья, а патология — болезни. Однако понятия нормы и патологии шире понятий здоровья и болезни. Норма и патология всегда континуальны, поскольку охватывают множество взаимопереходящих состояний. Здоровье и болезнь представляют собой дискретные… Читать ещё >

Понятия «здоровье» и «болезнь» как уровень нормы и патологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На социальном уровне функционирования человека норма и патология (расстройство) выступают в качестве состояний здоровья и болезни.

В науке существует два подхода к определению состояния здоровья: негативный и позитивный.

Негативное определение здоровья рассматривает последнее как простое отсутствие патологии и соответствие норме. Здесь норма рассматривается как синоним здоровья, а патология — болезни. Однако понятия нормы и патологии шире понятий здоровья и болезни. Норма и патология всегда континуальны, поскольку охватывают множество взаимопереходящих состояний. Здоровье и болезнь представляют собой дискретные, четко очерченные в своих границах состояния. Они связаны не с объективно регистрируемым отклонением от нормы, а с субъективным состоянием хорошего или плохого самочувствия, влияющего на выполнение нами повседневных функций в деятельности, общении и поведении.

Характеристика общего самочувствия оказывается центральным звеном разграничения здоровья и болезни. Здоровый человек благополучно себя чувствует и поэтому может выполнять повседневные социальные функции. Больной человек обладает плохим самочувствием и поэтому не способен выполнять повседневные социальные функции. При этом действительное наличие или отсутствие различных отклонений от нормы на биологическом уровне существования зачастую не становится определяющим для отнесения себя к здоровым или больным. Например, люди, употребившие алкоголь на вечеринке, имеют отклонения от «нормальных» параметров психического функционирования (находятся в так называемом измененном состоянии сознания), однако они не считаются больными до тех пор, пока у них не нарушается выполнение социальных функций. Получается, что понятие здоровья шире понятия нормы, а понятие болезни по содержанию отличается от понятия патологии. Данное обстоятельство привело исследователей к поиску позитивных концепций здоровья.

Позитивное определение здоровья не сводит последнее к простому отсутствию болезни, а пытается раскрыть его автономное от болезни содержание.

Общее определение здоровья, предложенное Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), включает такое состояние человека, при котором:

  • — сохранены структурные и функциональные характеристики организма;
  • — имеется высокая приспособляемость к изменениям в привычной природной и социальной среде;
  • — сохраняется эмоциональное и социальное благополучие.

Критерии психического здоровья по определению ВОЗ: осознание и чувство непрерывности, постоянства своего «Я» ;

  • — чувство постоянства переживаний в однотипных ситуациях;
  • — критичность к себе и к результатам своей деятельности;
  • — соответствие психических реакций силе и частоте средовых воздействий;
  • — способность управления своим поведением в соответствии с общепринятыми нормами;
  • — способность планировать свою жизнь и реализовывать свои планы;
  • — способность изменять поведение в зависимости от жизненных ситуаций и обстоятельств.

Исследователи Г. С. Абрамова и Ю. Л. Юдчиц выделяют следующие критерии психического здоровья, основанные на понятиях «адаптация», «социализация» и «индивидуализация» .

Понятие " адаптация" включает способность человека осознанно относиться к функциям своего организма (пищеварения, выделения и т. д.), а также его способность регулировать свои психические процессы (управлять мыслями, чувствами, желаниями). Пределы индивидуальной адаптации существуют, но адаптированный человек может жить в привычных для него геосоциальных условиях.

Социализация определяется по трем критериям, связанным со здоровьем человека. Первый связан со способностью человека реагировать на другого человека как равного себе (другой такой же живой, как и «Я»). Второй определяется как реакция на факт существования определенных норм в отношениях с другими и как стремление следовать им. Третий критерий как' человек' пережинает свою относительную зависимость от других людей. Для каждого человека существует необходимая мера одиночества, и если он эту меру переступает, то чувствует себя плохо. Мера одиночества — это своеобразная соотнесенность необходимости в независимости, уединенности от других и своего места среди своего окружения.

Индивидуализация, по К. Г. Юнгу, позволяет описывать становление отношения человека к самому себе. Человек сам создает в психической жизни свои качества, он осознает свою собственную неповторимость как ценность и не позволяет разрушить ее другим людям. Способность признавать и сохранять индивидуальность в себе и других — один из важнейших параметров психического здоровья.

Возможности адаптации, социализации и индивидуализации имеются у каждого человека, степень их реализации зависит от социальной ситуации его развития, идеалов нормального человека данного общества в данный конкретный момент. Однако можно заметить и недостаточность этих критериев для полного описания внутренней картины здоровья. Она, в частности, связана еще и с тем, что любой человек потенциально имеет возможность посмотреть на свою жизнь со стороны и оценить ее (рефлексия).

Анализ литературы по психологии здоровья позволил выделить три основные группы психологических факторов, коррелирующих со здоровьем и болезнью: независимые, передающие и мотиваторы (П. В. Ходырева).

Факторы, влияющие на болезнь и (или) здоровье.

Рис. 4. Факторы, влияющие на болезнь и (или) здоровье.

При оценке психологии здоровья важно различать понятия «состояние здоровья» и «самочувствие». Состояние здоровья — истинное положение дел в организме по данным врачебного осмотра. Самочувствие же субъективно и не всегда точно отражает объективное состояние здоровья. Неполнота искажения внутренней картины болезни возможна у маленьких детей (Д. Н. Исаев, 1996), а также в силу своеобразия структуры личности — нестабильности самооценки, «Я-образа» в целом и физического «Я», зависимости собственной самооценки от оценок других людей.

Ряд отечественных авторов (А. М. Громбах, А. Ш. Тхостов, В. В. Лебединский, Б. Д. Карвасарский) представили показатели психического здоровья, причем по данному параметру (с учетом жалоб на здоровье самого человека) выделяются четыре группы людей:

  • 1) совершенно здоровые (жалоб нет);
  • 2) легкие функциональные нарушения, эпизодические жалобы астено-невротического характера, связанные с конкретными психотравмирующими событиями, напряжение адаптационных механизмов под влиянием отрицательных микросоциальных факторов;
  • 3) лица с доклиническими состояниями и клиническими формами в стадии компенсации, стойкие астено-невротические жалобы вне рамок трудных ситуаций, перенапряжение механизмов адаптации (в анамнезе у таких людей неблагополучие беременности, родов, диатезы, травмы головы и хронические инфекции);
  • 4) клинические формы заболевания в стадии субкомпенсации, недостаточность или поломка адаптационных механизмов.

Таким образом, здоровье вообще и психическое здоровье в частности представляют собой динамическое сочетание различных показателей, тогда как болезнь, напротив, можно определить как сужение, исчезновение или нарушение критериев здоровья, т. е. как особый случай здоровья.

В определении болезни существуют две точки зрения: болезнь есть любое состояние, диагностированное профессионалом; болезнь есть субъективное ощущение себя больным. В первом случае болезнь рассматривается как оцениваемое по объективным признакам расстройство функционирования. Но по поводу многих болезней люди нс обращаются к профессионалам, да и объективных стандартов функционирования человека не существует (во многих случаях профессионалы не могут прийти к единому пониманию болезненного состояния). Второй подход тоже имеет свои ограничения: сообщаемое пациентом состояние скорее отражает его проблемы, а не само расстройство. К тому же при ряде тяжелых соматических состояний изменений самочувствия может и нс возникнуть (например, при туберкулезе).

Понятие болезни не столько представляет собой отражение объективного состояния человека, сколько выступает общим теоретическим и социальным конструктом, с помощью которого обычные люди и специалисты пытаются определить и понять возникающие нарушения здоровья. Содержание этого конструкта определяет видение причин и проявлений болезни, а также направление исследований и лечения различных расстройств. Другими словами, сначала .поли определяют, что считать болезнью, а затем начинают исследовать и лечить ее (рис. 5).

Конструкт болезни, характерный для европейской культуры.

Рис. 5. Конструкт болезни, характерный для европейской культуры.

Конструкт болезни предполагает такую последовательность: причина — дефект — картина — следствия. Он служит прообразом для выдвижения гипотез, объяснения нарушений и воздействия па причины. Увидев следствия и общую картину отклонений в психической деятельности или поведении, следуя конструкту болезни, можно предположить, что за этими внешними признаками кроется какой-либо дефект в самом человеке, вызванный, в свою очередь, определенными для такого дефекта причинами.

В современной медицине существует две модели болезни: биомедицинская и биопсихосоциальная.

В основе существующей с XVII в. биомедицинской модели болезни лежит изучение природных факторов как внешних причин заболевания. Биомедицинскую модель болезни характеризуют четыре основные идеи:

  • — теория возбудителя;
  • — концепция трех взаимодействующих сущностей — «хозяина», «агента» и окружения;
  • — клеточная концепция;
  • — механистическая концепция, согласно которой человек — это прежде всего тело, а его болезнь — поломка какой-либо части организма.

В рамках данной модели нет места социальным, психологическим и поведенческим причинам развития болезни.

Дефект (в том числе и психический), какими бы факторами он ни вызывался, всегда имеет соматическую природу, поэтому и ответственность за лечение здесь целиком и полностью возлагается только лишь на врача, а не на больного.

Биопсихосоциальная модель болезни сформировалась в конце 1970;х гг. Она основывается на системной теории, согласно которой любая болезнь есть иерархический континуум от элементарных частиц до биосферы, в котором каждый нижележащий уровень выступает компонентом вышележащего уровня, включает его характеристики и испытывает на себе его влияние. В центре этого континуума находится личность с ее переживаниями и поведением. Ответственность за выздоровление в биопсихосоциальной модели болезни полностью или частично возлагается на самих больных людей.

В основе модели лежит диада «диатез — стресс», где диатез — это биологическая предрасположенность к определенному болезненному состоянию, а стресс — психосоциальные факторы, актуализирующие эту предрасположенность. Взаимодействие диатеза и стресса объясняет любое заболевание.

В оценке состояния здоровья в рамках биопсихосоциальной модели ведущую роль играют психологические факторы. Субъективно здоровье проявляется в чувстве оптимизма, соматического и психологического благополучия, радости жизни. Это субъективное состояние обусловливают психологические механизмы, обеспечивающие здоровье:

  • — принятие ответственности за свою жизнь;
  • — самопознание как анализ своих индивидуальных телесных и психологических особенностей;
  • — самопонимание и принятие себя как синтез (процесс внутренней интеграции);
  • — умение жить в настоящем;
  • — осмысленность индивидуального бытия, как следствие — осознанно выстроенная иерархия ценностей;
  • — способность к пониманию и принятию других;
  • — доверие к процессу жизни. Наряду с рациональными установками, ориентацией па успех и сознательным планированием своей жизни необходимо душевное качество, которое Э. Эриксон называл базовым доверием: умение следовать естественному течению процесса жизни, где бы и в чем бы он ни проявлялся.

В рамках биопсихосоциальной парадигмы болезнь рассматривается как расстройство, угрожающее дисфункциейнеспособностью психобиологических механизмов выполнять свои функции в определенном социокультурном пространстве. При этом болезнью считается не каждое расстройство функционирования, но только то, которое становится причиной значимой для личности угрозы существованию в конкретных условиях среды. Следовательно, болезньэто далеко не всякое расстройство, а только такое, которое нуждается в изменении («имеется потребность в лечении»). Потребность в лечении считается существующей тогда, когда имеющиеся признаки отклонений (расстройства) наносят ущерб профессиональной работоспособности, повседневной деятельности, привычным социальным отношениям либо причиняют ярко выраженное страдание.

Поскольку состояние болезни предполагает особый социальный статус человека, не способного выполнять социальные функции в ожидаемом объеме, болезнь всегда оказывается связанной с ролью больного и ограничениями ролевого (социального) поведения.

Сегодня более предпочтительным становится термин " психические, личностные и поведенческие расстройства" , охватывающий различные виды нарушений, включая болезни в узком смысле слова.

Одна из важнейших биосоциальных категорий, интегрирующих представления об определенном виде (типе) жизнедеятельности человека — образ жизни. Она характеризуется особенностями повседневной жизни человека, охватывающими трудовую деятельность, быт, формы использования свободного времени, удовлетворение материальных и духовных потребностей, участие в общественной жизни, нормы и правила поведения (Д. Н. Давиденко).

В настоящее время доказано, что из суммы всех факторов, детерминирующих здоровье человека, 50—55% приходится на образ жизни.

Образ жизни включает три категории: уровень жизни, качество жизни и стиль жизни.

Уровень жизни — это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория).

Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологический аспект).

Стиль жизни — поведенческая особенность жизни человека, т. е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Наравне с вышеперечисленными понятиями, медики и психологи используют понятие «параметры жизни» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой